Как правильно оценить безопасность машины по рейтингу Euro NCAP?
Как правильно оценить безопасность машины по рейтингу Euro NCAP?
Что такое Euro NCAP?
The European New Car Assessment Programme или «Европейская программа оценки новых автомобилей».
Euro NCAP тестирует модели со всего мира, поставляемые в Европу. Аналогичные независимые испытания есть и в других странах. Например, IIHS в США или JNCAP в Японии.
Что оценивает Euro NCAP?
Существует ряд факторов, которые учитывают при финальном подсчете рейтинга автомобиля. С 2009 года их делят на четыре основные группы:
Количество полученных баллов по каждому пункту для наглядности переводят в проценты. А итоговый результат – в звезды.
Безопасность взрослых
В этой категории автомобиль может заработать максимум 38 баллов по итогам четырех краш-тестов: фронтальное столкновение с деформируемым препятствием (со смещением), с жестким барьером (по всей ширине), боковой удар и наезд сзади. К 2022 году максимальная оценка по этому пункту составит 40 баллов.
Безопасность детей
Защищенность детей 6 и 10 лет, находящихся на заднем сиденье, оценивается во фронтальных и боковых краш-тестах. Плюсом в карму машины будет наличие креплений Isofix. Максимально за такие испытания начисляют 49 баллов. Изменений в этой категории не предвидится.
Безопасность пешеходов
Состояние пешехода и велосипедиста после столкновения с автомобилем оценивают по ушибам головы, таза и ног. У машины проверяют работу системы экстренного торможения. До 2020 года максимально в этой категории можно было заработать 48 баллов. Сейчас уже 54 балла, а с 2022 года предельное значение увеличат до 63 баллов.
Электронные помощники
Оценки в этой категории выставляют за количество электронных ассистентов и за пользу от них. Помимо автоматического торможения, проверяют работу круиз-контроля, функций удержания в полосе и оповещения о непристегнутом ремне безопасности. Максимальный результат раньше составлял 13 баллов, но с 2020 года лимит увеличен до 16. В 2022-2023 годах планку снова поднимут – до 18 баллов.
Как получают звезды?
Расшифровка оценок – страшный сон криптографа. Сначала результаты тестов подсчитывают в балльном выражении, затем выводят промежуточные итоги в процентах. А на выходе получают звезды. Сегодня они присваиваются испытуемым при выполнении следующих условий по каждому из четырех пунктов:
Безопасность взрослых
Безопасность детей
Безопасность пешеходов
Электронные помощники
5 звезд
4 звезды
3 звезды
2 звезды
1 звезда
Однако в Euro NCAP постоянно ужесточают требования, и с 2022 года для получения тех же звезд машинам придется заработать на 10% больше в категориях «Безопасность пешеходов» и «Электронные помощники».
Расчеты и коэффициенты
Но и это еще не окончание квеста. Итоговый рейтинг равен сумме процентов из каждой категории, помноженных на коэффициент (0,4 у «безопасности взрослых» и 0,2 – у остальных). Это нужно для того, чтобы автомобиль, провалившийся по одной из дисциплин, не получил максимальные пять звезд.
Срок годности результатов
Рейтинги Euro NCAP сохраняют актуальность до шести лет после публикации. При этом ежегодно автомобиль могут тестировать повторно (после рестайлинга или добавления оснащения). Так подтверждаются ранее заслуженные звезды и проверяется соответствие нового оборудования заявленной безопасности.
О чем говорят звезды?
Читать рейтинги Euro NCAP следует так:
Пояснение
5 звезд
Отличный уровень безопасности по всем параметрам, а также полный набор электронных ассистентов.
4 звезды
Хорошая защита на случай столкновения и наличие электронных помощников в списке опций.
3 звезды
Средний уровень безопасности водителя и пассажиров. Возможно, не самые новые и передовые системы предотвращения столкновения.
2 звезды
Достаточная защита от столкновений. Отсутствуют электронные помощники, способные предотвратить ДТП.
1 звезда
Минимальный уровень безопасности и скромный функционал, помогающий избежать аварии.
0 звезд
Предельно низкая защита на уровне стандартов, разрешающих продажу и эксплуатацию автомобиля. Современные системы безопасности отсутствуют.
Пример: Peugeot 2008 (2019)
Ожидаемый в этом году в России компактный кроссовер Peugeot 2008 по итогам краш-тестов Euro NCAP заработал четыре звезды со стандартным оснащением и максимальные пять – с опциональными системами безопасности.
Базовый паркетник получил 34,7 из 38 баллов за защиту водителя и взрослых пассажиров, 41,4 из 49 – за безопасность детей, 29,9 из 48 – за наезд на пешехода, а также 8,9 из 13 – за вспомогательную электронику. Итоговые оценки по этим категориям составили 91%, 84%, 62% и 68% соответственно.
То есть на пять звезд Peugeot 2008 мог рассчитывать по трем пунктам из четырех. Число причитающихся звезд можно рассчитать по формуле: 5 x 0,4 + 5 x 0,2 + 5 x 0,2 + 4 x 0,2 = 4,8. Однако в EuroNCAP округлили результат в меньшую сторону – до четырех звезд – из-за плохой защиты 10-летнего ребенка на заднем сиденье (за водителем) при боковом столкновении.
Источник http://ru.motor1.com/features/429440/euro-ncap-raiting/