ЗАЗ-1102 «Таврия» — Википедия
ЗАЗ-1102 «Таврия»
Производитель : | ЗАЗ, (Запорожье, СССР) ЗАЗ, (Запорожье, Украина) |
Годы пр-ва: | 1987—2007 |
Сборка: | Запорожский автомобильный завод |
Класс : | Особо малый (Европейский A-класс) |
Тип(ы) кузова : | 3‑дв. хетчбэк |
Платформа : | ЗАЗ-1102 |
Компоновка : | переднемоторная, переднеприводная |
Длина: | 3708 мм |
Ширина: | 1554 мм |
Высота: | 1410 мм |
Клиренс : | 162 мм |
Колёсная база : | 2320 мм |
Колея задняя: | 1290 мм |
Колея передняя: | 1314 мм |
Масса: | 710 кг |
Разгон до 100 км/ч: | 16,2 с. |
Макс. скорость: | 165 км/ч |
Грузоподъёмность: | 50 кг на крыше, 50 кг в багажнике. |
Расход топлива: | 4,6 л/100 км |
Объём бака: | 39 л |
Дизайнер: | Игорь Гальчинский |
ЗАЗ-1102 «Таврия» — переднеприводный автомобиль II группы особо малого класса с кузовом типа хэтчбек. Серийно выпускался на советском, позднее — украинском Запорожском автомобильном заводе с 1987 по 2007 год, а модели на её платформе производились до начала 2011 года.
Автомобиль ЗАЗ-1102 «Таврия» стал основой для целой линейки автомобилей, представляющих собой как непосредственно модификации базовой модели (более 40 различных вариантов), так и самостоятельные модели на её платформе, как то: «пятидверный лифтбек» ЗАЗ-1103 «Славута», «пятидверный универсал» ЗАЗ-1105 «Дана» и коммерческий пикап ЗАЗ-11055 «Pick-Up». В 2007 году производство ЗАЗ-1102 «Таврия» было прекращено, производство ЗАЗ-1103 «Славута» и ЗАЗ-11055 «Pick-Up» продолжалось. Кузов последнего серийного автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута» был сварен 14 января 2011 года, а 15 января на ЗАЗе начался демонтаж оборудования и производственных линий в связи с планируемым переносом модели проекта T250 с FSO в Запорожье.
Содержание
- 1 История
- 2 Технические характеристики
- 3 Конструкция автомобиля и её особенности
- 4 Модельный ряд
- 5 Автомобили «таврического» ряда
- 5.1 ЗАЗ-1103 «Славута» (кузов «пятидверный лифтбек»)
- 5.2 ЗАЗ-1105 «Дана» (кузов «пятидверный универсал»)
- 5.3 ЗАЗ-11055 «Pick-Up»
- 5.4 Галерея
- 6 Оценка автомобиля
- 7 Примечания
- 8 Литература
- 9 Ссылки
История [ править ]
В конце шестидесятых КБ завода «Коммунар» (ЗАЗ) в инициативном порядке начало разработку переднеприводного автомобиля малого класса под девизом «Перспектива» для замены «Запорожца» ЗАЗ-966, используя экспериментальные наработки НАМИ (НАМИ-0132) и, позднее, ВАЗ-а (ВАЗ-3Э1101).
В семидесятые годы было создано несколько экспериментальных моделей с кузовами «хетчбэк» и «двухдверный седан». Однако, официально техническое задание на разработку от Минавтопрома СССР было получено только в 1978 году.
После изготовления опытной партии и начала процесса доводки, Минавтопром — вполне в стиле его тогдашнего руководителя В. Н. Полякова — кардинально поменял задание, заставив заводское КБ перепроектировать автомобиль с оглядкой на популярную европейскую модель Ford Fiesta образца 1976 года, — несмотря на сугубо отрицательную оценку данной модели коллективом завода. Заводской испытатель Иван Павлович Кошкин впоследствии вспоминал про Ford Fiesta [1] :
В Европе этот автомобиль с 1976 года громко рекламировали как предел совершенства. Но когда я получил его для сравнительных испытаний и проверил на дорогах, оказалось, что ничего общего с рекламой нет. У задних пассажиров потроха вышибает на небольшой выбоине. Водитель на неровной дороге все время кланяется, — это у него голова так шатается из-за рассогласованности подвесок. Руль, чтобы сэкономить один шарнир, установили не по-людски, а под углом к продольной оси автомобиля. Представляете себе это «косое» руление? Нас приучили к мысли, что у западных конструкторов звезда во лбу. А они такие же смертные инженеры, не застрахованные от ошибок.
При этом одновременно перед конструкторами ставилась цель превзойти «Фиесту» по характеристикам. Примерно то же самое произошло в те же годы и с АЗЛК, который под давлением ведомства Полякова был вынужден с нуля проектировать принципиально новую переднеприводную платформу — будущий «Москвич-2141», несмотря на наличие вполне современного и находящегося уже на предсерийной стадии заднеприводного прототипа С-3.
Задание на разработку и далее продолжало меняться — Минавтопром выдвигал всё новые и новые требования по превышению параметров разнообразных зарубежных «малолитражек» тех лет: «Фиат-Уно», «Остин-Метро», и так далее. Это, совместно с нехваткой финансирования, которое до середины восьмидесятых шло преимущественно на освоение новых переднеприводных моделей Волжского завода, привело к чрезвычайному затягиванию внедрения автомобиля в производство.
Первые серийные «Таврии» сошли с конвейера 18 ноября 1987 года, стоимость автомашины составляла 5100 рублей [2] . Одновременно со стандартным вариантом, был начат выпуск ЗАЗ-1102 в комплектации «норма» [3] .
В то время «Таврия» позиционировалась как исключительно экономичный автомобиль. В 1989 году Минавтопромом СССР был выпущен рекламный ролик [4] для западного рынка, в котором водитель заправляет «Таврию» из своей зажигалки. Этот ролик завоевал в Каннах «Бронзового льва» в номинации «торговая реклама».
Руководство завода несколько раз (в 2006 и 2007 годах) заявляло о скором снятии модели с производства. Массовый выпуск модели ЗАЗ-1102 «Таврия» с кузовом хэтчбек была завершён в 2007 году, хотя отдельные экземпляры дособирали ещё до осени 2009 года.
В конце января 2011 года с конвейера сошёл последний автомобиль модели ЗАЗ-1103 «Славута», который был продан с интернет-аукциона 11 февраля 2011 года за 47 020 грн.
Прямым наследником «Славуты» на конвейере стал ZAZ Forza.
Технические характеристики [ править ]
Параметр | 1102 «Таврия» | 1103 «Славута» | 1105 «Дана» | |
---|---|---|---|---|
Тип кузова | хэтчбек 3 дв. | лифтбек 5 дв. | универсал 5 дв. | |
Количество мест, чел | 5 | 5 | 5 | |
Масса снаряженного автомобиля, кг | 745 | 790 | 790 | |
Полная масса автомобиля, кг | 1145 | 1190 | 1190 | |
Габаритные размеры, мм | длина | 3708 | 3980 | 3825 |
ширина | 1554 | 1578 | 1554 | |
высота | 1410 | 1425 | 1453 | |
Минимальный дорожный просвет, мм | 162 | 160 | 160 |
Параметр | 1102 «Таврия» | 1103 «Славута» | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Объём двигателя, л. | 1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.1 | 1.2 | 1.3 |
Мощность двигателя, л.с. | 53 | 58 | 63 | 53 | 58 | 63 |
Максимальная скорость, км/ч | 145 | 158 | 165 | 145 | 147 | 157 |
Разгон до 100 км/ч, сек | 16.2 | 15.9 | 15.5 | 17.5 | 17.4 | 16 |
Расход топлива по трассе при скорости 90 км/ч, л/100 км | 4.6 | 5.3 | 5.4 | 4.6 | 5.6 | 5.6 |
Расход топлива в городском цикле, л/100 км | 6.9 | 7.3 | 7.5 | 7.9 | 8.6 | 8.0 |
На автомобили ЗАЗ-110х в разное время устанавливались разнообразные двигатели МеМЗ со схожими параметрами, поэтому данные, которые занесены в таблицы, следует считать ориентировочными.
На практике «летний» расход топлива 6-6,5/7-8, за городом и в городе соответственно. Зимний расход немного увеличивается за счёт необходимости более длительного прогрева. При этом для карбюраторных моделей он может доходить до 10 л, что не является каким-то отклонением от нормы, а может быть всего лишь следствием специально повышенных, для этого времени года, оборотов.
Конструкция автомобиля и её особенности [ править ]
имеют замки с вильчатым ротором и штырьевым фиксатором на кузове. Дверь задка снабжена замком для запирания снаружи, откидывается вверх на внутренних петлях и удерживается в открытом положении двумя газонаполненными телескопическими упорами.
комбинированная — под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, оси коромысел; разбрызгиванием масла — цилиндры и механизм газораспределения. Шестерёнчатый масляный насос с шестернями внутреннего зацепления, маслоприёмником и редукционным клапаном расположен на переднем торце блока цилиндров, приводится от коленчатого вала.
Карбюратор эмульсионного типа, двухкамерный с падающим потоком и балансированной поплавковой камерой, автономной системой холостого хода, сетчатым фильтром на входе топлива. Воздухоочиститель со сменным фильтрующим элементом. Топливный насос диафрагменный, с сетчатым фильтром и рычагом ручной подкачки топлива.
замкнута через воздухоочиститель и карбюратор.
жидкостная, закрытого типа, с полупрозрачным расширительным бачком, заполнена специальной незамерзающей жидкостью ТОСОЛ-А40М или ТОСОЛ-А65М. Термостат с твёрдым наполнителем ТС103-06. Начало открытия клапана при 87±2 °C; полное открытие при 102 °C [5] .
Насос центробежный, приводится плоскозубчатым ремнём от коленчатого вала.
Электровентилятор радиатора системы охлаждения двигателя закреплён в кожухе радиатора, включается автоматически термовыключателем, находящимся в правом бачке радиатора.
батарейная, номинальное напряжение 12 вольт, бесконтактная; имеет датчик-распределитель типа 5308.3706 или 5301.3706 с датчиком Холла, центробежным и вакуумным регулятором опережения зажигания с приводом от распределительного вала, коммутатор типа 3620.3734 и катушку зажигания типа 27.3705
Свечи зажигания А17ДВ-10 или А17ДВР с резьбой М14×1,25-6Е длиной ввёртной части 18 мм. Начальная установка угла опережения зажигания (5° до ВМТ хода сжатия) устанавливается по меткам на шкиве коленчатого вала и защитной крышке привода механизма газораспределения.
Система выпуска газов
настроенная, с резонатором и глушителем. Выхлопной патрубок расположен сзади, слева.
однодисковое, сухое, диафрагментной нажимной пружиной. Привод включения сцепления механический, тросовый.
механическая, двухвальная, трёхходовая с пятью передачами вперёд и одной назад, все шестерни (кроме шестерён заднего хода) косозубые с синхронизаторами. Переключение передач — дистанционное, рычагом и механизмом, установленным в туннеле пола кузова.
Передача | Значение |
Первая | 3,454 |
Вторая | 2,056 |
Третья | 1,333 |
Четвёртая | 0,969 |
Пятая | 0,828 |
Задний ход | 3,358 |
Главная передача
цилиндрическая, косозубая. Передаточное число — 3,875
конический, с двумя сателлитами.
валы с шарнирами равных угловых скоростей. Левый вал короче, чем правый.
независимая, типа «качающаяся свеча» с цилиндрическими пружинами и телескопическими амортизационными стойками двухстороннего действия.
полунезависимая с поперечной балкой, цилиндрическими пружинами с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия.
реечное, с противоугонным устройством. Рулевой механизм соединяется с поворотными стойками боковыми тягами. Рулевой вал разрезной, части вала соединяются муфтой с резиновыми втулками.
дисковые, штампованные, крепятся тремя гайками; размер обода 4J×13. Запасное колесо размещается в моторном отсеке.
радиальные, сверхнизкопрофильные, бескамерные с камерами размером 155/70 R13 модели БЛ-85.
гидравлическая двухконтурная, состоящая из двух независимых систем для торможения передних и задних колёс по диагонали (левое переднее — правое заднее, правое переднее — левое заднее).
Передние тормоза — дисковые, имеют плавающую скобу и автоматическую компенсацию износа накладок тормозных колодок.
Задние тормоза — барабанные, колодки плавающие с автоматической компенсацией износа накладок тормозных колодок.
Стояночный тормоз — ручной, с тросовым приводом на колодки задних колёс от рычага, расположенного на туннеле пола между передними сидениями.
типа 6СТ-44А, необслуживаемая.
Наружное освещение и световая сигнализация
- фары с галогенными лампами, встроенными габаритными огнями, регуляторами наклона в зависимости от загрузки автомобиля, передние указатели поворотов с оранжевыми рассеивателями
- задние фонари, включающие в себя габаритные огни и противотуманные фонари с красными рассеивателями, указатели поворота с оранжевыми рассеивателями, фонари заднего хода и освещения номерного знака с белыми рассеивателями, боковые указатели поворотов с жёлтыми рассеивателями.
- Салон освещается плафоном, установленном над проёмом двери водителя.
Оборудование кузова
- панель приборов: спидометр со счётчиком пройденного пути, измерительные приборы и контрольные лампы,
- пепельница на панели приборов и на обивках боковин,
- ящик для мелких вещей,
- противосолнечные козырьки,
- отопитель,
- очистители и омыватели переднего и задних стёкол
- наружное и внутренние зеркала,
- поручни с крючками,
- ремни безопасности двух типов — передние с инерционными катушками — передних и задних сидений,
- полка для мелких вещей за спинкой заднего сидения закрывающая одновременно багажное отделение,
- передний и задний пластмассовый бамперы,
- передние и задние проушины для буксировки автомобиля,
- фартуки задних колёс,
- грязезащитные брызговики двигателя.
Автомобиль может быть использован для работы с прицепом, имеющим тягово-сцепное устройство шарового типа по ОСТ 37.001.096-77, для установки которого в конструкции задних лонжеронов автомобиля предусмотрены по два отверстия диаметром 11 мм с каждой стороны.
Полная масса буксируемого прицепа:
- не оборудованного тормозами — 250 кг,
- оборудованного тормозами — 500 кг.
Тягово-сцепное устройство и переходные устройства для подключения электрооборудования прицепа в комплект автомобиля не входят.
Модельный ряд [ править ]
- ЗАЗ-110216 — отличается от ЗАЗ-110206 изменённой панелью приборов, рулевым колесом с четырьмя спицами, двухрычажным переключателем под рулевым колесом и дополнительным оборудованием, повышающим комфортабельность и безопасность автомобиля.
- ЗАЗ-11022 — увеличено передаточное число главной передачи, изменена конструкция горловины топливного бака.
- ЗАЗ-11024 — грузопассажирский вариант легкового автомобиля с остеклённым кузовом типа «универсал».
- ЗАЗ-11026 — коммерческий вариант легкового автомобиля с неостеклённым кузовом типа «фургон» на базе «универсала».
- ЗАЗ-1122 модификацией автомобиля ЗАЗ-11206 или ЗАЗ-11216 отличающейся от базовой модели установкой двигателя объёмом 1,3л от ВАЗ-2108 — вместо МеМЗ-245.
- ЗАЗ-1140 является модификацией базовой модели ЗАЗ-110206 с установленным двигателем Фиат-903.
Соответствие коммерческих названий заводским индексам моделей:
Название в торговой сети | Заводской (конструкторский) индекс модели |
---|---|
«База» | 110206 0000010 32 |
«Стандарт» (для Украины) | 110206 0000010 33 |
«Стандарт» | 110206 0000010 35 |
«Стандарт» двиг. 1,1 л (срвт) | 110206 0000010 40 |
«Стандарт» двиг 1,1 л (срвт) без требований токсичности | 110206 0000010 43 |
«Стандарт» двиг. 1,2 л | 110207 0000010 |
«Стандарт» двиг. 1,2 л (для России) | 110207 0000010 01 |
«Стандарт» 1,2 л с ГБО | 110207 0000010 70 |
«Люкс» | 110216 0000010 35 |
«Люкс» система «Сименс» требования Евро | 110216 0000010 40 |
«Люкс» двиг.1,1 л (срвт) без требований токсичности | 110216 0000010 41 |
«Люкс» двиг. 1,2 л | 110217 0000010 |
«Люкс» двиг. 1,2 л правосторонний руль | 110217 0000010 36 |
«Люкс» двиг. 1,2 л с ГБО | 110217 0000010 75 |
«Люкс» двиг. 1,3 л | 110218 0000010 |
«Люкс» двиг. 1,3 л (срвт) | 110218 0000010 40 |
«Люкс» двиг. 1,3 л (срвт) без требований токсичности | 110218 0000010 41 |
«Тюнинг Люкс» двиг. 1,3 л (срвт) без требований токсичности | 110218 0000010 48 |
Фургон грузопассажирский | 11024 00000010 |
Фургон грузопассаж. двиг. 1,2 л | 110247 0000010 |
Фургон грузопассаж. двиг. 1,2 л правосторонний руль | 110247 0000010 36 |
Фургон грузовой | 110260 0000010 |
Фургон грузовой (для Сирии) | 110260 0000010 30 |
Фургон грузовой, двиг. 1,2 л. | 1102670 000010 |
Фургон грузовой, двиг.1,2 л. правосторонний руль | 110267 0000010 36 |
Для инвалидов | 110270 0000010 |
Для инвалидов | 110280 0000010 |
Для инвалидов | 110280 0000010 01 |
Для инвалидов | 110290 0000010 |
ЗАЗ-110240 «Таврия» — грузопассажирская модификация базового автомобиля ЗАЗ-1102. Её мелкосерийное производство было начато в 1991 году под именем ЗАЗ-11024 и продолжалось до 1997 года на базе ЗАЗ-110206. Для увеличения полезного объёма багажника было найдено интересное решение — вместо задних дверей установили крышку конфигурация, что увеличивает объём багажника. Снаряжённая масса автомобиля возросла на 33 кг по сравнению с базовым хэтчбеком. Пассажирский складной задний диван был сохранен.
Второй раз данная модель была поставлена на конвейер в 1999 году и изготавливалась на базе «Таврии-Нова». Эти модели комплектовались двигателем МеМЗ-245 с рабочим объёмом 1,1 л, а с 2000 года в серию пошла модификация ЗАЗ-110247, оснащённая двигателем МеМЗ-2457 рабочим объёмом 1,2 л.
Кроме того, выпускалась экспортная модификация ЗАЗ-110246 с расположенными справа органами рулевого управления (для стран с левосторонним движением). Также следует отметить создание примерно в 1993 году санитарной модификации, которая, однако, в серию не пошла.
ЗАЗ-110260 «Таврия» — грузовая модификация базового автомобиля ЗАЗ-1102. В отличие от аналогичного по назначению грузопассажирского ЗАЗ-110240, данная модель имела заглушены боковые окна за первым рядом сидений, сиденья располагались только спереди (соответственно, пассажировместимость составляла 2 человека), а кабина была отделена от грузового отсека решёткой. Грузоподъёмность ЗАЗ-110260 составляла 290 кг. Эта модель выпускалась, как и ЗАЗ-110240, сначала в 1992—1997 годах на базе ЗАЗ-110206, а затем, с 1999 года — на базе «Таврии-Нова». С 2000 года в серию пошла модификация ЗАЗ-110267, оснащённая двигателем МеМЗ-2457 с рабочим объёмом 1,2 л.
Существовала модификация ЗАЗ-110260-30. Её отличия от комплектации ЗАЗ-110260 заключались в кузове с отверстием в крыше под антенну. Устанавливался электродвигатель вентилятора радиатора повышенной мощности 90 Вт с датчиком включения вентилятора при низкой температуре. Кроме этого, передний и задний бамперы комплектовались заглушками; устанавливались декоративные колёсные колпаки от люксовой модификации «Таврии». Также от люксовой модификации сюда перекочевали панель приборов «Люкс», обивка двери задка, пластмассовая облицовка радиатора. Под капотом устанавливалась подкапотная лампа, а в салоне — дверные выключатели плафона освещения салона.
Автомобили «таврического» ряда [ править ]
С 1994 года началось производство ЗАЗ-1105 «Дана» — модификации с кузовом «универсал». Тогда же была представлена и модель ЗАЗ-1103 «Славута» с кузовом «лифтбек», однако её серийное производство началось только в 1999 году. Примерно тогда же «Таврию» на конвейере начала сменять «Таврия Нова» — модификация созданная совместно с Daewoo, направленная на устранение выявленных недостатков и улучшения технико-эксплуатационных показателей (всего в количестве свыше 700). На «Таврия Нова» была произведена косметическая модернизация решетки радиатора, фар головного света и задних фонарей, а также начали применяться новые декоративыне колпаки на колёсных дисках размерности 4,5J с бескамерными шинами, на задней двери был установлен третий стоп-сигнал. Для повышения надежности автомобиля и повышения уровня пассивной безопасности были усилены несущие и технологические элементы кузова, что позволило снизить уровень шума в салоне. В тот же период был снят с производства универсал ЗАЗ-1105 «Дана».
ЗАЗ-1103 «Славута» (кузов «пятидверный лифтбек») [ править ]
ЗАЗ-1105 «Дана» (кузов «пятидверный универсал») [ править ]
ЗАЗ-11055 «Pick-Up» [ править ]
Для справки, указаны цены в автосалонах Украины по состоянию на август 2007 года (переведённые в доллары США):
ЗАЗ 1102 Таврия: Закат целой эпохи
В начале 2007 года с конвейера «ЗАЗа» сойдет последняя «Таврия». А ведь судьба этого автомобиля не так проста. В свое время он был одним из лучших в Европе…
В начале 2007 года с конвейера «ЗАЗа» сойдет последняя «Таврия». А ведь судьба этого автомобиля не так проста. В свое время он был одним из лучших в Европе… |
Интересно, что путь автомобиля до конвейера растянулся на целых 22 года, в то время как серийное производство составило 18 лет. Так, первые ходовые экземпляры отечественного переднеприводного автомобиля появились еще в 1965 году! В Запорожье построили прототип на базе ЗАЗ-966. Его уникальность заключалась в том, что предсерийный автомобиль оснастили сразу двумя моторами: сзади в нем установили в то время еще опытный 40-сильный «воздушник», а спереди мотор водяного охлаждения, прототип нынешнего «МеМЗ» (сейчас устанавливается на «Таврии» и «Славуты»). Кстати, данные агрегаты можно было подключать отдельно и ощутить разницу в поведении заднего и переднего привода, а также использовать одновременно. В результате получался полноприводный «Запорожец» мощностью около 90 л. с.! Естественно, данный «тяни-толкай» был построен не для забавы, а по причине отсутствия кузова для нового мотора, который находился в стадии разработки.
Тяжелые роды
Но вернемся к самой «Таврии». Первый прототип, построенный специалистами «Коммунара» под руководством главного конструктора Владимира Стешенко, был готов уже в 1970 году, и пусть в первоначальном виде автомобиль с именем «Перспектива» мало напоминал сегодняшнюю «Таврию», активно проводился поиск ее образа. Только в 1973-м конструкторы разработали сразу три прототипа: две «трехдверки» с кузовом хэтчбек и один 2-дверный седан. Год спустя заводчане выдали еще один седан с вполне современной на то время внешностью. Поиск облика продолжался, а прототипы активно испытывались по всей территории «великого и могучего». На севере машины испытывали морозами, а в пустыне Каракумы тестировали в условиях высоких температур.
Запустить авто в серийное производство можно было уже в 1978 году, но бюрократы тех времен не спешили. С появлением в 1976 году Ford Fiesta руководители из Москвы вспомнили часть любимой поговорки Никиты Сергеевича Хрущева – «догоним и перегоним» – и дали указание доработать новый ЗАЗ, чтобы превзойти фордовскую новинку, с чем конструкторы успешно справились. В 1980-м – очередная новинка – Austin Mini Metro и директива Министерства транспорта превзойти англичан. Потом были Peugeot 205, Fiat Uno, Renault 5 второго поколения… Запуск будущей «Таврии» в серию отложили до 1988 года, чтобы дать дорогу «вазовской» «восьмерке». А ведь еще в конце 70-х по уровню конструкции автомобиль был одним из лучших в Европе! Естественно, за 10 лет ожидания серии машина устарела, несмотря на постоянные доработки.
Реанимация
В 1991 г., спустя всего три года с начала производства, автомобиль подвергли небольшому рестайлингу, в ходе которого изменилась форма передних крыльев и элементов салона. Для снижения себестоимости машины были предприняты попытки перейти с дорогой передней чешской оптики на отечественную. Но сравняться в качестве с чехами так и не удалось, и вскоре наша оптика «почила в Бозе».
Кстати, прекращение производства угрожало «Таврии» еще в середине 90-х, поскольку у покупателей не было денег на новый автомобиль. Да и качество продукции «ЗАЗа» сильно хромало: это касалась как самого производства, так и комплектующих. Но несмотря на тяжелые времена, в 1995 году завод подготовил к выпуску новую модель на базе «Таврии» – пятидверный универсал ЗАЗ-1105 «Дана». Удлинение и утяжеление кузова без существенного увеличения его жесткости привело к тому, что даже на новых машинах при заезде колесом на бровку было сложно открыть двери.
Кстати, «Дана» и еще одна модель – «Таврия-пикап», как и ее предок ЗАЗ-965, существовали и в праворульном варианте, но если модификация первенца «ЗАЗа» была предназначена для почты СССР, то более современные модели отправляли на экспорт.
Переломным для «ЗАЗа» стал 1998 год. Именно тогда начало работу совместное украинско-корейское предприятие «АвтоЗАЗ-Daewoo». Корейцам удалось не только реанимировать «Таврию», но и дать ей вторую жизнь. Автомобиль получил и приставку к имени – «Нова». Специалисты Daewoo провели полную модернизацию машины, в ходе которой изменено и улучшено более 200 деталей, кроме того, с производства сняли злополучную «Дану». В 1999-м ее место заняла «Славута», разработанная еще в 1995 году, но также существенно усовершенствованная. Новый уровень качества, умеренные цены и реклама помогли вернуть интерес покупателей к машине и обеспечить стабильный спрос на модель.
Эвтаназия
Сигналом к близкому сворачиванию производства «Таврии» стала отмена налоговых льгот для отечественных производителей, что привело к подорожанию «Таврий» и «Славут» сразу на несколько тысяч гривен. А введение экологических стандартов Евро 2 и перевод на инжекторную систему поднял их цены еще на 2000 грн. Кроме того, назрела необходимость освободить производственные мощности «ЗАЗа» для Lanos, на которые сейчас огромный спрос как в Украине, так и в России, куда они поставляются.
Инвалидные
Еще со времен СССР «ЗАЗ» выпускал автомобили для инвалидов – первым из них был «Горбатый». Сейчас подобные машины строят на базе «Таврии», а за доплату самого инвалида ручным управлением оснащают «Славуту». По информации пресс-службы «ЗАЗа», после прекращения производства «Таврий» инвалидный вариант будет изготавливаться на базе ЗАЗ-1103.
Перед уходом модели на пенсию мы протестировали одну из последних машин, сошедших с конвейера «ЗАЗа». Выбор пал на «Таврию» в модификации люкс, оснащенную мотором 1,2 литра, который отвечает экологическим нормам Евро 2. Российское происхождение электроники и датчиков скорее всего, снизило надежность машины. О поведении электроники наших северных соседей удалось сделать выводы уже на следующий день. «Первым звонком» стала загоревшаяся лампа неисправности двигателя, сразу после чего начала расти температура охлаждающей жидкости – «мозг» машины не давал сигнала включения вентилятора охлаждения радиатора. Чтобы не «закипятить» мотор, пришлось добираться до места ремонта с включенной на полную мощность печкой.
Переход на инжекторную систему внес в машину еще один существенный недостаток – ухудшил ее проходимость вне дорог. Так как конструкцией кузова изначально не была предусмотрена установка каталитического нейтрализатора отработавших газов, его поставили на место резонатора, а сам резонатор сместили в центр машины. Этим конструкторы понизили клиренс машины и сделали уязвимыми данные детали выпускной системы.
Салон обшит тканью довольно «веселой» расцветки. Спереди в нем удобно, а вот сзади места гораздо меньше. Тонкие стойки кузова улучшают обзорность, с которой у «Таврии» все отлично. Но целесообразность переплаты за модификацию «люкс» вызывает сомнения. Более простая стандартная панель приборов выглядит не хуже и даже со временем не страдает «гремучей» болезнью. А отсутствие задних подголовников и мягкая задняя полочка существенно облегчают процесс трансформации салона и перевозку грузов. Среди плюсов «люкса» – наличие эконометра и возможность заказать щиток приборов с тахометром.
Машина легка в управлении, у нее «острый» руль и резвый, оборотистый мотор. А вот коробка передач до сих пор грешит тугими переключениями, хотя в процессе эксплуатации она прикатывается.
Подвеска машины не оставляет незамеченными даже небольшие дефекты дороги. В то же время крены в поворотах и раскачка кузова при разгоне и торможении говорят о недостаточной жесткости.
Несмотря на многие недостатки, «больше» автомобиля за такие деньги (24365 грн.) не купишь. Нельзя забывать и о достоинствах машины, среди которых экономичность, маневренность и доступная цена запчастей и обслуживания.
Теперь самым дешевым ЗАЗом станет «Славута», которая на 1686 грн. дороже «Таврии» и стоит 26051 грн.
Евгений Сокур
Фото Андрея Яцуляка, из архива Леонида Гоголева и редакции
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник Источник http://wp.wiki-wiki.ru/wp/index.php/%D0%97%D0%90%D0%97-1102_%C2%AB%D0%A2%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D1%8F%C2%BB
Источник http://www.autocentre.ua/news/retro/zaz-1102-tavriya-zakat-tseloy-epokhi-285990.html