Автомобиль безопасности — Safety car
Автомобиль безопасности — Safety car
В автоспорте автомобиль безопасности или пейс-кар — это автомобиль, который ограничивает скорость соревнующихся автомобилей на гоночной трассе в случае периода предупреждения, например, препятствия на трассе или плохой погоды. Автомобиль безопасности предназначен для преодоления любого препятствия в более безопасных условиях, особенно для маршалов, и / или в ожидании более благоприятных погодных условий на трассе.
В период осторожности автомобиль безопасности (который обычно состоит из хорошо модифицированного серийного автомобиля с высокими характеристиками ) выходит на трассу впереди лидера. В зависимости от действующих правил, участникам обычно не разрешается обгонять машину безопасности или других участников в течение периода предупреждения, и машина безопасности ведет поле с заранее определенной безопасной скоростью, которая может варьироваться в зависимости от серии и схемы. По окончании периода предупреждения автомобиль безопасности покидает трассу, и участники возобновляют обычную гонку. Впервые эта мера безопасности была применена с использованием пейс-кара во время открытия Indianapolis 500 в 1911 году.
Содержание
- 1 Эффект
- 2 Формула 1
- 2.1 Порядок проведения
- 2.2 История
- 2.2.1 Хронология автомобилей безопасности Формулы-1
- 2.3 Виртуальная машина безопасности (VSC)
- 3 Формула E
- 4 Индианаполис 500
- 5 НАСКАР
- 6 Инциденты с машинами безопасности и другими машинами
- 6.1 2014 Sprint Unlimited
- 6.2 2012 Daytona 500
- 6.3 2011 6 часов Кастелле
- 6.4 2009 WTCC Pau
- 6.5 2008 Dutch Supercar Challenge Spa
- 6,6 1971 Индианаполис 500
- 7 См. Также
- 8 ссылки
- 9 Внешние ссылки
- 9.1 Формула-1
- 9.2 Индианаполис 500
Эффект
Использование автомобиля безопасности приводит к объединению участников в группу, что устраняет любое преимущество по времени и расстоянию, которое ведущий гонщик мог иметь над остальными участниками. Этот эффект может сделать гонки более конкурентоспособными после полного возобновления гонки; и наоборот, это также способствовало тому, что ведущие водители быстрее перестали получать вознаграждение за свои усилия до периода предупреждения.
В соответствии с действующими гоночными правилами водителям нередко разрешается делать пит-стопы в периоды движения автомобилей безопасности. Эта ситуация может обеспечить стратегическое преимущество, поскольку любая плановая дозаправка, замена шин или техническое обслуживание может выполняться, пока другие участники гоняют на более низкой скорости, а водители, которые выезжают на ямы, просто снова присоединяются к очереди из автомобилей, бегущих вместе. В обычных условиях гонок такое вмешательство, как правило, связано с потерей значительной территории по сравнению с теми водителями, которые остаются на трассе.
Еще одним заметным эффектом периодов использования автомобилей безопасности является то, что гоночные автомобили потребляют меньше топлива до полного возобновления гонки, что может позволить участникам пробегать более длинные дистанции с топливным баком, чем это было бы возможно в противном случае, и / или сократить количество пит-стопов, требуемых на время. гонки.
Формула один
Процедура
В Формуле-1, если авария или ненастная погода (обычно сильный дождь) мешают нормальному продолжению гонки, Директор гонки объявляет о периоде «машины безопасности», когда маршалы размахивают желтыми флагами и держат таблички с надписью SC, в ожидании. машина, о которой идет речь, выезжает на трассу. С 2007 года все автомобили Формулы-1 должны иметь светодиоды и / или дисплеи на рулевом колесе или кабине, которые информируют водителя о том, какие флаги развеваются. Желтый светодиод горит, когда машина безопасности развернута.
Автомобиль безопасности имеет как оранжевые, так и зеленые огни, установленные на крыше в виде световой полосы . Зеленые огни используются, чтобы сигнализировать о возможности обгона машины безопасности; это происходит только до тех пор, пока лидер гонки не окажется сразу за машиной безопасности и во главе очереди гоночных машин.
С 2015 года машина безопасности не должна ждать, пока все бэкмаркеры вернутся в очередь. Когда машина безопасности будет готова покинуть трассу, она погаснет оранжевым светом, показывая, что она выйдет на пит-лейн в конце круга. Пилоты должны продолжать строиться до тех пор, пока они не пересекут первую линию машины безопасности, где зеленые огни и флаги укажут, что они снова могут участвовать в гонке.
Автомобиль безопасности пилотируется профессиональными водителями (с 2000 года, Бернд Майлендер ) на борту мощных модифицированных транспортных средств, поставляемых Mercedes-Benz , и должен поддерживать разумную скорость, чтобы шины участников были как можно ближе до рабочей температуры и их двигатели не перегреваются. Водителя машины безопасности сопровождает второй водитель, который помогает с операциями и связью.
В случае инцидентов в течение первых трех кругов машина безопасности также имеет преимущество перед традиционным красным флагом; с красным флагом потребуется минимум пятнадцать минут, чтобы возобновить гонку, а двухчасовой лимит не начнется, пока машины не будут готовы ко второму этапу формирования. Что касается ограничения по времени, то гонка подсчитывается, и время также считается, пока машина безопасности находится на трассе, и гонка возобновляется.
История
Сообщается, что первое использование автомобиля безопасности в Формуле-1 произошло на Гран-при Канады 1973 года , когда желтый Porsche 914 был вызван на службу после различных происшествий в неблагоприятных погодных условиях. Как ни странно, в этом случае потребовалось несколько часов после гонки, чтобы определить победителя и окончательные результаты, поскольку водитель машины безопасности поставил свою машину перед не тем участником, что привело к тому, что часть поля была неправильно опущена на один круг.
Автомобиль безопасности официально представили в 1993 году , после того как в предыдущем сезоне 1992 года были проведены испытания на Гран-при Франции и Великобритании . С 1996 года в рамках рекламных мероприятий поставщиком автомобилей безопасности является Mercedes-Benz , в отличие от предыдущих лет, когда в течение сезона и в зависимости от посещаемой трассы использовались автомобили разных марок (например, экзотический Lamborghini Countach для Гран — при Монако в 1980 — е годы более прозаическим Fiat Tempra используется в дождь , пострадавших от 1993 года Гран -при Бразилии и высокая производительность версии Opel Vectra используется в печально известном 1994 Сан — Марино Гран — при ).
С 2007 года во время Гран-при Бахрейна впервые были применены новые процедуры . Пит-лейн был закрыт сразу после срабатывания машины безопасности. Ни одна машина не могла заехать в пит-лейн до тех пор, пока все машины на трассе не выстроились в линию за машиной безопасности, не миновали вход в пит-лейн и не было дано сообщение «Пит-лейн открыт». Десятисекундный штраф за остановку / выезд (который должен быть применен при возобновлении гонки) был наложен на любого гонщика, который выехал на пит-лейн до того, как будет дано сообщение об открытии пит-лейн. Однако любой автомобиль, который находился на въезде в пит-лейн или на пит-лейн, когда машина безопасности была задействована, не подлежит штрафу.
Однако с 2009 года эта процедура была отменена и заменена программным обеспечением, которое вычисляет, где машина находится на трассе, и минимальное время круга, которое потребуется машине, чтобы добраться до боксов. Автомобили, которые въезжают в боксы до истечения этого срока, наказываются.
Когда машина безопасности и гонщики за ней находятся на прямой / финишной прямой, на выезде с пит-лейна загорается красный свет. Пилоты, проезжающие на красный свет, дисквалифицируются. Это случилось с несколькими гонщиками за эти годы, такими как Джанкарло Физикелла и Фелипе Масса на Гран-при Канады 2007 года . В то же гонке год спустя , Льюис Хэмилтон не заметил красный свет и врезался в заднюю часть автомобиля Кими Райкконена , который ждет в конце пит — лейн рядом с Робертом Кубицей .
С 2010 года, когда машины выстраивались в очередь за машиной безопасности, проехавшим по трассе машинам больше не разрешалось открываться перед возобновлением гонки. Это правило было отменено с сезона 2012 года, и теперь автомобили могут разворачиваться перед возобновлением гонки; однако с 2015 года машине безопасности не нужно ждать, пока бэкмаркеры догонят лидирующую группу, прежде чем вернуться в боксы.
Хронология автомобилей безопасности Формулы-1
- Porsche 914 — Гран-при Канады 1973 г.
- Porsche — Гран-при Канады 1976 года
- Fiat Tempra 16V — Гран-при Бразилии 1993 г.
- Opel Vectra — Гран-при Сан-Марино 1994 года
- Honda Prelude — Гран-при Японии 1994 года
- Porsche 911 GT2 — Гран-при Бельгии 1995 г.
- Renault Clio — Гран-при Аргентины 1996 года
- Mercedes C36 AMG — с 1996 по 1997 год (развернуто 2 раза, 11 кругов)
- Mercedes CLK55 AMG — с 1997 по 1998 год (развернуто 12 раз, 30 кругов)
- Mercedes CL55 AMG — с 1999 по 2000 год (17 раз развернуто, 45 кругов)
- Mercedes SL 55 AMG — с 2001 по 2002 год (10 раз развернуты, 39 кругов)
- Mercedes CLK 55 AMG — 2003 (развернуто 12 раз, 29 кругов)
- Mercedes SLK 55 AMG — с 2004 по 2005 год (17 раз развернут, 59 кругов)
- Mercedes CLK 63 AMG — с 2006 по 2007 год (22 раза развернуто, 80 кругов)
- Mercedes SL 63 AMG — с 2008 по 2009 год (развернуто 24 раза, 86 кругов)
- Mercedes SLS AMG — с 2010 по 2014 год (68 раз развернуто, 253 круга)
- Mercedes-AMG GT S — с 2015 по 2017 год (развернуто 37 раз, 142 круга)
- Mercedes-AMG GT R — с 2018 г. по настоящее время
Виртуальная машина безопасности (VSC)
После аварии на Гран-при Японии 2014 года , в результате которой пилот Жюль Бьянки получил серьезную травму головы, которая привела к его смерти, FIA учредила «комиссию по авариям» для расследования динамики аварии и способов минимизировать риск аварии. в подобных обстоятельствах, которые не требуют использования машины безопасности и не могут быть устранены с помощью желтых флагов .
Экспертная комиссия рекомендовала внедрить «виртуальную машину безопасности» на основе системы « медленной зоны », используемой в гонках Ле-Ман. По сравнению с предыдущим, машина безопасности фактически не появляется на трассе; Однако. Помимо запрета на обгон в условиях желтого флага в затронутом секторе, на обочине трассы и на дисплеях рулевого управления водителей будет появляться значок «VSC», обязывающий водителей не превышать заявленное ограничение скорости, что приводит к скорости 35%. уменьшение. Система была похожа на фары Electro-PACER, которые использовались в гонках Indianapolis 500 с 1972 по 1978 год , за исключением того, что были задействованы блоки управления двигателем (ECU), которые могли обеспечить соблюдение ограничений скорости в рамках существующей системы.
VSC тестировался в течение последних трех гонок сезона 2014 года во время отдельных тренировок. Система была разработана с учетом отзывов водителей и была официально представлена в сезоне 2015 года после ратификации Всемирным советом по автоспорту (WMSC). VSC был официально использован впервые — и в течение короткого периода до развертывания реальной машины безопасности — на Гран-при Монако 2015 года после аварии 30G с участием Макса Ферстаппена . Система была впервые развернута на Гран-при Великобритании в 2015 году после того, как силовой агрегат Карлоса Сайнса-младшего вышел из строя в Club Corner на трассе Silverstone . Все гонщики должны сохранять положительное дельта-время , как показано на играх F1.
Формула E
Желтый цвет — это версия виртуальной машины безопасности для Формулы E. В этом случае все маршалские посты будут размахивать желтыми флагами, сопровождаемыми знаком «FCY» на желтом фоне. Это условие часто решает Директор гонки, независимо от того, целесообразно ли его выполнять. Болельщики (если они смотрят гонку по телевизору) и водители могут услышать, как Директор гонки объявляет FCY (в основном говоря: «Внимание всем командам, внимание всем командам, это контроль гонки, желтый цвет на всех участках 5, 4, 3, 2». , 1, полный курс желтый, полный курс желтый) .После внедрения FCY все водители должны активировать ограничитель FCY, который, как и ограничитель скорости пит-стопа, поддерживает скорость автомобиля ниже FCY, несмотря на то, что дроссельная заслонка расположена ровно до пола. В сезоне 6 Формулы E , когда наступает период FCY, всем больше не разрешается активировать режим атаки. За каждую минуту, проведенную в условиях FCY, будет вычтена 1 кВтч энергии, сохраненная в резерве у водителей, что дает больше возможностей для экономии энергии. Как и в Формуле-1, в Формуле E есть автомобиль безопасности, но вместо Mercedes-AMG GT R в качестве автомобиля безопасности с 2014 года используется подключаемый гибридный спортивный автомобиль BMW i8 .
Индианаполис 500
Впервые гоночный автомобиль использовался в автомобильных гонках на первой гонке Indy 500 в 1911 году. После этой первой гонки руководители гоночной трассы Indianapolis Motor Speedway выбирали гоночный автомобиль и его водителя для Indy 500 каждый год. Первым пейс-каром был Stoddard-Dayton, управляемый Карлом Г. Фишером . В последние годы модели Chevrolet были выбраны в качестве официальных пейс-каров из-за возможности их использования на обеих основных автомобильных гонках на Speedway (обычно Corvette на 500 и Impala на 400). Пейс-кар выбирается за два месяца до начала гонки, что позволяет производителю выбранного пейс-кара производить копии автомобиля того года, которые продаются коллекционерам и фанатам гонок с заметной наценкой. Реплики гоночных автомобилей часто можно увидеть на улицах Индианаполиса за несколько недель до того, как гонка будет фактически проведена, а знаменитый гонщик обычно используется только для старта гонки.
Indiana Pacers, профессиональная баскетбольная команда, расположенная в Индианаполисе, штат Индиана, названа в честь гоночного автомобиля. Наследие гонок и богатая история Indy 500 сыграли важную роль в процессе присвоения имен.
Автопроизводители борются за престиж одной из своих моделей, выбранной в качестве гоночного автомобиля года для рекламы. В 1971 году этот шаг имел неприятные последствия, поскольку ни один автопроизводитель не стал предлагать пейс-кар. Вместо этого местные дилеры Dodge из Индианаполиса выполнили свой долг. Элдон Палмер, местный дилер, не справился с управлением гоночным автомобилем Dodge Challenger и врезался в стенд для фотографий, ранив несколько человек. Вина за аварию так и не была полностью определена, поскольку официальные лица поняли, что оранжевый конус (или, возможно, оранжевый флаг), который должен был идентифицировать точку торможения Палмера, был случайно удален.
За последние 50 лет Pontiac Trans Am , Chevrolet Camaro , Chevrolet Corvette , Oldsmobile Cutlass и Ford Mustang — единственные модели, которые три или более раз выбирались в качестве пейнтбольных автомобилей.
Однако во время сезона IndyCar Series Джонни Резерфорд является обычным водителем гоночного автомобиля IRL на всех соревнованиях. Пейс-кар используется в случае попадания мусора , столкновения или погодных условий. С 1993 года, после размахивания желтым флагом, пит-роуд закрывается до тех пор, пока пейс-кар не подхватит лидера и не пересечет вход в пит-лейн в первый раз, кроме случаев, когда блокировка гусеницы заставляет поле проезжать пит-лейн. Еще одна обязанность гоночного автомобиля — вести поле вокруг дистанции на парадах до начала гонки. Они увеличивают скорость, что позволяет быстро начать гонку.
Кроме того, были реализованы два других изменения правил. С 2000 года, когда остается один круг до перехода на зеленый, пейс-кар съезжает с трассы в первом повороте, а не в четвертом. Затем текущему лидеру гонки поручается задача вернуть поле к зеленому флагу. После долгих размышлений это правило было добавлено, чтобы предотвратить ситуацию, очень похожую на ту, которая произошла в 1995 году в Индианаполисе 500 , когда Скотт Гудиер обогнал пейс-кар, вернувшись на зеленый. В 2002 году было добавлено еще одно правило. За один круг до зеленого гоночный автомобиль движется мимо всех машин (если таковые имеются) между гоночным автомобилем и фактическим лидером гонки. Это позволяет лидеру управлять перезапуском, не допуская перед собой притертых машин. Это также создает стратегию для автомобилей, чтобы вернуться на круги своя, напоминая правило « счастливой собаки ». Тем не менее, автомобили, которым машут, не могут питаться до тех пор, пока зеленый флаг не возобновит гонку (так что они не получают преимущества в виде возврата круга И бесплатного пит-стопа).
НАСКАР
Во всех сериях NASCAR , если не предусмотрены меры предосторожности в отношении мусора, аварии или ненастной погоды, флагман будет отображать желтый флаг с предупреждением, а пейс-кар выезжает из боксов и включает желтые стробоскопы сверху и / или за ним. машина. Когда официальные лица гонки будут готовы к открытию пит-лейн, в заднем стекле машины безопасности загорится зеленый свет. За один круг до зеленого флага пейс-кар выключает фары, чтобы подать сигнал водителям о необходимости выстроиться в очередь.
В отличие от большинства серий в автоспорте, из-за коротких трасс NASCAR, каждая трасса обычно предлагает свой собственный автомобиль безопасности, обычно от производителя, но в последние годы это был местный дилер или ассоциация региональных представительств. На треках с автомобилями безопасности Toyota будет использоваться Toyota Camry Hybrid, на треках Ford — Ford Mustang , на треках Chevrolet — Chevrolet Camaro, а на большинстве треков Dodge — Dodge Challenger . Если производитель продвигает новый автомобиль, он часто будет использовать новый автомобиль вместо автомобиля безопасности стандартной спецификации.
Для серии Truck , в которой вместо автомобилей участвуют пикапы, «автомобилем» безопасности часто является пикап. Гусеницы, связанные с местным или региональным представительством Chevrolet, будут использовать Chevrolet Silverado , а гусеницы представительства Chrysler будут использовать Ram 1500 . На гусеницах Ford часто используется F-серия, но на гусеницах Toyota реже используется Toyota Tundra , но они предпочитают продавать Camry Hybrid. Тем не менее, треки, спонсируемые производителями Ford и Toyota, предпочтут, соответственно, Mustang и Camry, а не грузовик, а иногда пикапы использовались в качестве транспортных средств для гонок Cup Series и Xfinity.
Поскольку NASCAR не допускает использования спидометров или электронных устройств ограничения скорости, во время разминки гоночный автомобиль движется по трассе со скоростью пит-роуд . Это позволяет каждому водителю отмечать число оборотов в минуту, на котором поддерживается скорость на яме. Водители, превышающие эту скорость на пит-роуд, будут оштрафованы, как правило, «проехать» или «остановиться и уехать», что приведет к потере ценного положения на трассе.
С середины 2004 года официальный представитель NASCAR Бретт Бодин управлял автомобилем во время официальных гонок во время гонок серии Cup . Среди других известных водителей гоночных автомобилей NASCAR — Роберт «Бастер» Отон и Элмо Лэнгли .
На многих гонках у NASCAR есть почетный водитель пейс-кара, который фактически управляет автомобилем во время парада. В зависимости от мастерства водителя, некоторым водителям разрешается передвигаться по полю вплоть до падения зеленого флажка. Некоторыми известными гонщиками были Джей Лено , Ричард Хаммонд , Люк Уилсон , Роб Гронковски , Гай Фиери и многие другие.
Правило бенефициаром (неофициально известный как «счастливец» правила) утверждает , когда автомобиль безопасности развертывается, первый автомобиль , а не на коленях привести восстановит круг. Бенефициар вернется на круги своя, как только откроется пит-роуд. Бодин подаст сигнал этой машине, чтобы передать его через радиосвязь между NASCAR и этой командой. Автомобиль со свободным проездным должен быть рядом с притертыми автомобилями.
В 2009 году NASCAR представило новое правило «перезапуска с двумя рядами», которое выстраивает поле двумя автомобилями в каждом ряду при каждом перезапуске, как и в начале гонки, вместо автомобилей с опережением круга снаружи и автомобилей с притиркой внутри. . Кроме того , было принято правило «круговой волны», аналогичное тому, что применяется в гоночных сериях, санкционированных IndyCar , чтобы гарантировать, что первая машина при перезапуске будет лидером, и гарантировать, что впереди лидера не будет проехавших машин.
Инциденты с машинами безопасности и другими машинами
Спринт 2014 без ограничений
Перед началом финального сегмента Sprint серия Кубка » Sprint Безлимитных выставок гонки на Daytona , на Chevrolet SS темпа автомобиль загорелся и остановился трек, задерживая перезагрузку. Предполагается, что пожар начался в установленной на багажнике аккумуляторной батарее, питающей фары.
Daytona 500 2012 года
Во время ситуации безопасности автомобиля на Lap 160 2012 Daytona 500 , Earnhardt Ganassi Racing водитель Хуан Пабло Монтойя автомобиля «s был отказ части подвески, и она потеряла контроль на повороте 3, резко повернув вправо в грузовик безопасности и струйного сушильного трейлере, вызвав массивный пожар дизельного топлива / реактивного топлива. Как было видно на видео, искры исходили от машины Монтойи прямо перед ее резким столкновением с прицепом реактивной сушилки и левой водительской стороной грузовика. Монтойя лечили в приусадебном центре и отпустили. В отчете Монтойи по радио после инцидента было следующее: «Я вышел из боксов и почувствовал действительно странную вибрацию, вернулся, проверил заднюю часть и сказал, что все в порядке, и я сел на заднюю прямую, и мы едем на четвертой передаче, но разве нет. Не так быстро. Каждый раз, когда я нажимал на педаль газа, я чувствовал, как сжимается задняя часть. Когда я говорил корректировщику посмотреть, как движется задняя часть, машина просто повернула направо ». Водитель Chevrolet Silverado Crew Cab Дуэйн Барнс был доставлен в местную больницу для наблюдения и отдыхал с комфортом. Он был сотрудником Michigan International Speedway , дочерней трассы Daytona . В выходные дни гонок на трассах часто используется совместное оборудование для струйной сушилки, чтобы помочь в случае дождя, например, в воскресенье, когда первоначально запланировано время старта гонки. Весь инцидент занял около двух часов, прежде чем были завершены последние 40 кругов (позже увеличенных до 42 из-за зелено-белой клетчатой финиша ).
Впоследствии NASCAR добавило использование второй машины безопасности (используемой во время старта гонки) для защиты последней реактивной сушилки в других ситуациях с машинами безопасности.
2011 6 часов Кастелле
« 6 часов Кастелле» 2011 года началось неоднозначно, когда пейс-кар не вернулся в боксы, когда загорелся зеленый свет. Передние LMP замедлились, но некоторые из автомобилей GT не смогли среагировать достаточно быстро, что привело к серьезным повреждениям всех трех Porsche класса GTE Pro, в результате чего они были сняты с производства. GTE Am класса IMSA Performance Matmut Porsche и GTE Pro JOTA Aston Martin также были вовлечены в бойню.
2009 WTCC Pau
Несчастный случай произошел во время гонки FIA WTCC во Франции в 2009 году в По , Франция . Череда происшествий на первом круге привела к тому, что машина безопасности была переведена в режим ожидания, а на участке старт-финиш трассы развевались желтые флаги. Затем водитель машины безопасности без официального разрешения выехал на трассу на малой скорости, пересекая линию выхода из ямы сразу после выхода из ямы, вместо того, чтобы ограничиваться ее внутренней частью до тех пор, пока линия не закончится. Лидер гонки Франц Энгстлер преодолел излом на прямой старт-финиш и не смог избежать удара о борт гоночного автомобиля. Энгстлер прокомментировал: «Я увидел машину безопасности, выезжающую справа, и понял, что у меня нет шанса затормозить . Я действительно не понимаю, почему он выходил из боксов». После этого инцидента официальным водителем машины безопасности был назначен португалец Бруно Коррейя .
2008 Голландский суперкар Challenge Spa
Автомобиль безопасности разбился во время гонки Dutch Supercar Challenge 2008 в Спа-Франкоршам . Seat Leon был выпущен слишком поздно, позволяя ведущим Marcos LM600 пройти в то время как ошибочно идентифицировать Audi TT DTM в второй и Мослером MT900R GT3 в 3 — й , как «ведущий пакет. Официальные лица гонки сразу поняли свою ошибку, и машине безопасности было приказано снизить скорость и пропустить все поле.
Когда машина безопасности выезжала из поворота 11, приближающийся Lamborghini Gallardo GT3 резко снизил скорость в ответ на необычно медленную машину безопасности. Тем не менее, BMW , отставший на несколько секунд, на скорости обогнул слепой поворот, столкнувшись с Gallardo и машиной безопасности. В результате столкновения Gallardo был разрушен, и BMW несколько раз покатился. Автомобиль безопасности был отправлен с трассы в барьер безопасности Armco на огромной скорости. В этом хаосе Marcos LM600, проезжая 11-й поворот, заблокировал тормоза и врезался в мокрую траву на внутренней стороне трассы. Когда он снова выехал на трассу, его сбоку сбил BMW Z3 . Кроме того, были повреждены два BMW M3 GTR E46 : один по внешней линии ударил заднюю часть Marcos, а другой, по внутренней линии, слегка повредил переднюю правую часть. Вторая M3 продолжила движение по трассе, а первая заскользила по траве перед 12 поворотом. Гонка была остановлена, и никто из гонщиков не получил серьезных травм.
1971 Индианаполис 500
Пейс-кар Индианаполиса 500 1971 года , оранжевый Dodge Challenger, которым управлял местный автодилер Элдон Палмер, разбился на старте гонки. Когда Палмер выехал на пит-лейн, чтобы гоночные машины начали гонку, он не справился с управлением и врезался в стенд фотографа. Погибших не было, а число пострадавших колебалось от 18 до 29.
Безопасность в Формуле 1. Как технологии защищают пилотов F1
Насколько развилась безопасность гоночных болидов «Formula 1» за 60 лет.
Формула 1 самая дорогая и прогресивная ветвь автоспорта, она удостоена звания самой безопасной на планете. Очередным доказательством этому стала недавняя авария произошедшая на автогонках Гран При Австралии. Как же защищает болид своего пилота? Какие новейшие технологии для этого применяются и используются, как долго они развивались? На эти вопросы уважаемые друзья мы ответим в нашей сегодняшней статье.
С тех пор как первые гонщики Formula 1 появились и выехали на мировые автотреки на своих высокопроизводительных автомобилях, изменилось многое. И лишь один из главных моментов остался неизменным- это скорость, до которой разгоняются эти высокотехнологичные спортивные «снаряды» (болиды). Год от года гоночные болиды становятся все быстрее и динамичнее.
Как сказал великий автогонщик Фернандо Алонсо, пилоты «иногда забывают, что они едут со скоростью 300 км/ч», где ситуация в любой момент при малейшем незначительном столкновении может обернутся большой и серьезной аварией.
К счастью для испанского пилота и всего мирового автоспорта происошедшее происшествие на автогонках 2016 Formula 1 Australian Grand Prix было лишь «гоночным инцидентом» и не более того. По крайней мере такой термин использовал сам Алонсо для описания случившейся ситуации. Это явно показывает многим, насколько гонщики доверяют современным болидам Формулы 1 и насколько FIA (Международная автомобильная федерация) ужесточила регулирование правил безопасности.
Для кого-то из нас (вас) это покажется парадоксальным, но именно благодаря продуманности всех систем безопасности пилоты болидов осознанно идут на больший риск при гонках, разгоняют свои одноместные автомобили с открытыми колесами до огромных скоростей. Гораздо больших чем те, которые они могли бы себе позволить на менее безопасных болидах. За свою жизнь теперь гонщики могут не опасаться и смело идти к авто-подиуму.
К нашему счастью, эти инновационные технологии безопасности из Formula 1 просочились и в другие сферы направления автоспорта, а некоторые из них (технологии) в итоге можно теперь увидеть и на серийных автомобилях. Да, да друзья, то, что когда-то разрабатывалось для защиты жизни пилота болида со временем стало достоянием общих масс. Только не стоит уважаемые автомобилисты устраивать для этого краш-тесты, с разгона впечатывать свой новенький автомобиль 2016 модельного ряда в другую машину чтобы проверить действие защиты от Формулы 1. Давайте поверим автопроизводителям на слово. Тем более, что сравнивать серийную версию машины со спортивным автомобилем с высокопрочным монококом было бы неправильно. В нашем обозримом будущем гражданская «автокарета» всегда будет более уязвима, чем тот же спортивный «автоскакун».
Formula 1 не всегда была безопасной
Самые первые меры безопасности были введены в Формуле 1 примерно через десять лет, после первой состоявшейся гонки, а практика подачи сигналов при помощи сигнальных флажков была введена три года спустя. Тогда же впервые были применены автомобильные противопожарные системы в конструкции топливного бака. Через годы противопожарная система перешла в серийное производство на самых дорогих люксовых авто.
Начиная с 1963 года водители болидов F1 обязаны были носить огнестойкие костюмы. Первым драйвером использовавшим закрытый шлем «фулфейс» был Дэн Герни, произошло это в 1968 году, во время практики на Гран-При Великобритании. С самого начала развития мер безопасности в этом виде спорта команды сосредоточились на возможности водителя быстро покинуть кабину и предотвращения возгорания болида. 1972 год принес еще несколько улучшений. Подголовники и красные задние фонари а также обязательные шеститочечные ремни безопасности уже применялись на всех болидах.
Спустя три десятилетия после первой состоявшейся гонки Формулы 1, т.е. в 1980 году, стало обязательным постоянное присутствие врачей на гоночных треках на всякий случай, а если… Как раз за год до этого политы Ники Лауда, Карлос Ройтман и Марио Андретти начали выступать на соревнованиях в новых пятислойных комбинезонах, сделанных из несгораемого материала похожего на тот самый, который используются и применяется до сегодняшнего времени в НАСА.
1990-е годы привели к следующему введению в официальную Formula One автомобиля безопасности (safety car), краш-тестов для защитных элементов, которые применяются на одноместных болидах, а также и съемного рулевого колеса. Именно в это самое время (в 90-е годы) начали применяться многие другие новшества, которые улучшили саму безопасность водителя, а именно начали использовать пит-команд и сейфти-стюартов.
Безопасность 21 века
В 1981 году на стартовую решетку трассы подали и выкатили McLaren F1, т.е. новый вид автомобиля, в котором была использована новая технология «клетка для выживания закрытого типа» известная сегодня — как монокок. Почти 20 лет эта супертехнология пылилась на полках в виде чертежей, которая была изобретена Колином Чепменом еще в 1960-х прошлого столетия. С тех пор развитие монококов не прекращалось. Современные разработки за счет применения передовых материалов позволяют сегодня обеспечивать самый высокий уровень безопасности даже при использовании открытой кабины болида.
Это продемонстрировала «клетка безопасности» в автомобиле Алонсо в котором, вся конструкция созданная для защиты водителя от пагубного влияния удара выдержала серьезные нагрузки, в то время как остальная часть автомобиля была напрочь разрушена.
В 2000 году кевларовое волокно стало обязательным материалом, которым обшивались внутренние стенки кабины. Это препятствовало проникновению посторонних предметов при соударении. Три года спустя появилась система HANS («Head And Neck Support»- для поддержки головы и шеи), которая стала обязательной для всех водителей Королевских гонок. Последняя ее версия была представлена в 2001 году и в настоящее время до сих пор рекомендуется во всех видах гоночного автоспорта, именно для предотвращения хлыстовой травмы шеи пилота.
Для дальнейшего развития темы безопасности был придуман и создан комитет безопасности, в который вошли бывшие гонщики Формулы 1. Целью создания такого комитета была идея, помочь стюардам в принятии решений касающихся гоночных инцидентов. На каждом Гран При обязаны присутствовать три стюарда от FIA в обязанности которых входит обеспечение безопасности и следования строгих правил.
В 2011 году FIA предписала уменьшить размеры ролл-баров для автомобилей Формулы 1. Система крепления колес также была усовершенствована и все для того, чтобы предотвращать вылет шин и колес на трассу после столкновения болидов друг с другом. Еще одно важное новшество безопасности касалось самого шлема. В него был включен полностью новый элемент, который был сделан из нового материала, а именно, это были полосы в верхней части козырька основной составляющей которых стал Zylon (название материала).
Полоса, сделанная из материала Zylon в два раза упрочила шлемы Формулы- 1, сделано это было путем укрепления самого слабого места этого жизненно важного оборудования безопасности пилота (лица пилота) поликарбонатовым забралом.
За два года, до того момента как было введено данное правило, гонщик Фелипе Масса получил перелом черепа в квалификационных автогонках Hungarian GP 2009 года, именно после того, как пружина от задней подвески Баррикелло ударил его прямо по голове пока он ехал со скоростью около 281 км/ч. К нашему счастью трагедии удалось избежать.
Материал «Zylon» представляет собой синтетический полимер, который имеет прочность на разрыв в 1,6 раза выше, чем материал кевлар. Он сегодня используется в марсаходах, в теннисных ракетках, в сноубордах, а также применяется для различных медицинских целей. С 2007 года в Формуле- 1 этот материал начал использоваться вместо карбона. Именно он в обязательном порядке должен защищать кузов от пробития.
Безопасность F1 и серийные автомобили
Как и в обычных дорожных автомобилях безопасность машин Формулы 1 состоит из сочетания многих элементов, которые работают вместе друг с другом для защиты водителя. Общими элементами между обычными дорожными автомобилями и гоночными болидами являются ремни безопасности и зоны их деформации.
В то время как, у автомобилей F1 в кабине присутствуют обязательные шеститочечные ремни безопасности, то в самих дорожных машинах стоят обычные трехточечные ремни. Оба варианта могут быть отстегнуты водителем одной рукой, что обеспечит ему быстрое покидание автомобиля после аварии, а вместе с тем и упрощенное использование в повседневных ситуациях на дорогах. Всегда уважаемые автомобилисты пристёгивайтесь и вне зависимости от того насколько далека или близка будет поездка, и насколько ненаворочен был бы системами безопасности ваш автомобиль. Без ремня безопасности защелкнутом на своем нужном месте, все эти подушки и зоны деформации не будут играть впринципе ни какой роли.
Зона деформации делает именно то, о чем говорит само ее название. Это часть кузова автомобиля которая поглощает силу удара а далее рассеивает и уменьшает данное опасное влияние на человека, который в этот момент находится в автомобиле. Конечно одноместные суперкары F1 являются более продвинутыми автоболидами, чем их гражданские коллеги, но тем не менее, сама эта система работает по одинаковому принципу, как на самих суперкарах так и у обычных автомобилей.
Шлемы в Формуле 1 и в самом автоспорте в целом привели к улучшению защитных устройств, которые продаются населению. Может в самом автомобиле шлем и не нужен, но вот для велосипедистов или мотоциклистов он является обязательным атрибутом, так как, даже при небольшой скорости на которой может произойти удар это может привести к летальному исходу (к смерти) или к серьезным травмам. Вспомните дорогие автомобилисты того же Шумахера…
К счастью стандарты безопасности введенные FIA и FIM (это эквивалентно ФИА в мире мотоспорта) достаточно быстро распространились на потребительском рынке.
Помните господа, никогда не используйте тот шлем, который уже побывал в аварии, даже пусть и не взначительной. Старайтесь правильно пристегивать шлем при помощи пряжки, а также не скупитесь и не жадничайте при покупке нового шлема.
Противопожарная защита является еще одним элементом безопасности, который значительно улучшился за последние годы благодаря тем же автогонкам и благодаря автомобилям запущенным в серийное производство. Это развитие длилось в общей сложности долгие 60 лет и продолжается до сих пор до нашего времени. Существует два конкретных пути предотвращения возгорания:
В то время как у гоночных автомобилей на борту установлены огнетушители, которые активируются при помощи кнопки и их включение «маршал» может произвести удаленно и самостоятельно, то у современных уже серийных автомашин внутри установленны специальные топливные баки, которые специально предназначены для предотвращения утечек топлива и даже от серьезного удара. При таковом ударе автоматически также отключается и вся система подачи топлива.
F1 на сегодняшний день являются для водителей более безопасной, чем когда-либо это было и, мы надеемся, что все нововведения используемые на них и которые будут использоваться в скором времени, будут использоваться и в других областях автоспорта. К примеру, эти некоторые технологии уже сейчас применяются на автомобилях World Rally Championship.
Какие системы безопасности от F1 не могут быть использованы в современных серийных автомобилях?
Прежде всего хотим отметить,- это шеститочечные ремни безопасности. Несмотря на то, что это самый высокий стандарт в автомобильной безопасности на сегодня он не может быть применен в производстве автотранспортных средств используемых на обычной дороге, и это из-за его сложности и наряду с существенным ограничением движения водителя, которое появляется и осложняется из-за его достаточно жесткой фиксации.
То же самое относится и к системе HANS, тому блестящему решению для защиты шеи водителей. Такая система защиты никогда не станет распространена на обычных серийных автомобилях из-за того, что для нее требуется шлем и она серьезно сковывает движение водителя, а это не подходит как вы понимаете для дорожного использования. Само собой разумеется, в дорожных версиях автомобилей не будут применяться и сами шлемы, вместо них чудеса творят современные подушки безопасности.
Вторая система- это само сидение. Водители F1 используют сидения которые произведены непосредственно по форме их тела (пилотам приходится соблюдать строгую диету, чтобы всегда оставаться в нужной форме, т.е. в форме кресла…). Такие сидения позволяют извлекать водителя после аварии без перемещения его из кресла, что позволяет избежать серьезной травмы позвоночника. И естественно, что такая система подходит только для автотранспортных средств с открытой кабиной.
Клетка безопасности является основной концепцией, которая успешно применяется в производстве транспортных средств, но не в том самом виде, как в автомобилях Формула 1 и не из тех самых материалов. В Королевских гонках все намного сложнее, изысканнее и конечно же дороже.
К примеру, компания McLaren P1 действительно создала противоаварийную защитную ячейку настолько эффективной, что для такого гоночного болида больше не требуется трубчатого каркаса.
Авария с участием Фернандо Алонсо — 2016 Australian Grand Prix
Источник http://ru.qaz.wiki/wiki/Safety_Car
Источник http://1gai.ru/publ/516637-bezopasnost-v-formule-1-kak-tehnologii-zaschischayut-pilotov-f1.html