Почему перегорают светодиодные фонари в машине и что с этим делать
Почему перегорают светодиодные фонари в машине и что с этим делать
Сегодня автомобилисты живут в эпоху «вечных» светодиодов. Настолько «вечных», что у половины Mercedes наработают целые секции оптики, у автомобилей Audi не горят отдельные точки, а у некоторых BMW светодиоды и вовсе безжизненно тлеют. Все перечисленное – далеко не полный перечень проблем, неисправностей и глюков всех мастей, которые появляются что на машинах с массового рынка, что на машинах из премиального сегмента. Самое время разобраться со светодиодом, как полагает серьезным людям: вдумчиво и по порядку.
Для чего нужна светодиодная оптика
Первая и главная причина – эстетика. Светоизлучающие элементы в светодиодной оптике настолько маленькие, что с их помощью можно составить буквально любой рисунок или фигуру. Отсюда у нас все эти узоры, трубки, сложные матрицы, управление формой светового пучка при помощи компьютера и многие другие «фишки». Использование светодиодной оптики развязывает руки дизайнерам и предоставляет поле не паханое для творчества. Но самое главное в том, что людям нравится!
Вторая причина – это экономия. У светодиодов сравнительно низкое потребление электричества, а значит, массовое применение таких фар позволяет экономить топливо. Кроме того, светодиоды действительно «вечные» в том смысле, что они невосприимчивы к механической тряске и повреждениям (все из-за отсутствия нити накаливания).
Корень всех зол
Прежде всего следует разобраться с тем, как именно устроен и работает подобная оптика. Итак, отражатель с посадочными отверстиями для светодиодов всегда должен быть герметично запаян в корпус фары. Каждый диод при этом крепится к задней стенке отражателя на управляющую плату. Там же находятся многие другие важные компоненты, в том числе резисторы и токопроводящие дорожки. Куда реже оптика состоит из прозрачных гнутых трубок с насечками, в которые заключены светодиоды. Нужны они главным образом для «внесения разнообразия» в дизайн оптики.
В целом конструкция светодиодной оптики несложная. И когда говорят о «вечности» LED, забывают пояснить, что речь идет непосредственно о самом светодиоде. Непосредственно он ломается крайне редко. Впрочем, случается в практике и такое. Гораздо чаще, у светодиода просто теряется контакт с посадочным местом. Происходит это из-за постоянно тряски, которая так или иначе начинается при достижении 30 тысяч километров пробега.
В дальше говорит сухая математика и теория вероятностей. Чем больше у автомобиля пробег, тем выше вероятность того, что светодиоды начнут отходить и «гореть». У большинства «немцев» проблемы с оптикой начинаются после 100 тысяч километров езды. Пропайка на печатных платах активно трескается, начинает перегреваться элемент управления (что приводит к выгоранию резисторов), внутрь светодиодного фонаря проникает влага – все это портит оптику. Конечно же «нежная» оптика может выйти из строя в результате ДТП.
В оправдание светодиодных фар можно только добавить, что все те же проблемы: сырость, перегрев и перегорание, отсоединение контактов вполне актуальны и для обычной оптики.
Кто в группе риска
Официальной статистики на этот счет не существует. Любая оценка вопроса будет исключительно субъективной. Более того, все автомобили со светодиодной оптикой, рано или поздно столкнуться с описываемой проблемой. Соответственно, больше всего проблему с LED у тех, кто шире всего их использует. Субъективно на первое место можно было бы поставить автомобили Mercedes-Benz в первую очередь Е-класса с кузовом W212. На второе – BMW, в первую очередь модели X3 в кузове F25, а также «пятерки» X5 E70 и F10. На третью позицию следовало бы поместить Audi с ее «шестерками», «восьмерками», A4 и А3.
Однако, наивно было бы полагать, что у всех остальных моделей со светодиодной оптикой дела обстоят намного лучше. Будь это Volkswagen, Mitsubishi, Camry, Jaguar, Volvo – нет никакой разницы. Даже американские Cadillac и корейские Kia Sportage регулярно сталкиваются с теми же самыми проблемами.
По-настоящему важно запомнить не сами модели или марки, а симптомы поломки светодиодов. Как правило, сначала фонарь начинает гореть тускло. Только после этого происходит полное потухание отдельных светодиодов или даже целых секций. Поначалу, тусклые или потухшие светодиоды все еще могут «лечиться» вибрацией или стуком кулака (не делайте так!). Спустя некоторое время фонарики потухнут окончательно.
Как быть
А вот начинается по-настоящему «самое интересное». На вопросы «Как быть?» и «Что со всем этим делать?» любой продавец автомобилей даст одинаковый ответ – менять весь модуль. Все дело в том, что ремонтный регламент современных авто с неразборной светодиодной оптикой в принципе не предусматривает какого-либо вскрытия и ремонта осветительной техники. В итоге и получается, что за каждый элемент одной только задней оптики нужно будет отвалить 10-20 тысяч рублей. В большинстве авто таких элементов 4 только сзади.
Все это А – не дешево, Б – не решает проблемы. Новая деталь также может сломаться (и сломается). Таким образом, лучшим вариантом будет обращение за помощью в специальные компании, которые специализируются на ремонте отдельных элементов. Подобные операции проводят даже отдельные умельцы. Некоторые особенно «рукастые» автомобилисты умудряются освоить ремонт светодиодов самостоятельно!
Все дело в том, что сама сложная и нервная часть ремонта – это вовсе не выписывание пируэтов паяльником. Это аккуратная разборка и последующая сборка фонаря с сохранением герметичности. Если у самого подобных талантов нет, так же, как и нет проверенного и надежного «братухи Гриши из соседнего гаража с паяльником и прямыми руками», стоит приготовить 2-4 тысячи рублей на оплату услуг частника.
Напоследок остается только сказать, что несмотря на все минусы, светодиодная оптика прочно вошла в автомобильную промышленность. Совершенно ясно, что в ближайшие годы данная технология будет и дальше оттачиваться, становясь все более совершенной и надежной. То, что происходит сейчас – это болезнь роста, через которую проходит каждая инновация и не только в области автомобилей.
В продолжение темы можно почитать про 6 деревянных автомобилей, каждый из которых – уникальное произведение искусства.
Ремонт светодиодных и ксеноновых фар
Работа светодиодных фар основана на принципе электролюминесценции, преобразовании тока, проходящего через специальные полупроводники (диоды), в яркое свечение. Общий световой поток формируется в линзе и поступает на экран, который определяет его границы. Характерными особенностями в пользу светодиодных фар являются компактные габариты, быстрое время срабатывания, низкое энергопотребление и большой ресурс службы.
Виды светодиодных фар
Сегодня на автомобили устанавливаются различные типы светодиодных ламп:
- Обычные бестрансформаторные фары, в которых в качестве выпрямителя используется стандартный диодный мост и конденсаторы.
- LED-элементные лампы мощностью в несколько ватт.
- Мощные светодиодные LED-прожектора в несколько десятков ватт.
Светодиодные лампы могут работать в самых тяжёлых условиях. Отсутствие нити накаливания обеспечивает длительную эксплуатацию в любых климатических и погодных условиях. Низкая температура нагрева позволяет создавать высокопрочные конструкции. Освещение, приравниваемое к естественному свету, формирует максимально комфортные условия для управления автомобилем.
Стандартные светодиодные фары представляют собой обычный цоколь с набором (блоком) белых светодиодов, которых может быть от нескольких десятков до нескольких сотен. Такие устройства являются самыми простыми и дешёвыми. Самым массовым поставщиком обычных светодиодных ламп сегодня является Китай. Если у вас на автомобиле установлены такие фары и одна из них вышла из строя, не торопитесь её выбрасывать. Несложный ремонт светодиодных фар можно выполнить самостоятельно и сэкономить при этом не один десяток долларов.
Преимущества
- Диоды расходуют в 3 раза меньше электроэнергии по сравнению с обычными лампами.
- Более высокая яркость и мощность светового потока.
- Отсутствие нити накаливания или иных нагреваемых элементов обеспечивает минимальный уровень тепловыделения.
- При температурных перепадах стёкла фар не лопаются, так отсутствует их нагрев.
- Практически неограниченный срок эксплуатации, при условии соблюдения технологии изготовления.
Ремонт светодиодных фар
Перед началом ремонта светодиодной лампы, необходимо её разобрать и определить, какой элемент вышел из строя. Условно данное устройство можно разделить на две конструктивно независимые части: блок питания и LED-излучатели. Светодиоды получают питание от стабилизатора тока — электронного трансформатора. Ниже рассмотрим, как выполнить ремонт диодных фар своими руками.
- Ремонт блока питания. В первую очередь отказ фары может быть вызван неисправностью электронного блока. Поэтому сначала необходимо проверить его работоспособность. Как правило, стабилизатор должен выдавать напряжение 5—20В силой тока в 0,1А. Эти параметры обеспечивает балластный трансформатор, в качестве которого используется конденсатор на 1мкф с запасом по напряжению 400В. Если производитель для экономии установил конденсатор, рассчитанный на меньшее напряжение, то он быстро выйдет из строя. Покупка нового конденсатора обойдётся всего в 10 центов. Поэтому его проще всего заменить, чем отремонтировать.
- Ремонт диодов. Второй причиной выхода из строя светодиодных фар является неисправность самих светодиодов. Для проверки работоспособности нам понадобится обычная девятивольтовая батарейка и резистор на 1кОм. Поочерёдно подавая питание на каждый элемент, ищем вышедший из строя диод. Обнаружив неисправный светодиод, замыкаем его выводы. В устройствах данного типа, как правило, диоды соединены цепочкой. Замкнув, таким образом, один LED-элемент, мы обеспечим работу остальных. При этом они станут светить ярче.
После ремонта светодиодной фары производим её сборку в обратной последовательности. Лампу сначала собираем в корпус, а затем закручиваем в патрон.
Особенности ксеноновой оптики
Работа ксеноновых фар основана на принципе свечения специального газа, вызванного дуговым разрядом. В кварцевой колбе, заполненной ксеноном с добавлением солей металлов, смонтированы электроды. В результате разряда газовая смесь начинает светиться. При этом световой поток максимально приближен к спектру излучения солнечного света.
За и против
Преимущества:
- Световой поток ксенона имеет более высокую частоту, он быстрее рассеивается и меньше слепит водителя.
- В плохую погоду (дождь, туман) обеспечивается обзорность в 1,5—2 раза выше по сравнению с другими фарами за счёт большего пучка цвета.
- Яркость свечения ксеноновой фары в 2 разу выше, чем у аналогичной галогеновой оптики.
- Срок службы больше в 7—8 раз. Профессионально установленные ксеноновые фары могут прослужить не менее 3 лет. При этом галогенки хватает на 6—8 месяцев.
- Отсутствие нити накаливания обеспечивает ксеноновым фарам высокую виброустойчивость.
- На установку ксеноновой оптики, при определённых навыках, потребуется от 40 минут до 2—3 часов в зависимости от конкретной модели автомобиля.
Недостатки:
- Основным недостатком ксеноновой оптики является высокая стоимость. Если сравнивать её с галогенными фарами, то ксенон обойдётся в 8-15 раз дороже.
- Для разогрева ксеноновой лампы необходимо несколько секунд. Поэтому быстро «поморгать» с помощью ксенона не удастся.
- Ксеноновые фары не регулируются. Если вы решили галогенную лампу заменить ксеноновой, то придётся менять фару целиком.
- В процессе эксплуатации спектр свечения ксенона смещается в сторону синего оттенка. Поэтому если заменить только лампу на одной фаре, световой поток этой фары будет бело-жёлтым, а другой, синеватым. Специалисты рекомендуют в таком случае заменять лампочки парами.
Ремонт ксеноновых фар
Одной из особенностей ремонта ксеноновых ламп является наличие специального блока управления. Он обеспечивает первоначальную подачу импульсного напряжения 25 000 вольт для «розжига», а затем поддерживает постоянное напряжение 35—80 вольт с частотой 300 Гц. Ксеноновая фара может не работать по двум причинам, вышел из строя блок или перегорела сама лампа.
Чтобы выполнить ремонт ксеноновых фар оптики необходимо выполнить следующие операции:
- Аккуратно вынуть из блока лампу и внимательно отсоединить провода питания.
- Осмотреть лампу на предмет дефектов и повреждений.
- Взять новую исправную лампу и подсоединить к блоку розжига.
- Если лампа не горит, значит, неисправен блок управления.
- Соответственно, если лампа загорелась, нужно просто заменить несправную лампу.
Прикасаться к ксеноновой лампе голыми руками не рекомендуется. Кварцевое стекло очень хрупкое и плюс к этому жирные пятна меняют спектр свечения. Поэтому ксеноновые лампы необходимо снимать и устанавливать в перчатках.
Конструктивно блок розжига выполнен на базе специальной микросхемы, которая запаяна в герметичный металлический корпус. Отремонтировать такое устройство не удастся, его просто заменяют новым.
Сегодня производится несколько поколений блоков управления для ксеноновой оптики. Наиболее надёжными считаются устройства четвёртого поколения. Поэтому при выборе ксеноновой фары старайтесь покупать именно эти устройства. Также следует обратить внимание и на то, что в некоторых моделях ксеноновой оптики конструкцией не предусмотрена замена блока розжига. В таком случае придётся полностью менять блок-фару.
Источник Источник https://2drive.ru/pochemu-peregorayut-svetodiod/
Источник https://vipwash.ru/remont-far/osobennosti-remonta-svetodiodnykh-i-ksenonovykh-far