Ремонт ГРМ
Ремонт ГРМ
Как определить, что газораспределительный механизм (ГРМ) вашего двигателя нуждается в ремонте? Если вы заметили хотя бы один признак из перечисленных ниже, рекомендуем обратиться в сервис:
- при работе мотора слышен звонкий металлический стук
- шум (шуршание) со стороны привода ГРМ, выстрелы выхлопных газов
- сизый цвет отработанных газов
- потеря мощности мотора
- неравномерная работа агрегата
Доверяйте ремонт ГРМ только профессионалам!
Газораспределительный механизм (ГРМ) двигателя предназначен для контроля поступления воздуха в цилиндры и отвода из них выхлопных газов. Любые нарушения в работе этого механизма приведут как к нестабильной работе ДВС (двигателя внутреннего сгорания), так и к его заклиниванию.
ЭЛЕМЕНТЫ ГРМ
Механизм газораспределения состоит из блока клапанов и распределительного вала, каждый из которых имеет свой привод.
- Клапаны. Конструктивно клапан можно разделить на тарелку и стержень. Этот элемент предназначен для подачи в цилиндр воздуха (чтобы в нём могла образоваться воздушно-топливная смесь), а также для отвода выхлопных газов, образовавшихся после детонации. Для удержания клапана в закрытом состоянии используется пружина, а для его открытия установлен привод – роликовые рычаги. Для крепления пружины применены сухари и тарелка.
- Роликовый рычаг. Этот элемент также называют коромыслом. Одной стороной рычаг крепится к стержню клапана, а другой – к гидрокомпенсаторам. Соединение рычага и распредвала – роликовое, – для уменьшения силы трения.
- Гидрокомпенсатор. С помощью этого механизма проводится регулировка нарушения тепловых зазоров клапанов. Кроме того, он необходим для снижения шума от двигателя , а также обеспечения плавности его работы. Основные элементы гидрокомпенсатора: цилиндр, поршень, пружина, обратный клапан, масляный подводной канал.
- Распределительный вал. Распредвал находится в ГБЦ (головке блока цилиндров) и предназначен для приведение в действие системы клапанов, обеспечивая своевременное их открытие и закрытие. Его конструкция состоит из стержня (вала) и кулачков, от формы которых зависит фаза распределения. Расположен вал на опорах, которыми служат подшипники скольжения (иногда дополнительно к ним используют вкладыши) в так называемой постели, к каждому подведена магистраль для подачи масла. Чтобы распредвал не перемещался продольно, применён упорный подшипник.
- Привод распредвала. Для вращения распределительного вала применён ременной или цепной привод, который передаёт это вращение от коленчатого вала через зубчатую передачу. Замена цепи ГРМ нужна значительно реже, чем ремня. Это обусловлено её надёжностью и долговечностью: в некоторых автомобилях срок эксплуатации совпадает с ресурсом двигателя. Её недостатком является вес и необходимость постоянной смазки. Из-за этого в конструкции ГРМ дополнительно установлены натяжитель и успокоитель. Ременной привод легче по весу и не требует смазки, что значительно упрощает его использование. Единственный недостаток ремня в ограниченном ресурсе – 150 000 км.
ПРИЧИНЫ ИЗНОСА ГРМ
Ремонт газораспределительного механизма может потребоваться в двух случаях:
- Естественный износ узлов и деталей.
- Нарушение норм эксплуатации ДВС (несвоевременное ТО или его отсутствие, использование некачественного топлива или моторного масла).
Если в первом случае автовладелец может быть готов к восстановительным работам элементов ГРМ, то во втором случае поломка детали (например, обрыв привода) станет полной неожиданностью.
ПРИЗНАКИ ПОЛОМОК ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА
В зависимости от неисправного элемента появляются и соответствующие симптомы неисправности.
- При нарушении размеров тепловых зазоров, а также износе кулачков и подшипников, на низких, а иногда и средних оборотах ДВС появляется звонкий металлический стук, при этом мощность мотора снижается.
- Гидрокомпенсаторы дают о себе знать на холостых оборотах. Их неисправность также сопровождается потерей мощности.
- О скором обрыве ремня или цепи, а также износе шкива свидетельствует характерный шум привода и выстрелы из выхлопной системы.
- Износ кривошипно-шатунного механизма (КШМ), колпачков, стержней клапанов и втулок сопровождается снижением уровня моторного масла в системе, сизым дымом из выхлопной трубы и уменьшением тяговых характеристик ДВС.
- Из-за плохого качества топлива и масла на клапанах появляется нагар, что приводит к неплотному закрытию клапанов ГРМ. Благодаря этому мотор начинает работать неравномерно, с перебоями, а при разгоне слышен металлический лязг.
- Поломка клапанных пружин, соответственно и зависание клапанов, приводят сначала к неравномерной работе ДВС, снижению его мощности и, как итог, перегреву и капитальному ремонту.
Определить, что поломка произошла именно в системе газораспределения , довольно сложно, так как многие признаки сопровождают и другие неисправности двигателя, а также газоотводной системы. Поэтому чтобы окончательно убедиться в том, что пора приступать к ремонту ГРМ, следует обратиться к специалисту, который изучит симптомы проблемы, проведёт диагностику и, при необходимости, вскроет головку блока.
ДИАГНОСТИКА
Для проведения исследования состояния газораспределительного механизма проводят замеры:
- Фазы газораспределения определяют с помощью моментоскопа и угломера на неработающем двигателе.
- Тепловые зазоры измеряют специальными щупами, представляющими собой металлические пластины. Этот метод достаточно трудоёмкий и не всегда точный. Поэтому, в случае повышенного износ поверхности штока и бойка коромысла, применяют рамку с индикатором.
- Зазоры между клапаном и седлом проверяют при закрытых клапанах. В камеру сгорания нагнетают воздух, а затем прибором замеряют степень его утечки.
- Определить, нужна ли замена ремня ГРМ можно только визуально. О необходимости этой процедуры будут свидетельствовать трещины на его внутренней поверхности и сколы зубцов.
РЕМОНТ ГРМ
Когда изменения тепловых и клапанных зазоров не критичны, их размеры восстанавливают:
- углубляют масляные канавки;
- шлифуют опорные шейки до возможного ремонтного размера;
- острые кромки кулачков шлифуют бруском, затем шкуркой, а при необходимости используют шлифовальный станок;
- в случае сильного износа поверхности кулачков и опорных шеек, их восстанавливают наплавкой, а затем шлифуют;
- изгиб вала подвергают правке.
Замена кулачков может потребоваться только в том случае, если их износ по высоте превышает полмиллиметра по отношению к валу. Диаметр втулки наращивают с помощью спиральной деформации металла, но, если на её внутренней поверхности имеются признаки выработки, то деталь подлежит замене. Только после их осмотра ремонтируют клапана и сёдла: удаляют следы коррозии и нагар шлифовкой на специальном станке или с помощью сменной фрезы. Головки цилиндров после такой процедуры очищают с помощью сжатого воздуха.
ЗАМЕНА ЦЕПИ ГРМ
Цепной привод ГРМ сообщает о неисправностях металлическим лязгом. Появление этого звука говорит как о том, что цепь растянулась, так и поломке и срочной замене успокоителя цепи. Если успокоитель можно поменять, сняв крышку ГБЦ, то замена привода – довольно трудоёмкий процесс. Только чтобы добраться до цепи необходимо:
- поэтапно демонтировать компрессор кондиционера, потом генератор и насос гидроусилителя руля;
- снять датчики валов и шкива;
- удалить стартер;
- убрать масляный поддон и подушку двигателя;
- открутить множество болтов передней крышки цепи.
Чтобы всё это проделать, нужно иметь необходимый инструмент и много свободного времени. Нарушения в точности установки всех снятых и заменённых элементов приведут к появлению ещё больших неисправностей и увеличат стоимость ремонта ГРМ в разы.
При появлении потёков масла из-за износа прокладки натяжителя цепи, стоит обратиться к специалистам, чтобы определить, нужна ли замена натяжителя цепи ГРМ или будет достаточно поменять только прокладку. Демонтаж натяжителя не представляет трудностей, а вот установка новой детали имеет некоторые нюансы, исполнение которых лучше доверить мастеру.
ЗАМЕНА РЕМНЯ ГРМ
Установка нового ременного привода газораспределения требуется через 60 000 км, а в случае приобретения автомобиля с пробегом – сразу после покупки. Известно, что обрыв ремня провоцирует столкновение поршней и клапанов, то есть капремонт ДВС. Ремень может оборваться по нескольким причинам:
- заклинивание одного из валов, а также роликов или помпы;
- некачественная деталь, установленная ранее, либо истекший срок эксплуатации;
- слабое натяжение ролика;
- некорректная установка ремня: сильное натяжение.
Чтобы предотвратить такую фатальную поломку следует:
- проводить своевременную замену приводного ремня ;
- проходить плановое техобслуживание;
- в случае появления посторонних звуков или отклонений в работе двигателя обратиться в автосервис для проведения диагностики и последующего ремонта;
- контролировать давление масла, следить за показаниями индикатора о состоянии ремня ГРМ (если таковой имеется);
- устанавливать оригинальные элементы или качественные аналоги.
Замена ремня проводится гораздо быстрее, чем цепи, так как он расположен в доступном месте и не требует разборки половины моторного отсека. Вместе с ремнём ГРМ рекомендуют проводить замену роликов натяжения, сальников и помпы.
Что такое ГРМ (газораспределительный механизм)? Функции, работа, обслуживание
01 ноября 2019 Категория: Секреты автомобилей.
Газораспределительный механизм (сокращенно ГРМ) синхронизирует работу элементов мотора, гарантируя своевременное срабатывание клапанов в соответствии с движением поршней. Он влияет на мощность, динамику, экологичность двигателя, а также на расход топлива.
Основными элементами ГРМ являются:
- один или два кулачковых распределительных вала;
- клапанный механизм для впуска топливной смеси и выпуска отработанных газов;
- ременный или цепной привод, соединяющий коленчатый и распределительный валы, а также водяной насос (не во всех авто).
Важно! Неисправности ГРМ в лучшем случае приводят к снижению эксплуатационных характеристик мотора, в худшем — к его масштабным повреждениям, для устранения которых может потребоваться замена клапанов, поршней и других деталей.
Как работают фазы газораспределения?
Эксплуатационные показатели мотора зависят от быстроты наполнения цилиндров и полноты удаления их них отработанных газов. Интервал времени между открытием и закрытием клапанов называется фазой газораспределения, причем данная величина выражается не в секундах или других единицах времени, а в градусах поворота коленвала.
Есть двигатели с нерегулируемыми и регулируемыми фазами газораспределения. В первом случае их длительность подбирается экспериментальным путем при проектировании и производстве силового агрегата. Фазы газораспределения неизменны независимо от интенсивности работы мотора, и это является недостатком.
На холостых оборотах их целесообразно сделать узкими, сократив время между открытием и закрытием клапанов и не позволяя им открываться одновременно. Это не допустит попадания отработанных газов во впускной коллектор и выпуска части рабочей смеси в выхлопную систему. По мере набора мощности картина меняется: при увеличении оборотов естественным образом уменьшается длительность открытия клапанов, но достижение высокого крутящего момента возможно только при увеличении количества газов, проходящих через цилиндры. Соответственно, для улучшения эксплуатационных характеристик мотора клапаны должны открываться раньше, и оставаться в таком положении дольше, то есть фазу газораспределения следует расширить.
Проблема решена в двигателях с регулируемыми фазами распределении. Используются специальные системы — например, VEL, i-VTEC, VVTL-i, Valvetronic и др., применяемые в зависимости от автопроизводителя. Они автоматически выставляют оптимальные фазы газораспределения в соответствии с режимом работы силового агрегата, значительно улучшая его эксплуатационные характеристики.
Какой привод ГРМ лучше — цепь или ремень?
Ременной привод бесшумен и конструктивно защищен от резонансных колебаний благодаря нечетному числу зубьев, которое является некратным количеству зубьев у шестерен. Ремень нечувствителен к количеству и качеству моторного масла, а также давлению в системе смазки. Его легко осмотреть на предмет повреждений, а процесс замены проще по сравнению с цепным приводом. За счет эластичности ремень эффективно справляется с крутильными колебаниями. Он легче цепи, что снижает массу двигателя.
Недостатками ременных приводов являются:
- уязвимость к низким температурам и нефтепродуктам (даже небольшое масляное пятно — повод для замены);
- ограничение эксплуатационного ресурса не только по пробегу, но и по времени (резина с годами стареет, теряя эластичность и прочность);
- зависимость от состояния обводящих и натяжных роликов, а также помпы;
- при сильном износе или повреждении — быстрый разрыв без предварительных симптомов.
Цепь надежнее, ее ресурс превышает 200-300 тыс. км пробега, многие производители не предусматривают ее замену в течение всего срока эксплуатации автомобиля. Она неуязвима к низким температурам, нефтепродуктам, не теряет своих качеств с течением времени. О чрезмерном износе или повреждении свидетельствует характерный шум, предупреждающий о необходимости замены.
Что касается недостатков, то к ним относятся сравнительно большой вес (это утяжеляет двигатель), вероятность «перескакивания» при высокой степени износа, а также зависимость от давления масла.
Как определить необходимость замены ремня либо цепи?
Разрыв ремня или цепи грозит катастрофическими последствиями для двигателя: поршни ударяются о клапана, что приводит к масштабным разрушениям агрегата. Некоторые моторы конструктивно защищены от подобных неприятностей, но их меньшинство.
Периодичность замены ремня ГРМ регламентирована производителем автомобиля и указана в сервисных документах. Обычно она варьируется от 60 до 120 тыс. км пробега.
Преждевременная замена необходима:
- при чрезмерном износе (расслаивание, появление «бахромы», сточенные зубья и т. п.);
- при надрывах, трещинах, прочих механических повреждениях;
- при наличии пятен нефтепродуктов;
- после покупки подержанного автомобиля.
А за чем еще необходимо следить, чтобы избежать крупных поломок, читайте здесь.
Обратите внимание! Отремонтировать ремень или продлить его эксплуатационный ресурс невозможно, изношенный или поврежденный экземпляр требует экстренной замены.
Цепь меняют при чрезмерном растяжении (может определяться по чрезмерному выходу натяжителя), других признаках износа, при наличии механических повреждений. Необходимость замены определяется визуально, а также по характерному металлическому шуму, который особенно слышен при пуске двигателя. Об износе цепи может свидетельствовать индикатор на приборной панели или результаты обследования с помощью диагностического сканера (тестера).
Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка
ООО «РитейлМоторс» УНП 191477517, з арегистрировано Мингорисполкомом 20 марта 2012г.
Регистрационный номер в торговом реестре 402310, д ата регистрации 11 января 2018г.
Юридический и почтовый адрес: 220020 г. Минск, ул. Тимирязева, д. 85а, пом. 204
Источник Источник http://autoservice-km.ru/remont_avto/remont_dvigatelya/remont_grm
Источник Источник http://retailmotors.by/secrets/chto-takoe-grm-gazoraspredelitelnyj-mekhanizm-funktsii-rabota-obsluzhivanie