Toshiba и другие: как японские гиганты сдали глобальный рынок электроники — РИА Новости
Toshiba и другие: как японские гиганты сдали глобальный рынок электроники
МОСКВА, 26 окт — РИА Новости, Наталья Дембинская. На днях японская корпорация Toshiba предупредила: текущий финансовый год она завершит с убытком в миллиард долларов, ей предстоит крупная налоговая выплата на проданное подразделение микропроцессоров. В последнее время производитель сосредоточился на атомной энергетике, и не сказать, что преуспевает: в прошлом году, например, лишился пяти миллиардов долларов рыночной стоимости. Неважно дела идут и у его ближайшего конкурента Sharp — сказалось падение спроса на жидкокристаллические экраны, в которые компания инвестировала ранее. Позиции неуклонно сдают и другие японцы: Sony и Panasonic, заслуженные игроки глобального рынка потребительской электроники, распродают теперь уже неприбыльные активы. Кто и почему отправил пионеров рынка на пенсию — в материале РИА Новости.
Абсолютное лидерство
Еще каких-то 10-15 лет назад продукция японских компаний считалась премиальной и высококачественной — иметь ее стремились покупатели по всему миру. Японцы практически захватили рынок бытовой электроники — делали и телевизоры, и микроволновки, и цифровые музыкальные плееры. Toshiba, например, в середине 1950-х первой в Японии начала производство цифровых вычислительных машин, транзисторных телевизоров и микроволновых печей. В 1980-е стала первой делать ноутбуки, удерживая лидерство в этой нише в течение нескольких лет. А в 1990-х именно она придумала формат DVD и выпустила первые DVD-плееры.
В активе другого пионера рынка — Sony — знаменитые кассетные плееры Walkman, ставшие символом корпорации на долгие годы, и ее более поздний хит — игровая приставка Sony PlayStation.
Несмотря на то что японская продукция стоила дорого, высокий ценник, казалось, говорил потребителям: вы платите за качество и инновационность. И они были готовы платить, а японцы действительно были новаторами. По этой причине уважение потребителей завоевали и японские игроки второго эшелона, такие как JVC, которая разработала стандарт видео VHS.
Качество не на высоте
Сокрушительный удар по японским компаниям нанес финансовый кризис 1997 года. Toshiba, в частности, провела масштабную реорганизацию, сократила несколько тысяч сотрудников и закрыла ряд подразделений, а ее ключевой бизнес — персональные компьютеры — за год потерял почти 90% чистой прибыли.
Ситуацию осложнило то, что компания начала допускать ошибки в производстве. В 1999 году из-за неисправного дисковода в ноутбуках Toshiba завалили исками более чем на миллиард долларов.
По неверному пути пошла и Sony — она продавала свои телевизоры по всему миру, но c приходом южнокорейских компаний поклонники японского бренда начали отворачиваться от него: оказалось, что корейские телевизоры дешевле и больше, а разница в качестве невелика.
Корейцы атакуют
Наблюдатели отмечают: первой дорогу японцам перешла южнокорейская Samsung Electronics. Этот в прошлом десятилетии низкобюджетный производитель оказался в итоге куда более эффективным, чем неповоротливые японские конкуренты.
В чем именно проиграли японские производители? Во-первых, практически все они оказались не готовы к переходу на плоские панели. И если на раннем этапе усиления конкуренции и снижения маржинальности бизнеса крупные японские компании еще держались на плаву, то игроки послабее — JVC, Hitachi, Fujitsu, Toshiba, NEC и Pioneer — дружно вышли из бизнеса.
Тон на рынке начали задавать Samsung и LG. Они наладили выпуск плоскопанельных телевизоров с большим набором функций при конкурентоспособной цене и начали агрессивно наращивать долю рынка. В результате именно они стали новыми лидерами в этом сегменте, а их японские соперники остались далеко позади.
Консервативные японцы уперлись и в другую проблему: большое количество некогда инновационных продуктов, которые были востребованы в прежние годы, сегодня уже никому не нужны. В век стриминговых сервисов немногим понадобятся DVD или Blu-ray-плееры. Падают продажи и цифровых музыкальных плееров — их легко заменяют смартфоны.
Как и чем торгуют японские магазины электроники?
По причине технологических достижений последних пяти десятилетий многим Япония кажется необычайной страной, в которой всё словно в фантастическом мире, и отчасти это действительно так. Однако кроме чудес техники здесь имеет место и исключительно национальная специфика, проявляемая во многих аспектах жизни, в частности, торговле. Коль скоро одним из самых впечатляющих в мире считается прогресс, достигнутый Японией в электронике и электротехнике, представляется интересам именно этот сегмент рынка. Что и как продают в этой стране? Есть ли смысл покупать японские товары тем, кто оказался в ней? Чем они отличаются от тех, что продаются в наших магазинах? Что в Японии продается такое, чего нет у нас?
Чисто японские товары
Помимо ноутбуков, планшетов, мобильных телефонов, телевизоров и прочих изделий, довольно широко представленных на российском рынке, в Японии есть собственный товарный ряд, почти незнакомый нашему потребителю. С тех пор, когда в быт широко вошла электрическая энергия, её тут же стали использовать для приготовления пищи, а в особенности главной здешней еды — риса. Круповарка есть в любом японском доме, и, кстати, некоторые теперь очень известные бренды начинали свою деятельность с производства именно этой продукции. Выбор столь же огромен, как и спрос на них: от самых простых моделей до продвинутых, с программным управлением.
Отопительные приборы
Кроме всеобщего технологического прогресса Япония славится и своими древними традициями, касающимися повседневного быта. К одной из них относится отсутствие в домах центрального отопления. Считается, что так здоровее, и вообще, раз у предков не было паровых батарей, то и потомкам они не положены. В связи с этим обстоятельством необходимы какие-то средства обогрева. Традиционно японцы подходят к очагу, установленному посреди дома, и протягивают к нему конечности, но теперь появились и современные электрические ковры, одеяла и простыни, очень прочные и не боящиеся механических нагрузок. Эти устройства популярны, однако потребителям предлагаются и керосиновые обогреватели, похожие на небольшие печки, но работающие на жидком топливе. Иногда они снабжены индикацией температуры, однако этим применение знаменитых японских технологий и ограничивается. Устройство хорошо тем, что почти не производит неприятного запаха, тепла даёт много, но и расход велик: самые экономные конструкции сжигают около половины литра в час.
Другие удивительные продукты
Отдельных слов заслуживают функциональные японские унитазы и приставки к ним, которых, наверное, нет ни в одной другой стране. В Японии, в отличие от всего остального мира, об этой деликатной стороне человеческой физиологии говорить принято открыто и откровенно, а бизнес, обслуживающий её, считается очень престижным.
В России и других странах СНГ потребители имеют представление о роботах-чистильщиках, их активно предлагают, но большой популярностью такая техника почему-то не пользуется. И дело, вероятно, не только в цене, а и в том, что машина, самостоятельно в отсутствие хозяина пылесосящая ковры и паркет, не обеспечивает качественной уборки других поверхностей. В Японии же пол, возможно, главный предмет интерьера. По нему ходят без обуви, и его чистота предельно важна.
В любом магазине удивляет огромное количество сувениров и безделушек, смысл которых понятен только японцам. Иностранцев пытаются просветить, но это удаётся не всегда.
Но довольно о специфических местных товарах. Пора переходить к привычным нам изделиям, а также методам торговли.
Торговые сети
Крупные ритейлы, предлагающие электронику и бытовую технику, представлены брендами Yamada denki, Sakuraya, Big camera, Yodobashi camera и несколькими другими, помельче. Располагаются большие магазины в основном в районах транспортных хабов и станций метро, чтобы покупателям было легче их находить. Трогать, включать, рассматривать со всех сторон и вообще производить произвольные манипуляции можно с любым товаром. Иностранцы могут просить скидку в размере 5 % практически на всё, предъявляя свой паспорт (налог на продажу для них не действует), но только если оставшийся срок действия визы не превышает 90 дней. Кроме этого, во всех крупных торговых сетях действует система бонусов, предусматривающая зачисление на выдаваемую карточку не менее 10 % суммы чека. Этот нюанс важно учитывать при кратковременном пребывании в стране. Если планируется более одной покупки, то рациональным будет сначала оплатить более дорогую, получить дисконтную карту, а потом может выясниться, что второй товар будет бесплатным. Срок использования накопленной бонусной суммы не органичен.
Почему-то считается, что если технику делают в какой-то стране, то там она непременно дёшево стоит. Это не всегда так. К примеру, цена продукции марки SONY во всём мире примерно одинакова, а аппаратуру Panasonic действительно покупать в Японии выгодно. В среднем же в России высокотехнологические товары действительно несколько дороже, а на некоторые позиции цена отличается значительно, и даже в разы.
Специфика
Многие обращают внимание на то, что японская техника, произведенная для внутреннего рынка, внешне отличается от экспортируемых моделей. Это действительно так, а разница обусловлена особенностями национального эстетического восприятия. Японцы в силу культурологических традиций не любят равновесной симметрии, характерной для западной школы дизайна. Но кроме внешности, следует обращать внимание и на технические особенности аппаратуры, изготовленной японцами «для себя». В некоторых случаях она рассчитана на напряжение питания 110 V и частоту 60 Hz, и следует уточнять наличие переключателя на принятые в России параметры. Это же касается стандартов телевизионного вещания: цветность у «чистых японцев» не всегда мультисистемная. Разъёмы электрических вилок другие, такие, как в США, но это как раз не страшно — переходники продаются. В сложной аппаратуре, в том числе в смартфонах и фотоаппаратах, меню может быть только иероглифическое, и на это тоже нужно обращать внимание. Гарантия, выписанная в Японии, в России не действует даже в авторизированных сервисных центрах. Мобильный телефон вообще нет смысла покупать, а впрочем, его и не продадут без подключения к оператору, а для этого иностранцу требуется паспорт и долговременная виза.
Акихабара
Если уж кто-то приехал в Токио и непременно хочет купить себе какую-то технику местного производства, то района Акихабара ему, скорее всего, не миновать. Это приблизительный аналог отечественных радиорынков, только ещё более масштабный. Здесь продаётся всё и намного дешевле, чем в крупных торговых сетях, и хотя некоторые модели уже сняты с производства, а иной товар уже побывал в употреблении, но демократические цены компенсируют эти нюансы. В этом «электронном раю» есть филиалы крупных сетей, и, что очень важно, продавцы иногда разговаривают и понимают по-русски, хотя, конечно, не все. На Акихабаре ещё в конце сороковых торговали лампами и другими радиодеталями. Теперь район развился и превратился в крупный торговый узел, привлекающий иностранцев со всего мира.
Компьютеры
В принципе, ноутбуки, произведённые для Японии, почти ничем не отличаются от любых других. Их блоки питания рассчитаны не только на 110, но и на 220 Вольт, правда Windows обычно на японском и на клавиатуре есть дополнительные кнопки, обусловленные возможностью ввода иероглифов. Если есть желание возиться с переустановкой системы и нанесением русских символов на «клаву», то, в случае очень хорошего ценового предложения, возможно, целесообразно прибрести такой аппарат, хотя чаще всего большого смысла в этом нет.
Источник Источник http://ria.ru/20171026/1507559151.html
Источник Источник Источник http://businessman.ru/news/kak-i-chem-torguyut-yaponskie-magazinyi-elektroniki.html