Пожарные автомобили: классификация, виды, назначение
Пожарные автомобили: классификация, виды, назначение
До сих пор не существует средства 100% защиты от возникновения пожаров, из-за чего противопожарная техника всё ещё остаётся актуальной. Причиной пожара могут быть различные горючие вещества и катализаторы, в связи с чем требуется применять специальное оборудование для каждого конкретного случая. Далее мы расскажем о видах пожарных автомобилей, как они делятся, чем различаются и о многом другом.
Виды пожарных автомобилей и их классификация
В зависимости от того, для какой именно работы может применяться та или иная противопожарная техника, её разделяют на классы:
Основные пожарные автомобили
Их задача – подавать средства пожаротушения определённого типа к месту возникновения пожара. Здесь имеется разделение 2 видов — общего использования и целевого. Внутри каждого из них есть ещё несколько своих вариаций.
Пожарные автомобили общего назначения:
автоцистерны – АЦ, АЦЛ, АЦПК;
с насосом высокого давления – АВД;
первой помощи – АПП;
пожарно-спасательные – АПС и ПСА.
Пожарные автомобили целевого назначения:
порошкового тушения – АП;
пенного тушения – ПТ;
комбинированного тушения – АКТ;
газового тушения – АГТ;
насосная станция – ПНС;
газоводяное тушение – АГВТ;
Автоцистерна базируется на шасси от грузовых автомобилей различного тоннажа и проходимости, например:
Первое отличие между ними заключается в грузоподъёмности, то есть – в объёме средства для тушения, которое они способны перевозить. Второе – мощность установленного агрегата подачи жидкости или пены. Дополнительно к такой технике может подключаться специализированное оборудование для определённых случаев возгорания и типов пожаров. В настоящее время различают три главных типа АЦ:
Лёгкая. Вмещает в себя до 2м3 или 2 000л средства.
Средняя. До 4м3 или 4 000л.
Тяжёлая. От 4м3 или 4 000л.
В вариациях с обозначением АЦЛ присутствует лестница выдвижного или поворотного типа. В случае с АЦПК используется коленчатый подъёмник механизированного или телескопического вида.
В действующей технической документации присутствуют особые требования к обозначению пожарной техники, которые относятся ко всем её типам.
Например – АЦ-3.2-40/4(43253)001-МС, где:
3.2 – вместимостью до 3.2м3 или 3 200л;
40/4 – оборудованная насосами давлением в 40л/с (нормальное) и 4л/с (высокое);
43253 – базирующаяся на шасси КамАЗ модель 43253;
001 – первая модернизация модели;
МС – произведённая в городе Москве.
Автонасосы (АНР и АВД) внешне и по конструкции совпадают с автоцистернами, за исключением возможности оборудования дополнительными устройствами, агрегатами, резервуарами для жидких и порошковых веществ, и так далее. Применяются либо в качестве отдельной техники, либо совместно с автоцистернами. Основной платформой для них выступает КамАЗ. Сюда же относятся и АВД, оборудованные специальными насосами, способными выдавать высокую мощность.
Техника первой помощи (АПП) отличается меньшими габаритами, и служит, в основном, для ускоренной доставки необходимой мелкой техники к очагу пожара, сдерживания пламени от дальнейшего распространения. Для того чтобы обеспечить быстрое реагирование, такая техника изготавливается на базе шасси ГАЗ.
Пожарно-спасательные автомобили (АПС И ПСА) появились после того, как правительством было решено перевести часть обязанностей службы спасения на пожарные части. Здесь, помимо цистерны, насоса, кабины для личного состава, присутствует различное специализированное оборудование для спасательных операций, например:
Общее – лестница, верёвка, надувное полотно, спусковое устройство; надувная лодка или круг или жилет.
Инструменты – кувалда, пила, крюк, лопата, металлические кусачки.
Гидравлическое – резак, расширитель, домкрат, лебёдка, пила дисковая или цепная.
Электрическое – генератор, кабеля, прожектор.
Химическое – дозиметр, анализатор состава газа.
Медицинское – аптечка, носилки, одеяло.
Защитное – кислородный аппарат, огнеупорный костюм, диэлектрическая одежда.
Аэродромные пожарные автомобили (АА) используются для устранения возгораний на территориях аэропортов или при крушении авиационного транспорта. Снабжаются специализированным оборудованием для спасения людей, включая членов экипажа и пассажиров. Позволяет быстро погасить и сдерживать пламя.
Стартовые, изготовленные на шасси ЗиЛ, и постоянно находящиеся вблизи взлётно-посадочных полос.
Основные, относятся к пожарным частям и производятся на базе МАЗ.
Машины порошкового тушения (АП) используются на мелких и крупных промышленных предприятиях и фабриках следующего назначения:
Основываются на платформе ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ. В последнее время используются всё реже, в связи с тем, что способны потушить лишь мелкие очаги возгорания.
Автомобили пенного тушения (ПТ) базируются на шасси Урал. Основное их применение – нефтеперерабатывающие предприятия, склады с горючими веществами, включая газы. Благодаря хорошим показателям тушения, могут гасить пламя на крупных территориях.
ПА комбинированного тушения (АКТ) применяется на различных объектах машиностроения, химических, нефтедобывающих и перерабатывающих, самолётостроения. Он снабжается сразу 2 насосными установками с различными типами средств огнетушения, например – пена и ОПС. Это позволяет достигнуть двойного эффекта, когда ОПС борется с пламенем, а ВМП не допускает его повторного возникновения. Основными шасси служат ЗиЛ, КамАЗ, ГАЗ.
Техника газового тушения (АГТ) используется в закрытых помещениях, где необходимо максимально сохранить внутреннее оборудование, ценности и так далее – выставки, банковские структуры, складские базы, архивы. К тому же, получили широкое распространение при тушении пожаров на объектах с электрическим оборудованием – станции, тоннели. Газ не допускает распространения пламени, замещая летучие горючие вещества. Платформа – УАЗ, ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ.
Пожарная насосная станция (ПНС) применяется на пожарах особо крупных размеров. Она обладает мощным насосом от 70л/с, и используется для подачи воды на большие расстояния, передавая её в пожарный рукав, на специализированную технику и мобильные стволы. Шасси применяется ЗиЛ, КамАЗ, Урал.
В автомобилях с установкой газоводяного тушения (АГВТ) используется высокомощный агрегат от 150л/с, способный нагнетать высокое давление турбореактивного газового потока. В основном используются для тушения возгорания газовых и нефтяных фонтанов. Платформа здесь КамАЗ.
Специальная пожарная техника
В некоторых ситуациях для эффективного устранения возгорания требуется использовать особое оборудование. Оно служит для различных целей, согласно которым и классифицируется:
Удаление дыма и газов – ГЗДС и АД;
Высотные работы – АЛ и АКП;
Управление комплексом пожарных работ – АСО.
По ГОСТ имеются следующие виды специальных пожарных автомобилей:
АЛ – лестница с выдвижным или поворотным механизмом, для спасения людей, подачи средств пожаротушения на верхние этажи, подъём грузов.
АПК и АКП – стрела с телескопическим или поворотно-коленчатым устройством, оборудованная люлькой или платформой, для вытаскивания людей из зоны пожара, поднятия веществ и грузов.
ТПЛ – пакет колен с возможностью поворота и снабжённый лестничным маршем, заканчивающийся люлькой.
АЛЦ – раздвижная стрела с лестницей и резервуарами для средств пожаротушения, служит для их поднятия на многоэтажные сооружения.
АПКЦ – аналогично предыдущему варианту, но тут применяется стрела поворотно-коленчатая, коленчато-телескопическая или телескопическая, заканчивающая люлькой с резервуарами для пены и воды.
АСА – снабжается электрическим генератором, специализированным инструментом для спасательных операций, противопожарной техникой и так далее.
АВЗ – оборудован насосом подачи, резервуаром, насосом для удаления воды из зоны возгорания, для защиты имущества и ценностей.
АСО – выступает в качестве центрального пункта управления всеми работами при пожаре, имеет на борту устройства связи и приборы для освещения территории.
АГ – с помощью специализированного пожарного вооружения удаляет газовые выделения при пожаре.
АД – высасывает дым из закрытых помещения лестничных маршей, лифтов в жилых помещениях, оборудуется устройством для подачи воздушно-механической пены и её подачи в очаг пожара.
АР – перевозит пожарные рукава и лафетные стволы.
АШ – обеспечивает бесперебойную работу во время пожаротушения, в чём схож с АСО, но меньше по своим габаритам.
АЛП – мобильная лаборатория для проведения анализов и различных замеров в условиях пожара.
АПРСС – транспортирует личный состав и снабжается ремонтным оборудованием для связи и освещения.
АДПТ – способен перевозить личный состав, а также оперативно оценивать состояние пожарной техники.
АБГ – пункт восстановления, заправки, зарядки и очистки средств защиты зрения и дыхания.
АПТС – аналогично АДПТ проверяет технику, и может выполнять мелкий ремонт на местах.
АОПТ – в условиях сильного мороза обогревает другие ПА и оборудование.
ПКС – кислородный компрессор для заправки баллонов, работает совместно с АГ и АД.
АТ – перевозит людей и технику к пожарам и снабжён оборудованием для снятия контейнеров.
АОС – доставляет пожарников и мелкое оборудование к месту возгорания.
Большинство оборудования может быть установлено на любые виды платформ, включая:
Классификация пожарных автомобилей
Слаженная работа подразделений МЧС возможна только при условии наличия узкоспециализированной пожарно-спасательной техники. Микроавтобусы, цистерны, автомобили с лестницами и пожарными рукавами, габаритные спасательные комплексы – именно на таких машинах приходится работать людям, которые борются с огненной стихией. В ракурсе участившихся лесных пожаров интерес к специальному оборудованию только растет, поэтому очень важно знать полную классификацию пожарной техники не только по назначению автомобилей, но и уметь определять типы машин и обозначения на них.
- Виды
- Основные
- Специальные
- Вспомогательные
- Системы классификации
Классификация пожарных автомобилей включает три типа машин:
- основные;
- специальные;
- вспомогательные.
Основные
Самая обширная группа. Это техника, которую можно видеть на пожарах в населенных пунктах. Она делится на собственно основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили и целевые.
К основным относят мобильные расчетные единицы, используемые для доставки личного состава на вызов для проведения аварийно-спасательных работ. У них есть средства перевозки оборудования и веществ для подавления огня. Классификация основных пожарных автомобилей по их назначению предполагает пять видов машин.
Тип | Маркировка | Характеристики |
Автоцистерны | АЦ | Машина с бочкой для воды, рукавом и насосом для ее подачи. Производится на базе ЗИЛа, КамАЗа, ГАЗа, Урала, Iveco. Используется в населенных пунктах. |
АЦЛ | АЦ с выдвижной лестницей для подавления огня на высоте. Рассчитана на доставку тушащих средств и боевого расчета. | |
АЦПК | Универсальная расчетная единица с коленчатым подъемником с люлькой. Используется преимущественно для доставки личного состава и средств подавления огня. | |
Насосно-рукавные | АНР | Мобильный комплекс с насосом и комплектом рукавов для подачи средств тушения. У него нет цистерны, в результате чего высвобождается место для доставки команды боевого расчета. |
С насосом высокого давления | АВД | Расчетная единица с емкостью для ОТВ и пожарной помпой для тушения пламени под давлением. Основная область применения – высотные сооружения. |
Первой помощи | АПП | Высокомобильный малогабаритный комплекс, который используют для разведки силы огня и тушения несильно разгоревшегося пламени в жилых домах. Базой для него стала модель ГАЗ. |
Пожарно-спасательный | АПС | Автоцистерна с расширенным комплексом ПТВ для проведения аварийно-спасательных работ. Отличается от автоцистерны меньшим объемом бака. Высвободившаяся площадь шасси используется для дополнительного оборудования: генератора, осветительной мачты, механизированного электро- и гидроинструмента. |
К целевым пожарным машинам относят технику для ликвидации огня в условиях возгораний на химических, нефтеперерабатывающих предприятиях, в газовых хозяйствах, аэропортах. В отличие от пожарных автомобилей общего назначения, классификация целевой техники основывается не только на области ее применения, но и на типе ОТВ.
Тип | Маркировка | Характеристики |
Аэродромные | АА | Авто со специальным ПТВ и средствами для купирования воспламенения в самолетах и вертолетах, а также для эвакуации членов экипажа и пассажиров воздушного судна или тушения пожара в аэропорте. |
Порошкового тушения | АП | Мобильный комплекс с емкостью для порошка, газовым баллоном, компрессорной установкой. Применяется на нефтяных, газовых предприятиях, электроподстанциях. |
Пенного тушения | ПТ | Машина с емкостью для пенообразователя, насосом для его подачи и дозатором. Зона применения – нефтеперерабатывающие предприятия и нефтебазы. |
Комбинированного тушения | АКТ | Машина с установкой для одномоментной или поочередной подачи ОТВ (воды, пены или порошка). Востребована во время борьбы с огнем в газовой и нефтяной сфере, а также на транспорте. |
Газового тушения | ГТ | Авто с цистерной для сжиженного газа и устройством для его подачи. |
Насосная станция | ПНС | Мобильная станция, предназначенная для подачи воды по магистральным рукавам к лафетным стволам или другим ПА с целью тушения крупного возгорания. |
Газо-водяного тушения | АГВТ | Авто с турбореактивной установкой и системой подачи воды и газа. Используется для подавления пламени на технологических установках нефтяных и химпредприятиях с последующим их охлаждением. |
Пеноподъемник | ППП | Автомобиль с механической поворотно-коленчатой или телескопической стрелой для тушения огня пеной на высоте. |
Специальные
В отличие от основных, специальные пожарные авто используются исключительно в условиях чрезвычайных ситуаций. Это купирование высотного пламени, разбор завалов, дополнительная подача огнетушащих средств, обеспечение работы штаба, организация дополнительного освещения места трагедии, обслуживание и ремонт техники, задействованной в работе в чрезвычайных условиях. Согласно ГОСТу, в классификации пожарных автомобилей специального назначения определен 21 вид техники.
Тип | Маркировка | Характеристики |
Автолестница | АЛ | Машина с выдвижной поворотной лестницей. Основная область применения – высотные возгорания. Может использоваться в качестве крана. |
Коленчатые автоподъемники | АПК, АКП | Расчетная единица со стационарной подъемной стрелой, на последнем звене которой закреплена платформа или люлька. |
Телескопические автоподъемники с лестницей | ТПЛ | Автомобиль с поворотной коленчато-телескопической стрелой на стационарной основе. Предусмотрен боковой лестничный марш. Это основной комплекс для пожаров в многоэтажных зданиях. |
Автолестница с цистерной | АЛЦ | Со стационарной стрелой в виде лестницы, емкостями для воды и пенообразователя, наносом. |
Коленчатые автоподъемники с цистерной | АПКЦ | Авто с механической коленчатой, телескопической или комбинированной стрелой с функцией поворота. На конце стрелы – люлька, емкость для воды и насосная установка. Зона применения – пожары в многоэтажках. |
Аварийно-спасательные | АСА | Используются для доставки боевого расчета, аварийно-спасательного инструмента и ПТВ. |
Водозащитные | АВЗ | Машина с насосом, емкостью для воды и оборудование для сбора жидкости с целью защиты материальных ценностей при пожаре. |
Автомобили связи и освещения | АСО | Обеспечивает освещение и связь на месте чрезвычайной ситуации. |
Газозащитная служба | АГ | Техника для ликвидации дыма на месте возгораний, а также дополнительного их освещения. |
Автомобили дымоудаления | АД | Комплекс для купирования задымления в подвалах и шахтах лифта, а также для подачи пены в качестве преграды для огня. |
Рукавные | АР | Доставляют пожарные рукава и обеспечивают механизированную прокладку рукавных линий. |
Штабная техника | АШ | Обеспечивает оперативную работу штаба на месте чрезвычайной ситуации. |
Автолаборатория | АЛП | Для исследования мест воспламенения, проведения на них измерений. |
Профилактика и ремонт средств связи | АПРСС | Машина службы ремонта технических средств связи и доставки личного состава для ее ремонта. |
Диагностическая техника | АДПТ | Используется для диагностическо-ремонтных работ при поломке основных единиц на месте устранения последствий ЧС. |
База газодымозащитной службы | АБГ | Для сервисного обслуживания и зарядки СИЗ. |
Автомобили технической службы | АПТС | Машина, оборудованная техникой для оценки технического состояния единиц пожарного расчета, задействованных при ликвидации огня. |
Авто отогрева техники | АОПТ | Оборудовано нагревательными приборами. Обеспечивает работу техники при минусовых температурах. |
Компрессорная станция | ПКС | Специальные пожарно-спасательные автомобили с компрессором для заправки кислородом средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения. |
Пожарно-технические | АТ | Обеспечивает доставку боевого расчета и контейнеров мобильных систем быстрого развертывания. |
Оперативно-служебная техника | АОС | Доставляет личный состав и мелкое оборудование к месту возгорания. |
Вспомогательные
Высокий уровень боеготовности подразделений обеспечивается вспомогательной техникой. К ней относятся бензовозы, передвижные ремонтные комплексы, автокраны, автобусы, тракторы, экскаваторы, грузовые и легковые авто, передвижные диагностические лаборатории и топливозаправщики.
Системы классификации
Машины, используемые при ликвидации огня, делятся не только по видам работ, но и по их ТТХ:
- Классификация пожарных автомобилей по проходимости. Категория 1 – авто с ведущими передними или задними колесами, допустимы для городских дорог. Категория 2 – все ведущие колеса, применяют в условиях сельской местности. Категория 3 – универсальная полноприводная техника.
- Классификация пожарных автомобилей по климатическим условиям. Умеренные (-40…+40°С), северные (-60…+40°С), тропические с охлаждающими агрегаты установками.
- Классификация пожарных автомобилей по полной массе. Легкие (2000-7500 кг), средние (7500-14000 кг) и тяжелые (более 14000 кг).
- Классификация пожарных автомобилей по месту посадки. Малые (1+1 или 1+2), средние (1+5 или 1+6) и усиленные (1+8 и выше).
Тема развития материально-технической базы МЧС не теряет своей актуальности. Следственный комитет РФ ежегодно дает статистику по несчастным случаям, связанным со стихией. По этим данным только в 2018 году было около 8 тыс. возгораний на бытовой почве, которые унесли жизни 7296 граждан нашей страны.
Источник Источник http://stavto.ru/articles/pozharnye-avtomobili-klassifikatsiya-vidy-naznachenie/
Источник http://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnye-mashiny/klassifikaciya-pozharnyh-avtomobiley.html