Обеспечение безопасной эксплуатации транспортных и грузоподъемных средств
Охрана труда
На промышленном предприятии любого профиля широко используется подъемно-транспортная техника: подъемные краны, лебедки, блоки, домкраты, конвейеры, лифты, мототележки, автопогрузчики.
Опасности, которым при эксплуатации такой техники подвергаются люди, связаны с непредвиденными контактами с движущимися частями оборудования и возможным ударом от падающих предметов при обрыве поднимаемого груза, а также при высыпании части груза, и с падением самого оборудования При взаимодействии работников с передвижным оборудованием возможны также наезд и удар при столкновении.
Безопасность труда при подъеме и перемещении грузов в значительной степени зависит от конструктивных особенностей подъемно-транспортных машин и соответствия их «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (ПБ 10-14—92) и государственным стандартам: ГОСТ 13556—91 «Краны башенные строительные», ГОСТ 12 3.009—76 «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности».
Все части, детали и вспомогательные приспособления подъемных механизмов в отношении изготовления, материалов, качества сварки, прочности, устройства, установки, эксплуатации должны удовлетворять соответствующим техническим условиям (ТУ), стандартам, нормам и правилам. При эксплуатации подъемно-транспортных машин следует ограждать все доступные движущиеся или вращающиеся части механизмов.
Необходимо исключать непредусмотренный контакт работающих с перемещающимися грузами и самими механизмами при их передвижении, а также обеспечивать надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и строповочных приспособлений.
Инспекция Госгортехнадзора и администрация предприятия устанавливают постоянный надзор за состоянием грузоподъемных устройств, канатов, сменных грузозахватных органов (крюков, электромагнитов и т.п.), съемных грузозахватных приспособлений (стропов, клещей, траверс и т.п.) и тары (контейнеров, ковшей и т.п.), уходом за ними и безопасностью эксплуатации. В частности, правилами Госгортехнадзора предусмотрено проведение регламентированных испытаний грузоподъемных машин, наиболее опасных среди всех подъемно-транспортных машин.
Вновь установленные грузоподъемные машины подвергаются до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, находящиеся в эксплуатации, подвергаются периодическому техническому освидетельствованию: частичному — не реже одного раза в год; полному — не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых средств. При необходимости осуществляется внеочередное полное техническое освидетельствование.
При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина подвергается осмотру, статическому и динамическому испытанию. При частичном освидетельствовании статические и динамические испытания не проводятся.
Осмотр сопровождается проверкой работы механизмов и электрооборудования, тормозов, аппаратуры управления, освещения и сигнализации, приборов безопасности и регламентируемых габаритов.
Цель статических испытаний — проверка прочности металлических конструкций грузоподъемных машин и устойчивости против опрокидывания (для стреловых кранов). Статические испытания производят нагрузкой, на 25 % превышающей грузоподъемность крана. Груз поднимается на высоту 300. 200 мм (при стреловом кране 200. 100 мм) с последующей выдержкой в наиболее опасном положении в течение 10 мин. Затем груз опускают и проверяют наличие или отсутствие остаточной деформации моста крана.
Динамическое испытание производится грузом, на 10 % превышающим грузоподъемность машины, и имеет целью проверку действия механизмов грузоподъемной машины и их тормозов. Допускается его проведение рабочим грузом. При динамическом испытании производят неоднократный подъем и опускание груза.
При техническом освидетельствовании стальные канаты (тросы) бракуют по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната. Соответствующие нормы устанавливаются в зависимости от конструкции, степени износа или коррозии, назначения, отношения диаметра блока, огибаемого канатом, к диаметру каната.
Все канаты и цепи, применяемые на подъемно-транспортных машинах, проверяют на прочность по формуле:
P/S ≥ K (2.5)
где Р — разрывное усилие каната в целом, принимаемое по сертификату, а при проектировании — по государственному стандарту, Н; S — наибольшее натяжение ветви каната с учетом КПД полиспаста (без динамических нагрузок), Н; К — коэффициент запаса прочности. Например, для машин с ручным приводом К = 4, для машин с машинным приводом при легком режиме работы К = 5, при среднем К = 5,5, при тяжелом и весьма тяжелом К = 6.
Обрыв груза может произойти и в случае неправильно выбранного или при использовании поврежденного стропа. Выбор стропов также производится с проверкой на прочность с учетом числа ветвей каната л и угла наклона их к вертикали а. Возникающее в каждой ветви натяжение S определяется (Н):
(2.6)
где т — коэффициент, учитывающий условия подвеса; Q — вес груза.
Величина m определяется:
Коэффициент собственной устойчивости крана определяется как отношение момента, создаваемого весом всех частей крана с учетом уклона, к моменту, создаваемому ветровой нагрузкой относительного того же ребра опрокидывания:
(2.7)
где Mq — удерживающий момент; Мв — опрокидывающий момент.
Коэффициент грузовой устойчивости крана определяется как отношение момента, создаваемого весом всех частей крана, к моменту, создаваемому рабочим грузом:
(2.8)
де Mqк — удерживающий момент от веса крана; Mqг — опрокидывающий момент от веса груза.
Грузозахватные приспособления и тару до пуска в работу также подвергают осмотру, причем первые, кроме того, испытывают нагрузкой, превышающей на 25 % их номинальную грузоподъемность.
Большое значение для обеспечения безопасности работы подъемно-транспортных машин имеет выполнение основных требований при проведении такелажных работ: при кантовании груза необходимо использовать специальные устройства — рым-болты, проушины; центр тяжести поднимаемого груза должен находиться в середине между захватами стропа; строповочные канаты необходимо располагать на поднимаемом грузе равномерно без узлов и перекруток; строповочный трос следует отделять от острых кромок и ребер груза прокладками доски, резина и т.д.); сплетение грузовых канатов не допускается; при проведении такелажных работ должна применяться оперативная сигнализация.
Устройство и эксплуатация напольных средств транспорта: электрокар, погрузчиков и автокранов, — также требуют строгого соблюдения целого ряда мер безопасности. Все электрокары должны быть снабжены поворотными устройствами и тормозами, автоматически срабатывающими при снятии любой ноги с педали, звуковыми и, при работе ночью, световыми сигналами. Электрокары следует обшивать по периметру бортовой доской, препятствующей выдвиганию груза за их габарит.
Водитель электрокара должен четко видеть весь фронт своего пути и выполнять передвижения, глядя вперед и стоя спиной к контроллеру. Скорость движения электрокара не должна превышать внутри помещений б км/ч и на территории предприятия 10 км/ч. При езде с прицепной тележкой скорость движения соответственно снижается до 5. 8 км/ч.
Эксплуатация погрузчиков должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.011—75 «ССБТ. Машины строительные и дорожные. Общие требования безопасности»; эксплуатация автокранов — требованиям, содержащимся в «Правилах по охране труда на автомобильном транспорте» (утверждены Министерством транспорта РФ, 1997 г.).
Применяемые на машиностроительных предприятиях в качестве подъемников грузовые, грузопассажирские и пассажирские лифты, как вновь устанавливаемые, так и прошедшие капитальное переустройство, могут вводиться в эксплуатацию лишь после освидетельствования и испытания их инспекторами Госгортехнадэора. До освидетельствования лифт обязательно регистрируется в местной инспекции Госгортехнадзора.
Согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов», утвержденным Госгортехнадзором 11.02.1992 г., лифты подвергаются статическим (превышение предельно допустимой рабочей нагрузки в 1,5 раза) и динамическим (груз на 10% превышает предельную рабочую нагрузку) испытаниям.
Грузовые лифты без проводников оборудуются приборами управления, размещенными на площадке одного из этажей, а связь поста управления с другими этажами осуществляется системой звуковой или световой сигнализации. Проезд людей в грузовых лифтах категорически запрещается.
К обслуживанию лифтов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медосмотр, производственное обучение и проверку знаний и практических навыков специальной квалификационной комиссией.
Грузоподъемные механизмы и машины
Заявки на приобретение грузоподъемных машин и механизмов отправляйте на SALES@OBORUDKA.RU
Интересное по этой теме
Грузоподъемные механизмы и машины
Классификация грузоподъемных механизмов
- домкраты
- лебедки
- строительные подъемники
- погрузочно-разгрузочные машины
- строительные краны
На строительстве горных предприятий широко применяются грузоподъемные машины при монтаже конструкций зданий, технологического оборудования и на погрузо-разгрузочных работах. Их структура включает основание, несущую систему, силовой механизм и приспособление для связи груза и несущей системы.
Различают 4 класса грузоподъемных механизмов и машин, ГПП:
- Грузоподъемные механизмы для линейного перемещения груза
- Строительные и монтажные подъемники
- Погрузочно-разгрузочные машины
- Строительные и монтажные краны.
Кроме того, грузоподъемные механизмы делятся на переносные, передвижные, стационарные и самоходные.
Характеристики грузоподъемные механизмы
размер рабочей зоны, грузоподъемность, высота подъема, грузовой момент, мощность привода, скорость перемещенного груза.
К грузоподъемным механизмам относятся домкраты, тали, лебедки. Домкраты служат для подъема грузов на высоту до0,6 м, при монтажных работах для передвижения и выверки конструкций и представляет телескопическую раздвижную пару с приводным и тормозным устройствами. Имеются винтовые, гидравлические и реечные домкраты. Винтовой имеет рукоятку 1, при повороте которой винт 2 перемещается в гайке 3 корпуса вниз или вверх в зависимости от установки защелки 5 храповика 4. Поднятый груз удерживается самоторможением винта (рисунок 1 а).
Рисунок 1 – Домкраты:
а – винтовой; б – реечный; в – гидравлический; г – беспоршневой.
Масса груза поднимаемого домкратом
,
где Р – усилие на рукояти, Н (грузоподъемность 1 – 20 тн).
R, S, h – радиус рукояти, шаг винта, к.п.д. домкрата.
Реечный домкрат (рисунок 1 б) поднимает груз при вращении рукояти 1, передающий через колесо 6 крутящий момент на вал-шестерню, которая выдвигает рейку 7 с грузовой площадкой (грузоподъемность до 0,5-10 тн).
Масса груза формула расчета
где i – передаточное число шестерни и рейки;
d – диаметр делительной окружности реечной шестерни.
В гидравлическом домкрате усилие подъема от рукояти 1 сообщает плунжеру 11 цилиндра 10 возвратно-поступательное движение, при этом Рабочая жидкость из резервуара 12 через клапаны 13 и 9 поступает под поршень 8. Груз удерживается клапаном (рисунок 1 в).
Масса груза
где D– передаточное число шестерни и рейки;
l – диаметр делительной окружности реечной шестерни.
Гидродомкраты надежны, компактны, грузоподъемность до 50-200 тн.
Грузовые тали
Грузовые тали используют для сборочных т монтажных работ в местах, где применение домкратов затруднительно. Груз крепится на крюке тали, крюк с обоймой подвешивается на петле грузовой цепи, которая перемещается при вращении приводной звездочки. Удерживается груз тормозом с храповым остановом. Грузоподъемность талей с зубчатыми и червячными передачами составляет 2,5-100 кН, высота подъема груза до3 м. Электротали имеют грузоподъемность 25-500 кН, скорость подъема 0,085-0,42 м/сек. Во взрывоопасных условиях тали оборудуют пневмоприводом, реже гидроприводом.
Строительные лебедки
Строительные лебедки предназначены для подъема и перемещения грузов с помощью канатов, навиваемых на барабан. Лебедки общего назначения применяются как самостоятельные грузоподъемные машины, а специальные – как часть кранов, подъемников и других машин. Привод лебедок может быть ручным, электрическим и гидравлическим. Главные параметры – тяговое усилие, канатовместимость и скорость каната. Ручные лебедки используются при малых объемах монтажных работ, когда перемещение груза идет с малой скоростью. Тяговое усилие 5-100 кН, канатовместимость -20-300м. При вращении вручную вала 1 крутящий момент через шестерни 2 и 4 передается на вал 5. Тормоз 3 обеспечивает остановку груза и спуска при обратном вращении рукояти.
Электрореверсивная лебедка
Электрореверсивная лебедка имеет связь между барабаном 5 и двигателем 8 через редуктор 6. Подъем и спуск груза производятся реверсированием двигателя. Тормоз 7 автоматически замыкается пружиной или грузом при отключении двигателя. Электролебедки являются основным силовым оборудованием многих строи тельных машин. По назначению различают тяговые и грузоподъемные лебедки (рисунок 2).
Рисунок 2 – Схемы лебедок:
а – реечная; б – электрореверсивная: в – зубчато-фрикционная
Подъемники для перемещения грузов имеют платформы, клети или коши, движущиеся в направляющих; применяются для подъема строительных материалов, подачи материалов в смесительные машины и грохоты. Они просты по конструкции и в монтаже. Особо целесообразно их применение при отделочных, ремонтных, электромонтажных работах, когда из-за малых грузопотоков можно высвободить краны.
Строительные подъемники (рисунок 3) делят на грузовые и грузопассажирские
Подъемники промышленные и строительные
Мачтовый строительный подъемник имеет опорную раму 2 с пневмоколесами 1. Мачта 3 имеет направляющие для платформы 5 поднимаемой лебедкой 5 и канатом 7, проходящим через блок 7 мачты. Грузоподъемность до300 кг, высота подъема до20 м.
Грузопассажирские мачтовые подъемники дополнительно оборудуются ограничителями грузоподъемности и блокировкой кабины. Грузоподъемность до800 кггруза или до 10 человек, скорость подъема до 35 м/мин.
Шахтный подъемник для подъема бетона, сыпучих материалов на высоту до100 ми массой до 3 тн может устанавливаться снаружи и внутри здания. Ковш 3 с грузом размещается на площадке или в клети 2, которая поднимается лебедкой по направляющим мачты шахты
Ковшовый (скиповой) подъемник служит для подачи материалов в смесительные и дробильно-сортировочные машины. Ковш 1 емкостью в 1 м 3 загружается в углублении, поднимается канатом 2 и лебедкой по направляющим 3 и на заданной высоте опрокидывает груз в приемник.
Струнный подъемник имеет 2-4 направляющих каната между нижней рамой на почве и вершиной на здании. На платформе предусмотрен выдвижной монорельс для подачи материалов. Высота подъема до40 м, грузоподъемность 0,2 – 0,5 тн.
Монтажные подъемники выполняются в виде двухзвенной или телескопической стрелы. На верхнем конце имеется платформа для рабочих. Стрела монтируется на шасси автомобиля или на прицепе с выпосными опорами. Грузоподъемность 0,2-0,5 тн, радиус зоны 20-30 м.
Рисунок 3 – Строительные подъемники:
а – мачтовый; б – схема запасовки канатов; в – шахтный;
г – скитовый; д — гидроподъемник
При шахтном строительстве широко используются краны для монтажа сборных конструкций, зданий и технологического оборудования надшахьного комплекса (эстакад, галерей, копров, погрузочных бункеров, очистных сооружений, зданий административно-бытовых комбинатов). Краны подразделяют на самоходные, стационарные, переставные и приставные, а по конструкции делят на башенные, пролетные и стреловые.
Башенные краны
Башенные краны с башнями решетчатого типа и трубчатого могут быть с поворотной платформой и с поворотной стрелой. Башенный кран общего назначения с поворотной платформой имеет ходовую раму
1 с механизмом передвижения
2 полноповоротная платформа
3 с контргрузом
4 устанавливается на опорно-поворотном устройстве
башня 7 шарнирно соединена с платформой и удерживается стойкой 8
стрела 9 – канатным расчалом
10 вылет стрелы изменяется лебедкой 11 и полиспасом 12 (рисунок 4).
Рисунок 4 – Башенные краны:
а – общего назначения с поворотной платформой; б – с трубчатой башней
Пролетные краны делятся на козловые, мостовые и кабельные и используются на полигонах и складах железобетонных изделий, на площадках укрупненной сборки, строительства промышленных зданий и т.д.
Стреловые самоходные краны имеют применение на монтажных, подъемно-транспортных работах в строительстве, особенно при разбросанных объектах с малыми объемами работ (электроподстанции, здания вентиляционных и компрессорных установок и др.) По ходовому оборудованию они делятся на железнодорожные, гусеничные, пневмоколесные, тракторные и автомобильные. Грузоподъемность их от 4 до 200 тн.
Эксплуатационная сменная производительность кранов и подъемников
,
где Р – наибольшая грузоподъемность, тн;
Кг, Кв – коэффициенты использования грузоподъемности и времени смены;
tц – продолжительность цикла, мин.
Источник Источник http://ohrana-bgd.ru/bgdproiz/bgdproiz1_23.html
Источник http://oborudka.ru/handbook/672.html