2101 — двигатель ВАЗ 1
Двигатель ВАЗ 2101
- Двигатели
- ВАЗ
- 2101
1,2-литровый карбюраторный двигатель ВАЗ 2101 был представлен в 1970 году как базовый силовой агрегат созвучной по названию первой модели Жигулей. Все остальные классические моторы ВАЗ основаны именно на его конструкции.
К классической серии относят двс: 2105, 21011, 2103 и 2106.
- Характеристики
- Описание
- Применение
- Отзывы
- Поломки
- Цены
Технические характеристики мотора ВАЗ 2101 1.2 литра
Все основные параметры данного двигателя мы свели в одну общую таблицу.
Марка двигателя | 2101 |
Система питания | карбюратор |
Тип двигателя | рядный |
Объем двигателя | 1198 см³ |
Кол-во цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 2 |
Ход поршня | 66 мм |
Диаметр цилиндра | 76 мм |
Степень сжатия | 8.5 |
Мощность | 59 — 64 л.с. |
Крутящий момент | 85 — 89 Нм |
Экологические нормы | Евро 0 |
История создания двигателя Жигули 2101 8 клапанов
Нижневальный мотор, который стоял на донорском для копейки авто Фиат 124, был сразу забракован советскими конструкторами, так как оказался сложен в обслуживании и ремонте. Тогда итальянские инженеры предложили прототип их перспективного силового агрегата с верхним расположением распредвала.
Рядный блок цилиндров отлит из чугуна, головка из алюминия. За привод ГРМ отвечает двухрядная цепь, ресурс которой огромен. А гидрокомпенсаторов нет, так что тепловые зазоры клапанов придется регулировать вручную примерно каждые 15 000 километров пробега. Однако в то время это считалось нормой.
Подробно конструкция показана в небольшой компьютерной анимации.
Онлайн-мануал для этого двигателя вы найдете тут
Для такого мотора предлагаются и кованые поршни
На какие авто компании АвтоВАЗ ставили двигатель 2101
Мотор встречается под капотом четырех отечественных моделей автомобилей:
2101 | 1970 — 1988 |
2102 | 1971 — 1986 |
2103 | 1972 — 1984 |
2105 | 1980 — 1983 |
Аналогичные двигатели других производителей:
Отзывы владельцев, замена масла и ресурс двс 2101
Судя по отзывам владельцев, единственным плюсом данного мотора можно считать его ремонтопригодность и цену запчастей. А в остальном одни минусы: надежность низкая, расход топлива для такого рабочего объема великоват, есть проблемы при эксплуатации в зимний период.
Масло желательно менять не реже чем раз в 10 000 километров пробега. Для этого вам понадобится примерно 3,75 литра любой качественной минералки типа 10W-40 или 15W-40. Подробности смотрите на видео.
Опытные водители заявляют ресурс двигателя в 150 — 250 тысяч километров, но лишь при должном обслуживании и использовании качественного топлива. В брошюре завода — изготовителя кстати скромно указано всего 125 000 км.
Наиболее характерные поломки двс 2101
Самыми распространенными причинами перегрева мотора служат: неисправность термостата или помпы, клин вентилятора, разгерметизация контура системы охлаждения.
Капризные карбюраторы Вебер и Озон постоянно требуют вмешательства в свою работу. Все время приходится что-нибудь чистить или регулировать.
Чаще всего виной громкой работы силового агрегата являются неотрегулированные клапана. На втором месте находится выработка на распределительном валу. А если нет, то вероятно уже стоит готовиться к капремонту.
Нестабильная работа двс обычно вызвана либо с выходом из строя одного из компонентов системы зажигания, либо с потерей компрессии в цилиндре из-за прогара.
К остальным поломкам причислим частый пробой прокладки ГБЦ, течи масла из сальников и запотевания вокруг клапанной крышки.
Цена двигателя ВАЗ 2101 на вторичном рынке
Купить такой мотор можно за пару тысяч, особым спросом они не пользуются. Владельцы вазовской классики обычно предпочитают более мощные версии. Идеальный экземпляр с малым пробегом обойдется примерно в 20 000 рублей.
Состояние: | б у |
Рабочий объем: | 1.2 литра |
Мощность: | 59 л.с. |
Для моделей: | Ваз 2101, 2102, 2103, 2105 |
* Цена на данный двигатель указана справочно
Свое мнение о классических двс высказывает блогер Евгений Травников.
Связаться с администратором сайта Вы можете по электронной почте:
otobaru@mail.ru
Все тексты написаны мной, имеют авторство Google, занесены в оригинальные тексты Yandex и заверены нотариально. При любом заимствовании мы сразу же пишем официальное письмо на фирменном бланке в поддержку поисковых сетей, вашего хостинга и доменного регистратора.
Далее подаем в суд. Не испытывайте удачу, у нас более тридцати успешных интернет проектов и уже дюжина выигранных судебных разбирательств.
Двигатель ВАЗ 2101 — характеристики, аналоги, ремонт, тюнинг, какое масло лить
Регулярный и качественный уход за двигателем ВАЗ 2101 позволит автомобилю достойно прослужить длительный срок, радуя своего владельца и пассажиров комфортной динамикой езды. Однако современные технологии пошли ещё дальше. Сегодня возможен тюнинг мотора, и даже его замена на более мощные аналоги.
- Характеристики двигателя ВАЗ 2101
- Какой двигатель можно ставить на ВАЗ 2101
- Какое масло лить в двигатель ВАЗ 2101
- Ремонт двигателя ВАЗ 2101
- Тюнинг двигателя ВАЗ 2101 своими руками
- Замена двигателя
- Модернизация текущего мотора
Характеристики двигателя ВАЗ 2101
ВАЗ 2101 (1970 – 1983) – одна из первых отечественных моделей, которая выпускалась в течение двадцати лет. Автомобиль включал в себя карбюраторный 4-ёхцилиндровый двигатель объёмом 1,2литра.
Двигатель ВАЗ 2101 лёгок в уходе и эксплуатации, экономично потребляет топливо и несложен в ремонте, а также способен осуществлять работу на 76 бензине без каких — либо «апгрейдов». Выпуск изделия был актуален в течение 20 лет!
Какой двигатель можно ставить на ВАЗ 2101
Перед владельцам раритетного авто рано или поздно может встать вопрос поломки двигателя. Если другие детали в порядке, а авто нужен для рабочих дел, а не для понтов, то замена движка – это наиболее рациональное и выгодное решение в этом случае.
При поисках альтернативного оборудования, необходимо обратить внимание на ряд моментов.
- Размеры. Пространство под капотом ВАЗ 2101 должно совпадать с габаритами новой системы двигателя (в противном случае может понадобиться резка кузова).
- Мощность. Сила устройства должна быть идентична возможностям прежнего мотора (иначе придётся усиливать кузов и модернизировать половину узлов).
- Привод. Использовать лучше моторы с заднеприводных автомобилей (переднеприводные приборы могут требовать модернизацию трансмиссии, тормозных элементов и подвески).
Какой двигатель выбрать?
- Остановить выбор лучше на родных моторах: ВАЗ 21011, 2103, 2106 или даже 2113. Это позволит потратить минимум усилий на переделки, а также в некоторых случая получить практически новый двигатель (что нельзя сказать про поношенные моторы с иномарок).
- В случае более свежих моделей ВАЗ 2108-2170 – понадобиться резать кузов и без этого никак не обойтись. Но в целом проблем будет не очень много, а потому — «игра стоит свеч».
- Также можно обратить внимание на 1.7 «Нива» (понадобиться дополнить мотор насосом для масла и поддоном).
- Двигатель ВАЗ-21126 от Лада Приора – тоже хорошее решение. Полтора литра объёма и почти 100 лошадиных сил — «взбодрят» ВАЗ 2101 и дадут ему новую жизнь.
- При использовании в качестве донора зарубежных авто, необходимо быть готовым, что процедура пересадки займёт больше времени. Лучшими моторами для ВАЗ 2101 будут: Fiat Argenta 2.0i,BMW M10, BMW M20, Renault Logan, Volkswagen 2.0i 2E, Lancia Thema и Mitsubishi Galant.
Следуя рекомендациям предложенным выше, можно существенно минимизировать трудовые и денежные затраты и добиться максимальной выгоды.
Какое масло лить в двигатель ВАЗ 2101
Чем качественнее масло – тем дольше срок службы мотора. В настоящее время автовладельцам доступны сотни разновидностей, десятки брендов масел, однако они условно делятся на 3 категории:
- минеральные масла (натуральные — используются для поношенных двигателей);
- полусинтетические моторные масла (искусственные — для экстремальных поездок);
- синтетические масла (полусинтетические — для общего назначения).
Чтобы сделать правильный выбор, нужно руководствоваться данными изготовителей. Также нужно учитывать, что искусственные и полуискусственные масла содержат присадки, разрушающие прокладки на старых моделях авто. По этой причине использовать мотор старенького ВАЗ 2101 на искусственном масле не стоит. В противном случае это может закончиться быстрой поломкой.
Что касается вязкости, то она обозначается двумя числами и буквой между ними, например 5W-50. Первая часть маркировки обозначает вязкость при отрицательных температурах. Втора – при нагреве.
Выбирая масло для двигателя ВАЗ 2101, необходимо:
- Отдавать предпочтения товарам, рекомендуемым производителем.
- Если пробег составляет более ста тысяч километров, рекомендуется заменить синтетическое масло на полусинтетическое.
- Замену масла рекомендуется выполнять каждые 10-15 тысяч километров.
- В машинах, изготовленных до 2000-го года, рекомендуется использовать масла типа «стандарт» (AZMOL SUPER 15W-40, 20W-40; ШЭЛ ХЕЛИКС 10W-40 и др.).
- В авто после 2000-го года – масло «супер» (LADA-SUPER 5W-40, 10W-40, 15W-40; МОБИЛ СУПЕР M15W-40 и др.).
- Для быстрых поездок лучше использовать вещество с высокой степенью вязкости при нагреве (0W-50, 5W-50, 10W-50 и т. д.).
- Для поездок в зимний период лучшим вариантом будет — 10W-40.
Таблица «Выбор масла по рекомендации ВАЗ»
Минимальная температура холодного пуска двигателя, ͦС | Класс вязкости по SAE | Максимальная температура внешней среды, ͦС |
---|---|---|
-35 | 0W-30 | 25 |
-35 | 0W-40 | 30 |
-30 | 5W-30 | 25 |
-30 | 5W-40 | 35 |
-25 | 10W-30 | 25 |
-25 | 10W-40 | 35 |
-20 | 15W-40 | 45 |
-15 | 20W-40 | 45 |
При обслуживании и покупке аксессуаров для своего «железного коня», крайне важно придерживаться стандартов и указаний производителя, которые можно найти в техническом паспорте авто.
Ремонт двигателя ВАЗ 2101
Для ремонта двигателя или проведение его капитального ремонта требуется специализированных знаний и соответствующего оснащения мастерской. Прежде всего мотор необходимо снять с авто.
Что нужно, что бы снять двигатель?
- смотровая яма (позволит получить доступ к ряду креплений);
- специальное оборудование для подъёма и переноса двигателя (тельфер);
- различные инструменты (ключи, отвёртки и прочая «мелочёвка»);
- тазик (или ведро до пяти литров) для охлаждающей жидкости;
- маркер (можно использовать мел);
- 2-ва защитных покрывала для передних крыльев автомобиля (понадобятся во время демонтажа мотора из отделения).
Чтобы выполнить снятие двигателя ВАЗ 2101, необходимо придерживаться следующих этапов:
- Установка транспорта на смотровой яме.
- Открепить капот от кузова путём выкручивания гаек в месте соединения с навесами. Чтобы избежать дальнейших трудностей с измерением зазоров детали, перед его демонтажом необходимо обвести маркером навесы. Данные метки позволят выполнить установку капота обратно в той же позиции, что была и раньше.
- Постелить покрывало на крылья спереди авто.
- Слить жидкость охлаждения из системы цилиндров в ведро, выкрутив пробку слива.
Откручиваем пробку слива охлаждающей жидкости
Сделать слабее хомуты на патрубках, подключённых к радиатору с каждой из сторон. Снять патрубки и отставить на время в рядом.
Ослабляем хомуты крепления патрубков
Окручиваем хомуты бензопатрубка
Разъединить выпускающий коллектор и принимающую трубку, путём откручивания 2-ух гаек на шпильках.
Откручиваем болты
Откручиваем опоры двигателя
Если придерживаться этапов, приведённых выше, то замена двигателя не займёт много времени и сил. Однако при возникновении дополнительных вопросов или трудностей никогда не нужно действовать наугад. Лучше обратиться за помощью к опытным специалистам.
Тюнинг двигателя ВАЗ 2101 своими руками
Тюнинг двигателя ВАЗ 2101 своими руками позволяет поддерживать работу машины на высоком рабочем уровне, а в некоторых ситуациях существенно повысить показатели езды. Однако требовать от автомобиля высоких конкурентных преимуществ перед современными новинками автомобильной индустрии было бы глупо.
Поэтому, к доработкам стоит отнестись в первую очередь с исследовательским и историческим интересом. Только в таком случае владелец авто получит море удовольствия от экспериментов над своим четырёх-колёсным «другом».
В настоящее время доступны и востребованы следующие варианты апгрейда.
Замена двигателя
Плюсы:
- даёт новую жизнь автомобилю, продлевая общий срок службы;
- позволяет сделать «копейку» намного манёвреннее и мощнее.
Минусы:
- необходимость переустановки половины узлов авто (тормозная система, сцепление и др.) на более прогрессивные;
- затраты времени, усилий и финансов.
Модернизация текущего мотора
В этом способе денежные затраты будут значительно меньше. «Львиную»долю работы можно сделать самостоятельно.
Для тюнинга потребуется купить коленвал от более мощного авто, а также набор приспособлений:
- гаечные ключи;
- домкрата;
- отвёртки;
- болгарка;
- смотровая яма;
- токарный станок (можно обратиться на завод или найти СТО).
1. Двигатель нужно установить на токарный станок, чтобы выполнить расточку под зеркало. В случае если растачивать дальше уже нельзя, можно прибегнуть к гильзованию под размеры современных поршней.
Расточенный двигатель ВАЗ
2. При покупке коленвала, необходимо быть внимательным, чтобы не купить низкокачественную подделку. Изделие должно обладать матовой поверхности с цветом хаки. Маркировка «ОТК», наличие упаковки, обработка литолом – признаки качественной продукции.
3. Чтобы получить еще больший эффект, нужно усовершенствовать и конструкцию масляного насоса.
4. Также можно модернизировать моховик путём удаления от 3-ех до 5-ти мм материала с его внутренне поверхности. Это позволит уменьшить его массу, улучшит функциональность маховика и в целом работу двигателя.
После выполнения работ по тюнингу своего авто, рекомендуется первые 3000 км не перегружать двигатель. Эффект проделанной работы будет ощущаться на максимуме уже после первых 10 000 км – транспорт станет мобильнее и мощнее.
ВАЗ 2101 – это любимый многими, легендарный и выдающийся автомобиль, который не перестаёт удивлять своих владельцев. Различные современные методы и инновационные технологии автомобильной индустрии позволяют поддерживать работоспособность машины на высоком уровне, а возможность модернизации системы двигателя – делает его использование ещё приятнее и интереснее.
Характеристики мотора 2101
Образцом для двигателя ВАЗ 2101 послужил мотор Фиат 124, однако конструкцию модифицировали еще на этапе разработки. Распредвал был перемещен снизу внутрь ГБЦ, позволяя владельцам производить тюнинг своими руками, чтобы дополнительно увеличить мощность привода.
Для своего времени схема двигателя была передовой, в настоящее время позволяет успешно производить капремонт и тюнинг собственными силами в гараже. У завода производителя создано несколько поколений ДВС, однако с расходниками и запчастями проблем никогда не существовало.
Прототип мотор 124 Фиат
Выглядят технические характеристики движка 2101 следующим образом:
класс В – 76,01 – 76,02 мм
класс С – 76,02 – 76,03 мм
класс D – 76,03 – 76,04 мм
класс С – 75,96 – 75,97 мм
толщина вкладыша – 1,448 мм
смешанный цикл 9,2 л/100 км
диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм
диаметр наружный – 27,75 мм
количество посадочных отверстий – 6 штук
маховик – 83,3 Нм
болт сцепления – 29,4 Нм
крышка подшипника – 80,36 Нм (коренной) и 50,96 Нм (шатунный)
Создавался двигатель 2101 под низкооктановое топливо, поэтому обычно эксплуатировался на А-76 бензине, несмотря на то, что изготовителем рекомендовано применение бензина АИ-92 – АИ-93. Изначально диаметр цилиндра был диаметра 76 мм, в последующих модификациях его увеличивали, и вновь возвращались к этому размеру неоднократно.
Конструкция ДВС
Особенности конструкции
Первоначально на этапе проектирования особенностью для двигателя стало верхнее расположение распредвала:
- ход поршня снизился на 5,5 мм в сравнении с эталоном Фиат 124;
- диаметр цилиндра увеличился на 3 мм.
Эта модернизация обеспечила приемистость и быстрый набор скорости. Кроме того, двигатель 2101 имел следующие нюансы конструкции:
- цепная передача ГРМ;
- недоработанные модели карбюраторов;
- капитальный ремонт через 20000 км пробега.
Цепь ГРМ
Сразу после выпуска первого ДВС этой серии производитель АвтоВАЗ выпустил мануал, в котором указал, какое масло в двигатель заливать, и привел описание параметров ДВС для увеличения ресурса движков. Таким образом, у владельцев следующих трех поколений моторов не возникало вопросов, какое масло лить, и в каком количестве.
Механизм ГРМ
Плюсы и минусы
В первые годы эксплуатации мотор 2101 выявил следующие недостатки:
- шумная работа цепного привода;
- повышенный расход бензина в двигателе из-за недоработок карбюраторов;
- частая корректировка зажигания;
- сложная регулировка клапанных зазоров.
Карбюратор Солекс
Однако усовершенствованная распредвалом головка блока цилиндров, улучшенный впускной коллектор и выпускной коллектор простейшей конструкции компенсировали эти недостатки. Чуть позже были разработаны карбюраторы ДААЗ Озон, замена которыми позволяла улучшить характеристики режимов ДВС.
Карбюратор Озон
Модификация 21011
Чтобы повысить характеристики двигателя, руководство АвтоВАЗ через 4 года разработало модификацию мотора 21011:
- рабочие объемы возросли до 1,3 л;
- диаметр цилиндра увеличился на 3 мм;
- мощность повысилась на 3 л. с.
При этом расход масла и топлива стали выше незначительно, в конструкции использовалось аналогичное навесное оборудование. Этот ДВС устанавливался на всю линейку автомобилей ВАЗ наравне с 2101 по 2006 год включительно.
Техобслуживание
Учитывая устройство ДВС, производитель рекомендует следующие графики технического обслуживания:
Объект техобслуживания | Время или пробег (что наступает раньше) |
Цепь ГРМ | замена через 100000 км |
Батарея АКБ | 1 год/20000 |
Зазор в клапане | 2 года/20000 |
Вентиляция картера | 2 года/20000 |
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование | 2 года/20000 |
Топливопровод и крышка бака | 2 года/40000 |
Масло моторное | 1 год/10000 |
Фильтр масляный | 1год/10000 |
Фильтр воздушный | 1 – 2 года/40000 |
Фильтр топливный | 4 года/40000 |
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения | 2 года/40000 |
Жидкость охлаждающая | 2 года/40000 |
Датчик кислородный | 100000 |
Свеча зажигания | 1 – 2 года/20000 |
Коллектор выпускной | 1 год |
При своевременных прочистках система смазки, охлаждения и подачи топлива эксплуатируется дольше без капремонта.
Неисправности: причины, устранение
В отличие от моторов с ременным приводом ГРМ 2101 гнет клапана значительно реже. Основными неисправностями ДВС считаются:
Поломка | Причина | Устранение |
Дым сизого цвета | порыв клапанных сальников, втулок и прокладок ГБЦ, износ колец | замена расходных элементов и уплотнений |
Перегрев ДВС | поломка вентилятора или термостата | замена навесного оборудования |
Расход масла увеличивается | протечки в клапанных крышках, выработка поршней/цилиндров | замена прокладок, установка следующего ремонтного размера поршней и колец |
Стук | подшипники кривошипа, вкладыши шатунов, увеличение зазора клапанов | замена расходных элементов поле квалифицированной диагностики |
Скоростной лимит «копеек» с моторами 2101 составлял 145 км/ч, а «до сотни» машина разгонялась за 18 – 20 секунд по прямой.
Автомобиль ВАЗ 2101 Копейка
Список авто, комплектовавшихся мотором 2101
Использовался двигатель 2101 в качестве силового привода следующих моделей ВАЗ:
- 2101 – седан;
- 2102 – универсал;
- 21035 – седан;
- 21041 – универсал;
- 21051 – седан.
В первый день пуска конвейера с него сошло 6 машин «копеек», до конца года было выпущено 21,5 тысяча авто. Пиковым годом стал 1973, когда ежегодный объем превысил 375 000 экземпляров ВАЗ 2101.
Тюнинг
Поскольку мотор 2101 был первым и единственным в линейке, тюнинг стал возможен только после выхода следующей модификации с большим размером цилиндра и поршня, соответственно. В своей основе форсировка содержит несколько традиционных конструкторских решений:
- снижение веса деталей КШМ и поршневой группы, маховика;
- увеличение рабочего объема мотора.
В последнем случае можно изменить длину кривошипа, расточить цилиндр под следующий размер серийно выпускаемого поршня. Поскольку 2101 считается самым слабым в линейке ДВС, то подойдет поршень от любого мотора следующего поколения.
Расточка блока цилиндров 2101
После модернизации в обязательном порядке следует пересмотреть характеристики электросистемы, тормозов и сцепления.
Таким образом, ДВС 2101 обеспечил мощный старт отечественных малолитражек. Его характеристики изначально превосходили свойства прототипа итальянского движка Фиат. Реальный ресурс неизвестен, поскольку некоторые моторы 70х годов используются до сих пор.
Источник Источник Источник Источник Источник Источник http://otoba.ru/dvigatel/vaz/2101.html
Источник Источник http://vaznetaz.ru/dvigatel-vaz-2101
http://auto-gl.ru/harakteristiki-motora-2101/