Самодельный блок управления для дизельного двигателя / Хабр
Самодельный блок управления для дизельного двигателя
Автомобили уже давно обросли всякой электроникой, так обросли, что просто жуть: в дверях контроллер, в фарах контроллер, в тормозах контроллер, ну и в двигателе, как без него. Обычно, когда речь заходит о блоке управления двигателем (ECU) представляется бензиновый мотор, обвешанный датчиками, исполнительными элементами и жгутами проводов. Блок управления чутко считывает параметры датчиков, корректирует смесь и начало искрообразования. Сложно! Но энтузиасты создают свои блоки управления, пишут альтернативные прошивки чтобы выжать лишнюю «пони», обойти какую-то неисправность или просто для повышения навыков. Причем, как правило, на такой шаг авторов толкают обстоятельства, к примеру недовольство контактной системой зажигания у бензиновых моторов, легкий некомплект электрики и так далее.
Именно о таких обстоятельствах и о дизельном двигателе и пойдет речь.
Итак, постановка задачи:
Дано:
- Дизельный двигатель с механическим насосом DW8, производства концерна PSA, 2000 г.в. Насос издох от времени.
- Новый топливный насос, приобретенный по случаю, с электронным управлением опережения впрыска от модификации мотора DW8B (Те самые обстоятельства).
- Полное отсутствие проводки под электронное управление, самого блока управления.
- Желание разобраться с нехитрой электроникой насоса, поднять навык, поглубже изучить работу таких насосов.
Требуется: исправный двигатель после «сращения».
Немного теории
Раньше, когда дизельные двигатели были большие, они управлялись рядными насосами высокого давления. Всё очень просто — на каждый цилиндр плунжер, который давит топливо через форсунку. На плунжер давит кулачковый вал, который имеет изменяемую высоту подъема кулачков, так получается управление двигателем.
Потом стали делать насосы посложнее, распределенного типа. Плунжеров там один-два, топливо под давлением уже распределяется по цилиндрам специальным механизмом. Управление посложнее, но всё же механическое — рычаг газа и всё.
Полностью электронные системы впрыска сменили механические — каждая форсунка открывается по команде с блока управления, точно дозируя топливо и обеспечивая ну самый экологичный и экономичный режим работы двигателя.
Мой насос застрял где-то между механическим распределительным и электронным. По сути — распределительный насос роторного типа (производитель Lucas-Delphi), с одним единственным исполнительным элементом: клапаном опережения впрыска.
Когда я только приобретал насос, я не придал значения странному соленоиду в боку насоса, и решил «станет».
Что за опережение впрыска? Как выяснилось позже, необычайно важный параметр в работе двигателя. От него зависит и приемистость, и максимальные обороты, и расход двигателя. Аналог на бензиновых моторах — УОЗ (угол опережения зажигания).
Суть этого самого угла опережения впрыска проста: чтобы сгореть топливу в цилиндре требуется время. Чем выше обороты двигателя, тем меньше времени есть у топлива, и поэтому его надо впрыснуть в цилиндр пораньше, чтобы после прохождения поршня через ВМТ топливо уже горело и отдавало энергию маховику. На низких оборотах наоборот, впрыскивать топливо надо сразу у ВМТ, чтобы оно начало гореть не заранее, и не создавало нагрузку на идущий вверх поршень. На холодном двигателе впуск надо делать раньше, на горячем — позже. Под нагрузкой — раньше (топлива больше), без — позже. Вот такая вот наука в одном параметре.
Беглое гугление показало довольно скудный объем информации по вариантам регулирования — очевидно это удел разработчиков топливной аппаратуры, даже ремонтники не оперируют какой-то теорией. Особенно печально с абсолютными значениями углов — для разных двигателей значения немного разные, и всё покрыто мраком тайны.
Понимание начало строиться с этой диаграммы:
Ну, за исключением отсутствия абсолютных значений, ничего сложного.
Вместе с теоретическими изысканиями стоило посмотреть и механический аналог всей этой системы — благо он есть в старом насосе. Механизм опережения впрыска там выполнен очень просто, даже изящно. Поршень, толкаемый давлением топлива в корпусе насоса подперт пружиной и связан с исполнительным механизмом — кольцом опережения. При возрастании оборотов давление на поршень растет и он сдвигает впрыск в раннюю сторону. При возрастании нагрузки происходит абсолютно то же. Кроме того, жесткость пружины изменяется при нажатии на педаль газа — чем больше нажата педаль, тем слабее пружина, и тем больше угол. Осталось теперь только реализовать всё то же в виде электроники, а значит пришло время оценить, что доступно из датчиков и исполнительных механизмов.
Проще всего с последними. Их ровно одна штука, клапан опережения впрыска, два провода. Представляет из себя соленоид, который отпирает топливную магистраль, тем самым понижая давление на кольцо опережения в насосе. Полностью открытый клапан соответствует минимальному опережению, закрытый — максимальному. Регулирование производится при помощи ШИМ на частоте около 50Гц. Степень регулировки высока, этим клапаном можно вытянуть целый зуб на ремне ГРМ, диапазон около 25-30 градусов. Это из плюсов. Из минусов — одному углу соответствуют разные значения заполнения управляющего сигнала в зависимости от температуры топлива. Это автоматически исключает открытую систему регулирования, и значит, пора посмотреть на датчики.
Итак, главный параметр, который контролируется системой — текущий угол опережения зажигания. Угол подразумевает значение в градусах между чем-то и чем-то. У дизельного двигателя это два датчика: датчик положения коленчатого вала и датчик подъема иглы в форсунке первого цилиндра.
Датчики в моем двигателе выполнены индуктивными. Вот картинка, которая примерно соответствует датчику положения коленвала:
Обмотка датчика подмагничивается постоянным магнитом, либо постоянным током через катушку. Изменение расстояния от датчика до магнитомягкого препятствия вызывает изменение тока через катушку, и может быть зарегистрировано как импульс напряжения на выходе датчика. Замечательно, что таким образом можно зафиксировать как приближение метки (положительный импульс) так и отдаление (отрицательный).
Однако, на дизельных автомобилях, датчик этот выполнен немного иначе — на картинке датчик взаимодействует с зубцами на маховике, в моем случае на маховике есть два углубления напротив датчика по диаметру. Они дают два импульса на оборот маховика, что означает 4 импульса на один оборот вала топливного насоса. Эту нехитрую мудрость я познал, получив сигнал, в 4 раза превышающий по частоте расчетный. В этом подходе есть плюс: так как импульса 4, можно снимать сигнал с любой форсунки.
Датчик подъема иглы выполнен так же, но в корпусе форсунки. Топливо, под давлением подрывает иглу распылителя, одновременно наводя в катушке форсунки слабый импульс.
Итак, для минимальной работоспособности системы необходимо два датчика. В моем атомобиле был (к счастью) один — датчик положения коленвала. Форсунку с датчиком пришлось приобрести отдельно, благо, на разборке стоит она совсем ничего.
Теперь сигналы надо обработать и ввести в контроллер, очередная трудность. Трудность потому, что готовой схемотехники входных цепей что-то в интернете не видать. В угаре конструирования был собран на коленке простейший формирователь сигнала: дифференциальный усилитель на LM358 и триггер Шмидта. Коэффициент усиления был выбран наобум, и равнялся примерно 50. Какова же была радость, когда с обоих датчиков я получил вполне нормальный сигнал!
Самое время было оценить реальные параметры двигателя. Так же на коленке была собран простейший измеритель угла между двух сигналов с приемлемой точностью в 1 градус. Конструкция — микроконтроллер ATMEGA8A и семисегментный индикатор для наглядности.
Данные получились немного странными. Итак, максимальное опережение согласно моему прибору — 25 градусов, минимальное, при котором двигатель не глохнет — 8. Это не вязалось с графиком из начала статьи, где фигурируют отрицательные величины угла опережения. Пришлось сделать стробоскоп, чтобы проверить, а не брешет ли кто. Выяснилось что не брешет, просто метки на маховике сдвинуты относительно ВМТ примерно на 10 градусов.
Ох, что-то многовато «примерно» для регулировки одного параметра. Сначала график зависимости в попугаях, а потом неизвестная константа. На помощь пришла настройка двигателя «на слух», «на запах» и по реакции на педаль. Радости добавило то, что бывалые дизелисты на форумах дают прямо противоположные советы по настройке. У многих звон поршней и громкая работа двигателя — это запаздывание впрыска, а на деле как раз наоборот. Безумная, дизельная тяга «на низах» — следствие чрезмерного опережения впрыска, на деле — наоборот. Из собственного опыта были вынесены такие умозаключения:
На низких оборотах угол должен быть минимальным, границу можно обнаружить при запуске полностью холодного двигателя. Если глохнет после отключения свечей накала — слишком поздний угол, увеличиваем опережение. В моих попугаях это 8-9 градусов. При такой установке двигатель не глохнет при резком отпускании педали сцепления, тянет на холостых даже на 4-й передаче, ну в общем красота. Такой статический угол не подходит для комфортной работы по одной причине — двигатель невозможно раскрутить выше 1500 оборотов, и при этом он жутчайше греется, выкидывая солярку в выхлопную трубу.
Верхняя граница также обнаружилась экспериментально, угол около 25 градусов позволяет двигателю на высоких оборотах не просто крутиться, а еще и ускорять машину. При этом отсутствует характерный цокот поршней, запах выхлопа имеет здоровый, слегка «камазовый» запах, никакой кислятины и чёрного дыма. Это косвенно означает, что солярка сгорела полностью, при этом не при слишком высоких температурах.
Пришло время собрать всё это воедино, красиво оформить и откатать блок управления. Однако, радость была кратковременной. Сначала я выяснил, что простейший формирователь сигнала с форсунки очень сильно сбоит и даёт пачку импульсов вместо одного при повышении оборотов до 1800-2000 об/мин, совершенно не помогли в борьбе с этим ни защитные диоды, ни экранировка кабелей, ни игра с коэффициентом усиления, ни сборка типовой схемы формирователя из бензинового ECU. Поиск решения данной проблемы периодически всплывает на просторах рунета. Там же и был подсказан правильный ход мыслей — воспользоваться специализированной микросхемой.
Зовется она MAX9926, это целая линейка специализированных ИС для датчиков положения коленвала, датчиков ABS и прочих индуктивных. По отзывам — ну просто панацея, вытягивает полезный сигнал с уровня шумов и при наличии помех. Однако, ни найти её по месту жительства (даже не слышали), ни заказать из Китая (дорого и только крупные партии) я её не смог. Но есть ведь даташит с внутренней структурой, чего бы не повторить?
В результате родилась вот такая схема:
Небольшие пояснения
На микросхеме U5 собран дифференциальный усилитель с умеренным усилением. Никаких особенностей тут нет, разве что однополярное питание без резисторов сдвига, они не нужны для данного ОУ.
Интересная часть собрана на компараторе U6. По сути, это базовый компаратор-одновибратор с защелкой. Гистерезис вводится резистором R24, а резистор R23 и диод D10 задерживают задний фронт сигнала примерно на 5мс, что позволяет игнорировать все сигналы с частотой повторения выше 200 гц.
Опорный вход компаратора висит под изменяемым потенциалом, благодаря диоду D11 и резисторам R26, R27. Чем выше уровень сигнала на входе компаратора, тем выше порог его срабатывания. Это решает проблему разного уровня полезного сигнала в зависимости от частоты вращения двигателя.
Это заработало! Теперь без помех принимается сигнал и от форсунки, и от датчика коленвала. Самое время регулировать опережение впрыска. Очевидно, что для регулирования просто таки напрашивается ПИД-регулятор. Сложность, как всегда, в его настройке.
Какие-то численные методы для вычисления ПИД-коэффициентов разбиваются о полное отсутствие любых данных по реакции насоса на управление. Значит надо подбирать. Начинают все с пропорционального коэффициента, попробовав значение 1 я уже увидел работу регулятора. Время реакции такого регулятора удручает, заданный угол устанавливается примерно за 3-4 секунды и имеет склонность к колебаниям. Всё бы ничего, но в данном применении можно допустить ошибку регулирования в сторону опережения, но нельзя ни градуса в сторону запаздывания. Особенно болезненно запаздывание угла сказывается на высоких оборотах, машина вроде только ехала 100 км/ч, а вот уже тормозит двигателем как тормозами. Тогда я ввёл прямой пропорциональный коэффициент и обратный, в 4 раза больший. При уходе угла в запаздывание контроллер быстро возвращает его в безопасные величины.
П- и И- коэффициенты подбирались «на глазок» по критерию отсутствия автоколебаний.
Закон изменения угла опережения от оборотов пока забит не в таблицу, а подчиняется линейному закону, без каких-то изысков. Для проверки сойдет, а там можно и заморочиться.
Датчик педали газа в насосе выполнен в виде переменного резистора на оси рычага насоса, ползунок резистора подключен к АЦП микроконтроллера. Нажатие педали «в пол» изменяет заданный угол на 2 градуса. По ощущениям — самое то, приемистость и набор оборотов двигателем хорошие.
О железе
Так так процессы в данном регуляторе текут медленно, то и особого быстродействия не требуется. С задачей справился AVR-микроконтроллер MEGA8A на частоте всего 1МГц. Он комфортно успевает считать ПИД, обрабатывать прерывания по датчикам, отображать текущий угол на семисегментном индикаторе и выводить отладочную информацию в последовательный порт.
Устройство, сначала собранное на чем попало и висевшее на проводах у мотора, перекочевало в культурный корпус блока управления тахометром, который так кстати освободился. Освободился не просто так, а вместе с герметичным 15-и контактным разъемом, куда и была подведена «коса» мотора, а штатный тахометр теперь получает сигнал с нового формирователя.
В общем, можно и нужно подводить итоги.
Разработка определенно удалась. Пару сотен километров на новом насосе не показали разницы в поведении по сравнению со старым, механическим. Расход топлива даже немного упал, и составил приятные 7.5л на сотню в городском цикле.
Навыков было получено бессчетное множество, как по теории топливной аппаратуры, так и по программированию микроконтроллеров.
Планы на будущее
Несмотря на закон жизни «лучшее враг хорошего», блоку управления светят доработки. Во-первых, в алгоритме никак не учитываются несколько параметров, а именно: температура двигателя и количество впрыскиваемого топлива. С первым параметром всё понятно, лишь стоит подключить штатный датчик температуры ОЖ, то со вторым придется сильно менять схему контроллера. Дело в том, что нагрузку на двигатель можно отловить, анализируя отрицательный выброс на сигнале с форсунки. Он соответствует запиранию форсунки, а значит посчитав длину открытого состояния форсунки можно прикинуть как расход топлива, так и нагрузку. Только для этого текущего микроконтроллера уже мало, не хватает входов прерывания.
В статье забыл упомянуть важное отличие дизельного двигателя от бензинового. В бензиновом моторе приготовление топливной смеси начинается с воздуха. Отсюда обязательные атрибуты любого ЭБУ для безнина: датчик давления воздуха (относительного или абсолютного), расходомер, датчик температуры. Регулировка двигателя тоже воздухом — дроссель.
На дизеле же смесь всегда обеднена, ни о каком стехиометрическом составе смеси нет и речи. В любом режиме воздуха хватает, это заложено самой конструкцией дизельного двигателя. Регулировка исключительно количеством топлива, и учитывать воздух при работе ЭБУ не нужно. Ситуация поменялась у Common Rail дизелей, там воздух считается так же как и на бензинках, хотя ошибки по количеству воздуха дизелям не критичны.
ТОП-15 лучших пусковых устройств для автомобиля: рейтинг 2020 года и какой портативный бустер лучше выбрать
Пусковое устройство (бустер) для автомобилей и другого транспорта — это специальное оборудование для запуска двигателя при севшем аккумуляторе.
В 2020 году его стоит купить не только для подготовки к зиме, но и «на всякий случай», ведь оно может быть полезно во время длительной стоянки или поездки на дальние расстояния.
Какое пусковое устройство выбрать для транспортного средства? Рассмотрим в нашем рейтинге.
Рейтинг ТОП-15 лучших пусковых устройств для автомобиля 2020 года
Место | Наименование | Цена |
---|---|---|
ТОП-5 лучших пусковых устройств для автомобиля по цене/качеству на 2020 год | ||
1 | Fubag Drive 600 | Узнать цену |
2 | HUMMER H1 | Узнать цену |
3 | CARKU Pro-60 | Узнать цену |
4 | CARKU Pro-30 | Узнать цену |
5 | Wester Zeus 600 | Узнать цену |
ТОП-5 лучших недорогих пусковых устройств для автомобильных аккумуляторов | ||
1 | Fubag Drive 450 | Узнать цену |
2 | Fubag Drive 400 | Узнать цену |
3 | HUMMER H3 | Узнать цену |
4 | ELITECH УПБ 8000ПРОФ | Узнать цену |
5 | BERKUT JSL-18000 | Узнать цену |
ТОП-5 лучших пуско-зарядных устройств | ||
1 | Airline AJS-55-05 | Узнать цену |
2 | Вымпел 80 | Узнать цену |
3 | Airline AJS-400-02 | Узнать цену |
4 | СПЕЦ УПЗУ-6000 | Узнать цену |
5 | CARCAM ZY-20 | Узнать цену |
Как выбрать пусковое устройство для автомобиля?
Отправляясь в магазин за пусковым устройством, нужно знать объем двигателя — дальше сориентироваться поможет консультант.
Обычно при выборе автомобильных бустеров обращают внимание на следующие параметры:
- пусковой ток (номинальный и пиковый);
- емкость;
- выходное напряжение;
- адаптеры и переходники;
- дополнительные функции (например, защита от перегрузки, перегрева, короткого замыкания и пр.);
- ресурс батареи;
- стоимость.
ТОП-5 лучших пусковых устройств для автомобиля по цене/качеству
В этой подборке лучшие портативные бустеры по оценкам и отзывам пользователей в 2020 году.
Fubag Drive 600
Автомобильный бустер немецкой фирмы, который успешно справляется с запуском двигателя объемом до 6 л. В конструкции предусмотрена встроенная батарея, которую периодически нужно заряжать от прикуривателя. Одного заряда хватает на 70 запусков двигателя.
ПУ отлично зарекомендовало себя в работе: оно без труда запускает даже полностью севший аккумулятор и хорошо работает при низких температурах. Для удобства работы есть светодиодная индикация, а также фонарик.
Кроме стандартного подключения, есть вспомогательные USB-разъемы с напряжением 12, 19 и 5 В. Устройство просто в работе, удобно в хранении и транспортировке и имеет приличную комплектацию.
Технические характеристики:
- напряжение АКБ: 12 В;
- ток, до: 600 А;
- емкость: 18000 мА·ч;
- функции: встроенный фонарь, зарядка мобильных устройств.
- удобный кейс для хранения;
- надежные провода в комплекте;
- есть фонарик;
- хорошо работает даже на холоде;
- есть индикация заряда.
- слегка завышена цена.
HUMMER H1
Компактный, недорогой и мощный помощник автомобилиста с литий-ионной батареей. Диапазон пускового тока — от 400 до 800 А, чего вполне достаточно для авто с ОД до 7 литров (дизель — до 5 литров).
Жизненный цикл модели составляет 1000 зарядов и разрядов. Первый осуществляется при помощи прикуривателя. Кстати, если долго не пользоваться пусковым устройством, за счет низкого тока саморазряда оно способно сохранить заряд до 1 года.
Из дополнительных функций — яркий фонарь и разъемы USB для подзарядки гаджетов, выход на 12 В для прикуривателя. Фонарь работает в 3 режимах. Благодаря надежности, многофункциональности и мощности прибор можно всегда хранить в бардачке автомобиля и использовать во время путешествий или при разрядке аккумулятора на морозе. Нижний порог рабочей температуры — –30 градусов.
Технические характеристики:
- напряжение АКБ: 12 В;
- ток, до: 800 А;
- емкость: 15000 мА·ч;
- функции: встроенный фонарь, зарядка мобильных устройств.
- высокая емкость;
- доступная стоимость;
- работает даже в морозах;
- допускает многократные пуски.
- качество сборки.
CARKU Pro-60
Компактный размер и легкость устройства сочетаются с его огромной мощностью и емкостью: пусковой ток стартует от 600 А и достигает 1500 А. Заявленная емкость 25000 мА·ч соответствует реальной: модель уверенно запускает двигатель при любых погодных условиях.
Совместимый объем бензинового двигателя — до 8 литров, дизельного — до 5 литров. Ноутбук девайс полностью зарядит за 4-5 часов. Одного заряда CARKU Pro-60 хватит, чтобы полностью зарядить смартфон 6-10 раз при помощи USB-шнура. Универсальность ПУ заключается в наличии нескольких типов разъемов USB: USB Type-C 60W, USB QuickCharge, USВ 5В/2,4А.
Для более высоких пусковых токов устройство оснащено 4-ячеечной батареей. В качестве функционала, обеспечивающего безопасность, выступают защита от неправильного подключения полярности, от короткого замыкания, перезаряда и переразряда, защита от обратного тока после запуска транспортного средства.
Технические характеристики:
- напряжение АКБ: 12 В;
- ток, до: 1500 А;
- емкость: 25000 мА·ч;
- функции: встроенный фонарь, зарядка мобильных устройств.
- индикация заряда батареи;
- большая емкость;
- фонарь с несколькими световыми режимами;
- удобная сумка для хранения.
- тяжелый;
- короткие провода.
CARKU Pro-30
Компактная, легкая модель с интересным дизайном, индикацией заряда батареи, встроенным фонарем с несколькими световыми режимами и разными разъемами для зарядки электроприборов.
За счет высокой мощности быстро заряжает двигатель. Также подходит для зарядки различных гаджетов через разъемы USB Type-C, USB Type-A, USB Type-A с поддержкой QC 3.0. Разъемы расположены на левой грани устройства, рядом с фонариком.
На старте сила тока достигает 500 А, на пике — 1200 А. Прибор пригодится для владельцев автомобилей с бензиновым двигателем до 7 литров, дизельным — до 4 литров. Он укомплектован всеми необходимыми шнурами с «крокодилами», имеет небольшой вес и размер и поставляется в удобном чехле для хранения, так что может всегда находиться в машине.
Технические характеристики:
- напряжение АКБ: 12 В;
- ток, до: 1200 А;
- емкость: 17000 мА·ч;
- функции: встроенный фонарь, зарядка мобильных устройств.
- работает при минусовых температурах;
- можно заряжать гаджеты;
- встроенный фонарик;
- легкость и компактность.
- нельзя зарядить ноутбук.
Wester Zeus 600
Хороший, удобный, мощный, относительно недорогой и простой в управлении гаджет, который подходит и для запуска двигателя, и для зарядки гаджетов. Для достижения последней цели в комплекте предусмотрено 8 адаптеров для зарядки разных ноутбуков, а также шнур с несколькими входами для смартфонов, ЗУ от прикуривателя и от розетки.
Устройство отличается небольшим весом и малыми габаритами: его размер соответствует обычному мобильному телефону. Заявленная емкость соответствует реальной, прибор отлично справляется с основной и дополнительными задачами: быстро запускает двигатель при любой погоде, при необходимости возвращает к жизни любые гаджеты.
Само устройство, а также шнуры, кабели, адаптеры и зарядные устройства укомплектованы в небольшую сумочку на молнии для удобства хранения.
Технические характеристики:
- напряжение АКБ: 12 В;
- ток, до: 600 А;
- емкость: 16000 мА·ч;
- функции: встроенный фонарь, зарядка мобильных устройств.
- в комплекте 8 адаптеров для зарядки ноутбуков;
- большая емкость батареи;
- работает на морозе;
- резиновая крышка для защиты разъемов.
- качество сборки;
- долго заряжается.
ТОП-5 лучших недорогих пусковых устройств для автомобильных аккумуляторов
Бюджетные пусковые устройства в большинстве случаев имеют скромную емкость, небольшую мощность и минимальный набор опций, но их вполне достаточно, чтоб привести автомобиль в рабочее состояние.
Fubag Drive 450
Небольшой, достаточно легкий и простой в управлении гаджет для запуска транспортных средств (мотоциклов и автомобилей) с объемом двигателя до 3,5 литров.
При отсутствии по близости розеток его можно использовать как Power Bank и заряжать небольшие гаджеты, например, ноутбуки и смартфоны. В комплекте для этого есть все необходимые переходники, USB-кабель, а кроме этого — удобный чехол, клеммы для запуска двигателя и сетевой адаптер.
Он справится с полностью севшим аккумулятором и не чувствителен к низким температурам: модель выручит даже в сильный мороз. Он генерирует силу тока от 220 до 450 А и имеет емкость 12000 мА·ч, чего достаточно для 45 запусков двигателя после полного разряда.
Вес пускового устройства — всего 400 грамм, а длина — 16,5 см.
Технические характеристики:
- напряжение АКБ: 12 В;
- ток, до: 450 А;
- емкость: 12000 мА·ч;
- функции: встроенный фонарь, зарядка мобильных устройств.
- эффективен даже при полностью севшем аккумуляторе;
- устойчив к низким температурам;
- полная комплектация.
- в комплекте нет провода для зарядки от прикуривателя.
Fubag Drive 400
Компактное портативное пусковое устройство в красно-черном корпусе с функцией зарядки смартфонов, ноутбуков и других гаджетов. Емкости достаточно, чтобы несколько раз (до 30) запустить полностью севший аккумулятор при температуре окружающей среды от -30 до +50 градусов, а также для нескольких циклов зарядки электроприборов.
Модель предназначена для автомобилей и мотоциклов с объемом двигателя до 3 литров. Она эффективна для зарядки АКБ с напряжением 12 В. Все необходимые разъемы и входы находятся на одной боковой грани, благодаря чему удобно выполнять подключение в любых условиях.
Комплект поставки включает клеммы для запуска двигателя, сетевой адаптер, USB-кабель, чехол. Несмотря на большую емкость батареи, габариты и вес устройства очень скромны.
Технические характеристики:
- напряжение АКБ: 12 В;
- ток, до: 400 А;
- емкость: 10000 мА·ч;
- функции: встроенный фонарь, зарядка мобильных устройств.
- диапазон рабочих температур — от -30 до +50 градусов;
- подходит для запуска двигателей объемом до 3 литров;
- запускает полностью севшие аккумуляторы;
- легкий и удобный в хранении.
- нельзя зарядить от машины (нет кабеля с гнездом для прикуривателя).
HUMMER H3
Легкий прибор в желтом корпусе сочетает функционал сразу трех устройств: ПУ для запуска двигателя, Power Bank для заряда гаджетов и светодиодного фонаря. Пускового тока 300 А на старте достаточно для запуска бензиновых двигателей объемом до 2 литров, а также 1,5-литровых дизельных.
Уникальность и преимущество модели — высокий уровень безопасности. Клеммы обладают интеллектуальной защитой от обратной полярности, сверхтока, обрыва цепи и перегрева. По отзывам покупателей, ПУ реанимирует севшие аккумуляторы даже при температуре окружающей среды -30 градусов.
Устройство продается в защитном чехле вместе со всеми необходимыми атрибутами, благодаря чему его можно постоянно возить с собой в багажнике.
Технические характеристики:
- напряжение АКБ: 12 В;
- ток, до: 300 А;
- емкость: 6000 мА·ч;
- функции: встроенный фонарь, зарядка мобильных устройств.
- небольшой и легкий;
- высокий уровень безопасности;
- простота использования;
- работает при температуре до -30 градусов;
- восстанавливает полностью севшие аккумуляторы;
- подходит для автомобилей с дизельным и бензиновым двигателем.
- быстро разряжается при использовании в качестве Power Bank.
ELITECH УПБ 8000ПРОФ
Пусковое устройство с эффектным красным корпусом для запуска бензиновых и дизельных двигателей с бортовым напряжением 12 В, а также зарядки смартфонов и других гаджетов. В конструкции ПУ есть светодиодный фонарь с несколькими режимами работы и функцией стробоскопа.
На лицевой стороне находится кнопка включения и индикация заряда батареи. Корпус имеет защиту стандарта IP65. Модель без труда справится с полностью севшими двигателями даже в условиях мороза. Оно также зарядит батареи USB 5В/2А и может выступать в качестве источника питания для устройств DC12В/10А.
Внутри ПУ находится литий-полимерный аккумулятор. Рабочий ресурс, по заявлению производителя, составляет более 1000 циклов разряд/заряд. В комплект входят сетевой адаптер, USB-кабель, набор переходников, кабель для зарядки от прикуривателя и чехол.
Технические характеристики:
- напряжение АКБ: 12 В;
- ток, до: 500 А;
- емкость: 6000 мА·ч;
- функции: встроенный фонарь, зарядка мобильных устройств.
- защита от глубокого заряда и перезарядки;
- влагозащищенный корпус IP65;
- работает при температуре от -20 до +60 градусов;
- необычный дизайн;
- светодиодный фонарь.
- небольшая емкость.
BERKUT JSL-18000
Компактный, легкий прибор с богатой комплектацией в удобном чехле на молнии. Корпус имеет надежную, качественную сборку, кнопку включения и индикатор заряда батареи на лицевой стороне.
Модель подходит для запуска двигателей легковых автомобилей и другой транспортной техники. Одного заряда хватает, чтобы реабилитировать даже полностью севший аккумулятор несколько раз и еще несколько раз зарядить телефон: судя по отзывам пользователей, он идеально подходит для поездок на дальние расстояния и длительных путешествий.
В комплект входит сетевой кабель для зарядки от сети, 8 адаптеров для разных ноутбуков, шнур с зажимами, кабель для зарядки от прикуривателя и несколько проводов с разными разъемами для зарядки гаджетов. ПЗУ работает в мороз, но не справляется с неисправными АКБ.
Технические характеристики:
- напряжение АКБ: 12 В;
- ток, до: 600 А;
- емкость: 18000 мА·ч;
- функции: встроенный фонарь, зарядка мобильных устройств.
- компактный и легкий;
- выполняет функцию Power Bank;
- высокая емкость встроенной батареи;
- поддержка быстрой зарядки;
- есть разъем USB-C;
- отлично держит заряд.
- дорогой;
- не запускает двигатель с неисправной АКБ.
ТОП-5 лучших пуско-зарядных устройств
Автомобильные пуско-зарядные устройства — наиболее универсальные агрегаты для реабилитации двигателя, которые выступают в качестве запускового и зарядного прибора.
Airline AJS-55-05
Зарядно-пусковое устройство трансформаторного типа подходит для зарядки свинцово-кислотных аккумуляторов с напряжением 6/12 В, даже если они полностью разряжены.
Оно имеет вид небольшой металлической коробки ярко-оранжевого цвета с эластичной ручкой на верхней панели, стрелочным индикатором тока спереди и удобным рычагом управления.
Сбоку находится решетка вентиляции. Кабели с зажимами крепятся в разъемы, расположенные на задней панели устройства. Они имеют достаточную длину для удобства работы с прибором.
ПЗУ совместимо с батареями, максимальная емкость которых составляет 120 Ач. Также в конструкции есть встроенный амперметр.
Модель подходит для владельцев легковых автомобилей и мотоциклистов, но двигатель грузового авто она не запустит.
Технические характеристики:
- напряжение АКБ: 12 В;
- ток, до: 55 А;
- функции: встроенный амперметр.
- низкая стоимость;
- удобная ручка для переноски;
- качественная сборка.
- простота управления.
- в мороз не работает;
- нет Power Bank.
Вымпел 80
Автоматическое ПЗУ самостоятельно контролирует степень заряженности батареи и при необходимости меняет режим пуска и заряда. Механизм действия заключается в преобразовании энергии в силовой цепи высокочастотного (импульсного) типа.
Прибор достаточно компактный весом 2 кг. Номинальное напряжение составляет 12 В, максимальный пусковой ток — 110 А. Этого достаточно, чтобы запустить полностью севший аккумулятор или реанимировать его при низких температурах окружающей среды.
Охлаждение осуществляется при помощи микровентилятора, а индикатор заряда находится на лицевой панели и имеет вид стрелочного вольтметра.
Технические характеристики:
- напряжение АКБ: 12 В;
- ток, до: 110 А;
- функции: защита от перегрева, короткого замыкания.
- подходит для зарядки аккумуляторов любой емкости;
- удобная ручка для переноски;
- доступная цена;
- высокий уровень безопасности.
- нет регулировки тока.
Airline AJS-400-02
Мощный, компактный прибор инверторного типа с пусковым током от 250 А на старте до 400 А на пике. В комплект, кроме самого ПЗУ, входят 2 сетевых кабеля и инструкция по применению.
Его основное предназначение — запуск двигателей автомобилей, снегоходов, катеров, аэросаней и мотоциклов. Кроме этого, он заряжает аккумуляторы электроприборов с напряжением от 12 до 24 В.
По сравнению с другими пусковыми и пуско-зарядными устройствами, Airline AJS-400-02 имеет большие габариты и вес. Это объясняется надежностью конструкции и прочностью корпуса, а также совместимостью с грузовыми автомобилями и крупногабаритной техникой (например, внедорожниками).
Устройство имеет уникальную технологию заряда, благодаря которой при присоединении к разряженному аккумулятору он запустится уже через 5-10 минут.
Технические характеристики:
- напряжение АКБ: 12/24 В;
- ток, до: 400 А;
- функции: встроенный амперметр.
- прочный металлический корпус;
- быстро заряжает аккумулятор;
- работает на морозе;
- резиновая крышка для защиты разъемов.
СПЕЦ УПЗУ-6000
Алюминиевый прибор по размеру не больше обычного смартфона, способный реанимировать «уснувший» аккумулятор. На левой грани есть кнопка включения, на верхней — все необходимые входы, разъемы и фонарь. На центральной панели находится индикатор заряда батареи.
Напряжение при зарядке составляет 5 В, диапазон пускового тока — от 160 до 320 А. Комплектация включает само устройство, адаптер питания, автомобильный адаптер, пусковой кабель с зажимами для подключения к автомобильному аккумулятору, USB-кабель с 4 разными разъемами и инструкция.
Мощности ПЗУ хватит для запуска транспортных устройств с объемом двигателя до 3 литров (бензин), однако зимой его может хватить только для автомобилей с ОД до 2 литров.
Технические характеристики:
- напряжение АКБ: 12 В;
- ток, до: 320 А;
- емкость: 5400 мА·ч;
- функции: амперметр, LED-фонарь, зарядка мобильных устройств, автоотключение.
- стильный дизайн;
- дешевый;
- очень легкий и компактный;
- легко и быстро заряжается от прикуривателя;
- пусковой кабель с зажимами в комплекте.
- потрескивает после отключения фонаря;
- маленькая емкость.
CARCAM ZY-20
Многофункциональное автомобильное устройство с емкостью 20800 мА·ч способно с одного заряда запустить двигатель до 40 раз в зависимости от его объема в любых погодных условиях: оно сохраняет работоспособность при температурах от -40 до +60 градусов.
Модель является, по сути, универсальным источником питания: в набор входят различные переходники и адаптеры, совместимые с разными моделями смартфонов, ноутбуков, планшетов, портативных телевизоров и других приборов.
На нижней грани расположен светодиодный фонарь, работающий в нескольких режимах, включая SOS. Он светит не очень ярко, но обнаружить повреждение покрышки или глянуть под капот вполне можно. На противоположной стороне есть молоток для разбития стекла, который можно использовать при необходимости быстро покинуть автомобиль, например, при ДТП.
Также в конструкции ПЗУ есть лезвие для резки ремней безопасности и компас. Все приспособления удобно размещены на корпусе, выполненном из противоскользящего пластика, а само устройство продается в удобном футляре. Выходное напряжение регулируется в диапазоне 15-19 В.
Технические характеристики:
- напряжение АКБ: 12 В;
- ток, до: 600 А;
- емкость: 20800 мА·ч;
- функции: встроенный фонарь, зарядка мобильных устройств, компас, лезвие, молоток.
- широкий диапазон рабочих температур;
- удобный корпус с покрытием Soft Touch;
- есть лезвие, компас и молоток;
- удобный футляр для хранения;
- подходит для автомобилей с двигателем до 5 л (бензин) и 3 л (дизель).
- качество сборки.
Какую фирму выбрать?
По мнению экспертов и автолюбителей, лучшими фирмами-производителями пусковых устройств в 2020 году стали:
- Carku;
- Berkut;
- Fubag;
- Aurora;
- ReVolter;
- Neoline;
- Intego.
Как такового лидера среди производителей нет — важно найти модель, которая будет удовлетворять все потребности и подойдет по всем параметрам.
Пусковое устройство и пуско-зарядное – в чем разница и что лучше?
Пусковое устройство дешевле и имеет более узкий профиль: оно способно только запускать двигатель при прямом подключении, без посредника в виде батареи.
Пуско-зарядное же устройство более универсальное: оно приводит в работоспособное состояние двигатель, но при необходимости может зарядить, например, смартфон или ноутбук.
Грубо говоря, ПУ запускает, а ПЗУ — запускает и заряжает, потому и имеет более высокую стоимость. Пуско-зарядное устройство лучше из-за своей функциональности, но если потребности в дополнительных функциях нет, лучше приобрести более дешевое пусковое устройство.
Отзывы покупателей
Ниже даны отзывы покупателей о представленных здесь моделях:
Электронная система управления дизельным двигателем (EDC): циркуляция топлива
Продолжаем публиковать переведённые на русский язык модули LCMS ELECTUDE, предназначенной для интерактивного обучения автомехаников, автоэлектриков и автомехатроников. В центре внимания материала — электронная система управления дизельным двигателем, регулирующая впрыск топлива.
Электронная система управления дизельным двигателем (EDC) активно устанавливается на современные дизельные двигатели, включая ДВС с системой Common Rail и ДВС с насос-форсунками. Ведущий производитель EDC — компания Bosch.
Благодаря электронной системе управления дизельным двигателем EDC легче регулировать количество впрыскиваемого дизтоплива, давление наддува, частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу, рециркуляцию отработавших газов, запускать ДВС при низких температурах.
Содержание модуля «Электронная система управления дизельным двигателем»
Топливный контур
Топливный контур объединяет в себе ряд различных компонентов, а именно:
- Топливный бак
- Топливный фильтр
- Топливоподкачивающий насос
- Насос высокого давления
- Форсунка
- Линии подачи топлива
- Возвратные
- Топливные линии
- Линию высокого давления.
Топливоподкачивающий насос
Топливоподкачивающий насос представляет собой роторно-лопастной насос, в котором четыре лопасти ротора прижимаются к эксцентриковому кольцу при вращательном движении ротора. Между лопастями образуются небольшие изолированные полости.
Топливо подается через подводящую линию во впускную секцию распределительного насоса и через нижнее отверстие в роторно-лопастном насосе.
Топливоперемещается лопастями ротора к выпускному отверстию. Поскольку объём изолированных полостей здесь становится меньше, давление увеличивается и поступает внутрь корпуса насоса.
Предохранительный клапан
Если давление становится слишком высоким, предохранительный клапан подает топливо обратно на сторону впуска топливоподкачивающего насоса.
Если давление топлива поднимается выше 3,5 bar, плунжер пересиливает силу сжатия пружины, открывая, разгрузочный проход, через который топливо поступает по каналу на сторону впуска роторно-лопастного насоса. Топливо, находящееся над плунжером, поступает в разгрузочный проход.
Если давление топлива слишком низкое, разгрузочныйпроход останется закрытым из-за того, что пружина осаживает плунжер вниз.
Перепускной клапан
Перепускной клапан расположен в полости штуцерного болта на возвратной линии в верхней части корпуса распределительного
насоса.
Перепускной клапан соединяет внутреннюю часть насоса с возвратной линией. Топливо и, при необходимости, воздух возвращаются в бак через калиброванное отверстие (дроссель) в штуцерном болте, что обеспечивает постоянный поток топлива через насос и удаляет пузырьки воздуха. Циркуляция топлива обеспечивает правильное охлаждение.
Насос высокого давления и форсунка
Насос высокого давления является плунжерным насосом. Плунжерный насос высокого давления подает топливо под высоким давлением и распределяет топливо по форсункам.
Форсунка начинает впрыск, когда давление топлива становится выше давления пружины. Топливо поднимает запорную иглу форсунки вверх, и происходит впрыск.
На плунжере расположена дозирующая втулка, которая перемещается назад и вперед. Положение дозирующей втулки определяет количество впрыскиваемого топлива.
Нагнетательный клапан
Нагнетательный клапан расположен между насосом высокого давления и форсункой. Его цель — поддерживать давление в трубопроводе высокого давления.
Когда насос высокого давления нагнетает давление, нагнетательный клапан открывается. Когда давление в трубке высокого давления снова снижается, плунжер закрывает нагнетательный клапан.
Клапан выравнивания давления открывается, и давление топлива в линии высокого давления снижается до 60 бар.
Изучить информацию о топливной системе вам также поможет материал «Устройство и принцип работы топливной системы».
Источник http://habr.com/ru/post/258619/
Источник Источник http://tekhnik.top/rejting-puskovyh-ustrojstv/
Источник Источник Источник Источник Источник http://pro-sensys.com/info/articles/daydzhesty/elektronnaya-sistema-upravleniya-dizelnym-dvigatelem-edc-tsirkulyatsiya-topliva/