Техника пожарной безопасности на военных базах
Организация пожарной безопасности в парке боевых машин
Военные объекты представляют собой комплекс зданий, хранилищ, лабораторий, цехов производства, складов ГСМ, где находится значительное количество взрывоопасных и воспламеняемых материалов и веществ. Поэтому во избежание пожаров и взрывов необходимо придерживаться многочисленных правил пожарной безопасности, а личному составу чётко выполнять все задачи, возложенные на него руководителями подразделений.
Обязательные Специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами по пожарной безопасности или уполномоченным государственным органом.
Территорию военного объекта тщательно очищают от сухих древесных и травянистых остатков, мусора. В воинской части возле функционально значимых зданий устанавливают молниеотводы и системы, обеспечивающие пожаро- и взрывобезопасность. Для осуществления тушения Неконтролируемое горение вне специального очага, приносящее материальный ущерб.
«>пожара всегда должны быть свободны пути для проезда пожарного транспорта к источникам водоснабжения.
Запрещено разводить открытый огонь на расстоянии менее 50 м от военного снаряжения и техники, использовать неисправное отопительное оборудование и электроприборы, применять запрещённые правила розжига. Дезинфекция и сушка обмундирования осуществляется в специальных камерах при оптимальном температурном режиме. Запрещается плотное размещение и сушка обмундирования, испачканного горючими и легковоспламеняемыми веществами. Курение военнослужащих разрешается только в специальных местах, которые при необходимости снабжают вентиляционными системами.
Первичные и основные средства пожаротушения обозначают специальными знаками. В складах, ангарах и производственных цехах средства должны быть расположены на пожарных щитах. Территорию войсковой части оснащают звуковой пожарной сигнализацией.
Военную технику устанавливают с нужным интервалом для ускоренного вывода в случае возникновения пожара или возгорания. Все топливные агрегаты и системы должны быть герметичными. На стоянках не хранят ГСМ и пустую тару из-под них. Заправка топлива осуществляется только в заземлённые машины. Техника, въезжающая на аэродром, оснащается необходимыми средствами пожаротушения. В местах стоянки воздушных судов находятся тягачи, имеющие необходимое буксирное приспособление.
Склады и хранилища на военных объектах оборудуют наружными рубильниками, устанавливают в них светильники закрытого типа, размещающиеся вдоль основных и смотровых проходов. Электрические розетки на территории хранилищ запрещены. В местах хранения взрывчатых веществ и боеприпасов стекла окрашивают в белый или матовый цвет, попадание открытых солнечных лучей категорически запрещено. Вход туда с огнестрельным и холодным оружием, зажигательными и осветительными принадлежностями запрещён. Если на складе хранятся жидкости с взрывоопасными и легковоспламеняющимися свойствами, освещение должно быть только взрывозащищённым. При пролитии жидкости место разлива засыпается песком или другим сорбентом, который сразу же удаляется. Не применяют оборудование или металлические предметы, дающие искру.
Средства пожаротушения и особенности тушения огня
В зависимости от типа военного объекта и нахождения на нём различных производственных помещений, их оснащают углекислотными (склады, АЗС, промышленные объекты), порошковыми (техника, химические объекты, гаражи, мастерские) и воздушно-пенными огнетушителями (на складах горючих материалов, жидкостей и веществ, при пожарах, возникших на электрооборудовании).
Пожарный автопарк военных баз, городков и формирований представлен различными модификациями автомобилей. Многофункциональностью и мощностью отличаются пожарные машины на шасси Урал-4320, используемые на ходу при тушении огня, как на территории лесных массивов, так и на аэродромах. В отличие от них, пожарные автомобили на шасси ЗИЛ-131 и КАМАЗ являются неудовлетворительными по качеству, быстро выходят из строя и отличаются несовершенством технических характеристик. Инновационным средством для тушения огня является пожарный танк, который целесообразно применять для тушения огня в хранилищах боезапасов и взрывчатых веществ.
В процессе тушения пожаров в военных формированиях успешно эксплуатируют модели мотопомпы «Гейзер», выполненные в переносном и механизированном варианте и отличающиеся высокой манёвренностью. Боевой расчёт необходимо снабжать моделями одежды БОП-1, БОП-2 и комплектами для пожарных северных регионов, поскольку они имеют повышенную термостойкость и отлично защищают от выбросов пламени, водных и пенных огнетушителей. Стальные каски, используемые военными, лучше заменить шлемами пожарных, имеющими забрало и пелерину, а брезентовые рукавицы – термоизоляционными крагами.
Тушение огня на военных объектах имеет ряд отличий от обычных возгораний, поэтому лучше использовать дыхательные аппараты со сжатым воздухом (запрещается эксплуатировать регенеративные противогазы). Оптимальной моделью дыхательного аппарата является АИР-98МИ, который может работать сроком до 2 часов. К сожалению, в вооружённых силах нет дыхательных аппаратов со сроком работы 240 минут и более, которые более подходят для эксплуатации молодыми солдатами, не имеющими опыта работы газодымозащитниками.
Горящую зажигательную смесь тушат землёй, песком и снегом, накрывая тканью и подручными материалами (шинели, палатки, брезент), сбивая огонь ветками и срубленным кустарником. После тушения зажигательную смесь собирают и сжигают в специальном месте. Авиабомбы небольших размеров бросают в бочку с водой, дно которой покрыто песком или удаляют из помещения лопатой или защищённой брезентом рукой.
На территории расположения войск, боевой техники и складов вооружения в первую очередь выполняют действия по локализации пожаров, затрудняющих выполнение боевой операции и создающие угрозу личному составу и военному имуществу, включая технику.
Организационные меры
На всех военных объектах создают пожарные расчёты, обязанности которых при пожаре чётко регламентированы. Они также отвечают за пожарную Состояние защищенности (жизненно важных интересов личности, общества государства) от внутренних и внешних угроз.
«>безопасность на закреплённом за ними участке. Даже если в военном подразделении не предусмотрен пожарный расчёт, обязательно создаётся нештатная команда численностью до 15 человек, из которой регулярно выделяется наряд, несущий службу на пожарных постах. Копия документации, касающаяся особенностей расчёта средств и сил, техники и особенностей эвакуации состава, находится у дежурного по полку.
В обязанности заместителя командира полка входят контроль:
1) обучения личного состава действиям при тушении пожаров;
2) проведения занятий по тушению огня и регулярных пожарных тревог;
3) обеспечения достаточного наличия материально-технического оснащения для аварийно-спасательных работ;
4) организации связи с гарнизонной или городской пожарной службой.
Прямым руководителем всех вышеуказанных действий является начальник пожарной команды, подчиняющийся замкомполка.
«>ЧС техногенного, военного и природного характера.
Все о пожарной безопасности в вооруженных силах
8-800-775-09-71 Бесплатно по России!
- 02.08.2019
- Опубликовано: expert123.ru
- Категория: Пожарная безопасность
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 августа 2012 г. N 2300 г. Москва “Об утверждении Положения о пожарной охране в Вооруженных Силах Российской Федерации”
Положение о пожарной охране в Вооруженных Силах Российской Федерации
I. Общие положения
1. Положение о пожарной охране в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ “О пожарной безопасности”*. Положение определяет общие правовые и экономические основы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации**, устанавливает основные задачи и функции пожарной охраны Вооруженных Сил.
2. Органы управления и подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, норматив ными правовыми и иными актами Министерства обороны.
3. В целях проверки соблюдения воинскими частями и организациями Вооруженных Сил требований пожарной безопасности и принятия мер по результатам проверки пожарная охрана Вооружен ных Сил осуществляет ведомственный пожарный надзор.
Органы управления пожарной охраны Вооруженных Сил включают в себя отдел пожарной безопасности Департамента планирования и координации материально-технического обеспечения Министерства обороны, службыпожарно-спасательные и местной обороны управлений планирования и координации материально-технического обеспечения военных округов, инспекции пожарного надзора военных округов (районов).
Подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил состоят из пожарных команд гарнизонов, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Для осуществления ведомственного пожарного надзора определяется район обслуживания инспекции пожарного надзора, кото рый устанавливается приказом командующего войсками военного округа и определяет границы на территории округа, в пределах которых инспектора пожарного надзора проводят проверки соблюдения требований пожарной безопасности на подведомственных объектах.
Приказом командира воинской части (организации) определяется район (границы) обслуживания пожарной командой.
II. Основные задачи пожарной охраны Вооруженных Сил
4. Основными задачами пожарной охраны Вооруженных Сил являются:
- организация и осуществление профилактики пожаров в Вооруженных Силах;
- спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;
- организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
- организация и планирование развития системы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах;
- организация и осуществление в Вооруженных Силах мероприятий по поддержанию в постоянной готовности подразделений пожарной охраны;
- организация и осуществление контроля (надзора) на подведомственных объектах за соблюдением требований пожарной безопасности;
- осуществление методического руководства по вопросам обучения военнослужащих и лиц гражданского персонала мерам пожар ной безопасности, действиям при возникновении пожаров.
III. Функции пожарной охраны Вооруженных Сил
5. Функциями пожарной охраны Вооруженных Сил являются:
а) проведение:
- профилактики пожаров на объектах Вооруженных Сил;
- мониторинга пожарной безопасности в Вооруженных Силах, сбора и обработки информации в области обеспечения пожарной безопасности;
б) разработка:
- основных направлений обеспечения пожарной безопасности, а также предложений по совершенствованию организационной струк туры органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил;
- норм снабжения (комплектования) пожарно-технической продукцией объектов Вооруженных Сил;
- предложений по организации обеспечения накопления, освежения и модернизации пожарно-технической продукции;
в) осуществление:
- контроля (надзора) за исполнением органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил требований пожарной безопасности;
- взаимодействия с ФПС ГПС в области обеспечения пожарной безопасности, при тушении пожаров на объектах Вооруженных Сил, а также на других объектах в соответствии с планом привлечения сил и средств гарнизона пожарной охраны;
- мероприятий по обеспечению сохранности, а также по целевому использованию пожарно-технической продукции на объектах Вооруженных Сил;
г) участие:
- в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области пожарной безопасности Российской Федерации, проектов правовых актов Министерства обороны по вопросам, отнесенным к обеспечению пожарной безопасности объектов Вооруженных Сил;
- в расследовании обстоятельств и причин возникновения пожаров на объектах Вооруженных Сил в установленном порядке;
- в работе комиссий по приемке систем противопожарной защи ты, завершенных строительством (реконструкцией) объектов воин ских частей и организаций Вооруженных Сил в установленном по рядке;
- в работе комиссий по проведению государственных испытаний новых (модернизированных) образцов пожарно-технической продукции, поступающих на снабжение в Вооруженные Силы, а также в осуществлении контроля за полнотой и качеством услуг (работ) в области обеспечения пожарной безопасности, оказываемых (выполненных) Вооруженным Силам;
- в организации противопожарной пропаганды среди военно служащих и лиц гражданского персонала и их обучения в установленном порядке мерам пожарной безопасности;
д) организация:
- учебно-методических сборов и методических занятий по вопросам обеспечения пожарной безопасности объектов Вооруженных Сил;
е) подготовка предложений:
- по осуществлению профилактических мер в области обеспечения пожарной безопасности для органов военного управления;
- по распределению бюджетных ассигнований, выделенных на обеспечение пожарной безопасности объектов Вооруженных Сил;
- в планы и программы обеспечения Вооруженных Сил пожар но-технической продукцией;
ж) ведение:
- статистического учета пожаров на объектах Вооруженных Сил и представление в установленном порядке статистической отчетности в ФПС ГПС по пожарам, происшедшим в Вооруженных Силах;
- учета показателей деятельности органов управления и подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил;
з) рассмотрение и согласование технических заданий и проектной документации на строительство, реконструкцию объектов Вооруженных Сил в части выполнения требований пожарной безопасности;
и) выдача в установленном порядке заключений о соответствии воинских частей и организаций Вооруженных Сил обязательным требованиям пожарной безопасности;
к) развитие пожарно-прикладного спорта среди личного состава подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил и организация проведения соответствующих соревнований;
л) организация и ведение деятельности по обеспечению воинских частей и организаций Вооруженных Сил пожарно-технической продукцией.
6. Пожарная охрана Вооруженных Сил выполняет также иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
IV. Организация деятельности пожарной охраны Вооруженных Сил
7. Деятельность пожарной охраны в Вооруженных Силах организуют:
- в Министерстве обороны – заместитель Министра обороны Российской Федерации, отвечающий за материально-техническое обеспечение войск (сил), через Департамент планирования и коорданации материально-технического обеспечения Министерства обороны;
- в военных округах – заместители командующих военных округов по материально-техническому обеспечению через соответствующие управления планирования и координации материально-технического обеспечения;
- в воинских частях, организациях Вооруженных Сил и гарнизонах – командиры воинских частей и организаций через пожарные команды.
8. Деятельность органов управления и подразделений пожар ной охраны Вооруженных Сил определяется соответствующими по ложениями, разработанными уполномоченными органами центрального военного управления по организации деятельности пожарной охраны.
9. Должностные лица пожарной охраны Вооруженных Сил, выступающие в роли руководителей тушения пожаров и осуществляющие ведомственный пожарный надзор, проходят аттестацию в установленном порядке.
10. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для пожарной охраны Вооруженных Сил осуществляются в образовательных учреждениях профессионального образования и других учреждениях, имеющих соответствующие аккредитацию и лицензию.
V. Порядок взаимодействия пожарной охраны Вооруженных Сил и федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы при ликвидации пожаров
11. Порядок взаимодействия между органами управления и подразделениями пожарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС при ликвидации пожаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в области пожарной безопасности.
12. Органы управления и подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил по согласованию с ФПС ГПС:
- принимают участие в тушении пожаров в населенных пунктах регионов в соответствии с расписанием выезда, утвержденным гла вой муниципального образования, в интересах которого оно разработано;
- обеспечивают условия для успешного тушения пожаров на объектах Вооруженных Сил и до прибытия старшего оперативного должностного лица ФПС ГПС осуществляют
- руководство действия ми по тушению пожаров на объектах Вооруженных Сил. Особенно сти управления действиями при тушении пожаров в воинских частях и организациях Вооруженных Сил определяются планами их противопожарной охраны.
13. Органы управления и подразделения пожарной охраны ФПС ГПС по согласованию с органами военного управления:
- принимают участие в тушении пожаров в воинских частях и организациях Вооруженных Сил;
- допускаются к руководству тушением пожаров на объектах Вооруженных Сил в соответствии с планами противопожарной охраны гарнизонов, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
14. Выезд подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС на тушение пожаров в соответствии с расписанием выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ осуществляется в установленном порядке. Тушение пожаров осуществляется на безвозмездной основе.
15. Материально-техническое обеспечение подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС при тушении пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов России осуществляется органами управления указанных подразделений.
16. При тушении пожаров на объектах Вооруженных Сил, где транспортируются, хранятся или используются боеприпасы, радиоактивные, химические и биологические вещества, подразделения ФПС ГПС приступают к ведению действий по тушению пожаров только после получения в установленном порядке разрешений соответствующих служб Министерства обороны и при обеспечении безопасных условий для работы личного состава.
17. Общее руководство подразделениями воинских частей и организаций Вооруженных Сил, привлеченных для тушения пожаров (за исключением руководства действиями по тушению пожаров), возлагается на командиров воинских частей и руководителей организаций Вооруженных Сил.
18. Органы управления, подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС организуют и проводят совместные учения (занятия) по тушению условных пожаров на объектах Вооруженных Сил по взаимосогласованным графикам.
19. Органы управления пожарной охраны Вооруженных Сил ведут статистический учет пожаров на объектах Вооруженных Сил и представляют в установленном порядке статистическую отчетность по пожарам, происшедшим в Вооруженных Силах, в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
*Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N35, ст. 3649; 1995, N35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2; N 33 (ч. I), ст. 3413; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 43, ст. 5084; 2008, N 30 (ч. I), ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3635; N45, ст. 5265; N48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004; N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54; N 30 (ч. I), ст. 4590; ст. 4596; N 46, ст. 6407; N 49 (ч. I), ст. 7023.
**Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, для краткости будут име новаться: Вооруженные Силы Российской Федерации – Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации – Министерством обороны; федеральная противопо жарная служба Государственной противопожарной службы – ФПС ГПС.
Источник Источник http://pojarunet.ru/tekhnika-pozharnoj-bezopasnosti-na-voennykh-bazakh
Источник Источник Источник http://expert123.ru/vse-o-pozharnoj-bezopasnosti-v-vooruzhennyh-silah/