Виды ТО пожарных автомобилей: место и сроки проведения, порядок действий, разновидности
Виды ТО пожарных автомобилей
Пожарные автомобили, как и любые автомобили, проходят перед сдачей в эксплуатацию ряд обязательных процедур. Здесь постановка на учет, обкатка с последующим техническим обслуживанием и ремонтами. Но обслуживание машин этого типа немного отличается, потому что они относятся к категории «спецтехники». Итак, рассмотрим в статье виды ТО пожарных автомобилей, планирование этих мероприятий и порядок проведения.
Эксплуатация пожарных машин
Организация эксплуатации – это перечень процессов, которые производятся с автомобилем. Здесь четкая последовательность проводимых действий:
- после регистрации автомобиля в автоинспекции его ставят на боевое дежурство;
- внутри гаража машину ставят на свой учет;
- здесь же все время контролируют, какие работы автомобиль проводит;
- техническое обслуживание;
- ремонт;
- перевод техника на зимнее или летнее обслуживание;
- диагностика технического состояния.
Техническое обслуживание
К техническому обслуживанию пожарных автомобилей отношение серьезное. Потому что от ТО зависит эффективная работа техники. Но, как и любое оборудование, со временем детали, узлы и агрегаты изнашиваются. Этот процесс закономерный и естественный. Износ деталей приводит к снижению качественного состояния самой машины. А значит, велика вероятность, что в самый неподходящий момент она выйдет из строя. Это скажется на боевом состоянии пожарной части.
Есть пять эксплуатационно-технических показателя, которые определяют техническое состояние оборудования. Это:
- долговечная эксплуатация;
- надежность техники;
- скорость перемещения должна быть максимальной;
- максимальная должна быть и производительность или мощность;
- экономическая сторона дела не должна быть забыта.
Понятно, что со временем эти характеристики снижаются. Но чтобы увеличить их действие во времени, нужно периодически проводить обслуживание, и при необходимости, выявляя недостатки или поломки, проводить ремонт. Поэтому для пожарных автомобилей производители устанавливают периодичность.
Что должно обеспечивать ТО:
- постоянную готовность выполнять боевую задачу;
- в течение установленного производителем срока обеспечивать надежную службу;
- передвигаться с высокой степенью безопасности;
- находить и устранять причины, которые могут создать условия возникновения отказов в работе;
- не превышать установленный паспортом расход горючего, а также других расходных материалов;
- уменьшить негативное воздействие самого пожарного автомобиля на природу.
Мойка пожарной машины
ТО – это в первую очередь мойка автомобиля, смазка вращающихся и перемещающихся деталей, подтяжка крепежей, диагностика. Во вторую очередь – это заправка топливом и огнетушащим веществом, регулировка деталей и узлов согласно стандартам, ремонтные работы. Эти три операции проводятся только после того, как будет выполнена диагностика. И если она подтверждает, что эти процедуры необходимы.
Техническое обслуживание является системой планово-предупредительной. То есть беспричинно вскрыть автомобиль и начать проведение ТО, никто не позволит. Поэтому на каждый год составляется план проведения этого мероприятия. И его строго по времени придерживаются.
Суть ППС заключается в следующем:
- проводить испытания и обслуживание через установленный производителем пробег, или через определенное время эксплуатации;
- есть два вида (соответственно и периодичность) ТО пожарных автомобилей: ТО-1 и ТО-2, при производстве которых применяется перечень собственных работ;
- оба вида ТО проводят в разных подразделениях.
Итак, из выше сказанного можно сделать заключение, что техническое обслуживание проводится строго по графику, а ремонт по необходимости.
Ремонт пожарных машин делается по необходимости
Как планируется техническое обслуживание
Виды технического обслуживание пожарных автомобилей – это два вида: ТО-1 и ТО-2. График, он же годовой план, для ТО-1 разрабатывает начальник технического отдела пожарной части. Этот документ согласовывается с отделом пожаротушения этой же части. План-график утверждается начальником гарнизона.
Важно! Составляя план-график ТО, начальник техотдела формирует равномерную периодичность вывода каждого пожарного автомобиля из боевого дежурства. При этом он учитывает ТО-2 и другие специфичные условия несения службы пожарной части.
Что касается ТО-2, то план-график его составления производит служба пожаротушения областного или регионального управления, которая все свои наметки согласовывает со службой вышестоящей организации, а также с отделом службы и подготовки. Утверждает этот документ начальник ОГПС или УГПС. То есть составляется он не в пожарной части. А вот выписку из него рассылают всем подразделениям за 15 дней до начала года, то есть 25-26 декабря.
Необходимо отметить, что в некоторых регионах оба вида ТО объединяются в один план-график.
ТО проводится строго по плану согласно инструкции
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
Здесь необходимо учитывать, что на службе пожарных частей есть обычные автомобили и специальные. Так вот периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже 1 раза в месяц или при пробеге 1500 км. Для специальных 1 раз в месяц или при пробеге 1000 км.
Но как учесть пробег, ведь автомобиль работает и на пожаре, когда включается насос. Последний работает от двигателя. Поэтому общий пробег учитывает и время работы насоса. Отсюда формула расчета общего пробега:
So=Sпр + Sн, где Sпр – это пробег, измеряемый по спидометру, Sн – пробег, равный времени работы насоса, измеряемый в часах.
Порядок проведения первого ТО заключается в следующем:
- пожарный автомобиль выводят из боевого дежурства максимум два дня;
- проводят обслуживание на посту, к которому машина закреплена;
- само техническое обслуживание производит экипаж в свободное и рабочее время, руководитель – старший водитель;
- за основу ТО берется инструкция обслуживания пожарных машин.
Руководит ТО-1 старший водитель
Второе техническое обслуживание
Периодичность ТО-2 основных пожарных автомобилей – пробег 7000 км или один раз в год. Для специальных машин – 5000 км. Для этого автомобиль выводится с боевого дежурства на два или три дня. Проводят его водитель автомобиля и работники технической службы пожарной части.
Постановка пожарного автомобиля на второе техническое обслуживание производится в пожарно-техническом центре на посту (отдельном для каждой машины).
Сезонное обслуживание (СО)
Этот вид техобслуживания надо рассматривать, как одно из ТО. Чаще, как ТО-1. Поэтому во многих случаях СО подгоняют под график первого технического обслуживания. Сезонное ТО пожарного автомобиля проводится два раза в год (осенью и весной). Основная задача – подготовить оборудование к работе в жаркое или холодное время года. В северных регионах СО является самостоятельным видом технического обслуживания пожарных машин.
Замена шин – сезонное техническое обслуживание
Ежедневное техническое обслуживание
Цель ЕТО – убедиться, что пожарная машина готова к боевым действиям. Это мероприятие производит водитель и члены экипажа, заступающие в караул. Руководит процессом командир отделения. Что делается во время ежедневного ТО:
- заводится автомобиль с целью проверки корректной работы двигателя, насоса, прочих механизмов и агрегатов;
- если появляется необходимость, производится заправка топливом, маслом, водой и огнетушащими материалами.
Техобслуживание на пожаре
К порядку проведения ТО на пожаре подходят с тех же позиций, которые озвучены в инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля. Его чаще всего проводит водитель, но иногда подключаются члены экипажа.
Суть проведения ТО этого типа состоит в том, что во время работы всех агрегатов и механизмов машины она подвергается большим нагрузкам. И цель водителя – отследить, чтобы какой-то из узлов не вышел из строя. Поэтому не существует нормативов, которые касаются времени проведения ТО этого типа. Но в сложной боевой обстановке это делать надо все равно, в независимости от того, что происходит на пожаре.
Главное в проведении ТО этого типа – отслеживать работу мотора автомобиля и насосного оборудования. Если одно из них выйдет из строя, то толку от машины не будет.
После окончания тушения пожара полости насоса необходимо промыть. Это касается и коммуникационных трубопроводов, если тушение огня производилось пеной. Обязательно цистерну заполняют водой. После чего автомобиль направляется в пожарную часть. По дороге проверяют работу тормозов, мотора и других вращающихся деталей.
Обслуживание автомобиля во время пожара
Раньше, после прибытия машины в часть, также проводилось ТО. Сегодня это не делают. Но обязательно автомобиль моют, заполняют топливом и огнетушащим веществом, проверяют агрегаты, детали и узлы. Также проводят осмотр пожарных рукавов на предмет их технического состояния. Если оно неудовлетворительное, то шланги меняют на новые.
Было еще одно техобслуживание, которое проводилось после пробега по спидометру в 1000 км. По сути, это было ТО-1. Сегодня оно тоже отменено.
Технологический процесс технического обслуживания пожарных автомобилей
Есть две причины, почему разрабатывается технологический процесс:
- Рационально проведенный процесс исключает временные затраты непроизводственного типа.
- С его помощью рационально используется оборудование и инструменты, а также персонал поста, участвующего в проведении технических работ.
ТО пожарных машин – это комплекс действий, которые проводятся в последовательном определенном порядке. Все действия, они же операции, объединяются в группы по условиям выполнения или по характеру проводимых операций. Поэтому проводимые во время ТО работы делятся вот на эти категории:
- моечные операции, они же уборочные;
- диагностические, они же осмотровые;
- крепежные, в процессе которых подтягиваются крепежные изделия разного назначения;
- регулировочные;
- заправочные: топливо, огнетушащее вещество, техническое масло;
- смазочные, здесь производится смазка вращающихся узлов и деталей;
- шинные: замена шин, подкачка воздуха и прочее.
В видео показано, как надо проводить техническое обслуживание пожарных автомобилей основного назначения:
Заключение по теме
Итак, в статье рассмотрены виды ТО пожарных автомобилей, сроки, место проведения и их периодичность. В заключении нужно сказать, что техническое обслуживание позволяет обеспечить постоянную боевую готовность пожарной техники, максимальную надежность агрегатов и узлов, а также маневренность машины при выполнении поставленных задач.
При этом техобслуживание дает возможность выявить неполадки и неисправности автомобиля и пожарного оборудование, которое является составной частью машины. А также причины, которые могут за собой повлечь эти неполадки. То есть с помощью ТО «убивается сразу два зайца». Поэтому на каждый вид обслуживания есть инструкция, в которой четко расписано, что надо делать, ставя пожарную машину на то или другое ТО.
Источник Источник Источник Источник Источник Источник http://pozharanet.com/pozharnoe-oborudovanie/transport/vidy-to-pozharnyh-avtomobilej.html