Как купить машину с рук и не пожалеть: 10 лайфхаков от опытных автолюбителей — Лайфхакер
Как купить машину с рук и не пожалеть: 10 лайфхаков от опытных автолюбителей
Перепроверяйте информацию и не бойтесь показаться занудой. Лайфхакер и Авито Авто — о том, как правильно разговаривать с владельцем вашей будущей машины.
1. Оцените пространство для торга
Выезжая из автосалона, машина теряет до 20% стоимости. А после 100 тысяч километров пробега дешевеет быстрее. Это просто объяснить: производители часто предлагают гарантию либо на 3–5 лет эксплуатации, либо на этот пробег — в зависимости от того, что наступит раньше.
Если машина не на гарантии, то все поломки, вызванные износом, придётся чинить за свой счёт. Торговаться по этому поводу стоит обязательно.
Царапины, сколы и другие дефекты также приводят к снижению цены. Любой ремонт, пусть даже косметический, — повод для торга. К слову, если вы решите в будущем продать автомобиль, с вами тоже будут торговаться за каждую царапину.
2. Расспросите владельца о состоянии машины
Перед покупкой уточните у владельца, где хранилась машина. Согласитесь, если автомобиль ночью стоял в гараже, а днём — на открытой парковке или у бордюра, то это не совсем «гаражное хранение».
Посмотрите в сервисную книжку и узнайте, где машина проходила техобслуживание. Для относительно свежих моделей (до 5–7 лет выпуска) информацию о заездах в авторизованные сервисы обычно можно проверить по номерам наряд-заказов.
И не стесняйтесь всматриваться в печати и подписи в сервисной книге. Этот документ подделывают всё чаще, и одинаковые отметки и почерк вызывают подозрения.
Попросите прокатить вас: если владелец водит не слишком аккуратно, перегазовывает, резко тормозит в последний момент, нарушает правила, это не могло не отразиться на состоянии машины.
Уточните, где покупались запчасти. Бюджетные аналоги вместо оригинальных деталей часто приводят к внезапным поломкам.
Самое главное: не стесняйтесь задавать якобы глупые вопросы и переспрашивать. Если владелец «путается в показаниях», от покупки лучше отказаться.
3. Посмотрите несколько машин этой модели
Разные представители одного и того же модельного ряда могут иметь различную управляемость, отзывчивость, разгон. Причины разные: например, пора заменить расходники или отдельные узлы.
Поэтому стоит смотреть как можно больше машин. Это поможет понять, подходит ли вам модель в целом или нужно попробовать что-то другое.
Кроме того, на восприятие машины влияет комплектация. Поймите, какие опции для вас важны прямо сейчас, а за что вы пока не готовы переплачивать.
4. Посмотрите на состояние под капотом машины
Мойка двигателя и очистка подкапотного пространства перед продажей могут говорить о недавнем серьёзном ремонте. Или о необходимости полноценного ТО — если под капотом всё вымыли, чтобы скрыть следы подтекающих жидкостей.
У машины, на которой ездят регулярно, стерильности под капотом не будет. Конечно, есть автовладельцы, которые выступают за регулярную мойку двигателя. Но так как этот процесс сопряжён с рисками — от замкнувшей проводки или залитых свечей до гидроудара, то лишний раз мыть под капотом никто не будет.
Полезно поговорить с владельцем, а затем попросить его переставить авто. Если технологические жидкости подтекают, по пятнам вы это сразу заметите.
Посмотрите и на лонжероны — это основа конструкции любого автомобиля. Если их варили или выгибали, значит, машина либо побывала в крупном ДТП, либо хранилась в сырости — и металл попросту разрушился из-за коррозии.
Камера-эндоскоп, которая подключается к смартфону, пригодится при осмотре подкапотного пространства. Стоит такой гаджет до тысячи рублей, а сэкономить поможет куда больше. Конечно, по видео с такой камеры неспециалист вряд ли поймёт, есть ли задиры на цилиндрах двигателя, но потёки жидкости или следы сварки увидеть сможет.
5. Проверьте состояние кузова
Начните с зазоров: они должны быть симметричны. Часто проблемы можно увидеть уже на фото: если капот перекошен, крылья рихтовали, а стойки вытягивали, зазоры будут неровными. Полный отчёт по геометрии может дать специализированная СТО.
Толщиномер — устройство, которое поможет вам найти следы подкрасов и шпаклёвки. Его можно купить за 2–3 тысячи рублей или взять напрокат. В норме толщина заводского слоя краски над металлом составляет 75–160 мкм. От модели к модели этот показатель может отличаться. Но если толщиномер показывает больше 500–600 мкм, значит, деталь красили и шпаклевали.
Царапины или небольшие вмятины на бамперах и крыльях не проблема, а повод для торга. Но если окрашено сразу несколько деталей рядом, это потенциальный признак большой аварии.
Проверьте и наклейки или метки на стёклах. Номера на них должны быть одинаковыми (по крайней мере, на боковых — на заднем и лобовом буквы и цифры могут отличаться). Год выпуска стекла должен совпадать с годом производства авто.
6. Осмотрите салон
Перед продажей пробег часто скручивают. Но по косвенным признакам можно понять, что машина проехала не одну сотню тысяч километров.
В первую очередь обращайте внимание на потёртости на руле, рычаге переключения передач, водительском сиденье, накладках на педали.
Если автомобиль использовали в такси, то переднее пассажирское сиденье окажется сильно затёртым. Также дверь с правой стороны будет открываться даже легче, чем водительская.
Конечно, на сравнительно дорогих автомобилях салон перед продажей нередко перешивают, обновляют руль, полируют пластик. Так что если вы садитесь в новенькую машину без единой царапины, а на одометре значится хотя бы 10–20 тысяч километров пробега, насторожитесь.
Обратите внимание и на зазоры пластика на приборной панели и на руле. Если кажется, что некоторые детали заменяли, есть риск, что стреляли подушки безопасности — а значит, машина была в серьёзном лобовом столкновении.
Наконец, отогните уплотнители вокруг дверей и в багажнике. Там легко заметить другой тон краски (если автомобиль перекрашивали) или царапины на болтах (если его разбирали). Резинки отгибаются быстро, без специальных инструментов и без следов. Если владелец запретит это сделать, он может что-то скрывать.
7. Узнайте историю автомобиля
Нельзя переоформить автомобиль, который числится в угоне, является вещественным доказательством, в том числе по делу о ДТП, находится под арестом или запретом на регистрационные действия. Перед сделкой стоит обязательно всё это проверить.
Хорошо бы также узнать, сколько у автомобиля было владельцев, попадал ли он в аварии, проходил ли регламентные ТО, не признавался ли «тотальным», а также какие ремонты на нём проводились и как менялся пробег. Чем больше вы узнаете о машине, тем увереннее будете себя чувствовать — и тем больше у вас будет поводов снизить цену.
8. Сверьте идентификационные номера
Сверьте номер двигателя и кузова с данными, указанными в ПТС. Это исключит возможность покупки «двойника»: когда по документам одной машины продают другую, но той же модели и цвета. Бывает, что ПТС воруют, а затем угоняют или же незаконно ввозят под него машину. У покупателя такого авто, понятное дело, будут проблемы.
Конечно, чаще всего номер кузова и VIN в этом случае перебивают. Это можно заметить по заусенцам на металле, неровным цифрам или следам сварки вокруг.
Хорошо, если у собственника на руках оригинал ПТС. Когда же авто продаётся по дубликату, есть несколько вариантов. Если дубликат выдали взамен утилизированного, то оригинал либо нечаянно испортили, либо там закончилось место для указания собственников: машина часто переходила из рук в руки или же сменила несколько салонов.
Если же дубликат выдали из-за утери оригинала и дата на документе свежая, будьте осторожны. Нередки ситуации, когда автомобиль находится в кредите или залоге, а оригинал ПТС хранится в банке. Заёмщик получает в ГИБДД дубликат и перепродаёт машину по нему — вместе с обязательствами по кредиту или залогу. При оформлении это не проверяют, и банк в любой момент может забрать авто, потому что вы, не зная о долге, не погашаете его.
Наконец, посредники часто не переоформляют машину на себя, чтобы не платить штрафы с камер автоматической фиксации. Когда владелец получит «письмо счастья» на большую сумму, он может написать заявление на прекращение регистрации в связи с утилизацией автомобиля. И вы не сможете поставить машину на учёт.
9. Отвезите машину на диагностику
Даже если всё кажется идеальным, не экономьте на полноценной проверке автомобиля в сервисе — лучше в официальном или в авторизованном. Здесь специалисты смогут снять данные о пробеге во всех блоках и сравнить их с теми, что указаны в документах. А также проверить наиболее проблемные узлы, рассказать, какое обслуживание требуется машине и сколько это будет стоить.
Адекватный владелец не будет возражать против диагностики — тем более за неё традиционно платит будущий покупатель. А человек, которому есть что скрывать, либо предложит поехать исключительно на свой сервис, либо наотрез откажется от проверки.
Напоследок ещё один совет: сфотографируйте ПТС, VIN и номер кузова во время диагностики. Так вы будете уверены, что купите именно то авто, которое проверяли.
10. Будьте внимательны во время сделки
Бывает, что машину вам показывал один человек (якобы родственник, а скорее всего — посредник), а на сделке присутствует другой. Могут подменить и документы — и вы отдадите деньги совсем не за тот автомобиль, который смотрели.
Именно поэтому перед сделкой стоит ещё раз всё проверить. Человек, который не пытается вас обмануть, отнесётся к этому с пониманием.
Наконец, обязательно указывайте в договоре купли-продажи полную сумму сделки. Если снизите её, чтобы заплатить меньшую сумму сборов, то в случае проблем с автомобилем вам будет крайне сложно вернуть все деньги. Мошенники, конечно же, о таких схемах осведомлены и нередко их используют.
Как купить автомобиль с пробегом и не быть обманутым
Восемь подводных камней покупки подержанного автомобиля и как их избежать
Покупка машины — второе по стоимости мероприятие в жизни человека после приобретения недвижимости. Поэтому важно знать обо всех финансовых рисках, которые при этом возникают. Свободный рынок несет множество опасностей, большинство из которых невозможно отследить невооруженным глазом и без подготовки.
1. Неправильная оценка стоимости
Часто человек покупает автомобиль под действием эмоций и отдает за него больше, чем он реально стоит.
У машины может быть ряд недостатков, снижающих ее рыночную стоимость, и не каждый из них можно заметить сразу: с виду она идеальна, сияет, как новенькая, и у нее нет видимых дефектов. Но через некоторое время после начала эксплуатации начинаются проблемы. Вы понимаете, что продавец был не совсем честен с вами, и реальная цена вашей машины гораздо ниже.
Если вы решили купить машину с пробегом, то для начала нужно четко определить, какие параметры вам важны, и сумму, которую вы готовы заплатить. Изучите сайты по продаже автомобилей (Avito, Avto.ru и подобные), обязательно ознакомьтесь с предложениями дилерских центров. Крупные продавцы, которые десятилетиями работают на рынке и наработали огромную статистику, оценивают автомобили максимально адекватно их состоянию. На этот диапазон стоимости и нужно ориентироваться.
2. Отсутствие оригинала ПТС
Если вы покупаете автомобиль за наличные, то это не станет большой проблемой. Вопросы могут возникнуть, когда вы решите его продать. По статистике, 59% машин, купленных в России в I квартале 2019 года, приобретены в кредит. Но большинство банков не выдают кредиты под дубликат ПТС из-за повышенных рисков: автомобиль может быть в залоге или обременении.
Поэтому впоследствии вам, скорее всего, придется сделать дополнительную скидку тому, кто согласится купить автомобиль за наличные.
3. Техническое состояние автомобиля
Среднестатистический покупатель не может досконально проверить машину. Этим пользуются все недобросовестные продавцы. Как правило, автомобиль с крупными техническими проблемами отправляется на открытый рынок: продавец прекрасно знает, что везти авто к официальному дилеру чревато потерями в стоимости. В дилерском центре автомобиль проходит полную диагностику, и все недостатки будут учтены в цене.
В дилерском центре автомобиль проходит полную диагностику
На открытом рынке можно заретушировать большинство неисправностей, будь то поломка двигателя или коробки переключения передач. Они не всплывут при пробной поездке: гении технической маскировки, используя новое масло с разнообразными присадками, способны скрыть даже очень серьезные проблемы. По статистике, обман начинает всплывать примерно через месяц после начала эксплуатации: как только падает уровень масла, двигатель начинает нагреваться, начинаются посторонние шумы, падает мощность.
Итог — ремонт, вплоть до полной замены двигателя. В случае современных иномарок это выливается в сумму от 150 тысяч рублей. Аналогичные потери можно понести на капитальном ремонте коробки передач («автомат» — чуть дороже, «механика» — чуть дешевле).
Есть два способа обезопасить себя на этот счет. Первый — каждую систему автомобиля проверять у узкоспециализированного специалиста. Нет ни одного волшебного диагноста, который найдет любую, даже очень хорошо замаскированную поломку. Второй — обращаться в дилерские центры: машины, которые там продаются, проверяют едва ли не под микроскопом. Например, в «Мегамолле подержанных автомобилей», который скоро откроется в Казани, будут работать 30 постов технической диагностики.
4. Скрученный пробег
Для российского авторынка это самый жестокий бич, поскольку в нашей стране за скрутку пробега нет ни уголовного, ни административного преследования. Доказать, что пробег занизил конкретный человек, практически невозможно, поэтому привлечь недобросовестного продавца-физлицо к ответственности невозможно. Даже по формулировке «искусственное улучшение потребительских свойств товара». В результате на российском рынке подержанных автомобилей 40% — это машины со скрученным пробегом. На свободном рынке этот показатель достигает 80%.
Чаще всего пробег скручивают у автомобилей, работавших в такси (по статистике, 50% таких машин попадают на открытый рынок с искусственно заниженным «стажем»). За год они проезжают в среднем по 150 тысяч километров. Чтобы покупатель не заподозрил «таксистское» прошлое, автомобили искусно маскируют: например, для работы в такси на них «надевают» белую или желтую пленку, а перед продажей снимают — и вот перед нами условно добропорядочная красная или серебристая машина, на которой «жена ездила ребенка из садика забирать, да по магазинам». О реальном пробеге можно только догадываться.
Основная проблема таких манипуляций — усталость материалов. Для современной иномарки беспроблемная эксплуатация идет до 250 тысяч километров. Дальше понемногу начинаются проблемы, детали выходят из строя одна за другой. В регламенте на ТО производитель четко прописывает, что надо делать по достижении определенного пробега. Но если он занижен — никто не состоянии определить, каким он был в действительности (а значит, и что нужно делать на ТО).
Техническая диагностика позволяет установить факт скрутки пробега
В автосалонах факт скрутки фиксируется во время технической диагностики, покупателя предупреждают, что пробег «не оригинальный». Такие автомобили продаются с большим дисконтом, поэтому недобросовестному продавцу выгоднее выставить их на открытом рынке.
5. Кузовной ремонт и аварийность
Если автомобиль побывал в крупной аварии, то он стоит очень дешево, а если геометрия кузова была повреждена критически, то эксплуатировать машину нельзя. Официальные дилеры с такими автомобилями не работают, и они попадают на открытый рынок. Мастера-жестянщики умеют восстанавливать видимые параметры кузова, и неопытный покупатель может попасться на эту удочку.
Главная опасность такой покупки — даже не потеря денег (хотя она может быть болезненной для семьи), а полное отсутствие безопасности. При столкновении никакой защиты у тех, кто находится в салоне, уже не будет: на автомобиле, пережившем сильную аварию, несущие элементы кузова потеряли свою прочность, энергопоглощающие зоны нарушены, так что при повторном попадании в аварийную ситуацию автомобиль будет представлять серьезную угрозу находящимся в нем людям.
Восстановить такую машину нельзя, и продать, соответственно, тоже. Единственный вариант страховки на случай такого обмана — покупка у крупного юридического лица, обладающего лицензией на продажу автомобилей. В этом случае вам вернут ваши деньги, если у машины обнаружится аварийное прошлое, не позволяющее ее эксплуатировать. С частником же можно судиться годами, и никаких гарантий возвращения средств у вас нет: законодательство в этой области не такое строгое, как в случае сделки между физическим и юридическим лицом.
6. Система безопасности
Этот подводный камень — прямое следствие предыдущего. Даже в несильной аварии подушки безопасности могут «выстрелить». Недобросовестный продавец может прекрасно замаскировать соответствующие места в салоне и не сообщить покупателю об отсутствии системы безопасности. Иногда маскировка настолько талантлива, что обнаружить обман не может даже компьютерная проверка.
Всплыть это может не только при следующей аварии, но и на сервисе. Стоимость восстановления системы безопасности среднестатистической иномарки — 150—200 тысяч рублей (сюда входит комплект пиропатронов, преднатяжители, сами подушки и приборная панель).
В автосалоне можно досконально осмотреть автомобиль, чего не сделаешь в гараже или на улице
7. Юридическая чистота
Даже если перед покупкой вы удостоверились, что на машину не наложено никаких арестов и она чиста в юридическом смысле, обременение может возникнуть и после покупки. Дело в том, что бюрократическая машина работает не очень стремительно: полная процедура наложения ареста на конкретный автомобиль длится несколько дней.
Итог печален: покупатель остается без денег и без машины. Суды по таким делам — мероприятие сложное, долгое и тоже не гарантирующее конечный успех.
Страховка на этот случай тоже только одна: если вы покупали машину у юридического лица, оно всегда примет у вас проблемный автомобиль обратно и вернет деньги.
8. Прямое мошенничество
Вспомните, сколько кругов ада вы прошли, когда покупали или продавали недвижимость. Количество документов, регистраций, проверок, которое проходит квартира, огромно. Покупатель защищен законом по максимуму — и даже при этом кого-то умудряются обмануть.
А теперь представьте, какое широчайшее поле для мошенников предоставляет открытый рынок продажи автомобиля. Ведь здесь достаточно договора между физлицами, написанного от руки, а деньги в каждом втором случае передаются наличными.
Нечистый на руку продавец может взять оплату, а машину передать только через две-три недели или не передать вовсе: «Передумал, а деньги обязательно отдам, но попозже» (и в течение этого «попозже» прокрутить ваши деньги в какой-либо серой схеме). Нередки и случаи прямого мошенничества, когда доверчивый покупатель отдает деньги и после этого больше никогда не видит «продавца».
Суд факта оплаты физлицу от физлица может и не признать: все зависит от того, насколько сильно вы себя обезопасили с юридической точки зрения. Если же вы совершили оплату юридическому лицу, любой государственный орган признает этот факт.
Как обезопасить себя от проблем при покупке автомобиля с пробегом
Здесь может быть три пути.
Первый — провести машину по цепочке специалистов, которые проверят каждую ее деталь, каждый технический и юридический аспект. Как уже говорилось выше, обойтись одним универсальным мастером не получится: например, специалист по двигателю никогда не найдет следы снятия цветной пленки с бывшего такси. И никакой мастер по коробкам передач не сможет определить юридическую чистоту автомобиля (здесь, как мы уже писали, проблема может возникнуть и постфактум, через некоторое время после покупки).
Второй — не играть в лотерею с покупкой у частника и купить автомобиль у юридического лица. Благодаря жесткому законодательству в области защиты прав потребителя таким образом вы переложите риски на продавца. В современных дилерских центрах, как правило, представлен неплохой выбор подержанных машин. Периодически открываются и специализированные торговые центры, в ассортименте которых вообще нет новых автомобилей. Ближайшее такое событие недавно анонсировала сеть дилерских центров «ТрансТехСервис»: в сентябре в Казани начнет работать «Мегамолл автомобилей с пробегом». Он будет располагаться на трассе М-7, и здесь на выбор покупателей будет представлено более 2 000 автомобилей.
Третий — купить машину у того, кому вы доверяете. В этом случае вы будете точно знать историю автомобиля, его примерный пробег, не будете сомневаться в юридической чистоте (особенно если это только вторая смена владельца). Проблема одна: очень сложно найти друга или родственника, который совершенно случайно продает автомобиль вашей мечты в идеальном состоянии. Тут работает фактор везения.
Что бы вы ни выбрали, покупка автомобиля — очень серьезное мероприятие, которое требует пристального внимания. В этом деле мелочей не бывает, и об этом всегда нужно помнить.
Источник Источник Источник Источник http://lifehacker.ru/pokupka-mashiny-s-ruk/
Источник http://realnoevremya.ru/articles/148488-kak-kupit-avtomobil-s-probegom-i-ne-byt-obmanutym