Ремонт тормозной системы | ТО и ТР автомобиля
Ремонт тормозной системы
Характер дефектов, возникающих в тормозном приводе, зависит от типа привода.
Дефектами гидравлического привода являются:
- неправильный свободный ход тормозной педали;
- отсутствие жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра или попадание в систему воздуха (педаль пружинит и имеет неровный ход);
- разбухание манжеты поршня главного тормозного цилиндра, загрязнение компенсационного отверстия цилиндра или чрезмерный уровень жидкости в нем (притормаживание при отпущенной педали);
- заедание клапанов в главном тормозном цилиндре;
- заедание поршней и разрушение резиновых манжет колесных цилиндров.
Рис. Соединение педали тормоза со штоком:
1 — педаль тормоза; 2 — контргайка; 3 — шестигранная головка штока; 4 — шток; 5 — стопорное кольцо; 6 — опорная шайба; 7 — поршень; 8 и 9 — резиновые манжеты.
Свободный ход тормозной педали должен составлять 8—14 мм. Для его регулировки нужно отпустить контргайку 2 штока и, поворачивая шток 4 ключом за шестигранную головку 3 в ту или другую сторону, установить нормальный свободный ход педали. После регулировки следует затянуть контргайку.
Уровень жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра должен быть на 15—20 мм ниже плоскости наливного отверстия. Разбухшие и разрушенные резиновые манжеты заменяют новыми, а клапаны и поршень тщательно промывают в спирте и насухо протирают.
Рис. Удаление воздуха из тормозного привода:
1 — клапан выпуска воздуха; 2 — пробка клапана; 3 — отверстие для присоединения шланга привода.
Для удаления воздуха, попавшего в систему, ее прокачивают.
При прокачивании тормозной системы необходимо:
- отвернуть пробку резервуара главного тормозного цилиндра и заполнить его тормозной жидкостью до нормального уровня;
- на всех колесных цилиндрах вывернуть пробки клапанов выпуска воздуха;
- вместо пробки правого заднего колеса ввернуть штуцер с резиновым шлангом длиной 350—400 мм и опустить свободный конец шланга в стеклянный сосуд с тормозной жидкостью;
- отвернуть клапан выпуска воздуха на 1/2 — 3/4 оборота, быстро нажимать на тормозную педаль и медленно ее отпускать; прокачку продолжать до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков воздуха из шланга;
- задержать педаль в нажатом положении, плотно завернуть клапан выпуска воздуха, отвернуть штуцер шланга и завернуть пробку;
- прокачать также переднее правое колесо, затем переднее левое и заднее левое; при прокачке проверять уровень тормозной жидкости и добавлять ее в резервуар главного тормозного цилиндра.
В пневматическом тормозном приводе встречаются следующие дефекты:
- неисправность компрессора;
- неправильный свободный ход тормозной педали;
- прорыв диафрагмы, износ или заедание клапанов тормозного крана;
- пропуск воздуха в соединениях;
- загрязнение фильтра и скопление конденсата в отстойнике фильтра и баллоне;
- неплотность в соединении частей тормозных камер и прорыв диафрагм.
Ремонт деталей шатунно-кривошипного механизма компрессора соответствует ремонту аналогичных деталей двигателя.
Рис. Тормозной кран:
1 — тяга тормозной педали; 2 — педаль тормоза; 3 — рычаг тормозного крана; 4 — плунжер; 5 — втулка; 6 — пружина; 7 — латунная диафрагма; 8 — выпускной клапан; 9 — впускной клапан; 10 — контргайка регулировочной вилки.
При регулировке свободного хода тормозной педали производят следующие операции:
- Отъединяют тягу тормозной педали от рычага тормозного крана и ослабляют контргайку регулировочной вилки.
- Регулируют при помощи вилки длину тяги так, чтобы при отпущенной педали рычаг тормозного крана был прижат к крышке тормозного крана. В этом положении между верхним (коротким) плечом рычага и плунжером должен быть зазор, соответствующий свободному ходу нижнего (длинного) плеча рычага 1,5—2,5 мм. Этот зазор обеспечивает полное оттормаживание колес.
Лопнувшая диафрагма, изношенные клапаны тормозного крана и порванные диафрагмы тормозных камер заменяют новыми.
Основными дефектами тормозных механизмов, независимо от их типа и привода к ним, являются:
- замасливание или износ накладок тормозных колодок;
- износ тормозных барабанов;
- износ разжимного кулака (при механическом и пневматическом приводах);
- ослабление или поломка стяжных пружин колодок.
Разборка тормозных механизмов
Тормозной механизм с гидравлическим приводом (автомобиль ГАЗ-51) необходимо разбирать в следующем порядке:
- отъединить шланги от колесных цилиндров;
- снять тормозной барабан;
- снять стяжную пружину колодок;
- отвернуть гайки, удалить опорные пальцы с эксцентричными втулками и снять колодки;
- отвернуть болты и снять колесный цилиндр в сборе;
- разобрать колесный цилиндр, вынув из него упорные штифты 1 колодок, уплотняющие чехлы 2, поршни 3, манжеты 8 и пружину 7;
- отвернуть гайки, снять пружины и вынуть регулировочные эксцентрики.
Рис. Детали колесного цилиндра:
1 — упорные штифты; 2 — уплотняющие чехлы; 3 — поршни; 4 — пробка клапана; 5 — клапан выпуска воздуха; 6 — корпус цилиндра; 7 — пружина; 8 — манжеты.
Для разборки тормозного механизма с пневматическим приводом (автомобиль ЗИС-150) необходимо:
- отъединить штоки тормозных камер от тормозных рычагов 6;
- вынуть шплинт и снять тормозной рычаг с вала разжимного кулака 3 вместе с червячным регулировочным устройством 4 и 5;
- снять тормозной барабан;
- снять стяжную пружину 2 колодок;
- отвернуть гайки, снять замочные скобы 14. вынуть эксцентричные опорные пальцы 10 и снять колодки;
- вынуть вал с разжимным кулаком 1.
Рис. Тормозной механизм автомобиля ЗИС-150:
1 — разжимной кулак; 2 — стяжная пружина колодок; 3 — вал разжимного кулака; 4 — червячная шестерня; 5 — червяк; 6 — тормозной рычаг; 7 — шланг подвода воздуха; 8 — заклепка тормозной накладки; 9 — тормозная накладка; 10 — эксцентричный опорный палец; 11 — кронштейн опорных пальцев; 12 — защитный тормозной диск; 13 — тормозной барабан; 14 — замочные скобы; 15 — пластина; 16 — стопор червяка; 17 — тормозная камера.
Ремонт тормозных колодок
Дефектами тормозных колодок являются:
- замасливание накладок;
- износ накладок;
- погнутость и износ концов колодок.
Замасливание накладок устраняют вываркой колодок в содовом растворе или промывкой в бензине. После промывки накладки просушивают и зачищают рашпилем. Одновременно изношенные сальники ступицы заменяют новыми.
Рис. Струбцинка для укрепления накладки на тормозной колодке.
Для замены изношенной накладки, укрепленной на заклепках, производят следующие операции:
- Удаляют старые заклепки, высверливая их на станке со стороны колодки или выдавливая под прессом, и снимают накладку (срубать заклепки зубилом не рекомендуется во избежание нарушения формы колодки и отверстий от ударов молотком).
- Очищают колодку от загрязнений и ржавчины, проверяют ее форму по шаблону и при необходимости исправляют ударами молотка или под прессом в холодном состоянии.
- Проверяют состояние отверстий путем установки в них заклепок, которые должны входить в отверстия плотно. При наличии эллипсности отверстий их развертывают под больший диаметр заклепок или заваривают и затем просверливают новые.
- Заваривают изношенные концы колодок и обрабатывают напильником по шаблону
- Накладывают на подготовленную таким образом колодку кусок ленты феродо или пластмассы определенной длины и прижимают к колодке специальной струбцинкой из стальной ленты.
- Просверливают в накладке со стороны колодки отверстия под заклепки, а со стороны накладки отверстия раззенковывают на глубину 3—4 мм.
- Вставляют заклепки (алюминиевые, латунные или медные) и на оправке, зажатой в тисках, расклепывают заклепки со стороны колодки. Головка заклепки в накладке должна утопать не менее чем на 0,5 мм.
- Стачивают концы накладки на конус и зачищают поверхность накладки наждачным камнем или рашпилем.
Рис. Станок для приклепки накладок к тормозным колодкам:
1 — педалъ для привода бойка; 2 — губки для натяжения накладки; 3 — маховичок натяжного приспособления; 4 — упор; 5 — боек; 6 — шлифовальный камень для зачистки накладок; 7 — электродвигатель для привода шлифовального камня.
Накладку можно также подготовить и приклепать на специальном станке. На этом станке, кроме того, высверливают и раззенковывают отверстия в накладке, расклепывают заклепки и зачищают накладки после приклепки.
Заклепки расклепывают бойком, который получает движение от педали через систему рычагов. При этом колодку устанавливают заклепкой на упор.
После замены накладок колодки монтируют на защитном диске и подгоняют к тормозному барабану специальным приспособлением или вручную.
При ручной подгонке на внутреннюю поверхность тормозного барабана наносят тонкий слой краски, барабан надевают на колодки и повертывают его. После этого окрашенные — места прилегания снимают рашпилем до полного прилегания колодок к барабану.
Ремонт тормозного барабана
При работе внутренняя поверхность тормозного барабана изнашивается и на ней появляются задиры и риски. Изношенную поверхность ремонтируют растачиванием тормозного барабана на токарном станке. При небольшом износе внутренней поверхности ее можно металлизировать цинковой проволокой. При большом износе или после растачивания в тормозной барабан запрессовывают чугунное или стальное кольцо, которое с торцов приваривают или закрепляют стопорными винтами с потайной головкой.
Сборка и регулировка тормозов с гидравлическим приводом автомобиля ГАЗ-51
Для сборки тормозного механизма автомобиля ГАЗ-51 необходимо выполнить следующие операции:
- вставить в защитный тормозной диск два регулировочных эксцентрика, надеть на них с наружной стороны пружины и завернуть гайки;
- собрать колесный тормозной цилиндр, установив в него пружину, две манжеты, два поршня, надеть уплотняющие чехлы и установить упорные штифты колодок;
- привернуть колесный тормозной цилиндр в сборе к защитному диску;
- установить колодки, закрепить их скобами и вставить опорные пальцы с эксцентриковыми втулками и стяжной пластиной; с обратной стороны на пальцы навернуть контргайки с пружинными шайбами;
- надеть стяжную пружину 6 колодок;
- прикрепить защитный тормозной диск 7 к фланцу поворотной цапфы (переднее колесо) или к фланцу кожуха полуоси (заднее колесо) и установить тормозной барабан;
- завернуть в колесный цилиндр со стороны защитного диска клапан выпуска воздуха с пробкой и присоединить штуцер шланга гидравлического привода.
Рис. Тормозной механизм автомобиля ГАЗ-51:
1 — скоба; 2 — тормозная колодка; 3 — эксцентрики; 4 — упорный штифт колодки; 5 — колесный цилиндр; 6 — стяжная пружина колодок; 7 — защитный тормозной диск; 8 — опорные пальцы; 9 — стяжная пластина; 10 — контргайка; 11 — гайка эксцентрика; 12 — пружина эксцентрика; 13 — отверстие для штуцера шланга; 14 — пробка клапана; 15 — клапан выпуска воздуха.
Для сборки главного тормозного цилиндра необходимо:
- установить в цилиндр последовательно выпускной 13 и обратный 14 клапаны в сборе с пружиной 15 выпускного клапана, пружину 16 обратного клапана с опорной шайбой, переднюю резиновую манжету 18 и поршень 21 со звездообразной пластиной 19 и, резиновым уплотнительным кольцом 22 у опорную шайбу 23 поршня и стопорное пружинное кольцо 24;
- вставить проволоку диаметром 5—6 мм в компенсационное отверстие 12 и убедиться, что оно свободно и не перекрывается передней манжетой;
- установить прокладку 4 и привернуть крышку 10 резервуара;
- укрепить на шайбе цилиндра защитный резиновый кожух 1 стяжным кольцом, вставить шток 2 и закрепить на нем второй конец защитного кожуха;
- прикрепить цилиндр к раме, соединить шток цилиндра с тормозной педалью и привернуть штуцеры гидравлического привода;
- заполнить систему тормозной жидкостью; для этого залить в резервуар цилиндра жидкость и прокачать последовательно все тормоза колес, как это было указано выше, с целью удаления воздуха из системы.
Рис. Главный тормозной цилиндр:
1 — защитный резиновый кожух; 2 — шток; 3 — резервуар; 4 и 5 — прокладки; 6 — сетка; 7 — пробка; 8 — отверстия, соединяющие главный цилиндр с атмосферой; 9 — отражатель; 10 — крышка резервуара главного цилиндра; 11 — перепускное отверстие; 12 — компенсационное отверстие; 13 — выпускной клапан; 14 — обратный клапан; 15 — пружина выпускного клапана; 16 — пружина обратного клапана; 17 — цилиндр; 18 — резиновая манжета; 19 — звездообразная пластина; 20 — отверстия в поршне; 21 — поршень; 22 — резиновое уплотнительное кольцо; 23 — опорная шайба; 24 — пружинное кольцо.
Эксплуатационная регулировка тормозов
При эксплуатационной регулировке тормозов необходимо:
- поднять домкратом переднее колесо и, вращая его вперед, повертывать передний эксцентрик (также вперед) до начала торможения, а затем эксцентрик повернуть в обратную сторону до свободного вращения колеса;
- отрегулировать заднюю колодку поворотом второго эксцентрика назад, вращая при этом колесо также назад;
- отрегулировать в такой же последовательности колодкой остальных колес;
- опробовать действие тормозов на ходу (полное торможение должно наступать при нажатии на педаль на 1/2 ее хода).
Рис. Станок дли проверки и регулировки тормозов:
1 — рифленый вал; 2 — зубчатка; 3 — цепь; 4 — динамометр; 5 — электродвигатель; 6 — червячная передача; 7 — шестерни.
Если были заменены накладки тормозных колодок или отремонтирован тормозной барабан, то производят полную регулировку тормозов, причем выполняют следующие операции:
- Регулируют колодки эксцентриками, как это было указано выше;
- Ослабляют контргайки опорных пальцев нижних концов колодок, нажимают на тормозную педаль с силой 12—15 кг и ключами повертывают опорные пальцы 8 навстречу один другому, прижимая до отказа колодки к барабану. В этом положении завинчивают контргайки опорных пальцев, отпускают педаль и проверяют легкость вращения колеса. Если тормозной барабан притормаживается, то опорные пальцы немного повертывают в обратные стороны и закрепляют их контргайками.
- Производят окончательную регулировку колодок эксцентриками и проверяют действие тормозов.
Действие тормозов можно проверить на специальной установке ГАРО, состоящей из двух или четырех (для одновременной проверки четырех колес) станков. Каждый станок имеет два рифленых вала с зубчатыми колесами, соединенными пепью, и динамометр. Валы приводятся во вращение от электродвигателя через червячную передачу и систему шестерен.
При проверке автомобиль устанавливают колесами на станок так, чтобы колеса стояли между рифлеными валами. После установки автомобиль закрепляют цепью, чтобы предупредить его смещение, и включают электродвигатели всех станков, а колеса затормаживают. При этом динамометры показывают усилия в килограммах, развиваемые электродвигателями.
Сравнивая показания динамометров с данными завода, производят регулировку соответствующих колес для получения нормальных тормозных усилий.
Сборка и регулировка тормозов с пневматическим приводом
При сборке тормозного механизма выполняют следующие операции:
- Устанавливают в защитный диск вал с разжимным кулаком.
- Устанавливают тормозные колодки, вставляют два опорных пальца колодок с эксцентричными шейками. На головки пальцев надевают пластину и вставляют замочные скобы. С обратной стороны на пальцы надевают пружинные шайбы и завертывают гайки. При этом опорные пальцы устанавливают так, чтобы метки на их торцах были направлены одна к другой.
- Надевают стяжную пружину колодок.
- Устанавливают тормозной барабан.
- Вставляют червячную шестерню в тормозной рычаг, ввертывают червяк и закрепляют его футоркой. Вставляют стопор червяка, его пружину и завертывают пробку. Привертывают на три болта крышки тормозного рычага, устанавливают его на шлицы вала разжимного кулака, ставят опорную шайбу и устанавливают в отверстие вала шплинт.
- Собирают тормозную камеру. Для этого в корпус тормозной камеры устанавливают шток с двумя пружинами и опорной шайбой, диафрагму и привертывают к корпусу крышки. На конце штока завинчивают гайку и вилку. После сборки испытывают камеру на герметичность под давлением 8—9 ат, причем места соединения покрывают мыльной водой. Неплотность сказывается в появлении мыльных пузырей.
- Устанавливают камеру на место и соединяют ее вилку с тормозным рычагом при помощи пальца и шплинта. У передних тормозов вилки штоков соединяют с нижними отверстиями рычагов, а у задних с верхними.
- Укрепляют на раме кран управления в сборе и соединяют его рычаг с тягой педали тормоза.
- Присоединяют шланги к тормозным камерам, к крану управления и к баллону.
Регулировка тормозов автомобиля ЗИС-150
Для эксплуатационной регулировки тормозов автомобиля ЗИС-150 нужно:
- поднять колесо или ось автомобиля;
- вращать червяк (квадрат) тормозного рычага вправо до легкого притормаживания колеса, затем, повертывая червяк обратно, установить зазор между накладкой колодки и тормозным барабаном 0,25—0,4 мм, зазор следует измерять щупом через окно в тормозном барабане в средней части накладки;
- опробовать после регулировки всех колес действие тормозов на ходу или на испытательном станке.
После переклепки накладок, замены колодок или ремонта тормозного барабана производят полную регулировку тормозов эксцентричными опорными пальцами в такой последовательности:
- регулируют колодки червяком тормозного рычага в порядке, указанном выше;
- освобождают гайки опорных пальцев и поворотом их один к другому прижимают колодки до отказа к барабану и закрепляют гайки пальцев в этом положении;
- червяком устанавливают нормальный зазор между накладками и барабаном и проверяют легкость вращения колеса.
Stoavtomaster.ru
Диагностика и ремонт тормозной системы автомобиля
Тормозная система — настолько важная составляющая автомобиля, что при неисправности эксплуатация ТС становится опасной. Поэтому каждому автолюбителю важны знания, по каким «симптомам» можно определить неисправности тормозов, после делать ремонт тормозной системы автомобиля, с предварительной диагностикой.
Признаки неисправности тормозов
О том, что с тормозами не порядок, узнаете по следующим «симптомам»:
- Понижение уровня тормозной жидкости. Такой признак может быть связан как с ее утечкой, так и с физическим износом тормозных колодок. Заметив «симптом», требуется тщательно обследовать суппорты, трубки, цилиндры, шланги и главный цилиндр на предмет подтеканий.
- Низкая тормозная педаль. Признак заклинивания систем авторегулировки барабанных элементов. Которые ответственны за разводку колодок тормозов. Чтобы избавиться от проблемы, делается прочистка/замен самой системы автоматического регулирования.
- Слишком большой ход тормозной педали. Среди вероятных причин — износ колодок, неверная регулировка барабанных тормозов, наличие воздуха внутри системы. При такой проблеме автомобиль перестают использовать до окончания ремонта — ведь педаль может провалиться в пол, отчего торможение окажется недостаточным.
- Скрежет. По такому неприятному звуку судят о сильно изношенной колодке — она трется о поверхность тормозного диска. Последнему требуется или расточка, или замена.
- Неестественно мягкая тормозная педаль в сочетании с пониженной эффективностью торможения. Следствие накопления воздуха внутри тормозной структуры. Этому предшествует как разгерметизация, так и проход воздуха из распределительной емкости, что наблюдается при понижении уровня тормозной жидкости. Другие причины «симптома» — перегрев, заклинивание рабочих цилиндров или проблемы с главным цилиндром.
- Излишне жесткая педаль. Можно говорить о проблемах с тормозным усилителем. Если он вакуумный, скорее всего, во впускном коллекторе имеет утечка разрежения. Среди других наиболее вероятных причин — какие-либо поломки в усилителе, шланге или контрольном клапане.
- Замедление хода автомобиля сопровождается свистящим, визжащим звуком. Первая причина — вибрация суппортов и колодок на высокой частоте. Вторая причина — низкого качества колодки. Эти элементы требуется заменить, а суппорт — прочистить, смазать.
- Тормозная педаль провалилась. Очень тревожная ситуация, причина которой — в разгерметизации или выходе из строя цилиндров.
- Неравномерное или малоэффективное торможение. Основная причина — тормозная жидкость или смазочная масса оказалась в рабочей зоне колодки. Требуется отыскать и устранить протечки, произвести замену колодок.
- При замедлении хода ощущается или вибрация всего корпуса авто, или пульсация в районе тормозной педали. По такому признаку можно судить как об изменении формы, так и серьезном износе дисков тормозов. Рабочие поверхности, скорее всего, перестали быть строго параллельными друг другу. Чтобы вернуть все к нормальному состоянию, диск растачивают или заменяют.
- При замедлении хода ТС тянет вправо или влево. Говорится о том, что одна из колодок сильно загрязнена или замаслена. Причина нередко кроется и в том, что диски и передние колодки неравномерно изношены или же фрикционные характеристики элементов тормозных систем правых и левых колес не совпадают.
Когда один из этих признаков для вас оказался знакомым, пора провести самостоятельную проверку:
- Если есть система ABS (антиблокировка), убедитесь, что она исправна. В этом поможет диагностический индикатор на приборном щитке. Если он загорается/затухает на короткие промежутки времени, значит, что система просканирована и проблемы не выявлены. Если же индикатор не загорается вовсе или горит постоянно, это повод как можно быстрее проверить работу антиблокировочной системы.
- Проверьте шланги, вакуум-усилитель — и обращайтесь к такой самостоятельной диагностике периодически.
- Убедитесь, что тормозная система герметична. Для этого несколько раз нажмите на педаль. Если система исправна, вы будете ощущать сопротивление, нарастающее с каждым нажатием. В том случае, если оно не нарастает или не появляется вовсе, можно говорить о недостаточной герметичности.
- Проверьте состояние и уровень тормозной жидкости.
- Обязательно обратите внимание на то, в каком состоянии находятся колодки и диски.
Разборка тормозных механизмов
Стандартный алгоритм разборки тормозного механизма можно представить таким образом:
- Авто ставят на опоры и убирают с него колеса.
- Снимают машину со стояночных тормозов, после чего отсоединяют их шланг от суппорта.
- Убирают колодки.
- Снимают шланг с цилиндра.
- Убирают суппорт с ТС.
- Прочищают и суппорт, и другие детали от загрязнений.
- Работают с канавкой цилиндра на суппорте — аккуратно снимают с нее край пыльника, стараясь не задеть поршень. Действуют небольшой отверткой.
- Ключом 3131 выворачивают поршень из цилиндра — строго против часового хода. Как только он начнет легко вращаться вокруг оси, снимают его рукой.
- Извлекают уплотнитель из цилиндровой канавки — очень осторожно, чтобы не поцарапать зеркало.
- Убирают направители-пальцы и защитные резиновые чехлы.
Соответственно, сборку производят в точности наоборот, от 10-го пункта — к 1-му.
разборка тормозных систем автомобиля
Ремонт тормозных колодок
Главная функция колодок — при соприкосновении с барабанами и дисками обеспечить хорошее трение, приводящее к замедлению хода, а затем и полному стопу. Само собой, этот элемент испытывает серьезные внешние нагрузки, следствием чего оказывается:
- Износ рабочих поверхностей таковых колодок.
- Деформирование элемента, что ухудшает качество контакта с дисками тормозов.
- Прикипание колодочных накладок к тормозному диску.
Проблемы с колодками приводят к увеличению времени торможения и снижению его эффективности. Ремонт данного элемента оправдан, когда ухудшение работы связано с обширным его замасливанием, загрязнением или выходом из строя накладок. В среднем, замена или ремонт колодок показаны через каждые 25 000 км пробега.
Не менее важна самостоятельная диагностика колодок тормозов. О том, что они находятся в неважном состоянии, можно судить по признакам:
- торможение стало сопровождаться визгами, скрипами, скрежетами;
- тормозной интервал заметно увеличился;
- на дисках виднеется пыль из железной стружки.
Для проведения восстановительных ремонт мастер первым делом снимает колодки. Для передней части:
- Демонтирует колесо.
- Отгибает край пластинки.
- Откручивает болты.
- Достает стопор-пластину.
- Поднимает скобу — и вынимает колодки.
Для задней части:
- Снимает колесо.
- Откручивает штифты-направляющие.
- Вынимает барабан.
- Снимает пружины — направляющие и стяжные.
- Снимает рычаг привода — и вынимает колодки.
Само восстановление включает в себя:
- Удаление грязи и ржавчины.
- Промывку, просушку загрязненных и замасленных зон.
- Смену поврежденных накладок.
- При необходимости — регулировку колодок.
Установка восстановленных элементов — по той же схеме, но в обратном порядке. В заключение специалист тестирует педальные узлы, регулирует стояночные тормоза, проверяет работу всей системы.
ремонт тормозных колодок
Ремонт тормозного барабана
Помимо колодок, большая нагрузка идет и на барабаны. Как следствие, они покрываются бороздками, буртиками, неровностями. Такие дефекты значительно увеличивают тормозной путь, способствуют скорому износу элементов системы, становятся причиной неприятного шума при движении.
О том, что с барабанами не все в порядке, можно заметить по следующим признакам:
- Вы ощущаете «биение» в зонах педалей и руля.
- Торможение сопровождается шумами.
- При замедлении автомобиль вибрирует.
- Тормозной путь увеличивается.
О том, что барабанам нужен ремонт, можно узнать по небольшому тесту: ведите машину на небольшой скорости — если авто будет трясти, а его корпус станет вибрировать, то проблема есть. Компонентам тормозной системы понадобится замена или более экономная альтернатива — проточка. Чтобы такое восстановление было возможным, толщина барабана должны быть в нормальных пределах — ведь на станке поверхностный железный слой будет сниматься в целях выравнивания детали.
Сначала мастер снимает примерно 0,5 мм металла, чтобы определить степень изношенности барабана. Затем переходит к процедуре сглаживания поверхности, результат которой — удаление следующего слоя в 0,25 мм. Завершается работа шлифовкой детали.
Современная проточка барабанов тормозной системы отличается целым рядом плюсов:
- Новые станки способны, благодаря прерывистой подаче, произвести цилиндрическую, а не винтовую проточку.
- При проведении ремонта накладки не переместятся в сторону.
- Не будет стука в колодках.
- Из-за появления грубой поверхности возрастет скорость притирок барабанов и накладок.
- Проходит факультативное шлифование.
- На современных станках можно сделать большее число подач, что увеличит скорость проточки на 60 %.
Сборка и регулировка тормозов с гидравлическим приводом
Процедуру проводят в следующей последовательности:
- Пару регулировочных эксцентриков вставляют в защитный диск, после чего с внешней части на них надевают пружины, а потом — закручивают гайки.
- Собирают колесный цилиндр тормозной системы. Для этого ставят в него пару манжет, пару поршней, пружину, надевают уплотнители-чехлы, устанавливают упорные колодочные штифты.
- Проворачивают цилиндры к защитным дискам.
- Устанавливают колодки: закрепляют их скобами, чтобы вставить опорные пальцы.
- На пальцы-опоры с оборотной стороны наворачивают контргайки, имеющие шайбы-пружины.
- Надевают стяжную-пружину колодок.
- Крепят защитный диск: для заднего колеса — к фланцам кожухов полуосей, для переднего колеса — к фланцам поворотных цапф.
- Устанавливают барабан тормозной системы.
- Заворачивают в колесный цилиндр с бока защищающего диска клапаны выпуска лишнего воздуха.
- Присоединяют штуцеры шлангов гидравлических приводов.
Чтобы провести регулировку перед эксплуатацией, нужно:
- При помощи домкрата приподнять переднее колесо.
- Вращая это колесо вперед, также вращать вперед и передний эксцентрик — до самого начала торможения.
- Затем уже тот эксцентрик поворачивают в противоположном направлении, чтобы добиться свободного колесного вращения.
- Производят регулировку задней колодки — для этого второй эксцентрик вращают назад, также вращая назад и колесо.
- По приведенной инструкции регулируют все другие колеса.
- Тестируют тормозную систему по ходу машины. Если все выполнено верно, то автомобиль полностью остановится, если водитель выдавит педаль тормоза приблизительно на ½ от ее возможного хода.
- Другой вариант проверки тормозной системы — на спец установке ГАРО, где (в зависимости от модели) проверяется два или четыре колеса сразу. Опираются при этом на данные с динамометра, сравнивая фактические показатели с заводскими.
Сборка и регулировка тормозов с пневматическим приводом
Для данной тормозной системы придерживаются инструкции:
- Ставят валы с зажимными кулачками в защитные диски.
- Занимаются установкой колодок — вставляют их опорные пальцы с эксцентричными зонами.
- На головки опор-пальцев — пластины и замки-скобы.
- С другой стороны нужны шайбы-пружины.
- Следующем этапом закручивают гайки — так, чтобы метки пальцев-опор глядели одна на другую.
- Устанавливают стяги-пружины.
- Ставят барабан.
- Вставляют шестерню червяка в рычаг, после чего выворачивают сам червяк. Его необходимо закрепить при помощи футорки.
- Теперь вставляют стопор элемента, пружины и закручивают пробки.
- Нужно привернуть на 3 болта крышку рычага, а его самого — установить на валовые шлицы кулака.
- Установка опорной шайбы, а затем — шплинта, прямо в валовое отверстие.
- Переходят к сборке камеры тормозной системы. Прежде всего, нужна установка штока с шайбой-опорой и парой пружин, а затем установка диафрагм и прикручивание к корпусу крышки.
- На наконечник штока прикручивают гайки и вилки.
- После того, как камера собрана, ее необходимо проверить на герметичность, выдерживая давление в 8-9 ат. Специалисты при этом локации соединения покрывают пенной жидкостью. Если те не герметичны, оттуда будет выходить воздух, надувая тем самым пузыри.
- Ставят камеру на свое место, соединив ее вилку посредством шплинтов и пальцев с рычагом тормозной системы. Важно запомнить: для заднего тормоза — штоковые вилки соединяются с верхними рычажными отверстиями, для переднего тормоза — с нижними отверстиями.
- Крепят управительный кран на раме, после чего присоединяют его рычаг к тяге тормозной педали.
- В завершение — присоединение шлангов к баллонам, управительному крану и камерам тормозной системы.
Регулировка тормозов автомобиля
Тормозной системе может потребовать эксплуатационное регулирование. Для этого:
- Поднимают либо ось, либо колесо машины.
- Вращают квадраты тормозных рычагов в правую сторону до тех пор, пока колесо не начнет легонько притормаживать.
- Затем же поворачивают квадрат обратно.
- Устанавливают зазор в 0,3-0,4 мм между барабаном и колодочной накладкой. Чтобы не ошибиться, зазор измеряют специальным щупом, пропустив его в средней зоне накладки — через «окно» в барабане.
- Отрегулировав все колеса авто, испытывают систему или на станке, или на ходу.
После того, как проведут ремонт барабана, замену колодок и переклепывание накладок, обращаются к комплексной регулировке при помощи опорных эксцентричных пальцев. Придерживаются алгоритма:
- Регулировка колодок квадратом тормозных рычагов по инструкции, приведенной выше.
- Высвобождение гаек пальцев-опор, после чего поворачивают их друг к другу, тем самым прижав колодки к барабану до отказа. Именно в этом положении и закручивают гайки пальцев.
- Добиваются нормального зазора между барабаном и накладками.
- В завершение регулировочной процедуры — тестируют, насколько легко вращается колесо.
Источник https://ustroistvo-avtomobilya.ru/to-i-tr/remont-tormozov/
Источник Источник Источник https://stoavtomaster.ru/remont-tormoznoj-sistemy-avtomobilya/