Измерение уровня шума автомобиля

Измерение уровня шума автомобиля

Измерение уровня шума автомобиля

  • Допустимый уровень шума
  • Приборы для измерения шума
  • Требования к процедуре
  • Как проходит процедура

В данной статье мы поговорим о порядке и приборах измерения уровня шума автомобиля. В данном вопросе нам поможет разобраться ГОСТ 33997-2016. Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки.

2.7 внешний шум КТС: Совокупность звуков, производимых механизмами, системами и узлами КТС при их функционировании и представляющих собой волновое механическое движение частиц (акустические колебания) воздушной среды с большим числом частот различных амплитуд.

Контрольное значение шума (дБА) – наибольшее значение шума выпускной системы двигателя, измеренное при сертифицированных испытаниях на неподвижном автомобиле. Контрольное значение шума указывают в сертификате соответствия а также в эксплуатационной документации на Ваш автомобиль.

Измерение уровня шума автомобиля

Допустимые уровни шума выпускной системы Вашего автомобиля

Категория транспортного средстваУровень шума, дБА
M1, N1, L96
M2, N298
M3, N3100

В соответствии с 4.9.9 ГОСТ Уровень шума выпуска отработавших газов неподвижного КТС, измеренный на расстоянии (0,5 +/- 0,05) м от среза выпускной трубы под углом 45° +/- 15° к оси потока газа при работе двигателя на холостом ходу в режимах целевой частоты вращения коленчатого вала и в режиме замедления его вращения от целевой частоты до минимальной частоты холостого хода, не должен превышать более чем на 5 дБА значений, установленных изготовителем КТС, а при отсутствии этих данных — значений, указанных в таблице.

В случае, если контрольное значение уровня шума Вашего автомобиля не представляется возможным измерить, в таком случае допустимый уровень шума также не должен превышать значений, приведенных в таблице.

Приборы, используемые для измерения уровня шума

шумомер интегрирующий усредняющий первого (второго) класса по [9], обеспечивающий измерение среднего по времени корректированного по А уровня звука. Обслуживание и подготовку к работе шумомера проводят в соответствии с инструкцией по его эксплуатации, а измерения внешнего шума КТС выполняют при включенной частотной коррекции А и включении постоянной времени усреднения «F» (LAF), а при измерении фона шумовых помех включают «LAT» (Эквивалентный уровень);

тахометр для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя в диапазоне от 0 до 6000 мин-1 с приведенной погрешностью измерений не более +/- 2,5% от наибольшего значения. Допускается использование штатного прибора КТС, измеряющего частоту вращения коленчатого вала двигателя;

рулетка для измерения линейных размеров в диапазоне 1 . 1000 мм с абсолютной погрешностью +/- 1 мм;

секундомер с отсчетом 1 . 60 с абсолютной погрешностью измерения +/- 0,1 с;

угломер с абсолютной погрешностью измерения +/- 2°.

Требования к процедуре измерения уровня шума

1 Измерение уровня шума необходимо проводить на неподвижном автомобиле.

2 Перед измерением уровня шума автомобиль должен быть прогрет до рабочей температуры, рекомендованной изготовителем. В случае отсутствия данных рекомендаций, температура охлаждающей жидкости (моторного масла) двигателя должна быть не менее 60 градусов.

3 Проверку в обязательном порядке проводят при погодных условиях, соответствующих техническим характеристикам шумомера. Перед тем, как произвести замер уровня шума, рекомендуем Вам ознакомиться с данными характеристиками и убедиться в том, что заявленные требования соответствуют фактическим условиям на площадке для испытаний.

4 Согласно ГОСТу, отдельные требования установлены для открытой испытательной площадки, так в соответствии с пунктом 5.2.4. ГОСТа она должна иметь твердое покрытие, при этом наличие снежного покрова на ней запрещено.

5 Микрофон устанавливается над поверхностью площадки на высоте расположения выпускной трубы глушителя, но не ниже 0,2 м и на расстоянии (0,5 +/- 0,05) м от среза выпускной трубы.

Также пунктом 5.2.4. ГОСТа допускается проведение предварительных измерений в закрытом помещении, в данном случае микрофон устанавливается на расстоянии не менее 1,5 метров до шумоотражающих объектов. Если при измерении шума в закрытом помещении, полученные значения превысили допустимый уровень шума, испытания в обязательном порядке проводят на открытой площадке.

6 Шум ветра и иной другой окружающий шум должен быть не менее чем на 10 дБА ниже уровня измеряемого шума.

Процедура измерения уровня шума

Перед началом измерения проводится визуальный осмотр Вашего автомобиля.

Размещают автомобиль на испытательной площадке.

Устанавливают автомобиль на ручной тормоз, устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов.

Устанавливают тахометр, шумомер и микрофон в соответствии с инструкцией.

Рычаг КПП приводят в нейтральное положение (для автомобилей с АКПП – в положение избирания передач).

Запускают двигатель и производят замер.

Согласно пунктам 5.10.8.6. ГОСТа, для КТС с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми не более 0,3 м, микрофон устанавливают у выпускной трубы, расположенной ближе к боковой стороне КТС или в более высокой точке над поверхностью площадки.

5.10.9 Результатом измерения считают максимальное показание шумомера, зафиксированное в период выдержки целевой частоты вращения и ее сброса до установления минимальной частоты вращения. Результат измерения признают, если он превышает фон шумовых помех не менее чем на 10 дБА. Дробные показания округляют до ближайшего целого числа: если цифра после запятой от 0 до 4, то округляют в сторону уменьшения, а если от 5 до 9 — в сторону увеличения. Результат сравнивают с установленным изготовителем в эксплуатационной документации, а при его отсутствии — с предельно допустимым значением

Пункт 5.10.9. ГОСТа

Дополнительно хочется сказать о том, что существует перечень неисправностей автомобиля, вызывающих повышенный шум и в соответствии с которым измерения не проводят. К таким неисправностям относятся:

1 Неполная комплектация, повреждение или дефект монтажа систем впуска и (или) выпуска, вызывающая подсос воздуха и (или) утечку отработавших газов.

2 Отсутствие или неполная комплектация дополнительных устройств.

Подводя итог, хочется отметить то, что процедура замера шума Вашего автомобиля более чем конкретизирована законодателем. ГОСТ 33997-2016 максимально рассказывает о требованиях, порядке и ходе процедуры замера шума автомобиля. Отдельно хочется отметить тот факт, что результаты измерения шума Вашего автомобиля считаются действительными только в случае соблюдения всех требований, указанных в данном ГОСТе.

Приборы для техосмотра при оценке уровня шума автомобилей

Приборы для техосмотра при оценке уровня шума автомобилей

Измерение уровня шума автомобиля

Какие требования предъявляются при оценке уровней внешнего шума от автотранспортных средств в рамках ГТО? Какие приборы купить для техосмотра при измерении шума автомобилей?

В данной статье освещается порядок и измерительные приборы для оценки уровня шума автомобиля.

Размещенная статья отвечает на вопрос – какие приборы необходимо купить для проведения измерения уровней шума в рамках техосмотра.

В данном вопросе нам поможет разобраться ГОСТ Р 52231-2004 (в редакции Изменения N 1, утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 15.07.2009 N 247-ст) и другие нормативные документы

Содержание:

1. Требования нормативных документов при оценке уровней шума автотранспортных средств.

2. Требования к процедуре измерения уровня шума.

3. Процедура измерения уровня шума.

4. Какой прибор купить для измерения уровня шума при проведении техосмотра.

5. Ссылки на скачивание нормативной документации по измерению уровней шума от автомобилей.

6. Полезные ссылки.

7. Вопрос-ответ по данной теме

1.Требования нормативных документов при оценке уровней внешнего шума автотранспортных средств

Основополагающим нормативным документом при оценке уровней внешнего шума автотранспортных средств (АТС) является ГОСТ Р 52231-2004. “Внешний шум автомобилей в эксплуатации”.

Методика измерений внешнего шума АТС, а также нормированные допустимые значения уровней шума приведены в ГОСТ Р 52231-2004.
Методика измерений понятная и не очень сложная, но отличается от стандартных подходов, например от измерений на рабочих местах.

Также имеет силу приказ МВД № 1014 от 08.11.2012 “Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним”, регламентирующий метрологические требования к шумомерам. В частности данный приказ устанавливает требования, по которым применяемый при техосмотре шумомер должен быть утверждённого типа (т.е. внесён в Государственный реестр СИ РФ) и первого класса точности.

Приказом МВД РФ No.1014 от 08.11.2012 утвержден перечень измерений и обязательные метрологические требования к измерениям при проведении технического осмотра автотранспортных средств и расследовании обстоятельств ДТП. Согласно этим требованиям, измерения шумности автомобилей при техосмотре должны проводиться шумомерами утвержденного типа (т.е. внесён в Государственный реестр СИ РФ), класса 1 по ГОСТ Р 53188.1 или ГОСТ 17187-2010. Это более жесткое требование, по сравнению с ГОСТ Р 52231, на основании которого многие специалисты по техосмотру АТС считали до сих пор возможным применять для замеров шума приборы Класса 2.
N.B. Напоминаем, что согласно ст. 19.19, Часть 1 КоАП РФ несоблюдение обязательных метрологических и технических требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Допустимые уровни шума выпускной системы автомобиля.

Тип автомобиляУровень шума, дБА
Легковые категории М1, грузо-пассажирские и грузовые категории N196
Автобусы категории М2 и автомобили грузовые категории N298
Автобусы категории М3 и автомобили грузовые категории N3100

Примечание: В соответствии с 4.2. “ГОСТ Р 52231-2004. Внешний шум автомобилей в эксплуатации” при проверке технического состояния автомобиля допустимый уровень шума не должен превышать более чем на 5 дБА контрольное значение уровня шума, измеренное при сертификационных (заводских) испытаниях. Если полученное данным образом значение уровня шума превышает значение, указанное в вышеприведенной таблице, в таком случае за допустимый уровень шума принимают значение из таблицы.

В случае, если контрольное значение уровня шума автомобиля не представляется возможным измерить, в таком случае допустимый уровень шума также не должен превышать значений, приведенных в таблице.

2. Требования к процедуре измерения уровня шума при проведении техосмотра автомобиля.

  • Измерение уровня шума необходимо проводить на неподвижном автомобиле;
  • Перед измерением уровня шума автомобиль должен быть прогрет до рабочей температуры, рекомендованной изготовителем. В случае отсутствия данных рекомендаций, температура охлаждающей жидкости (моторного масла) двигателя должна быть не менее 60 градусов.
  • Проверку в обязательном порядке проводят при погодных условиях, соответствующих техническим характеристикам шумомера. Перед тем, как произвести замер уровня шума, рекомендуем Вам ознакомиться с данными характеристиками и убедиться в том, что заявленные требования соответствуют фактическим условиям на площадке для испытаний.
  • Согласно ГОСТу, отдельные требования установлены для открытой испытательной площадки, так в соответствии с пунктом 5.2.4. ГОСТа она должна иметь твердое покрытие, при этом наличие снежного покрова на ней запрещено.
  • Микрофон устанавливается на расстоянии не менее 3 метров до шумоотражающих объектов.Также пунктом 5.2.4. ГОСТа допускается проведение предварительных измерений в закрытом помещении, в данном случае микрофон устанавливается на расстоянии не менее 1,5 метров до шумоотражающих объектов. Если при измерении шума в закрытом помещении, полученные значения превысили допустимый уровень шума, испытания в обязательном порядке проводят на открытой площадке.
  • Шум ветра и иной другой окружающий шум должен быть не менее чем на 10 дБА ниже уровня измеряемого шума.

3. Процедура измерения уровня шума машины при проведении техосмотра

  • Перед началом измерения проводится визуальный осмотр Вашего автомобиля.
  • Размещают автомобиль на испытательной площадке.
  • Глушат двигатель.
  • Устанавливают автомобиль на ручной тормоз, устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов.
  • Устанавливают тахометр, шумомер и микрофон в соответствии с инструкцией.
  • Рычаг КПП приводят в нейтральное положение (для автомобилей с АКПП – в положение избирания передач).
  • Запускают двигатель и производят замер.

Примечание: Согласно пунктам 5.4.1.4., 5.4.1.5. ГОСТа, если на Вашем автомобиле установлены две и более выпускные трубы, и при этом расстояние между ними не более 0,3 метра, микрофон устанавливается у выпускной трубы, расположенной ближе к боковой стороне автомобиля или в более высокой точке над поверхностью площадки. Если расстояние между выпускными трубами более 0,3 метра, микрофон устанавливается у каждой трубы.

Результатом измерения считают максимальное показание шумомера, зафиксированное при замере, после чего его сравнивают с допустимым уровнем шума, указанным в вышеприведенной таблице. Помните о том, что измерения считают действительными, если фоновый шум не менее чем на 10 дБА ниже уровня измеренного шума (пункт 5.4.3.2. ГОСТа).

Дополнительно хочется сказать о том, что существует перечень неисправностей автомобиля, вызывающих повышенный шум и в соответствии с которым измерения не проводят. К таким неисправностям относятся:

  • Неполная комплектация, повреждение или дефект монтажа систем впуска и (или) выпуска, вызывающая подсос воздуха и (или) утечку отработавших газов.
  • Отсутствие или неполная комплектация дополнительных устройств.

4. Какой прибор купить для измерения уровня шума при проведении техосмотра

Измерение уровня шума автомобиля

Для оценки уровня шума автотранспортного средства в рамках проведения ГТО автомобиля используется не только шумомер для техосмотра, но и прочие средства измерения, перечень которых приведен в приложении А к ГОСТ Р 52231-2004. “Внешний шум автомобилей в эксплуатации”:

  • Шумомер (первого класса) для техосмотра– в обязательном порядке подлежит включению в Госреестр и должен иметь действующее свидетельство о проверке;
  • Тахометр (контактный или бесконтактный) – с его помощью производят замер частоты вращения коленчатого вала двигателя в диапазоне от 0 до 6000 об./мин. с допустимой погрешностью измерений не более +/- 2,5% наибольшего значения по шкале. При отсутствии возможности подключения тахометра допускается использование штатного прибора автомобиля, измеряющего частоту вращения коленчатого вала двигателя;
  • Термометр – необходим для измерения температуры окружающего воздуха от минус 15 до плюс 45 градусов по цельсию. Допускается погрешность +/- 2,5 градуса;
  • Рулеткас погрешностью +/- 1 мм;
  • Секундомерс погрешностью +/- 1 с;
  • Угломерс погрешностью +/- 2 градуса;

ООО “ЭкоСфера” предлагается следующий перечень измерительных приборов для оценки уровня шума в рамках техосмотра:

Наименование средства измерения

Краткие технические характеристики

Стоимость с первичной поверкой, руб. (на 01.01.2016 г.)

Шумомер для техосмотра 1-го класса точности Октава 121

29-128 дБА (с микрофоном 50 мВ/Па)
39-138 дБА (с микрофоном 14 мВ/Па)

63 900

14 200

22 200

5. Ссылки на скачивание нормативной документации по измерению уровней шума от автомобилей.

Подводя итог, хочется отметить то, что процедура замера шума автомобиля более чем конкретизирована документом ГОСТ Р 52231-2004, максимально рассказывающим о требованиях, порядке и ходе процедуры замера шума автомобиля.

Также стоит отдельно отметить, что результаты измерения шума АТС считаются легитимным только в случае соблюдения всех требований, указанных в ГОСТ Р 52231-2004.

6.Полезные ссылки.

Вопрос:

“Согласно вашему сообщению на сайте для измерения шума при техосмотре в соответствии с Приказом МВД РФ No.1014 от 08.11.2012 нужно использовать шумомер 1 класса. Разве у нас МВД вправе устанавливать метрологические правила? Большинство пунктов техосмотра в Москве используют шумомер 2 класса Тесто 816. У них есть свои обоснования: по их словам, автостраховщики допускают этот шумомер по какому-то их документу. Кто прав?”

Ответ:

В законе об обеспечении единства измерений (п.5 статьи 5) сказано:

“Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений”.

МВД РФ своим приказом No.1014 от 08.11.2012 утвердил обязательные метрологические требования, которые включены в единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования. В частности, установлено требование проводить измерение шума автотранспортных средств при проведении технического осмотра и расследовании обстоятельств дорожных происшествий шумомерами 1 класса по ГОСТ Р 53188.1 (МЭК 61672-1). Органы Росстандарта ведут этот перечень и следят за выполнением обязательных метрологических требований. Их нарушение является нарушением закона об обеспечении единства измерений, что влечет за собой наложение административного штрафа.

Помимо данного документа есть приказ Минпромторга No.1677 от 06.12.2011, которым утверждены основные технические характеристики технического диагностирования. В этом приказе явно не указан класс точности шумомеров, однако отмечено, что их максимальная погрешность не должна превышать +/-1 дБ.

В настоящее время в Российской Федерации требования к шумомерам устанавливаются межгосударственным стандартом ГОСТ 17187-2010. Если внимательно прочитать этот стандарт, то общая погрешность измерения шумомером 2 класса по методике ГОСТ Р 52231-2004 будет больше 1 дБ.

Однако это требование часто не соблюдается, и многие станции до сих пор применяют шумомеры 2 класса. Причина этого кроется в устоявшейся традиции и попустительстве контролирующих органов.

Дело в том, что первым нормативным документом, устанавливающим требования к замерам шума при техосмотре, был национальный стандарт ГОСТ Р 52231-2004. Он посвящен методу измерения шума выхлопной системы автомобиля и оговаривает, что эти замеры должны проводиться шумомерами первого (второго) класса.

Сразу отметим, что юридическая сторона этого стандарта заканчивается на описании метода измерений, и он не должен рассматриваться как альтернатива вышеприведенным обязательным требованиям. К тому же в настоящее время он находится в стадии пересмотра.

Если задача корректных измерений шума автомобилей действительно стоит на повестке дня, то рано или поздно всё станет на свои места.

Мы рекомендуем для этих целей применять шумомер ОКТАВА-121.

Данное пояснение любезно предоставлено Приборостроительным объединением “Октава-ЭлектронДизайн”

Источник Источник Источник http://zakon-auto.ru/info/tuning/exhaust.php
Источник Источник Источник Источник http://ekosf.ru/stati/1000275-to-acoustic

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Стекла для Газель Некст: как выбрать и установить

Стекла для Газель Некст: как выбрать и установить

Автомобиль Газель Некст пользуется популярностью среди владельцев малого и среднего бизнеса благодаря своей надежности и универсальности. Одним из важных элементов безопасности и комфорта в автомобиле являются стекла. Давайте подробно рассмотрим, как правильно выбрать стекло, а также основные этапы его установки. На странице https://osskantmoscow.ru вы можете узнать более подробную информацию. Виды стекол для Газель Некст Выбор […]

Все достоинства и недостатки автоковриков eva

Все достоинства и недостатки автоковриков eva

EVA-коврики (коврики из этиленвинилацетата) — это изделия, изготовленные из синтетического полимерного материала, который сочетает в себе свойства этилена и винилацетата. Основные аспекты, которые помогут лучше понять, что такое EVA-коврики и их плюсы: 1. Материал: Этиленвинилацетат (EVA) — это полимер, который обладает высокой эластичностью, прочностью и устойчивостью к различным воздействиям. 2. Применение: EVA-коврики чаще всего используются […]