Ремонт двигателя ВАЗ 2106: описание работ
Своевременный ремонт двигателя ВАЗ 2106
Капитальный ремонт двигателя ВАЗ 2106 сделать собственноручно не так уж и сложно, хватает всего лишь базовых знаний касательно его устройства. Мотор — «сердце» машины. Если он начинает барахлить, то и весь автомобиль начинает выдавать неисправности. Капитальный ремонт двигателя ВАЗ может понадобиться при небрежной эксплуатации авто, а именно:
- езда по пересеченной местности без асфальтированных дорог;
- чрезмерные нагрузки;
- несвоевременная замена масла;
- моторное масло в двигатель ВАЗ заливается не того предназначения;
- не соблюдается температурный режим.
И это еще не все причины, которые могут привести к капремонту двигателя ВАЗ. Чтобы разобраться с поломкой, точнее определить ее вид, следует иметь под рукой специальное оборудование. При помощи него можно определить размер неприятности. Диагностике поддаются все узлы и агрегаты: система зажигания, система подачи топлива, измерение компрессии и т. д.
Двигатель ВАЗ 2106 изнутри
Благодаря современной литературе можно при желании заняться ремонтом двигателя ВАЗ самостоятельно. Один из моментов, который способствует проведению такой операции, это то, что отечественная продукция легко дается в руки новичку. Поэтому даже в гаражных условиях есть возможность привести автомобиль в исправное состояние. Это, в свою очередь, очень даже полезно, ведь есть возможность приобрести знания в ремонте двигателя ВАЗ, существенно сэкономить деньги.
Капремонт двигателя — это процесс, во время которого поломанные детали заменяются новыми. Для того чтобы это осуществить, необходимо предварительно двигатель извлечь и разобрать на составные элементы. Кстати, тут сразу стоит отметить тот факт, что довольно часто двигатель начинает плохо работать от перегревов. И этот момент может возникать по абсолютно разным причинам.
После того как двигатель ВАЗ изъят из автомобиля, его следует правильно промыть и просушить. Далее желательно ознакомиться с «внутренним миром» двигателя, который состоит из многих элементов, а именно:
- шкива коленчатого вала;
- ремня генератора;
- переднего сальника коленчатого вала;
- цепи привода распределительного вала;
- тарелки пружины;
- направляющей втулки;
- клапана;
- внутренней и наружной пружин;
- рычажной пружины;
- регулировочного болта;
- рычага от привода клапана;
- самого распредвала;
- крышки маслоналивной горловины;
- свечи зажигания;
- головки блока цилиндров и ее крышки;
- махового колеса;
- заднего сальника коленчатого вала;
- датчиков, показывающих давление масла;
- поршня;
- маслосливной пробки;
- шатуна;
- поддона под картер;
- приводного валика для вспомогательных систем;
- самого коленчатого вала.
Автомобильный двигатель в разрезе
Зная конструктивные элементы, уже легче будет разбирать, чинить и собирать обратно двигатель ВАЗ.
Процесс разборки двигателя
Капитальный ремонт двигателя ВАЗ самостоятельно вполне осуществим. Но вот только к нему следует тщательно подготовиться. Для этого в первую очередь необходимо тщательно ознакомиться со структурой двигателя, после чего почитать о том, как осуществляется процесс ремонта. И только тогда можно браться за дело. Подготовьте рабочий инструмент:
- разводные ключи;
- молоток;
- отвертку;
- запасные составляющие мотора.
Разборка двигателя выглядит следующим образом.
- Сначала необходимо раскрутить болт, который крепит раму. Далее отпускается хомут, снимается шланг от насоса, по которому поступает топливо.
- Демонтируется насос посредством откручивания фиксирующих его гаек.
- Под ним будет находиться проставка, которую тоже следует удалить.
- Между проставкой и блоком цилиндров находится прослойка. Ее тоже убирают.
- Разъединяются провода на свечах зажигания.
- Извлекается прижимная пластина.
- Шланг и вакуумный регулятор рассоединяются друг с другом.
- Снимается распределитель зажигания.
- Далее следует раскрутка гаек, после чего снимаются шайбы, ремень генератора и сам агрегат.
- Чтобы снять насос охлаждающей жидкости, необходимо ослабить соответствующие болты.
- Далее следует снятие шлангов карбюратора и системы вентиляции картера. Этот элемент изымается и в системе разряжения в регуляторе распределения зажигания.
- Освобождается ось от шайбы.
- Снимаются тяги привода клапанной заслонки.
- Далее идет демонтаж масляного фильтра.
- Чтобы снять крышку сапуна, необходимо открутить гайку. Параллельно снимается маслоуказатель.
- Далее следует извлечение датчика давления смазки.
- От крепления блока двигателя откручивается гайка, чтобы была возможность снять шкив коленчатого вала.
- Раскручиваются болты и гайки, чтобы была возможность демонтировать крышку с блока с цилиндрами. Ее снимают вместе с пластинами, кронштейнами и вакуумным шлангом.
- Далее происходит извлечение прокладки.
- Снимаются натяжитель цепи.
- Чтобы снять звездочку валика привода для вспомогательных систем, необходимо провернуть и открутить болт крепления. После этого снимается и цепь у распределительного вала. Также снимается звездочка коленчатого вала.
- Затем удаляют крепежные болты и «башмак» у натяжителя, чтобы освободить остов подшипника.
- Снимается прокладка ГБЦ с мотора.
- Демонтируется передняя крышка картера сцепления и маховик.
- Далее снимаются масляный картер, масляный насос с прокладкой, валик привода.
- После этого извлекается шестерня в приводе распределителя.
- Удаляются также маслоотделитель, сливная трубка, крышка шатуна в первом цилиндре. Если на этом этапе возникнут затруднения, можно воспользоваться молотком.
- Извлекаются поршни с шатунами.
- Достав коленчатый вал, необходимо разобрать его на составляющие части.
Если капремонт двигателя проводится в первый раз своими руками, то нелишним будет помечать порядок разбора. А все составляющие выкладывать в том порядке, в каком они доставались. Таким образом, при сборке проблемных ситуаций возникнуть не должно.
Каждый элемент должен быть тщательнейшим образом осмотрен. Каждая поломанная деталь заменяется новой. Осмотр требуется и для того, чтобы еще на начальной стадии предотвратить поломку. После определения причин и замены неисправности мотор собирают в обратном порядке.
Возможные поломки, причины
Поломки могут случаться по абсолютно разным причинам. Не обязательно, чтобы это был дефект в одной из деталей. Может случиться и так, что сам корпус получил трещину, это потребует осуществить ремонтные работы. Если автомобилем долгое время пользовались, при этом не обременяли себя профилактическими осмотрами, то есть вероятность появления механических повреждений. Такой дефект также может появляться и из-за порывов внутренних механизмов.
В этом случае капитальный ремонт двигателя ВАЗ будет включать в себя и работу с блоком. Нельзя забывать и о том моменте, что после осуществления капремонта двигателя, его следует обкатать. Эта процедура помогает новым деталям «встать на свои места» правильно. Для этого понадобится пробег 2-3 тыс. км. Если автомобилем пользуются уже не первый год, то даже по цвету дыма из выхлопной трубы можно понять, что у транспортного средства есть проблемы.
- Синий оттенок указывает на то, что в камеру сгорания попадает масляная жидкость.
- Сильный и постоянный дым свидетельствует о том, что цилиндро-поршневые детали уже сильно изношены.
- Если появляется дым в процессе торможения или на холостом ходу — это признак потребности замены малосъемных колпачков клапана.
- Черный оттенок дыма указывает на неправильную регулировку карбюратора.
- Сизый оттенок дыма с влагой означает попадание тосола в камеру сгорания. Это происходит, когда повреждается прокладка головки блока с цилиндрами.
- Белый цвет задымления — нормальное явление, особенно в холодное время года.
Нередко на дорогах встречаются машины с поднятым капотом, из-под которого валил пар. Это прямое свидетельство перегрева силового агрегата. Для того чтобы этого избежать, необходимо чаще сверяться с температурным указателем. В такой ситуации ни в коем случае нельзя сразу глушить мотор, так как он может после остывания не завестись.
Необходимо, чтобы двигатель некоторое время поработал на холостом ходу, а уже потом его останавливать. Помните, что только правильная и бережная эксплуатация автомобиля способствует более длительному сроку работы не только двигателя, но и всех его деталей и узлов.
Про неисправности двигателя ВАЗ 2106
Как показала практика, моторы «шестерки» стали одними из самых выносливых и неприхотливых из всего семейства классики ВАЗа. Но и они требуют рано или поздно починки. Их ресурс обычно не превышает 150 000 километров пробега, после этого пора задуматься о капитальном ремонте двигателя.
Основные неисправности
Условно поломки двигателя разделяют на те, которые можно устранить своими руками, и на те, которые под силу устранить только специалистам. Начать стоит с поломок, с которыми автолюбитель может справиться самостоятельно.
Далеко не всегда ремонт двигателя ВАЗ 2106 требует финансовых вложений, порой нужно пожертвовать только своим временем. Бывает такая ситуация, когда в карбюратор поступает недостаточное количество топливно-воздушной смеси. Происходит это из-за забитого грязью или ржавчиной из бензобака топливопровода. Дабы не допустить подобной ситуации, достаточно своевременно менять топливный и воздушный фильтр. Если же проблема подобного плана всё-таки возникла, нужно промыть и продуть сжатым воздухом топливопровод и жиклёры карбюратора. Не лишним будет и промывка топливного бака.
Более серьезная и от того не менее распространенная проблема – это падение компрессии в цилиндрах. Движок при этом может глохнуть, пропадает динамика (автомобиль плохо разгоняется и не может работать в полную мощность). Для двигателя ВАЗ 2106 оптимальная компрессия для каждого цилиндра 11 атмосфер. Если эти показатели значительно отличаются в большую или меньшую сторону, это свидетельствует о серьезных неисправностях мотора.
Однако двигатель может глохнуть и из-за карбюратора. И чаще всего из-за того, что в цилиндры поступает слишком бедная смесь, где количество воздуха больше, чем топлива в значительной степени. Происходит это из-за подсоса воздуха из окружающей среды, например, когда есть повреждения воздушного шланга или ослабли хомуты в местах соединения.
Следующая причина заключается в некорректной регулировке винтов, отвечающих за качество и количество топлива. Провести быструю регулировку своими руками несложно, для этого достаточно закрутить оба винта до упора, а затем открутить винт качества на полтора оборота, после чего выкрутить на 4 оборота винт количества.
Если замер компрессии показал оптимальные значения и карбюратор работает исправно, значит, неисправность скрывается в других агрегатах. К примеру, это может быть кулачковый вал. Настраивать придется непосредственно на двигателе: если узел снять, то велика вероятность его обратно уже не собрать.
Снятие ГБЦ
Однако зачастую главным признаком поломки всё же остаётся низкая компрессия. По большей части причина кроется в изношенных вкладышах на шатунах поршней. Для замены вкладышей потребуется демонтировать головку блока цилиндров и ГРМ (газораспределительный механизм). Под головкой блока цилиндров находится прокладка, которая может прогореть, и начинается подсос воздуха, одна из причин низкой компрессии. После замены прокладки ГБЦ двигатель собирается в обратной последовательности.
Капремонт силового агрегата – процедура сложная, трудоёмкая и проводится не часто. При таком ремонте меняются основные узлы двигателя:
- коленчатый вал (может помочь расточка и шлифовка шеек);
- клапана;
- сальники;
- распредвал;
- прокладка ГБЦ;
- поршневая группа и т. д.
Капитальный ремонт двигателя производится только после снятия его с автомобиля. Без опыта таких работ крайне не рекомендуется заниматься ремонтом мотора, т. к. можно нанести больше вреда, чем пользы.
Двигатель ВАЗ 2106 в 3D
Ремонтируется двигатель ваз 2106 в 3 этапа…
Поэтапная схема ремонта двигателя ваз 2106
Разборка двигателя
Снятый двигатель 2106 устанавливается на ремонтный стенд и производится снятие следующих его элементов:
- Крышка воздушного фильтра, фильтр и сам корпус фильтра;
- Карбюратор;
- Впускной и выпускной коллекторы и прокладки коллекторов;
- Патрубки подачи и обратки на радиатор печки;
- Кронштейны подушек двигателя;
- Высоковольтные провода и свечи зажигания;
- Бензонасос;
- Трамблер;
- Крышка отсоса картерных газов с направляющей для масляного щупа;
- Ремень генератора;
- Генератор;
- Помпа;
- Крепление шкива коленчатого вала;
- Сам шкив;
- Крышка клапанов;
- Передняя крышка блока;
- Натяжитель цепи;
- Башмак натяжителя и успокоитель цепи;
- Цепь ГРМ;
- Вал вспомогательных механизмов (поросенок);
- Звездочка цепи на коленчатом валу;
- Крепление звездочки распределительного вала;
- Корпус распредвала (постель).
Снимается головка блока цилиндров и прокладка головки блока. Затем двигатель переворачивается на стенде для следующей разборки.
- Поддон двигателя;
- Масляный насос;
- Прокладка поддона;
- Отдаются крышки шатунов;
- Шатуны вместе с поршнями;
- Крышки коренных вкладышей коленчатого вала;
- Защитный кожух со стороны сцепления;
- Крышка заднего сальника коленвала вместе с сальником и прокладка крышки.
При разборке головки блока цилиндров снимаются:
- Рокера;
- Рассухариваются клапана;
- Пружины, тарелки и сухари;
- Впускные и выпускные клапана;
- Регулировочные стойки рокеров;
- Отворачиваются все шпильки.
Блок цилиндров и головка блока очищаются, моются и пропариваются. В блоке цилиндров вынимаются заглушки масляных каналов. Каналы прочищаются, моются и продуваются сжатым воздухом. Устанавливаются новые заглушки каналов.
Цилиндры блока шлифуются под ремонтные размеры поршней. Коленчатый вал также подлежит ремонту. Коренные и шатунные шейки шлифуются под следующий ремонтный размер. Предварительно на валу высверливаются заглушки масляных пазух, прочищаются, моются и продуваются сжатым воздухом. Устанавливаются новые заглушки.
Заклеиваются все полости блока цилиндров и блок окрашивают. После сушки начинают сборку двигателя, с установкой таких новых деталей, как:
- Ремонтные поршня, поршневые кольца, поршневые пальцы;
- Ремонтные коренные и шатунные вкладыши, полукольца;
- Масляный насос;
- Цепь, натяжитель цепи, башмак и успокоитель;
- Набор новых прокладок и сальников.
Остальные детали, пригодные к дальнейшей эксплуатации моют и очищают с помощью пескоструйной установки.
Сборка двигателя ваз 2106
- На постели коленчатого вала и в коренных крышках устанавливаются новые ремонтные вкладыши;
- Устанавливаются новые полукольца;
- Наносится специальная смазка на вкладыши и устанавливается коленчатый вал;
- Ставятся коренные крышки коленчатого вала и затягиваются предписанным моментом;
- Ставится крышка заднего сальника коленчатого вала с новым сальником;
- Устанавливаются новые поршня на шатуны;
- Ставится новый комплект ремонтных колец;
- В нижние головки шатунов и крышки шатунов ставятся новые ремонтные вкладыши;
- С помощью оправки устанавливаются поршня с шатунами;
- Устанавливаются крышки шатунов и затягиваются предписанным моментом.
Сборка головки блока
При необходимости производится шлифовка плоскости головки блока ваз 2106.
- Впускные и выпускные клапана;
- Сальники клапанов;
- Пружины, тарелки пружин;
- Засухариваются клапана;
- Устанавливаются регулировочные стойки рокеров, сами рокера и прижимные пружины рокеров;
- Новые шпильки для постели распределительного вала и крышки клапанов;
- Постель распредвала с распредвалом и затягивается по схеме с предписанным моментом;
- Вкручиваются свечи зажигания;
- Устанавливается тройник для патрубков охлаждения;
- Головка блока устанавливается на блок цилиндров с новой прокладкой головки блока и затягивается предписанным моментом.
Устанавливается все навесное оборудование: датчик давления, бензонасос, кронштейны подушек двигателя, масляный фильтр, трамблер, корпус помпы и сама помпа, корпус вентиляции картерных газов, патрубки подачи и обратки печки.
- Вал вспомогательных механизмов;
- Три звездочки и цепь ГРМ;
- Передняя крышка блока с новой прокладкой;
- Шкив коленчатого вала и затягивается болтом крепления;
- Новый масляный насос;
- Прокладка поддона, сам поддон и закрепляется болтами по периметру;
- Впускной и выпускной коллектора с новой прокладкой;
- Крышка клапанов;
- Помпа, генератор и приводной ремень;
- Карбюратор;
- Корпус воздушного фильтра с новым фильтром;
- Заливается новое моторное масло в необходимом объеме.
Собранный двигатель 2106 устанавливается на автомобиль, монтируются все соединения по системам охлаждения и электрооборудования. Двигатель запускается и проверяется его работа в различных режимах.
Смотрите далее видео:
Капитальный ремонт двигателя ВАЗ 2106 своими руками
Что необходимо сделать перед снятием мотора
Итак, вам необходимо отсоединить все навесное оборудование. Отключаете аккумуляторную батарею, снимаете корпус воздушного фильтра, а также карбюратор. Затем сливаете все жидкости из двигателя. Антифриз, если он не будет заменяться, необходимо слить в емкость объемом около 10 литров. Моторное масло не стоит использовать после капитального ремонта. Лучше залить свежее. Впрочем, большинство подготовительных работ одинаковы, какой бы ни проводился ремонт автомобилей ВАЗ 2106. Двигатель вы перебираете, либо же снимаете коробку передач. Разница в нюансах. Например, при демонтаже коробки скоростей не потребуется сливать антифриз.
Автомобиль устанавливается максимально ровно, под задние колеса необходимо разместить специальные упоры. Это предотвратит самопроизвольное скатывание автомобиля. При необходимости можно снять капот с петель. Это позволит увеличить пространство для проведения работ. Постарайтесь демонтаж двигателя проводить как можно аккуратнее, чтобы не повредить его узлы и элементы. Помните, что каждая сломанная деталь – это очередной удар по вашему карману. А сам ремонт мотора обходится в копеечку и без этих расходов.
Снятие двигателя ВАЗ 2106
Для демонтажа двигателя вам потребуется лебедка с тросиком. Причем последний должен выдерживать массу не менее 150 кг. Перед началом работ вам потребуется отключить от аккумулятора клеммы. После этого аккумулятор полностью снимаете с автомобиля. Также необходимо убрать все навесное оборудование. Карбюратор, электровентилятор, штаны глушителя, вся электропроводка должны быть отсоединены. Когда производится капитальный ремонт двигателя ВАЗ 2106 своими руками, приходится снимать все навесное оборудование, следовательно, у вас скопится много элементов. И они пригодятся при сборке.
Затем необходимо под двигатель установить домкрат, сверху поставить перекладину, к которой подвесить двигатель на тросах. После того как двигатель будет установлен, можно осуществить его отсоединение от коробки передач. Для этого нужно выкрутить четыре болта, используя ключ на 19. И не забудьте выкрутить крепления подушек, на которых установлен мотор. Чтобы вытянуть двигатель из моторного отсека, вам потребуется лебедка. С её помощью вы в одиночку справитесь с этим сложным делом. Но если есть возможность воспользоваться помощью напарника, то не отказывайтесь. Даже если он не силен в технике, хоть ключи подавать будет, а также физическую работу выполнять. На крайний случай – готовить чай или кофе.
Обработка кузова
В процессе работ, изолирующие материалы наносятся на:
- Днище;
- Разделительный щит (отделяющий моторный отсек от салона);
- Колесные арки (изнутри);
- Крыша;
Поскольку материалы наносятся на все внутренние поверхности, то для обработки придется полностью разобрать салон. После этого следует тщательно осмотреть все поверхности на наличие коррозии, а также проверить технологические отверстия.
Что касается отверстий, то в процессе работ следует очистить дренаж, обеспечивающий отвод влаги и вентиляционные отверстия, а все остальные – заделать, используя резиновые заглушки.
Затем все обрабатываемые поверхности следует подготовить – очистить от пыли и грязи, обработать антикоррозионными средствами. Остается наклеить изоляционные материалы, при этом важно соблюдать технологию их нанесения.
После этого укладывается напольное покрытие, закрепляется обшивка крыши – в общем, салон обратно собирается.
Разборка двигателя ВАЗ 2106
Итак, когда у вас мотор находится снаружи, можно произвести его полную разборку. Не ставьте двигатель на твердую поверхность. В качестве опоры лучше всего использовать старую покрышку. Отсоедините все элементы, которые мешают разборке. Затем необходимо выкрутить гайки, которыми произведено крепление крышки ГБЦ. Старайтесь аккуратно складывать все гайки, шайбы, болты, чтобы их затем не растерять. В дальнейшем будет осуществляться ремонт головки двигателя ВАЗ 2106, про эту процедуру узнаете немного позже.
Снимите крышку газораспределительного механизма, выкрутив гайки крепления. Затем снимите впускной и выпускной коллекторы. Теперь настало время произвести снятие головки блока цилиндров. Обратите внимание на то, что при разборке двигателя использовать динамометрический ключ не нужно. Он потребуется при сборке мотора. Вам открылся вид на поршни, обратите внимание на количество нагара, на состояние цилиндров.
Советы и рекомендации
Как уже говорилось, срок службы ДВС до капремонта зависит от многих факторов. Для того чтобы отсрочить капитальный ремонт двигателя необходимо особое внимание уделять качеству и правильности подбора моторного масла применительно к конкретному типу мотора, своевременно менять воздушный, масляный и топливный фильтр. Также силовой агрегат нужно уметь правильно эксплуатировать, избегая постоянных пиковых нагрузок и езды «в натяг». Не менее важно следить за состоянием мотора, быстро устранять возникшие неполадки, осуществлять профилактические процедуры.
- Главной причиной быстрого выхода двигателя из строя является замена масла, которая осуществляется не по регламенту. Увеличение интервала замены с учетом низкого качества топлива и пыльных дорог в СНГ приводит к тому, что мотор в итоге работает на окислившемся и потерявшем свои свойства смазочном материале. Также через забитые фильтры в агрегат попадает пыль и отложения. В результате сопряженные трущиеся детали начинают работать в условиях повышенного износа, закоксовываются каналы системы смазки, страдает система питания и т.д. Добавим, что забитые фильтры не только могут пропускать грязь внутрь двигателя, но и заметно влияют на состав топливно-воздушной смеси в современных двигателях с инжектором. В этом случае ухудшается качество распыла топлива, падает мощность ДВС, возникают локальные перегревы. Сюда же можно отнести и езду на горючем низкого качества или с несоответствующим октановым/цетановым числом, так как детонация способна быстро разрушить ранее исправный мотор.
Для того чтобы избежать прогара или оплавления поршней, прогара клапанов и других неприятностей нужно не только менять фильтры и масло по регламенту, но и заливать качественное топливо, а также периодически чистить инжектор каждые 30-40 тыс. км. - Что касается самого масла, с пробегом изменяется его вязкость, пакет присадок перестает эффективно работать уже к 10 тыс. пройденных километров. По этой причине любую смазку (даже качественную синтетику) при езде на отечественном топливе следует менять не позже указанной отметки. Очень важно также правильно подбирать масло для двигателя с учетом допусков производителя автомобиля. Еще одной проблемой является большое количество подделок на современном рынке ГСМ. Контрафактное моторное масло в своем составе не имеет пакета фирменных присадок, а также очень часто является самой дешевой «минералкой», которую разливают в тару для дорогой синтетики или полусинтетики именитых брендов. Закономерным итогом становится то, что в двигателе происходит скопление отложений, детали изнашиваются очень быстро, особенно на форсированных турбомоторах. В отдельных случаях происходит быстрая закупорка каналов системы смазки, возникает масляное голодание, появляются задиры. Особо опасным финалом езды на низкосортном масле может стать заклинивание силового агрегата. Отметим, что в подобных случаях многие автолюбители справедливо задумываются о контрактном двигателе, так как имеющийся может находиться в состоянии, когда его капремонт является нецелесообразным.
- Еще одним фактором, который влияет на ресурс мотора до капремонта, является исправная работа систем и механизмов ДВС, а также их правильная настройка. Например, проблемы с фазами ГРМ по причине неправильно установленного ремня могут через время привести к печальным последствиям. Появление троения двигателя в результате поломок отдельных элементов системы зажигания, неправильная регулировка указанной системы (некорректно выставленный угол опережения зажигания), слишком «холодные» или «горячие» свечи зажигания также могут являться причинами ускоренного выхода из строя всего ДВС. Для того чтобы избежать серьезных последствий, любые изменения в работе мотора должны быть поводом для его диагностики в целях быстрого устранения возникшего сбоя или неисправности.
- Появление посторонних звуков во время работы двигателя также является тревожным симптомом. Стук клапанов и гидрокомпенсаторов, распредвала, коленвала, шатунный стук, стук поршневых пальцев или самих поршней, а также другие посторонние звуки являются признаком того, что автомобиль необходимо доставить в сервис. Иногда езда своим ходом со стучащим двигателем не рекомендуется, а в ряде случаев полностью запрещена.
- Огромное влияние на ресурс мотора оказывает и температурный режим, в котором эксплуатируется силовой агрегат. Перегрев всего двигателя и локальные перегревы могут привести к деформации ГБЦ, прогару прокладки головки блока цилиндров, выходу из строя различных деталей и узлов. Опасными считаются случаи, когда антифриз постепенно попадает в моторное масло, разжижая смазку и ухудшая свойства материала. По этой причине необходимо постоянно следить за состоянием системы охлаждения двигателя.
Нужно ли проводить расточку цилиндров?
Если у вас двигатель полностью потерял компрессию, то вам потребуется сделать расточку цилиндров. Бывают случаи, когда ее провести невозможно, так как был осуществлен последний ремонт двигателя ВАЗ 2106. Тогда делается перегильзовка. В блок двигателя производится установка новых гильз. Эта работа требует профессиональных навыков, самостоятельно ее провести не получится. В случае если вы проводите расточку блока, у вас есть два варианта — можно использовать хонингование, а можно гильзам придать зеркальный вид.
Можно спорить много о преимуществах и недостатках каждого вида расточки, но лучше выбрать в зеркало. Причина в том, что хонинговка со временем стирается. Кроме того, она разрушает кольца поршней, а это является причиной преждевременной потери компрессии в двигателе. Итог – вы получаете расточку в зеркало, но по более высокой цене.
Что необходимо делать при проведении ремонта двигателя
Если планируется на ВАЗ 2106 ремонт двигателя своими руками без вмешательства со стороны, то сделать расточку не получится. Причина в том, что данная процедура должна выполняться на специальном оборудовании. Кроме того, человек, который делает ее, должен обладать всеми необходимыми навыками. Если вы решили просто поменять кольца или поршни, фронт работ уменьшается. Вам нужно приобрести комплект поршней, колец, пальцев, также рекомендуется произвести замену коренных и шатунных вкладышей.
Кроме того, в обязательном порядке проводится притирка клапанов в головке блока цилиндров. Рекомендуется замена направляющих клапанов, сальников, поэтому их необходимо приобрести заранее. Также у вас должен быть необходимый инструмент, в частности электрическая или ручная дрель. Причем функция реверса в ней должна быть. Потребуется также заменить цепь привода газораспределительного механизма, успокоитель, а также все прокладки.
Какие запасные части необходимы
Рассмотрим список запасных частей для проведения капитального ремонт силового агрегата:
- Комплект поршневой группы, в него входят поршня, поршневые кольца, поршневой палец. Если блок гильзован или появилась такая необходимость — то соответственно приобретаются и гильзы. При приобретении поршневой группы спешить не стоит, необходимо сначала отвезти блок туда, где собираетесь точить и лишь после замера мастер скажет вам, какого ремонта необходимо купить поршня.
- Тут дело желания, если хотите можете приобрести поршня с выемками, особенно полезно если вы проводите эксперименты с разрезными шестернями и тп. Да и цепь не смотря на свою надежность раз в 20 лет может и порваться и тогда встреча поршней с клапанами неизбежна.
- Вкладыши коренные и шатунные, приобретаются после того, как будет прошлифован коленчатый вал. После шлифовки коленвала мастер сообщит вам какий вкладыши вам нужно купить — 0,25, 0,50, 0,75, 1. Это зависит от степени износа коленвала. Вкладыши лучше брать оригинальные.
- Масляный насос. Это дело достаточно спорное, но я предпочитаю менять его при проведении капиталки. Многие говорят что он может прослужить очень долго — я не беру во внимание такие рассказы, делать так делать.
- Распредвал. Также рекомендую менять, но если уж совсем плохо с финансами то можно и отложить его замену, но это очень не желательно. Хотя если распредвал в хорошем состоянии, то можете его и оставить.
- Промежуточный вал (вал привода вспомагательных агрегатов, поросенок) это вал, который вращает трамблер и масляный насос, приводится в действие моторной цепью. Этот вал очень влияет на давление в системе смазки — если втулки сильно изношены, то давление масла падает существенно. При капитальном ремонте двигателя втулки обязательно заменяются, обрабатывается развертками, вал также либо шлифуется, либо заменяется на новый. Существует также промежуточный вал на шариковых подшипниках, это помимо увеличение ресурса промвала также позволяет и повысить давление в системе смазки. Из всего этого необходимо вынести, что на момент отправки блока на проточку необходимо приобрести новый или взять с собой старий промвал для того, чтобы вам заменили втулки и прошлифовали вал (если оставляете старый), по крайней мере это так у нас.
- Если ремонтируется и ГБЦ, то необходимо приобрести и клапана, сальники клапанов, пружины (если старые не держат усилие).
- Также рекомендую заменить всю систему натяжки моторной цепи, а также саму моторную цепь, сюда входят: звездочки коленвала, распредвала, промвала, моторная цепь, башмак натяжителя моторной цепи, натяжитель моторной цепи, успокоитель моторной цепи. Опасайтесь подделок, бывали случаи, когда башмак натяжителя моторной цепи был изготовлен из немаслостойкой резины, он разрушился достаточно быстро. Успокоитель я стараюсь ставить пластмассовый, так как он если и оборвется, то может не так сильно навредить двигателю как резинометаллический.
- Обязательно заменяются сальники коленчатого вала, задний и передний.
- Также необходимо приобрести набор прокладок, можно отдельно все бумажные, а на поддон, клапанную крышку и под ГБЦ купить отдельно.
Как провести тюнинг двигателя
Чтобы усовершенствовать двигатель ВАЗ 2106, вам потребуется провести облегчение всех узлов. А именно:
- Поршней.
- Маховика.
- Коленчатого вала.
Кроме того, вам необходимо усовершенствовать системы охлаждения и смазки. Что касается поршней, то здесь вам нужно сточить внутреннюю поверхность юбки. Делать эту работу должен специалист на хорошем токарном станке. Не забывайте, что от качества проведенных работ зависит то, как будет функционировать двигатель в дальнейшем. Что касается коленчатого вала и маховика, то их необходимо дополнительно центровать после облегчения. Для этого потребуется высверливать отверстия, чтобы эти узлы имели одинаковый центр тяжести.
Тюнинг остальных систем автомобиля
Но не забывайте, что после всех этих усовершенствований стандартного охлаждения и смазки будет недостаточно. Поэтому вам потребуется провести все работы по усовершенствованию водяной помпы и масляного насоса. Последний придется полностью перебрать, чтобы обеспечить равномерную подачу смазки ко всем узлам двигателя. Система охлаждения должна функционировать с более быстрой циркуляцией антифриза. Кроме того, необходимо улучшить систему обдува радиатора.
Но на этом работы не закончены. Вам нужно провести расчет тормозной системы. Вполне возможно, что придется установить тормозные колодки с большей площадью соприкосновения. Когда производится кап ремонт двигателя ВАЗ 2106, то грех не заняться модернизацией. Только учтите, что не только мотор придется усовершенствовать.
Инструмент для притирки клапанов
Все вы знаете, для чего необходимы клапаны в двигателе. Они служат для правильного газораспределения. Другими словами, топливо в камеру сгорания должно поступать своевременно, аналогичная ситуация и с выхлопными газами. Но если между тарелкой клапана и седлом не будет зазора, либо он будет слишком большим, то газораспределение окажется нарушено. Чтобы избавиться от этой неприятности, вам нужно осуществить притирку клапанов. Для этого вам потребуется два вида притирочной пасты: для грубой и тонкой работы. Из инструментов необходима дрель с функцией реверса, а также насадка для нее. Изготовить последнюю можно из старого клапана, для этого отрезаете его стержень.
Неисправности мотора ВАЗ 2103
Наиболее частые дефекты, встречающиеся на двигателе:
- большой «жор» масла;
- сложный запуск;
- плавающие обороты или остановка на холостых оборотах.
Все эти неисправности связаны с различными причинами, о которых речь пойдёт ниже.
Автолюбители со стажем знают основные технические характеристики этого движка: в классике — бензиновый, четырёхцилиндровый, диаметр цилиндра 79 мм, на каждый цилиндр — по два клапана, рабочий объём 1568 см3, мощность 75–77 л. с., крутящий момент 3000 об/мин, поршневой ход 80 мм, степень сжатия 8,5 атмосферы, вес 121 кг.
Справедливо утверждать, что сейчас практически все современные бензиновые авто имеют инжектор, но далеко не каждый автолюбитель скажет навскидку чем инжектор отличается от карбюратора, хотя всё просто.
Карбюратор | Инжектор |
У карбюратора воздушно-топливная смесь засасывается в середину двигателя одинаковым количеством независимо от оборотов, что приводит к перерасходу топлива. | В инжекторе смесь поступает в цилиндры путём впрыскивания в точной дозировке, а поэтому существенно экономнее. |
Дизельный карбюратор в сильные морозы замерзает. | Работа этого мотора от погодных условий практически не зависит. |
Устройство не настолько привередливо к качеству бензина. | Инжекторный двигатель уменьшает загрязнение токсинами выхлопных газов. |
Важно помнить, что хотя карбюратор менее надёжен и более расходен, но при этом его можно отремонтировать самостоятельно. Ремонт инжектора, при его большей стабильности и меньшей топливной затратности, производится на СТО, поскольку диагностика возможна только при наличии спецоборудования по установленной схеме, и «весит» такой ремонт значительно дороже. Снятие мотора также подразумевает меньше проблем.
Ещё в далёком 1984 году болгары конвертировали бензиновый движок в дизельный, оставив при этом большую часть деталей «жигулевского» мотора без изменений. Правда, сохранив объём двигателя, им не удалось сохранить его мощность. Несколько изменился и вес самого движка. В этом варианте есть много как плюсов, так и минусов. Однако при нынешней цене на ДТ — не самое лучшее устройство при значительной переделке.
ПОДРОБНОСТИ: Замена помпы Ваз 2114 — Лада мастер
Проведение притирки
Чтобы работать было удобнее и эффективнее, между дрелью и клапаном устанавливается резиновая трубка. Толщина ее должна быть такой же, как у стержня клапана. Чтобы не было проворачивания, производится фиксация трубки при помощи червячных хомутов. Процедура притирки довольно простая. Необходимо смазать тарелку клапана и гнездо сначала пастой для грубой обработки. После того как все мелкие неровности поверхности исчезнут, эта паста смывается и наносится новая для тонкой обработки. Главное в этом деле – не перепутать клапаны местами после проведения притирки. На этом капитальный ремонт двигателя ВАЗ 2106 можно считать практически завершенным. В двух словах о нем рассказать невозможно, для проведения всех работ необходимы справочники.
↑ Поршневая
Поршни отлиты из алюминиевого сплава. Наружная поверхность поршня для улучшения ее прирабатываемости к стенкам цилиндра покрыта тонким слоем олова. Для компенсации неравномерного теплового расширения юбка поршня имеет сложную форму. По высоте она коническая, а в поперечном сечении овальная. Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу и на расстоянии 52,4 мм от днища поршня.
По наружному диаметру поршни (так же как и цилиндры) подразделяются на пять классов: А, В, С, D и Е через 0,01 мм, а по диаметру отверстия под поршневой палец – на три категории через 0,004 мм. Категория указывается краской на торце (первая – синяя, вторая – зеленая, третья – красная). Класс поршня (латинская буква) и категория (цифра) маркируются на днище поршня.
В запасные части поставляются поршни классов A, C, E, которых вполне достаточно для подбора поршня к любому цилиндру, так как поршни и цилиндры разбиты на классы с некоторым перекрытием размеров.
Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии на 5 мм в правую сторону двигателя. Поэтому на поршне имеется метка в виде буквы П для правильной ориентировки поршня в цилиндре. Метка должна быть обращена в сторону передней части двигателя.
С 1986 г. поршни ремонтных размеров для всех моделей двигателей ВАЗ изготавливаются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром. До 1986 г. поршни ремонтных размеров для двигателей 2103 и 2106 выпускались с увеличением на 0,4; 0,7 и 1,00 мм.
Поршни двигателей 2103 и 2106 различаются только размером (диаметром).
Поршневые кольца изготовлены из чугуна. Верхнее компрессионное кольцо с бочкообразной хромированной наружной поверхностью. Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа, фосфатированное.
Поршневые пальцы запрессовываются в верхнюю головку шатуна и свободно вращаются в бобышках поршня. По наружному диаметру пальцы разбиты на три категории через 0,004 мм.
Категория пальца маркируется на его торце соответствующим цветом:
- 1-я – синим,
- 2-я – зеленым,
- 3-я – красным.
Шатун стальной, кованый. Нижняя головка шатуна разъемная, в ней устанавливаются шатунные вкладыши. Шатун обрабатывается вместе с крышкой и поэтому они невзаимозаменяемы с крышками других шатунов. Чтобы при сборке не перепутать крышки шатунов, на шатуне и его крышке (сбоку) имеется клеймо номера цилиндров, в который они устанавливаются. При сборке цифры на шатуне и крышке должны находиться на одной стороне.
Источник Источник Источник http://expertvaz.ru/2106/remont-dvigatelya.html
Источник Источник Источник http://www.rtiivaz.ru/2019/10/vaz-2106-engine-in-3d/
Источник Источник Источник Источник Источник http://prometey96.ru/modeli/remont-dvigatelya-vaz-2106.html