Как покупали автомобили в СССР
Сегодня, чтобы приобрести транспортное средство,
достаточно иметь только деньги и желание. Во многих крупных городах
работают компании, которые берут на себя всю юридическую часть
оформления автомобиля. Поэтому покупатель может выбрать только
модель, которая отвечает всем желаемым параметрам. В Советском
Союзе дела обстояли по-другому. Автомобильный рынок был затянут
черными тучами, поэтому приобрести авто было не так то просто.
Кроме того, не каждому была доступна такая
роскошь.
В 1960-х годах гражданин Советского Союза мог приобрести
«Москвич», «Победу» или «Волгу». Чтобы купить новенький
автомобиль, нужно было пройти через 7 кругов ада. Как правило,
на пути могло поджидать много неприятностей, с которыми мы
ознакомимся.
Очередь. Очередь на транспортные средства
в то время всегда была огромной. Списки составляли сами покупатели.
После этого избирали «десятников», «сотников», которые проводили
переклички каждый месяц. Если по какой-то причине кто-то пропускал
эту процедуру, его исключали из списка без права восстановления. В
очереди люди могли прождать и 5, и 8 лет.
Стоимость. Как правило, цена одной и той
же модели на этапе производства не менялась. Однако, если выходила
какая-либо модификация автомобиля, то цена подскакивала в несколько
раз. К примеру, «Москвич-401» стоил 9
тысяч рублей, 402 — 15 тысяч рублей, а 407 все 25 тысяч рублей.
Несмотря на то, что разница была огромной, гражданин был вынужден
покупать то, что предлагают. Если человек отказывался, он выбывал
из очереди.
Оплата. После того, как подходила
очередь, проблемы не заканчивались. Теперь покупатель должен был
идти в автомобильный магазин, кассу и на склад. При этом, везде
создавались огромные очереди, так как в крупных городах
располагался лишь 1 салон. После того, как человек получал счет,
ему нужно было оплатить покупку. И только после всех этих процедур
он возвращался в магазин с чеком. На складе ему выдавали автомобиль
по порядковому номеру — никакого выбора не предлагалось.
Долгий процесс. В очереди можно было
пробыть долгое время, так как в списке спереди постоянно появлялись
чужие люди при помощи разных махинаций. Их проталкивали знакомые из
магазинов или салонов. В то время нельзя было отследить законность
движения очереди.
В Советском Союзе присутствовали
обманные схемы. Сотрудники магазинов сводили покупателя напрямую с
продавцом. Однако, за автомобиль с последнего спрашивали сумму,
которая в 5-6 раз превышала реальную.
Вторичный рынок. В то время продажа б/у
автомобилей была немного иная. На вторичке порой можно было
столкнуться с завышенными ценами — использованный автомобиль мог
стоить дороже, чем такой же новый. А все дело опять же в очередях.
Кому машина нужна была срочно, они брали ее и за такую цену, не
дожидаясь очереди за новой. Однако, такие продавцы сотрудничали с
магазинами и салонами, и отдавали им проценты. В
СССР редко можно было встретить реального владельца, который бы
осмелился продать транспортное средство — это был товар на вес
золота.
Итог. Продажа и покупка автомобилей в
современном мире не представляет больших трудностей. Для этого
достаточно иметь деньги. В СССР, чтобы приобрести машину, нужно
было отстоять в очереди несколько лет, а потом пройти еще несколько
кругов ада.