Характеристики, обслуживание и ремонт двигателя ЗИЛ-645
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ
РАМА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ
СОДЕРЖАНИЕ
1 Рама автомобиля
2 Номер рамы ЗИЛ-130
3 Маркировка автомобиля
4 Ремонт рамы
5 Ремонт тягово-сцепного устройства
Рама автомобиля ЗИЛ-433360 клепаная, из штампованных деталей, состоит из двух лонжеронов переменного швеллерного сечения, соединенных поперечинами. В передней части рамы установлены удлинители рамы и буфер (рис.6-1).
Рама ЗИЛ-130
В отверстии задней поперечины рамы смонтировано тягово-сцепное устройство с резиновым буфером, обеспечивающим двустороннюю амортизацию, и крюком с защелкой для соединения со сцепной петлей прицепа. На шасси самосвала ЗИЛ—494560 установлена буксирная петля.
Основные параметры
Характеристика ЗИЛ 645 (4331) в конструктивном плане представляет собой усовершенствованный вариант 130-й серии с полностью переделанной кабиной. В основе машины лежит мощная рама, изготовленная из сверхпрочной стали. Ведущий мост оснащен зависимой подвеской с полуэллиптическими скользящими рессорами.
С узлом подвески также агрегируют два амортизатора. Задний аналогичный блок состоит из пары рессор и добавочных элементов. Благодаря конструктивным особенностям транспортное средство могло выдерживать нагрузку до двадцати трех тонн.
Автомобиль оборудуется тормозами с двумя пневматическими контурами. К особенностям этого узла относится совмещение главного и стояночного тормоза. Дополнительный агрегат взаимодействует с ведущей частью заднего моста посредством аккумуляторов. Кроме того, в системе используется спиртовой наполнитель, не позволяющий замерзнуть конденсату в холодное время года.
Номер рамы ЗИЛ-130
Номер рамы до 91 года набивался краской. После 91г набивали на раме цифры набивкой по железу, в конце рамы или перед кабиной, с правой сторны лонжерона. Инспекторы отлично об этом знают, их цель утилизировать все старе авто. Сейчас они нас не трогают, но только дойдет дело до регистрационных действий сразу возникнут проблемы с регистрацией автомобиля. Они знают каждую модель, в каком году и где нанесен номер рамы их этому обучают. Можно сделать кое что, с номером который рисовали краской.
номер рамы краской
Найдите то место где он был нанесен, хоть одну цифру. Посмотрите какой был шрифт. Наберите на компьютере такой же шрифт, вырежьте трафарет с вашим номером и на тоже место только краской с баллончика белой нанесите его. Наша задача сделать максимально приближенно к заводскому оригиналу и у инспекторов к вам не будет вопросов. Со временем краска поблекнет и будет выглядеть как заводской номер.
номер рамы ЗИЛ набитый
рама ЗИЛ
МАРКИРОВКА АВТОМОБИЛЯ
в сводной табличке заводских данных, которая крепится в кабине справа, на подставе сиденья пассажира (рис. 114). Буквы ХТ2 в начале идентификационного номера обозначают в закодированном виде данные о заводе изготовителе: Х — географическую зону страны; Т — страну; 2 —завод-изготовитель. Шесть последующих цифр обозначают модель автомобиля, далее — номер шасси и двигателя.
Латинская буква перед номером шасси обозначает закодированный год изготовления автомобиля.
Кроме того номер шасси нанесен краской на правом лонжероне рамы автомобиля, а номер двигателя (рис. 115) выбит на верхней передней части блока цилиндров двигателя (средняя строчка) на горизонтальной площадке возле рым—болта. Там же выбит номер модели двигателя(верхняя строчка) и год его выпуска (нижняя строчка).
Маркировка автомобиля ЗИЛ
История двигателя
Автомобиль, в котором был использован двигатель ЗИЛ 645, был создан на заводе им. Лихачева в 70-ых годах 20 века. На тот момент автопром страны испытывал острую нехватку высокомощных моделей, что привело к необходимости создания нового агрегата. По сути, двигатель не был полностью новым, так как за его основу был взят ДВС, устанавливаемый на модели КАМАЗа.
Автомобиль ЗИЛ
Двигатель выпускался в 2-х основных вариантах исполнения — бензиновом и дизельном. Впоследствии дизель стал стоить значительно меньше бензина, что сделало эксплуатацию соответствующих модификаций моторов гораздо более выгодной. Это подтверждается количеством реализованных производителем грузовиков с дизельной модификацией мотора, которое превышает 1,5 млн.
Ремонт рамы
При ремонте рам необходимо проверить плотность заклепочных соединений, наличие трещин в полках лонжеронов и поперечин, а также возможный прогиб и перекос лонжеронов. Ниже приведены рекомендации по исправлению обнаруженных на рамах неисправностей.
Заклепочные соединения проверяются простукиванием молотком. Ослабленные (дребезжащие) заклепки следует заменить. Подтягивание ослабленных заклепок эффекта не дает. Изношенные отверстия следует рассверлить под увеличенный диаметр заклепки. При большом износе отверстий под заклепки (более 15 % номинального диаметра) отверстия можно заварить и просверлить заново, а затем упрочить их Прогонкой через них конического пробойника.
Заклепки должны плотно входить в свои отверстия. При наличии смещения сопрягаемых деталей или при различном диаметре отверстий в них отверстия следует рассверлить или развернуть разверткой. Сопрягаемые детали рамы должны быть плотно прижав друг к другу, так как наличие зазора позволит телу осажеваемой заклепки заполнить этот зазор образовав так называемую “глухую” шайбу. При затруднениях следует устранить зазор, пользуясь рядом расположенным отверстие стянуть сопрягаемые детали болтом с гайкой или струбцин и только после этого вести клепку.
Чертеж рамы
Чертеж рамы ЗИЛ-130
В гаражных условиях рекомендуется пользоваться горячей клепкой, то есть с нагревом заклепок в электрических или других нагревательных печах. Горячая заклепка после остывания еще плотнее стянет сопрягаемые детали. На авторемонтных заводах предпочтение следует отдавать гидроклепке с применением холодных заклепок. Для того чтоб не нарушать установленного положения деталей, замену & клепок следует производить последовательно, то есть сначала срубить одну заклепку, на ее место установить новую, затем срубить следующую и т.д.
Головки заклепок после клепки должны быть правильно расположены (по оси заклепки), полностью обжаты и должны иметь геометрически правильную форму без перекосов, наплывов и трещин. Диаметр вновь образованной головки заклепок должен быть не менее 1,5 диаметра стержня. Заклепочные соединения должны обеспечить плотное прилегание поверхностей соединяемых деталей на диаметре, равном двум диаметрам стержня заклепки. Допускается замена срубленной заклепки болтом с пружинной шайбой и гайкой.
Прогибы и перекосы. Определяются осмотром, а также проверкой с помощью линеек и шаблонов. Погнутость лонжеронов в плоскости вертикальной стенки не должна превышать 2 мм на дикие 1000 мм или 5 мм на всей длине лонжерона. Правку погнутых деталей рамы производят в холодном состоянии.
Взаимное смещение лонжеронов рамы, вызывающее неперпендикулярность поперечин по отношению к лонжеронам не допускается. Продольное смещение лонжеронов можно проверить, замерив расстояние между двумя накрест лежащими отверстиями под болты подвески двигателя. Перекошенную раму следует переклепать с заменой погнутых деталей.
ЗИЛ-130 рама размеры
ЗИЛ-130 рама размеры
Трещины. При обнаружении трещин на кронштейнах крепления рессор амортизаторов. Эти детали следует заменить. При наличии трещин на лонжеронах рамы надо определить границы трещин. Для этого рекомендуется тщательно зачистить трещину до металлического блеска, промыть керосином, насухо протереть и простучать молотком. При наличии трещины будет выступать керосин.
В конце трещины или отступив от нее на 5…8 мм, следует поставить отметку керном и по керну засверлить сквозное отверстие диаметром 5 мм. Разделить зубилом или наждачным кругом канавку под углом 90° вдоль по трещине под заварку на глубину 3 мм с обеих сторон. Трещину заварить с двух сторон, начиная с засверленного отверстия и до конца трещины. Разделку под заварку можно заменить пропиловкой дефектной детали рамы ножовкой вдоль по трещине на всю ее длину.
При ремонте деталей рамы должна применяться ручная электродуговая сварка качественными электродами или полуавтоматическая сварка в защитной среде. Выполнять сварочные работы должен высококвалифицированный сварщик. Для заварки трещин деталей рамы, по данным НИИАТ, рекомендуется применять электроды ОЗС-б, ВН—48 и УОНИ 13/55.
Наплавка сварного шва не должна возвышаться над поверхностью детали более чем на 2 мм. В зоне сварки в результате термического влияния снижается усталостная прочность металла. Упрочнение этой зоны можно произвести наклепом с использованием пневматического или слесарного молотка. Любые трещины лонжеронов и поперечин можно ремонтировать сваркой постановкой усилительных накладок (рис.6-2).
Типы усилительных накладок
Накладка должна быть плотно подогнана по конфигурации усиливаемой детали и соединена с деталью заклепками или болтами. Приварку усилительных накладок во всех случаях следует производить только продольными швами. При постановке усилительных накладок не следует создавать излишней жесткости узла в месте появления трещин, так как это вызывает появление новых трещин у концов усилительных накладок. Материалом усилительных накладок может быть сталь 3, сталь 0,8 или сталь 20 толщиной 5 мм.
VESKO-TRANS.RU
АвтоНовости / Обзоры / Тесты
- Home
- Автогараж
- Где Находится Номер Рамы Зил 130
Где Находится Номер Рамы Зил 130
Номер рамы зил 130 фото
Вас интересует: Номер рамы зил 130 фото. (Здесь собраны фото на эту тематику, но релевантность не гарантируется.) Если Вы обнаружили, что какое-то фото нарушает авторские права или имеет не допустимый характер, пожалуйста сообщите нам ([email protected]).
Warelius: номер шасси рам зил-130 источник
Рама зил 131 — Запчасти. Рубцовск источник
Номера двигателя и шасси на ЗиЛ-157 — Форум источник
форум Дальнобойщики Автоперевозки u2022 Просмотр темы — ЗИЛ, где номер. источник
Выбор ЗиЛа 43. | Форум ЗиЛ 131/ источник
Табличка на кабину. | Форум ЗиЛ 131/ источник
Без флуда] Выручайте! Фото номеров рамы источник
форум Дальнобойщики Автоперевозки u2022 Просмотр темы — ЗИЛ, где номер. источник
Номера двигателя и шасси на ЗиЛ-157 — Форум источник
Рама автомобилей ЗИЛ-133Г40 и ЗИЛ-133Д42 | Автозапчасти для ЗИЛ. источник
Обзор ЗИЛ — 130
авто грузовик 4 года отроду номер
задний заржавел напрочь ((находился за задними колесами) передний частичн…
Форум владельцев и любителей ЗИЛ 157 u2022 Просмотр темы — номер на. источник
SsangYong Rexton: Долой предрассудки источник
Рама, буксирный прибор | Автозапчасти для ЗИЛ 131 | Автокаталог. источник
Рамы ЗИЛ 130, Донецк источник
Рамы автомобилей ЗИЛ-431410, ЗИЛ-431510, ЗИЛ-495810 и ЗИЛ-431917. источник
Рама | Автозапчасти для ЗИЛ 433360 | Автокаталог запчасти ЗИЛ источник
Рама ЗИЛ 431410 (130) (Чертеж № 27: список деталей, стоимость. источник
Ставим манипулятор на Dyna, вопросы по усилению рамы. источник
номер рамы зил 130 фото | Фотографии автомобилей источник
Рама автомобиля ЗИЛ-5301 ЗИЛ-5301 (2006) (Чертеж № 95: список. источник
Рама | Автозапчасти для ЗИЛ 433100 | Автокаталог запчасти ЗИЛ источник
Рама, буксирный прибор ЗИЛ 131u2014 источник
Рама ЗИЛ-433110 (Чертеж № 73: список деталей, стоимость запчастей. источник
ЗиЛ 130(554) колхозник-разборка. :: JARMAROK — безкоштовні. источник
ЗиЛ 130(554) колхозник-разборка. :: JARMAROK — безкоштовні. источник
Рама ЗИЛ 433360u2014 источник
Рамы ЗИЛ 130, Донецк источник
Золотые руки! u2014 Dirty models источник
Рама седельных тягачей ЗИЛ-131НВ и ЗИЛ-137Т | Автозапчасти для ЗИЛ. источник
Габариты и вес
Грузовик имеет следующие параметры:
- длина/ширина/высота – 6,37/2,5/2,65 метра;
- расстояние между передними/задними колесами – 1,93/1,85 м;
- просвет дорожный – 33 сантиметра;
- объем системы охлаждения – 26,5 литра;
- чистый вес платформы – 860 килограмм;
- масса коробки передач в сборе составляет 200 килограмм, а аналогичный показатель кабины – 0,55 тонны.
Общий вес автомобиля составляет порядка 11,5 тонны с полной нагрузкой, что позволяет выдерживать режим проезда по мостам и другим инженерным сооружениям на дорогах.
Где номер двигателя на зил 130
ЗиЛ (Завод имени Лихачева) — автомобильный завод в центре Москвы, история которого началась еще в 1916 году. Эта организация известна, прежде всего, своими грузовыми автомобилями, вроде Зил-131, -130, -4331, Бычок и т.д. Кроме грузовиков, ЗиЛ выпускал автомобили для советской партийной верхушки: ЗиЛ-4104 в разных исполнениях, ЗиЛ-4105, -117. Были и автобусы на базе Бычка — ЗиЛ-3250, на базе представительских автомобилей — ЗиЛ-118 и другие более старые модели. В данное время завод ничего не выпускает, что неудивительно, ибо его территории застроены жилыми районами.
Посмотрим, какие двигатели ставили на ЗиЛ, и чем они отличаются друг от друга. Наиболее известные модели это малотоннажники 5301 Бычок, которые оснащались дизельным двигателем ММЗ Д-245. Под капотом среднетоннажных ЗиЛ-4331 встречаются все те же дизельные двигатели Д-245, а так же ММЗ Д-260; Зил-0550, -508.10, -508.30 и -645; ЯМЗ-236; Caterpillar 3116 и 3114. Предшественником вышеописанной модели является ЗиЛ-130, который шел с двигателями Зил-130, -138 и -157. У этой модификации есть полноприводный родственник — ЗиЛ-131, с двигателями Зил-131 и 508. Модель ЗиЛ-4334 пришла на смену ЗиЛ-131 и оснащалась рядом различных моторов: Зил-508, -645, -6451, -0550; ММЗ Д-245.30; Caterpillar 3116. Было еще много различных грузовых и легковых автомобилей со своими двигателями, но они менее распространены.
Здесь вы найдете все основные технические характеристики двигателей ЗиЛ (объем, мощность, вес, масло и др.), их модификации, неисправности (греется, стучит, троит, вибрирует и т.д.) и что нуждается в ремонте. Кроме того, мы расскажем, где находится номер двигателя на ЗиЛе, какой ресурс моторов, какое масло лить, сколько и как часто его менять.
Автор Black задал вопрос в разделе ГИБДД, Обучение, Права
Где находится номер двигателя на ЗИЛ-130? и получил лучший ответ
Ответ от Виктор[гуру]Если посмотреть на компрессор сверху то справа от него, на блоке двигателя можно увидет номер ДВС
сколько весит двигатель зил – 130 Двигатель ЗиЛ-130; АИ76; карб. ; 490кг Вот здесь несколько другие данные — 445 кг:
МАРКИРОВКА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131Н
Модель, номер шасси и номер двигателя указаны в вводной табличке заводских данных, которая крепится справа на подставе пассажирского сиденья (рис. 108).
Буквы XTZ в начале идентификационного номера обозначают в закодированном виде данные о заводе-изготовителе:
X — географическую зону; Т — страну; Z — завод-изготовитель. Шесть следующих цифр обозначают модель автомобиля.
Кроме того номер шасси выбит на заднем конце правого лонжерона рамы автомобиля, а номер двигателя (средняя строчка рис. 109) — на горизонтальной площадке верхней передней части блока двигателя около рым-болта. Там же выбиты
модель двигателя (верхняя строчка) и год выпуска двигателя (нижняя строчка).
VESKO-TRANS.RU
АвтоНовости / Обзоры / Тесты
- Home
- Автогараж
- Где Находится Номер Рамы Зил 130
Где Находится Номер Рамы Зил 130
Номер рамы зил 130 фото
Вас интересует: Номер рамы зил 130 фото. (Здесь собраны фото на эту тематику, но релевантность не гарантируется.) Если Вы обнаружили, что какое-то фото нарушает авторские права или имеет не допустимый характер, пожалуйста сообщите нам ([email protected]).
Warelius: номер шасси рам зил-130 источник
Рама зил 131 — Запчасти. Рубцовск источник
Номера двигателя и шасси на ЗиЛ-157 — Форум источник
форум Дальнобойщики Автоперевозки u2022 Просмотр темы — ЗИЛ, где номер. источник
Выбор ЗиЛа 43. | Форум ЗиЛ 131/ источник
Табличка на кабину. | Форум ЗиЛ 131/ источник
Без флуда] Выручайте! Фото номеров рамы источник
форум Дальнобойщики Автоперевозки u2022 Просмотр темы — ЗИЛ, где номер. источник
Номера двигателя и шасси на ЗиЛ-157 — Форум источник
Рама автомобилей ЗИЛ-133Г40 и ЗИЛ-133Д42 | Автозапчасти для ЗИЛ. источник
Обзор ЗИЛ — 130
авто грузовик 4 года отроду номер
задний заржавел напрочь ((находился за задними колесами) передний частичн…
Форум владельцев и любителей ЗИЛ 157 u2022 Просмотр темы — номер на. источник
SsangYong Rexton: Долой предрассудки источник
Рама, буксирный прибор | Автозапчасти для ЗИЛ 131 | Автокаталог. источник
Рамы ЗИЛ 130, Донецк источник
Рамы автомобилей ЗИЛ-431410, ЗИЛ-431510, ЗИЛ-495810 и ЗИЛ-431917. источник
Рама | Автозапчасти для ЗИЛ 433360 | Автокаталог запчасти ЗИЛ источник
Рама ЗИЛ 431410 (130) (Чертеж № 27: список деталей, стоимость. источник
Ставим манипулятор на Dyna, вопросы по усилению рамы. источник
номер рамы зил 130 фото | Фотографии автомобилей источник
Рама автомобиля ЗИЛ-5301 ЗИЛ-5301 (2006) (Чертеж № 95: список. источник
Рама | Автозапчасти для ЗИЛ 433100 | Автокаталог запчасти ЗИЛ источник
Рама, буксирный прибор ЗИЛ 131u2014 источник
Рама ЗИЛ-433110 (Чертеж № 73: список деталей, стоимость запчастей. источник
ЗиЛ 130(554) колхозник-разборка. :: JARMAROK — безкоштовні. источник
ЗиЛ 130(554) колхозник-разборка. :: JARMAROK — безкоштовні. источник
Рама ЗИЛ 433360u2014 источник
Рамы ЗИЛ 130, Донецк источник
Золотые руки! u2014 Dirty models источник
Рама седельных тягачей ЗИЛ-131НВ и ЗИЛ-137Т | Автозапчасти для ЗИЛ. источник
Модификации
За время выпуска рассматриваемого грузовика было разработано более десятка модификаций. Особо отметить можно некоторые из них:
- 433100 представляет собой базовую версию с 645-м дизельным мотором;
- 433102 – модель с улучшенным шасси;
- 432900 – модификация с дизельным двигателем и укороченной базой;
- 433104 – пожарный автомобиль;
- 433116 – вариант, предназначенный для экспорта;
- 4332А – версия с удлиненной базой и мотором 645, которая не выпускалась серийно;
- седельные тягачи с основой 3,8 или 3,3 метра;
- вариация со спальной кабиной.
Рассматриваемый автомобиль оснащался универсальным типом кузова, что позволяло транспортировать не только сыпучие грузы, но и жидкости, а также твердые материалы и прочие приспособления.
Где находится номер двигателя на зиле
МАРКИРОВКА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131Н
Модель, номер шасси и номер двигателя указаны в вводной табличке заводских данных, которая крепится справа на подставе пассажирского сиденья (рис. 108).
Буквы XTZ в начале идентификационного номера обозначают в закодированном виде данные о заводе-изготовителе:
X — географическую зону; Т — страну; Z — завод-изготовитель. Шесть следующих цифр обозначают модель автомобиля.
Кроме того номер шасси выбит на заднем конце правого лонжерона рамы автомобиля, а номер двигателя (средняя строчка рис. 109) — на горизонтальной площадке верхней передней части блока двигателя около рым-болта. Там же выбиты
модель двигателя (верхняя строчка) и год выпуска двигателя (нижняя строчка).
Рис, 108. Места нанесения номера шасси и установки заводской таблички
ХРАНЕНИЕ И КОНСЕРВАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131Н
Допускается кратковременное (не более двух месяцев) хранение автомобилей на открытых площадках без консервации. В случае необходимости слить жидкость из системы охлаждения и омывателя ветрового стекла. Затем надо вновь залить охлаждающую жидкость в систему охлаждения, добавив в нее по 14 г нитрита натрия, двухромовокислого калия и тринатрийфосфата; пустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 80 . 90 °С. После этого охлаждающую жидкость из системы охлаждения нужно полностью слить.
Автомобили, эксплуатация которых не планируется в течение длительного времени, следует консервировать в соответствии с требованиями ведомственных инструкций по хранению и консервации автотракторной техники и имущества.
При отсутствии ведомственной инструкции необходимо выполнить следующие работы: провести очередное ТО;
слить жидкость из системы охлаждения и омывателя ветрового стекла, как указано выше;
залить в каждый цилиндр двигателя через отверстия для свечей зажигания по 30 . 50 v горячего обезвоженного моторного масла и провернуть коленчатый вал пусковой рукояткой на 10 . 20 оборотов; ослабить натяжение приводных ремней) плотно обвязать промасленной бумагой воздушные фильтры двигателя и маолозаливной горловины, трубку указателя уровня маела и выпускную трубу глушителя;
плотно обвязать промасленной бумагой места входа рычагов управления в крышки агрегатов, заклеить промасленной бумагой зазоры между тормозными барабанами и щитами; колпачки сапунов обернуть изоляционной лентой;
Двигатель ЗИЛ 130: Технические характеристики и устройство
В судьбе старейшего автомобильного завода России (1916 год основания), названного в честь Ивана Алексеевича Лихачёва, главную роль сыграли два одноимённых изделия, автомобиль и двигатель ЗИЛ 130. Оба агрегата стали олицетворением предприятия, надолго закрепив за ним славу производителя надёжных, долговечных и не «убиваемых» машин и силовых установок.
Начало выпуска стартовало в 1964 году. Мотор для автомобиля создавали, беря за основу тяговую установку ЗИЛ-111, внеся в конструкцию много изменений. Полученный продукт известен каждому жителю нашего региона, поскольку в конце производственного периода по дорогам курсировало свыше 3000000 экземпляров «сто тридцатых». Для того времени и машина и двигатель – образец качества, и неприхотливости. Показатели повлияли на популярность изделия, сделав востребованным и незаменимым среди грузовой техники.
Двигатель ЗИЛ-508
Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.
Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.
Явление народу
Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой.
Прототип ЗИЛ-130, 1956 г.
На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году.
На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году.
Весьма смелым, даже по международным стандартам, был экстерьер грузовика. Внешний вид доверили молодому выпускнику «Строгановки» (Московского художественно-промышленного училища) Эрику Владимировичу Сабо. Ничего подобного до тех пор, да и потом, среди нашей грузовой техники не было. Рельефная решетка радиатора, стильные обводы кабины и, самое главное, панорамное лобовое стекло! Подобным изяществом могли похвастать разве что правительственные ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111.
Подбор поршневых колец.
Размеры поршневых колец должны соответствовать размерам цилиндров и поршней. Поршневые кольца 1-го и 2-го ремонтных размеров на боковой поверхности около размера имеют соответственно маркировку «+0,5» и «1,0». Световой зазор между стенкой цилиндра и наружной поверхностью колец, установленных в цилиндр, не допускается. Поршневые кольца должны быть подобраны по цилиндрам так, чтобы тепловой зазор в замках колец, вставленных в цилиндр перпендикулярно его оси на глубину 10—15 мм от его верхней кромки, был для верхних компрессионных колец 0,35—0,70 мм, для нижнего компрессионного кольца 0,30—0,65 мм, для маслосъемного кольца 0,3—1,0 мм. При зазорах, менее указанных, допускается подпиливание стыков колец. Плоскости стыков после подпиливания должны быть параллельными. Зазоры между поршневыми канавками и компрессионными кольцами по высоте должны быть 0,050—0,082 мм; измерить зазор можно плоским щупом.
ЗИЛ-130 из первой опытной партии 1962 г.
Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу.
Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу.
Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком. Конечно, были и другие цвета, в том числе и темно-зеленый. Но большинство автомобилей были именно голубого цвета.
Поршень
Поршни отлит из алюминиевого сплава и покрыт оловом, для ускорения приработки юбки поршня к цилиндру. Ось поршневого пальца смещена на 1,6 мм от оси поршня.
Параметр | Значение |
Диаметр, мм | 100,0 – 100,06 |
Компрессионная высота, мм | 62,5 |
Вес, г | 782 — 822 |
Поршневые пальцы стальные, плавающие, пустотелые. Наружный диаметр пальца – 28 мм, внутренний – 19 мм. Длина поршневого пальца – 82 мм.
ЗИЛ-130
Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года.
Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года.
ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Расчетный пробег до капитального ремонта в 300 тысяч километров для шестидесятых был очень приличным показателем. В мае 1973 года провели масштабные ресурсные испытания 130-го на автополигоне НАМИ. Дистанцию в 25 тысяч километров он прошел за 12 дней. При этом ни одной поломки зафиксировано не было. Но, невероятно удачная конструкция отчасти стала и проклятьем завода…
Блок цилиндров
Блок цилиндров ЗИЛ 130 отлит из чугуна, с несущей водяной рубашкой и вставными мокрыми гильзами. Для увеличения жесткости водная рубашка разделена перегородками на замкнутые силовые контуры. Гильзы цилиндров отлиты из чугуна СЧ18-36 с ограниченным до 5% содержанием феррита. В верхнюю часть гильзы запрессована на 50 мм вставка из коррозионностойкого аустенитного чугуна (это обеспечивает ресурс гильз до 200 тыс. км). Толщина гильзы 7,5 мм, высота гильзы — 188,5 мм. Распределительный вал установлен в блоке цилиндров.
Параметр | Значение |
Материал | Высокопрочный чугун |
Диаметр цилиндра, мм | 101,48 – 101,54 |
Диаметр расточки опор коленчатого вала (под коренные вкладыши), мм | 79,500 — 79,525 |
ЗИЛ-130 на автокроссе
Хорошая энерговооруженность и прочная кабина сделали ЗИЛ-130 отличным «кроссменом». 130-е и сегодня продолжают выступать в автокроссе.
Хорошая энерговооруженность и прочная кабина сделали ЗИЛ-130 отличным «кроссменом». 130-е и сегодня продолжают выступать в автокроссе.
Запоздалая смена
Само собой, почивать на лаврах никто не собирался. Какой бы удачной ни была конструкция, прогресс не стоит на месте. И нужно готовить преемника. Но в конце 60-х годов конструкторы ЗИЛа были заняты разработкой семейства бескапотных грузовых автомобилей с дизельным двигателем и грузоподъемностью восемь тонн. В декабре 1969 года были собраны первые образцы нового автомобиля ЗИЛ-170, позже превратившегося в КАМАЗ-5320. Лишь в 1976 году, когда было запущено серийное производство КАМАЗов в Набережных Челнах, завод имени Лихачева, наконец, приступил к разработке собственного автомобиля, преемника 130-го. Однако время было упущено. ЗИЛ-130 к тому моменту окончательно устарел.
Коленчатый вал
Коленчатый вал ЗИЛ 130 стальной (сталь 45),кованный, четырехколенный, пятиопорный. Шатунные и коренные шейки закалены. Коленчатый вал выполнен по крестообразной схеме для лучшего уравновешивания двигателя.
Параметр | Значение |
Диаметр коренных шеек, мм | 74,48 — 74,50 |
Диаметр шатунных шеек, мм | 65,48 — 65,50 |
Вес колевала ЗИЛ 130 – 53,75 кг, с маховиком – 77,917 кг, со сцеплением и шкивом – 102,62 кг.
Самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.
Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.
Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.
Лишь в 1978 году в производство запустили обновленную машину 130–76, которую легко отличить по видоизмененному «лицу» (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил новый индекс — 431410. Но как бы он ни назывался, это был все тот же 130-й, главным недостатком которого оставался прожорливый бензиновый двигатель. И если для КАМАЗа дизельный агрегат был создан Ярославским моторным заводом, то ЗИЛу пришлось разрабатывать собственный дизель с нуля. Работа над автомобилем и двигателем шла долго и мучительно. В итоге преемник 130-го — ЗИЛ-4331 добрался до конвейера лишь в 1987 году. А новым дизельным двигателем ЗИЛ-645 оснащались далеко не все автомобили. Большинство новых машин выпускали с прежним бензиновым мотором.
Длиннобазная модификация ЗИЛ-431510
В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года.
В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года.
По сути, новый грузовик был глубоко модернизированной «стотридцаткой» с новой кабиной. Более того, параллельно выпускались оба поколения автомобилей. Последний ЗИЛ-431410 сошел с конвейера уже в постсоветское время — в 1994 году. За тридцать лет выпуска ЗИЛ-130 оброс большим количеством модификаций. А общий тираж составил почти три с половиной миллиона экземпляров! Это делает 130-й не только легендарным, но и одним из самых массовых автомобилей в истории нашего автопрома.
Указания по смазке автомобиля ЗИЛ-431410
Техническое обслуживание автомобиля предусматривает применение только тех масел и смазок, которые рекомендованы заводом.
Срок службы автомобиля в большой степени зависит от своевременного и правильного проведения операции смазки, а также от сортов, качества и чистоты применяемых масел.
При применении для линейных двигателей масел с присадками cрок службы таких масел может быть увеличен (по километражу пробега) примерно в 1,5 раза. Применение для V – образных двигателей масел без присадок не допускается.
Точное выполнение всех указаний по смазке автомобилей является обязательным. Применение масел и смазок, не указанных в таблице, а также нарушение сроков смазки не допускаются. В таблицах смазки наряду с основным маслом даются наименования масел-заменителей. Использование заменителей снижает долговечность агрегатов, а также увеличивает трудовые затраты на их замену, так как срок их службы в агрегатах меньше.
Смазка автомобилей должна производиться при техническом обслуживании (ТО-1 и ТО-2) в соответствии с таблицей смазки.
Сливать из агрегатов масло при его замене необходимо сразу после остановки автомобиля, когда агрегаты прогреты. При сливе масла необходимо очищать магниты сливных пробок. Заправлять автомобили холодным маслом при большой вязкости нельзя. Масло перед заправкой должно быть подогрето.
Перед смазкой узлов автомобиля через пресс-масленки необходимо тщательно очистить их от грязи, после смазки необходимо удалить с деталей всю выступившую наружу смазку.
После преодоления автомобилем брода или длительной работы в воде необходимо проверить, не попала ли вода в агрегаты. В случае обнаружения воды в двигателе или других агрегатах необходимо слить старое масло и залить новое.
Таблица В. 1 – Химмотогическая карта автомобиля ЗИЛ-431410 и его модификация
Номер на рисунке | Наименование механизма | Наименование эксплуатационных материалов (ГОСТ, ТУ) | Количество смазки | Периодичность замены эксплуатационных материалов | Примечание | ||
Основные | Дублирующие | 1100-2300 км (ТО-1) | 5500-9200 км (ТО-2) | Прочие обслуживания) | |||
Двигатель | Бензин А-76 ГОСТ 2084-77 | Бензин АИ-80 ГОСТ Р51105-97 | 31 л/100 км | ||||
1.1 | Картер двигателя при включенном масляном радиаторе | М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 | SAE-10, SAE-20, (при t от 0 до -12º С) | ||||
Датчик ограничителя частоты вращения двигателя | М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 | SAE-10, SAE-20, | Несколько капель (1 точка) | ||||
Распределитель зажигания | М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 | SAE-10, SAE-20, | Несколько капель (3 точки) | ||||
3.1 | Валик привода распеделителя | Смазка 113С ГОСТ 6267-74 | Литол-24 ГОСТ 21150-87 | По потребности (1 точка) | – | + | – |
Воздушный фильтр двигателя | М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 | SAE-10, SAE-20 | 0,63 л (1 точка) | – | – | – | В условиях сильной запыленности воздуха менять масло через день |
Продолжение таблицы В.1
Воздушный фильтр вентиляции картера двигателя | М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 | SAE-10, SAE-20 | 0,07 л (1 точка) | – | + | – | То же | |
Подшипники водяного насоса | Смазка 113С ГОСТ 6267-74 | Литол-24 ГОСТ 21150-87 | 0,215 кг (1 точка 11:53а) | – | – | + | ||
Подшипники генератора | Смазка 113С ГОСТ 6267-74 | Литол-24 ГОСТ 21150-87 | По потребности (2 точки) | – | – | + | Через 75000 км | |
Втулки вилки включения сцепления | Солидол С ГОСТ 3333-80 | Солидол Ж ГОСТ 3333-80 | -//- | – | + | – | Набивать смазку до появления свежей смазки | |
– | Втулки оси педали сцепления | -//- | -//- | -//- | – | + | – | То же |
Картер КПП | ТМ-3-18 (ТАп-15В) Зимой ТМ-4-18 (ТСп-14); ГОСТ 17479.2-85 | ТМ-3-9 (ТСп10); ГОСТ 17479.2-85 SAE-80 при t ниже 0ºС, SAE-90 при t от 0º до 32ºС, SAE-140 при t выше 32ºС | 5,1 (1 точка) | – | – | + | ||
Игольчатые подшипники карданных шарниров | Смазка 158С ГОСТ 20421-75 | Смазка ЦИАТИМ- 201 ГОСТ 6267-74 | По потребности (3 точки) | – | + | – | ||
Шлицы карданных валов | Смазка 113С ГОСТ 6267-74 | Литол-24 ГОСТ 21150-87 | 0,20 кг (1 точка) | – | – | + | Через 15000-27000 км пробега вынуть шлицевую втулку, удалить старую смазку и заложить новую |
Продолжение таблицы В.1
Картер редуктора заднего моста | ТМ-3-18, ТМ-4-18 ГОСТ 17479.2-85 | ТМ-3-9 ГОСТ 17479.2-85, SAE-90, SAE-140 | 4,5 кг (1 точка) | – | – | + | Проверить при ТО-2 уровень масла, промыть воздушные каналы сапуна и долить масло до уровня контрольной пробки | |
Подшипник промежуточной опоры карданного вала | Смазка 113С ГОСТ 6267-74 | Литол-24 ГОСТ 21150-87 | 0,04 кг (1 точка) | – | – | + | Смазывать через 2200-4600 км пробега | |
Гидроусилитель и механизм рулевого управления | Масло марки «Р» ТУ 38.101.179-71 | Масло типа А для автоматических трансмиссий | 2,75 л (1 точка) | + | – | – | При применении масла-заменителя менять масло два раза в год (весной и осенью) | |
Шарниры карданного вала рулевой колонки | Смазка 158С ГОСТ 20421-75 | Смазка ЦИАТИМ- 201 ГОСТ 6267-74 | По 1,0-1,2 г (2 точки) | – | – | + | ||
15.1. | Шлицы карданного вала рулевой сошки | Смазка 113С ГОСТ 6267-74 | Литол-24 ГОСТ 21150-87 | -//- (1 точка) | – | – | + | Один раз в год разобрать вал, удалить старую смазку и смазать шлицы свежей смазкой |
Продолжение таблицы В.1
Шарнир рулевых тяг | Солидол любой марки ГОСТ 3333-80 | – | -//- (4 точки) | + | – | – | Смазать шарниры через пресс-масленку |
Шкворни поворотных кулаков | -//- | – | -//- (4 точки) | + | – | – | То же |
Пальцы передней и задней подвесок | -//- | – | -//- (4 точки) | + | – | – | То же |
Телескопические амортизаторы | Амортизационная жидкость АЖ-12 ГОСТ 57388-78 | – | -0,41 л (2 точки) | – | – | + | Замена через 25000-30000 км пробега, но не реже одного раза в год |
Подшипники ступиц колес передней оси | Смазка 113С ГОСТ 6267-74 | Литол-24 ГОСТ 21150-87 | 0,5 кг (2 точки) | – | – | + | Менять через 10000-18000 км пробега |
20.1 | Подшипники ступиц колес заднего моста | Смазка 113С ГОСТ 6267-74 | Литол-24 ГОСТ 21150-87 | 1,0 кг (2 точки) | – | – | + |
Червячные пары регулировочных рычагов колесных тормозов | Солидол С ГОСТ 3333-88 | Солидол Ж ГОСТ 3333-88 | 0,18 кг (4 точки) | – | – | + | Смазку добавлять через 10000-18000 км пробега |
Валы разжимных кулаков | Солидол С ГОСТ 3333-88 | Солидол Ж ГОСТ 3333-88 | По потребности (6 точек) | + | – | – | |
Стебель крюка буксирного устройства | Солидол любой марки ГОСТ 3333-88 | – | То же (2 точки) | + | – | – | Смазать через 5000-9000 км пробега |
Оси собачки и защелки крюка буксирного устройства | М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 | SAE-10, SAE-20 | Несколько капель (2 точки) | + | – | – | То же |
Навески дверей | М-8-Б1, М-8-В1, М-6з/10-В1 ГОСТ 17479.1-85 | SAE-10, SAE-20 | По потребности (4 точки0 | – | – | + | Смазать через 2000-3600 км |
Рисунок В.1 Схема смазки автомобиля ЗИЛ-431410 и его модификаций
ЗИЛ-4331
ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался.
ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался.
Его преемник даже близко не смог достичь той же популярности. С переходом на рыночную экономику среднетоннажник с бензиновым мотором оказался не у дел. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 был сырым и требовал доработки, денег на которую уже не хватало. Завод пытался наладить выпуск модели 4331 с двигателями ММЗ и Caterpillar. Но все тщетно. Спрос оживил разработанный в короткие сроки «Бычок» ЗИЛ-5301, но эффект оказался временным. Чем все закончилось для ЗИЛа, мы прекрасно знаем. Впрочем, это уже совсем другая история. А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах. Этот пенсионер давно заслужил покой. Но я уверен, что мы еще долго будем встречать легендарный грузовик на дорогах.
Личное знакомство
Устройство ЗИЛ-130
Большая Советская Энциклопедия. Том первый. В разделе про автомобиль заглавным стоит изображение со 130-м ЗИЛом и его устройством.
Большая Советская Энциклопедия. Том первый. В разделе про автомобиль заглавным стоит изображение со 130-м ЗИЛом и его устройством.
ЗИЛ-130
Фото: из архива автора
ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика
Ответы (2)
В механическую коробку передач ЗИЛ 130 рекомендую заливать универсальное минеральное трансмиссионное масло ТАД-17 (ТМ-5-18), а также подойдут ТСп-15К и ТСп-10.
Объем масла в коробке — 5,1 литра, заливать нужно до уровня пока не потечет масло из заливного отверстия.
Интервал — каждые 30 000 км либо в зависимости от условий эксплуатации.
ЛУКОЙЛ ТМ-5 85W-90 — современное трансмиссионное масло среднего уровня вязкости. Полусинтетическое с эффективным пакетом новейших присадок. Специально создано для применения в МКПП любого вида. Обладает высокой стойкостью к износу, коррозионным и окислительным процессам. Имеет продленный срок работы. При постоянном применении трансмиссионного масла ЛУКОЙЛ ТМ-5 85W-90 уменьшается степень энергетических потерь благодаря снижению степени трения между деталями, улучшается плавность переключения передач. Масло гарантирует надежную работу механической трансмиссии при любых условиях работы в широком интервале рабочих температур. С ув. Игорь
1. ЗАПРАВОЧНЫЕ ОБЪЕМЫ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130
Смазочная система двигателя с масляным радиатором. 8,5
Система охлаждения двигателя без отопителя и подогревателя. 26
Система охлаждения двигателя с отопителем и подогревателем. 29
2. ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ И КОНТРОЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130
Зазор между стержнем клапана и коромыслом для впускного и выпускного клапанов на холодном двигателе, мм . 0,25—0,3
Зазор между контактами прерывателя, мм. 0,3—0,4
Зазор между электродами свечей зажигания, мм , . . 0,85—1
Давление масла в смазочной системе прогретого нового
двигателя, кПа (кгс/см2). 196—392 (2—4)
Минимальное допустимое давление масла в смазочной системе, кПа (кгс/см2):
на режиме холостого хода. 49 (0,5)
при скорости движения автомобиля 40 км/ч на пятой передаче . 98 (1)
Давление воздуха в тормозной системе, кГЪ (кгс/см2) 588—755 (6—7,7)
Нормальная температура жидкости в системе охлаждения двигателя, °С. 80—95
Прогиб приводных ремней вентилятора, насоса гидроусилителя рулевого привода и генератора под действием
усилия 40 Н (кгс), мм . 8—14
Прогиб приводного ремня компрессора под действием
усилия 40 Н (4 кгс), мм . 5—8
Свободный ход тормозной педали при установке комбинированного крана, мм. 40—60
Расстояние от педали тормоза до пола при полном
АвтоНовости / Обзоры / Тесты
Сколько Масла В Коробке Зил 130
Сколько масла в коробке зил 130
Ключевики: коробка передач ЗИЛ-130, шасси ЗИЛ-130
Коробка передач ЗИЛ-130 прикреплена к картеру сцепления 4-мя шпильками, ввернутыми в корпус картера сцепления. Центрирование коробки осуществляется по фланцу крышки 4 заднего подшипника ведущего вала.
В правой стене картера имеется резьбовая пробка 57 контрольно-заливного отверстия, через которое коробку при отсутствии коробки отбора мощности заправляют маслом.
В левой стене картера, понизу, имеется спускное отверстие, закрываемое резьбовой пробкой 60, которая снабжена магнитом, притягивающим маленькие частички металла из масла. С обеих сторон картера имеются два лючка с фланцами для крепления коробки отбора мощности. Допускается отбор от коробки мощности менее 22 кВт (30 л. с).
Рис. 40. Коробка передач ЗИЛ-130:
1 — ведущий вал; 2, 21, 30, 45 и 53 — подшипники: 3, 28, 31 и 47 — стопорные кольца; 4 — крышка заднего подшипника ведущего вала; 5 — синхронизатор четвертой и пятой передач; 6 — втулка шестерни четвертой передачи; 7 и 40 — зубчатая пара четвертой передачи; 8 и 58 — зубчатая пара третьей передачи; 9 — вилка переключения четвертой и пятой передач; 10 — вилка переключения второй и третьей передач; 11 — крышка коробки передач ЗИЛ-130; 12 — установочная втулка; 13 — шарик фиксатора; 14 — пружина фиксатора; 15 — штифт замка стержней переключения передач; 16 — шарик замка; 17 — синхронизатор второй и третьей передач; 18 и 34 — зубчатая дара второй передачи; 19 — вилка переключения первой передачи и заднего хода; 20 — колесо первой передачи и заднего хода; 22 — кронштейн стояночного тормоза; 23 — червяк привода спидометра; 24 — барабан стояночного тормоза; 25 — фланец с отражателем; 26 — гайка; 27 и 51 — сальники; 29 — гайка промежуточного вала; 32 — картер коробки передач; 33 — ведомый вал; 35, 39 и 41 — опорные шайбы; 36 и 42 — замочные кольца; 37 — зубчатое колесо заднего хода промежуточного вала; 43 — промежуточный вал; 44 — зубчатое колесо промежуточного вала; 46 — заглушка; 48 — резиновое кольцо; 49 — блокирующий палец; 50 — роликоподшипник; 52 — стопорная пластина; 54 — распорная втулка; 55 — ось блока зубчатых колес заднего хода; 56 — блок зубчатых колес заднего хода; 57— резьбовая пробка контрольно-заливного отверстия коробки передач ЗИЛ-130; 58 — крышка люка отбора мощности; 59 — зубчатое колесо привода спидометра; 60 — сливная пробка с магнитом; 61 — сапун; 62 — предохранитель включения первой передачи и заднего хода; 63 — ось промежуточного рычага; 64 — корпус сферической опоры; 65 — фиксатор рычага переключения передач; 66 — опора рычага; 67 — пружина; 68 — рычаг переключения передач; 69 — промежуточный рычаг; 70 — сухарь промежуточного рычага; 71 — стержень переключения первой передачи и заднего хода; 72 — стержень переключения четвертой и пятой передач; 73 — стержень переключения второй и третьей передач; 74 — штуцер гибкого вала спидометра.
ЗИЛ 131 Замена масла+ ТО. Центрифуги
Первая замена масла
после покупки
ЗИЛ
131. Устраняем утечку
масла
, проводим ТО, заменяем прокладку и ремкомпл…
Коробка Передач Зил ЗИЛ 130 в разрезе
учебный стенд коробки
Привод спидометра состоит из пятизаходного червяка 23 и зубчатого колеса 59, имеющего семнадцать зубьев (передаточное число червячной пары привода спидометра 3/4).
При смене масла, а также при разборке коробки передач ЗИЛ-130 нельзя допускать попадания в нее грязи, песка, так как это может вызвать заедание зубчатых колес, вращающихся на ведомом валу. Надо очищать магнит сливной пробки и промывать воздушные каналы сапуна, ввернутого в установочный болт крепления крышки. Засорение клапанов вызывает повышение давления в картере коробки, что приводит к течи масла.
При разборке коробки передач ЗИЛ-130 нужно проверить надежность стопорения и затяжку гаек 26 и 29; момент затяжки должен быть не менее 250 Н • м (25 кгс • м). Стопорение указанных гаек осуществляется вдавливанием утоненного края гайки в паз вала. Вдавливать край гайки надо бородком с закругленным концом, чтобы предотвратить разрыв. Отвертывать гайки нужно ключом с длинным плечом без предварительного выправления вдавленного края гайки.
Источник http://xn—-8sban6b6a.xn--p1ai/strojtehnika/zil-433180-kupit-2.html
Источник http://toyota-chr2.ru/servis/zil-130.html