Инструкция по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ и при перемещении грузов в ручную
Инструкция по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ и при перемещении грузов в ручную
1. Общие требования охраны труда.
1.1. К погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица, прошедшие соответствующий инструктаж. Перед началом работы мастер или руководитель работ должен ознакомить рабочих с технологией работ и безопасными методами их выполнения. Такой инструктаж проводится обязательно при каждом изменении условий труда.
1.2. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах с применением грузоподъемных машин и механизмов, должны пройти специальное обучение на право обслуживания этих машин и механизмов.
1.3. Погрузочно-разгрузочные работы следует производить:
- под руководством специально выделенного опытного работника из числа административно-технического персонала;
- на спланированных площадках, имеющих уклон до 5град., а в зимнее время на площадках, очищенных ото льда и снега и посыпанных песком или шлаком и др.противоскользящими материалами;
- средствами малой механизации (лебедками, блоками, домкратами или подъемными кранами в исправном состоянии) для перемещения грузов массой свыше 50 кг (каждое место в отдельности) и длиной более 3м;
- не создавая опасности для соседних производственных участков и посторонних лиц: пешеходов, жителей.
1.4. Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны быть хорошо освещены.
1.5. Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, кроме обеденного перерыва, предоставляются перерывы для отдыха, входящие в состав рабочего времени. Продолжительность и распределение перерывов определяются ответственным руководителем работ.
1.6. Рабочие, допущенные к погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов, должны проходить специальное обучение безопасным методам труда с последующей аттестацией.
1.7. К погрузочно-разгрузочным работам не должны допускаться рабочие и служащие в не отремонтированной спецодежде и с неисправными средствами индивидуальной защиты.
1.8. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с пылевидными материалами должны быть обеспечены респираторами и противопыльными очками.
1.9. При наличии опасности падения предметов сверху, работающие на местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны носить защитные каски.
1.10. Пути перемещения грузов следует содержать в чистоте, захламленность и загромождение их не допускается.
1.11. При использовании всевозможных такелажных приспособлений (катков, сходен, тачек, канатов и др.), а также ломов и т.д. необходимо проверить их исправность до начала работ.
1.12. При подъеме и перемещении грузов вручную следует соблюдать нормы переноски тяжестей, установленные действующим законодательством:
- для мужчин старше 18 лет – 50 кг
- для женщин старше 18 лет:
- при чередовании с другой работой – 10 кг
- постоянное в течение рабочей смены – 7 кг
- подъем тяжестей на высоту более 1,5 м – 10 кг.
1.13. При получении травмы во время работы необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью и сообщить о случившемся руководителю работ:
1.14. За нарушение требований настоящей инструкции рабочие, привлекаемые к погрузочно-разгрузочным работам, несут дисциплинарную или уголовную ответственность в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка на предприятии и в соответствии с действующим трудовым законодательством.
2. Требования охраны труда перед началом работы.
2.1. Привести спецодежду в порядок, застегнуть обшлага рукавов, волосы убрать под головной убор. Обувь должна быть удобной, без каблуков. Работать в легкой обуви (тапочках, босоножках) не допускается.
2.2. Проверить исправность всех механизмов, такелажа, вспомогательных приспособлений и защитных средств.
2.3. Привести в порядок рабочее место, освободить проходы, проезды, убрать все лишнее, мешающее работе. При производстве работ в темное время суток проверить освещенность рабочих мест.
2.4. Не допускать в опасную зону погрузки и выгрузки лиц, не имеющих прямого отношения к производству погрузочно-разгрузочных работ.
3. Требования охраны труда во время работы.
3.1. При укладке грузов в кузов автомобиля следует соблюдать следующие правила:
- при погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортами кузова и должен располагаться равномерно по всей площади кузова;
- штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепким исправным такелажем (канатами, веревками). Пользоваться для увязки металлическим канатом и проволокой запрещается.
- рабочие, увязывающие грузы, должны находиться только на погрузо-разгрузочной площадке;
- ящики, бочки и другой штучный груз должен быть уложен плотно, без промежутков, чтобы при движении (резком торможении, крутых поворотах) он не мог перемещаться по кузову. Если имеются промежутки, в них следует вставлять прочные деревянные прокладки и распорки;
- стеклянную тару с жидкостями необходимо устанавливать стоя;
- не допускается устанавливать груз в стеклянной таре друг на друга без прочных прокладок, предохраняющих нижний ряд от разбивания при перевозке.
3.2. Перед открыванием бортов автомобилей необходимо убедиться в безопасном расположении груза в кузове. Вначале следует открывать задний борт, а затем боковые борта, рабочие должны находиться сбоку от скрываемого борта.
3.3. При погрузке и разгрузке грузов в ящиках, во избежание ранения рук, выступающие гвозди и концы железной обвязки необходимо загибать. Прежде чем снять верхний ящик со штабеля, надо убедиться в том, что лежащий рядом груз занимает устойчивое положение.
3.4. При погрузке катучих грузов (труб, бочек) и разгрузке их с автомашин и платформ должны применяться наклонные площадки или слеги с удержанием грузов с противоположной стороны прочными веревками. Переносить эти грузы на спине, независимо от их веса, запрещается.
3.5. Запрещается находиться под опускаемым или поднимаемым по наклонной плоскости грузом. Стоять следует всегда в стороне от него.
3.6. При перекатывании бочек, рулонов, барабанов и т.п. рабочий должен находиться за перемещаемым грузом и не допускать, чтобы он катился быстрее шага рабочего.
3.7. При перекатывании деревянных бочек по земле подталкивать их следует около обручей, тянуть за кромки не разрешается. Тяжелые бочки следует перемещать на роликах или катках.
3.8. Длиномерные грузы вручную (на плечах) разрешается переносить нескольким рабочим примерно одного роста. При переноске и сбрасывании рабочие должны находиться с одной стороны груза.
Переносить груз на черенках лопат, ломах и т.п. запрещается.
3.9. При разгрузке барабанов с кабелем, проводами или тросами и пр. нельзя сбрасывать их с платформ автомобиля на земля. Сгружаемые вручную барабаны необходимо удерживать оттяжками с помощью лебедок или других приспособлений, установленных с противоположной стороны транспортных средств.
3.10. Кантовать тяжеловесные грузы, подводить под них стропы необходимо с помощью специальных ломов или реечных домкратов. Применять для этого случайные предметы, бруски или обрезки труб и т.п. запрещается.
3.11. При переносе и укладке старых досок необходимо следить за тем, чтобы оставшиеся в них скобы и гвозди были вынуты или загнуты заранее.
3.12. Меры безопасности при складировании грузов:
- при складировании материалов необходимо оставлять проходы и проезды. Ширина проездов зависит от габаритов транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов, проходы должны иметь ширину не менее 1м. Расстояние между соседними штабелями должно быть не менее 0,2м;
- место складирования материалов должно быть выровнено и утрамбовано;
- запрещается приваливать (опирать) материалы и изделия к заборам и другим конструкциям, не рассчитанным на боковое давление;
- при укладке грузов круглой формы обеспечивать их устойчивость с помощью прокладок, упоров и т.п.;
- при складировании материалов, конструкций и оборудования необходимо принять меры, чтобы не было самопроизвольного их смещения (осыпания, разваливания, раскатывания и опрокидывания);
- расстояние от места складирования материалов и оборудования до бровок выемок (котлованов, траншей) следует соблюдать согласно проекту производства работ. Во всех случаях это расстояние не может быть менее 1м.
3.13. Материалы, изделия и оборудование при хранении на строительной площадке должны укладываться следующим образом:
- а) кирпич в пакеты на поддонах – не более чем в два яруса, в контейнерах – в один ярус, без контейнеров – высотой не более 1,7м;
- б) пиломатериалы – в штабеля высотой при рядовой укладке не более половины ширины штабеля;
- в) круглый лес – в штабеля не более 1,5м с прокладками между рядами и установкой упоров против раскатывания; ширина штабеля менее его высоты не допускается;
- г) мелкосортный металл – в стеллажах высотой не более 1,5м;
- д) длиномерные и громоздкие материалы и конструкции (трубы средних и больших диаметров, брусья, балки, стальные конструкции, листовой металл и т.п.) – в штабеля высотой не более 1,5м с прокладками между ними;
- е) крупногабаритное и тяжеловесное оборудование – в один ряд;
- ж) битум твердый — в плотную тару, исключающую его растекание с устройством ограждения, а жидкий и вязкий – в специальные емкости с устройством их ограждения;
- з) трубы диаметром до 300м — в штабеля высотой до 3м. На подкладках и прокладках с концевыми упорами;
- н) трубы диаметром более 300м – штабель высотой до 3м, в седло без прокладок; нижний ряд должен быть уложен на подкладки, укреплен инвентарными металлическими башмаками или концевыми упорами, надежно закрепленными на подкладках.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.
4.1. При возникновении какой-либо аварийной ситуации погрузочно-разгрузочные работы прекратить.
4.2. Сообщить об аварийной ситуации начальнику подразделения и принять меры по устранению данной ситуации.
4.3. В случае получения какой-либо травмы при выполнении работ, немедленно сообщить руководителю подразделения и инженеру по охране труда и технике безопасности, при необходимости обратиться в мед. Учреждение.
4.4. Знать место нахождения аптечки и уметь оказать первую медицинскую помощь.
4.5. Обстановка, в которой произошел несчастный случае, должна быть по возможности сохранена, если это не грозит жизни других людей, для проведения расследования.
5. Требования охраны труда по окончании работы.
5.1. Привести в порядок рабочее место, убрать инструмент и приспособления в отведенное для них место.
5.2. Вымыть лицо и руки теплой водой, при необходимости принять душ.
Добавлено: 25.02.2017 12:53:42
Еще статьи в рубрике Статьи по охране труда, образцы приказов, образцы должностных инструкций:
- Рекомендации по заключению договоров подряда на строительство
Договор подряда — один из основных документов, регламентирующих взаимоотношения заказчика и подрядчика. Правильно составленный договор помогает в дальнейшем избежать многих спорных .
Инструкция по охране труда для административно-управленческого аппарата, специалистов, инженерно-технического персонала, инженерно-технических работников и младшего обслуживающего персонала.
Настоящая инструкция разработана для административно — управленческого аппарата, специалистов, инженерно – технического персонала, инженерно–технических работников и младшего обслуживающего персонала (далее работника .
Инструкция по оказанию доврачебной помощи при несчастном случае на производстве
Первая медицинская помощь представляет собой комплекс срочных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавших при травмах, несчастных случаях, отравлениях и .
- Инструкция по охране труда для диспетчера
- Основные правила
- Безопасность водителя
- Обеспечение безопасности транспорта
- Погрузочно-разгрузочные работы
- Меры безопасности в рейсе
- Опасный груз
- Перевозка опасных грузов
- Запрещенные маневры
- Заключение
Настоящая инструкция разработана для диспетчеров, занятых эксплуатацией и пользованием компьютерами: — работа диспетчеров связана с приемом и вводом информации, наблюдением за состоянием .
Техника безопасности при грузовых перевозках автомобильным транспортом
Занимаясь автомобильными перевозками грузов, стоит внимательно относиться к каждому нюансу. Кроме оформления документов, маркировки, требуется заботиться об обеспечении безопасности. Техника безопасности при перевозке грузов автотранспортом строго соблюдается и имеет важное значение в осуществлении перевозок.
Основные правила
Перемещение с использованием автомобильных транспортных средств вне зависимости от типа груза подчиняется установленным правилам. При подробном рассмотрении, безопасность меры безопасности незначительно отличаются для каждого вида груза.
Так, для транспортировки грузов, считающихся длинномерными, установлен предел — длина груза не должна превышать габариты ТС более, чем на треть. Контроль длины обеспечивает безопасное движение автомобиля. Если длина будет превышена, то груз может оказаться тяжелее авто, что приведет к аварийной ситуации.
Перевозка длинномерных и тяжеловесных грузов является безопасной в случае соблюдения общепринятых условий:
- грузовой предел соответствует вместимости авто;
- тяжелые элементы находятся «в голове» машины;
- легкий груз располагается в верхней части кузова;
- контроль скоростного режима.
Эти условия актуальны для трансфера любой поклажи.
Безопасность водителя
Обеспечение безопасной поездки водителю один из самых важных аспектов в сфере грузоперевозок автомобильным транспортом.
Контроль действий и управления автомобилем сводит к минимуму возникновение незапланированных обстоятельств. Основные меры водитель принимает непосредственно перед рейсом. Водителю требуется проверить:
- исправность вверенного ТС;
- состояние здоровья (пройти медицинское обследование);
- документы для поездки (водительское удостоверение, маршрутный лист, допуск к управлению данным авто);
- бумаги для груза (сертификаты качества, свидетельства и т. п.);
- специальную защитную одежду (если это предусматривает специфика).
Еще один документ, который водитель должен иметь при себе, а также знать содержание (желательно вызубрить) — инструкция по технике безопасности и охране труда. Оптимальным вариантом будет наличие подписи водителя на документе.
Обеспечение безопасности транспорта
Безопасность автомобиля не менее важна при подготовке поездки. Непосредственно перед поездкой исправность и готовность ТС проверяет водитель (это входит в обязанности).
В подготовленном автомобиле обязательно должны быть:
- инструменты для срочного ремонта;
- аптечка;
- огнетушитель (желательно два — в кабине и в кузове).
Лекарственные препараты и средства тушения имеют гарантийный период использования и хранения. Все сроки должны быть действительными. При обнаружении средств с истекшим сроком годности водителю выписывается штраф.
В процесс подготовки автомобиля к поездке входит проверка качества смазки соединений, визуальный осмотр, контроль целостности пломб (например, место соединения тентового троса кузова обязательно пломбируется).
Наличие и количество топлива в бензобаке тоже влияют на безопасность. Заливать горючее в бак следует аккуратно, не расплескивая. Пролитое мимо топливо засыпают песком или опилками, счищают с поверхности (или сметают), либо протирают насухо чистой ветошью.
Погрузочно-разгрузочные работы
Во время погрузки товара в ТС соблюдение простых правил безопасности облегчает задачу распределения груза по автомобилю, надежности расположения и крепления. Начинают погрузочные работы только при условии, что выполнен грузовой расчет. Контроль процесса погрузки, укладки груза, а также правильности крепления обычно выполняет водитель ТС и/или представитель транспортной организации, с которой заключен договор оказания услуг перевозки.
Даже опытному персоналу перед началом работ необходимо напомнить правила погрузки и разгрузки ТС.
Не меньшее внимание требует и проведение разгрузки автомобиля. Контролировать аккуратность выгрузки товара, осматривать его на наличие повреждений и утери также должен водитель, либо экспедитор. Имеются еще требования для безопасного осуществления погрузочно-разгрузочных работ (ПРР):
- погрузку начинают от кабины к задней части авто, а разгрузку наоборот (с конца);
- сохранение дистанции между грузовиком и жилыми строениями — минимум 150 метров;
- при погрузке-разгрузке нескольких машин расстояние между авто минимум 1 метр.
В общем, выполнить загрузку и выгрузку товара качественно и без происшествий помогает сосредоточенность на процессе и, конечно же, специальная техника.
Меры безопасности в рейсе
Во время движения автотранспорта следить за безопасностью в полной мере становиться весьма сложно. Проверенные организации отслеживают процесс перевозки при помощи установки датчиков GPS и тахометров. Однако не менее эффективным методом является смена водителей, в зависимости от времени поездки. Согласно правилам охраны труда, одна рабочая смена не должна превышать 12 часов, а максимальное количество рабочих часов в неделю 38-40.
- рейс в пределах рабочей смены обслуживает один шофер;
- свыше 12 часов на поездку и/или дальше 250 км выполняют два водителя;
- перевозки на дальние расстояния рекомендуется обслуживать нескольким водителям.
В течение всей поездки водитель обязан соблюдать скоростной режим, особенно при транспортировке с прицепом. Выполняемые маневры не должны создавать неудобств и аварийных ситуаций.
Перевозка людей и животных в прицепе запрещена.
Опасный груз
К опасным грузам относят элементы и вещества, которые могут нанести вред окружающей среде и здоровью человека. Соблюдение требований при перевозке вредоносных элементов является жизненно-важным обстоятельством. Водители для управления автомобилем с опасным грузом должны иметь соответствующий разрешительный документ, и также они проходят специальную подготовку перед каждой поездкой.
Транспортное средство тоже требует определенных отличительных обозначений:
- надписи опасности;
- яркий окрас кузова (фургона, цистерны);
- световые маяки оранжевого или белого цветов;
- информационные таблички с кодами опасности.
Погруз-разгруз для опасных грузов выполняется с особенной сосредоточенностью и аккуратностью. Для этого требуется выполнять следующие условия:
- заглушить двигатель перед началом работ;
- использовать сертифицированное оборудование;
- наличие квалифицированных сотрудников;
- не допускать падение или повреждение транспортной тары;
- выполнять работы вдали от жилых объектов и оживленных шоссе;
- фиксировать транспорт при работе на склонах и откосах.
Перевозка опасных грузов
Условия транспортировки вредных веществ находится под пристальным вниманием контролирующих служб, в том числе и ГИБДД. Водитель автомобиля с опасным грузом на борту обязан:
- соблюдать дистанцию в транспортном потоке;
- не превышать скоростные требования;
- согласовывать маршрут перед поездкой;
- выполнять стоянку не менее, чем за 200 метров от жилых объектов.
Индивидуальные критерии транспортировки оговариваются между отправителем и перевозчиком задолго до поездки. Разработка маршрута (если таковая требуется) также проводится под надзором государственных служб. Документы с утвержденными изменениями хранятся у водителя ТС на протяжении всего рейса.
Автомобили для транспортировки грузов различного класса опасности должны быть оснащены проблесковыми маячками желтого (или белого) цвета, противооткатными устройствами, огнетушителями, а также аптечкой, соответствующей специфике перевозок.
Запрещенные маневры
На безопасность транспортировки влияет следование правилам. Однако, не все перевозчики ответственно к этому относятся. При трансферте любых грузов недопустимо:
- допускать перегруз ТС;
- перевозить людей в автомобиле, который не оборудован для этого;
- чтобы в рейс оправлялся водитель, принимающий лекарства с воздействием на психомоторные функции.
В этот же список можно внести превышение скоростного режима, отсутствие огнетушителя и многое другое.
Заключение
Техника безопасности при перевозке грузов автомобильным транспортом — тема, требующая пристального внимания и тщательного изучения всеми участниками процесса. Соблюдение требований обеспечит сохранность груза на протяжении всей перевозки. Исправность ТС, соответствие оснащения и габаритов делают минимальной вероятность аварии, а транспортировка при соблюдении всех ограничений, не причинит вред окружающей среде и людям. Знать и соблюдать технику безопасности важно!
Источник Источник Источник http://www.stroi-baza.ru/articles/one.php?id=48
Источник http://gruz0perevozki.ru/tekhnika-bezopasnosti-pri-perevozke-gruzov-avtotransportom.html