ГОСТ ЕН 1005-2-2005 Безопасность машин
ГОСТ ЕН 1005-2-2005 Безопасность машин. Физические возможности человека. Часть 2. Составляющая ручного труда при работе с машинами и механизмами
Текст ГОСТ ЕН 1005-2-2005 Безопасность машин. Физические возможности человека. Часть 2. Составляющая ручного труда при работе с машинами и механизмами
ГОСТ ЕН 1005-2-2005
ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
СОСТАВЛЯЮЩАЯ РУЧНОГО ТРУДА ПРИ РАБОТЕ С МАШИНАМИ И МЕХАНИЗМАМИ
Safety of machinery. Human physical performance.
Part 2. Manual handling of machinery and component parts of machinery
МКС 13.110
13.180
ОКСТУ 0012
Дата введения 2008-01-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ФГУП «ВНИИНМАШ») и Экспериментальным научно-исследовательским институтом металлорежущих станков (ОАО «ЭНИМС») на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 21 от 21 сентября 2005 г.)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Код страны
по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
4 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту ЕН 1005-2:2003 «Безопасность машин. Физические возможности человека. Часть 2. Составляющая ручного труда при работе с машинами и механизмами» (ЕН 1005-2:2003 «Safety of machinery — Human physical performance — Part 2: Manual handling of machinery and component parts of machinery»).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных (региональных) стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении D.
Степень соответствия — идентичная (IDT)
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 апреля 2007 г. N 71-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ЕН 1005-2-2005 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2008 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты».
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст изменений — в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»
Введение
При конструировании и производстве машин производитель должен выполнять основополагающие требования безопасности и защиты здоровья, которые зафиксированы в конструкторской документации для машин. Производитель должен оценить исходящие от машины опасности и обеспечить упреждение этих опасностей во время всего жизненного цикла машины.
Настоящий стандарт является гармонизированным стандартом по отношению к директивам для машин и относящимся к ним правилам EFTA.
Настоящий стандарт является стандартом В-типа, как он дан в ЕН 1070.
Положения этого документа могут также быть изменены или дополнены стандартом С-типа.
Примечание — Для машин, которые по области применения соответствуют стандарту С-типа, а сконструированы и созданы согласно положениям стандарта С-типа, является действительным то, что установления стандарта С-типа имеют преимущественное право перед установлениями стандарта В-типа.
Ручное перемещение грузов может привести к высокому риску повреждений скелетно-мышечной системы в случае, когда переносимые грузы являются слишком тяжелыми и их переносят многократно в течение долгого времени или в неудобной позе для человека. Заболевания скелетно-мышечной системы распространены по всей Европе. Ручные усилия часто требуются от операторов, которые в соответствии с предназначением выполняют работу на машинах. Риски возникают тогда, когда машины не соответствуют эргономическим требованиям.
Настоящий стандарт определяет диапазон допустимых максимальных усилий, положения тела при выполнении работы и перемещении груза, а также частоты и продолжительности работы для всех случаев, когда можно ожидать, что при эксплуатации машин либо при другом виде их обслуживания могут возникнуть вышеперечисленные опасности для здоровья. Эта информация необходима при конструировании и производстве машин, на которых используется ручной труд. Данные в этом стандарте критерии оформления могут быть применены конструкторами для разработки оценки рисков.
Этот стандарт требует от конструктора машины выполнения трех задач:
— снижения количества ручных операций, насколько это возможно;
— применения технических вспомогательных средств;
— дальнейшего устранения остающихся возможных рисков за счет оптимизации производственного процесса.
Для машин и их составных частей, которые передвигаются или транспортируются не вручную, см. ЕН 292-2:1991 (пункт 4.2).
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает эргономические требования к машинам производственного и бытового назначения при обслуживании которых, включая и относящийся к машинам инструмент, может использоваться ручной труд.
Настоящий стандарт действителен для всех ручных операций на машинах или механизмах с предметами массой не менее 3 кг, а также для перемещения грузов на расстояние менее 2 м. Стандарт дает информацию об эргономических требованиях к конструкции машин и оценке рисков при подъеме, опускании и переносе грузов при изготовлении, транспортировке, сборке, вводе в эксплуатацию (монтаж, установке и наладке), эксплуатации, поиске неисправностей, обслуживании, хранении или инструктаже, а также при выводе из эксплуатации, демонтаже и утилизации машин.
Настоящий стандарт подходит для всех категорий работающих в целом и отдельных групп (см. приложение А).
Настоящий стандарт не касается случаев удерживания предметов на одном месте, перемещения предметов, сдвигания или перетягивания предметов, ручного управления машиной или ручного перемещения грузов в сидячем положении.
Настоящий стандарт применяется к машинам, изготовленным после даты его введения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы датированные и недатированные ссылки на международные стандарты. При датированных ссылках последующие редакции международных стандартов или изменения к ним действительны для настоящего стандарта только после введения изменений к настоящему стандарту или путем подготовки новой редакции настоящего стандарта. При недатированных ссылках действительно последнее издание приведенного стандарта (включая изменения).
ЕН 292-2:1991 Безопасность машин — Основные положения, общие принципы конструирования — Часть 2: Технические принципы и технические условия
ЕН 614 Безопасность машин — Эргономические принципы конструирования — Часть 1: Термины и общие положения
ЕН 1005-1:2001 Безопасность машин — Физические возможности человека — Часть 1: Термины и определения
ЕН 1005 Безопасность машин — Физические возможности человека — Часть 3: Рекомендуемые пределы усилий для работы на машинах
Часть 4: Положение тела при работе с машинами и механизмами
ЕН 1050 Безопасность машин — Принципы оценки и определения риска
EH 1070:1998 Безопасность машин — Терминология
ЕН ИСО 7730 Умеренная среда — Определение показателей PMV и PPD и характеристика условий теплового комфорта
EHV 26385 Эргономические принципы в конструировании рабочих систем
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ЕН 1005-1 и ЕН 1070.
4 Требования к конструкции машин и механизмов, при работе которых используется ручной подъем, опускание и перенос грузов
4.1 Общие положения
С целью сокращения до минимума риска для здоровья и безопасности операторов при подъеме, опускании или переносе тяжестей на машинах или механизмах разработчик и изготовитель машины обязаны:
a) установить, имеется ли опасность для операторов при ручном перемещении грузов во время работы на машине или механизме по прямому назначению, если таковая опасность существует, то должны быть применены методы оценки рисков (см. 4.3.1, 4.3.2 и 4.3.3);
b) устранить опасность путем исключения ручного труда (подъема, опускания и переноски) на машине или механизмах (см. 4.2.1); если это невозможно, то предусмотреть (см. 4.2.2) применение тех или иных вспомогательных приспособлений (см. 4.2.2) и/или переоснастить или заново оснастить машину и ее составные части согласно требованиям эргономики (см. 4.3);
c) предоставить технические спецификации и руководство по эксплуатации с тем, чтобы оценка рисков могла быть произведена на их основе.
В каждом случае разработчик должен предусмотреть инструкции по монтажу, транспортировке и вводу в эксплуатацию, работе и выводу из эксплуатации машины (см. 4.4), в которых должны содержаться сведения по технике безопасности и охране труда.
Разработчиком на стадии проектирования должна быть предусмотрена техническая оснастка для ручного манипулирования грузами.
Наилучшая возможность защиты здоровья, безопасности труда и повышения производительности труда состоит в постоянном соблюдении эргономических требований к рабочей системе.
4.2 Требования к конструкции машин
4.2.1 Системы без ручного манипулирования грузами
Наилучшая возможность исключить риски, возникающие вследствие применения ручного манипулирования грузами, обеспечивается полным отказом от применения ручного труда. Вообще, разработчики новых производственных систем должны ставить целью внедрение полностью автоматических систем взамен ручного труда.
4.2.2 Манипулирование грузами вручную с использованием вспомогательных механизмов
Разработчики машин должны направлять свои усилия на то, чтобы предусмотреть применение соответствующих вспомогательных средств и оборудования в тех случаях, когда существующая практика требует ручного систематического труда или ручного перемещения тяжелых предметов, или точного перемещения предметов. Соответствующие технические вспомогательные средства устраняют или снижают риск скелетно-мышечных повреждений, однако могут привести к новым опасностям, например, когда они сами требуют обслуживания. Они могут также оказывать влияние на особые методы ручного труда на всех ступенях цепи ручных операций. Вспомогательные средства для ручного труда должны быть согласованы с остальной производственной системой, включая их расположение и перемещение. При применении технических вспомогательных средств нужно предусмотреть больше места для доступа к машине, чтобы оператор имел возможность во время работы совершать удобные для него движения телом.
Для определения параметров систем, которые требуют применения ручного труда, следует соблюдать рекомендации, указанные в 4.3.2.
Предельные значения усилия при подтягивании или сдвигании предметов с использованием технических вспомогательных средств должны соответствовать ЕН 1005-3. Положение тела при выполнении работ см. в ЕН 1005-4.
4.3 Оценка рисков и требования к конструкции машин и механизмов в случае применения ручного манипулирования грузом
4.3.1 Действия при оценке рисков
С целью контроля рисков для безопасности и здоровья человека конструктор должен раскрыть возникающие опасности и провести соответствующую оценку рисков. Относительно общих требований к оценке рисков см. ЕН 1050. Риски применения ручного труда следует уменьшать путем применения эргономических принципов при конструировании машин (см. ЕН 614-1).
Представленная здесь модель оценки рисков включает три процесса. Эти процессы основаны на одних и тех же основных положениях и различаются только по сложности их применения.
Процесс 1 — это быстрый предварительный анализ. Процесс 2, простой управляемый метод, должен применяться, если при быстром предварительном анализе выявлены риски. Процесс 2 учитывает некоторые дополнительные факторы риска. Процесс 3 представляет собой метод всеобъемлющей оценки, который учитывает дополнительные факторы риска, не включенные в процессы 1 и 2. Эти три процесса различны по сложности. Оценка рисков начинается с процесса 1 (простейший метод), а процессы 2 и 3 применяются, только если условия или расчетные варианты нагрузки не определяются во время процесса 1.
Рисунок 1 -Схема, изображающая ступенчатое приближение при оценке рисков
Примечание — Рекомендуется при выполнении последующих процессов стремиться к максимальному уменьшению факторов риска.
Рисунок 1 -Схема, изображающая ступенчатое приближение при оценке рисков
4.3.2. Идентификация опасностей, оценка риска, рекомендации по оценке риска и требования, предъявляемые с целью снижения риска
В данной части стандарта даны рекомендации по ручному перемещению грузов на нижнем уровне рисков. Информация базируется на современном состоянии эргономических знаний. Если эти требования не соблюдаются, нужно провести оценку рисков.
Следующие точки зрения (см. 4.3.2.1-4.3.2.3) должны учитываться при оценке и снижении рисков.
Масса предмета (машины, деталей машин) включает также сопутствующие детали, такие как упаковка, батареи, полный магазин и т.д. Кроме того, в общую массу включаются необходимые для выполнения ручного труда технические вспомогательные средства.
При конструировании машины или ее составной части нужно учесть, что их масса может представлять опасность, если конструируемый предмет нужно будет перемещать вручную. Для определения безопасного максимального предела массы см. 4.3.3.
4.3.2.1.2 Распределение массы
Распределение массы определяют с учетом расположения центра тяжести груза. Центр тяжести должен находиться как можно ближе к телу и по центру между двумя руками. Во время выполнения ручного манипулирования следует избегать смещения центра тяжести внутри предмета. Если вышеуказанные требования невыполнимы (например, при перемещении жидкостей), то на таком предмете следует делать соответствующее обозначение.
Необходимо стремиться к тому, чтобы перемещаемые предметы были компактными. Если предмет перемещается двумя руками, ширина его не должна превышать ширины плеч (примерно 60 см), а глубина не должна превышать 50 см (рекомендуется глубина не более 35 см), чтобы груз можно было держать как можно ближе к телу. Высота предмета должна быть такой, чтобы не закрывать обзор человеку, несущему предмет.
Наружные поверхности предметов (включая упаковку новых деталей машин) должны быть удобными для перемещения руками. Предмет должен быть таким, чтобы его было удобно брать и нести; для этого он должен иметь рукоятки или отверстия, за которые можно взяться руками при перемещении предмета.
Рукоятки должны размещаться с учетом центра тяжести предмета и вида работы с целью обеспечения наилучшего положения тела и наиболее оптимальных движений при подъеме и перемещении предмета. Ручки должны располагаться в горизонтальной плоскости, это должно обеспечиваться конструкцией машины. Рукоятки не должны иметь острых краев, чтобы исключить риск повреждения пальцев. Форма рукоятки должна обеспечить удобство ее охвата при нейтральном положении руки и кисти.
Диаметр рукоятки должен равняться 2-4 см.
Ширина рукоятки или отверстия для кисти руки должна быть минимум 12,5 см, чтобы предмет можно было переносить в перчатках, при этом расстояние над пальцами — 7 см. Оптимальная форма рукоятки — цилиндр или эллипс. Как оценить захватывающие возможности рукоятки, см. 4.3.3.2 или 4.3.3.3.
4.3.2.2 Взаимодействие оператора и машины
4.3.2.2.1 Горизонтальное положение и расстояние
Если между работником, осуществляющим перемещение предмета, и самим предметом существуют препятствия, они могут затруднить или сделать опасной работу по перемещению. Горизонтальное расстояние от центра между голеностопными суставами обеих ног и обеими руками должно быть меньше 25 см. При большем горизонтальном расстоянии следует проводить оценку рисков по 4.3.3.
4.3.2.2.2 Вертикальное положение и расстояние подъема
Высота точки захвата (измеряемая от средней фаланги пальцев до пола) должна быть 60-90 см. Вертикальное перемещение предмета не должно превышать 25 см. При большем расстоянии или меньшей высоте точки захвата следует проводить оценку рисков по 4.3.3.
4.3.2.2.3 Частота выполнения ручных операций
Машины должны быть спроектированы так, чтобы ручной труд применялся как можно реже. Должна существовать возможность регулирования частоты применения ручного труда. Оценку рисков, возникающих из сочетания частоты применения ручного труда и массы предмета, проводят по 4.3.3.
4.3.2.2.4 Положение тела работающего
Конструкцией машины должно быть предусмотрено уменьшение возникновения неудобных положений тела оператора (например, повороты тела, наклоны или подъем предмета с пола), а также длительного ручного труда, ведущего к усталости тела, на любой стадии работы машины (включая ее изготовление, транспортировку, ввод в действие, производство и вывод из эксплуатации). При необходимости или для подстраховки (дополнительно) должна быть предусмотрена смена положения тела (ЕН 1005-4).
4.3.2.2.5 Переноска грузов
Машины должны быть спроектированы так, чтобы устранить ручную переноску. Если это невозможно, то расстояние, на которое груз переносится вручную, должно быть сведено к минимуму (меньше 2 м).
4.3.2.2.6 Работа, выполняемая одной рукой
Если предмет можно взять только одной рукой, это может представлять опасность для оператора. Если работы только одной рукой нельзя избежать, то следует провести оценку рисков (см. 4.3.3.3).
4.3.2.2.7 Работа, выполняемая двумя операторами
Если работают два (или более) человека, нагрузка на одного оператора уменьшается, однако возникает дополнительная опасность из-за возможной несогласованности действий работающих. Согласно требованиям эргономики необходимость поднятия грузов двумя (или более) операторами может быть оправдана только в отдельных случаях; для этих отдельных случаев следует провести оценку рисков (см. 4.3.3.3).
4.3.2.2.8 Ручной труд в сочетании с вращением предмета
Следует избегать ручного перемещения предметов, при котором предмет поворачивается вокруг своей оси. Если этого избежать не удается, рекомендуется новый вариант компоновки машины, при котором применяются дополнительные технические вспомогательные средства.
4.3.2.2.9 Дополнительные нагрузки на корпус тела человека
Дополнительные нагрузки на тело наряду с ручным трудом могут вызвать новые опасности. Если их нельзя избежать, следует провести оценку рисков (см. 4.3.3.3).
4.3.2.2.10 Возможность захвата
Неудобные условия захвата переносимого предмета руками могут создать опасную ситуацию.
Если их нельзя избежать, следует провести оценку рисков (см. 4.3.3.3).
4.3.2.3 Окружающая среда
Окружающая среда способна вызвать опасности и дополнительные риски.
Если их нельзя избежать, квалифицированный персонал должен провести оценку рисков. К окружающим воздействиям относятся механические колебания, климат, температура (ЕН ИСО 7730), освещение, шум или химические загрязнения (EHV 26385).
4.3.3 Методы оценки рисков
Описываемая модель оценки рисков включает в себя три процесса. Процесс 1 — это предварительный анализ. Процесс 2, простой управляемый метод, должен применяться, если при предварительном анализе выявлены риски. Процесс 2 учитывает некоторые дополнительные факторы риска. Процесс 3 представляет собой метод всеобъемлющей оценки, который учитывает дополнительные факторы риска, не включенные в процессы 1 и 2. Эти три процесса различны по сложности. Оценка рисков начинается с процесса 1 (простейший метод), а процессы 2 и 3 применяют, только если условия или расчетные варианты нагрузки не определяются во время процесса 1. Каждый процесс требует трехступенчатого применения:
— шаг 1 — допустимая масса с учетом групп населения (см. таблицу 1);
— шаг 2 — проведение оценки рисков согласно рабочему листку (см. 4.3.3.1-4.3.3.3);
— шаг 3 — необходимые мероприятия:
никаких мероприятий при приемлемом уровне рисков,
перекомпоновка машины заново,
применение сложных методов оценки рисков.
Конструктору следует уже после шага 3 процесса 1 предпринять перекомпоновку заново, не переходя к процессу 2. Процессы 2 и 3 представляют собой не шаги повтора, а детализированную оценку рисков, которая основывается на их методологии.
Практическое применение описано в приложении С.
Таблица 1 — Допустимая масса груза для разных групп населения
Источник http://allgosts.ru/13/110/gost_en_1005-2-2005