Граница безбашенности: что защищает раллийного пилота на гонках? – автомобильный журнал

Граница безбашенности: что защищает раллийного пилота на гонках?

Граница безбашенности: что защищает раллийного пилота на гонках? – автомобильный журнал

Мы не станем здесь иронизировать на тему того, что можно серьезно навредить здоровью, даже занимаясь абсолютно безобидным хобби вроде вышивания крестиком и игры в пинг-понг. Конечно, возможностей при этом открывается гораздо меньше, чем если вы себя привяжете ремнями к трехсотсильному автомобилю и попробуете пройти «вон тот поворот» между вековых елок на скорости слегка выше разумной.

Зачем нужна безопасность

Моторные технические виды спорта изначально были в авангарде в плане травмоопасности. На заре автомобильных гонок спортсменов с полной серьезностью называли «гладиаторами наших дней»: при полном отсутствии культуры безопасности, особенностях конструкции и управления тогдашними транспортными средствами любая ошибка действительно становилась фатальной, и несчастные случаи были делом обычным. Довольно остро вставал вопрос о каких-либо мерах предосторожности.

Граница безбашенности: что защищает раллийного пилота на гонках? – автомобильный журнал

Методом проб и ошибок было положено начало основной логике автоспорта: обеспечению безопасности в борьбе за секунды. Этот процесс не останавливался никогда: год за годом совершенствовались автомобили, применялись все новые материалы и решения, подходы к элементам защиты, и можно гарантировать: спортивная машина каждого следующего поколения – это гораздо более безопасный спортивный снаряд, чем все разработанное до нее. Сотни инженеров приложили свою руку, чтобы машины становились надежней, крепче, продуманней и защищали сидящего внутри человека максимально эффективно.

Естественно, нововведения и инженерный прогресс год от года не делали гоночную машину дешевле. Прямое следствие и, с другой стороны, причина усиления безопасности в современном автоспорте – пожалуй, его. дороговизна! В большой степени из-за нее автомобильные гонки никогда не были повально массовыми, да и сейчас ими занимаются не так много людей, но зато мы имеем счастье озвучивать довольно скромную «печальную» статистику.

И все же они – несчастные случаи – происходят? Да, ответим прямо, случаются, и не так редко. Но какой профессиональный спорт потенциально не опасен и не рискован.

Граница безбашенности: что защищает раллийного пилота на гонках? – автомобильный журнал

Сложно подготовить машину для соревнований на пусть и перекрытых, но все же дорогах общего пользования (а именно так проводится классическое ралли): в случае внештатной ситуации нет надежды на помощь сторонних средств безопасности – гравийных «ловушек», зон вылета, барьеров из шин, как в кольцевых гонках. Раллийный автомобиль сразу оказывается один на один с рельефом, элементами ландшафта, деревьями и обрывами. Именно поэтому очень непросто было продумать и грамотно совершенствовать все то, что сейчас защищает экипаж в ралли.

В настоящее время наработки и многолетний опыт в автоспортивной безопасности сложились в единый комплекс мер и требований, отличающийся деталями для каждой дисциплины, но в целом однозначно описывающий каждую мелочь, применяемую в гоночной технике (и отнюдь не только средства безопасности). В ралли при постройке автомобиля руководствуются жесткими и однозначными требованиями омологации – четкого списка допустимых изменений для каждой конкретной модели, одобренного Международной автомобильной федерацией FIA.

Граница безбашенности: что защищает раллийного пилота на гонках? – автомобильный журнал

Именно омологация каждого конкретного автомобиля прописывает используемые материалы и применяемые технические решения и строго регламентирует доработки всех типов: любая «мелочь», подробно описанная в этом документе, является результатом многократных испытаний и накопленных знаний, включая печальный опыт неверных решений. Впрочем, омологация – вещь временная. Когда «выходит срок» и модель устаревает – на ней все еще можно ездить в ралли, но уже лишь в национальных первенствах, а требования к подготовке таких «устаревших» машин с нуля более лояльны.

Так или иначе, существует и обновляется список стандартов экипировки, которая может применяться в официальных соревнованиях, – он длинный и разнообразный, со своими ограничениями и рекомендациями. Но именно эта скучная «бумажная волокита», где все занудно и однообразно расписано по пунктам, служит гарантом постройки однозначно безопасного автомобиля!

Граница безбашенности: что защищает раллийного пилота на гонках? – автомобильный журнал

Пассивная безопасность ралли-кара

Классическое ралли – на то и «классическое», что именно в нем пока еще просматривается исходная мысль дисциплины. Даже в 2015 году эти соревнования не ушли от старой идеи «гонок на стандартных автомобилях». Другое дело, что от его величества Стандартного Автомобиля в современной раллийной технике почти ничего и не осталось.

И тем не менее в основе раллийной машины есть стандартный заводской кузов, который вполне мог отправиться в автосалон и стать вашим. Просто он был отобран с конвейера для создания спортивного автомобиля: вот тут-то все и началось. Но в отличие от некоторых кольцевых дисциплин раллийный автомобиль хотя бы этим приближен к серийному – у него нет силовой капсулы, склеенной из углепластика в специальной печи-автоклаве, или пространственной рамы из труб и профиля, на которую навешиваются пластиковые «а-ля серийные» внешние панели.

Зато в кузове раллийной машины есть каркас. Это сооружение из нескольких десятков метров изогнутых и сваренных труб внутри того самого «стандартного» кузова. Каркас усиливает стойки кузова, его общую жесткость и намного снижает критическую деформацию в случае аварии. Все сочленения и пересечения труб строго просчитаны и испытаны, более того – каркас постоянно «эволюционирует» – требования к его постройке с завидным постоянством меняются, в первую очередь во благо безопасности.

Он так и называется – каркас безопасности – и действительно спасает жизни пилотов в минуту нехорошего стечения обстоятельств. Кроме пилотов радуются наличию каркаса и инженеры – им достается жесткий, усиленный кузов с большим запасом прочности, а это никогда лишним не бывает.

Каркасы безопасности, как и кузова раллийных автомобилей, бывают разными: более или менее развитыми, более легкими или тяжелыми, со своими особенностями – все зависит от дальнейшей судьбы машины и технических требований к ней. Применение каркасов безопасности было узаконено и сделано обязательным в 1971 году, когда FIA взялась за создание кодекса требований – первого омологационного стандарта – для этого жизненно важного девайса. Но как же далеки они были от современных произведений инженерного искусства!

Во всех современных спортивных автомобилях, соответствующих действующей омологации, каркас не может быть создан или видоизменен пользователем: он жестко следует описанию в омологационной карте и устанавливается только специализированной «придворной» компанией производителя, имеющей допуск FIA для подобного рода деятельности. Когда ты покупаешь подобный автомобиль, тебе обычно доставляют несколько контейнеров с «конструктором» в виде узлов и агрегатов. Самым крупным будет являться кузов с уже готовым каркасом.

Граница безбашенности: что защищает раллийного пилота на гонках? – автомобильный журнал

В числе запчастей, доставляемых заказчику вместе с кузовом, как правило, находится и все необходимое оборудование безопасности, не являющееся уникальным: дело в том, что очень многое из элементов защиты является «носимым» и подбирается пилотом индивидуально в рамках требований FIA. Из «универсальных» вещей, отвечающих за безопасность, в машине присутствуют несколько важных элементов.

Первое – система пожаротушения: она применяется практически во всех раллийных автомобилях, дополняясь ручными огнетушителями. Интересно, что система пожаротушения. не предназначена непосредственно для полного тушения воспламенившейся спортивной машины! Основная функция четырехлитрового баллона и нескольких форсунок, выведенных от него в моторный отсек и «в ноги» экипажу, – дать пилотам возможность покинуть загорающийся автомобиль без паники. Система при автоматическом срабатывании некоторое время лишь сдерживает распространение огня, но не способна полностью потушить его.

Как правило, у пилотов существует два ручных огнетушителя, надежно закрепленных, чаще всего спереди под сиденьями: в случае необходимости их применяют либо сами гонщики, либо болельщики и зрители, которые прекрасно знают стандартное расположение этих важнейших предметов.

Список «универсальных» элементов на этом заканчивается: остальные устройства и предметы, защищающие экипаж раллийного автомобиля, подбираются под конкретного человека. Во-первых, это сиденья. Они не выглядят особо безопасными до тех пор, пока не сядешь в такой «ковш» самостоятельно: жесткое сиденье с высокими боковинами и развитой боковой поддержкой спины, зачастую имеющее еще и выступающие «уши» в районе головы (чтобы ограничить перемещение головы в шлеме при аварии и тем самым снизить воздействующие на нее перегрузки). Такая конструкция легка, прочна и отлично фиксирует тело пилота в удобном и безопасном положении. Подбирается отдельно для каждого человека, дабы уровень комфорта и защиты был максимальным.

К сиденьям также применяется омологационная политика – для современной раллийной машины есть лишь несколько видов сидений, пригодных к установке в конкретный автомобиль. Все прочие варианты не получат одобрения на предстартовой технической комиссии, где специально обученные эксперты проверяют соответствие «бумажного» и фактического содержимого автомобиля.

Но само по себе сиденье – лишь удобное рабочее место. Все мы пристегиваемся ремнями безопасности в обычном автомобиле, так ведь? Пристегиваются и раллисты, только ремни у них гораздо более «серьезные». Многоточечная система лямок охватывает плечи и тазовую область, собираясь в один замок с системой быстрого открывания: единственный щелчок, и человек готов покинуть машину.

Ремни работают и как средство удержания пилота при быстрой езде (намного удобней управлять машиной, ощущая ее как продолжение собственного тела), и для безопасной фиксации при жестких ударах: все остальные системы не помогут или навредят, если тело будет слишком свободно перемещаться по салону в момент удара или переворота. Ремни создаются лишь уполномоченными фирмами согласно жестким требованиям действующего стандарта: это совсем не те тоненькие лямки семидесятых годов, которые шили вручную чуть ли не «на коленке» перед гонкой.

Современные ремни безопасности – это надежные крепления к кузову, специально спроектированные пряжки, быстроразъемные замки и даже особое плетение ткани, позволяющее ей при ударе программируемо растягиваться для поглощения энергии.

Гардероб спортсмена

Тут самое важное – шлем. Современный шлем – это не слишком тяжелое, но очень технологичное устройство, созданное из новейших материалов с учетом многолетнего опыта (и, разумеется, требований самого современного стандарта безопасности). Внутренний объем шлема может изменяться и подгоняться под конкретного человека при помощи съемных накладок. Это далеко не та кожаная шапочка с застежкой под подбородком, с которой начиналась безопасность в ралли! Раллийный шлем имеет, кроме всего прочего, встроенную систему связи – микрофон и наушники, которые подключаются к установленной в автомобиле «переговорке», – их надежность тоже должна быть на высоте, ведь отказ обратной связи «пилот-штурман» может стоить слишком дорого.

Безопасность в Формуле 1. Как технологии защищают пилотов F1

Как развилась безопасность гоночных болидов Formula 1 за 60 лет

Граница безбашенности: что защищает раллийного пилота на гонках? – автомобильный журнал

Формула 1 самая дорогая ветвь моторспорта, также она удостоена звания самой безопасной. Очередным доказательством этого стала недавняя авария, произошедшая на Гран При Австралии. Будто защищает болид своего пилота? Какие технологии для этого используются и будто долго они развивались? На эти вопросы мы ответим в данной статье.

С тех пор будто первые гонщики Formula 1 выехали на мировые треки на своих высокопроизводительных автомобилях изменилось многое. И лишь одинешенек момент остался неизменным- скорость, до которой разгоняются эти высокотехнологичные спортивные снаряды. Год от года гоночные болиды становятся быстрее и динамичнее.

Будто сказал Фернандо Алонсо, пилоты «иногда забывают, что они едут со скоростью 300 км/ч», ситуация, в которой любое незначительное схватка может обернутся большой аварией.

К счастью для испанского пилота и мирового автоспорта, случай на 2016 Formula 1 Australian Grand Prix было лишь «гоночным инцидентом», не более того. По крайней мере подобный термин использовал Алонсо для описания ситуации. Это открыто показывает насколько гонщики доверяют современным болидам Формулы 1 и как FIA (Международная автомобильная федерация) ужесточила регулирование правил безопасности.

Граница безбашенности: что защищает раллийного пилота на гонках? – автомобильный журнал

Для кого-то покажется парадоксальным, однако именно благодаря продуманности всех систем безопасности, пилоты осознанно идут на вящий риск, они разгоняют свои одноместные автомобили с открытыми колесами до огромных скоростей. Гораздо больших, чем те, которые они могли бы себе позволить на менее безопасных болидах. За существование теперь можно не опасаться, и храбро идти к подиуму.

К счастью, инновационные технологии безопасности из Formula 1 просочились в другие направления моторспорта, а отдельный из них в итоге можно даже увидать серийных автомобилях. Да, конечно, то что когда-то разрабатывалось для защиты жизни пилота болида, со временем стало достоянием масс. Лишь не стоит устраивать краш-тесты, с разгона впечатывать собственный новый автомобиль 2016 модельного года в другую машину, чтоб проверить действие защиты от Формулы 1. Поверим производителям на слово. Тем более, сравнивать серийную версию машины и спортивный автомашина с высокопрочным монококом было бы неправильно, в обозримом будущем гражданская «карета» вечно будет более уязвима, чем спортивный «скакун».

Formula 1 не вечно была безопасной

Граница безбашенности: что защищает раллийного пилота на гонках? – автомобильный журнал

Первые меры безопасности были введены в Формуле 1 примерно чрез десять лет после того, будто состоялась первая гонка. Практика подачи сигналов при помощи флажков была введена три года спустя, тогда же впервой были применены автомобильные противопожарные системы в конструкции топливного бака. Чрез годы противопожарная система перешла в серийное производство самых дорогих люксовых авто.

Начиная с 1963 года, водители F1 обязаны ходить огнестойкие костюмы. Первый драйвер использовавший закрытый шлем фулфейс был Дэн Герни, в 1968 году, во пора практики на Гран -при Великобритании. С самого основы развития мер безопасности в этом виде спорта, команды сосредоточились на возможности водителя скоро покинуть кабину и предотвращения возгорания. 1972 год принес еще несколько улучшений- подголовники и красные задние фонари, а также обязательные шеститочечные ремни безопасности.

Спустя три десятилетия после проведенной первой гонки Формулы 1, в 1980 году, стало обязательным постоянное наличие врачей на гоночных треках, на случай если… Будто раз за год до этого, политы Ники Лауда, Карлос Ройтман и Марио Андретти начал выступать в соревнованиях в новых пятислойных комбинезонах, сделанных из несгораемого материала, похожего на тот, какой используются в НАСА.

1990- е годы привели к введению в официальную Formula One автомобиля безопасности (safety car), краш — тестов для защитных элементов, используемых на одноместных болидах, а также съемного рулевого колеса. Собственно в это время, в 90-е годы, начали применяться масса других изменений, которые улучшили безопасность водителя, пит команд и сейфти стюартов.

Безопасность 21 века

Граница безбашенности: что защищает раллийного пилота на гонках? – автомобильный журнал

В 1981 году на стартовую решетку выкатили McLaren F1, новоиспеченный вид автомобиля в котором была использована новая технология «клетка для выживания закрытого типа», известная будто монокок. Почти 20 лет супертехнология пылилась в виде чертежей, ведь она была изобретена Колином Чепменом еще в 1960- х. С тех пор развитие монококов не прекращалось. Современные разработки за счет применения передовых материалов позволяют обеспечивать рослый уровень безопасности даже с использованием открытой кабины.

Это продемонстрировала клетка безопасности в автомобиле Алонсо, вся конструкция, созданная для защиты водителя от пагубного влияния удара, выдержала нагрузки, в то пора как остальная часть автомобиля была разрушена.

В 2000 году, кевларовое волокно стало обязательным материалом, которым обшивались внутренние стенки кабины. Это препятствовало проникновению посторонних предметов при соударении. Три года спустя, система HANS («Head And Neck Support», Поддержка головы и шеи) стала обязательной для всех водителей. Последняя была представлена в 2001 году, однако в настоящее время рекомендуется во всех видах автоспорта, для предотвращения хлыстовой травмы шеи.

Для дальнейшего развития темы безопасности был создан комитет безопасности, в какой вошли бывшие гонщики Формулы 1. Мишень создания комитета- помочь стюардам в принятии решений касающихся гоночных инцидентов. На каждом Гран При обязаны присутствовать три стюарда от FIA в обязанности которых входит обеспечение безопасности и следования строгих правил.

Граница безбашенности: что защищает раллийного пилота на гонках? – автомобильный журнал

В 2011 году FIA предписал убавить размеры ролл-баров для автомобилей Формулы- 1. Система крепления колес также была усовершенствована для предотвращения вылета шин и колес на трассу после соударения. Еще одно важное нововведение безопасности касалось шлема. В него был включен новоиспеченный элемент, сделанный из нового материала, полосы в верхней части козырька, сделанной из Zylon.

Полоса, сделанная из материала Zylon в два раза, упрочила шлемы Формулы- 1 путем укрепления самого слабого места этого жизненно важного оборудования безопасности пилота, поликарбонатового забрала.

За два года до того будто было введено правило, Фелипе Масса получил перелом черепа в квалификации Hungarian GP 2009 года, после того, будто пружина от задней подвески Баррикелло ударил его по голове, покамест он ехал со скоростью возле 281 км/ч. К счастью трагедии удалось избежать.

Zylon представляет собой синтетический полимер, какой имеет прочность на разрыв в 1,6 раза больше, чем кевлар. Он также используется в Марсаходах, теннисных ракетках, сноубордах, а также применяется в различных медицинских целях. С 2007 года в Формуле- 1 этот материал начал использоваться вместо карбона. Собственно он в обязательном порядке должен отстаивать кузов от пробития.

Безопасность F1 и серийные автомобили

Граница безбашенности: что защищает раллийного пилота на гонках? – автомобильный журнал

Будто и в дорожных автомобилях, безопасность машин Формулы 1 состоит из сочетания элементов, которые работают совместно для защиты водителя. Общие элементы между дорожными автомобилями и гоночными машинами- ремни безопасности и зоны деформации.

В то пора как у автомобилей F1 в кабине присутствуют обязательные шеститочечные ремни безопасности, в дорожных машинах стоят обычные трехточечные ремни. Оба варианта могут быть отстегнуты водителем одной рукой, что обеспечит быстрое покидание автомобиля после аварии, а также упрощенное использование в повседневных ситуациях. Вечно пристёгивайтесь, вне зависимости от того как далека или близка поездка и как наворочен системами безопасности ваш автомашина. Без ремня безопасности защелкнутом на своем месте, все подушки и зоны деформации не будут резаться никакой роли.

Зона деформации делает собственно то, о чем говорит ее наименование. Это часть кузова автомобиля которая поглощает силу удара для рассеивания и уменьшения данного влияния на человека, находящегося в автомобиле. Разумеется, одноместные суперкары F1 являются более продвинутыми, чем их гражданские коллеги, тем не менее система работает по одинаковому принципу и у них.

Шлемы в Формуле — 1 и автоспорте, в целом, привели к улучшению защитных устройств, продаваемых населению. Может в автомобиле шлем и не нужен, однако для велосипедистов или мотоциклистов он является обязательным атрибутом, этак как даже небольшая скорость на которой произойдет удар, может повергнуть к смерти или серьезным травмам. Вспомните Шумахера…

К счастью, стандарты безопасности, введенные FIA и FIM (это эквивалентно ФИА в мире мотоспорта) довольно быстро распространились на потребительском рынке.

Помните, вовек не используйте шлем, какой побывал в аварии, даже незначительной. Вечно правильно пристегивайте шлем при помощи пряжки и не скупитесь при покупке нового шлема.

Противопожарная защита является еще одним элементом какой значительно улучшился как благодаря гонкам, этак и благодаря автомобилям в серийном производстве. Развитие длилось долгие 60 лет и продолжается до сих пор. Существует два пути предотвращения возгорания:

В то пора как у гоночных автомобилей на борту стоят огнетушители активируемые при помощи кнопки, а их включение маршал может произвести удаленно самостоятельно, у современных серийных машин установлены специальные топливные баки, предназначенные для предотвращения утечек топлива даже от серьезного удара. При ударе также автоматически отключается вся система подачи топлива.

F1 водителей на сегодняшний день являются более безопасными, чем, когда- либо, и мы надеемся, что нововведения, используемые на них в скором времени, будут использоваться в других областях автоспорта. К примеру, отдельный технологии уже сейчас применяются на автомобилях World Rally Championship.

Информационное издание: Новости гаи, дтп, штрафы пдд, ГИБДД, Испытание ПДД онлайн. Техосмотр

Источник http://www.kolesa.ru/article/granica-bezbashennosti-chto-zaschischaet-rallijnogo-pilota-na-gonkah-2015-09-25
Источник Источник http://sovavto.org/novosti/bezopasnost-v-formule-1-kak-texnologii-zashhishhayut-pilotov-f1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]

Яндекс.Метрика