ЗИЛ-135 технические характеристики, двигатель, устройство, цена, фото
ЗИЛ-135
ЗИЛ-135 является четырехосным военным грузовиком советского производства. Данная модель выпускалась в большом количестве различных модификаций в период с 1963 по 1995 год.
Разработка высокопроходимой военной техники стартовала еще в 1955 году по указанию руководства страны. Первой экспериментальной версией стал грузовик марки ЗИС-Э134, построенный на базе грузовика ЗИС-151. В отличие от стандартного 151-го, 134-я модель имеет четыре оси с односкатной ошиновкой. В дальнейшем планировалось оснастить модель силовым агрегатом, развивающим максимальную мощность на выходе в 130 лошадиных сил, гидротрансформатором, гидравлическим усилителем рулевого управления, а также системой регулировки давления в шинах.
В 1956 году конструкторы представили вторую экспериментальную версию, являющуюся низкопрофильным военным транспортом, который способен передвигаться по воде. Данная особенность обусловлена внедрением системы водометного движения. Стоит отметить, что подобная система широко применялась на танке ПТ-76. Новую модель оснастили металлическим корпусом, силовым агрегатом, выдающим мощность в 120 лошадиных сил и двумя гидравлическими усилителями рулевого управления. Также на этой версии отказались от эластичной подвески.
Большой толчок в развитии военных грузовиков специального назначения сделал ЗИЛ-134, отдаленно напоминавший 135-е семейство. Такая версия оборудована 12-цилиндровым силовым агрегатом, развивающим максимальную мощность на выходе в 240 лошадиных сил. Вместе с этим была применена уникальная гидромеханическая подвеска и независимая торсионная подвеска для каждого колеса.
Конструкция кузова использует высокопрочную сталь. Машина могла взять на борт различные грузы массой до 4000 килограмм или восемь человек. Грузовик в основном предназначался для эксплуатации на суше, но помимо этого он также мог передвигаться и по воде. Но здесь его скорость не превышала двух километров в час, поскольку передвижение осуществлялось не специальным оборудованием, а посредством вращения колес.
На базе этой модели была разработана и модифицированная версия, обозначенная литерой «А». Она была предназначена для эксплуатации на аэродромах. С загруженным в кузове балластом транспорт мог перевозить самолёты по ВПП. Но на испытаниях выяснилось, что у данной версии слишком много недостатков из-за чего разработка приостановилась, а с появлением 135-го семейства и вовсе прекратилась.
Первые модели семейства ЗИЛ-135 были представлены в 1958 году. В отличие от предшественников новые грузовики имеют обтекаемую кабину, что положительно отразилось на передвижении по воде.
За кабиной установили две силовые установки, выдающие суммарную мощность на выходе в 260 лошадиных сил. Помимо этого конструкция была оснащена бортовой трансмиссией, имеющей гидротрансформаторы с редукторами, отвечающими за работу индивидуального привода ведущих колес и двух водометов.
Задние и передние колеса способны поворачиваться в разные стороны. Такую возможность обеспечивает пара гидравлических усилителей рулевого управления. Стоит отметить, что поворот колес осуществляется на одинаковый угол, благодаря чему удалось добиться корректной управляемости. Внутри грузовика могут разместиться до 30 человек. Скорость передвижения по воде была увеличена до 10 километров в час. По асфальтированным дорогам ЗИЛ-135 способен передвигаться со скоростью в 55 километров в час.
Модификации
Семейство ЗИЛ-135 имеет множество модифицированных версией, среди которых:
ЗИЛ-135Б
Данная модель грузовика была представлена в 1959 году. В отличие от базовой версии, ЗИЛ-135Б обладает удлиненной платформой и менее мощными силовыми агрегатами (110 лошадиных сил в каждом). Испытания такой модификации были отменены военным руководством в связи с плохим качеством работы с артиллерийской установкой на плаву. Немного позже была представлена доработанная версия, получившая наименование ЗИЛ-135Б2. Она отличалась стеклопластиковой кабиной, однако предпочтение было все же отдано амфибиям, имеющим стальные корпусные кабины.
ЗИЛ-135Е
Является сухопутным военным грузовиком повышенной проходимости. Модель была представлена в 1960 году. В ней применили немало предыдущих разработок.
Грузовик оборудован двумя силовыми агрегатами марки ЗИЛ-375Я, суммарная мощность которых достигает отметки в 360 лошадиных сил. В конструкции кабины присутствуют пластиковые панели, соединенные друг с другом посредством эпоксидной смолы. В кабине предусмотрено три посадочных места, одно из которых для водителя, а два для пассажиров. Окна кабины оснащались бронезащитными стенками.
Многие конструкционные элементы данного грузовика стеклопластиковые. Причем используемый материал вышел довольно эластичным. Высокие температуры и пороховые газы после запуска ракет приводили стеклопластик, как и металл, к деформации, однако в отличие от последнего стеклопластиковые элементы возвращали свою исходную форму.
ЗИЛ-135К
В шасси данной модификации, как и предыдущей, отсутствует подвеска. Также в отличие от других моделей ЗИЛ-135К использует уникальную концепцию, имеющую недостатки в виде уменьшенной мощности и проходимости. Однако такое решение было реализовано намерено, поскольку модификация предназначалась в первую очередь для установки высокоточных крылатых ракет. В связи с этим модель практически не использовалась в длительных поездках и такие параметры, как мощность и проходимость стали не такими важными.
Грузовик имеет полную длину в 11400 миллиметров. В конструкции присутствует большое количество технических узлов, соединенных между собой посредством карданных валов.
В этой модификации была применена кабина от модели ЗИЛ-135Е, имеющая обтекаемые формы. Но в 1961 году вместо нее стали устанавливать упрощенную стеклопластиковую конструкцию, имеющую алюминиевый поддон. Лобовые стекла обладают обратным наклоном. Такое расположение стекол позволяет исключить блики, которые в реальных боевых условиях могут раскрыть местоположение грузовика. Ближе к концу 1961 года ЗИЛ-135К был принят на вооружение советской армии. Производство техники с этого года началось на автомобильном заводе в Брянске.
ЗИЛ-135М
Представляет собой модернизированный вариант грузовика ЗИЛ-135К. Данная модель была представлена в 1962 году. На платформу модификации устанавливали противокорабельный ракетный комплекс. По сравнению с предыдущей версией, здесь платформа была укорочена на один метр, что позволило расширить конструкцию кабины. Кстати, теперь кабина вмещает 5 человек. Испытания и доработки ЗИЛ-135М продлились до 1966 года.
ЗИЛ-135Л
Является доработанной версией грузовика ЗИЛ-135Е. В этой модели на всех колесах была применена торсионная подвеска. В 1961 году грузовик был отправлен на прохождение различных испытаний. Изначально на платформу модификации установили грузовой балласт, однако позже он был заменен макетом ракетного комплекса «Луна-М». В результате всех проведенных испытаний завод по приказу военного руководства выпустил четыре экземпляра.
Серийное производство изначально планировалось запустить на автомобильном заводе в Брянске. Но поскольку данный грузовик имеет автоматическую коробку передач, сборка была отменена местными специалистами, которые требовали внедрения стандартной механической.
ЗИЛ-135ЛМ
Как описывалось ранее, в производство не пошла версия с автоматической КПП и тогда производитель разработал модификацию с механической пятиступенчатой трансмиссией, которая получила наименование ЗИЛ-135ЛМ. Эта модель была представлена в 1963 году. Коробка передач имеет дистанционный привод переключения передач. В 1964 году стартовало серийное производство ЗИЛ-135ЛМ. Модель вышла довольно успешной, поскольку большой спрос на нее был не только в СССР, но даже и за его пределами.
ЗИЛ-135П
Является десантно-транспортной машиной-амфибией. Модификация была разработана в 1965 году. В качестве основы послужил стандартный грузовик ЗИЛ-135. Благодаря возможности передвижения по воде технику активно использовали в Заполярье, Балтийском и Баренцевом море. ЗИЛ-135П способен производить штурм тонких льдов и выдерживать шторм до пяти баллов. Колеса переднего и заднего моста являются поворотными, за счет чего модификация может развернуться практически на месте. Однако, несмотря на множество особенностей и отличные результаты проведенных испытаний, данная модель не пошла в серийное производство. Более того, она не состояла на учете в Вооруженных силах СССР;
ЗИЛ-135ЛБ
Представляет собой гражданскую версию вездехода, имеющую прицеп-роспуск. Модель широко применялась в нефтегазовой промышленности, где осуществляла транспортировку труб. Благодаря высокой проходимости грузовик применялся в труднодоступных местностях, включая песчаный грунт;
ЗИЛ-135 ЛМ 9П140
Является автономным ракетным комплексом «Луна-М», построенным на базе стандартного ЗИЛ-135ЛМ;
ЗИЛ-135 ЛМ 9Т452
Является автономным боевым комплексом, имеющим транспортно-заряжающую машину 16-ти зарядной реактивной установки залпового огня «Ураган» 9К57. Модель основана на стандартном ЗИЛ-135ЛМ;
ЗИЛ-135ЛМ 9К52ТС
Представляет собой специальную модификацию, предназначенную для эксплуатации в тропических условиях. На платформе установлена пусковая установка 9П113ТС, имеющая транспортно-заряжающую машину 9Т29Т для ведения огня фугасными снарядами.
Необходимо отметить, что данная модель выпускалась не только для военных нужд, но также и небольшими партиями для гражданской службы. Так, ЗИЛ-135 мог иметь вид тягача, пожарной машины, ну и бортового грузовика.
Кабина
ЗИЛ-135ЛМ имеет бескапотную двухдверную кабину со стеклопластиковыми внешними элементами. Масса всей конструкции составляет 490 килограмм. Внутри присутствует четыре посадочных места. На водительском сидении имеется механизм регулировки положения.
На панели расположены самые необходимые приборы, информирующие водителя о текущем состоянии всех основных узлов и агрегатов. Кроме этого кабина оснащалась специальным оборудованием, контролирующим радиационный уровень.
Тыльная часть конструкции оборудована тремя топливными баками. Вместимость главного бака составляет 300 литров, когда вспомогательные имеют объем в 110 литров.
Платформа
Монтажная платформа данного грузовика представлена открытой рамной конструкцией, имеющей длину в 5200 миллиметров. На нее устанавливалось различное спецоборудование. Над колесами установлены стеклопластиковые крылья.
Видео
Технические характеристики
Двигатель
В двух моторных отсеках за кабиной установлены два бензиновых силовых агрегата марок ЗИЛ-375Я и 375Я2. Каждый из них развивает максимальную мощность на выходе в 180 лошадиных сил. Вес одной силовой установки составляет 530 килограмм. Они оснащались предпусковым подогревателем, использующим для работы жидкое топливо. Стоит отметить, что в случае отказа одного из двигателей техника могла продолжить движение на втором. Сами же моторы имеют по восемь цилиндров с V-образной компоновкой.
Характеристики ЗИЛ-375Я:
- Рабочий объем – 7 л;
- Максимальная мощность – 180 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 108 мм;
- Ход поршня – 95 мм;
- Степень сжатия в камере сгорания – 6.5;
- Наибольший крутящий момент – 47.5 кгм (при 1800);
- Охлаждение – жидкостное.
Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач осуществлялась посредством двойного сцепления. Сама же трансмиссия была представлена пятиступенчатой механической коробкой передач марки ЯМЗ-204У, откуда за счет раздаточных коробок вращающий момент передавался на конические редукторы третьей оси.
Тормозная система
За функционирование тормозной системы отвечал гибридный механизм пневматической и гидравлической системы. Сама же тормозная система имеет два контура, как и на обычных грузовых автомобилях.
Ходовая часть
Колеса передней и задней оси здесь подвижные. В связи с этим оба этих моста имеют независимую рычажно-торсионную подвеску и гидравлические амортизаторы обратного действия. На средних мостах подвеска отсутствует, они жестко зафиксированы на несущей раме.
Габаритные размеры
- Полная длина – 9270 мм;
- Полная ширина – 2530 мм;
- Полная высота – 2800 мм;
- Длина колесной базы – 6300 мм;
- Дорожный просвет – 475 мм;
- Ширина колеи – 2300 мм.
Особенности
Самоходной ракетной установке 9к57 «Ураган» нашли применение даже в настоящее время. Техника состоит на вооружении Российской Федерации и многих других странах.
Помимо военных версий данный грузовик выпускался также и для гражданской службы, хоть и довольно малыми объемами. Применяли ЗИЛ-135 в Сибири и Дальнем Востоке в труднодоступных местностях. Стоит отметить, что модель можно встретить и в настоящее время в исполнениях тягача и лесовоза.
Следует отметить, что военная модель ЗИЛ-135 ЛМ до 1980-х годов не имела ни одного аналога во всем мире. Но поскольку СССР тесно сотрудничал с КНР, то у последних позже появились копии советских военных моделей, включая самоходные ракетные установки.
ЗИЛ-135 и все его модифицированные версии обладают внушительной проходимостью. И это обусловлено не только высоким дорожным просветом, но также и множеством других особенностей. Как и на многих других военных грузовиках, здесь присутствует система подкачки шин, что позволяет дополнительно повысить проходимость.
Решение использования двух силовых агрегатов положительно отразилось не только на мощностных характеристиках техники, но и на ее надежности. Например, в случае неисправности или же полного отказа одного из двигателей, грузовик мог продолжить движение на втором двигателе. Причем это доказывалось неоднократно.
Сухопутное шасси, разработанное в 1960-х годах, послужило основой для создания практически всех современных грузовиков, предназначенных для транспортировки тактического оружия. Схема шасси, автором которой является Виталий Грачев, многократно дорабатывалась и развивалась. В результате этого появились такие четырехосные преемники, как тактический комплекс Искандер, самоходная система залпового огня «Смерч», а также «Ураган-1М».
ЗИЛ 135: фото и описание, технические характеристики и особенности
Одной из успешных разработок военного автопрома стал легендарный ЗИЛ 135. Этот автомобиль много лет служит на благо армии в нашей стране. Также организован экспорт этих автомобилей в другие страны. История развития представленного автомобиля насчитывает не один десяток лет. Об этой модели военной техники пойдет речь в нашей статье.
Общая информация
ЗИЛ 135 (фото грузовика представлено ниже) включает в себя комплекс военных автомобилей, производство которых было начато еще в годы СССР. Разработки и изготовление этой военной техники велись и после распада Советского Союза. Этот грузовик имеет несколько отличительных особенностей. Он получил колесную формулу 8 х 8, а также 4 оси.
Область применения различных моделей обширна. Грузовую технику применяли для нужд военных и для гражданских целей. Первая машина этой модели была изготовлена в 1963 году. Ныне выпуск этой техники прекратился. Последний автомобиль был выпущен в 1995 году. Большинство моделей применялись для нужд внутренней военной отрасли. Однако были разработаны и некоторые модели, которые поставлялись на экспорт.
Автомобиль ЗИЛ 135 получил уникальную конструкцию. Это был не обычный военный грузовик, а настоящий прорыв в области техники и машиностроения. Все последующие разработки отталкивались от первой.
В системе представленного автомобиля присутствовало 2 двигателя. Каждый из них имел мощность 12 л. с. Расположение моторов было также довольно необычным. Они располагались за кабиной. Каждый их двигателей отвечал за движение колес, расположенных на его борту. Такая особенность позволила повысить устойчивость транспортного средства в условиях боя, а также увеличить продолжительность эксплуатации машины.
Сначала был создан опытный образец. Он был лишен упругой подвески. При этом в конструкции присутствовали колеса с пониженным давлением. Конструкторы посчитали, что будет целесообразно снизить вес машины именно путем удаления подвески. Это привело к появлению существенного недостатка первой модели. В процессе ее движения можно было наблюдать продольное раскачивание.
Поэтому в таких популярных моделях, как ЗИЛ 135 ЛМ, МБ, М и т. д. уже присутствовала торсионная подвеска. При этом в системе присутствовали гидроамортизаторы на колесах крайних мостов. На средних мостах соединение с рамой осталось жестким. Все последующие машины имели сходство в области конструкции поворотных крайних осей. Однако множество иных технических характеристик менялось с каждой последующей модификацией. Особенно это характерно для габаритов машин, грузоподъемности и прочих дополнительных возможностей.
Первые разработки
ЗИЛ 135, фото которого можно увидеть в нашей статье, разрабатывался несколько лет перед тем, как был создан первый грузовик этой марки. Впервые конструкции военных грузовиков стали проектироваться еще в 1955 году. На эту технику был сделан заказ руководством СССР. Первым прототипом ЗИЛа стал макет ЗИС-Э134. Вместо привычной конструкции, которую выпускали на этом заводе, автомобиль получил некоторые доработки. Так, он имел 4 оси. Планировалось включить в состав машины двигатель мощностью 130 л. с., гидроусилитель и гидротрансформатор. Также разрабатывалась система регулировки давления в шинах.
Через год был собран второй макет. Это был военный низкопрофильный транспорт. Он получил способность передвигаться по воде. Для этого применялась такая разработка, как водометное движение. Это система была такой же, как у танков ПТ-76. Макет автомобиля обладал корпусом из металла. Двигатель в разработке имел мощность 120 л. с. На рулевой механизм было установлено 2 гидроусилителя. Именно здесь была упразднена подвеска. Испытания модели показали, какие изменения нужно внести в конструкцию.
Модель ЗИЛ 135 была разработана несколько позже. На основе созданного макета получила развитие модель ЗИЛ 134. Она внешне отдаленно напоминала 135 модель. Новая разработка получила два двигателя общей мощностью 240 л. с. Мотор имел в общей сложности 12 цилиндров. Также в конструкцию была включена уникальная подвеска гидромеханического типа. Также на все колеса были установлены торсионные подвески. Эта машина могла перевозить до 4 тыс. кг груза (или 8 чел.). По воде транспортное средство передвигалось за счет вращения колес. При этом оно развивало скорость 2 км/ч.
Предварительная разработка, которой являлась 134 модель, была разбита на 2 категории. Первая из них применялась для общих целей. Вторая имела в маркировке букву «А». Эту модификацию применяли на аэродромах. Этот транспорт мог перевозить самолеты по ВПП при загруженном кузове.
Однако испытания выявили множество недочетов. 134 модель подверглась серьезной доработке. Работы над этой модификацией прекратились. Вместо этого силы конструкторов были направлены на разработку 135 модели. Она была совершеннее.
Модель 135Е и М
Грузовик ЗИЛ 135 разрабатывался на основе нескольких модификаций. Были разработаны сухопутные машины, которые отличались повышенной проходимостью. Они были сконструированы в 1960 году. Эта разработка вобрала все положительные качества предыдущих моделей.
Двигатели в этой модели были взяты от ЗИЛ 375Я. Их суммарная мощность составляет 360 л. с. В кабине помещались водитель и 2 пассажира. В конструкции окон были предусмотрены защитные броневые стенки. Эта модификация применялась для пуска ракет. Поэтому кабина была изготовлена из стеклопластика. Этот материал, как и металл, при нагреве расширялся. Однако пластик не деформировался. Когда температура понижалась, он принимал свою первоначальную форму.
Рассматривая характеристики ЗИЛ 135, стоит отметить, что этот тип транспортного средства был предназначен для ракетного комплекса «Луна». Машина была опробована в боевых условиях. При этом у нее был выявлен серьезный недостаток. Корпус раскачивался при передвижении вокруг средней оси. Исправить недостаток пытались конструкторы, которые установили на машину ограничитель скорости. Однако со временем пришлось смириться с тем, что нецелесообразно использовать для военных действий транспорт, в котором отсутствуют подвески.
На основе представленной модели была разработана модификация ЗИЛ 315К. Она также имела определенные недостатки. Поэтому конструкторы активно работали над моделью 315М. Эта улучшенная версия появилась в 1962 году. Ее применяли для установки ракетного комплекса противокорабельного действия «Луна-М». ЗИЛ 135 М получил несколько иную форму и габариты. Также были предприняты шаги по исправлению ошибок предыдущих версий. В результате получился военный грузовик, максимально приближенный к версии серийного производства.
В новой разработке сократили длину платформы на 1 м. Кабину благодаря этому удалось увеличить. В ней теперь помещалось 5 человек вместе с водителем. Исправление ошибок проводилось вплоть до 1966 года.
Серии Л и ЛМ
ЗИЛ 135 ЛМ и Л стали улучшенным вариантом модификации Е. На всех колесах у этой группы грузовиков были установлены торсионные подвески. Это позволило устранить расшатывание, неустойчивость во время движения машины. Модель с буквой «Л» в маркировке начали испытывать в полевых условиях с 1961 года. Транспортное средство оснастили балластом. Однако впоследствии его заменили макетом ракетного комплекса «Луна-М». После были проведены многочисленные испытания. Было установлено, что именно эта модификация соответствует всем требованиям военного заказа.
Это послужило причиной изготовления четырех грузовиков по этому проекту. Изначально планировалось, что сборка автомобилей будет налажена на заводе в Брянске. Однако на этом производстве отказались собирать транспортные средства с автоматической трансмиссией. ЗИЛ 135 местные специалисты предлагали собирать с механической коробкой передач.
Так в 1963 году был выпущен экземпляр с более простой конструкцией КПП. Ее разрабатывали несколько месяцев. В результате в этой модели была установлена механическая трансмиссия на 5 ступеней. Эта модель была названа ЗИЛ 135 ЛМ. Характеристика МКПП имела определенные особенности. В ней предусматривался дистанционный привод для переключения скоростей.
Специалисты утверждали, что установка более простой конструкции трансмиссии приведет к снижению долговечности и значительно снизит эксплуатационные характеристики. Однако к их мнению не прислушались. В результате была запущена в серийное производство модель ЛМ. Ее в то время изготавливали в Брянске.
Конструкторский цех завода им. Лихачева не устроило решение установки на ЗИЛ механической коробки передач. Они решили доказать, что серийный выпуск грузовиков с АКПП вполне возможен. Они проводили испытания. В результате были получены официальные данные, что машина с МКПП уступает по показателю проходимости первоначальной версии транспортного средства, в которой была установлена АКПП. И даже после этого решение о серийном производстве модели ЛМ не поменяли.
Эту модификацию выпускали на Брянском автомобильном заводе. Транспортные средства, которые сходили с конвейера этого завода, имели спрос. Они выполняли разные миссии по всему земному шару.
Модификации серии Л
Стоит отметить, что в советское время БАЗ в Брянске являлся секретным предприятием оборонного комплекса. Кроме ЗИЛа здесь предлагали собственную разработку БАЗ-930. Однако он значительно уступал ЗИЛу. Разработка Брянского автомобильного завода потребляла больше бензина. Поэтому получила развитие именно модификация ЗИЛ 135 ЛМ. «Ураган» и «Луна-М» устанавливались на шасси именно этого транспортного средства. Стабильный выпуск этого автомобиля производился в 70-80 гг. В 1993 году из-за распада СССР производство модификации ЛМ прекратили.
Для ЗИЛ 135 ЛМ «Ураган» комплектовали заряжающей машиной. Разработки, которые были применены при создании этой модели, до сих пор не теряют своей актуальности. Эти модификации до сих пор применяют в разных странах мира. Это армейский грузовой транспорт.
В настоящее время стали редкостью гражданские разновидности серии ЛМ. Эти транспортные средства выпускали в значительно меньшем количестве. Сегодня гражданские ЗИЛы этой модели можно встретить в музее. Они работали на промышленных предприятиях, перевозили различные грузы.
Технические характеристики серии ЛМ
Особого внимания заслуживают технические характеристики ЗИЛ 135 ЛМ «Ураган». Этот военный вездеход-тягач имеет массу 19,8 т. При этом его грузоподъемность составляет 9 т. Габариты транспортного средства внушительные. Длина составляет 9,27 м, а ширина – 2,8 м. В высоту этот автомобиль-шасси достигает 2,53 м. Дорожный просвет у ЗИЛа 135 «Ураган» составляет 58,9 см. Радиус поворота – 12,5 м.
Двигатель в серии ЛМ установлен карбюраторный. Количество цилиндров – 8 шт. Два мотора марки ЗИЛ-375Я имеют объем по 7 тыс. см³ каждый. Их называют левым и правым. Общая их мощность составляет 360 л. с. Емкость топливного бака также внушительная. Она составляет 520 л. Грузовик может достигать скорости в 65 км/ч.
В брод транспортное средство способно преодолевать реку глубиной 1,2 м. Колесная база равняется 6,3 м, а колея – 2,3 м.
Марка АКБ на ЗИЛе 135 ЛМ может быть 6СТ-140. Также подойдет 12СТ-70. Их установлено в системе 4 штуки.
Заправку проводят при помощи горючего АИ-93. Расход топлива составляет 120 л на 100 км. Если машина передвигается по грунту, этот показатель увеличивается. Он составляет 150 л на 100 км. Запас хода по топливу составляет 600 км. При этом контрольный расход составляет 88 л на 100 км.
Серия МШ
ЗИЛ 135 МШ является модификацией специального назначения. Однако она так и не поступила в серийное производство. Эта модель ЗИЛа была разработана в рамках крупного космического проекта. В советское время был создан космический аппарат под названием Н-1. Его транспортировка должна была проводиться из Самары на космодром Байконур. Это стало серьезной проблемой.
Космическая разработка Н-1 делилась на несколько массивных блоках. Каждая из частей имела массу от 10 т. Оптимальным вариантом стала бы перевозка по железной дороге. Однако стандарты безопасности того времени требовали разделить каждый блок на еще более мелкие части. Это было невозможно. Инженеров проекта это решение не устроило.
Поэтому процедура доставки была разбита на 2 части. Первую из них доставляли баржей до Гурьева. Отсюда требовалась перевозка по суше. Руководитель космического проекта, который отвечал за создание Н-1, не разрешил перевозить созданную конструкцию на транспортном средстве, которое имеет грузоподъемность менее 25 т. При помощи такой грузовой машины же допускалось перевезти третью часть Н-1. Причем на этой части уже было установлено необходимое оборудование.
На базе ЗИЛ 135 был собран пробный образец транспортного средства в 1967 году. Он отличался уникальной конструкцией. Колесная база имела схему 4 х 4 + 2 х 2. Такого прежде в истории автомобилестроения не было. Для передних колес применялись стойки с амортизаторами пневмогидравлического типа. Подобные элементы конструкции применялись на некоторых моделях самолетов. Высота подвески благодаря такой инновации могла меняться.
Минимальный дорожный просвет составлял у этой машины 1 м. В ступицу каждого переднего колеса был установлен электродвигатель. Транспортное средство модификации МШ могло развивать скорость 20 км/ч. Стоит сказать, что из-за перехода руководства проекта МШ к другому ответственному лицу было принято решение, прекратить работы по разработке машины. Н-1 транспортировали другими, более сложными и дорогостоящими методами. Эту разработку отложили.
Серия МБ: особенности
ЗИЛ 135 МБ (135М) стал модернизированной версией шасси модификации КМ. Он начал разрабатываться в марте 1961 года. Эта новая модификация получила вместительную кабину. Это было необходимо из-за требования военных. На подобном грузовом транспортном средстве требовалось установить самоходную пусковую установку СПУ-35. Это береговой ракетный комплекс противокорабельного действия. Решение о создании подобного транспортного средства было принято в августе 1960 года.
Конструкция определялась конфигурацией ракетной системы. Ее комплекс помещался внутрь ТПК цилиндрической формы. Здесь имелась передняя и задняя крышка. Длина ТПК сократилась и теперь составляла 10,5 м. Это позволило сделать кабину шире. Экипаж в новой модификации состоял из 5 человек. Причем посадочные места располагались в два ряда друг за другом. Задняя часть кабины была удлиненной.
Новая кабина была установлена на старое шасси, которое принадлежало модели 135К. Новая модификация была переименована в 135М. После этого были собраны два пробных шасси. Их изготовили в 1962 году. Отличием этой модификации от 135К было наличие пары шестерен. Они находились в раздаточной коробке. Передаточное отношение было иное. Это позволило увеличить скорость до 65 км/ч. В этом же году на новых шасси были установлены СПУ-35. Это были пробные версии, которые проходили впоследствии ряд испытаний. После них были сделаны определенные доработки. Этот процесс длился до 1966 года.
Стоит сказать, что сборку 135М было решено передать Брянском заводу. Всю необходимую информацию из Москвы передали на это производство в 1963 году. К полученному заданию конструкторы Брянского завода подошли серьезно. Доработки были гораздо масштабнее, чем в модели 135М. В результате появился совершенно новый грузовик, который стали называть ЗИЛом серии 135МБ.
В представленном автомобиле-шасси был теперь установлен только один дизельный двигатель. Также устанавливалась одна механическая коробка передач. Это несколько ухудшило технические и эксплуатационные характеристики транспортного средства. В машинах присутствовал эффект продольного раскачивания. Причем эта модель производилась до 1990 года.
Однако преимуществом модели стала наиболее высокая проводимость. По этому показателю модель 135МБ превосходит все современные шасси специального назначения. После 1991 года на базе этой модели был разработан новый грузовик. Он получил маркировку МБК. Его грузоподъемность составляла 14 т. МБК был оборудован бортовой платформой.
В 1993 году была создана еще одна модификация ЗИЛа серии МБ. Она получила название МБЛ. Он имел в конструкции лебедку, которая применялась для перевозки понтонного парка. Эта модель была запущена в серийное производство в 1994 году.
Мореходная амфибия 135П
Одной из самых интересных модификаций, созданных на базе ЗИЛа, стала мореходная амфибия 135П. Это был первый в СССР автомобиль такого типа. Он мог выходить в море даже при волнении до 4 баллов. При этом рекорд скорости 135П до сих пор не смогли побить иные амфибии мира. Этот показатель составляет 16,4 км/ч.
Идея создать подобное транспортное средство возникла в 1961 году. СКБ ЗИЛ получил заказ на производство самоходного плавающего автомобиля-вездехода. Он должен был нести на себе секции складного типа для создания понтонного моста. Палуба при этом должна была служить проезжей частью. Машина по расчетам могла выдерживать сопротивление ветра и волн. Грузоподъемность составляет 40 т.
В 1963 году было принято решение о постройке опытного образца автомобиля-амфибии. Заказ был отдан Брянскому автомобильному заводу. Они предложили проект автомобиля-парома, который обладал металлическим корпусом. К тому же их транспортное средство обладало совершенно иной конструкцией, и руководство было готово выпускать эту модель серийно. Финансирование модели 135П прекратилось.
Спустя некоторое время на СКБ ЗИЛ предложили новую модификацию 135П. Ее назвали «Дельфин». Это была перекомпонованная предыдущая версия модели. Она предназначалась для транспорта десанта. Рубка теперь размещалась в носовой части. Пассажирский салон при этом был в центральной части. Руководство предприятия искало нового заказчика. Было направлено обращение в Главное управление кораблестроения. В 1964 году совнархоз выделил активы для доработки «Дельфина».
Особенности «Дельфина»
Технические характеристики ЗИЛ 135 П «Дельфин» впечатляют. Масса этого транспортного средства составляет 12,5 т. При этом грузоподъемность составляет 10 т. Габарит «Дельфина» довольно большие. Длина составляет 14,2 м, а ширина – 3,3 м. Высота транспортного средства – 3,1 м.
«Дельфин» обладает водоизмещающим несущим корпусом, который был изготовлен из стеклопластика полиэфирного типа. Причем из этого материала была выполнена как внутренняя, так и внешняя обшивка. Пространство между этими слоями заполнили пенопластом.
Пространство внутри корпуса разделяется на три отсека. Они изолированы друг от друга. В кабине экипажа предусмотрено место для 4 человек. В грузопассажирском отсеке можно перевозить 22 десантника. Также транспортное средство могло перевозить груз. Вместо пассажиров оно могло принять на борт 10 т веса.
Так как корпус был изготовлен из стеклопластика, можно было не бояться появления коррозии. Особенность корпуса состояла в том, что при рваной пробоине вода не попадала внутрь сплошным потоком. Через пробитое неоднородное стекловолокно жидкость просачивалась струями. Если же подобная пробоина появляется в корпусе из листовой стали, вода проникает внутрь сильным потоком. Водооткачивающие установки практически не справляются с такой скоростью наполнения.
Рассмотрев особенности и модификации такого транспортного средства, как ЗИЛ 135, можно понять, почему его называют легендарным. Это особая техника, которая до сих пор не теряет своей актуальности. Ее применяют во всем мире.
Четырёхосный военный грузовик ЗиЛ-135 8х8
ЗиЛ-135 — комплекс военных грузовиков, которые производились в период Советского Союза, а также успели захватить историю современной России. Отличительной особенностью транспорта стало четыре оси и колёсная формула 8х8. Семейство широко применялось в военной и гражданских отраслях. Выпуск начался в 1963 году и закончился в 1995 году. Некоторые модификации производились для экспорта в другие страны.
Общая информация о ЗиЛ-135
Первоначальная конструкция получилась необычной и уникальной, в последующих разработках отталкивались от неё. Автомобиль ЗиЛ-135 имел два мотора (по 120 лошадиных сил). Их поместили за кабиной. Силовой агрегат отвечал за вращение колёс своего борта. Это конструкционное решение повысило максимальный срок эксплуатации машины и боевую устойчивость.
Первый опытный образец лишили упругой подвески. Это вызвано наличием колёс с пониженным давлением и желанием конструкторов снизить вес авто. Отсутствие упругой подвески привело к существенному недостатку — появилось продольное раскачивание. В последующих моделях разработчики вернули независимую торсионную подвеску с гидроамортизаторами на колёса крайних мостов. Конструкция средних мостов осталась неизменной — сохранилось жёсткое соединение с рамой.
Единственным сходством всех машин семейства стала поворотность крайних осей. Остальные характеристики и параметры менялись от модификации к модификации (габариты, грузоподъёмность, возможность плавать и т.д.).
Первые варианты
Разработка высокопроходимых военных грузовиков началась в 1955 году по указанию руководства страны. Первым вариантом стал макет ЗИС-Э134. В его основу лёг автомобиль от этого завода с индексом «151», только вместо привычной конструкции он обладал четырьмя осями. В его устройство планировали включить двигатель на 130 лошадиных сил, гидротрансформатор, гидроусилитель и систему регулировки давления в односкатных шинах.
В 1956 году собрали второй макетный образец, представляющий собой низкопрофильный военный транспорт, способный передвигаться по воде. Для последнего использовалась система водомётного движения, используемая на танках ПТ-76. ЗИС-Э134 получил металлический корпус, силовую установку на 120 лошадиных сил и два ГУРа на рулевой механизм. Образец стал первым, где упразднили эластичную подвеску. Первые испытания показали необходимость внести изменения — сделать пары не ведущих колёс разнесёнными в разные стороны.
Большим толчком в развитии военных грузовиков специального назначения стал ЗиЛ-134, внешний вид которого отдалённо напоминал очертания 135-го семейства. Из двух двигателей составили 12-цилиндровый мотор мощностью 240 лошадиных сил. Дополнением стало наличие уникальной гидромеханической подвески и независимой торсионной подвески всех колёс. Кузов из высокопрочной стали защищён от попадания воды, вмещал в себя до 4 тысяч килограмм груза или восьмерых человек. Передвижение по воде осуществлялось за счёт вращения колёс, максимальная скорость на плаву — 2 км/ч.
Сразу появилась модификация с индексом «А», которую использовали на аэродромах. С загруженным в кузове балластом транспорт мог перевозить самолёты по ВПП. Практические испытания показали большое количество недостатков в конструкции 134-й модели, поэтому работы над ней прекратили после появления машины ЗиЛ-135.
ЗиЛ-135 и Б2
Тестирование первых опытных образов показало главные недостатки и направление к развитию. Грачёв решил, что необходимо пересмотреть концепцию боевых машин с колёсной формулой 8х8. Первый автомобиль ЗиЛ-135 появился в 1958 году. Главной особенностью стала обтекаемая кабина, благодаря которой движение по воде вызывало меньше трудностей.
За кабину поместили два мотора на 130 лошадиных сил каждый. В конструкцию включили бортовую трансмиссию с гидротрансформаторами и цепочки редукторов, которые приводили в действие индивидуальный привод ведущих колёс и два водомёта. Два ГУРа отвечали за поворот задних и передних колёс в разные стороны. Для корректной управляемости поворот обеих пар осуществлялся на один и тот же угол. Вместимость авто — 20-30 пассажиров. По асфальтированной дороге максимальная скорость — 55 км/ч, по воде — 10 км/ч.
Разработка предназначалась для установки различного ракетного оборудования. В процессе проектирования команда инженеров забыла взять в расчёт устойчивость образца при ведении огня с воды. Первые испытания показали, что после пуска ракеты транспорт может перевернуться. Используемые в производстве кабины материалы требовали пересмотра, так как под воздействием газов и пламени она деформировалась.
В 1959 году появились опытные образцы с индексом «Б». Они получили удлинённую платформу, а мощность двигателей снизили до 110 лошадиных сил. Военное руководство отказалось от испытания новых продуктов из-за плохого качества работы с артиллерийской установки на плаву. Предпринималась попытка внедрить опытный образец «Б2», который получил стеклопластиковую кабину, но ему предпочли амфибии со стальными корпусными.
ЗиЛ-135Е
Весной 1960 года собрали сухопутный вариант военного грузовика повышенной проходимости, в основу которого легли предыдущие разработки. За передвижение отвечали два силовых агрегата ЗиЛ-375Я, мощность которых вкупе составляла 360 лошадиных сил. Кабина состояла из 11 пластиковых панелей, которые крепились между собой эпоксидной смолой. Она рассчитана на водителя и двух пассажиров. Для защиты окон от повреждений имелись откидные бронезащитные стенки.
Особенностью стеклопластика стала «эластичность». Под воздействием высоких температур и пороховых газов после запуска ракеты он также, как и металлический вариант, деформировался, но затем возвращался в исходную форму.
Первые опытные образцы оснастили ракетным комплексом «Луна». Испытание в боевых условиях выявило серьёзный недостаток — при передвижении возникают продольные резонансные раскачивания корпуса вокруг средних осей. Исправить ситуацию попытались внедрением ограничителя скорости, но специалисты не рекомендовали руководству страны использовать на вооружении транспорт без подвески.
Автомобиль ЗиЛ-135К и М
Шасси 135К также не получило подвески. В его основе лежала уникальная концепция, которая не давала высоких характеристик мощности и проходимости. Всё дело в назначении машины — её планировали использовать для установки высокоточных крылатых ракет. Длительные поездки от комплекса не требовались, поэтому технические моменты отошли на второй план.
Длина модификации — 11,4 метров. Технические узлы представляли собой раздельные части, соединённые между собой карданными валами. Модель оборудована обтекаемой кабиной от 135Е. В 1961 году от неё отказались, сделав выбор в пользу упрощённого варианта из стеклопластика с алюминиевым поддоном. Лобовые стёкла имеют обратный наклон. Такое решение принято для исключения возможности появления бликов, которые могут раскрыть расположение автомобиля ЗиЛ-135.
Испытание на бездорожье пройдены отлично — машина проходила ямы шириной до 2,4 метров, поднималась в горки с наклоном 29 градусов. Поездка по шоссе показала старые недостатки: остались две зоны резонансных колебаний, а на маленькой скорости весь грузовик монотонно подпрыгивал.
Военному руководству, несмотря на рекомендации военных специалистов, новый продукт понравился. Дали указание монтировать на шасси ракетный комплекс для запуска крылатых ракет С-5 с боеголовками различного вида. Руководству СССР машина также понравилась, поэтому сделали мгновенный заказ на сборку шести экземпляров. В конце 1961 года 135К приняли на вооружение армии Союза. В этот же год сборку перенесли на автомобильный завод в Брянске.
В 1962 году команда специалистов предложила улучшенную версию модели «К», которая получила индекс «М». Опытный образец использовали для установки противокорабельного ракетного комплекса. Длина платформы сократилась на метр. Благодаря этому получилось увеличить кабину. Новый вариант вмещал команду из 5 специалистов. Тестирование нового продукта и исправление ошибок продолжалось до 1966 года.
ЗиЛ-135Л и ЛМ
Модель с индексом «Л» — вариант «Е» с исправленными ошибками. Специалисты внедрили в конструкцию торсионную подвеску всех колёс, благодаря чему галопирование устранили. Весной 1961 года начались полевые испытания новой модификации. Изначально её оснастили грузовым балластом, но затем его поменяли на макет ракетного комплекса «Луна-М». После многочисленных испытаний военное руководство страны пришло к решению, что этот грузовик соответствует всем требованиям, поэтому сделали заказ на сборку четырёх экземпляров.
Серийный выпуск автомобиля ЗиЛ-135Л планировали развернуть в Брянске, но местные специалисты отказались собирать грузовик с автоматической коробкой передач. Они требовали внедрения в устройство стандартной механики.
На замену сложного агрегата на более простой ушло несколько месяцев. Весной 1963 года появился вариант с МКПП на пять ступеней, получивший индекс «ЛМ». Коробку дополнили дистанционным приводом переключения скоростей. Специалисты заверили руководство страны, что установка механической коробки приведёт к понижению технических и эксплуатационных характеристик, а также долговечности. Мнение критиков не услышали, поэтому осенью выписали рекомендацию по запуску серийного производства «ЛМ» в Брянске.
Команду конструкторов завода имени Лихачёва решение об установке механической коробки передач не устроило. Чтобы доказать лучшее качество их варианта, они провели ряд практических испытаний на объекте газопровода в Средней Азии и Тюмени. Они показали, что модификация ЛМ уступает по проходимости и качеству первоначальной версии. Несмотря на это, решение менять не стали. Дальнейшая модернизация транспорта перешла к Брянскому автомобильному заводу. В конце 1964 года наладили серийный выпуск ЛМ. В будущем грузовики получили огромный спрос, выполняли многочисленные задачи по всему миру.
ЗиЛ-135МШ
Модификация специального назначения, не увидевшая серийного производства. Появилась в результате работы над крупным космическим проектом. Советские специалисты создали космический аппарат Н-1. Большой проблемой стала его транспортировка из Самары до космодрома Байконур. Комплекс Н-1 делился на несколько блоков, масса каждого из которых составляла не менее 10 тысяч килограмм. Оптимальным вариантом перевозки в те годы считалась железная дорога, но правила перевозки грузов требовали разделения Н-1 на более мелкие части, что не устроило инженеров проекта.
Доставку разбили на две части: баржей по воде до Гурьева, откуда движение начиналось по дороге. Руководитель проекта Н-1 выдвинул требование, что грузоподъёмность транспорта должна быть не меньше 25 тысяч килограмм. Такой вариант позволял перевозить третью часть с установленным оборудованием.
Опытный образец автомобиля собрали в 1967 году. Он получил уникальную конструкцию. Колёсная формула определялась как 4х4+2х2, чего прежде в истории автомобилестроения не видели. Пара передних колёс получила стойки с пневмогидравлическими амортизаторами, которые использовались на некоторых самолётах. Это позволяло менять высоту подвески в процессе движения.
Минимальный дорожный просвет — 1 метр. Каждое переднее колесо получило электродвигатель, установленный в ступицу. Мотор ЗиЛ-375 имел объём 7 литров и развивал до 180 лошадиных сил. Транспорт мог разгоняться до 20 километров в час, что превосходило показатели аналогичных вариантов того времени. Рулевой механизм позволял поворачивать передние колёса на 90 градусов. Это определяло высокую манёвренность машины таких габаритов. Для изготовления кабины использовали стеклопластик, её вынесли за пределы колёсной базы вперёд.
После окончания необходимых испытаний руководство проекта МШ перешло к другому человеку, который принял решение о прекращении работ. Он считал, что транспортировка Н-1 по пустынной местности опасна. Поэтому для транспортировки выбрали более дорогостоящие и неудобные варианты. Машину отложили в долгий ящик, информация о ней появилась в 1976 году в рамках проекта платформы с гидравлическими подвесками опор французской компании «Николя».
Какой можно сделать вывод?
Автомобиль ЗиЛ-135 — одна из самых успешных и секретных разработок советского машиностроения. Она принесла пользу не только советской армии, но и подразделениям многих стран мира. Шасси использовали во многих боевых операциях. Высокое качество доказывается долгим сроком выпуска — более 30 лет.
Источник http://gruzovo.com/zil-135.html
Источник Источник http://www.syl.ru/article/393567/zil-foto-i-opisanie-tehnicheskie-harakteristiki-i-osobennosti
Источник Источник http://militaryarms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/zil-135/