ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники

ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий

Текст ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий

ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ И РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ ИЗДЕЛИЙ

ГОСТ 21624-81

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

РАЗРАБОТАН Министерством автомобильного транспорта РСФСР ИСПОЛНИТЕЛИ

А. И, Могуев; Д. Т. Бадиров; Л. А. Егоров, канд. техн. наук (руководители темы); Е. С. Кузнецов, д-р техн. наук; В. Е. Щедрова; В. Г. Антонова; В. А. Семенов, канд. техн. наук; Н. М. Новиков; О. А. Алексеев; А. А. Кирпичников; И, К. Дельцов; С. Ф. Безверхий, канд. техн. наук; Н. В. Семенов, канд. техн. наук; Ю. В. Андрианов, канд. техн. наук; Г. И. Котлов, канд. техн. наук; Г. П. Зубков

ВНЕСЕН Министерством автомобильного транспорта РСФСР

Зам. министра Н. С. Акупинушкин

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 декабря 1981 г. N2 5619

УДК 62—771:629.114:006.354 Группа TS1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий

Motor vehicle m nnten.mce and repair system Requir-nients fo, m ir ‘ nil ihilitv and repairabilitv oi items

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 декабря 1981 г. № 5619 срок введения установлен

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт устанавливает требования к изделиям по обеспечению заданного уровня эксплуатационной технологичности (ЭТ) и ремонтопригодности (РП), а также значения показателей ЭТ и РП, предусмотренных ГОСТ 20334—81, для изделий автомобильной техники — полноприводных и неполноприводн; i автомобилей (грузовых, легковых и автобусов), прицепов и полуприцепов (далее — изделий).

Стандарт не распространяется на специальные и специализированные изделия автомобильной техники.

Требования к ЭТ и РП изделий должны включаться в техническое задание на разработку или модернизацию изделия и карту технического уровня.

Термины, применяемые в настоящем стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении 1.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Требования по обеспечению ЭТ и РП изделий автомобильной техники имеют целью снижение затрат времени, труда и средств на техническое обслуживание и ремонт и повышение эффективности их использования в процессе эксплуатации.

1.2. Настоящим стандартом регламентируются значения нормируемых показателей ЭТ и РП изделий автомобильной техники.

1.3. Показатели ЭТ и РП изделий должны задаваться в виде величин:

периодичности видов техническою обслуживания в километрах пробега изделия;

© Издательство стандартов, 1982

удельной оперативной трудоемкости технического обслуживания (без ежедневного) в человеко-часах на 1000 км пробега изделия;

удельной оперативной трудоемкости текущего ремонта в человеко-часах на 1000 км пробега изделия.

1.4. Значения всех показателей ЭТ и РП при техническом обслуживании и текущем ремонте заданы для первой категории условий эксплуатации и климатических районов с коэффициентом корректирования 1,0.

1.5. Периодичность технического обслуживания (кроме ежедневного), а также удельная оперативная трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта для иных категорий условий эксплуатации и иных климатических районов устанавливаются с учетом коэффициентов корректирования, приведенных в рекомендуемом приложении 2.

2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ И РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ ИЗДЕЛИЙ

2.1. Конструкция и компоновка изделия и его составных частей должны обеспечивать проведение всех операций технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) с минимально возможными трудовыми и материальными затратами.

2.2. Общими требованиями по обеспечению ЭТ и РП изделий автомобильной техники являются:

увеличение периодичности ТО изделий;

повышение безотказности работы изделия и его составных частей;

обеспечение доступности к составным частям изделия, требующим проведения ТО и ТР;

обеспечение легкосъемности составных частей изделия; стандартизация и унификация составных частей изделия и эксплуатационных материалов;

сокращение количества объектов изделия, требующих регулярного технического обслуживания;

сокращение номенклатуры и типоразмеров крепежных деталей; совершенствование антикоррозийной защиты изделия, его составных частей и крепежных деталей;

обеспечение доступа к составным частям, требующим проведения антикоррозийной защиты в эксплуатации;

обеспечение контролепригодности при использовании по назначению, техническом обслуживании и текущем ремонте;

обеспечение приспособленности изделия к выполнению моечных, крепежных, регулировочных, смазочных, контрольно-диагностических и ремонтных работ;

обеспечение приспособленности к выполнению доводочно-регулировочных и контрольно-измерительных работ;

обеспечение возможности применения оригинальных конструктивных решений и новых материалов;

обеспечение полной геометрической и функциональной взаимозаменяемости однотипных составных частей при техническом обслуживании и ремонте;

снижение численности обслуживающего персонала и потребности в специалистах с высоким уровнем квалификации за счет уменьшения и упрощения демонтажно-монтажных, регулировочных и других работ.

2.3. Конкретные рекомендации по обеспечению ЭТ и РП изделий и их составных частей приведены в рекомендуемом приложении 3.

3. ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

3.1. Значения периодичности ежедневного (ЕО), первого (ТО-1) и второго (ТО-2) технического обслуживания, задаваемые в технической документации, и ТО по сервисным книжкам приведены в табл. 1.

Периодичность технического обслуживания изделий автомобильной техники

(I категория условий эксплуатации)

Периодичность видов технического обслуживания

ТО по сервисным книжкам

Автомобили грузовые, автобусы на базе грузовых автомобилей или с использоваНи-

в рабочие сутки

ем их основных агрегатов

Прицепы и полуприцепы

Примечание. Указанная периодичность технического обслуживания не относится к периоду обкатки нового автомобиля или агрегата, для которых могут устанавливаться меньшие значения периодичности.

3.2. При установлении других видов технического обслуживания их периодичность должна быть не менее периодичности второго технического обслуживания.

3.3. Сезонное техническое обслуживание (СО) выполняют дважды в течение календарного года перед началом осенне-зимней и весенне-летней эксплуатации и совмещают с очередным ТО.

Численное значение периодичности СО определяют отношением годового пробега к количеству выполненных СО.

Удельную оперативную трудоемкость сезонного технического обслуживания включают в показатель удельной оперативной трудоемкости технического обслуживания.

3.4. Значения нормируемых показателей ЭТ и РП неполноприводных и полноприводных автомобилей приведены в табл. 2—6.

Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей легковых с колесной формулой 4×2

Рабочий объем двигателя, л

разовая ежедневного технического обслуживания, чел.-ч

вная трудоемкость удельная

Св. 1150 до 1500

Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автобусов

Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей грузовых общего назначения с колесной формулой 4×2 и 6X4

Полезная нагрузка, т

текуще! о ремонта

Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта прицепов и полуприцепов

разовая ежедневного технического обслуживания.

Малая и средняя

Средняя и большая Особо большая

До 8,0 8,0 и более

Средняя и большая Особо большая

До 8,0 8,0 и более

Полуприцепы многоосные (двухосные и более)

Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей полноприводных односкатных с колесной формулой 4×4 и 6×6

Полезная нагрузка, т

тек) щего ремонта

Св. 3,0 до 4,0 Св. 4,0 до 6,0

3.5. Величины разовой трудоемкости ЕО и удельной трудоемкости ТР, а также удельной оперативной трудоемкости ТО (без ежедневного), задаваемые в технической документации для базовых моделей изделий автомобильной техники общего назначения в первой категории условий эксплуатации, не должны превышать значений, приведенных в табл. 2—5.

3.6. Величины разовой оперативной трудоемкости ЕО, а также удельной оперативной трудоемкости ТО и ТР для полноприводных автомобилей не должны превышать значений, приведенных в табл. 6.

ПОЯСНЕНИЯ К ТЕРМИНАМ, ПРИМЕНЯЕМЫМ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ

1. Специальные и специализированные изделия автомобильной техники

2. Автомобиль общего назначения

По ГОСТ 21398—75

По «Общему классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции», «Высшие классификационные группировки», класс 45 —«Изделия автомобильной промышленности». Утвержден Госпланом СССР 18.12.1974 г.

3. Ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2), сезонное техническое обслуживание (СО)

4. Текущий ремонт (ТР)

5. Базовая модель

Комплексы операций, значащиеся под этими названиями в инструкциях по эксплуатации изделий конкретных марок, разрабатываемых заводами—изготовителями изделий в соответствии с ГОСТ 2.601—68

По ГОСТ 18322—78

Изделие, условно принимаемое за основное при разработке и оформлении конструкторской документации и при организа

6. Оперативная трудоемкость

ции производства По ГОСТ 21623—76

КОЭФФИЦИЕНТЫ КОРРЕКТИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ И РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КАТЕГОРИИ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Характеристика условий эксплуатации изделий и соответствующие им категории

Категория УСЛОВИЙ э ксплуатации

Условия работы изделий

I. Автомобильные дороги I, II, III технических категорий за пределами пригородной зоны на равнинной, слабохолмистой и холмистой местности, имеющие цементобетонное и асфальтобетонное покрытия

1. Автомобильные дороги 1,11, III технических категорий, за пределами пригородной зоны в гористой местности, а также в малых городах и в пригородной зоне (во всех типах рельефа,

, кроме горного), имеющие цементобетонные и асфальтобетонные типы покрытий.

2. Автомобильные дороги I, II, III технических категорий за пределами пригородной зоны (во всех типах рельефа, кроме горного), а также в малых городах н в пригородной зоне на равнинной местности с покрытием из битумоминеральных смесей.

3. Автомобильные дороги III, IV технических категорий за пределами пригородной зоны, имеющие щебеночные и гравийные покрытия во всех видах рельефа, кроме гористого и горного

1. Автомобильные дороги I, II, III технических категорий за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в малых городах и в пригородной зоне (горная местность), а также в больших городах, имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия.

2. Автомобильные дороги I, II, III технических категорий за пределами пригородной зоны (горная местность), автомобильные дороги в малых городах и в пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме равнинного), а также в больших городах (во всех типах рельефа, кроме горного), имеющие покрытия из битумоминеральных смесей.

3. Автомобильные дороги III, IV технических категорий за пределами пригородной зоны в гористой и горной местности, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов, улицы больших городов (все типы рельефа, кроме гористого и горного), имеющие щебеночные и гравийные покрытия.

Продолжение табл, t

Категория А с.товпй экспл>атации

Условия работы изделий

4. Автомобильные дороги III, IV, V технических категорий за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов, улицы больших городов (равнинная местность), имеющие покрытия из булыжного и колотого камня а также покрытия из грунтов, обработанных вяжущими материалами.

5. Внутризаводские автомобильные дороги с усовершенствованными покрытиями.

1. Улицы больших городов, имеющие покрытия из битумо-минеральных смесей (горная местность), щебеночные Ингра-вийные покрытия (гористая и горная местность), покрытия из булыжного и колотого камня и из грунтов, обработанных вяжущими (все типы рельефа, кроме равнинного) материалами.

2 Автомобильные дороги V технической категории эа пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов (равнинная местность), имеющие грунтовое неукрепленное или укрепленное местными материалами покрытие.

3. Лесовозные и лесохозяйственные грунтовые дороги, находящиеся в исправном состоянии

1. Естественные грунтовые дороги, внутрихозяйственные дороги в сельской местности, внутрикарьерные и отвальные дороги, временные подъездные пути к различного рода строительным объектам и местам добычи песка, глины, камня и т. п. в периоды, когда там возможно движение

Коэффициенты корректирования периодичности технического обслуживания и удельной оперативной трудоемкости текущего ремонта в зависимости от категории условий эксплуатации изделий автомобильной техники

Категория условий эксплуатации

периодичности технического обслуживания, не менее

удельной оперативной трудоемкости текущего ремонта, не более

Коэффициенты корректирования периодичности технического обслуживания и удельной трудоемкости текущего ремонта в зависимости от природно-климатических районов эксплуатации изделий автомобильной техники

периодичности технического обслуживания

удельной трудоемкости текущего ремонта

У меренно-хол од ный

Умеренно-теплый, умеренно-теплый влажный, теплый влажный

Жаркий сухой, очень жаркий сухой

Холодный (со средней температурой января месяца от минус 15 до мните 20°)

Холодный (со средней температурой января месяца от минус 20 до минус 35°)

Очень холодный (со средней температурой января месяца от минус 35° и ниже)

Примечание. При работе изделий автомобильной техники в условиях с высокой агрессивностью окружающей среды значение периодичности ТО уменьшаю! на 10%, а значение удельной трудоемкости ТР .увеличивают на 10%.

К условиям с высокой агрессивностью окружающей среды приравнивается работа изделий автомобильной техники по перевозке химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию.

РскомснОус и ос

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ И ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ ИЗДЕЛИЙ И ИХ СОСТАВНЫХ

1. Конструкция сборочных единиц изделий

I I. Агрегаты и детали, подвергающиеся частому демонтажу в эксплуатации, должны бцть легкосъемными.

1 2. Часто снимаемые крышки люков должны быть установлены на быстросъемных зажимах, не допускающих самопроизвольного открытия.

1.3. Для тросов и тяг привода управления системами изделия предусматривать направляющие из материалов, не нуждающихся в смазке.

1.4. Обеспечивать на изделиях с пневматическими системами управления возможность накачивания и подкачивания шин от пневмосистемы.

1.5. Обеспечивать установку на колесах грузовых автомобилей большой грузоподъемности и автобусов сигнализаторов снижения давления в шинах до минимально допустимой величины.

1.6. Внешние формы кузова легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей типа фургона, прицепа и полуприцепа выполнять приспособленными к механизированной наружной мойке на щеточных машинах.

1.7. Обеспечивать возможность беспрепятственного прохождения моющих щеток при механизированной мойке изделий по его выступающим на поверхности кузова деталям и устройствам (стеклоочистителям, зеркалам заднего вида, антеннам, дрполнительным фарам, сигналам и т. п.).

1.8. Применять типы покрытия пола автобусов и способ его крепления, обеспечивающие возможность шланговой мойки салона без проникновения воды за панели и под покрытие пола. Предусматривать возможность полного слива воды, скопившейся на полу при мойке.

1.9. Предусматривать конструктивное исполнение салона автобусов и его внутреннего оборудования, обеспечивающее возможность механизированной уборки, включая мойку и спецобработку дезинфицирующими составами.

1.10. На изделиях с карбюраторными двигателями устанавливать устройства, исключающие попадание воды на электрооборудование двигателя при механизированной и шланговой мойке.

1.11. Ёмкость и резервуары, уровни рабочих жидкостей в которых должны контролироваться (система смазки двигателя, система охлаждения, масляные картеры трансмиссии, бачки с тормозной жидкостью и др.), снабжать легко наблюдаемыми индикаторами уровня (щупы, прозрачные окна, дистанционные указатели и др.). Обеспечивать при необходимости установку встроенных устройств, позволяющих наблюдать за уровнем жидкости непосредственно на щитке приборов или дающих возможность легко и быстро его контролировать.

1.12. В конструкциях топливной системы и других устройств, в которых используются спецйальные жидкости или масла, предусматривать возможность полного слива жидкости из всех баков и рабочих объемов.

1.13. Обеспечивать легкоразъемность гидро- и пневмоприводов, питающих составные части изделия.

1.14. В случаях, когда по условиям принятых конструктивных решений заправка изделий топливом, водой, маслом и другими техническими жидкостями невозможна с уровня земли, обеспечивать установку встроенных устройств для доступа работающих к местам заправки, а также к ветррвым и задним стеклам.

I 15. Сборочные единицы и механизмы, масса которых превышает 30 кг, дсмать приспособленными к снятию и транспортированию грузоподъемными средствами (предусматривать захваты, рымболты, проушины и пр.).

1.16. Способы крепления запасного колеса на изделия должны обеспечивать возможность установки его и снятия одним человеком при требуемом усилии, не превышающем 500 Н (50 кгс).

1.17. На изделиях с несущим кузовом предусматривать конструктивно оформленные места, которые должны обеспечивать возможность вывешиваний их домкратом не менее, чем в четырех точках, а также при выполнении технического обслуживания и текущего ремонта — подъемниками; для рамных изделий обеспечивать возможность вывешивания подъемниками и домкратами под мосты.

1.18. На легковых автомобилях и автобусах всех типов применять саморегулирующиеся тормоза.

1.19. Применять легкосъемные тормозные барабаны, допускающие осмотр и обслуживание механизмов тормозов без демонтажа ступиц колес.

1.20. Управляющий орган слива конденсата воздушных баллонов системы привода тормозов располагать в удобном для управления месте.

1.21. Обеспечивать простую и легкую замену или очистку влагомаслоотде-лителя пневматической системы привода тормозов.

1.22. Обеспечивать возможность свободного доступа к вентилям шин сдвоенных колес путем установки удлинителей вентилей.

1.23. Аккумуляторные батареи с открытыми межаккумуляторными перемычками снабжать в месте их установки на изделии крышкой, надежно защищающей их верхнюю часть от пыли, влаги и грязи, или помещать в закрытый вентилируемый отсек.

1.24. В системе электрооборудования изделий устанавливать штеккерные разъемы, позволяющие снимать основные узлы и осветительные приборы без развинчивания контактных соединений. Концентрировать разъемы в виде сгруппированных узлов.

1.25. В электрооборудовании изделий устанавливать разветвленную сеть предохранителей, обеспечивающих легкий и быстрый поиск неисправностей в системе.

1.26. В системе электрооборудования изделий всех типов применять генераторы переменного тока наиболее перспективной конструкции.

1.27. Изделия всех типов оборудовать выключателями батарей аккумуляторов.

1.28. Обеспечивать легкое и быстрое снятие с изделия узлов и агрегатов запуска двигателя, а также систем питания, выпуска газов и охлаждения.

1.29. Обеспечивать свободный доступ к объектам технического обслуживания на двигателе путем применения откидывающейся кабины или шарнирного-блока «капот—крылья», снижения высоты крыльев, применения легкосъемных боковин капота.

1.30. Обеспечивать в конструкции изделия возможность нанесения и последующего возобновления в эксплуатации антикоррозийного покрытия наружных и внутренних поверхностей закрытых полостей элементов кузова, подверженных коррозии.

1.31. Обеспечивать возможность снятия головки блока цилиндров двигателя непосредственно на изделии.

1.32. Обеспечивать в конструкциях двигателей применение магнитных щитков и пробок.

1.33. Обеспечивать для изделий максимально возможную целесообразную степень унификации по сборочным единицам и составным частям, механизмам, комплектующему оборудованию, по размещению органов управления и контрольно-измерительных приборов.

2. Компоновка сборочных единиц изделия

2 1 Принимать конструкцию и компоновку сборочных единиц изде.пы. обеспечивающие свободный доступ ко всем устройствам и деталям, подлежащим обслуживанию и контролю в эксплуатации.

2 2 Располагать спускные пробки емкостей в местах, обеспечивающих свободный доступ к ним и возможность выпуска жидкостей без потерь и попадания на поверхности прилегающих частей изделия.

2 3 Размещать аккумуляторною батарею в местах, обе резьбовых пробок сливных и заливных отверстий емкостей должно быть не более трех.

3.3. Обеспечивать свободный доступ механизированным инструментом или динамометрическими ключами к крепежным соединениям большого или нормированного усилия затяжки. К остальным крепежным соединениям обеспечивать необходимый доступ крепежным инструментом.

3.4. Обеспечивать возможность выполнения работ по подтяжке болговых соединений одним человеком.

3.5. Все крепежные детали, подверженные воздействию влаги, должны иметь антикоррозийное покрытие.

3.6. Применять, где это возможно, крепежные детали, изготовленные из пластмассы.

3.7. Применять самоконтрящиеся крепежные детали или другие средства, исключающие самоотвинчивание, в наиболее ответственных соединениях изделия, в первую очередь связанных с обеспечением безопасности движения.

3.8. Соблюдать кратность периодичности крепежных работ периодичности технического обслуживания изделия.

4. Смазка

4.1. Предусматривать узлы трения, не требующие смазки.

4.2. Число марок применяемых смазочных материалов (без учета заменителей) должно быть не более четырех для легковых автомобилей и шести — для грузовых автомобилей и автобусов общего назначения.

4.3. Предусматривать выбор типа конструкции, расположения и способа установки пресс-масленок, обеспечивающих возможность применения существующего стандартного смазочного оборудования с одним типом смазочного наконечника.

4.4. Конструкция и расположение наливных отверстий картеров агрегатов и узлов должны обеспечивать возможность отсасывания масла, промывки картеров и заливки свежим маслом через заливные горловины.

5. Антикоррозийная защита и окраска

5.1. Антикоррозийная защита кабин, кузовов и их окраска при изготовлении должны обеспечивать:

отсутствие появления ржавчины на внешних поверхностях не менее трех

отсутствие язвин и сквозных коррозионных повреждений не менее пяти лет.*

5.2. Срок службы лакокрасочных покрытий кузовов должен соответствовать ресурсу автомобиля или кузова (кабины) до капитального ремонта. *

5.3. Обеспечивать доступ (отверстия, каналы, люки и т д.) к внутренним поверхностям кузова и кабины, подверженным коррозии, для контроля и проведения антикоррозийных мер в эксплуатации.

5 4. Предусмотреть установку пробок, люков и других приспособлений, обеспечивающих слив из полостей кузова влаги и конденсата.

5.5. Исключить места скопления грязи (ниши, ловушки и т. д.) на поверхностях кузова и кабин, обеспечить хорошую приспособленность кузовов и кабин к проведению моечных и антикоррозийных работ.

5.6. Все крепежные детали, металлические трубопроводы, тяги, пвдвержен-ные действию влаги, должны иметь антикоррозийное покрытие.

6. Техническая диагностика сборочных единиц изделия

6.1. В конструкциях сборочных единиц изделия устанавливать еяециальные приспособления и устройства для подсоединения стандартной диагностической аппаратуры.

6.2. Располагать присоединительные разъемы для подключения требуемой диагностической аппаратуры, устанавливаемые непосредственно на изделии, так, чтобы они не затрудняли доступа к отдельным агрегатам и сборочным единицам и не препятствовали выполнению монтажных и демонтажных работ при техническом обслуживании и текущем ремонте изделия. Концентрировать места подсоединения аппаратуры.

6.3. В системах гидро- и пневмоусиления механизма изделия предусматривать устройства, позволяющие контролировать техническое состояние систем без разборки и снятия их с изделия.

6.4. Принимать тип конструкции головки блока двигателя и расположение запальных свечей и форсунок, обеспечивающие возможность измерения величины компрессии в цилиндрах на полнокомплектном изделии.

6.5. В конструкциях тормозов грузовых автомобилей и автобусов предусматривать возможность визуального контроля толщины фрикционных накладок тормозных колодок без разборки (лючки, закрываемые легкосъемными пробками и др.) или наличие сигнализирующего устройства о предельном износе деталей.

* Для первой категории условий эксплуатации и климатических районов с коэффициентом корректирования, равным 1,0.

Редактор Р. С. Федорова Технический редактор А. Г. Каширин Корректор .4. Г. Старостин

Сдано В наб ив.01.82 Подп. к печ. 04 03.82 1,0 п. л 1,10 уч.-нзд. л. Тир. 40000 Цена 5 коп

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 123557, Москва, Новопресненский пер.. 3 Тип. «Московский печатник». Москва, Лялин пер., 6. Зак. 60

Техника безопасности при проведении технического обслуживания автомобиля. Техника безопасности при то автомобиля

Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте авто

ТО и ТР автомобилей необходимо выполнять в соответствии с общими требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

Производство работ исполнителем осуществляется в соответствии с инструкцией по охране труда, доводимой до исполнителя.

Участие водителей, работников других специальностей в техническом обслуживании и ремонте подвижного состава допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ; в противном случае привлечение работников к этим работам возможно только после профессионального обучения. В связи с изменением условий труда с работниками обязательно проводится инструктирование по охране труда на рабочем месте.

ТО и ТР автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.

ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники

На посты ТО и ТР автомобили должны подаваться чистыми и в сухом состоянии.

Постановка автомобилей на посты ТО и ТР осуществляется под руководством мастера или начальника участка.

Не допускается въезжать в помещения стоянки, ТО и ТР на автомобиле, габариты которого превышают указанные над въездными воротами.

Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки переменных передач должен быть установлен в нейтральное положение, на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.

На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».

На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться у этого устройства.

Перемещение автомобилей с помощью подъемников необходимо производить в соответствии с требованиями паспортов-инструкций подъемников.

При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!».

Перед вывешиванием подвижного состава с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.

В рабочем или подмятом положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором или штангой, гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

Посты ТО на поточных линиях с принудительным передвижением автомобилей должны быть оборудованы:

  • сигнализацией (световой, звуковой), предупреждающей работающих на линии обслуживания о начале передвижения автомобиля с поста на пост
  • устройством, обеспечивающим остановку передвижения с любого поста

Передвижение автомобилей с поста на пост разрешается только после получения сигналов со всех постов об окончании работы и подачи на все посты сигнала, предупреждающего о начале передвижения.

При работе с высоко расположенными деталями или агрегатами автомобилей следует применять устойчивые специальные подставки.

Не допускается пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания и ремонта ремонтным рабочим, кроме водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых приказом по организации и инструктируемых каждый квартал.

Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза. После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.

Не допускается проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.

Рабочие, производящие обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.

При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, рабочие должны обеспечиваться лежаками.

Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.

При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Перед вывешиванием задней оси расцепленного двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.

Не допускается:

  • выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных разработанных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников
  • находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по нему обслуживаемых транспортных средств
  • подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы
  • снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприцепах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля
  • проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя
  • поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма
  • снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросами или канатами
  • поднимать, даже кратковременно, грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механизма
  • поднимать груз при косом натяжении троса или цепей
  • работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями

Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или, долив в него масла, должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

Не допускается:

  • работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора
  • использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора
  • работать с поврежденными или неправильно установленными упорами
  • пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове
  • производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза

При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей рабочие должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.

Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.

Доски настила подмостей должны быть уложены без зазоров и надежно закреплены. Концы досок должны находится на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40 мм.

Переносные лестницы-стремяки должны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм. Не допускается применять лестницы с набивными ступеньками.

Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы рабочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего конца лестницы не менее, чем на один метр. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.

Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только щеткой. Не допускается сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею, все незакрепленные предметы из кузова, кабины и салона следует удалить.

Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой 15 кг и более необходимо пользоваться подъемными транспортными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами).

Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения по платформе.

Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо сначала слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

При прекращении подачи электрической энергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электрической сети.

Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и тому подобных грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

Ремонтировать бензиновые баки, заправочные колонки, резервуары, насосы коммуникации и тару из-под бензина можно только после удаления остатков бензина и обезвреживания их.

Работы по ТО и ТР холодильных установок на автомобилях-рефрижераторах должны выполняться специалистами в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.

Для перегона автомобилей на посты диагностики, ТО и ТР, включая проверку тормозов, может быть выделен специальный водитель (перегонщик) или другое лицо, назначаемое приказом по организации.

Не допускается в производственных помещениях, где хранятся или используются горючие и легковоспламеняющиеся материалы или жидкости (бензин, керосин, сжатый или сжиженный горючий газ, краски, лаки, растворители, дерево, стружка, вата, пакля и тому подобное), пользоваться открытым огнем, переносными горнами, паяльными лампами и так далее.

В зоне ТО и ТР автомобилей не допускается:

  • мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и тому подобным)
  • хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее
  • заправлять автомобили топливом
  • хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными
  • загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным)
  • хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, смазочных материалов и антифриза

При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, в также ремонта топливных проводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен осуществляться в местах, исключающих возможность его возгорания.

Для хранения смазочных, лакокрасочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, а также химикатов должны предусматриваться отдельные специально оборудованные помещения.Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

Отработанное масло должно сливаться в специальные металлические либо подземные резервуары, храниться в специальных огнестойких помещениях с соблюдением требований к хранению жидкостей с температурой вспышки паров выше +61 °С и реализовываться в установленном в организации порядке.

Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и тому подобное) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места.

При проведении ТО и ТР автомобилей вне организации следует соблюдать те же правила техники безопасности.

Оборудование, инструмент и приспособления, применяемые при ТО автомобиля, в течение всего срока эксплуатации должны отвечать требованиям безопасности согласно ГОСТ 12.2.003, СТБ 960, РСТ Беларуси 852, а также требованиям «Правил охраны труда на автомобильном транспорте», утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 марта 2002 г. № 5/20. Подъемники и страховочные подставки должны быть испытаны в установленном порядке.

Помещения для ТО автомобиля должны обеспечивать возможность безопасного и рационального выполнения всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических норм и должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, песком, ведрами и т.п.), пожарной сигнализацией, автоматическими средствами пожаротушения и другими средствами противопожарной защиты в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004 и ППБ 2.06.

ТО автомобиля должно производиться на специально отведенных осмотровых канавах (постах), оснащенных необходимым оборудованием и инструментом (в том числе специализированным), приборами и приспособлениями, инвентарем, предусмотренным определенным видом работ.

Расположение постов ТО, расстояние между автомобилями, установленными на этих постах, а также между автомобилями и конструкциями зданий должны соответствовать ОНТП-01.

На посты ТО автомобиль должен подаваться чистым и в сухом состоянии.

Постановка автомобиля на посты ТО осуществляется под руководством ответственного лица (мастера, начальника участка).

Автомобиль, устанавливаемый на пост ТО, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух противооткатных упоров под колесо, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки перемены передач должен быть установлен в нейтральное положение. Во всех случаях клемма «массы» автомобиля должна быть выключена. На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».

Противооткатные упоры должны соответствовать требованиям РД РБ 02190.076.

При выполнении технологических операций необходимо соблюдать требования техники безопасности, указанные в руководствах по эксплуатации применяемого оборудования.

После вывешивания подъемником под мосты (за колеса) передней или задней частей автомобиля необходимо установить страховочные подставки под раму. На страховочных подставках должна быть указана максимально допустимая нагрузка.

При обслуживании автомобилей на подъемнике на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать! Работают люди!».

Рабочие, производящие ТО автомобиля, должны быть обеспечены соответствующим исправным инструментом и приспособлениями.

Инструменты и приспособления необходимо осматривать перед началом работы.

Для защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов необходимо своевременно обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и т.д.).

Запрещается запуск двигателя автомобиля на постах ТО ремонтными рабочими, кроме водителя-испытателя или водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых специальным приказом по предприятию и инструктируемых ежеквартально.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ запуск двигателя автомобиля на постах ТО без подсоединения газоотвода и установки двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса автомобиля.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ вывешивание оси автомобиля без фиксации подъемника на рельсах и без установки соответствующих подставок на башмаки стоек подъемника. Установку подставок на башмаки стоек подъемника производить из осмотровой канавы.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ работа на подъемнике без установки двух противооткатных упоров с обеих сторон под колесо моста (оси), противоположного вывешиваемому.

Рабочие допускаются к самостоятельной работе по ТО автомобилей только после прохождения соответствующего обучения (инструктажа) и проверки знаний по охране труда и пожарной безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004.

Требования безопасности к рабочим местам должны соответствовать ГОСТ 12.2.061.

Процессы ТО должны соответствовать требованиям СТБ 960, ГОСТ 12.3.002, а также требованиям типовых инструкций по технике безопасности, утвержденных Министерством транспорта и коммуникаций, дополненных с учетом специфики предприятия.

Техника безопасности при ремонте автомобилей

Перед началом работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, рабочий должен переодеть рабочую форму одежды. Причем обшлага рукавов должны быть застёгнуты, на голову одет головной убор. На наги одеты ботинки во избежание нанесения травмы при падении инструмента или деталей. Одежда хранится в специальном шкафу. Входить в этой одежде в общественные места и жилые помещения запрещается. Перед началом работы под автомобилем, установленном на посту технического обслуживания, на видном месте вынести табличку с надписью «Двигатель не пускать, работают люди». Под колёса установить упоры, а автомобиль установить на низшую передачу. Необходимо проверить нет утечки масла, топлива, электролита и охлаждающей жидкости. При любых работах по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей-самосвалов с поднятым кузовом необходимо ставить упоры, предохраняющие кузов от самовольного опускания. Работать не выполнив этого требования категорически запрещается. Во время работы не класть инструмент и детали на раму, подножки и другие части автомобиля, откуда они могут упасть на работающего. Находясь под автомобилем, не курит и не зажигать и не пользоваться открытым огня. Шиномонтажные работы необходимо выполнять только в установленных местах, строго соблюдать правила техники безопасности. Накачивать смонтированную шину воздухом обязательно в ограждении, предохраняющем от ушиба при срыве замочного кольца. Тормозную систему проверять на специально отведённой площадке. При работе с бензином и охлаждающей жидкостью необходимо помнить, что бензин – это огнеопасное вещество. Особую осторожность нужно соблюдать с тарой, так как при соприкосновении с открытым огнём, имеющиеся в таре пары бензина воспламеняются и вызывают взрыв. Содержащийся тетраэтил свинец в бензине является сильным ядом. В случае попадания этилированного бензина на кожу необходимо это место промыть вначале керосином, а затем тёплой водой с мылом. Пролитые на пол топливо, масло и прочие горюче – смазочные материалы необходимо сразу убрать на случай возникновения пожара, засыпают песком или опилками после чего его удаляют. Рабочее место слесаря по ремонту автомобилей должно быть достаточно освещено. Но освещение должно быть расположено таким образом, чтобы не ослеплял рабочего. Запрещается наращивать ключи трубами и прочими подручными средствами. При сборочных работах запрещается проверять совпадения отверстий пальцем, для этого не обходимо использовать специальные бородки, ломики или монтажные крючки. Необходимо при ремонтных работах пользоваться только исправным инструментом. Запрещается использовать молотки с трещинами на рукоятках, зубила со сколами и т.д. Во время разборки и сборки узлов, агрегатов следует применять специальные ключи и съёмники. Трудно отворачиваемые гайки нужно сначала смочить керосином а затем отвернуть ключом. Также необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Обтирочные материалы следует убирать в специально отведённый металлический ящик, с плотно закрывающейся крышкой, а по окончанию работы выносить в отведённые места для мусора. Помещения должно иметь вентиляцию общую вентиляцию.

В помещениях для стоянки, ремонта и технического обслуживания автомобилей должны быть установлены огнетушители согласно установленных норм. В помещении должны оборудоваться пожарными щитами на котором находится ведро, багор, топор. Кроме того, должны быть предусмотрены ящики с сухим песком, у каждого ящика должна находиться лопата. При возникновении пожара необходимо сообщить об этом по телефону 101 и приступить к тушению пожара.

Техника безопасности при проведении то-2

1.Нельзя производить работы под автомобилем, если он поднят только домкратом.

2.При работе под автомобилем в осмотровой канаве, не имеющей освещения, можно пользоваться переносной лампой, подключаемой к сети с напряжением не более 36 В.

4.Монтажно-демонтажные работы следует выполнять только исправным инструментом определенного назначения.

5.Тяжелые работы по снятию и установке агрегатов следует выполнять с применением специальных подъемных приспособлений, захватов и съемников; обвязывание при этом агрегатов веревкой не допускается.

6.При работе зубилом необходимо применять защитные очки и располагаться так, чтобы отлетающие куски металла не могли поранить окружающих.

7.Нельзя работать напильниками, не имеющими деревянных ручек.

8.При заточке инструментов на точильных станках необходимо надевать предохранительные очки. Точильный круг обязательно должен быть закрыт защитным кожухом.

9.Во время обслуживания аккумуляторной батареи нельзя курить и применять открытый огонь. Для защиты от ожогов кислотой и вредного влияния свинца работать в аккумуляторной мастерской надо в защитных очках, резиновых перчатках, в резиновом переднике и галошах или резиновых сапогах.

10.В случае попадания аккумуляторной кислоты на открытые части тела необходимо пораженное место смочить раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды, после чего промыть теплой водой с мылом.

11.При включении батареи на зарядку следует надежно закреплять наконечники проводов на выводных клеммах батареи во избежание их отъединения, что может вызвать искрение и взрыв гремучего газа, выделяющегося в конце зарядки.

12.Для предупреждения скопления газов и повышения давления внутри корпуса при зарядке аккумуляторной батареи необходимо открывать пробки.

13.В связи с широким применением при эксплуатации автомобиля ядовитых жидкостей, таких, как этилированный бензин и антифриз, следует соблюдать особые меры предосторожности при работе с ними. При использовании этилированного бензина не допускается заливать его в автомобиль с помощью ведер, нельзя засасывать его ртом, мыть им руки или детали, продувать ртом жиклеры или трубопроводы.

Клеть для накачки колес

Ларь для обтир мат-ов

Шкаф для хранения приборов и инструментов

Тумбочка инструментальная передвижная

Передвижной пост электрика-карбюраторщика

Передвижной пост слесаря-авторемонтника

Передвижной пост смазчика-заправщика

Бак для отраб. маса

Бак для тормоз. Жидкости

Тележка для транспортировки АКБ

Тележка для снятия/установки колес

Установка для заправки трансмиссионным маслом

Стационарный многопостовый солидолонагнетатель

Передвижной гидравлический подъемник

Воронка для слива отраб масел

Подставка под ноги

Ящик для инструментов и крепеж. Деталей

Прибор для проверки эл. Оборуд

Прибор для проверки топл. Насосов

Прибор для проверки рулевого управления без разборки

Линейка для проверки схождения колес

12 Кран для подачи сжатого воздуха

Техника безопасности при проведении технического обслуживания автомобиля

1. Рабочее место содержать в чистоте и порядке. Пролитые нефтепродукты засыпать чистым песком, затем убрать их и насухо вытереть следы жидкости. Обтирочный материал собирать в железный ящик с плотной крышкой.

2. Снимаемые агрегаты тщательно очистить и оттереть, чтобы было удобно их разбирать.

3. Во время работы запрещается становиться на подвижные колеса и другие неустойчивые части машины.

4. Цилиндры и поршни нельзя класть на край стола или верстака.

5. Разбирать или собирать агрегаты в подвешенном состоянии запрещается.

6. При демонтаже или монтаже упругих спиральных пружин пользуются специальными съемниками, предупреждающими вылет пружины.

Охрана и противопожарные мероприятия при техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств

В целях предупреждения несчастного случая каждый рабочий в процессе производства обязан руководствоваться технологической

инструкцией, соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности, изложенные в настоящей инструкции, а администрация обязана обеспечить рабочие места всем необходимым для безопасного производства работ и создать при этом нормальные условия труда.

Заключение

Определение технического состояния агрегатов особенно необходимо, когда узел или агрегат отказал. По отдельным практически установленным признакам можно найти сопряжение или узел, где нарушена работоспособность. Но это крайний случай. Желательно момент наступления отказа предвидеть заранее с тем, чтобы его исключить.

В практических условиях узел (агрегат) ремонтируют, детали заменяют на основе имеющегося опыта эксплуатации автомобилей в заданных условиях, пробег до ремонта оценивают по статистическим данным с большой погрешностью. Повышение точности оценки технического состояния агрегата позволяет уменьшить затраты на ремонт неисправного агрегата за счет прогнозирования пробега автомобиля до наступления предельного изменения технического состояния, если известны предельная величина, закономерность изменения критерия в процессе эксплуатации и состояние узла (агрегата) за предыдущий пробег.

Причиной изменения технического состояния узла является износ. Но, пожалуй, определяют непосредственно по износу только техническое состояние шин, коробки передач, заднего моста, рулевого управления — по изменению высоты протектора, по зазорам в зубчатых передачах, в шарнирах и других сопряжениях.

Величину неисправности узлов, агрегатов оценивают по изменению

эксплуатационных показателей: расходу масла, прорыву газов в картер

двигателя, шумам, температуре нагрева и др.

Для поддержания подвижного состава автомобильного транспорта в технически исправном состоянии, необходимом для нормальной эксплуатации, принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта.

Технически исправное состояние подвижного состава достигается путем

технического обслуживания и ремонта.

Требования безопасности труда при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

В любой сфере деятельности человека безопасные условия труда являются определяющими качествами организации.В России существует государственная система стандартов безопасности труда. Эта система определяет общие требования безопасности при выполнении работ на автотранспортных предприятиях, станциях технического осмотра, в специализированных центрах технического обслуживания и текущего ремонта и т. д.

Обеспечение безопасности при проведении работ контролируется прокуратурой, госсанинспекцией, гостехнадзором, пожарной инспекцией и другими службами государственного контроля. Ответственность за условия безопасности в процессе труда возлагается на руководителя автотранспортного предприятия в лице директора также на главного инженера.Перед тем как поступить на работу, все лица проходят первый этап обучения технике безопасности на данном предприятии. Этот первый этап представляет собой вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии. Второй этап обучения включает в себя инструктаж на рабочем месте, который направлен на усвоение рабочим безопасных приемов труда непосредственно по той специальности и на том рабочем месте, на котором он должен работать. При выполнении работниками особо опасных работ необходимо проводить повторный инструктаж по технике безопасности не реже чем раз в три месяца. Кроме того, при нарушении работниками правил и инструкций по технике безопасности, технологической и производственной дисциплины, а также при изменении технологического процесса или вида работ необходимо проводить дополнительный инструктаж. Все виды инструктажей записываются в специальный журнал, который находится у руководителя предприятия, производственного участка или цеха.Кроме этого слесарь по ремонту автомобилей должен уметь оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при поражении человека током, а также при других несчастных случаях.

Недостатки в организации труда, а также пренебрежение правилами безопасности и отсутствие должного контроля за их выполнением приводит к производственному травматизму. К производственному травматизму относятся ранения, увечья, отравления, поражение электрическим током, профессиональные заболевания, связанные с выполнением своих трудовых обязанностей. Производственный травматизм может возникнуть в результате различных причин, основными из которых являются:1) неисправность оборудования, инструмента, приспособлений или несоответствие их условиям выполняемых работ;2) нарушение технологического процесса;3) отсутствие или проведенный в недостаточном объеме инструктаж работающего по технике безопасности;4) несоответствие выполняемой работе или небрежное использование спецодежды;5) отсутствие ограждений, а также предупреждающих или запрещающих надписей;6) недостаточное освещение;7) низкий уровень технической культуры производства.

Предупреждение несчастных случаев

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля необходимо выполнять в специальном помещении с применением приспособлений, устройств, оборудования, а также слесарно-монтажного инструмента, который предназначен для конкретного вида деятельности.Слесарно-монтажные инструменты, которые применяются на местах технического обслуживания и ремонта, должны находиться в исправном состоянии. Не допускается применение гаечных ключей, у которых изношены грани и которые не соответствуют размеру. Кроме того, не разрешается применять рычаги, молоток и зубило для усиления затяжения резьбового соединения. Рукоятки напильников и отверток не должны иметь сколов и могут быть выполнены либо из дерева, либо из пластмассы. Во избежание раскалывания деревянные рукоятки инструментов должны иметь металлические кольца усиления.При осмотре автомобилей разрешается применять только переносные безопасные лампы напряжением 36 В, которые имеют предохранительные сетки. При проведении осмотра в смотровой канаве необходимо пользоваться лампами, напряжение которых не превышает 12 В. Ручные электроинструменты разрешается подключать только через розетки с заземляющим контактом. Провода электроинструментов не должны касаться пола, их необходимо подвешивать.

Автомобиль, который устанавливается на место проведения технического осмотра или ремонта, необходимо поставить на стояночный тормоз, а также надежно закрепить при помощи двух упоров, которые ставятся под колеса. При этом рычаг переключения скоростей необходимо установить в положение, которое соответствует низшей передаче. При постановке на автомобилях с карбюраторным двигателем или с газораспределительной установкой необходимо выключить зажигание, а на автомобилях с дизельным двигателем нужно перекрыть подачу топлива. Кроме этого на рулевое колесо следует повесить табличку: «Двигатель не запускать: работают люди!».Если обслуживание автомобиля осуществляется при помощи механического подъемника^ то на механизме управления следует прикрепить табличку: «Не трогать, работают люди!*. Упорные лапы подъемника должны быть жестко зафиксированы в рабочем положении при помощи металлического упора, который предотвращал бы самопроизвольное опускание автомобиля на подъемнике.Смотровые канавы должны содержаться в чистоте и иметь предохранительные направляющие борты-реборды. На дне и стенах смотровой канавы не должно быть сырости и следов разлитого моторного масла. При работе с высоко расположенными деталями необходимо применять металлические подпоры, которые должны быть прочными, надежными и устойчивыми.

Подъем и транспортировка узлов, механизмов и агрегатов массой более 20 кг осуществляется только при помощи подъемно-транспортного механизма, а также специальных приспособлений, которые предусмотрены для определенного вида работ.Для буксировки неисправного автомобиля можно применять мягкую или жесткую сцепку. В качестве мягкой сцепки применяются трос или цепь. В качестве жесткой сцепки применяют металлическую трубу или штангу с проушинами, При сцепке автомобиля с прицепом, чтобы не допустить произвольного отцепления прицепа, после сцепки необходимо закрепить сцепное устройство при помощи предохранительного троса или цепи.При буксировке на мягкой сцепке необходимо присоединять буксируемый автомобиль к двум буксировочным крюкам. В том случае, если буксировочных крюков нет, то мягкую сцепку необходимо присоединять к раме. Однако нельзя присоединять буксир к переднему мосту. На мягкой сцепке разрешается буксировать только один автомобиль с неисправным управлением, звуковым сигналом или освещением при буксировке в ночное время. Длина троса или цепи мягкой сцепки должна быть от 4 до 6 метров. Кроме этого буксировочный трос необходимо освещать в ночное время, а также обозначать в соответствии с «Правилами дорожного движения».Для буксировки автомобиля на жесткой сцепке у него должны быть исправны рулевое управление, передний мост, а также световые приборы (при буксировке в темное время суток).Запрещается производить какие-либо ремонтные работы на автомобиле, который приподнят на подъемном механизме и не закреплен специальными подставками.

Работу с агрегатами и механизмами, которые заполнены Жидкостью, можно производить только после полного слива жидкости.Очистку и мойку деталей, двигателей и агрегатов необходимо производить только в специальных моечных агрегатах или емкостях, специально предназначенными для этого веществами с последующим обезвреживанием отложений.При ремонте и техническом обслуживании, перед тем как проворачивать коленчатый вал двигателя, нужно убедиться в том, что подача топлива отключена, а также в том, что рычаг переключения передач установлен в нейтральное положение.

Перед запуском двигателя необходимо заблокировать колеса автомобиля при помощи стояночного тормоза и установить рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение. Если запуск двигателя осуществляется при помощи пусковой рукоятки, то нельзя применять дополнительные рычаги и усилители, а также брать рукоятку в обхват кистью руки. Поворот рукоятки нужно осуществлять снизу вверх.Техническое обслуживание и технический ремонт нужно осуществлять при неработающем двигателе, кроме тех случаев, когда работа двигателя необходима для осуществления технического процесса данной операции.

Запуск двигателя и трогание автомобиля с места производят с учетом обеспечения безопасности работающих вблизи автомобиля людей.Испытание тормозной системы автомобиля необходимо производить на специальном стенде. Кроме того, такое испытание разрешается производить на специальной площадке, если ее размеры позволяют обеспечить безопасность людей и автомобиля в случае неисправности тормозной системы.Снимать и устанавливать рессоры, амортизаторы, пружины необходимо после разгрузки их от массы автомобиля, для этого под шасси или под кузов автомобиля устанавливают специальные упоры. Ремонт или замену подъемного механизма грузовой платформы автомобиля-самосвала нужно осуществлять после установки под платформу дополнительного упора, который позволит исключить возможность самопроизвольного опускания или падения платформы.Такие операции, как выпрессовывание втулок, подшипников, а также снятие других деталей, требующих приложения значительных усилий, необходимо производить при помощи прессов или специальных съемников. Съемники должны надежно захватывать деталь в месте приложения усилий.Автомобили-цистерны, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ, перед прохождением технического осмотра и ремонта необходимо освободить, проветрить, тщательно вымыть и заземлить.

При монтаже и установке аккумуляторной батареи необходимо пользоваться специальными устройствами, которые позволят избежать ее падения. Все работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом аккумуляторной батареи, необходимо производить в специально оборудованных для этих целей помещениях, с использованием специальной одежды (прорезиненного фартука, защитных очков, резиновых перчаток). Приготовлять электролит следует в специальных стеклянных емкостях путем вливания кислоты в воду тонкой струей с тщательным перемешиванием раствора стеклянной или эбонитовой палочкой. При постановке аккумуляторной батареи на подзарядку необходимо подсоединять ее зажимами, которые исключают возможность искрообразования. Зарядку аккумуляторной батареи необходимо производить в хорошо проветриваемом помещении, кроме этого при зарядке батареи пробки из банок должны быть вывернуты.

Ремонт рамы необходимо осуществлять либо на специальных подставках, либо на автомобилях с установленными колесами. Демонтированный кузов или кабину автомобиля необходимо устанавливать на специальные подставки или стенды в удобное для проведения ремонтных работ положение. Рихтовку деталей кузова из листового проката проводят непосредственно на автомобиле или на специальном стенде.Электросварочные работы непосредственно на автомобиле следует выполнять согласно требованиям ГОСТ 12.3.003-75. Пайку и сварку емкостей из-под горюче-смазочных веществ необходимо осуществлять только после специальной очистки, которая позволяет удалить из емкости эти вещества и их пары.Монтаж и демонтаж шин с колеса осуществляются только после полного снятия давления в камере. Кроме этого такие технологические операции нужно осуществлять при помощи специального инструмента, оборудования, приспособлений и ограждения, которые позволяют обеспечить безопасность выполнения работ при вылете замочного кольца. Шину разрешается монтировать на диск колеса, который имеет замочное кольцо, только если диск не имеет повреждений диска или замочного кольца. Кроме этого при монтаже колеса необходимо следить за тем, чтобы замочное кольцо полностью входило в выемку обода.

Не разрешается осуществлять прокачку колес без снятия с автомобиля в том случае, если давление колес снижено на 40% от нормативного значения или если нарушена сборка колеса. Накачивание колес, которые имеют замочные кольца, следует осуществлять с применением специальных ограждений, которые позволяют обеспечить безопасность рабочих в случае вылета замочного кольца.При проведении регулировочных работ при работающем двигателе помещение станции технического обслуживания должно быть оборудовано отсосом для удаления отработавших газов из помещения.Опробование автомобиля после ремонта, а также вождение автомобиля на территории автотранспортного предприятия разрешается лицам, которые имеют водительские права соответствующей категории. Движение автомобиля внутри помещений и внутри территорий автотранспортного предприятия регулируется установленными дорожными знаками. Скорость движения на подъездных путях территории не должна превышать 10 км/ч и 5 км/ч внутри производственных помещений.

Важным условием безопасности производственного процесса является устранение воздействия производственных вредностей, к которым относятся шумы, вибрация, загрязнение воздушной среды, нарушенный тепловой режим. В результате длительного воздействия вредных производственных факторов возникают производственные заболевания сотрудников.Основной задачей производственной санитарии является полное устранение или значительное снижение вредного воздействия производственных факторов. Помещения автотранспортных предприятий, а также организаций автомобильного сервиса обязательно должны быть оборудованы автономным или централизованным отоплением, санитарно-бытовыми помещениями, приточно-вытяжной вентиляцией, гардеробными, душевыми, умывальными, туалетами, помещениями, оборудованными для приема пищи, а также местами для курения.Противопожарные мероприятия

Для помещений автотранспортных мероприятий, а также служб автосервиса, как правило, характерна высокая пожароопасность. Для того чтобы не создавать условий для возникновения пожара в производственном помещении автотранспортного предприятия, запрещено:1) подогревать двигатель автомобиля открытым огнем;2) пользоваться открытым огнем при устранении неисправностей;3) хранить топливо (кроме топлива, которое находится в баке автомобиля) и тару из-под топлива и смазочных материалов;4) мыть и протирать кузов, детали и агрегаты автомобиля, а также руки и одежду бензином;5) держать открытыми горловины топливных баков и сосудов с воспламеняющимися жидкостями;6) допускать течь в топливопроводах, баках и приборах системы питания автомобиля; .7) оставлять в кабине или в салоне автомобиля, а также на его двигателе и рабочих местах обтирочные материалы;8) допускать попадание на двигатель и рабочее место топлива или моторного масла.

На территории автотранспортного предприятия все проходы, лестницы, проезды и рекреации должны быть свободны для проезда. Не допускается применение чердаков в качестве производственных помещений.Курение на территории автотранспортного предприятия допускается только в специально отведенных для этого местах, которые оборудованы специальными противопожарными средствами и надписью: «Место для курения». На видных местах необходимо размещать таблички, на которых указывают телефонные номера пожарных команд, а также планы эвакуации людей, автомобилей и оборудования на случай пожара. Кроме этого на табличках указывают фамилии и инициалы сотрудников, которые несут ответственность за противопожарную безопасность.Все помещения автотранспортного предприятия должны быть оборудованы рукавами и стволами, которые заключаются в специальные шкафы. Кроме того в помещениях, предназначенных для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, устанавливают пенные огнетушители и ящики с песком. Пенные огнетушители устанавливают из расчета один огнетушитель на 50 м2 площади помещения, ящики с песком — из расчета на 100 м2. Кроме этого около ящика с песком должен быть расположен стенд, на котором находятся лопата, лом, топор, багор, пожарное ведро.Одним из главных условий успешной борьбы с возникшим пожаром является своевременное обнаружение возгорания и быстрое уведомление пожарной команды, поэтому автотранспортные предприятия должны быть оборудованы противопожарными сигнализациями.

Техника безопасности при обслуживании автомобиля — журнал За рулем

Большинство работ по техническому обслуживанию автомобиля практически каждый владелец может выполнить своими силами. Чтобы уберечь от возможных повреждений имущество, а себя и окружающих от травм, мы рекомендуем внимательно ознакомиться с правилами техники безопасности при самостоятельном обслуживании автомобиля и строго соблюдать их.

sychev

Операции по обслуживанию автомобиля не представляют большой сложности и не слишком тяжелы физически, однако требуют известного внимания и сосредоточенности. Прежде чем приступить к работам по обслуживанию автомобиля, тщательно взвесьте, способны ли вы довести их до конца и при этом ничего не испортить, есть ли у вас необходимые инструменты и запасные части, а также располагаете ли вы достаточным временем для работы.

При работе желательно не отвлекаться на посторонние дела. Также мы не рекомендуем прислушиваться к советам посторонних людей, среди которых могут оказаться не только опытные мастера, но и просто любители поболтать.

Исключите пребывание детей поблизости от места работы. Это поможет уберечь их от травм и сохранить инструменты и детали, с которыми они захотят поиграть.

Применяйте только исправные и надежные инструменты. Следует исключить из своего арсенала рожковые ключи с «раскрывшимся» зевом или смятыми губками, отвертки со скругленным или скрученным лезвием, пассатижи с плохо закрепленными пластмассовыми ручками, молотки с незафиксированными ручками и т.п.

Не пытайтесь применять инструменты не по назначению: шлицевой отверткой заворачивать винты с головкой под крестообразную отвертку, пассатижами отворачивать гайки, применять тяжелые инструменты в качестве молотка.

Бережно относитесь к инструменту при работе в дальней поездке или в полевых условиях: из-за потерянного или сломанного ключа или отвертки вы можете оказаться в трудной ситуации. То же самое касается снимаемых деталей автомобиля и их крепежа. Не теряйте их и не заменяйте крепежные детали (болты, гайки и др.) похожими — устанавливайте только специализированный крепеж.

IMG_7604

При замене деталей применяйте только оригинальные или специально предназначенные для автомобиля данной модели запасные части. Крепежные детали (болты и гайки) затягивайте всегда плотно. Если указано рекомендованное усилие затяжки, старайтесь соблюдать его. Не теряйте и обязательно устанавливайте шайбы под гайки и головки болтов или винтов, если таковые (шайбы) в данных местах применяются.

Работу по вывешиванию автомобиля с помощью домкрата следует проводить на ровной горизонтальной площадке. Задействуйте стояночный тормоз и установите под колеса противооткатные упоры. Устанавливайте под порог домкрат только в тех местах, которые определены заводом-изготовителем. Пользуйтесь только исправным домкратом. При замене штатного домкрата другой домкрат должен быть только аналогичной грузоподъемности.

DSC_7937

Внимание! Не работайте под автомобилем, если он вывешен только на домкрате. Для страховки обязательно используйте подставку заводского изготовления. Запрещается вывешивать автомобиль на двух или более домкратах. При необходимости вывесить два колеса одной оси автомобиля используйте две подставки.

Запрещается нагружать или разгружать автомобиль, стоящий на домкрате, а также садиться в него. Развесовка по осям при этом меняется, и автомобиль может упасть. Не пускайте двигатель автомобиля, поднятого домкратом.

Техника и правила безопасности при ремонте и обслуживании автомобиля

ГОСТ 21624-81 Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники

Многие водители и автовладельцы, собираясь ремонтировать или обслуживать автомобиль, пренебрегают мерами безопасности потому, что слабо представляют последствия ошибок. Из статьи вы узнаете, почему соблюдение правил техники безопасности критически важно, что может произойти из-за ошибок и как избежать негативных последствий.

Почему важно соблюдать правила безопасности

Известны случаи, когда даже опытные водители, работая под автомобилем, установленным на домкрате, погибали, потому что домкрат по различным причинам опрокидывался и, машина падала на лежащего под ней человека.

Также известны случаи, когда ошибки во время работы с топливной системой приводили к пожару и ожогам третьей степени. Много случаев неправильной работы с системой охлаждения, в результате которой человек получал ожоги рук и лица второй степени. Такие ошибки допускают как неопытные автовладельцы, так и водители с 20 – 30 летним стажем. Причины ошибок у них различны – неопытные автовладельцы и водители, пройдя краткий курс обучения в автошколе, не знакомы с правилами безопасности. А опытные водители уверены: соблюдать эти правила не обязательно, потому что раз с ними за столько лет ничего не случилось, то и бояться нечего. Некоторым везет и, несмотря на все пренебрежение правилами, беды обходят их стороной. Но большинство платит за ошибки очень тяжелую цену.

Правила безопасности при работе с топливной системой

Несмотря на то, что на сегодняшний день существуют три основных типа топливной системы –карбюраторная, инжекторная, дизельная, есть правила, которые применимы к любой из них

Общие правила безопасности

  • Разгерметизацию (вскрытие) любого элемента топливной системы проводите только при отключенном аккумуляторе.
  • Работая с топливной системой, держите под рукой огнетушитель и аптечку.
  • Работая с топливной системой, убедитесь, что в радиусе 30 – 40 метров есть люди, которые смогут вам помочь в случае возникновения нештатной ситуации.
  • Не курите и не употребляйте алкоголь во время любых работ с топливной системой автомобиля.
  • Прежде, чем вмешиваться в работу топливной системы, внимательно изучите принцип ее работы. Не пытайтесь вмешиваться в работу топливной системы, если не знаете, что делать и к чему это приведет.
  • Не допускайте разлива топлива. Если разлив топлива неизбежен, подставляйте емкость, чтобы собрать его. Даже если пролилось всего несколько капель горючего, сразу же уберите его чистой тряпкой.
  • Любые работы связанные с разгерметизацией инжекторной топливной системы (замена топливного фильтра, чистка инжектора и т.д.) проводите лишь после того, как давление в топливной рампе упадет до безопасных значений. Чтобы сбросить давление, заведите двигатель и отключите питание топливного насоса. После того как заглохнет мотор, отсоедините аккумулятор и приступайте к работе.
  • Перед началом разгерметизации любой дизельной топливной системы после ТНВД, сбросьте давление в топливной рампе. Если на вашем автомобиле установлен клапан сброса давления, воспользуйтесь им. Если же нет, выждите 3 часа после остановки двигателя. За это время давление топлива снизится до безопасного значения.

Техника безопасности при работе под автомобилем

Большое количество операций ремонта и обслуживания связано с работами под автомобилем. Работники автосервисов в этом случае пользуются электрическими подъемниками, а обычным водителям и автолюбителям приходится довольствоваться ямой в гараже или 1 – 2 домкратами. Такие работы, как смазывание или замена карданного вала, замена топливной или тормозной магистрали, нередко приходится выполнять не только на яме, и используя домкраты. Статья (как самостоятельно построить и оборудовать смотровую яму в гараже) поможет вам оборудовать безопасное место для работ под автомобилем.

Правила безопасности при работе на яме

  • Перед заездом на смотровую яму убедитесь, что ее ширина соответствует вашему автомобилю. Ширина ямы не должна превышать минимальное расстояние между внутренней стороной колес. Желательно, чтобы яма была на 5 – 10 см уже.
  • Во время заезда на яму пользуйтесь услугами помощника, который скорректирует направление колес. Если помощника нет, установите за смотровой ямой два зеркала таким образом, чтобы могли видеть расположение задних колес относительно ямы.
  • Если заезжаете на закрытую щитом или досками яму, то сначала установите автомобиль на место проведения ремонта или обслуживания и только после этого снимите щит или доски.
  • Закатив автомобиль на яму, заглушите двигатель, включите нейтральную передачу и подложите под колеса противооткатные упоры.
  • Прежде чем спускаться в яму, убедитесь, что неподалеку есть люди, которые смогут помочь вам при возникновении чрезвычайной ситуации.
  • Рядом с ямой всегда должны быть наготове укомплектованная аптечка и огнетушитель.
  • На полу ямы должна быть деревянная решетка. Она не позволит поскользнуться на разлитом масле.
  • Для поддержки и снятия агрегатов используйте различные технические приспособления, не надейтесь на силу и крепость своих рук.
  • При работе в яме не употребляйте спиртное.
  • Будьте внимательны.

Видео — Правила техники безопасности и эксплуатации автомобилей с ГБО

Как безопасно поднимать автомобиль домкратами

Вес даже небольших современных автомобилей превышает 1000 килограмм, поэтому падение такой массы на любую часть тела человека приведет к тяжелым травмам. Чтобы этого не произошло, необходимо четко понимать, почему автомобиль падает с домкрата и как этого избежать. Ведь домкрат, в отличие от смотровой ямы или подъемника используют в различных условиях, поэтому невозможно составить четкий список универсальных правил.

  • На домкрат одновременно воздействует несколько разнонаправленных факторов. Наиболее влиятельный фактор – сила тяжести. Если домкрат установлен на мягком грунте, то вес автомобиля будет вдавливать его в землю. Поэтому расстояние от поверхности земли до днища автомобиля будет сокращаться. Чтобы предотвратить это, необходимо подложить под домкрат кусок доски или фанеры толщиной не меньше 40 мм. Это позволит распределить вес по большей площади и снизить удельное давление.
  • Когда одна из сторон приподнимается выше остальных, появляется боковое усилие, которое воздействует на домкрат. А учитывая небольшую ширину основания домкрата, это усилие может привести к его опрокидыванию. Поэтому необходимо располагать домкрат таким образом, чтобы это усилие шло вдоль основания, а не поперек.
  • Еще один фактор, нередко приводящий к опрокидыванию домкрата – наклон земли, на которой стоит автомобиль. На наклоненный автомобиль под действием силы тяжести воздействуют два и более вектора: вертикальный (прижимающий автомобиль к земле), горизонтальный поперечный (стремящийся сдвинуть автомобиль вбок) и горизонтальный продольный (двигающий автомобиль вперед или назад). Использование домкрата ослабит вертикальный вектор воздействия, но может усилить горизонтальные. Поэтому не пользуйтесь домкратом, если угол наклона земли под автомобилем превышает 15 градусов.
  • Чтобы безопасно поднять одну или две стороны автомобиля, необходимы один или два домкрата и регулируемые подставки. Ширина основания подставки заметно больше чем у домкрата, поэтому и опрокинуть ее гораздо сложней. Используйте подставки для любых работ, при которых необходимо поднимать одну или несколько сторон автомобиля, это позволит избежать опрокидывания домкрата, повреждения машины и сохранит вас от травмирования.

Регулируемая подставка под автомобиль

  • Чтобы поднять автомобиль, подложите под колеса противоположной оси противооткатные башмаки. Желательно подкладывать их с двух сторон каждого колеса, поэтому потребуется 4 штуки. Если вы поднимаете переднюю часть автомобиля, установите домкрат под нижний рычаг передней подвески, в месте крепления амортизатора и шаровой опоры. Поднимите автомобиль на 2 – 5 см больше, чем необходимо. Найдите на днище автомобиля, под передней дверью, усилитель кузова (место для установки домкрата) и подставьте туда заранее отрегулированную подставку. Опустите машину на подставку. Сильно покачайте ее (усилие 20 – 30 килограмм) во все стороны. Если удалось сдвинуть хотя бы на 2 см, переставьте подставку или подложите под нее доску или фанеру толщиной не менее 40 мм, после чего повторите проверку. Если необходимо поднять заднюю часть автомобиля, домкрат подставляйте под место крепления пружины, рессор и амортизатора. Подставку устанавливайте под усилитель кузова, расположенный на днище автомобиля в районе задней двери.
  • Не употребляйте спиртное во время любых работ, связанных с подъемом автомобиля с помощью домкрата.
  • Убедитесь, что неподалеку есть люди, которые смогу вам помочь, если что-то во время ремонта пойдет не так. Большинство случаев гибели в таких ситуациях связано с тем, что некому было поднять упавший с домкрата автомобиль и вовремя вызывать скорую помощь. Если вокруг нет людей, которые смогу вам помочь, не рискуйте здоровьем и жизнью, вызывайте эвакуатор и транспортируйте машину к нормально оборудованному месту ремонта.
  • Источник http://allgosts.ru/03/080/gost_21624-81
    Источник Источник http://starimpex.ru/raznoe/tehnika-bezopasnosti-pri-to-avtomobilya.html

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожее

    Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

    Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

    Помощь системы ABS в управлении автомобилем

    Помощь системы ABS в управлении автомобилем

    Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]

    Яндекс.Метрика