Какую опасность таят японские подушки безопасности Takata — Авто Гуру
Какую опасность таят японские подушки безопасности Takata
Проблемная и трагическая ситуация с дефектными подушками безопасности крупнейшего производителя Takata касается примерно пятидесяти трех миллионов автомобилей, проданных во всем мире. Некоторые автовладельцы, не подозревая о бракованных элементах, так и продолжают ездить. Замену произвели лишь часть из общего количества.
Крупнейший поставщик компонентов для систем безопасности оказался главным участником скандала, после того, как подушки безопасности изъяли на разных марках авто. Неисправные изделия плохо срабатывали, могли разорваться, выстреливая прямо в пассажиров металлическими частицами дефектных пиропатронов. Были зафиксированы смертельные случаи как минимум семнадцати человек, также многие травмировались. Это все привело к банкротству Takata.
В чем кроется неисправность подушек
В самом развитии деятельности компании Takata, когда она занимала лидирующие мировые позиции по производству подушек безопасности и произошел данный конфликт. Японская конструкция элементов оказалась несовершенной. Определенные климатические условия спровоцировали процесс деградации внутреннего вещества, находящегося в газогенераторе. Что вызывало при срабатывании подушки разрушение корпуса, а остатки мгновенно вылетали через подушку в салон машины.
На протяжение нескольких лет происходили случаи со смертельным исходом, также многие автомобилисты сильно травмировались от дефектного газогенератора. Фрагменты из металла острой структуры разлетались с огромной скоростью, причиняя находящимся в салоне автомобиля серьезные увечья.
Масштабность трагедии
Проблема с Takata получила огласку сравнительно давно, в 2004 году от сработанной дефектной подушки пострадал водитель Honda Accord. Затем пошла череда подобных случаев, когда из-за неисправности этих изделий погибло несколько человек. Это привело к массовому отзыву машин более пятисот экземпляров. Расследованием занялись специалисты американского института.
Немного позже, количество жертв снова увеличилось, вызвав массовые отзывы автопроизводителями более тридцати миллионов транспортных средств в разных странах. Затем дополнительные расследования поспособствовали еще возврату сорока млн машин.
2017 год стал фатальным для Takata. Официальный приговор был вынесен американским судом в отношении японской компании, принудив к выплате миллиард долларов компенсации на покрытие расходов многих мировых автопроизводителей. Это привело к быстрому банкротству данной компании, которая вынуждена была передать полномочия американцам Key Safety Systems.
Что с отзывами автомобилей на российских дорогах
Не миновала проблема и российских автолюбителей, успевших приобрести модели самых популярных брендов, таких как BMW, Honda, Toyota и других. Свыше полтора миллиона автомобилей были оснащены теми злополучными подушками безопасности.
Независимо от пробега машины, дефект проверялся на многих марках, чтобы предотвратить колоссальный риск опасности для обычного водителя и пассажиров. Так, большинство подпадающих под отзывную кампанию авто, тщательно проверялись официальным дилером. Возможно, своевременное принятие таких вынужденных мер оградило граждан от вероятных травм и летальных случаев.
Игнорирование проблемы
Отзывная кампания коснулась не новых моделей, поэтому большинство владельцев ТС попросту не реагируют на такие моменты, отказываясь от посещения сервисных центров. Так, согласно данным бренда Mitsubishi, из двухсот пятидесяти тысяч их авто, подпадающих под возврат, прошло только двадцать процентов. Причин тому может быть несколько, либо люди не в курсе отзыва, либо просто относятся халатно к подобным мероприятиям.
Под аналогичную ситуацию попадает и Nissan. Подушки Takata установлены более, чем на четырех сот семидесяти экземплярах компании. В основном машины, сошедшие с конвейера в период 2001-2014 года. К сожалению, лишь процентов двадцать посетили дилерские центры, где прошли проверку с исправлением данного дефекта. Также, в компании заявляют, что на официальном сайте каждый желающий может проверить свой автомобиль на необходимость ремонта. Кстати, такие ремонтные работы абсолютно бесплатные.
Вот только проблема в том, что из-за подержанности машин, отпадает надобность ехать в дилерские центры. Некоторые вообще уже успели перепродать свои агрегаты. Так и получается, что владельцы не владеют достаточной информацией о существующей проблеме.
Проверяем свой автомобиль
Автокомпания, продукция которой оказалась в числе «невезучих», размещает на своем сайте специальный раздел, где отображены модели для ремонта. Также данные доступны в любом официальном дилерском центре и службе клиентской поддержки. Как не крути, владелец автомобиля должен попытаться сам проявить инициативу в данном вопросе.
В случае с ранее выпущенными моделями, производители просто не могли догадываться о таких «сюрпризах» от японских подушек безопасности. Поэтому единственным правильным решением в борьбе со смертельной опасностью, стала бесплатная замена элементов.
Автопроизводители отказываются от подушек Takata
Дубликаты не найдены
Исходя из их логики Автоваз должен отказаться от Автоваза.
«Отец года» установил в своей машине PS4 для детей с телевизором прямо перед подушками безопасности
Ответ на пост «Что убивает малый бизнесс?»
Вы думаете чрезмерная оптимизация только малый бизнес убивает? Тогда вот вам история компании Takata — крупнейшего, до недавнего времени, производителя автомобильных систем безопасности.
До недавнего времени, история компании Takata была очень красивым примером развития передовой японской корпорации. Первым продуктом основанной в 1933 компании стали вытяжные шнуры для парашютов.
В начале 50-х Takata стала одним из пионеров в создании автомобильных ремней безопасности. Именно Takata — впервые в Японии — создала установку для краш-тестов для тестирования этих самых ремней в реальных условиях.
В двухтысячных Takata стала одним из лидирующих производителей широкого спектра автомобильных компонентов.
Потом была мировая экспансия, расширение продуктовой линейки — рули, подушки безопасности. К началу двухтысячных годов номенклатура одних только аибегов насчитывала 232 позиции.
Первый звоночек – отзыв ремней безопасности 1995 года
Первое черное пятно в истории компании появилось в 1995 году. Американский департамент транспорта объявил отзыв 8,428,402 автомобилей, произведенных с 1986 по 1991 год, из-за возможных проблем с замками ремней Takata 52X и A7X на поставляемых в США японских автомобилях, равно как и автомобильных марках из США.
Структура отзыва ремней Takata в 1995 году
Позже выяснилось, что дело в застежках из ABS пластика, который становился хрупким под воздействием ультрафиолета. Примечательно, что косяки признали только японские компании (Honda, Isuzu, Mazda, Nissan, Daihatsu, Mitsubishi, Subaru), а также GM и Chrysler, имевшие в линейке «бейдж-инжиниринговые» японские автомобили. Позже к отзыву присоединился Ford, ведь в его линейке и были перелицованные азиаты вроде Probe (Mazda MX-6) и Festiva (сделанная KIA по чертежам Mazda).
Как устроены подушки безопасности
Производство подушек Takata было начато в 1988, и к 2014 году компания удерживала 20% мирового рынка этих устройств.
Устройство подушки. Графика Sidney Jablonski via Behance
Устройства бывают разных типов, самый компактный и легкий — твердотопливный газогенератор. Его функция проста — при получении сигнала от блока управления срабатывает пиропатрон, активное вещество сгорает, выделяя азот, который и наполняет подушку.
Срабатывание аирбега. Инфографика REUTERS
Подобные устройства и делала Takata — сначала, в девяностых, на основе азида натрия, а потом, с конца девяностых по настоящий момент, нитратом аммония (аммиачной селитрой) в качестве газообразующего взрывчатого вещества в пиропатроне подушки. Такие действующие вещества менее стабильны и более токсичны, чем тетразол, зато их использование гораздо дешевле.
Смешали — и можно взрывать
Учитывая, что использование таких типов газогенераторов позволяет сделать устройства легкими и компактными, а также очень дешевыми, неудивительно, что к середине второй декады 21 века Takata стала вторым крупнейшим мировым производителем подушек безопасности, удерживая 20% мирового рынка. При этом спрос на аирбеги постоянно рос с увеличением требованием безопасности по всему миру.
Первые проблемы с подушками Takata
Взрывной спрос на подушки привел к сокращению циклов разработки и тестирования. В погоне за прибылью и клиентами в Takata скрывали (как было позже установлены) случаи разрыва газогенераторов во время внутренних тестов.
Тем временем в США в Алабаме в начале двухтысячных произошло первое ДТП, в котором водитель Honda Accord был ранен разорвавшимися элементами газогенератора подушки. Департамент Юстиции США провел расследование в 2004 году, по результатам которого неназванный топ-менеджер Takata был уличен в манипуляции результатами внутренних тестов.
После трех подобных случаев, в компании Honda объявили об отзыве сначала 4000 автомобилей в 2008 году, а потом, когда произошел первый смертельный случай (это случилось 27 мая 2009 года в Оклахоме), и стало ясно, что проблема масштабнее — еще свыше 500 000 автомобилей в 2009 году.
В Takata признали лишь однократное нарушение технологии на мексиканском производстве.
Как взрывается газогенератор
Суть проблемы – при срабатывании подушки и поджиге активного вещества выделялось слишком много газа, повышенное давление газов в газогенераторе разрывало его на куски, подушка срабатывала неправильно, или вовсе не срабатывала, а металлические куски корпуса пиропатрона летели в салон и калечили людей.
Сложно выжить, когда в полуметре от твоего лица взрывается что-то похожее на гранату
Кусок смертоносной шрапнели.
Из этических соображений я не буду приводить тут подобные снимки, но это выглядит просто чудовищно.
Металлические фрагменты врезались в шею и лицо. Можете погуглить по Takata Victim, но не советую
Видео взрыва подушки Takata во время краштеста.
Расследование NHTSA
Учитывая, что автомобили продавались многомиллионным тиражом, проблем с подушками Takata было сравнительно немного. На момент начала скандала — лишь единичные случаи.
Но США – на главном на тот момент автомобильном рынке мира — не привыкли недооценивать жизнь человека. В 2009 включился американский институт National Highway Traffic Safety Administration, начавший собственное расследование проблемы с подушками безопасности Takata.
Ошибкой компании стала попытка переложить вину на пользователей автомобилей, а также стечение особых обстоятельств: например, экстремально высоких температур или повышенной влажности. Для автомобилей Honda были подготовлены исправленные газогенераторы, в корпусах которых были дополнительные отверстия для выхода газа.
На фоне инцидентов, вроде серии взрывов на самом предприятии, и оставившего огромную воронку взрыва грузовика, перевозящего подушки Takata с завода в Мексике, компании уже почти никто не верил.
Видео: Взрывы на фабрике Takata
Видео: последствия взрыва грузовика Takata
Осознание масштаба проблемы
К 2015 году количество смертельных случаев по вине подушек Takata достигло шести. Но хуже всего, было установлено, что подобная проблема может затрагивать десятки миллионов автомобилей, проданных по всему миру.
Первыми об отзыве трех миллионов автомобилей объявили Nissan, BMW, Chrysler, Ford, Honda, Mazda.
По вине подушек Takata к этом моменту сотни людей получили травмы, произошло 15 смертельных случаев, из них 13 все — на автомобилях марки Honda. Для компании это стало жестоким ударом — ей пришлось за свои же деньги распространять по всей Америке и Океании информацию, что выпущенные ей автомобили опасны для жизни.
Листовка Honda
Было установлено, что риск разрыва корпуса газогенератора подушек серии Alpha при ДТП составляет ошеломляющие 50%.
Газогенераторы Takata серии Alpha — доказанные бомбы замедленного действия
И это было только началом. Очередным случаем, за который взялись в NHTSA, стало несрабатывание боковой подушки на VW Tiguan, сопровождающееся разлетом металлической шрапнели и тяжелыми травмами водителя.
То есть если изначально предполагалось, что под отзыв попадают только автомобили с газогенераторами серии Alpha (именно на них пришлись почти все несчастные случаи), то теперь под подозрением оказались вообще все автомобили с подушками Takata.
Учитывая, что речь пошла о крупнейшем в истории отзыве продуктов массового потребления, делом Takata занялась специальная комиссия под председательством Самуэля Скиннера (бывшего начальника кадровой службы Белого дома и главы комитета по транспорту).
Стало понятно, что одним только 200-миллионным штрафом дело не кончится, хотя в Takata и продолжали настаивать, что потенциально проблема может угрожать только машинам, эксплуатирующимся в условиях жары и высокой влажности.
К концу 2015 года только в США под отзыв попало 32 миллиона автомобилей различных марок, включая BMW, Fiat Chrysler, Daimler, Ford, General Motors, Honda, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru и Toyota. Позже цифра была уменьшена до 24.4 миллиона подушек в 19.2 миллионах авто, но общей картины это не меняло.
Газогенераторы Takata начали менять не на “исправленные Takata”, как в начале отзывов, а на модели других производителей — Daicel, Autoliv иTRW. Но это также означало и то, что первоначальная замена газогенераторов на “исправленные Takata” не решало проблему, а лишь переносило ее во времени лет на десять.
Выводы спецкомиссии
К этому моменту в Takata уже поняли, что идут ко дну, и оказывали расследованию полное содействие. Девиз компании “Ноль несчастных случаев и ноль жертв” уже не был актуальным.
Поклон на банкротство
Оглашенные в 2016 году результаты комиссии, детально исследовавших весь процесс разработки, тестирования и производстве подушек Takata, выявили системные проблемы на всех уровнях создания таких сложных устройств как аирбег.
Отсутствие должной культуры качества, недостаточное тестирование, недостатки тестовых циклов, в том числе, шоковых испытаний в условиях экстремальных температур, влажности и вибраций, недопуск производителей авто на ранних стадиях создания продукта. Отдельный пункт – несовершенство производственного процесса, прежде всего в области недостаточной автоматизации.
Например, на отдельных продуктах свыше 200 операций делал один человек, загрузка активного вещества в картридж пиропатрона выполнялась вручную.
Конечно, надо понимать, что учитывая масштаб проблемы, за компанию взялись с повышенной строгостью – но увы, в вопросе защиты жизни покупателей не до компромиссов (в цивилизованном мире).
Комиссия провела свыше 160 интервью с сотрудниками Takata самого разного уровня.
После публикации отчета комиссии, в США было объявлено об отзыве еще 40 миллионов автомобилей, произведенных Acura, Audi, BMW, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Daimler Trucks North America, Daimler Vans USA LLC, Dodge/Ram, Ferrari, Fisker, Ford, GMC, Honda, Infiniti, Jaguar, Jeep, Land Rover, Lexus, Lincoln, Mazda, McLaren, Mercedes-Benz, Mercury, Mitsubishi, Nissan, Pontiac, Saab, Saturn, Scion, Subaru, Tesla, Toyota, и Volkswagen. Полный список попадающих под отзыв можно найти по ссылке. Ссылка на сам отчет комиссии тут.
Дальнейшие расследования показали, что проблема оказалась гораздо глубже, и если раньше считалось, что все дело в в нарушении свойств взрывчатки под воздействием температур и влажности, для чего в конструкцию пиропатронов Takata был срочно внедрен осушитель, то сейчас речь шла уже о возрастной деградации нитрата аммония и дискредитации этого вещества как компонента пиропатрона. В Takata этого так и не признали.
Автомобильные производители добровольно меняли бракованные компоненты, они взяли на себя гигантские издержки, и, конечно же, делали все, чтобы заставить Takata их компенсировать.
Рекордный штраф и банкротство
27 февраля 2017 суд США признал компанию Takata виновной в уголовных преступлениях. Компания согласилась заплатить миллиард долларов штрафа, из них 25 миллионов в качестве наказания по уголовному делу, 125 миллионов компенсации жертвам, и 850 миллионов на покрытие издержек автопроизводителей.
Графическое письмо Honda владельцам автомобилей
Срочная реорганизация не помогла удержать компанию на плаву – 25 июня 2017 года компания объявила о банкротстве. Оставшиеся активы Takata по всему миру были за 1.6 миллиарда долларов проданы американо-китайской компании Key Safety Systems. Название Takata ушло в историю, компанию назвали Joyson Safety Systems.
А что в Европе
В Европе случаев взрыва газогенераторов отмечено не было, отчасти потому, что на большинстве автомобилей применялись газогенераторы с другим действующим веществом — более стабильным нитратом гуанидина.
Но в европейской истории Takata уже было черное пятно – 10 лет назад компанию поймали на картельном ценовом сговоре с поставщиками и партнерами (Tokai Rika, Takata, Autoliv, Toyoda Gosei and Marutaka) на тему поставок рулей, ремней и подушек безопасности на европейские заводы японских марок Suzuki, Toyota и Honda. Тогда Takata освободили от ответственности за добровольное раскрытие всех деталей сговора.
Учитывая все эти моменты и масштаб отзыва в США, европейские производители, использующие подушки Takata, в том числе, немецкого производства, также постепенно начали объявлять об отзыве своих автомобилей.
По замыслу регуляторов, работы по замене всех выпущенных потенциально бракованных подушек Takata должны быть завершены до 2020 года. Автомобили, содержащие смертельно-опасные подушки серии Alpha, должны быть отремонтированы в первую очередь.
Вместе с тем, согласно проведенным в Великобритании исследованиям, обращением по отзыву воспользовалось не более 47% покупателей — а это значит, что тысячи потенциально опасных для своих владельцев автомобилей все еще колесят по дорогам. И дело не в том, что автомобилистов не заботит собственная безопасность — чаще всего они не являются первыми владельцами и просто ничего не знают об этом отзыве.
В общем, если ваш автомобиль есть в списке, то обязательно проверьте свой автомобиль у дилера на предмет отзыва, даже если он выпущен в начале двухтысячных. Подушки Takata серии Alpha (а возможно, и любые подушки Takata с “селитровым” пиропатроном) — это бомбы замедленного действия, так что лучше не рисковать и принять дополнительные предосторожности – тем более, что замена у любого дилера любой марки по этой отзывной кампании абсолютно бесплатна.
Источник http://avtoguru.net/kakuyu-opasnost-tayat-yaponskie-podushki-bezopasnosti-takata/
Источник http://pikabu.ru/story/avtoproizvoditeli_otkazyivayutsya_ot_podushek_takata_3765703