Как правильно проверить подержанный автомобиль перед покупкой
В отличие от рынка новых автомобилей, вторичный рынок предоставляет покупателям больший выбор моделей, оптимальное соотношение цены и качества и позволяет купить автомобиль в более дорогой комплектации, уложившись в намеченный бюджет. Тем не менее, покупка автомобиля «с рук» сопряжена с риском встречи с недобросовестным продавцом, который будет скрывать реальные сведения о транспортном средстве. С какими проблемами может столкнуться новый владелец автомобиля с «мутной» историей, и как проверить его перед покупкой, узнал у экспертов из «Автотеки» портал «Автоновости дня».
Распространенные способы обмана на вторичном авторынке
Большинство мошеннических схем на вторичном авторынке так или иначе связано с искажением реальной истории автомобиля. Одной из самых распространенных проблем для покупателей автомобилей с пробегом в России является скручивание пробега. Доля автомобилей со скрученным пробегом в России, по оценке экспертов, составляет от 15 до 40%. Среди других популярных схем обмана: сокрытие факта участия автомобиля в ДТП, нахождения под залогом или в розыске, а также умалчивание о том, что автомобиль в прошлом использовали в такси или в каршеринге.
Одной из наиболее неприятных ситуаций является покупка автомобиля с обременениями – например, с запретом на регистрационные действия, или автомобиля, находящегося в кредите или залоге. Запрет или ограничения на регистрацию означает, что у прежнего собственника есть неоплаченные штрафы или налоги, на транспортное средство наложены нормативные запреты или аресты. Чтобы автомобиль можно было переоформить на нового покупателя в ГИБДД, нынешний собственник должен погасить все задолженности. Если же автомобиль приобретен будучи в залоге или кредите без согласия банка, то есть большой риск лишиться автомобиля – его изымут в счет долгов предыдущего хозяина.
Что должно насторожить
Чтобы избежать покупки автомобиля, по которому есть залоговые обязательства или обременения, в первую очередь необходимо тщательно проверять документы, которые предоставляет продавец. Ключевой документ – ПТС. Первое, что должно насторожить – дубликат ПТС вместо оригинального документа. Важно узнать причину замены, как правило, она указывается в особых отметках. Если причиной является утеря прежнего документа, а дата выдачи совсем свежая, то нужно быть бдительными, ведь зачастую недобросовестные продавцы могут инсценировать потерю ПТС, чтобы скрыть его проблемы. Если дубликат выдан взамен утилизированного ПТС, это может значить, что в оригинальном паспорте просто закончилось место для указания нового собственника, то есть машина сменила много владельцев.
ПТС. Фото Moscow-Live.ru
Насторожить должна также низкая цена. Одной из распространенных схем мошенничества является боязнь покупателя упустить возможность покупки автомобиля по низкой цене. Опасаясь, что автомобиль по столь удачному объявлению приобретет кто-то другой, покупатель готов в качестве гарантии оставить залог, чем часто пользуются мошенники. Еще одной популярной схемой обмана является стремление поторопить вас с принятием решения, лишая возможности тщательно провести осмотр и подробно узнать о техническом состоянии приобретаемого автомобиля.
Проверка истории автомобиля
Многие покупатели автомобилей с пробегом самостоятельно «пробивают» их по базам ГИБДД, ФССП и т.д., которые предоставляют важную информацию о залоге, запретах на регистрационные действия, количествах ДТП. Однако самостоятельный поиск сведений о прошлом автомобиля отнимает много времени и денег. К тому же, не всем известен полный перечень существующих источников, которые могут предоставить надежную информацию. Такие онлайн-сервисы, как «Автотека», значительно облегчают задачу.
По VIN-коду или госномеру автомобиля пользователь в один клик может получить данные о конкретном автомобиле, причем помимо общедоступных данных из баз госорганов, в отчете будет содержаться информация от партнеров сервиса — это более 2000 дилерских центров и независимых СТО, которую невозможно найти в открытых источниках. «Автотека» предоставляет информацию об истории эксплуатации автомобилей, фактах участия в ДТП, истории сервисного обслуживания и ремонта, пробеге, нахождении в залоге и фактах использования коммерческими организациями, в том числе такси и каршеринге. Информация, содержащаяся в отчете, поможет не только оценить риск возникновения проблем, но и не переплатить – если в истории автомобиля не все гладко, это можно использовать как аргумент для снижения цены.
Правила осмотра подержанного автомобиля
Эксперты «Автотеки» рекомендуют проводить осмотр автомобиля днем на открытой площадке. С собой желательно иметь фонарик и толщинометр для измерения слоя лакокрасочного покрытия (ЛКП). При встрече с продавцом оцените внешнее состояние кузова, ЛКП, зазоры кузовных элементов, внутри – внешний вид салона, качество обивки и состояние руля, педалей, селектора КПП. Потертости на руле, накладках на педалях и пассажирских сиденьях могут говорить об использовании автомобиля в такси или о большом пробеге. Очень важно проверить работоспособность электроники, в том числе освещения и кондиционера. Открывая моторный отсек, обратите внимание на наличие подтеков и уровни жидкостей, состояние ремня ГРМ и наличие трещин на трубках, незакрепленных проводов, разболтанных хомутов.
УАЗ «Буханка» в автосервисе. Фото Moscow-Live.ru
По возможности следует совершить тестовую поездку, чтобы проверить автомобиль в динамике, оценить шумоизоляцию и правильную работу двигателя. Скрипы и другие посторонние шумы могут свидетельствовать о наличии неисправности. Еще лучше провести осмотр вместе с независимым оценщиком или просто с опытным автовладельцем – профессионал быстро укажет на возможные недостатки и избавит вас от дополнительных расходов на ремонт в будущем.
Наконец, отдельное внимание стоит уделить ПТС и СТС. В ПТС посмотрите графу «особые отметки» и сверьте VIN-код. Его можно найти под капотом, на стойке двери — со стороны пассажира или водителя — и на лобовом стекле. По символам VIN можно определить ключевые характеристики машины: марку и модель (символы с 1 по 3), комплектацию и опции (с 4 по 8). По 9 цифре можно проверить оригинальность данного номера, а 10 указывает на дату выпуска. 11 цифра обозначает завод, на котором произведен автомобиль, а цифры с 12 по 17 указывают на порядковый заводской номер. Само-собой государственные номера также должны совпадать с указанными в документах.
Тщательно изучите СТС: на голограмме в правом верхнем углу должны быть одинаковые пятиконечные звезды, а указанный номер ПТС должен совпадать с тем, что предъявил собственник. Обратите внимание, что в СТС старого образца имеется четкая синяя печать и подпись сотрудника ГИБДД. В СТС нового образца вместо печати указывается семизначный код подразделения ГИБДД и дата выдачи документа. Информация об особых отметках в СТС и ПТС должна совпадать.