Что надлежит сделать водителю до начала работ?
Меры безопасности для водителя при грузоперевозках
Строго соблюдая порядок при грузоперевозках на автомобилях, водительский экипаж может быть уверен в исключении несчастного случая во время следования. В этих целях соответствующая служба АТП разрабатывает инструкции по охране труда и технику безопасности. В данных документах содержится информация, как должна происходить подготовка к работе, разрешенные и запрещенные действия, как на линиях, так и после того, как машина возвратилась на базу.
Каждым транспортным предприятием с целью минимизации несчастных случаев к каждому члену водительского экипажа предъявляется ряд требований. Ключевым из них выступает строгое соблюдение порядка при транспортировании товарно-материальных ценностей автомобилями.
Водительский состав автопредприятий должен знать данные положения, кроме иных правил, что поспособствует сокращению количеств ДТП и обеспечит груз в сохранности. Транспортная безопасность водителя выступает одним из ключевых моментов безаварийной грузоперевозки на любые дистанции.
Для этой цели соответствующая служба АТП осуществляет разработку инструкций: меры обеспечения безопасности, связанных с охраной труда и техникой безопасности. В тексте прописываются рекомендации, как осуществлять подготовку, приступая к работам; перечисляются разрешенные и запрещенные действия на линиях и по прибытию на базу.
У водителей, знакомых с данными положениями риски аварий значительно ниже, что способствует сохранности перемещаемых товарно-материальных ценностей.
Что надлежит сделать водителю до начала работ?
До того, как выйти на линию, водитель должен удостовериться, что у него на руках имеется все необходимые документы. Это касается водительских прав, свидетельств и удостоверений, необходимых, чтобы выполнить возложенные обязанности, путевого листа и иной документации, необходимой для рейса.
В обязательном порядке водители должны быть проинструктированы по технике безопасности и охране труда, в соответствии с особенностями технического задания. Без дорейсового медицинского осмотра экипаж не имеет права отправлять в рейс. В зависимости от характера планируемых к выполнению работ, водителям выдается спецодежда, обувь, защитные средства и т.д., в соответствии с предусмотренными нормами.
После получения наряд-задания, осуществляется проверка автотранспортного средства. На данном этапе проверяют медицинскую аптечку, огнетушители, инструменты для ремонта и ликвидации аварийной ситуации в пути.
Водители должны проверить исправность техники. Инструкция по использованию автотранспортных средств предусматривает наиболее тщательный осмотр некоторых узлов и деталей. Так, водитель должен особый акцент уделить давлению в шинах, рулевому управлению, тормозной системе, болтам, фиксирующим карданный вал, проводке, фарам и поворотным указателям, звуковым и стоп сигналам, контрольно-измерительной аппаратуре, зеркалам заднего вида, работе мотора на холостых оборотах.
Во время подготовительных мероприятий осуществляется ежесменное обслуживание, подразумевающее заправку автотранспорта горючим, заливку масла, воды и тормозной жидкости, в холодное время года — антифриза.
По окончанию подготовительных мероприятий автотранспортное средство предъявляется лицу, отвечающему за выпуск его из гаража, который производит в путевом листе соответствующую запись.
В случае, когда выявлены поломки, выезд запрещается. Подобная ситуация может быть вызвана:
- обнаруженной неисправностью системы или механизмов, при которой эксплуатировать ТС опасно (безопасность водителя, груза и иных участников движения предполагает угрозу);
- при несоответствии автомобиля одному из параметров (грузоподъемность, объем, длина и т.д.);
- нарушением комплектности транспортного средства или неисправностью оборудования: осветительных приборов, сигнальных устройств и т.д.
Устранить нарушения могут, как водители, так и ответственные за надлежащее функционирование ТС лица.
Перед отправкой в рейс
Перед тем, как выходить на линию, шофер должен удостовериться в наличии при себе:
- водительских прав;
- свидетельства;
- удостоверения;
- путевого листа и иных документов, которые потребуется в пути.
Проверив наличие всей необходимой документации, водителя инструктируют по технике безопасности и охране труда. После чего знакомят с особенностями технического задания. Далее шофера ожидает прохождение предрейсового медицинского осмотра. Такие меры безопасности водителя исключают отправку в рейс с проблемами в здоровье. По его окончанию он облачается в экипировку (по необходимости использует целесообразную личную защиту).
После получения наряда-задания, осуществляется проверка транспортного средства. Оно должен иметь медицинскую аптечку (полностью укомплектованную); огнетушители; инструменты, позволяющие выполнить ремонтные работы и устранить аварийную ситуацию в дороге.
В обязанности водителей входит контроль за исправностью техники. Ссылаясь на инструкцию по эксплуатации автомобильного транспорта, должна быть выполнена проверка: шин (контроль давления); рулевого управления; тормозов; фиксирующий карданный вал болтов; проводки; фар и поворотников; звукового и стоп- сигналов; контрольно-измерительной аппаратуры; двигателя (корректность работы при холостом ходе).
Если планируется использование прицепов, то проверяют смазку в сцепных узлах; проверяют узел сцепки и сценой шар на отсутствие люфта и насколько надежны соединения между страховочными тросами и цепями; корректность функционирования световых сигналов.
На подготовительном этапе автомобиль полежит ежесменному обслуживанию. Осуществляют заправку машин горючим и проверяют наличие всех жидкостей (касается воды, масла, тормозной жидкости и т.д.), необходимых для корректного функционирования. По окончанию подготовки автотранспортное средство предъявляется лицу, на которое возлагается ответственность за его выпуск. В путевом листе данный факт подлежит фиксации.
Водители, прибывая на объект, получают у руководителя задания и проходят инструктаж. Далее следует осмотр места погрузки/разгрузки, подъездных путей, оценивается дорожное покрытие.
При подаче транспортного средства допустимо только безопасное маневрирование. Перед выходом из кабины мотор глушат. Пользуясь стояночным тормозом или посредством включения первой передачи, машину паркуют. Водитель, покидая кабину, забирает ключ и запирает дверь.
Перевозки при неблагоприятных погодных условиях
Если отмечается туман, снегопад или дождь, то, ссылаясь на инструкцию, водитель должен снизить скорость. Недопустимо совершать обгон, осуществлять быстрые повороты, производить резкое открытие дроссельной заслонки.
По обледенелому дорожному покрытию трогаются на самой низкой передаче, слегка приоткрыв дроссельную заслонку. При необходимости затормозить на спусках, прибегают к рабочему тормозу и двигателю.
Передвижение по замерзшим водоемам возможно только при получении разрешения у соответствующего органа.
Действия по прибытию на объекты
Прибывая на объект, согласно путевого листа, водитель должен обратиться к руководителю для получения задания и прохождения инструктажа. По окончанию вышеуказанных мероприятий, приступают к осмотру места, где планируются погрузочно-разгрузочные работы. Особый акцент уделяется подъездам, состоянию покрытий дорог, освещенности.
При подаче транспортного средства допустимо выполнение маневров безопасных для персонала. Водитель перед выходом из кабины должен выключить мотор, произвести включение стояночного тормоза и первой передачи, изъятие ключа из замка зажигания и закрытие двери.
Особенности управления автомобилем с прицепом
Управление автотранспортом с прицепом имеет свои определенные особенности. Это связано со снижением разгонной и тормозной динамики, из-за большого веса машины. Данные параметры важны, когда осуществляется разгон и торможение.
При движении транспортного средства с пустым или загруженным прицепом тормозить необходимо плавно. При «рывках» не исключен занос и «складывание» автопоезда. Таким образом, планируя выполнить поворот, водители должен заблаговременно снижать скорость, проходя дистанцию «в натяг».
Транспортные средства с прицепами имеют существенные габариты, в связи с чем манёвры на них более сложны. При крутом повороте важно помнить о том, что движение колес тягача и прицепа разное. В первом случае радиус значительно больше.
При перемещении транспортных средств с прицепом не менее важно соблюдение скоростного режима, указанного в техдокументации. Чрезмерно быстрое движение приводить к сильному раскачиванию. Устранить подобное можно, уменьшив вес прицепа, снизив скорость или увеличив длину дышла.
Безопасность при неблагоприятных погодных условиях
Согласно инструкции по грузоперевозкам, перемещения, когда туман, снегопад или дождь, должны осуществляться на меньших скоростях. Водителю не стоит выполнять обгон, быстрые повороты руля. Запрещается резкое открытие дроссельной заслонки.
Если передвижение предполагается по обледенелому дорожному покрытию, водитель должен трогаться на самой низкой передаче, слегка приоткрыв дроссельную заслонку. При спуске тормозят посредством рабочего тормоза и двигателя. Если маршрут пролегает по замершему водоему, то необходимо предварительно получить разрешение из соответствующего органа. При этом разрешено двигаться только по оборудованным съездам и дорогам.
Видео: Охрана труда для водителей автомобилей
Техника безопасности при грузовых перевозках автомобильным транспортом
Занимаясь автомобильными перевозками грузов, стоит внимательно относиться к каждому нюансу. Кроме оформления документов, маркировки, требуется заботиться об обеспечении безопасности. Техника безопасности при перевозке грузов автотранспортом строго соблюдается и имеет важное значение в осуществлении перевозок.
- Основные правила
- Безопасность водителя
- Обеспечение безопасности транспорта
- Погрузочно-разгрузочные работы
- Меры безопасности в рейсе
- Опасный груз
- Перевозка опасных грузов
- Запрещенные маневры
- Заключение
Основные правила
Перемещение с использованием автомобильных транспортных средств вне зависимости от типа груза подчиняется установленным правилам. При подробном рассмотрении, безопасность меры безопасности незначительно отличаются для каждого вида груза.
Так, для транспортировки грузов, считающихся длинномерными, установлен предел — длина груза не должна превышать габариты ТС более, чем на треть. Контроль длины обеспечивает безопасное движение автомобиля. Если длина будет превышена, то груз может оказаться тяжелее авто, что приведет к аварийной ситуации.
Перевозка длинномерных и тяжеловесных грузов является безопасной в случае соблюдения общепринятых условий:
- грузовой предел соответствует вместимости авто;
- тяжелые элементы находятся «в голове» машины;
- легкий груз располагается в верхней части кузова;
- контроль скоростного режима.
Эти условия актуальны для трансфера любой поклажи.
Безопасность водителя
Обеспечение безопасной поездки водителю один из самых важных аспектов в сфере грузоперевозок автомобильным транспортом.
Контроль действий и управления автомобилем сводит к минимуму возникновение незапланированных обстоятельств. Основные меры водитель принимает непосредственно перед рейсом. Водителю требуется проверить:
- исправность вверенного ТС;
- состояние здоровья (пройти медицинское обследование);
- документы для поездки (водительское удостоверение, маршрутный лист, допуск к управлению данным авто);
- бумаги для груза (сертификаты качества, свидетельства и т. п.);
- специальную защитную одежду (если это предусматривает специфика).
Еще один документ, который водитель должен иметь при себе, а также знать содержание (желательно вызубрить) — инструкция по технике безопасности и охране труда. Оптимальным вариантом будет наличие подписи водителя на документе.
Обеспечение безопасности транспорта
Безопасность автомобиля не менее важна при подготовке поездки. Непосредственно перед поездкой исправность и готовность ТС проверяет водитель (это входит в обязанности).
В подготовленном автомобиле обязательно должны быть:
- инструменты для срочного ремонта;
- аптечка;
- огнетушитель (желательно два — в кабине и в кузове).
Лекарственные препараты и средства тушения имеют гарантийный период использования и хранения. Все сроки должны быть действительными. При обнаружении средств с истекшим сроком годности водителю выписывается штраф.
В процесс подготовки автомобиля к поездке входит проверка качества смазки соединений, визуальный осмотр, контроль целостности пломб (например, место соединения тентового троса кузова обязательно пломбируется).
Наличие и количество топлива в бензобаке тоже влияют на безопасность. Заливать горючее в бак следует аккуратно, не расплескивая. Пролитое мимо топливо засыпают песком или опилками, счищают с поверхности (или сметают), либо протирают насухо чистой ветошью.
Погрузочно-разгрузочные работы
Во время погрузки товара в ТС соблюдение простых правил безопасности облегчает задачу распределения груза по автомобилю, надежности расположения и крепления. Начинают погрузочные работы только при условии, что выполнен грузовой расчет. Контроль процесса погрузки, укладки груза, а также правильности крепления обычно выполняет водитель ТС и/или представитель транспортной организации, с которой заключен договор оказания услуг перевозки.
Даже опытному персоналу перед началом работ необходимо напомнить правила погрузки и разгрузки ТС.
Не меньшее внимание требует и проведение разгрузки автомобиля. Контролировать аккуратность выгрузки товара, осматривать его на наличие повреждений и утери также должен водитель, либо экспедитор. Имеются еще требования для безопасного осуществления погрузочно-разгрузочных работ (ПРР):
- погрузку начинают от кабины к задней части авто, а разгрузку наоборот (с конца);
- сохранение дистанции между грузовиком и жилыми строениями — минимум 150 метров;
- при погрузке-разгрузке нескольких машин расстояние между авто минимум 1 метр.
В общем, выполнить загрузку и выгрузку товара качественно и без происшествий помогает сосредоточенность на процессе и, конечно же, специальная техника.
Меры безопасности в рейсе
Во время движения автотранспорта следить за безопасностью в полной мере становиться весьма сложно. Проверенные организации отслеживают процесс перевозки при помощи установки датчиков GPS и тахометров. Однако не менее эффективным методом является смена водителей, в зависимости от времени поездки. Согласно правилам охраны труда, одна рабочая смена не должна превышать 12 часов, а максимальное количество рабочих часов в неделю 38-40.
- рейс в пределах рабочей смены обслуживает один шофер;
- свыше 12 часов на поездку и/или дальше 250 км выполняют два водителя;
- перевозки на дальние расстояния рекомендуется обслуживать нескольким водителям.
В течение всей поездки водитель обязан соблюдать скоростной режим, особенно при транспортировке с прицепом. Выполняемые маневры не должны создавать неудобств и аварийных ситуаций.
Перевозка людей и животных в прицепе запрещена.
Опасный груз
К опасным грузам относят элементы и вещества, которые могут нанести вред окружающей среде и здоровью человека. Соблюдение требований при перевозке вредоносных элементов является жизненно-важным обстоятельством. Водители для управления автомобилем с опасным грузом должны иметь соответствующий разрешительный документ, и также они проходят специальную подготовку перед каждой поездкой.
Транспортное средство тоже требует определенных отличительных обозначений:
- надписи опасности;
- яркий окрас кузова (фургона, цистерны);
- световые маяки оранжевого или белого цветов;
- информационные таблички с кодами опасности.
Погруз-разгруз для опасных грузов выполняется с особенной сосредоточенностью и аккуратностью. Для этого требуется выполнять следующие условия:
- заглушить двигатель перед началом работ;
- использовать сертифицированное оборудование;
- наличие квалифицированных сотрудников;
- не допускать падение или повреждение транспортной тары;
- выполнять работы вдали от жилых объектов и оживленных шоссе;
- фиксировать транспорт при работе на склонах и откосах.
Перевозка опасных грузов
Условия транспортировки вредных веществ находится под пристальным вниманием контролирующих служб, в том числе и ГИБДД. Водитель автомобиля с опасным грузом на борту обязан:
- соблюдать дистанцию в транспортном потоке;
- не превышать скоростные требования;
- согласовывать маршрут перед поездкой;
- выполнять стоянку не менее, чем за 200 метров от жилых объектов.
Индивидуальные критерии транспортировки оговариваются между отправителем и перевозчиком задолго до поездки. Разработка маршрута (если таковая требуется) также проводится под надзором государственных служб. Документы с утвержденными изменениями хранятся у водителя ТС на протяжении всего рейса.
Автомобили для транспортировки грузов различного класса опасности должны быть оснащены проблесковыми маячками желтого (или белого) цвета, противооткатными устройствами, огнетушителями, а также аптечкой, соответствующей специфике перевозок.
Запрещенные маневры
На безопасность транспортировки влияет следование правилам. Однако, не все перевозчики ответственно к этому относятся. При трансферте любых грузов недопустимо:
- допускать перегруз ТС;
- перевозить людей в автомобиле, который не оборудован для этого;
- чтобы в рейс оправлялся водитель, принимающий лекарства с воздействием на психомоторные функции.
В этот же список можно внести превышение скоростного режима, отсутствие огнетушителя и многое другое.
Заключение
Техника безопасности при перевозке грузов автомобильным транспортом — тема, требующая пристального внимания и тщательного изучения всеми участниками процесса. Соблюдение требований обеспечит сохранность груза на протяжении всей перевозки. Исправность ТС, соответствие оснащения и габаритов делают минимальной вероятность аварии, а транспортировка при соблюдении всех ограничений, не причинит вред окружающей среде и людям. Знать и соблюдать технику безопасности важно!
Источник Источник http://perevozka24.ru/pages/mery-bezopasnosti-dlya-voditelya-pri-gruzoperevozkah
Источник http://gruz0perevozki.ru/tekhnika-bezopasnosti-pri-perevozke-gruzov-avtotransportom.html