Индикаторы приборной панели автомобиля
Зона чайников. Что означают лампочки на панели
«Гирлянда» для автомобилистов — предвестник отнюдь не Нового года, а визита в сервис. Внезапно вспыхивающие лампочки на панели приборов выглядят угрожающе, заставляя новичков нервничать, останавливаться и усиленно листать инструкцию к автомобилю. Стоит ли беспокоиться? Разбираемся с индикаторами режимов и неисправностей машины.
Цветовая классификация. «Светофор» на панели
Современные автомобили порой заставляют чувствовать себя пилотом истребителя: десятки индикаторов и указателей, непонятные надписи и значки… Но панель приборов призвана не запутать водителя, а помочь ему — всё происходящее на ней подчиняется определённой логике. Подсказки начинаются уже с цвета лампочки: даже не зная её значения, можно понять, насколько возникшая проблема опасна, и проблема ли это в принципе.
Красные лампочки можно сравнить с запрещающими знаками ПДД — они сигнализируют о серьёзных неисправностях автомобиля и зачастую требуют немедленных действий от водителя. Именно поэтому для них выбран красный цвет — цвет опасности, сразу бросающийся в глаза. Самые грозные красные индикаторы — низкое давление масла и низкий уровень тормозной жидкости; при их виде поездку придётся продолжить на эвакуаторе в сторону ближайшего сервиса.
Жёлтые или оранжевые лампочки предупреждают водителя: с автомобилем что-то происходит. Как правило, не опасное, но если это проигнорировать, то могут возникнуть проблемы. Например, жёлтым цветом подсвечен индикатор низкого уровня топлива. Можно ли продолжать движение? Очевидно, да, но в направлении заправки. То есть, увидев жёлтую лампочку, водитель должен что-то предпринять — не сразу, но в ближайшем будущем.
Зелёные лампочки являются информационными — они сообщают, что какая-то система автомобиля работает штатно, но водитель должен об этом знать (и учитывать при управлении машиной). Например, включен «поворотник», противотуманные фары или круиз-контроль.
Синие лампочки встречаются редко, указывая на какой-то особый режим, активированный в машине. Обычно синим цветом горит указатель дальнего света и — новшество современных машин — непрогретого двигателя. В отличие от зелёных значков, синие нужно не просто учитывать, но и корректировать свои действия. Например, не слепить дальним светом других водителей или не давать большую нагрузку холодному двигателю.
Как запомнить значения цветов? Взгляните на первые три ещё раз — ничего не напоминает? На приборной панели применена та же цветовая классификация, что и в дорожных светофорах. Красный сигнал запрещает движение, жёлтый требует внимания, зелёный разрешает спокойно ехать. Синий цвет можно условно приравнять к зелёному: неисправности нет, ехать можно, но с какими-то оговорками.
Расшифровка индикаторов приборной панели
Рассмотрим наиболее распространённые значки на приборной панели. У разных производителей их внешний вид может слегка отличаться, но общие принципы одинаковы. В инструкции к машине есть краткое описание каждого индикатора — сверяйтесь с ней, если есть сомнения.
Красные индикаторы
Восклицательный знак в круге — схематичное изображение тормозного барабана с колодками по бокам (иногда вместо него используют надпись Brake). Это самый серьёзный индикатор, который есть на панели — автомобиль с поломкой тормозной системы может просто не остановиться. Если вы едете — вы приехали: срочно замедляйтесь и прижимайтесь к обочине. Будьте готовы тормозить двигателем и использовать ручник, если тормоза не сработают.
Лампа Brake зажигается при низком уровне тормозной жидкости в бачке — начните с его проверки. Если он чуть ниже нормы — долейте жидкость, заведите машину, несколько раз нажмите на педаль тормоза и проверьте, не уменьшился ли уровень вновь. Если красная лампа вернулась, безопасный способ продолжить путь только один — эвакуатор.
Иногда эта же лампа загорается при использовании стояночного тормоза. Логика проста: во-первых, с зажатым ручником ехать нельзя. Во-вторых, дёрнуть за ручник (разумеется, на неподвижном автомобиле) — простой способ проверить исправность столь важной лампы.
Эта волшебная лампа Алладина — не что иное, как ёмкость с моторным маслом, означающая низкое давление в системе смазки мотора. С такой горящей лампой вы вряд ли уедете далеко (если попробуете, наверняка приговорите двигатель). Срочно останавливайтесь, глушите мотор и проверяйте уровень масла — скорее всего, он ниже минимальной отметки.
Красный аккумулятор сигнализирует об отсутствии заряда — ехать вы сможете, но недолго, пока АКБ полностью не сядет. Используйте этот запас времени, чтобы добраться до ближайшего сервиса своим ходом.
Надпись Main появляется в гибридных автомобилях при неполадках, связанных с тяговой батареей. Действия те же — ищите сервис.
Пассажир надул огромный пузырь из жвачки? Нет, всё хуже: в автомобиле проблема с подушками безопасности. Продолжать движение с такой лампой можно, но в случае аварии подушки не сработают — имейте это в виду. Точную причину неисправности выявит компьютерная диагностика — запланируйте визит в сервис.
Красный термометр в воде — перегрев двигателя. Как правило, данный индикатор встречается в машинах без температурного указателя, но может и дублировать его. Правильные действия: включаем печку на максимум, останавливаемся и остываем. Затем медленно едем в сервис, следя за температурой — «кипятить» двигатель очень вредно. При утечке охлаждающей жидкости (лужа под капотом) вызов эвакуатора будет лучшим решением.
Жёлтые индикаторы
Самый известный жёлтый значок — «джекичан», он же Check Engine или просто «чек». Сигнализирует о сбоях в работе двигателя. Они могут быть несущественными и почти не влиять на его работу, а могут доставить большие проблемы. Например, при отказе свечи зажигания можно повредить каталитический нейтрализатор, если продолжать ехать в таком режиме. Действуйте по ситуации: при отсутствии заметных сбоев в работе мотора запишитесь на диагностику. А при изменении звука или ухудшении тяги не рискуйте — вызывайте эвакуатор.
Лампа отказа ABS — антиблокировочной системы тормозов. Сама тормозная система при этом продолжит нормально работать (поэтому лампа не красная), но при экстренном торможении машина может пойти юзом.
Самый частый источник проблем с ABS — датчики системы или их проводка. Точно установить причины поможет компьютерная диагностика в сервисе.
На машинах, оборудованных датчиками давления в шинах, есть соответствующая лампа — она загорается при падении давления более чем на 20% в одном из колёс (включая запасное). Останавливайтесь и ищите спускающую покрышку.
Некоторые из подушек безопасности не работают. Но не из-за неисправности системы, а из-за их принудительного отключения (например, для перевозки ребёнка в детском кресле или при выезде на бездорожье). Автоматически такая лампа может зажечься, если на переднем сиденье едет пассажир со слишком маленьким весом — система считает его ребёнком и отключает подушку. Лучше пересадить его на задний ряд.
Сигнализация отключения системы стабилизации. Она может деактивироваться как вручную, нажатием кнопки, так и автоматически, из-за какой-то ошибки. Действуйте по ситуации: если лампа зажглась без вашего участия — планируйте визит в сервис для поиска проблемы.
Принудительная блокировка одного из дифференциалов полноприводного автомобиля. Жёлтый цвет лампы напоминает о том, что в таком режиме действуют ограничения: как правило, нельзя выезжать на твёрдое покрытие (асфальт). Не забудьте отключить блокировки при выезде с бездорожья, чтобы не повредить трансмиссию.
Первый значок — в зоне приёма отсутствует электронный ключ. Второй значок — ключ найден, но требуется заменить батарейку.
Эксклюзивная лампа дизельных двигателей: работают свечи накаливания. Двигатель рекомендуется заводить только после того, как индикатор погаснет.
Попадание воды или льда в топливную систему, необходимо очистить или заменить топливный фильтр.
Самый пессимистичный индикатор — в баке минимальный остаток топлива, пора на заправку.
Зелёные и синие индикаторы
Задействован круиз контроль — система самостоятельно поддерживает заданную скорость и (если «круиз» адаптивный) контролирует расстояние до впереди идущей машины. Моргание лампочки сигнализирует о неполадках в системе.
Изменяемые режимы работы подвески: спортивная и комфортная настройка амортизаторов.
ECO MODE — включена система экономии топлива, либо обороты двигателя находятся в наиболее экономичной зоне.
Работает система «Старт-стоп», автоматически глушащая двигатель при остановках машины.
Включены габаритные огни.
Включены противотуманные фары.
Включён дальний свет фар — вы можете ослепить других водителей. Пожалуйста, не делайте так.
Непрогретый двигатель. Ехать можно, но медленно, не усердствуя с педалью газа.
Если на панели нет важных ламп
«Нет здоровых людей, есть недообследованные», — шутят врачи. С автомобилем зачастую то же самое: отсутствие горящей «гирлянды» ещё не говорит о том, что всё работает исправно. А что если одна из ламп сгорела, и вы не знаете о серьёзной поломке? Или того хуже — не сгорела, а умышленно удалена предыдущим владельцем машины (такое тоже встречается). Чтобы исключить такую возможность, обращайте внимание на индикаторы при включении зажигания — кратковременно все они загораются, пока компьютер тестирует системы. Если одной из ламп не хватает, это повод снять приборную панель и заменить «погорельца». Лампы дополнительного освещения (в том числе приборной панели) всегда можно купить в Гиперавто.
Пусть ваша гирлянда зажигается только на ёлке!
Как расшифровать обозначения на панели приборов
Всего существует более ста различных индикаторов для панели приборов. Каждый значок сообщает конкретную информацию о состоянии главных узлов авто, предупреждает и информирует водителя. Как не запутаться в таком многообразии данных, за какими индикаторами нужно следить постоянно – далее обо всем по порядку.
- Значения значков и как реагировать на них
- Цветовая индикация сигнальных лампочек
- На какие группы можно разделить иконки
- Полная расшифровка значков
- Индикаторы, сигнализирующие неисправность
- Значение значков систем безопасности и управления автомобиля
- Индикаторы систем пассивной безопасности
- Предупреждающие обозначения дизельных автомобилей
- Работа трансмиссии
- Информационные значки-индикаторы
- Полезное видео
Значения значков и как реагировать на них
Обозначения на панели приборов могут отличаются для разных типов автомобилей. Но есть десятки стандартных знаков, которые предупреждают о критических неисправностях, низком давлении масла, отсутствии топлива, тормозной жидкости, а также об отсутствии заряда аккумулятора.
Значки на панели приборов современных автомобилей
Производители постарались вывести на панель приборов максимальное количество информации, лампы информируют водителя в реальном времени о состоянии машины. Кроме информации о состоянии систем и узлов авто, загорающиеся значки на “приборке” подсказывают водителю:
- какое оборудование сейчас работает (фары, кондиционер, подогрев и т.д.);
- информируют о режимах движения (полный привод, блокировка дифференциала и т.д.);
- показывают работу систем стабилизации и ассистентов водителя;
- указывают режим работы гибридной установки (при наличии).
Цветовая индикация сигнальных лампочек
Водителям-новичкам необходимо сразу запомнить, что красный индикатор всегда сигнализирует об опасности. Значки вынесены на отдельную линию, часто подписаны «Warning» – предупреждение. Датчики индикаторов следят за уровнем и давлением масла, работой генератора и температурой двигателя. Также красным цветом загораются символы, если ЭБУ автомобиля фиксирует неисправности в тормозной системе, двигателе, системе стабилизации и пр. При активации красного значка рекомендуется остановиться и проверить исправность системы.
Что означает отличие значков по цвету
Желтый предупреждающий цвет индикатора можно соотнести с желтым сигналом светофора. Загоревшийся значок предупреждает водителя, что, вероятно, существует неисправность в контролирующих системах автомобиля. Машину необходимо диагностировать.
Зеленый цвет показывает водителю, что агрегаты и системы включены и работают.
На какие группы можно разделить иконки
Классифицировать значки на приборной панели можно по категориям:
- предупреждающие;
- разрешающие;
- информативные.
В зависимости от комплектации авто, пиктограммы могут сигнализировать о параметрах работы следующих систем:
- специальные обозначения работы систем безопасности;
- индикаторы системы стабилизации авто;
- лампочки для дизельных и гибридных силовых установок;
- датчики работы автомобильной оптики;
- сигналы об активных дополнительных опциях.
Полная расшифровка значков
Стоимость ремонта автомобиля часто выше, чем могла бы быть, из-за невнимательности или незнания водителя. Понимать и правильно реагировать на сигналы панели приборов – это еще один способ продлить жизнь автомобилю.
Индикаторы, сигнализирующие неисправность
Если загорается красный значок на щитке, машину эксплуатировать не рекомендуется:
- «BRAKE» или восклицательный знак в кружочке. Сигнал может указывать на неисправную тормозную систему: изношенные колодки, разгерметизацию тормозных шлангов, низкое давление. Также знак может гореть, если включен ручник.
- Значок градусника горит красным цветом. Индикатор температуры охлаждающей жидкости показывает, что агрегат перегрет. Синий цвет указывает на то, что двигатель не прогрет, начинать движение еще рано. В некоторых автомобилях вместе с изображением термометра используют пиктограмму типа бачок. Если бачок загорелся желтым, уровень охлаждающей жидкости снижен.
- Красная масленка или «OIL LEVEL». Самая известная пиктограмма, которая указывает на критически низкий уровень давления масла. В некоторых моделях авто для отслеживания давления, масленка вначале горит желтым, предупреждая автомобилиста, что давление в системе смазки снизилось, и пора долить масло.
- Пиктограмма аккумуляторной батареи имеет несколько изображений. Если значок загорелся красным – нет сигнала от генератора. Это может быть обрыв электропроводки в автомобиле, неисправность в контуре генератора, или сигнал о разряженном аккумуляторе. Для гибридных авто, кроме значка АКБ, используется и надпись «MAIN», указывающий на основную батарею.
Значение значков систем безопасности и управления автомобиля
- Знак восклицания в красном треугольнике обозначает, что двери открыты. Часто сопровождается сигналом зуммера.
- Знак ABS имеет несколько изображений для разных модификаций, но сигнализирует всегда об одном – о неисправности в системе АБС.
- ESP, мигающий желтым или красным, сообщает о поломке в системе стабилизации. Чаще всего выходит из строя датчик контроля угла поворота, неисправность системы торможения.
- Пиктограмма мотора или знак инжектора check. Самый частый аварийный знак, лампочка которого загорается при любых проблемах с силовым агрегатом. Это может касаться сбоев в системе подачи топлива, сбоя параметров рабочих циклов цилиндров, неисправности датчиков контроля. Иногда на приборной панели вместе с горящей пиктограммой мотора или надписью «Check Engine» горит код ошибки, который сразу помогает водителю определить узел поломки. В остальных случаях узнать, что именно неисправно в силовом блоке, возможно только после диагностики.
- Горит красным значок с изображением руля, рядом восклицательный знак – поломка в системе гидроусилителя. В некоторых моделях проблемы с рулевым управлением показывает пиктограмма руля желтого цвета.
- Знак молнии в желтом круге – поломан электрический ручной тормоз.
- Значок мотора и черная стрелка, направленная вниз – сигнализирует о снижении мощности мотора по каким-либо причинам. В некоторых случаях перезапуск двигателя помогает решить проблему.
- Разводной ключ на фоне автомобиля – имеет достаточно широкую трактовку, связанную с неполадками в электронике трансмиссии, неисправности системы подачи топлива. Похожую эмблему имеет сигнал о необходимости прохождения планового ТО.
- Пиктограмма перевернутой буквы «У» на желтом фоне – сигнал поломки передает кислородный датчик, второе название – лямбда-зонд. Необходима диагностика топливной и выпускной системы авто.
- Значок с изображением катализатора с поднимающимся над ним паром – нейтрализатор израсходовал ресурс очистки на 70%, необходима замена. Индикатор, как правило, загорается, когда элемент уже полностью неисправен.
- Желтая молния между перевернутыми скобками – неполадки в узле электронной дроссельной заслонки (ETC).
- Горящая желтым аббревиатура BSM – не работает система слежения за «слепыми зонами».
Желтая ABS в круге
Индикаторы систем пассивной безопасности
- Символы SRS загорелись красным – проблемы с подушками безопасности. О такой же неполадке может оповещать пиктограмма с человечком и аэрбегом или горящая красным надпись «AIR BAG». Если индикаторы горят желтым – подушки безопасности в нерабочем состоянии.
- Горит желтым значок «RSCA OFF» – Сигнализирует о неисправности боковых подушек безопасности.
- Желтый индикатор PCS – ошибка в системе предаварийной безопасности (Pre Collision or Crash System — PCS).
Предупреждающие обозначения дизельных автомобилей
- Желтая спираль. Символ свечей накала для автомобилей с дизельными ДВС. Спираль всегда горит желтым после того, как мотор заведен. Через 20-30 секунд, после прогрева двигателя, свечи накала отключаются и значок должен потухнуть, если этого не происходит – в силовом блоке неисправность.
- EDC горит желтым – поломка в системе впрыска топлива.
- Значок глушителя горит желтым или красным – сажевый фильтр требует замены.
- Пиктограмма капелек – в солярке обнаружено высокое количество воды.
Работа трансмиссии
- Разводной ключ мигает красным – в системе трансмиссии неисправность, чаще всего это нехватка трансмиссионной жидкости, сбои в ЭБУ АКПП.
- Приборная доска в автомобилях с АКПП имеет значок «Схема трансмиссии». Если пиктограмма горит желтым, датчик посылает некорректные сигналы с коробки передач. Конкретно о том, какая неисправность, можно узнать только после полной диагностики КПП. Автомобиль не рекомендуется эксплуатировать.
- Желтый значок АТ; АТOIL; TEMP – перегрев трансмиссионной жидкости;
- Сигнальный значок желтого изображения коробки. Пиктограмма загорается при низком давлении масла, если датчики обнаружили перебои в работе электроники и пр. При активации значка часто происходит автоматический переход в аварийный режим.
Восклицательные знаки на панели приборов
Информационные значки-индикаторы
- А/TP – перевод рычага селектора в режим «Остановка» для авто с АКПП, полным приводом и понижающей передачей.
- Значок на панели «Желтая стрелка» – есть возможность сэкономить топливо, рекомендуется перейти на повышенную передачу для АКПП.
- Для автомобилей с системой «Старт-Стоп» зеленый индикатор «end A-stop» – это сигнал того, что двигатель заглушен, желтый загорается при неисправности.
- Значки отслеживания давления в шинах изображают протектор в разрезе с восклицательным знаком или стрелками посередине. В зависимости от комплектации автомобиля и года выпуска, на приборной панели может загораться один общий значок ошибки или полное информативное табло.
- Значок открытого топливного бака – забыли завернуть крышку.
- Буква «i» в желтом кружочке – знак обозначает, что на приборной панели отображаются не все индикаторы контроля и безопасности.
- Изображение автомобиля на подставке, авто с подписью «сервис» означают, что пора проходить плановое техническое обслуживание.
Полезное видео
Ознакомьтесь с дополнительной информацией об основных сигналах панели приборов на видео ниже:
Водителю нет необходимости в первый день учить все обозначения на панели приборов автомобиля. Можно сразу пометить для себя десять расшифровок значков безопасности, значения же всех остальных иконок запомнятся по мере эксплуатации автомобиля.
Источник Источник http://hyperauto.ru/articles/poleznaya-informaciya/zona-chaynikov-chto-oznachayut-lampochki-na-paneli/
Источник Источник http://techautoport.ru/elektrooborudovanie-i-elektronika/kuzovnaya-elektrika/oboznacheniya-na-paneli-priborov.html