Перспективы развития экологически чистого транспорта в России — Государственная информационная система промышленности
Перспективы развития экологически чистого транспорта в России
Мировой автопром уже много лет подряд активно внедряет один за другим проекты, касающиеся производства экологических транспортных средств. Благодаря крупным инвестициям на выходе уже получены положительные результаты. Правительством многих стран разработаны и приняты стимулирующие программы для ускорения массового внедрения экологического транспорта в частное пользование, а также все сферы промышленности. Что же может противопоставить зарубежным автопроизводителям отечественное машиностроение в сфере экологии?
Положение дел с развитием российского «зеленого» транспорта
Если проанализировать рынок экотранспорта страны, то можно сделать вывод, что он находится в начальной стадии. Например, за 2013 год продано всего 100 электрических автомобилей. В 2014 году благодаря отмене пошлины продажи увеличились до 500 машин. Это очень низкие показатели. Для сравнения, в еврозоне продано 2,7 млн легковых и коммерческих чистых транспортных средств. Многие российские предприятия разработали и продолжают развивать специальные проекты, касающиеся производства транспортных средств, которые способны работать на экологическом топливе. Но для реализации инновационных решений необходима государственная поддержка, в первую очередь финансовая. Наиболее значимыми проектами отечественной промышленности по развитию экологического транспорта можно отметить:
Производство концерном «Тракторные заводы» сельскохозяйственной техники, которая способна работать на биотопливе, а также использовать компримированный (сжатый) природный газ.
Реализацию ОАО «КАМАЗ» проектов городского электробуса и грузового автомобиля, оснащенного электродвигателем.
Научно-исследовательскую разработку «КАМАЗ» полноприводного грузового автомобиля, приводимого в движение комбинированной (гибридной) электроустановкой.
Единичные разработки электромобилей АвтоВАЗа и ГАЗа.
Кроме моделей отечественных электромобилей, появились и проекты по разработке зарядных станций. Только в Москве в скором времени планируется оборудовать около 80. На саммите G20, проходившем в 2013 году в Санкт-Петербурге, Россия подтвердила заинтересованность в экологической отрасли и продемонстрировала свои возможности. Все главы государств, участвующие в саммите, перемещались исключительно на электромобилях. Это был показательный сигнал по развитию вопросов экологии и энергоэффективности в нашей стране.
Меры на правительственном уровне
Вопросы, касающиеся развития экологически чистых транспортных средств в нашей стране, находятся в списке приоритетных. Поэтому неудивительно, что этой проблеме уделяется много внимания на всех государственных ступенях. Перспективам современного транспорта, а также его компонентам был посвящен круглый стол и во время выставки «Иннопром-2015», проходившей в Екатеринбурге. Министерством промышленности и торговли РФ предоставляется существенная поддержка отечественных потребителей экологического транспорта, в частности по закупке газомоторной техники. Для этой цели в прошлом году было субсидировано 3,70 млрд руб., а в этом – около 3,0 млрд руб. Такая тенденция будет сохраняться и в последующих годах. Что касается электротранспорта, то правительство получило заявки от субъектов РФ на выделение в этом году средств в размере около 384,0 млн руб. для закупки трамваев и троллейбусов.
Следует также отметить, что правительством принят «Технический регламент», который устанавливает с 1 января следующего года соответствие всех выпускаемых на территории ЕАЭС автомобилей экологическому классу 5. На правительственном уровне утвержден «План развития транспортных средств на газомоторном топливе», а также в конце прошлого года – «План развития экологически чистого транспорта в России». В нем спланированы мероприятия до 2017 года.
Для консолидации и обобщения всех вопросов, а также решения возникающих проблем в «зеленой» отрасли машиностроения, в 2014 году при Государственной Думе сформирован Экспертный совет с задачей, подготовить правовую платформу для развития экологического транспорта. В сферу компетенции совета также входит организация взаимодействия между производителями транспортных средств и разработчиками, работающими над созданием инфраструктуры зарядных станций. Главная цель – не допустить повторения европейской ошибки, заключающейся в несовместимости зарядных устройств. Причина ее возникновения очевидна – отсутствие диалога и сотрудничества между участниками экологической индустрии на первом этапе развития чистого транспорта.
Проблемы развития экотранспорта
Производство электротранспорта в России отстает по технологичности от многих зарубежных стран. Но на данном этапе перед отечественным автопромом встают такие же проблемы, что и перед европейскими производителями, в частности по унификации зарядных станций. Использование техники, которая работает на компримированном природном газе намного выгоднее по сравнению с другими видами топлива. Но, самой первой проблемой, с которой сталкиваются проекты по реализации чистого транспорта в нашей стране – это отсутствие соответствующих пунктов заправки сжиженным газом, а также пунктов для зарядки электромобилей.
Поэтому в ближайшем будущем предстоит решить следующие проблемы:
- Принять и внедрить критерии для оценки электрического и гибридного транспорта.
- Отработать систему стимулирования производителей и пользователей «зеленых» автомобилей. Необходимо привить уверенность гражданам и руководителям предприятий в перспективности, надежности и эффективности чистого транспорта.
- Создать условия и определить технические нормы для развития зарядной инфраструктуры. Необходим единый стандарт для обеспечения зарядки машин разных марок.
- Снижение себестоимости экологических автомобилей. Сегодня стоимость отечественного экотранспорта в два раза выше машин с ДВС.
Перспективные направления зеленого транспорта
Вопросы, касающиеся развития чистого транспорта, находятся на повестке дня как законодательных, так и исполнительных органов власти. На федеральном уровне продолжаются работы по подготовке документов (программ и комплексных планов), касающихся законодательства и обеспечивающих увеличение экотранспорта нашей страны. В первую очередь предусматривается комплекс мероприятий, направленных на изменение нормативной базы. Это вопросы, связанные с:
- Покупкой/продажей электрической энергии для зарядки чистых автомобилей.
- Порядком использования электротранспорта в корпоративных парках.
- Наведением порядка по классификации транспорта. Ведь кроме бензиновых, дизельных и газовых моторов появились электрические и гибридные в разных вариантах исполнения.
- Правилами зарядки автомобилей и прочие.
Направлений для развития «зеленой» отрасли много. Основные технологии, которые предстоит разработать усовершенствовать, внедрить и опробовать включают:
- высокоэффективные источники накопления энергии;
- производство экологически чистых транспортных средств;
- технологии зарядки электротранспорта и пр.
Городской транспорт
Недостаточная транспортная инфраструктура – актуальный вопрос многих городов России. Может решить эту проблему электрический транспорт. С этой целью ОКБ «Атом» был разработанный трамвай R1 (Russia One) нового поколения. Идея проекта заключалась в возможности изменить мнение граждан об общественном транспорте в целом, а именно его привлекательности и комфортности. Весь проект, начиная с разработки дизайна и заканчивая внедрением в производство, является отечественным продуктом. Все детали и комплектующие (кроме механизмов дверей) тоже российского изготовления. Привлекательность нового трамвая заключается в его возможности преодолевать на аккумуляторах более 50 км, что делает этот транспорт не только городским, но пригородной электричкой. Чем не оптимальный вариант для создания чистой транспортной городской инфраструктуры? К тому же расчеты показывают, что восстановить во многих городах действующие рельсы в 70 раз дешевле, чем начинать строительство, например, метро. Троллейбусные линии и современные трамвайные пути в сочетании с комфортным современным подвижным составом – оптимальное решение для развития городских экологических транспортных инфраструктур.
Железная дорога
Несмотря на то, что железнодорожный транспорт считается самым экологическим, «РЖД» уделяет приоритетное внимание вопросам сохранения окружающей среды. Утверждена «Экологическая стратегия» и постоянно внедряются новые технологии. Осуществляются закупки подвижного состава, который отличается энергоэффективностью. Локомотивы, которые используют дизельное топливо, активно заменяются техникой, работающей на электротяге или сжиженном газе. Поэтому переключение на железную дорогу автотранспортных потоков – эффективное и грамотное решение для повышения экологии окружающей среды.
Многие исследования направлены на разработку вариантов применения альтернативных источников топлива. Ведь ни для кого не секрет, что главным загрязнителем окружающей среды является автомобильный транспорт. Поэтому важным перспективным направлением развития является совершенствование и внедрение гибридных автомобилей. Газомоторное топливо прекрасный вариант для чистого транспорта. По всей стране продолжают разворачиваться пункты, позволяющие переоборудовать автомобиль под сжиженный газ. Метан является наиболее безопасным в экологическом плане для двигателей внутреннего сгорания. К тому же он в несколько раз дешевле дизельного топлива и бензина.
Таким образом, перспективы развития «зеленого» транспорта в России заключаются в:
- использовании газомоторного топлива;
- расширении городских транспортных инфраструктур на безе троллейбусов и трамваев;
- полной электрификации железной дороги с переключением на нее максимального количества автомобильных грузоперевозок;
- разработке и внедрении гибридных автомобилей, в частности для корпоративных автопарков;
- проектировании и расширении производства электромобилей как легковых, так и грузовых;
- переводе на сжиженный газ сельскохозяйственной техники;
- разработке сети унифицированных заправочных станций.
Стимулы для повышения спроса на чистые автомобили
В ряде зарубежных стран с целью стимулирования покупки чистых машин, на государственном уровне приняты программы, позволяющие снизить окончательную стоимость электромобилей на 30%. В России этим прогрессивным решениям не уделялось должное внимание. Переход на нормы евро 4 и 5 считался более насущной проблемой. Но последние два года показывают, что в направлении внедрения экологически чистых транспортных средств наметился положительный рывок. Сегодня можно наблюдать изменение вектора экологического транспорта в сторону развития. Этому способствуют принятые на государственном уровне монетарные меры с целью поддержки электротранспорта, которые заключаются в:
- Отмене таможенных пошлин на ввоз электромобилей. Благодаря такому решению стоимость машин снижается почти на 20%.
- Бесплатной парковке в центральной части Москвы, позволяющей экономить порядка 180 тыс. руб. в год. Как известно, зона платной парковки в столице с прошлого года расширена до Третьего транспортного кольца.
Несмотря на то, что решений немного, они уже являются достаточно хорошим стимулом для повышения спроса на чистые транспортные средства. Уникальность ситуации заключается в том, что российскому и зарубежному автопрому предстоит решать одинаковые проблемы в сфере экотранспорта. От положительного решения задач зависит прочность фундамента, который позволит наращивать развитие отрасли чистых транспортных средств, и самое главное, избежать возникновения проблем западных производителей.
Источник http://gisp.gov.ru/ing/info/analitics/12491/