Инструкция по охране труда при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта | Охрана труда

Охрана труда

Документы по охране труда новичку

Инструкция по охране труда при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта | Охрана труда

Инструкция по охране труда при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта | Охрана труда

Рубрики

Инструкция по охране труда при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта

Инструкция по охране труда при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. Настоящая инструкция предназначена для персонала, выполняющих ремонт и техническое обслуживание электрооборудования автотранспорта

2. К самостоятельной работе на оборудовании допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие удостоверение и группу по электробезопасности не ниже II, прошедшие:

инструктаж по пожарной безопасности;

первичный инструктаж на рабочем месте;

обучение безопасным методам и приемам труда не менее чем по 20 часовой программе

инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.

повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;

внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности – 30 календарных дней);

диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ № 90 от 14.03.96 г

2. Персонал по обслуживанию электрооборудования автотранспорта обязан:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;

соблюдать требования к эксплуатации оборудования;

использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.

3. Персонал по обслуживанию электрооборудования автотранспорта должен:

уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;

знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;

выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения мастера или начальника цеха;

во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

содержать рабочее место в чистоте и порядке.

4. Персонал по обслуживанию электрооборудования автотранспорта должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

5. При обнаружении неисправностей оборудования, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно сообщить мастеру или начальнику цеха. Приступить к работе можно только с их разрешения после устранения всех недостатков.

6. При обнаружении загорания или в случае пожара:

сообщить в пожарную охрану и администрации;

приступить к тушению пожара имеющимися в цехе первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.

7. При угрозе жизни покинуть помещение.

8. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (состояние оборудования), если это не создает опасности для окружающих.

9. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.

10. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:

движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомашины;

острые кромки деталей;

выполнение работ вне помещения при неблагоприятных атмосферных явлениях (дождь, гроза);

отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;

11. В соответствии с “Нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты рабочим и служащим” персоналу по ремонту электрооборудования автотранспорта выдаются сроком на 12 месяцев костюм хлопчатобумажный, на 3 месяца рукавицы комбинированные, перчатки диэлектрические, на наружных работах зимой дополнительно: куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке, брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

12. Убедиться в исправности и надеть специальную одежду, застегнуть ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.

13. Проверить не загромождены ли проходы и рабочее место посторонними предметами. Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не будет слепить глаза. Напряжение местного освещения не должно превышать 42 В, а переносных электроламп 12 В.

14. Проверить СИЗ, убедиться в их исправности.

15. Проверить необходимый для работы инструмент и приспособления и убедиться в их исправности. Неисправный инструмент и приспособления с рабочего места убрать. Переносить рабочий инструмент следует в специальной сумке или ящике.

16. Проверить электроинструмент

затяжку болтов, крепящих узлы и детали;

исправность редуктора путем проворачивания рукой шпинделя (при отключенном двигателе);

состояние провода, целостность изоляции, отсутствие изломов жил;

работу на холостом ходу;

четкость работы выключателя.

При ощущении хотя бы слабого действия тока электроинструмент отключить от сети и сдать в ремонт.

17. Соединение электроинструмента производите с помощью штепсельных соединений. При этом проверьте контакты принудительного и опережающего включений заземляющего провода

Глава 3. Требования по охране труда во время работы

18. Во избежание возникновения замыкания в системе электрооборудования машины при ее ремонте пользуйтесь электрической схемой, приведенной в техническом описании и инструкции по эксплуатации машины или оборудования.

19. Контрольно-регулировочные работы, выполняющиеся в помещении мастерской при работающем двигателе машины (проверка работы генератора, регулировка реле-регулятора) проводится на специальном посту, оборудованным отводом выхлопных газов из помещения в атмосферу.

20. При снятии и установке стартера и щитка приборов предварительно отсоедините от аккумулятора провод, соединяющий с массой.

21. При работе и регулировке электрооборудования на машине во избежание короткого замыкания, пользуйтесь инструментом с изолированными ручками.

22. При работе вблизи крыльчатки вентилятора во избежание травмирования, снимите с нее приводной ремень.

23. При необходимости выполнения работ под машиной, установите ее в стороне

24. Все работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобиля выполнять при остановленном двигателе, за исключением регулировки карбюратора, проверки электрооборудования и тормозной системы.

25. Домкрат при подъеме автомобиля ставить на прочную и устойчивую деревянную подкладку. Высота его подъема должна соответствовать необходимой высоте подъема автомобиля и его узлов. Работать под автомобилем можно только после установки его на козелки.

26. Сливать масло и воду из агрегатов автомобиля можно только в специальную тару.

27. При производстве сварочных работ на автомобиле и вблизи его бензобаки закрыть асбестовыми чехлами.

28. Кузов автомобиля-самосвала предварительно укрепить упорной штангой при выполнении работ с поднятым кузовом.

29. В целях безопасности при постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонт автомобиль затормозить с помощью стояночной тормозной системы и включить первую передачу, выключить зажигание, под колеса подложить не менее двух специальных упоров (клиньев, башмаков).

30. Разборку и сборку колес производить на стенде или ровной чистой площадке. Накачивать шины колес в предохранительном устройстве, осаживать стопорное кольцо в это время молотком или кувалдой не допускается.

31. При работе с электротельфером следует выполнять инструкцию по охране труда для лиц, пользующихся грузоподъемными машинами, управляемыми с пола и имеющие удостоверение.

32. При работе на сверлильном, заточном станках следует выполнять инструкции по охране труда для лиц, пользующихся этим оборудованием и имеющие удостоверение.

33. Пользоваться специальными зажимными приспособлениями при замене, разборке и сборке рессор. Проверять совпадение отверстий с помощью бородка или оправки.

34. Перед выполнением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, проверить выключены ли зажигание и подача топлива (для дизельных автомобилей), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить стояночную тормозную систему. После окончания работ затянуть рычаг стояночной тормозной системы и вновь включить первую передачу.

35. Находиться и работать под автомобилем, висящем на тросе грузоподъемного механизма, не допускается.

36. При ремонте и техническом обслуживании автомобилей с высоким кузовом пользоваться лестницами-стремянками со ступенями шириной не менее 150 мм.

37. Перед ремонтом автомобиля, установленного на осмотровой канаве необходимо:

проверить правильность расположения колес по отношению к направляющим;

поставить автомобиль на тормоза и подложить под колеса распорные подкладки;

убедиться в наличии свободного доступа в канаву, исправности напольной решетки в канаве.

38. Находясь в осмотровой канаве, осмотр и ремонт автомобиля производить в защитных очках.

39. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только при остановленном двигателе.

40. При рубке, чеканке и подобных работах надевать защитные очки.

41. Стружку с верстака, оборудования и автомашины сметать щеткой. Сдувать пыль и стружку сжатым воздухом или убирать голыми руками не допускается.

42. Не допускать разлива горюче смазочных материалов (бензин, солярка, масло, солидол и т.п.). Сливать воду и масло только в специальную тару, не допуская их разлива на пол.

43. При регулировке работающего двигателя в помещении применять бесшланговый местный отсос или накидные шланги для отвода отработанных газов в атмосферу. В случае отсутствия указанных отсосов работать в закрытом помещении с работающим двигателем не разрешается.

44. При разборочно-сборочных работах автомобиля снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний и передний мост, кузов и раму при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных захватными приспособлениями, гарантирующих безопасное выполнение работ. Поднимать автомобиль за буксирные крюки запрещается.

45. Снятые детали следует укладывать на специальные стеллажи. Длинные детали (полуоси, карданные валы и т.п.) укладывать горизонтально в отведенное для них место.

46. При работе пневматическим инструментом необходимо:

работать только исправным инструментом, клапаны должны быть отрегулированы так, чтобы они легко открывались, при прекращении нажима на управляющую рукоятку быстро закрывались и не пропускали воздух в закрытом положении;

подсоединение шлангов к инструменту и разъединение их с инструментом производить после выключения подачи воздуха. Перед присоединением к инструменту шланг тщательно продуть;

работать только в защитных очках;

пользоваться абразивными кругами, полученными в инструментальной кладовой и специально предназначенные для пневмомашинки;

проверить крепление защитного кожуха на абразивном круге.

47. Переносная электролампа должна иметь защитную сетку, исправные изоляцию шнура и резиновую трубку.

48. При работе с электроинструментом необходимо:

пользоваться диэлектрическими перчатками, галошами или ковриками;

следить за исправностью изоляции, электроинструмента, надежного крепления заземляющего провода и штепсельной вилки с заземляющим контактом;

при перерывах в работе выключить инструмент из штепсельного соединения.

Включать электроинструмент в сеть только при наличии специального штепсельного соединения.

49. Во избежание травмирования при запуске двигателя держать заводную ручку так, чтобы все пальцы руки обхватывающие рукоятку были с одной стороны.

50. В период обкатки двигателя на стенде или автомобиле производить исправления и касаться вращающихся деталей двигателя можно только после полной его остановки.

51. При ремонте и техническом обслуживании двигателя работающего на этилированном бензине соблюдать инструкцию по охране труда для лиц работающих с этилированным бензином.

52. Подходить к открытому огню, зажигать спички, если руки и спецодежда смочены бензином, не разрешается.

53. При осмотре автомобиля не допускается пользоваться открытым огнем.

54. Хранить на рабочем месте легковоспламеняемую жидкость и обтирочный промасленный материал не допускается.

55. Для перегонки автомобиля на стоянку и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или основного водителя автомобиля.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

56. Привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления протереть и сложить в отведенное для них место.

57. Проверить надежность установки автомобиля на козелках. Оставлять автомобиль, поднятый домкратом, не разрешается.

58. Сообщить бригадиру или мастеру о выполненной работе, замеченных недостатках, которые были выявлены в процессе работы.

59. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

60. При потере устойчивости узлов и агрегатов автотранспорта во время ремонтных работ их следует прекратить и сообщить о случившемся бригадиру или руководителю работ. После этого слесари должны принять участие в предотвращении произвольного перемещения частей машин.

61. В случае возникновения загорания необходимо работу прекратить, принять участие в тушении пожара (огнетушителями, асбестовыми покрывалами, песком или сильной струей воды), а при невозможности ликвидации загорания следует вызвать пожарную охрану по телефону 01 и поставить в известность руководство.

Поделиться «Инструкция по охране труда при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта»

Техника безопасности при работе с электрооборудованием

Согласно статистике, около 12-15% несчастных случаев с летальным исходом связаны с нарушением техники безопасности при работе с различными видами электрооборудования. Следует заметить, что в быту подобные инциденты в последнее время случаются чаще, чем на производстве, где персонал для получения допуска к работе должен пройти соответствующий инструктаж. Что касается пользователей бытовыми приборами, то у некоторых из них нет даже элементарных знаний по технике безопасности. Давайте вспомним общие правила на основе выдержек из ПТЭ и ПТБ.

Какой ток считается небезопасным?

Как правило, первые ощущения возникают при воздействии тока 1-1,5 мА. Эта величина считается пороговой. Дальнейшее повышение приводит к непроизвольным сокращениям мышечной системы, сопровождающимися болезненными ощущениями.

После рубежа от 12 до 15 мА мышечная система не поддается контролю. В некоторых случаях из-за этого попавший под напряжение не имеет возможности самостоятельно освободиться (например, разжать кулак с зажатым проводом). Ток, начиная с указанного рубежа, считается «не отпускающим». Дальнейшее его повышение вызывает судорожные сокращения сердца, а величина – 100 мА приводит к летальному исходу.

Таблица пороговых величин тока:

Заметим, что в таблице указаны приблизительные данные, поскольку они зависят от многих факторов, включая физическое и психологическое состояние человека.

Поражающие факторы

Воздействие электротока на человека может иметь следующий характер:

  • термический, вызывает ожоги, приводит к нагреву крови и сосудов;
  • электролитический, приводит к разложению крови;
  • биологический, вследствие раздражения может прекратиться деятельность органов дыхания и (или) системы кровообращения.

Что касается поражений, вызванных электротоком, то они бывают двух видов:

  • электрические травмы, проявляются в виде ожогов, знаков, металлизации, электроофтальмии, повреждений, вызванных сокращением мышечной системы;
  • электрические удары I – IV степени, могут сопровождаться шоком и рефлекторным воздействием на различные органы.

Прохождение тока

На поражающий фактор оказывает немалое влияние путь, по которому проходит ток через человеческое тело. Самые распространенные варианты – от руки к руке (1 на рис.2), от ноги к ноге (7) и через руки–ноги (2-6, 8, 9).

Инструкция по охране труда при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта | Охрана трудаПути протекания электрического тока через тело человека

Самая большая угроза для жизни возникает в случаях, когда на пути протекания тока через тело человека находятся органы, отвечающие за жизнедеятельность организма (например, сердце или мозг). Это происходит при прохождении через руки-ноги (2-6, 8, 9), от руки к руке (1), а также через голову к рукам (10, 13, 14) или ногам (11, 12, 15). Соответственно, менее опасный путь – от ноги к ноге (7). Последний вариант характерен при поражении от шагового напряжения.

Требования к персоналу, обслуживающему электроустановки

Полный свод требований можно найти в правилах по охране труда при эксплуатации электроустановок, приведем выборку основных из них.

Согласно существующим нормам (приказ №302н Минздравсоцразвития от 12 апреля 2011 года), работники должны в обязательном порядке проходить медосмотр:

  • предварительный, производится перед приемом на работу;
  • регулярный (периодический), проводится один раз в год;
  • внеочередной, может быть назначен в особых случаях (по просьбе работника, при выявлении профзаболевания и т.д.).

Это требование связано с тем, что для профессий, связанных с обслуживанием электроустановок (например, электрики или электромонтеры), существует ряд ограничений по состоянию здоровья.

Работники должны быть ознакомлены с нормативными документами и обязательными требованиями. Инструктаж проводится по месту работы, о его прохождении должна быть соответствующая запись в журнале.

Инструкция по охране труда при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта | Охрана трудаПример страницы из журнала инструктажа по ТБ

Помимо этого, обслуживающий персонал обязан разбираться в устройстве электрооборудования и принципе его действия.

При приеме на работу (а впоследствии раз в год) производится проверка знаний работника. После ее успешного прохождения выдается удостоверение о присвоении той или иной группы по электробезопасности, или вносится запись о соответствии (при периодической проверке).

Инструкция по охране труда при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта | Охрана трудаОбразец удостоверения

Если у специалиста отсутствует удостоверение, либо не пройден медицинский осмотр или инструктаж, то он не может быть допущен для работы с электричеством или к обслуживанию действующего электрооборудования. Под этот запрет также попадают лица младше 18 лет или находящиеся под алкогольным или наркотическим воздействием.

Персоналу запрещается выполнять действия, противоречащие нормам и требованиям, прописанным в ПТЭ и ПТБ. При поступлении такого распоряжения работник должен отказаться от его выполнения и проинформировать об этом руководство или соответствующую службу предприятия.

Требования безопасности при работе с электроинструментом

На производстве работать с электрическим инструментом могут лица, имеющие 2-ю группу по электробезопасности (или более высокую). Инструктаж по ТБ с ними должен проводиться ежеквартально. Запись об этом обязательно вносится в журнал и заверяется подписями инструктора и работника.

При работе предписывается применение индивидуальных и диэлектрических средств зашиты.

Инструкция по охране труда при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта | Охрана трудаСредства индивидуальной защиты

Последние должны подвергаться регулярной проверке, прохождение которой заверяется соответствующим штампом.

Инструкция по охране труда при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта | Охрана трудаШтамп о прохождении проверки диэлектричекской обуви (отмечен красным кругом)

На месте проведения ремонтных или других видов работ, должны быть проведены соответствующие технические мероприятия, к таковым относится установка защитного заземления, предупреждающих знаков, ограждений и т.д.

Класс электроинструмента должен соответствовать условиям проведения работ, согласно следующим нормам:

  • 1-й класс – предназначен для безопасных помещений;
  • 2-й класс – служат для наружного использования или в помещениях повышенной опасности. На инструменте имеется соответствующая маркировка;
  • 3-й класс – используется в местах с неблагоприятными условиями работы (например, в котлах и баках) или в помещениях, относящихся к категории особо опасных. Такой инструмент рассчитан на низковольтные источники питания до 42 В (параметры указываются на корпусе).

Электроинструмент запрещается использовать в следующих случаях:

  • для работ во взрывоопасном помещении (искра с коллектора электродвигателя может стать причиной взрыва);
  • в местах, где присутствует химически активная среда, способная разрушить изоляцию или металл.

При проведении работ вне помещения при дожде или снегопаде разрешено использовать только тот электрический инструмент, у которого имеется соответствующий класс защиты (указывается в виде маркировки).

Инструкция по охране труда при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта | Охрана трудаМаркировка, соответствующая классу защиты

Мероприятия, предшествующие работе с электроинструментом

В соответствии с обязательными требованиями ТБ, перед эксплуатацией электроинструмента необходимо выполнить проверку:

  • надежного крепления всех деталей и их комплектности;
  • целостности электрических компонентов: кабеля питания, штепселя, изоляции основных частей корпуса (проверка осуществляется путем внешнего осмотра);
  • работоспособности редуктора (несколько раз проворачивается шпиндель при отключенном питании);
  • целостности корпуса;
  • работы в холостом режиме;
  • наличия заземления (данное требование распространяется только на 1-й класс).

Если предстоят высотные работы, проверяется надежность лесов (включая настилы и подмости) и наличие на них ограждающих конструкций. Согласно правилам ТБ, в данном случае категорически запрещается использовать приставные лестницы.

ТБ при работе

Если требуется произвести смену насадки или использовать другой инструмент, необходимо выполнить отключение питания.

В ходе работы необходимо контролировать местоположение питающего кабеля, чтобы не нанести ему повреждение. Для этого, согласно общим правилам, провод необходимо подвесить на высоту, не менее 2,5 метров. Если кабель находится над проходом или проездом, высота его подвески увеличивается до 3,5 и 6 метров, соответственно.

Подавать питание на электрический инструмент допускается только после того, как он установлен в соответствии с характерным для него рабочим положением.

Если в возникла необходимость сменить место, электрическая машина должна быть обесточена, путем отключения от питания. При переноске удерживать инструмент необходимо за рукоятку или предназначенные для этой цели ручки.

По окончанию процесса работы или перерыва в ней, электрические инструменты должны быть физически отключены от сети питания.

ТБ при эксплуатации бытовых электроприборов

В данном случае необходимо придерживаться правил и норм, которые указывает техника безопасности при работе с электрооборудованием. Их соблюдение минимизирует риск поражения электрическим током. Рекомендуем акцентировать внимание на следующих моментах:

  • нельзя пользоваться неисправными бытовыми электроприборами;
  • при признаках нештатной работы (искры, дым, изменение уровня шума и т.д.) следует немедленно произвести отключение;
  • стационарные электронагревательные устройства (бойлеры) необходимо заземлять и подключать только через УЗО.

Последний пункт требует небольшого пояснения. Установленные в таких устройствах ТЭНы, со временем могут потерять герметичность, результат этого наглядно показан рисунке 8.

Инструкция по охране труда при ремонте и техническом обслуживании электрооборудования автотранспорта | Охрана трудаРисунок 8. Пробник показывает наличие фазы в воде, поступающей с бойлера

Наличие фазы в воде может представлять серьезную опасность для жизни. Зафиксировано много несчастных случаев с летальным исходом, произошедших по этой причине. Именно поэтому при установке бойлера требуется специальная защита на основе автоматов УЗО. Но для ее надежной работы необходимо обеспечить заземление корпуса электронагревательного устройства. Собственно, это требование указано в инструкции к электроприбору, в котором говорится, что эксплуатация без заземления запрещена.

Источник Источник Источник Источник Источник http://oxpana-tryda.ru/instrukcii-po-oxrane-truda-po-vidovam-rabot/instrukciya-po-oxrane-truda-pri-remonte-i-texnicheskom-obsluzhivanii-elektrooborudovaniya-avtotransporta.html
Источник http://www.asutpp.ru/tehnika-bezopasnosti-pri-rabote-s-elektrooborudovaniem.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]