Правила езды по горным дорогам на автомобиле
Правила езды по горным дорогам на автомобиле
Правила езды по горной дороге вверх
Правила езды по горным дорогам вниз.
Если отказали тормоза
Прохождение поворотов
Правила обгона на горных дорогах.
Окружающие достопримечательности
Правила езды по горным дорогам ночью
Тошнота
Если вы отправляетесь в путешествие к морю на собственном автомобиле, то само собой разумеется, что вам предстоит движение по живописным горным дорогам.
Для того чтобы путешествие оказалось приятным и безопасным следует знать некоторые особенности вождения автомобиля на горных дорогах и серпантинах. Советы, которые в большинстве случаев встречаются в интернете начинаются со страшилок. Это не удивительно, т.к. горные дороги более опасны, чем те, к которым мы привыкли, а усвоенные навыки вождения, на горных дорогах могут быть непригодны.
Но зная некоторые особенности и правила, а также заручившись полезными советами, ваше путешествие по горным дорогам доставит вам исключительное удовольствие.
В этой статье мы расскажем вам основные правила и откроем маленькие секреты вождения по горным дорогам.
СОВЕТ
- Перед поездкой обязательно пройдите техосмотр, т.к. в горах нагрузки на все системы и агрегаты автомобиля возрастают.
- Перед тем как совершить поездку в горных условиях, надо тщательно проверить техническое состояние автомобиля, наличие дополнительного имущества (солнцезащитных щитков, темных очков, буксирного троса).
- При проверке технического состояния автомобиля, направляющегося в горы, особое внимание обращается на исправность тормозов, рулевого управления, контролируются давление воздуха в шинах, а также укладка и крепление груза на крыше автомобиля. Осматривая автомобиль, надо выявить, нет ли подтекания бензина, охлаждающей жидкости и при необходимости довести их до нормы. Только при полной исправности всех механизмов можно совершать поездку.
Управляя автомобилем в горных условиях, водитель должен всегда помнить о большой сложности движения и тяжелых последствиях, к которым может привести малейшее нарушение правил дорожного движения.
Дороги в горной местности характеризуются большим количеством затяжных подъёмов и спусков, крутыми поворотами малого радиуса при переменных направлениях с крайне ограниченной видимостью, а также узкой проезжей частью с каменистой или покрытой глинистыми наносами дорожной одеждой. Как правило, с одной стороны горных дорог находятся отвесные скалы, а с другой — обрывы.
Горная местность характеризуется также резким изменением температуры и атмосферных явлений, следствием чего нередко являются продолжительные густые туманы и обледенелые дороги.
Надо иметь в виду и такие обстоятельства: на больших высотах снижается атмосферное давление, что приводит к уменьшению мощности двигателя на 20—25% против обычных условий. Это надо учитывать при обгоне.
СОВЕТ
- Направляясь на высокогорье, даже летом, берите с собой теплые вещи. Вас может ждать холод, сильный ветер и даже снег.
Двигаясь по горной дороге, старайтесь придерживаться правой границы собственной полосы. При разъезде в узком месте преимущество отдается автомобилю, совершающему подъем либо находящемуся около обрыва.
Запрещается срезать углы на поворотах и пересекать сплошную линию дорожной разметки, особенно в зонах ограниченной видимости.
Особую опасность представляют закрытые повороты и участки дороги в верхних точках подъема перед переломами профиля, откуда неожиданно может появиться автомобиль.
Даже если вы не в первый раз едете по этой горной дороге и исследовали все ее особенности, никогда не ослабляйте контроль над ситуацией на дороге и следите за показаниями приборов.
Правила езды по горной дороге вверх
Для того чтоб двигаясь вверх всегда иметь запас тяги, поддерживайте обороты двигателя на максимуме вращающего момента. Перед подъемом заранее включайте передачу, позволяющую пройти его без остановок (обычно, вторую либо третью). Перед серпантином, где подъем сопряжен с крутыми поворотами, в целях безопасности лучше использовать первую передачу. Благодаря выше перечисленному, вы избежите необходимости переключения передач при подъеме.
Если вы едете по горной дороге за другим автомобилем, то поднимаясь вверх сохраняйте увеличенную дистанцию до передвигающегося впереди автомобиля. Разгоняться можно только после преодоления им небезопасного участка подъема.
Определенную опасность для идущего сзади автомобиля представляет гравий на дороге. При несоблюдении достаточной дистанции, вылетающие из-под колес впередиидущего автомобиля камешки могут повредить автомобиль и лобовое стекло.
Длинные и крутые подъемы следует преодолевать на пониженных передачах. Переключать передачи и останавливаться на подъеме не рекомендуется.
Не разрешается совершать обгон перед вершиной подъема, если дорога закрыта перевалом.
СОВЕТ
- При перегреве двигателя, включайте печку на обогрев, чтобы отвести тепло от двигателя, открывай окна, а лучше останавливайтесь в зоне ОТКРЫТОЙ ВИДИМОСТИ.
Правила езды по горным дорогам вниз
Движение по крутому спуску горной дороги вниз более опасно, чем вверх. Ни в коем случае нельзя использовать движение накатом с выключенной передачей (на «нейтралке»). Лучше заранее включить такую передачу, которая бы использовалась при движении вверх на этом участке. Чем круче спуск, тем ниже должна быть передача.
Включив необходимую передачу, используйте для торможения двигатель. Притормаживайте по мере необходимости рабочим тормозом.
На уклонах с поворотами нельзя допускать резкого торможения. Это может вызвать боковой занос или опрокидывание автомобиля.
Обычно, на затяжных спусках устраивают улавливатели – особые отрезки дороги, расположенные обычно перед поворотами, переходящие в подъем и заканчивающиеся песочным либо гравийным участком. При выходе из строя тормозов, направив автомобиль в таковой улавливатель, у вас будет возможность выполнить аварийную остановку.
Использование на спуске только рабочего тормоза приводит к его перегреву, что влечет за собой ненадежную работу тормозной системы и даже ее отказ.
СОВЕТ
- Всегда будьте готовы, что из-за поворота вылетит отморозок, обгоняющий по встречке. Держите дистанцию больше чем обычно.
Если отказали тормоза
Даже если ваш автомобиль исправен, тормоза могут отказать из-за перегрева. Поначалу разогреваются тормозные колодки, потом рабочие цилиндры. В конечном итоге, закипает тормозная жидкость и педаль тормоза просто «проваливается». В этом случае тормоза полностью пропадают.
Если это произошло, не паникуйте, включите аварийные огни и используйте звуковой сигнал для привлечения внимания. Производите торможение двигателем с использованием ручного тормоза.
При первой возможности направьте автомобиль в аварийный улавливатель или же постарайтесь остановиться, притираясь боком вашей машины к отбойнику или вертикальному склону. Жалеть автомобиль не стоит. Жизнь и здоровье дороже.
Для предотвращения такой ситуации, при частом торможении, особенно если вы почувствовали, что педаль тормоза стала «мягкой», следует остановиться на обочине в зоне ОТКРЫТОЙ ВИДИМОСТИ и дай тормозам остыть.
СОВЕТ
- Перед затяжным спуском проверьте тормоза. Слегка нажимая педаль, убедитесь, что она не стала «мягкой».
Прохождение поворотов
При движении по горной дороге, автомобиль часто двигается по серпантину, повороты которого могут быть достаточно крутыми. Поэтому не стоит развивать большую скорость. Более того, уже при скорости в 60 км/час возможны заносы, а на мокром асфальте такое может произойти уже при 40 км/час.
Перед вхождением в поворот следует заблаговременно снизить скорость автомобиля. Кроме того, двигаясь по внутреннему радиусу поворота, следует держаться как можно ближе к правой обочине. Таким образом, повышается безопасность встречного транспорта следующего вдоль обрыва.
При подъеме к перелому дороги на вершине, для предупреждения встречного транспортного средства о своем приближении, в дневное время целесообразно подавать звуковые, а в ночное время световые сигналы. То же самое рекомендуется делать в густой туман.
Особую осторожность надо соблюдать при движении на закрытых поворотах, и подавать предупредительные сигналы (днем звуковые, а ночью и в туман световые и звуковые).
СОВЕТ
- Движение по серпантину горных дорог требует внимания и сосредоточенности даже в дневное время. Ночью же приближение к повороту на 180 градусов становится просто опасным. Проблему можно решить очень легко. Используя навигатор, вы заранее будете знать о приближении к сложному повороту.
- Проезжая закрытый поворот, никогда не выезжайте на встречную полосу. Перейдя заранее на пониженную передачу, будьте всегда готовы к появлению встречного транспорта.
Правила обгона на горных дорогах
Следует воздерживаться от обгона, особенно если дорога со сплошной линией разметки и по одной полосе в каждую сторону.
Не стоит совершать обгон на коротких прямых участках, т.к. есть опасность не успеть вернуться вовремя в свой ряд.
Никогда не выполняйте этот маневр перед закрытым поворотом.
Будьте осторожны с большегрузными грузовиками и автобусами, в горах они могут оказаться резвее вашего авто, благодаря своим мощным двигателям и многоступенчатым коробкам передач.
Запрещается на спусках обгонять идущие впереди автомобили.
Обгон допустим лишь тогда, когда впереди есть достаточное расстояние для обгона, нет встречных транспортных средств, и обгоняемый автомобиль принял вправо.
СОВЕТ
- Никогда не обгоняйте перед закрытым поворотом! Это очень опасно!
Окружающие достопримечательности
Управляя автомобилем в горах смотреть нужно строго перед собой, следя за дорожной разметкой и знаками. А для осмотра живописных гор, пропастей и долин лучше остановится на специальной площадке, выйти из автомобиля, и заодно размяться.
СОВЕТ
- Из-за отсутствия на горных дорогах обочин, останавливайтесь лишь на специально отведенных для этого площадках.
Правила езды по горным дорогам ночью
По дорогам в горах передвигаются не только автомобили, но и пешеходы. Поэтому нужно быть начеку всегда, особенно в темное время суток. Вечером и ночью следует двигаться как можно медленнее.
СОВЕТ
- Смотрите на знаки. Они там не зря стоят. Особенно ночью.
Тошнота
Все сказанное выше касалось особенностей вождения автомобиля. Но на горных дорогах некоторые люди испытывают неприятные ощущения и тошноту.
Кинетоз или болезнь движения – так называют врачи такое состояние, когда тошнит в дороге. Говоря простым языком, это означает, что ребенка (или взрослого) укачало. Как можно помочь?
Ну, в самом деле, что за напасть – все дети как дети, а собственный ребенок не переносит ни автомобиля, ни самолета, ни автобуса. Что уж говорить о морской прогулке на катере! Тошнота, головокружение, дурнота, нередко рвота… Вот классические симптомы укачивания.
Укачивание, это болезненное состояние, которое возникает у человека во время поездки в транспорте (особенно по извилистой, неровной дороге), качки на море (морская болезнь), при «болтанке» самолёта. Укачивание при движении чаще всего проявляется у маленьких детей. Менее ему подвержены взрослые. Такое состояние обусловлено длительным раздражением вестибулярного аппарата.
Что делать, если ребенок подвержен укачиванию? Самый распространенный способ противостояния, это специальные препараты, которые можно купить в аптеке. Только внимательно читайте инструкцию, особенно по поводу дозы и возрастных ограничений!
Таблетку нужно дать ребенку за час-полчаса до поездки. Однако врачи советуют принимать такие препараты как можно реже, так как у них есть побочные действия, о которых опять-таки можно узнать из инструкции.
Если ребенка укачивает, важно правильно подготовиться к путешествию. Он должен хорошо отдохнуть перед дорогой и обязательно за 2–3 часа поесть. Мнение, что на голодный желудок укачивать будет меньше, ошибочно.
Чем лучше накормить ребенка перед путешествием? Главное правило – еда должна быть достаточно калорийной, но легкой и не иметь сильного запаха. Это, например, омлет, отварное куриное или другое нежирное мясо, морская рыба. Важно, чтобы продукты не содержали консервантов и различных химических добавок.
Уменьшить укачивание, а иногда и вовсе избежать его помогут простые и доступные всем способы.
Устройте ребенка в автомобиле или экскурсионном автобусе удобно в кресле полулежа, лицом вперед по ходу движения.
Объясните, что чувствовать себя он будет гораздо лучше, если закроет глаза или зафиксирует взгляд на одной точке внутри салона. Неплохо от неприятных ощущений отвлекает музыка. Так что запаситесь плеером.
Включите кондиционер в машине. Это особенно важно, если попали в пробку, так как духота, неприятные и вообще сильные запахи усиливают симптомы укачивания.
Захватите в дорогу чай с добавлением мяты или имбиря, воду без газа, добавив в нее сок лимона. Кислое питье освежает и подавляет тошноту.
Утихомирить тошноту помогают мятная жвачка, кусочек лимона или апельсина, соленые орешки.
Сделайте дыхательную гимнастику. Она снимает проявления укачивания. Несколько раз глубоко вдохните и имитируйте зевание.
Используйте приемы точечного массажа. Например, растирайте и надавливайте область ушных раковин, ладоней, подошв.
При появлении первых признаков укачивания (легкого головокружения, тошноты, апатии) приоткройте окно и хорошо подышите. Если есть возможность, остановитесь на некоторое время и погуляйте на воздухе.
В итоге, несколько общих советов для любителей езды на автомобиле по горным дорогам:
- Перед поездкой обязательно пройдите техосмотр, т.к. в горах нагрузки на все системы и агрегаты автомобиля возрастают.
- Перед тем как совершить поездку в горных условиях, надо тщательно проверить техническое состояние автомобиля, наличие дополнительного имущества (солнцезащитных щитков, темных очков, буксирного троса).
- При проверке технического состояния автомобиля, направляющегося в горы, особое внимание обращается на исправность тормозов, рулевого управления, контролируются давление воздуха в шинах, а также укладка и крепление груза на крыше автомобиля. Осматривая автомобиль, надо выявить, нет ли подтекания бензина, охлаждающей жидкости и при необходимости довести их до нормы. Только при полной исправности всех механизмов можно совершать поездку.
- Находясь за рулем, сконцентрируйтесь на дороге, не отвлекайтесь на прекрасные пейзажи! Для любования видами горной дороги лучше остановиться на специальной смотровой площадке.
- Направляясь на высокогорье, даже летом, берите с собой теплые вещи. Вас может ждать холод, сильный ветер и даже снег.
- Движение по серпантину горных дорог требует внимания и сосредоточенности даже в дневное время. Ночью же приближение к повороту на 180 градусов становится просто опасным. Проблему можно решить очень легко. Используя навигатор, вы заранее будете знать о приближении к сложному повороту.
- Проезжая закрытый поворот, никогда не выезжайте на встречную полосу. Перейдя заранее на пониженную передачу, будьте всегда готовы к появлению встречного транспорта.
- Из-за отсутствия на горных дорогах обочин, останавливайтесь лишь на специально отведенных для этого площадках.
- Никогда не обгоняйте перед закрытым поворотом! Это очень опасно!
- Перед затяжным спуском проверьте тормоза. Слегка нажимая педаль, убедитесь, что она не стала «мягкой».
- Смотрите на знаки. Они там не зря стоят. Особенно ночью.
- Летом асфальт плавится, и резина скользит, как по маслу.
- Всегда будьте готовы, что из-за поворота вылетит отморозок, обгоняющий по встречке. Держите дистанцию больше чем обычно.
- При перегреве двигателя, включайте печку на обогрев, чтобы отвести тепло от двигателя, открывай окна, а лучше останавливайтесь в зоне ОТКРЫТОЙ ВИДИМОСТИ.
- Остерегайся обвалов и осыпания породы. На полосе запросто может лежать булыжник размером с футбольный мяч
Обобщим сказанное
Перед дальней поездкой, особенно в горную местность, обязательно тщательно проверьте техническое состояние автомобиля.
На горных дорогах следует отдать предпочтение невысоким скоростям, соблюдая все меры предосторожности.
Нельзя переключать передачи на подъемах и неровных участках дороги.
Торможение производится двигателем.
И всегда будьте начеку – ведь дорожная обстановка может поменяться в любой момент.
РД 03-433-02 Инструкция о порядке организации и ведения контроля за обеспечением безопасных уровней выбросов отработавших газов горных машин с дизельным приводом на открытых горных работах
Федеральный горный и промышленный надзор России
(Госгортехнадзор России)
Нормативные документы межотраслевого
применения по вопросам промышленной
безопасности и охраны недр
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ
ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНЫХ УРОВНЕЙ
ВЫБРОСОВ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ГОРНЫХ МАШИН
С ДИЗЕЛЬНЫМ ПРИВОДОМ НА ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ
РАБОТАХ
Государственное унитарное предприятие
«Научно-технический центр по безопасности в промышленности
Госгортехнадзора России»
Настоящая Инструкция является документом, уточняющим требования Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом (ПБ 05-356-00), и предусматривает создание системы регулярного контроля технического состояния горных машин с дизельным приводом, уровня дымности отработавших газов дизелей и правильности регулировки топливной аппаратуры. Инструкция направлена на то, чтобы дымность дизеля не превышала установленных норм в период всего срока эксплуатации при условии соблюдения правил эксплуатации, указанных в прилагаемых к машине инструкциях (руководствах).
Инструкция предназначена для организаций, эксплуатирующих машины с дизельным приводом, а также для организаций, проектирующих или осуществляющих ремонт и регулировку топливной аппаратуры горных машин с дизельным приводом.
В разработке настоящей Инструкции принимали участие специалисты Госгортехнадзора России (В.В. Билибин), НФ «КУЗБАСС-НИИОГР» (С.И. Протасов), КузГТУ (А.И. Подгорный, А.С. Березин).
России от 26.11.01 № 53
Введена в действие
России от 17.06.02 № 25
ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНЫХ УРОВНЕЙ ВЫБРОСОВ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ГОРНЫХ МАШИН С ДИЗЕЛЬНЫМ ПРИВОДОМ НА ОТКРЫТЫХ ГОРНЫХ РАБОТАХ *
* Документ не подлежит государственной регистрации, поскольку является техническим документом и не содержит правовых норм (Письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 07.02.02 № 07/1112-ЮД).
Настоящая Инструкция о порядке организации и ведения контроля за обеспечением безопасных уровней выбросов отработавших газов горных машин с дизельным приводом на открытых горных работах учитывается при создании и эксплуатации горнотранспортных машин с дизельным приводом на открытых горных работах и предназначена для организаций, эксплуатирующих горные машины с дизельным приводом на открытых горных работах, а также для организаций, проектирующих или осуществляющих ремонт и регулировку топливной аппаратуры дизелей.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая Инструкция о порядке организации и ведения контроля за обеспечением безопасных уровней выбросов отработавших газов горных машин с дизельным приводом на открытых горных работах разработана с учетом требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ, а также требований безопасности, предъявляемых ГОСТами к работе машин с дизельным приводом.
Настоящая Инструкция о порядке организации и ведения контроля за обеспечением безопасных уровней выбросов отработавших газов горных машин с дизельным приводом на открытых горных работах (далее — Инструкция) является документом, уточняющим требования безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом.
Инструкция предусматривает создание системы регулярного контроля технического состояния двигателя, уровня дымности отработавших газов дизелей и правильности регулировки топливной аппаратуры, направленной на то, чтобы выбросы дизеля не превышали установленных норм в период всего срока эксплуатации при условии соблюдения правил эксплуатации, указанных в прилагаемых к машине инструкциях (руководствах).
Инструкция предназначена для организаций, эксплуатирующих горные машины с дизельным приводом, а также для организаций, проектирующих или осуществляющих ремонт и регулировку топливной аппаратуры дизелей.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В Инструкции используются следующие термины и их определения.
Дизель — поршневой двигатель внутреннего сгорания с внутренним смесеобразованием, сжатием воздуха, впрыском топлива и его самовоспламенением. Работает на дизельном топливе. Применяется на грузовых автомобилях, тракторах, экскаваторах, тепловозах, судах и дизельных электростанциях.
Отработавшие газы двигателя — смесь газов с примесью взвешенных частиц, удаляемая из цилиндров или камер сгорания двигателя.
Дымность отработавших газов — показатель, характеризующий степень поглощения светового потока, просвечивающего отработавшие газы дизеля. Дымность является наиболее комплексным показателем, характеризующим токсичность отработавших газов дизеля.
Токсичность выбросов двигателя — способность выбросов двигателя оказывать вредное воздействие на людей и окружающую природную среду.
Горная машина с дизелем — механическое устройство с дизельным приводом для выполнения транспортных, выемочно-погрузочных и других работ в разрезе (карьере).
Свободное ускорение — разгон двигателя от минимальной до максимальной частоты вращения на холостом ходу.
Максимальная частота вращения — частота вращения вала двигателя на холостом ходу при полностью нажатой педали подачи топлива, ограниченная регулятором.
Эффективная база дымомера L , м — толщина оптически однородного слоя отработавших газов, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же отработавших газов, заполняющих рабочую трубу дымомера в условиях измерения.
Натуральный показатель ослабления светового потока К, м -1 — величина, обратная толщине слоя отработавших газов, проходя который поток излучения от источника света дымомера ослабляется в е раз. Отсчитывается по основной шкале индикатора дымомера.
Коэффициент ослабления светового потока N , % — степень ослабления светового потока вследствие поглощения и рассеивания света отработавшими газами при прохождении ими рабочей трубы дымомера. Отсчитывается по вспомогательной шкале дымомера с эффективной базой 0,43 м.
Предельно допустимый натуральный показатель ослабления светового потока Кдоп , м -1 — натуральный показатель ослабления светового потока отработавшими газами, при превышении которого карьерную машину с дизелем считают выдержавшей испытания.
Предельно допустимый коэффициент ослабления светового потока N доп , % — коэффициент ослабления светового потока отработавшими газами, измеренный по вспомогательной шкале дымомера с эффективной базой 0,43 м, при превышении которого горная машина с дизелем считается не выдержавшей испытание.
Система снижения токсичности двигателя горных машин — совокупность средств и устройств, служащих для уменьшения содержания вредных веществ в выбросах двигателя.
ПОРЯДОК И ПЕРИОДИЧНОСТЬ КОНТРОЛЯ ДЫМНОСТИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ГОРНЫХ МАШИН С ДИЗЕЛЬНЫМ ПРИВОДОМ
Требования к техническому состоянию горных машин
Общий порядок и периодичность контроля дымности отработавших газов дизелей регламентируются требованиями, предъявляемыми ГОСТами к работе горных машин с дизельным приводом.
Техническое состояние контролируемой машины (автомобиля, бульдозера, тепловоза) приводится в соответствие следующим требованиям:
выпускная система машины обеспечивает отсутствие подсоса воздуха и утечек отработавших газов;
температура охлаждающей жидкости не может быть ниже минимально допустимой, предусмотренной требованиями завода-изготовителя;
на машине используются топливо и смазочные материалы, отвечающие требованиям соответствующих стандартов или технических условий и рекомендованные к использованию для данной модели дизеля;
используемое топливо не содержит дополнительных противодымных присадок, не рекомендованных для данного двигателя.
Периодичность контроля работы дизелей горных машин
Измерение дымности отработавших газов дизелей горных машин проводится при техническом осмотре (ТО), плановых ремонтах (ПР):
с периодичностью ТО-2 (500 моточасов);
внепланово, при выполнении ремонтных или регулировочных работ элементов системы питания, влияющих на дымность отработавших газов;
после проведения ПР, выполняемых с периодичностью 4000 моточасов (табл. 1).
Источник http://sudakskiy-dvorik.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D1%8B-%D0%BF%D0%BE-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BC-%D0%BD%D0%B0-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE/
Источник Источник http://docinfo.ru/rd/rd-03-433-02/