Лучшие трансмиссионные масла: ТОП-15 рейтинг на 2020
ТОП-15 лучших трансмиссионных масел
Трансмиссионное масло отводит тепло от поверхностей трения, предотвращает их износ, снижает ударные нагрузки, защищает транспорт от коррозии и отводит продукты износа. Правильный продукт должен иметь хорошие антипенные и смазывающие свойства, низкую температуру застывания. Основными критериями отбора являются показатель вязкости (SAE) и соответствие условиям эксплуатации (APL). По вязкости составы подразделяют на всесезонные, летние и зимние. По APL они делятся на 7 групп. Самыми ходовыми являются предназначенное для стандартных нагрузок GL-4 и используемое в тяжелых условиях GL-5. Масла бывают минеральными, синтетическими и полусинтетическими. Отличие заключается в качественных характеристиках и направленности. Полусинтетика, сделанная на основе минерального и синтетического масел, считается “золотой серединой”.
- Как выбрать трансмиссионное масло
- Классификация масел для трансмиссии по вязкости
- Трансмиссионное масло GL-4
- Трансмиссионное масло GL-5
- Как подобрать масло в КПП по показателю SAE
- Различия по составу
- Лучшие синтетические трансмиссионные масла
- Motul Gear FF Comp 75W-140
- LIQUI MOLY 75W140 CL-5
- Castrol Transmax CVT
- SHELL Spirax S5 ATE 75W90
- ZIC GFT 75W90 GL-4/5
- Лучшие полусинтетические трансмиссионные масла
- LIQUI MOLY Hypoid-Getriebeoil TDL 75W90
- ENEOS GL-5 75w90
- GAZPROMNEFT GL-5 75W90
- Лукойл ТМ-5 GL-5 75W90
- Роснефть KINETIC GL-4 75W90
- Лучшие минеральные трансмиссионные масла
- LIQUI-MOLY MTF 5100 75W
- Castrol Axle Z Limited slip 90
- MOTUL HD 85W140
- Takayama 75W-90 GL-5
- ENEOS «ATF Dexron-III»
Как выбрать трансмиссионное масло
При подборе трансмиссионной жидкости рекомендуем учитывать удельные нагрузки, действующие в механизме и скорость относительного скольжения. Составы различаются степенью вязкости и количеством компаунда. Сернистые соединения противозадирных присадок вызывают химические изменения металла, но в то же время защищают детали от изнашивания. GL-4 подходит для КПП переднеприводных машин, GL-5 — для остальных автомобилей отечественного производства. В магазинах встречается универсальная жидкость GL-4/5.
Использование одинакового масла для коробок разных марок чревато поломками.
Многие водители заливают демисезонную жидкость. Если вы хотите купить сезонную смазку, выбирайте ее строго для вашей коробки передач и не забывайте про температуру. Индекс вязкости можно посмотреть в автомобильном справочнике.
Классификация масел для трансмиссии по вязкости
Качественная работа транспорта зависит от состояния трансмиссии и своевременной замены жидкости. Для стандартных механических КПП, раздаточных коробок и ведущих мостов используют масло стандарта API GL-4. Лучшим выбором является всесезонный продукт с маркировкой 75W90 GL-4. Для гипоидных КПП и ведущих мостов, работающих в условиях разной нагрузки, заливают жидкость с кодом API GL-5. Чаще всего это КПП грузовиков, тягачей, автобусов. Смазка GL-5 имеет много противозадирных присадок, которые не сочетаются с латунью синхронизаторов. Иногда в автосервисах заливают стандарт GL-4 или GL-5 одновременно в КПП и в ведущие мосты, что приводит к поломке сальников. При высоком давлении и нагреве жидкость останется стабильной, если в коробку передач залито GL-4, а в механизмы ведущих мостов — GL-5. Разница будет существенной.
Трансмиссионное масло GL-4
Масло стандарта GL-4 широко используется в автомобилях с синхронизированными передачами. Оно бывает минеральным или полусинтетическим. Включает эффективные противозадирные присадки (4%). Предназначено для конических, гипоидных и спирально-конических коробок, которые работают при напряжении до 3000 МПа. Маркировка на этикетке обозначает степень вязкости масла, его работоспособность и принадлежность к определенной группе. W — зимний показатель. Данный стандарт показывает высокий уровень термостойкости и окислительной стабильности, теплоотводящей способности, антипенных свойств. Защищает механизмы от изнашивания и коррозии, снижает потребление горючего. Смазки GL-4 являются всесезонными и широко применяются в центральных областях России, где средняя температура соответствуют рабочей температуре смазки.
Трансмиссионное масло GL-5
Автомасла стандарта GL-5 делятся на минеральные 85W, менее вязкие 80W и синтетические и полусинтетические 75W. Продукт отличается высокой концентрацией серо-фосфорных присадок (6,5%) для эксплуатации в тяжелых условиях. Применяется в гипоидных ведущих мостах автомашин и строительной техники, работающих на высоких оборотах и температурах и подвергающихся временной ударной нагрузке. Нельзя использовать для МКПП отечественных классических машин и некоторых зарубежных. GL-5 уменьшает трение между синхронизатором и шестерней, что приводит к скрежету. В переднеприводном автомобиле главная передача и синхронизаторы размещены в одном блоке. Автовладелец должен выбирать, что для него важнее — обезопасить синхронизаторы или главную передачу. Советуем придерживаться рекомендаций из автомобильного справочника.
Как подобрать масло в КПП по показателю SAE
Аббревиатура SAE в названии масла указывает на его основную характеристику — вязкость. При правильно выбранном индексе состав бесперебойно обрабатывает трансмиссионные узлы, увеличивает срок их службы и КПД трансмиссии, способствует легкому старту даже при крепком морозе, понижает расход топлива. Буква W информирует о том, что продукт пригоден для любого сезона. Например, маркировка SAE 75W90 означает следующую расшифровку:
- цифра 75 — степень текучести при минусовой температуре;
- цифра 90 — индекс вязкости.
При отсутствии буквы W жидкость расходуют только летом. Степень вязкости влияет на эксплуатацию автомашины. Смазки делятся на несколько видов в соответствии с климатическими особенностями областей:
- SAE 140 и выше — для южных регионов;
- SAE 90 — всесезонное для центральной полосы;
- SAE 75-90 — для северных районов.
Различия по составу
Коробки передач бывают механическими, автоматическими, вариаторными и роботизированными. Они требуют отличных по составу масел, которые бывают минеральными, синтетическими и полусинтетическими.
Минеральное масло производят из нефтепродуктов, без применения дорогих присадок.
В сравнении с другими составами оно является более безопасным для окружающей среды, человека и механизмов трансмиссии. Не боится высоких и низких температур, имеет хорошую текучесть, не пахнет. Подходит для автоматических коробок передач. Синтетика получается посредством синтеза. Состав этого продукта взаимодействует с разными компаундами. Он выделяется термоокислительной способностью и высокими антифрикционными свойствами. Полусинтетику получают путем соединения минеральной и синтетической основ и дополнительных добавок. Этот продукт объединяет в себе лучшие качества обоих масел.
Лучшие синтетические трансмиссионные масла
Motul Gear FF Comp 75W-140
Синтетическая жидкость необходима для смазки дифференциалов ограниченного проскальзывания, кпп и редукторов. Разработана для спортивных автокаров и ралли. Принадлежит к категории “сверхдавление”. Отличается сопротивляемостью к высокой и низкой температурам. Обладает правильной текучестью и хорошими смазывающими свойствами. Работа мостов проходит без вибрации. Масло дает устойчивую пленку. Состав включает противозадирные присадки, которые снижают шум от коробки, способствуют легкому переключению скоростей в холодное время. Motul понравится тем, кто любит оригинальность. Производитель не советует смешивать продукт с другими составами.
Плюсами синтетики являются:
- Сохраняет вязкость при минусовых температурах;
- Продается в удобной емкости;
- Экономичный расход;
- Отличные смазывающие свойства.
Минусов не обнаружено.
LIQUI MOLY 75W140 CL-5
Продукт является 100% синтетикой, защищает механические и раздаточные коробки передач и мосты. Оснащен пакетом присадок LS, которые подходят для главных передач легковых машин, джипов с самоблокирующимся дифференциалом и без него, автомашин марки BMW. Благодаря повышенной стойкости продукт выдерживает перегрузки и температурные перепады. Гарантирует работу дифференциала и обеспечивает защиту от истирания. Минимальная потеря при эксплуатации увеличивает промежуток замены масла на новое. LIQUI MOLY используют для спорткаров, силовая передача которых претерпевает высокие нагрузки во время соревнований. Гонщики могут быть уверены в надежности трансмиссии.
Преимуществами товара считаются:
- Экономный расход;
- Сохраняет свойства на морозе;
- Способствует бесперебойной работе двигателя.
Из минусов отмечают дорогой ценник.
Castrol Transmax CVT
Полностью синтетическое масло изготовлено для коробок CVT большинства легковых автомобилей японского производства. Можно рекомендовать для применения в вариаторах с металлическими толкающими ремнями. При использовании состава автолюбители отмечают плавное переключение автомата и увеличение срока его службы. Стабильность к сдвигу гарантирует надежную смазку и стойкость механизмов к истончению при любых условиях эксплуатации. Антипенные свойства ограждают детали от быстрого износа. Прочие характеристики указаны в таблице ниже:
Производитель | ЕС |
Температура вспышки | 218°C |
Температура потери вязкости | -51°C |
Текучесть при 40°C, при 100°C | 35 мм2/с, 7,25 мм2/с |
Тип и объем тары | Канистра, 1 л |
Достоинства жидкости заключаются в:
- Увеличении ресурса работы;
- Однородной консистенции.
Недочетом масла является его небольшой объем.
Советуем заливать жидкость, рекомендованную производителем авто.
SHELL Spirax S5 ATE 75W90
Продукция разработана для смазывания деталей, работающих на высоких оборотах. Подходит для обработки гипоидных ведущих мостов и спортивных кпп, главных передач, синхронизированных и несинхронизированных коробок. Защищает зубчатые передачи и синхронизаторы, обеспечивает лучшие эксплуатационные характеристики. Противозадирный компаунд предотвращает образование язв и полостей в металле. Отличительной особенностью жидкости является ее термическая и окислительная стабильность, направленная против отложений. Продукт имеет высокий рейтинг. Обзор и тест состава можно найти в интернете.
Автолюбители отмечают следующие плюсы:
- Оптимальное смазывание;
- Экологическую безопасность;
- Совместимость с уплотнительными материалами;
- Низкое содержание хлора.
Продукт поставляется в канистре объемом 1 литр, аналоги отсутствуют. Для некоторых это минус.
ZIC GFT 75W90 GL-4/5
Синтетическое масло премиум класса, используемое в МКПП и ведущих мостах, совмещается с синхронизированными трансмиссиями. Низкотемпературная текучесть подходит для российского климата. Жидкость вкупе с присадками обеспечивают стабильную трансмиссионную работу при сверхперегрузках и повышенном давлении. ZIC особенно подходит для автомобилей Hyundai и Kia. Подходит для силовых передач других производителей, которым необходима вязкость 75W-90 и для которых действуют допуски GL-4 или GL-5.
- Хорошие антифрикционные свойства и термоокислительная стабильность;
- Эффективные присадки для экстремальных нагрузок;
- Отсутствие дисфункций, шумов или вибрации в морозы.
Среди отзывов на продукцию все отрицательные мнения появляются из-за большого количества подделок, которые встречаются на полках магазинов.
Лучшие полусинтетические трансмиссионные масла
LIQUI MOLY Hypoid-Getriebeoil TDL 75W90
Полусинтетика универсального типа применима в любых автомобилях с механическими и автоматическими коробками. Смазывающие и защитные свойства предохраняют механизмы от коррозии, преждевременного изнашивания, образования отложений и окисления. Передачи переключаются без рывков. Масло не теряет вязкость, способствует экономии топлива. Пользуется спросом среди автомобилистов. Соответствует требованиям производителей автотранспорта.
Стоит отметить следующие плюсы продукта:
- Универсальность;
- Широкий рабочий диапазон, помогает в быстром прогреве и запуске мотора зимой;
- Подходит для высоконагруженной техники;
- Совместим с другими аналогами;
- Выпускается в таре разного объема;
- Сохраняет механизмы в первоначальном состоянии.
Недостатками состава являются:
- Высокая стоимость 1-литровой бутылки;
- Густая консистенция.
ENEOS GL-5 75w90
Всесезонная трансмиссионная жидкость создана для дифференциалов, мостов, механики. Полусинтетика обладает стабильной текучестью при разной температуре, механизмы работают бесперебойно. Предотвращает заедание зубчатых шестерней, возникновение ржавчины, пенообразование. Соответствует требованиям изготовителей автомобилей. Смазка характеризуется оптимальной вязкостью на морозе. Сохраняет механизмы в целостности в условиях значительных нагрузок, скоростей и температур. Разнообразие параметров текучести разрешает использовать продукт в широком диапазоне окружающих температур. Поставляется в металлической коробке.
Потребители отзываются о данной продукции положительно, отмечая:
- Качество товара;
- Его недорогую стоимость;
- Четкое переключение передач во время холодов.
Данный товар представлен не во всех автомагазинах.
GAZPROMNEFT GL-5 75W90
Полусинтетика от Газпромнефть разработана для узлов трансмиссии, главных передач, ведущих мостов. Сохраняет гипоидные передачи от истирания. Наделено улучшенными низкотемпературными характеристиками и увеличенным сроком годности. Поставляется в 20-литровых канистрах или 205-литровых бочках. Применяется для шоссейной и внедорожной техники, легковых машин, ведущих мостов тягачей и автобусов, тяжелой техники, бортовых редукторов, раздаточных коробок, несинхронизированных мкпп или со стальными синхронизаторами. Противозадирные присадки постоянно смазывают зубья шестерней при нагрузке на редуктор, сохраняя их работоспособность.
- Глушит шумы;
- Образует защитную пленку на поверхности механизмов для увеличения межремонтного пробега.
- Быстро густеет;
- Не рекомендуется для иномарок.
Лукойл ТМ-5 GL-5 75W90
Отечественная полусинтетическая смазка имеет хорошие показатели. Производится с использованием очищенных минеральных и синтетических масел с присадками иностранного производства. Масло гарантирует противозадирное действие. Узлы трансмиссии беспроблемно функционируют при повышенных нагрузках в течение длительного времени. Жидкость не пенится, имеет антикоррозийные свойства, экономит топливо, легко прокачивается при минусовых температурах, не окисляется при повышенных. Можно заливать в легковой и грузовой транспорт, другую технику российского и зарубежного производства. Обрабатывает МКПП любого типа, включая гипоидные, раздаточные коробки, дифференциалы, маслонаполненные рулевые механизмы.
- Хорошее соотношение цена/качество.
- Не предназначено для МКПП с латунными синхронизаторами;
- Вязнет при нулевой температуре.
Роснефть KINETIC GL-4 75W90
Универсальная полусинтетика изготавливается на базе синтетических и минеральных масел глубокой очистки с высоким индексом вязкости и пакетом присадок. Показывает отличные вязкостно-температурные характеристики для ухода за механической трансмиссией, требующей применения масел категорий GL-4 и GL-5. Можно смазывать гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками на высоких оборотах.
Преимущества продукции заключаются в следующем:
- Пакет присадок последнего поколения гарантирует защиту от истирания зубчатых передач и синхронизаторов при высоких температурах, ударных нагрузках.
- Стабильный модификатор вязкости дает постоянную масляную пленку в течение всего эксплуатационного периода.
- Антиокислительность и термостабильность поддерживают работу узлов трансмиссий.
Отрицательные отзывы не обнаружены.
Лучшие минеральные трансмиссионные масла
LIQUI-MOLY MTF 5100 75W
Трансмиссионное масло создано для применения в ручных коробках передач. Изначально используется в автомобилях БМВ, Форд и Фольксваген. Отличается низкой вязкостью и особой производительностью. Подходит для прочих механизмов, требования которых соответствуют спецификации. Гарантирует экономию горючего и снижает амортизацию благодаря устойчивости к сдвигу. Минералка имеет необходимые вязкостно-температурные свойства для плавного переключения и комфортной эксплуатации в любое время года.
- Не подвержена окислению;
- Нормальная стоимость;
- Подходит для многих МКПП и роботизированных КП, включая с двойным сцеплением;
- Равномерно распределяется по коробке передач, качественно смазывая все элементы;
- Снижает выбросы;
- Совместима с особыми материалами синхронизаторов.
Минусов у данного средства не имеется.
Castrol Axle Z Limited slip 90
Автомасло на минеральной основе подойдет для ухода за обычными или самоблокирующимися дифференциалами, которые требуют смазки согласно классификации API GL-5. Одобрено ZF для использования во многодисковых тормозах, устанавливаемых в некоторых коммерческих автомобилях, мостах тяжелого транспорта. Хорошие фрикционные свойства позволяют дифференциалам повышенного трения работать в течение всего периода между заменами масла. Производитель обещает низкое истончение даже в тяжелых условиях эксплуатации. В нормальных условиях прозрачный состав уплотняется до 0,903 г/мл. При температуре 210°С может произойти вспышка. Индекс вязкости равен 95. Средство разливается в литровые контейнеры.
Castrol Axle интересен:
- Высочайшим качеством;
- Выгодным ценником.
Стоит отметить и минус. Зимой минеральная основа делает состав густым.
MOTUL HD 85W140
Motul поддерживает механические трансмиссии, редукторы, гипоидные дифференциалы без систем ограниченного скольжения. Показан при ударных и высоких нагрузках и низких скоростях сдвига или при средних нагрузках и высокой подвижности. Продукция выдерживает мощные нагрузки, предотвращает истирание деталей. Согласно стандарту SAE принадлежит 140 классу вязкости. Товар наделен повышенными смазывающими свойствами для более лучшего снижения трения. Масляная пленка окутывает детали со всех сторон, сохраняя их работоспособность в сложных условиях эксплуатации: при ударах и повышенном тепловом режиме. Масло препятствует коррозии, не дает пену.
Плюсами продукции считают:
- Снижение шумов;
- Смягчение работы механизмов.
Некоторые покупатели предупреждают, что в магазинах часто встречаются низкокачественные подделки.
Продукт запрещено хранить при температуре выше 60°C и подвергать воздействию прямого солнечного света или замораживанию.
Takayama 75W-90 GL-5
Автомасло обслуживает высоконагруженные механические механизмы, гипоидные приводы и редукторы, требующие применения смазки категории API GL 5. Защищает узлы трансмиссии грузовиков, автобусов, тракторов, тепловозов, строительных машин, зубчатых редукторов и червячных передач промышленной техники. Увеличивает износостойкость элементов при нагрузках давления. Takayama продается в металлической канистре с запатентованной крышкой-лейкой для аккуратного заливания и прочной ручкой для транспортировки. Представлено в 4 видах фасовки.
Преимущества японского масла:
- Обеспечивает ровную работу мотора;
- Имеет хорошие моющие качества;
- Пакет присадок Afton HiTec;
- Подходит под многие японские двигатели;
- Отсутствует расход на угар.
Нарекания к качеству товара отсутствуют. Из минусов можно выделить завышенный ценник.
ENEOS «ATF Dexron-III»
Производитель советует применять ENEOS в АКПП и в системах гидроусилителя руля. Смазка годится для большинства трансмиссий со следящим приводом, систем рулевого гидроусилителя, гидроприводов. Имеет качественные характеристики, можно заливать в автоматические коробки с ABS. Товар нормирован ведущими мировыми производителями Dexron компании GM. Своевременная замена жидкости обеспечивает четкое переключение передач. Данное автомасло характеризуется стабильностью фрикционных свойств, прекрасной текучестью при низких температурах, сочетаемостью с большинством металлических деталей и эластомеров. Продукция не дает протечек. Термоокислительная устойчивость отвечает за чистоту трансмиссии.
Плюсы ENEOS «ATF Dexron-III»:
- Приемлемая цена;
- Удобная канистра;
- Тихая работа силовой передачи.
В магазинах сложно найти оригинальную продукцию.
Классификация трансмиссионных масел
В этой статье мы рассмотрим существующие способы классификации трансмиссионных масел. По сравнению с моторными маслами их немного, по крайней мере основных. Для начала нужно определиться с типами трансмиссионных масел, поскольку в разных трансмиссиях используется разное масло. Итак, в первом приближении мы имеем механические коробки передач, к которым примыкают раздаточные коробки и ведущие мосты с дифференциалами в них, и автоматические коробки передач.
Масла для механических коробок переключения передач
Для этого типа трансмиссии существует два основных вида классификации, уже знакомых нам по способам классификации моторных масел. Это SAE, стандартизирующая вязкость используемых трансмиссионных масел, и API, оговаривающая их уровень эксплуатационных свойств. Кроме этого есть система классификации ГОСТ, как обычно, соединяющая в себе классификацию вязкости и уровня качества.
Классификация трансмиссионных масел SAE J306
Пробежимся вкратце по SAE, если нужна подробная информация, читаем статью про вязкость моторного масла. Итак, большинство трансмиссионных масел, как и моторные масла являются всесезонными, пригодными для использования круглогодично. По крайней мере, на это нам позволяет надеяться вид записи вязкости по SAE 80W-90, 75W-90, или ещё что-то в этом духе. Мы видим здесь и цифру «зимней» вязкости (перед буквой W – winter, то есть «зима»), и летнюю вязкость (в данном случае 90). Поскольку трансмиссионное масло работает в других условиях, нежели моторное, то и параметры вязкости для него определяются другие. В зимней цифре, в отличие от моторки «сидит» максимальная температура при вязкости 150000 сПз (а не 60000, как в моторном масле) и минимальная кинематическая вязкость при 100°С. На рисунке представлены все классы вязкости трансмиссионного масла.
Несмотря на то, что сами цифры отличаются (у моторных масел, например, 10W-40, а у трансмиссионных 75W-90), фактическая вязкость их примерно одинакова. Цифры изменили намеренно, чтобы автолюбители при заливке не путали эти масла между собой. Хотя моторное масло, в общем-то, вполне можно заливать в коробку (это даже рекомендовалось ВАЗом для переднеприводных восьмёрок и девяток на заре их появления). Но не наоборот. Трансмиссионка в двигателе абсолютно неуместна.
Классификация API для трансмиссионных масел
Уровень эксплуатационных свойств трансмиссионных масел устанавливается системой классификации API. Принцип присвоения обозначений таков: к буквам GL прибавили цифры от 1 до 6 (пока), по мере улучшения качества масла. В настоящий момент актуальна редакция стандарта от 2013 года, согласно которой действующими считаются классификации:
- GL-4 – описывает масла для мостов со спиральной конической передачей, работающих при средних и жёстких режимах скорости и нагрузки, или для мостов с гипоидной передачей, работающих при средних режимах скорости и нагрузки. Такие масла могут быть использованы в механических коробках передач (в том числе переднеприводных автомобилей), где не подходят масла классификации MT-1 (то есть, наличествуют синхронизаторы из цветмета).
- GL-5 – описывает масла для передач, включая гипоидные, в мостах, работающих в различных комбинациях больших скоростей/ударных нагрузок и малых скоростей/большого крутящего момента. Фактически это лучшее по своим свойствам масло, нежели GL-4, однако применение его в коробках передач ограничено, так как чтобы добиться таких параметров часто используется присадка, негативно влияющая на цветмет синхронизаторов. С недавних пор эту присадку можно заменить на безвредную для синхронов, и, соответственно, лить масло и в мосты, и в МКПП. Масла с такой присадкой в составе имеют спецификацию GL-4/GL-5.
- MT-1 – масла для несинхронизированных коробок передач, используемых в автобусах и тяжёлых грузовиках. Имеют лучшую относительно GL-5 и GL-4 защиту от термического разложения, износа деталей и материалов уплотнений. Нельзя применять в синхронизированных коробках передач. Также эти масла нельзя смешивать с моторными маслами, используемыми в трансмиссии тракторов (есть такие универсальные масла для тракторов, которые льют во все узлы от мотора до «мокрых» тормозов и гидроприводов, для простоты обслуживания).
Традиционно при выборе масла стоит придерживаться рекомендаций производителя. Также есть оговорка про дифференциалы повышенного трения (они же самоблокирующиеся) – их свойства регулируются отдельно производителем агрегатов. В таких дифференциалах требуется наличие фрикционных свойств масла (для повышения трения в нужном месте в нужный момент), а значит, соответствующая присадка. Такие масла, как правило, имеют в своём названии буквы LS (Limited slip – дословно «ограниченное скольжение»).
Кроме действующих есть ещё отжившие свой век обозначения API, а именно:
- GL-1 — масло без противоизносных присадок, порой применяется в тракторах. Вместо него рекомендуется использовать масла MT-1.
- GL-2 – чуть более хорошее масло, справляется с защитой червячных передач.
- GL-3 – масло для коробок передач, работающих при умеренных и тяжёлых режимах, или для спирально-конических мостов, работающих при лёгких и умеренных нагрузках. Не подходит для гипоидных передач.
- GL-6 – эта спецификация была разработана для передач с большим смещением шестерней. Содержит больше противозадирной присадки, чем GL-5. Сейчас не используется, поскольку производители агрегатов стараются делать трансмиссии с меньшими углами смещения шестерней не используя устаревшие конструкции, а для них достаточную защиту обеспечивает GL-5. В общем, перемудрили с этим GL-6:).
В общем эти масла отличаются содержанием противоизносных и противозадирных присадок. Чем выше цифра, тем больше процент содержания.
Стандарт SAE J2360
Есть ещё один стандарт, разработанный Обществом автомобильных инженеров (SAE) после того, как выяснилось, что GL-5 и MT-1 не отвечают всем требованиям в современных трансмиссиях. Сделан на основе этих стандартов плюс американский военный стандарт MIL-PRF-2105E. Относительно GL-5 добавлены тесты на отсутствие шлама и абразивных отложений на валах (могущих воздействовать на сальники), на совместимость с материалами уплотнений и на стабильность свойств при длительном хранении. Так что будет нелишним при выборе масла проверять наличие этого стандарта, помимо обычных GL-4 и GL-5.
Стандарт ГОСТ 17479.2-85
Российский стандарт на трансмиссионные масла, введённый вместе с моторным стандартом в 1987 году, также, как и на моторные, содержит в себе классификацию и по вязкости, и по уровню эксплуатационных свойств. Обозначение имеет такой вид – ТМ-5-18, где ТМ означает «трансмиссионное масло», цифра 5 характеризует уровень эксплуатационных свойств, цифра 18 отвечает за показатель кинематической вязкости. Всего есть 5 градаций свойств от 1 до 5, по аналогии с классификацией API (т.е. ТМ-1 равно GL-1 и так далее). Вот таблица соответствия с API и SAE.
Кроме обозначения ГОСТ на масла, произведённые в России, широко распространены обозначения, принятые для трансмиссионных масел до 1987 года. Вплоть до вынесения на этикетку в качестве названия (например, Тад-17и). Вот таблица соответствия этих названий и ГОСТ.
Масла для автоматических коробок переключения передач
С маслами для автоматических коробок передач немного другая ситуация. Официально разработанного международного стандарта для них не существует. Де-факто, таким стандартом являются спецификации General Motors с названием Dexron (например, Dexron II, Dexron III, и так далее). Логика присвоения цифровых индексов проста – по мере совершенствования АКПП выпускалась очередная спецификация под эту коробку. В России наиболее распространены две спецификации:
- Dexron II (он же Dexron II D) – минеральное масло, используется в автомобилях с 1981 года выпуска.
- Dexron III – как правило, синтетическое масло, с улучшенными относительно Dexron IID температурными, антиокислительными и фрикционными свойствами. Используется в автомобилях с 1993 года выпуска.
Кроме этого есть менее распространённые, но также имеющие хождение спецификации:
- Suffix A – иногда называемая Dexron I или TASA (Type A Suffix A). Это ранняя спецификация, разработанная в 1957 году совместно с американскими военными.
- Dexron II E – улучшенная низкотемпературная текучесть относительно Dexron II D, однако не рекомендуется использовать II D вместо II E.
- Dexron VI – ориентировочно с 2006 эта жидкость заменяет собой Dexron III и Dexron II E. Масло первой заливки в автомобили GM. Малое распространение связано, видимо, с инертностью мышления потребителей и постулатом о «заливке жидкостей согласно мануалу», в котором на авто старше 2006 года не мог быть прописан этот стандарт.
Конечно, кроме описанных есть ещё куча других классификаций трансмиссионных масел, таких как спецификации ZF (один из крупнейших производителей всевозможных трансмиссий), свои спецификации у многих автопроизводителей, фордовский Mercon (кстати, совместимые с соответствующими Dexronами)… Однако в большинстве своём они очень близки к ATFкам от GM, а если говорить о механических трансмиссиях, то соблюдение допусков API и SAE для них обязательно. Кому интересно поподробнее о коробках-автоматах, можно почитать о том, какое масло заливать в АКПП. Там расписано про типы коробок, жидкостей, совместимость и замену.
Лучшее трансмиссионное масло: синтетическое, полусинтетическое, минеральное
- Назначение трансмиссионного масла
- Разновидности трансмиссионного масла
- В чем отличие составов
- Эксплуатационные свойства
- Существующие классификации
- По показателю SAE
- По ГОСТу
- По API (Американский институт нефти)
- Советы по выбору трансмиссионного масла
- Популярные производители
- Лучшие масла среди синтетических
- Роснефть Kinetic GL
- Idemitsu ATF
- Motul Gear FF Comp
- Shell Spirax
- Toyota Gear Oil Universal
- Zic GFT
- Castrol Syntrans Transaxle
- Масла на основе полусинтетики
- Liqui Moly Hypoid Getriebeoil TDL
- Gazpromneft GL-5
- Neste Hypoidi S
- Motul Motylgear
- Лукойл GL5
- Eneos GL-5
- Эльф Транселф
- Трансмиссионные масла с минеральной основой
- Eneos ATF Dexron III
- Motul HD
- G-Energy G-Truck GL4 GL5
- Тотал 75W-80 BV
- Люкс 80W
- Такаяма 75W-90 GL-5
- Таблица с характеристиками для сравнения
- Синтетические жидкости
- Минеральные трансмиссионные масла
- Полусинтетические составы
- Тесты с указанными марками масел
- Особенности хранения
Залитое в картеры коробки передач и мостов трансмиссионное масло уменьшает скорость абразивного износа деталей и обеспечивает снижение шума. От правильности подбора и своевременности проведения замены материала зависит ресурс и надежность работы узлов. Производители машин указывают требования к жидкостям в документации по эксплуатации. Нарушение нормативов приводит к поломкам шестерней или подшипников в агрегатах трансмиссии.
Назначение трансмиссионного масла
Жидкое масло, находящееся в поддоне механической коробки, используется как для смазки шестерней, валов или подшипников, так и для отвода излишков тепла и продуктов износа. Металлическая стружка попадает в нижнюю часть картера и притягивается к магниту, установленному на торце сливной пробки.
Смазка обеспечивает снижение вибраций и шумов, возникающих при работе, а также защищает поверхности зубьев от ударных нагрузок.
В автоматических трансмиссиях используется специальная жидкость ATF с пониженной вязкостью (например Dexron или Mercon), которая подается помпой и обеспечивает переключение скоростей, охлаждает шестерни и отводит продукты износа фрикционов и зубчатых колес. В конструкции коробки предусматривается фильтр, отделяющий посторонние примеси (в МКПП система очистки не используется). Мелкодисперсная металлическая стружка собирается магнитами, расположенными в поддоне или на сливной пробке.
Разновидности трансмиссионного масла
Масла, разработанные для агрегатов трансмиссии, принято разделять на категории по основе на типы:
- минеральные;
- полусинтетические;
- синтетические.
В чем отличие составов
В состав масел для коробки передач входит базовая основа и набор присадок, защищающих элементы от износа и удаляющих следы ржавчины с поверхности валов или шестерней. Минералка, произведенная путем перегонки нефти, отличается низкой себестоимостью и высокой температурой застывания. Синтетические материалы, полученные по технологиям органического синтеза или каталитического гидрокрекинга нефтепродуктов, имеют увеличенный срок службы и остаются жидкими при падении температуры воздуха до -40°С и ниже.
Высокая себестоимость синтетики привела к созданию комбинированных полусинтетических масел, в основе которых находится смесь нефтепродуктов, полученных путем перегонки и гидрокрекинга (или синтеза). Полусинтетика имеет среднюю цену и выдерживает охлаждение до -30…-25°С без потери текучести. Материалы отличаются увеличенным сроком службы (уступающим синтетическим маслам) и расширенным пакетом присадок.
Эксплуатационные свойства
Под эксплуатационными характеристиками трансмиссионных жидкостей подразумевают:
- Смазывающие свойства. Масла должны защищать детали КПП от преждевременного или усталостного износа. По мере увеличения вязкости жидкости повышается стойкость пленки между контактирующими поверхностями. При разрушении разделительного слоя и под воздействием контактных нагрузок на поверхности образуются микроскопические трещины. Чрезмерная густота ухудшает теплоотвод и не позволяет маслу проникнуть в зону трения, поэтому при подборе смазки выбирается компромиссное значение вязкости.
- Способность снизить потери мощности на преодоление сил трения, на которую влияет зависимость вязкости от температуры. Применение жидкостей с повышенной текучестью позволяет увеличить КПД, но тонкая пленка на поверхностях должна выдерживать высокие контактные нагрузки без разрушения. Кроме того, возникает риск появления течи смазки через сальники и прокладки.
- Стабильность химического состава при нагреве до +200°С (температуры в зоне контакта зубьев при работе трансмиссии при максимальной нагрузке). Материал не должен окисляться и формировать нерастворимый осадок, который остается на деталях или поддоне. Для повышения стабильности в смазки вводят присадки, не допускающие окисления материала путем связывания кислорода воздуха с получением соединений, не оказывающих негативного влияния на характеристики масла.
Существующие классификации
Выбор масел осуществляется на основе классификации, которая учитывает вязкость смазки и особенности введенных в материал присадок. Для разделения трансмиссионных жидкостей для механических агрегатов на категории существуют международные нормативы SAE и API.
Российский стандарт ГОСТ (полностью позаимствованный из нормативных документов времен СССР) вводит градацию масел по классам вязкости.
Для АКПП применяются специальные жидкости, международного стандарта не предусмотрено. Каждый производитель автомобилей публикует собственную спецификацию, под которую подстраиваются нефтеперерабатывающие концерны. Например, для продукции General Motors применяется стандарт Dexron, а корпорация Ford использует оригинальную классификацию Mercon. Жидкости для АКПП могут одновременно соответствовать нормативам нескольких автомобильных концернов.
По показателю SAE
Стандарт SAE разделяет масла для трансмиссии на 9 категорий:
- 70W, 75W, 80W и 85W, которые относятся к зимним (W — Winter);
- 80, 85, 90, 140 и 250, предназначенные для летнего применения.
Поскольку менять масло 2 раза в год экономически нецелесообразно, то были созданы всесезонные материалы. Смазки несут двойное обозначение (например 80W-85), указывающее на соответствие 2 категориям. Цифровые обозначения указывают на температурный диапазон эксплуатации (например, материал 80W-90 застывает при -20°С, а масла стандартов 75W-85 или 75W-90 выдерживают морозы до -35°С и ниже).
По ГОСТу
Действующий стандарт 17479.2-85 предусматривает разделение жидкостей на 4 класса по вязкости (обозначаются как 9, 12, 18 и 34). Категория определяется в ходе тестового замера кинематической вязкости при нагреве до +100°С. Дополнительным критерием для присвоения класса является минимальная температура сохранения динамической вязкости на уровне до 150 Па*с. Смазки разделены и по сферам применения.
Выделяют 5 групп, причем первая не предусматривает использования присадок, в нее входят чистые масла, полученные путем перегонки нефти.
Для обозначения трансмиссионной смазки по ГОСТ используется аббревиатура вида ТМ-х-уу, где литера х указывает на группу применения, а вторая цифра позволяет определить класс вязкости (например ТМ-5-18). Некоторые российские производители продолжают указывать сорт масла по ГОСТ, но дополняют маркировку данными по требованиям SAE или API. Зарубежные концерны никогда не применяют российскую систему обозначений.
По API (Американский институт нефти)
Глобальная система градации API предусматривает разделение смазок на 6 групп в зависимости от объема и типа присадок:
- GL-1 — масло без дополнительных компонентов, пригодное для узлов с легкими нагрузками;
- GL-2 — допускается введение присадок для снижения силы трения, смазка рассчитана на заправку в червячные редукторы;
- GL-3 — содержит набор присадок, подходит для заправки в агрегаты со спиральными шестернями и валами, расположенными параллельно или под углом 90°;
- GL-4 — смазка адаптирована для редукторов с гипоидными парами, передающими высокий крутящий момент при низких оборотах;
- GL-5 — рассчитана на заправку в трансмиссии, работающие в условиях ударных нагрузок либо эксплуатируемые при повышенной частоте вращения;
- GL-6 — отличается от GL-5 увеличенным содержанием присадок, смазки адаптированы для агрегатов с шестернями с гипоидным контактом зубьев, работающими со смещением осей зубчатых колес по вертикали.
Советы по выбору трансмиссионного масла
При подборе масла для КПП нужно учитывать:
- Рекомендации завода, собравшего транспортное средство. Нарушение предписаний приводит к преждевременному выходу КПП из строя (например, заливка масла формата GL-5 вместо предписанного GL-4 в коробку машин Lada с передними ведущими колесами приводит к разрушению синхронизаторов).
- Тип трансмиссии. Категорически запрещено использовать в АКПП стандартные масла для МКПП и наоборот.
- Температуру воздуха на протяжении года. Рекомендуется выбрать смазку с запасом температурной вязкости, что снижает расход топлива зимой при начале движения с холодной коробкой и мостами.
Популярные производители
В число популярных изготовителей масел для трансмиссии входят:
- Shell — предлагает масла на синтетической и минеральной базах, подходящие для легковых автомобилей или тяжелой техники;
- Eneos — выпускает материалы в оригинальной металлической таре, предлагает масла для МКПП и жидкости для АКПП;
- Motul — поставляет смазки и рабочие жидкости для АКПП высокого качества;
- «Роснефть», «Лукойл» и «Газпромнефть» — предлагают минеральные и синтетические материалы, изготовленные в соответствии со стандартом ГОСТ;
- Elf и Total — выпускают масла, рассчитанные на трансмиссии автомобилей французского производства.
Читайте также:
Подробный обзор на самые популярные и качественные присадки для АКПП. Разбираемся, как они работают, для чего нужны, действительно ли они эффективны, и как выбрать подходящую.
Лучшие масла среди синтетических
В рейтинг лучших синтетических масел входит продукция:
- российской «Роснефти»;
- японских Idemitsu и Toyota (оригинальное масло для технического обслуживания);
- французской Motul;
- англо-голландской Shell;
- английской Castrol;
- южнокорейской Zic (бренд принадлежит SK Lubricants).
Розничные цены на синтетические масла приведены в таблице.
Марка | Емкость канистры, л | Цена, тыс. руб. |
Роснефть Kinetic GL-4/5 75W-90 | 4 | 1,4 |
Idemitsu ATF | 4 | от 2,1 до 2,6 (зависит от применимости) |
Motul Gear FF Competition 75W-140 | 1 | 1,6 |
Shell Spirax S4 AT 75W-90 | 1 | 0,6 |
Toyota Gear Oil Universal 75W-85 | 1 | 2,6 |
Zic GFT 75W-90 | 4 | 1,4 |
Castrol Syntrans Transaxle 75W-90 | 1 | 0,8 |
Роснефть Kinetic GL
Масло 75W-90 соответствует нормативам GL-4/5 и рекомендовано заводом «АвтоВАЗ» для использования в машинах Lada. Материал является универсальным по вязкости и может применяться в коробках передач и редукторах с гипоидными шестернями, работающими в условиях ударных нагрузок.
Производитель поставляет масло в пластиковых банках, вмещающих 1 или 4 л.
- низкая цена;
- допускается применение при температурах до -40°С.
- риск приобретения подделки;
- быстрая деградация.
Idemitsu ATF
Жидкость Idemitsu ATF предназначена для гидромеханических коробок передач и имеет одобрения GM, VW, Toyota и ряда других автомобильных концернов.
Материал застывает при охлаждении до -48°С, что позволяет использовать масло в северных регионах России.
Преимуществом является низкое пенообразование, обеспечивающее плавное переключение ступеней при резком разгоне.
- подходит для большинства автоматических трансмиссий;
- обеспечивает защиту деталей АКПП от преждевременного износа.
- быстрая деградация присадок по сравнению с оригинальными жидкостями;
- среднее соотношение цены и качества.
Motul Gear FF Comp
Масло Motul Gear FF Competition имеет вязкость 75W-140 и соответствует категории GL-5. Базовая синтетическая основа построена на основе сложных эфиров. Пакет присадок рассчитан на применение в коробках с дифференциалами повышенного трения (используются в гоночных или спортивных автомобилях).
Допускается заправка в трансмиссии, не оснащенные синхронизаторами.
- защищает агрегаты трансмиссии при экстремальных нагрузках;
- создано специально для спортивных автомобилей, участвующих в соревнованиях.
- завышенная цена;
- риск приобретения подделки.
Shell Spirax
Серия масел Shell Spirax отличается пакетом присадок, снижающих силу трения и потери мощности при одновременной защите деталей от коррозии. В линейку входят материалы для механических агрегатов, АКПП и клиноременных вариаторов. Информация о применимости жидкости указывается производителем на канистрах, в серию входят масла на синтетической и полусинтетической основах.
- широкий ассортимент, позволяющий подобрать масло как для механических, так и для автоматических трансмиссий;
- высокий уровень защиты деталей от износа и задиров.
- риск покупки контрафакта, несмотря на повышенную степень защиты упаковки;
- более высокая (по сравнению с российскими аналогами) цена.
Toyota Gear Oil Universal
Масло Toyota Gear Oil Universal является оригинальным продуктом, предназначенным для МКПП автомобилей Toyota, но может применяться в трансмиссиях других машин. Производитель предлагает смазки разной вязкости, в том числе выпускается материал для редукторов мостов со стандартными дифференциалами.
Для обслуживания автоматических агрегатов поставляется жидкость ATF Toyota, соответствующая нормативам Dexron III.
- оригинальный продукт для обслуживания машин концерна Toyota;
- синтетическая база обеспечивает увеличенный ресурс.
- высокая цена;
- при использовании в коробках других производителей отмечается повышенный шум шестерней.
Zic GFT
Под маркой Zic GFT поставляются масла вязкостью 75W-90 или 80W-90, соответствующие API GL-4 или GL-5. Смазка базируется на основе синтетического материала Yubase, отличается повышенной стабильностью характеристик при перепадах температур. Подходит как для легковых автомобилей, так и для грузового транспорта.
- низкая цена;
- удобная фасовка;
- хорошая защита деталей от износа.
- часто встречаются подделки;
- быстрая деградация при температуре воздуха ниже -25°С.
Castrol Syntrans Transaxle
Синтетическое масло Castrol Syntrans Transaxle для механических коробок передач обеспечивает плавное переключение ступеней и позволяет снизить расход топлива. Материал рекомендован для МКПП автомобилей концерна VAG (Volkswagen, Audi, Seat и Skoda). Термическая устойчивость масла позволяет избежать образования отложений на деталях, ухудшающих условия смазки и охлаждения.
- повышенная устойчивость к сдвигу;
- уменьшенная вязкость, которая сохраняется в мороз.
- высокая цена;
- отмечены случаи приобретения поддельного масла.
Масла на основе полусинтетики
В топ-8 масел для КПП на полусинтетической базе входит продукция:
- германской Liqui Moly, использующей присадки на основе молибдена;
- российской «Газпромнефти», предлагающей дешевую смазку с хорошим комплексом характеристик;
- финской Neste;
- французской Motul, выпускающей масла для водителей, предпочитающих спортивный стиль управления;
- российского концерна «Лукойл», предлагающего смазки, соответствующие требованиям зарубежных производителей автомобилей;
- французской Elf (является частью концерна Total);
- японской Eneos (производство вынесено на территорию Южной Кореи).
В таблице указаны цены на популярные полусинтетические масла.
Марка | Емкость канистры, л | Цена, тыс. руб. |
Liqui Moly Hypoid Getriebeoil TDL | 4 | 2,9 |
Газпромнефть GL-5 75W-90 | 4 | 1,5 |
Neste Hypoidi S 75W-90 | 1 | 0,8 |
Motul Motylgear 75W-90 | 5 | 4,3 |
Лукойл GL-5 75W-90 | 4 | 1,3 |
Eneos GL-5 | 4 | 1,1 |
Elf Tranself NFJ 75W-80 | 5 | 2,4 |
Liqui Moly Hypoid Getriebeoil TDL
Масло Hypoid Getriebeoil TDL от Liqui Moly содержит пакет присадок, обеспечивающих защиту шестерней и синхронизаторов (в соответствии с требованиями GL-4/GL-5). Материал имеет одобрение от компаний Eaton, ZF, DAF, MAN и Scania.
Производитель поставляет смазку в канистрах емкостью 1 и 4 л, а для промышленного применения предусмотрены бидоны объемом 20 и 60 л.
- расширенный температурный диапазон применения;
- стабильность вязкости при нагреве или охлаждении.
- завышенная цена;
- появление течей через уплотнители из-за высокой текучести масла.
Gazpromneft GL-5
Отечественное масло Gazpromneft GL-5 обеспечивает защиту шестерней от преждевременного износа и задиров.
Помимо стандартной модификации с вязкостью 75W-90, выпускается жидкость Газпромнефть 90, рассчитанная на применение в условиях жаркого или тропического климата.
Масла отличаются высокой устойчивостью к окислительным процессам и не вспениваются при высокой нагрузке.
- доступная цена;
- различные варианты фасовки;
- хорошая морозоустойчивость.
- большое количество подделок;
- не подходит для КПП, рассчитанных на стандарт GL-4.
Neste Hypoidi S
Масло Neste Hypoidi S относится к категории полностью синтетических жидкостей, предназначенных для круглогодичного применения в коробках скоростей и гипоидных редукторах. Материал соответствует стандарту GL-5. Помимо версии с вязкостью 75W-90, предлагается смазка 75W-140 для тяжелой техники (магистральных грузовиков, автобусов, сельскохозяйственных машин).
- пригодно для эксплуатации при экстремально низких температурах (от -52°С);
- защита деталей трансмиссии от питтинга и коррозии;
- отсутствие на рынке поддельной продукции.
- высокая цена;
- редко встречается в продаже.
Motul Motylgear
Масла Motul Motylgear стандартов 75W-90 и 75W-80 (оба сорта соответствуют нормативам GL-5 и GL-4) предназначены для механических трансмиссий с затрудненным переключением ступеней, но могут заправляться в редукторы с гипоидными парами (без механизма блокировки дифференциала). Увеличенная вязкость при повышенной температуре обеспечивает сохранность защитной пленки, а устойчивость к морозам облегчает процесс переключения скоростей. Масло совместимо с пластмассами и резиновыми манжетами, используемыми в конструкции коробок передач.
- не вспенивается при высоких нагрузках и повышенных частотах вращения;
- обеспечивает защиту от коррозии;
- выдерживает охлаждение до -42°С.
- высокая цена;
- риск приобретения подделки.
Лукойл GL5
Масло Лукойл GL5 75W-90 имеет одобрение завода «АвтоВАЗ» и используется для первичной заливки в МКПП автомобилей марки Lada. Введенные в состав присадки обеспечивают защиту деталей от задиров и преждевременного износа.
Смазка выдерживает повышенные нагрузки в пятне контакта и не теряет первоначальной вязкости на протяжении всего срока эксплуатации.
Материал поставляется в канистрах емкостью 1 л или в стальных 200-литровых бочках.
- имеет рекомендации «АвтоВАЗ»;
- обеспечивает защиту шестерней и снижение уровня шума;
- температура потери текучести составляет -44°С;
- не деградирует на протяжении всего срока службы.
- неудобная фасовка (производитель не предусмотрел резервуары емкостью 2 или 4 л);
- отмечены партии с высокой температурой застывания (около -25°С).
Eneos GL-5
Масло Eneos GL-5, имеющее вязкость SAE 75W-90, используется в механических коробках и раздаточных редукторах или в мостах с коническими главными парами с гипоидным профилем зубьев. Допускается заливка смазки в картеры червячных рулевых механизмов, не оснащенных гидравлическим усилителем. Материал рассчитан на эксплуатацию в условиях сильных морозов, присадки обеспечивают защиту деталей от коррозии и не оказывают негативного влияния на пластиковые и резиновые компоненты.
- пониженная до -45°С температура застывания;
- хорошая защита шестерней и колец синхронизаторов в момент начала движения в зимнее время;
- удобная тара (предусмотрены канистры вместимостью 0,94 и 4 л).
- подходит не для всех типов МКПП из-за соответствия стандарту GL-5;
- высокая цена.
Эльф Транселф
Масло Elf Tranself NFJ 75W-80 предназначено для механических трансмиссий, работающих в условиях повышенных динамических и ударных нагрузок. Материал имеет одобрение API GL4+ и рекомендован для заправки КПП моделей Jхх, TL4 и NDX, используемых на автомобилях Renault. Жидкость сохраняет стабильные рабочие характеристики на протяжении всего срока службы, обеспечивая защиту стальных деталей от коррозии. Масло снижает усилие, необходимое для переключения скоростей, и предотвращает появление задиров на шестернях и синхронизаторах.
- низкая температура застывания (около -40°С);
- устойчивость к воздействию влаги и кислорода воздуха;
- увеличенный срок эксплуатации.
- при повышенной температуре воздуха нарушается масляная пленка (дефект не встречается при использовании в КПП Renault);
- встречаются подделки;
- высокая цена.
Трансмиссионные масла с минеральной основой
Лучшие трансмиссионные масла на минеральной базе выпускаются:
- японской Eneos;
- французскими Motul и Total;
- российской G-Energy (дочерний бренд «Газпромнефти»);
- российской «Люкс» (до 2008 г. использовалось обозначение Luxoil);
- российского бренда Takayama, не имеющего никакого отношения к Японии (вопреки телевизионной рекламе).
Сводная информация по ценам приведена в таблице.
Марка | Емкость канистры, л | Цена, тыс. руб. |
Eneos ATF Dexron III | 4 | 1,6 |
Motul HD | 2 | 1,1 |
G-Energy G-Truck GL-4/GL-5 | 4 | 1,3 |
Total 75W-80 BV | 1 | 0,45 |
Luxe 80W-90 | 1 | 0,18 |
Takayama 75W-90 GL-5 | 4 | 1,4 |
Eneos ATF Dexron III
Всесезонная трансмиссионная жидкость Eneos ATF Dexron III для автоматических агрегатов и гидравлических усилителей рулевого управления соответствует требованиям концернов Caterpillar, Ford, GM и Mitsubishi. Заявленная производителем температура потери текучести составляет -50°С. Введенные в состав присадки не оказывают негативного воздействия на детали из цветных металлов и пластика. Жидкость отличается высокой устойчивостью к окислению, интервал между заменами материала составляет 50 тыс. км.
- пригодно для эксплуатации в любое время года;
- хорошие моющие характеристики;
- отсутствие подделок;
- удобная канистра, оснащенная заливным наконечником.
- подходит только для автоматических коробок;
- потеря герметичности удлинительного наконечника на канистре после 3-4 циклов доливки.
Motul HD
Масло Motul HD, соответствующее стандартам API GL-4/GL-5, поставляется в пластиковых банках объемом 1 и 2 л. Для использования в условиях сервисных центров предлагаются канистры и бочки емкостью до 208 л. Материал рассчитан на использование в механических трансмиссиях с зубчатыми парами, работающими в условиях как низких, так и высоких скоростей сдвига. Масло инертно к цветным металлам и содержит присадки, противодействующие вспениванию и окислению материала в процессе эксплуатации автомобиля.
- защита шестерней при повышенных нагрузках;
- увеличенный ресурс;
- высокая прочность масляной пленки при нагреве трансмиссии.
- не подходит для применения при температуре ниже -27°С;
- высокая цена из-за бренда и использования качественных составляющих.
G-Energy G-Truck GL4 GL5
Масло G-Truck GL-4/GL-5 рассчитано на круглогодичное применение в агрегатах трансмиссий легковых автомобилей, коммерческих грузовиков или автобусов и внедорожной техники. Материал выдерживает охлаждение до -30°С (с сохранением минимальной текучести), обеспечивает защиту синхронизаторов и зубьев шестерней. Входящие в состав жидкости присадки не окисляются в процессе эксплуатации и не разрушают резиновые сальники, масло обладает низким пенообразованием и сохраняет защитную пленку на поверхности при высоких нагрузках.
- доступная цена;
- пригодность для различной техники.
- быстрое старение масла с ухудшением характеристик;
- кристаллизация при падении температуры ниже -30°С.
Тотал 75W-80 BV
Масло французского нефтяного концерна Total соответствует стандарту GL-4+ и создано для первичной заправки ручных коробок и последующего обслуживания трансмиссии автомобилей Peugeot и Citroen. Интервал замены увеличен до 250 тыс. км, в состав смазочного материала введена специальная присадка, учитывающая конструктивные особенности МКПП машин концерна PSA. Масло рассчитано на эксплуатацию при температуре окружающей среды от -45°С, компоненты смазки обеспечивают снижение силы трения и обладают высокими противозадирными свойствами.
- привлекательная цена;
- отсутствие поддельной продукции.
- сложности с покупкой из-за специфичности применения;
- рекомендовано для использования только в МКПП машин французского производства.
Люкс 80W
Минеральные смазки Люкс 80W, предназначенные для механических трансмиссий и редукторов с коническими парами гипоидного зацепления, соответствуют нормативам GL-5 и GL-3. Материал рассчитан на применение при температуре окружающей среды до -28°С.
Входящие в состав присадки повышают устойчивость к окислению и не образуют твердых отложений при нагреве или повышенных контактных нагрузках.
Масла поставляются в розницу в пластиковых канистрах емкостью от 1 до 50 л или в стальных бочках объемом 100 и 216 л.
- низкая стоимость;
- удобная упаковка с герметичной крышкой;
- предусмотрена тара вместимостью 1, 3 и 4 л.
- высокая температура застывания (валы коробки вращаются с усилием при температуре воздуха -15°С);
- быстрая деградация основы и присадок.
Такаяма 75W-90 GL-5
Продукция Такаяма (Takayama), заявляемая как японская, выпускается и фасуется на территории России предприятием АО «Обнинскоргсинтез». Полусинтетическое трансмиссионное масло 75W-90 GL-5 предназначено для механических коробок и редукторов задних мостов, оснащенных шестернями с гипоидным зацеплением. Жидкость поставляется в металлических канистрах емкостью 1 и 4 л с ручкой для переноски. Для промышленного применения предусмотрена фасовка в 20-литровые бидоны или стальные бочки емкостью 200 л.
- удобная упаковка;
- полусинтетическая основа, позволяющая снизить температуру застывания.
- сомнительное происхождение;
- отсутствие сертификации по API.
Таблица с характеристиками для сравнения
При сравнении масел учитываются параметры:
- соответствие стандартам API и GL;
- температура застывания и вспышки;
- кинематическая вязкость при разных температурах.
Синтетические жидкости
Сравнение характеристики масел на синтетической основе приведено в таблице.
Производитель и марка | Плотность при +15°С, г/см³ | Вязкость при +100°С, мм²/л | Вязкость при +40°С, мм²/л | Температура затвердевания, °С |
Castrol Syntrans V FE 75W-80 | 0,86 | 8,0 | 40,0 | -60 |
ZIC GFT 75W-90 | 0,86 | 14,1 | 74,8 | -47,5 |
Shell Spirax S4 AT 75W-90 | 0,875 | 15,4 | 92,6 | -42 |
Motul Gear FF Competition 75W-140 | 0,903 | 24,7 | 170 | -36 |
Роснефть Kinetic GL-4/5 75W-90 | 0,884 | 16,6 | 80 | -42 |
Idemitsu ATF | 0,858 | 7,52 | 32,36 | -47,5 |
Материалы на синтетической базе отличаются высокой температурой вспышки (не менее +210°С). Их дополнительным параметром является коррозионное воздействие на медные сплавы при нагреве. Качественные смазки не должны разрушать кольца синхронизаторов.
Минеральные трансмиссионные масла
В таблице приведены основные характеристики масел для трансмиссии, базирующихся на минеральной основе.
Производитель и марка | Плотность при +15°С, г/см³ | Вязкость при +100°С, мм²/л | Вязкость при +40°С, мм²/л | Температура потери текучести, °С |
Takayama 75W-90 GL-5 | 0,878 | 16,9 | 113,0 | -40 |
Luxe 80W-90 GL-5 | 0,893 | 17,88 | 90,0 | -28 |
Total 75W-80 BV | 0,887 | 8,0 | 49,0 | -45 |
G-Energy G-Truck GL-4/GL-5 | 0,902 | 14,6 | 151,8 | -30 |
Motul HD 80W-90 | 0,894 | 15,0 | 144,0 | -27 |
Eneos ATF Dexron III | 0,847 | 7,5 | 35,3 | -50 |
По таблице хорошо видна разница между маслами для механической коробки и жидкостью для автоматической трансмиссии. Минеральные материалы отличаются большим разбросом по температуре утраты текучести, но уже при -20°С смазка становится густой и создает дополнительное сопротивление при движении.
Полусинтетические составы
Сравнительные характеристики полусинтетических масел разных производителей указаны в таблице.
Производитель и марка | Плотность при +15°С, г/см³ | Вязкость при +100°С, мм²/л | Вязкость при +40°С, мм²/л | Температура потери текучести, °С |
Liqui Moly Hypoid Getriebeoil TDL 75W-90 | 0,88 | 14,0 | 81,4 | -48 |
Газпромнефть GL-5 75W-90 | 0,858 | 15,8 | н.д. | -42 |
Neste Hypoidi S 75W-90 | н.д. | 14,5 | 85,0 | -52 |
Motul Motylgear 75W-90 | 0,859 | 17,1 | 114,0 | -42 |
Лукойл GL-5 75W-90 | 0,884 | 16,1 | н.д. | -44 |
Eneos GL-5 75W-90 | 0,868 | 14,69 | 73,7 | -45 |
Elf Tranself NFJ 75W-80 | 0,884 | 8,5 | 47 | -40 |
Плотность материала позволяет косвенно определить содержание присадок в смазке для трансмиссии. Несмотря на полусинтетическую основу, масла имеют разброс по температуре кристаллизации в пределах 10°С. Минимальной вязкостью обладает продукт Elf Tranself NFJ 75W-80, что может вызвать повышенный шум при работе шестерней.
Тесты с указанными марками масел
Тесты масел для трансмиссии производятся как в лабораторных условиях, так и владельцами автомобилей. Проверка на стендах позволяет определить скорость износа шестерней и синхронизаторов, а также степень деградации присадок и базовой основы в зависимости от пробега. Лабораторное тестирование направлено на определение температуры застывания, от которого зависит расход топлива и долговечность шестерней в коробке и редукторах.
В проверке приняли участие масла:
- Liqui Moly Hochleistungs-Getriebeoil 75W-90 GL4/5;
- ENEOS Gear Lubricant 75W-90;
- Idemitsu Racing MTF 75W-90 GL-5;
- Лукойл ТМ-5 75W90.
Тест проводился путем заправки жидкостей в специальный редуктор с последующим выдерживанием узла на протяжении 5 часов в морозильной камере при -45°С. При прокручивании шестерней и валов электромотором оценивалось сопротивление, влияющее на затраты топлива. Наилучший результат в ходе теста показали масла Liqui Moly Hochleistungs-Getriebeoil и ENEOS Gear Lubricant. Российский аналог Лукойл ТМ-5 75W90 занял третье место, а Idemitsu Racing MTF 75W-90 GL-5 оказалось аутсайдером.
Особенности хранения
Масла для механических трансмиссий и жидкости для АКПП имеют срок годности, определяемый химической стойкостью присадок (продолжительность складирования с момента изготовления составляет от 3 до 5 лет). Производители предусматривают неизменность характеристик смазки только при условии сохранения герметичности упаковки. После вскрытия срок хранения снижается в зависимости от внешних условий.
Требования по организации складских мест:
- бочки и канистры должны находиться в вертикальном положении на стеллажах или поддонах;
- если предполагается складирование под открытым небом, то бочки укладывают горизонтально для предотвращения попадания воды во внутренние полости и сохранности маркировок;
- место складирования не должно подвергаться воздействию солнечного света и повышенных температур (более +20°С);
- помещение оснащают естественной или принудительной вентиляцией;
- не допускается затопление сложенных емкостей дождевой или талой водой;
- запрещается хранить смазки при температуре ниже порога потери текучести.
При соблюдении условий обеспечивается неизменность химического состава масел. При нарушении возможно образование нерастворимых осадков или деградация присадок, приводящая к частичной или полной утрате эксплуатационных свойств. Запрещается введение в жидкости дополнительных компонентов для восстановления или повышения характеристик.
С какими проблемами пришлось столкнуться после заливки смазочного материала, хранившегося в ненадлежащих условиях, и как подобрать самое лучшее масло для МКПП и АКПП?
Источник Источник http://gadgetok.ru/top-15-luchshih-transmissionnyh-masel.html
Источник Источник http://masloteka.ru/transmissionnoe-maslo/klassifikaciya-transmissionnyx-masel.html
Источник http://autotuning.expert/rating/luchshee-transmissionnoe-maslo.html