Виды автомобильных пластиков
Виды автомобильных пластиков
В состав современных автомобилей входит около 120 килограмм деталей, сделанных из различных видов пластика.
Термин пластики (пластмассы) описывает группу химических соединений называемых полимерами. Пластик получается нагреванием углеводородов. Используется катализатор, чтобы разбить большие молекулы на маленькие. Этот процесс называется крэкинг. Маленькие молекулы, такие как этилен, пропилен, бутан и другие называются мономерами. Большинство пластиков сделано из углеводородов, взятых из природных ископаемых (газа, нефти и других). Осуществляется химическое соединение мономеров и создание полимеров. Размер и структура молекул полимеров определяют свойства пластиков.
Существует два базовых типа пластика, которые применяются в автомобилестроении – термопластики и термореактивные пластики. Термопластики плавятся от воздействия высокой температуры, а при остывании снова затвердевают.
Термореактивные пластики никогда не плавятся и не размягчаются от температуры (не меняют форму).
Термопластики
Термопластики – это название пластиков, состоящих из разделённых разветвлённых макромолекул, которые, однако, не связаны друг с другом.
Из-за своих многочисленных положительных свойств, термопластики являются наиболее часто используемыми пластиками в автомобильной индустрии.
Термопластики могут быть расплавлены и использованы снова много раз. Это важный аспект экологичности. Термопластики являются идеальным материалом для переработки. Новые детали могут быть сделаны из старых.
Термореактивные пластики (реактопласты)
При изготовлении изделий из термореактивных пластиков происходит необратимая реакция.
Эти пластики нельзя сваривать, растворять или растягивать, как эластомеры.
Термореактивные материалы очень прочные и стойкие к высокой температуре. Они, к примеру, используются в подкапотном пространстве, рядом с двигателем.
Смеси пластиков (сплавы)
Смеси (например, такие как PP + EPDM ) чаще всего используются в дополнение к чистым формам. Смешиваются два разных типа пластика. При смешивании двух типов пластика, их свойства объединяются, и получается новый тип пластика. Этот процесс похож на смешивание металлов и получение сплавов с новыми свойствами. Кроме того, многие пластиковые детали при изготовлении усиливаются стекловолокном.
Как определить тип пластика?
Определение типа пластика необходимо для выбора способа ремонта и видов материалов, необходимых для этого.
- Тип пластика можно определить по буквенному обозначению на обратной стороне пластиковой детали. Это самый надёжный и точный способ. С обратной стороны есть несколько латинских букв — сокращение от названия пластика. Иногда дополнительные буквенные и цифровые обозначения показывают наличие различных добавок к пластику. Могут также отмечаться дополнительные свойства базового пластика (например HD-High Density, высокая плотность), а также смеси пластиков (знаком «+» тип пластика после него). Ниже в статье будут перечислены наиболее часто встречающиеся сокращения и их расшифровка. Если по каким-то причинам нет возможности определить тип пластика по коду, то можно это сделать, проделав тест.
- Тест с водой. Отрежьте маленькую полоску снизу бампера. Очистите её от загрязнений и краски, чтобы получить «голый» пластик. Поместите его в ёмкость с водой. Если пластик не тонет, то это PE , PP , PP + EPDM (термопластики). Из этих пластиков сделано 80% бамперов. 15% — это реактопласты ( PUR / TPUR ), которые потонут в воде. Остальные 5% — xenoy/polycarbonate. Такой пластик можно найти на некоторых Мерседесах и старых Фордах. Он очень жёсткий и при погружении в воду он потонет. Стоит сделать замечание, что некоторые смеси пластиков могут потонуть, хотя являются термопластиками, но в основном этот тест работает.
- Тест огнём определяет принадлежность к тому или другому типу пластика по размеру пламени, его цвету и типу дыма. Ввиду того, что в состав современных пластиковых деталей автомобиля входят различные добавки, этот тест не всегда помогает определить тип пластика правильно, поэтому мы его рассматривать не будем.
В то время как несколько видов пластика может использоваться в машине, три основных типа составляют 65% всего пластика, используемого в автомобиле: PP — полипропилен (32%), PU / PUR полиуретан (17%) и PVC — поливинилхлорид (16%).
Итак, рассмотрим наиболее часто используемые в автомобилях типы пластиков.
Типы автомобильных пластиков
ABS (Acrylonitrile Butadiene Styrene) — термопластик
Твёрдый, прочный и негибкий пластик. Он имеет высокую прочность благодаря компоненту бутадиену, а твёрдость и негибкость благодаря акрилонитрилу.
Этот пластик обязательно должен быть покрыт защитным покрытием, так как на него разрушительно действуют ультрафиолетовые лучи.
Применение: Корпуса зеркал заднего вида, колпаки колёс, автомобильные панели приборов, радиаторные решётки, молдинги, обрамления фар.
Совет по ремонту: Оптимальным методом ремонта является склеивание специальным клеем (к примеру, PlastiFix). Если применяется сваривание, то его можно дополнять эпоксидной смолой со стекловолокном (с обратной стороны) для повышения прочности.
ABS / MAT — реактопласт
Это пластик ABS , усиленный стекловолокном.
Применение: Пластиковые панели кузова.
EPDM (Ethylen-propylene-diene-monomer) — реактопласт
Часто используется в сплаве с полипропиленом ( PP ) для изготовления бамперов.
Применение: Ударопрочные вставки бампера, бампера ( PP + EPDM ).
PA (Polyamide (Nylon)) — термопластик
Умеренно жёсткий или жёсткий пластик. Хорошо шлифуется. Известен как нейлон.
Является стойким к органическим растворителям. Имеет высокую сопротивляемость к истиранию.
Применение: Пластмассовые внешние детали отделки кузова, декоративные колпаки колёс, лючки бензобака, радиаторные бачки, корпуса фар, корпус боковых зеркал, пластиковые части двигателя.
Совет по ремонту: Нагревайте пластик феном перед началом сваривания. Присадочный пруток должен смешиваться с ремонтируемым пластиком.
PC (Polycarbonate) — термопластик
У этого пластика высокая ударопрочность, даже при очень низких температурах.
Применение: Бампера, радиаторные решётки, приборная панель, корпуса фар.
Совет по ремонту: Перед сваривание пластик лучше нагреть феном.
PPO (Polyphenylene oxide) — реактопласт
Имеет хорошую стойкость к высокой температуре и высокую ударопрочность. Редко используется в чистой форме из-за сложности технологического процесса.
Применение: Хромированные пластиковые детали, решётки радиатора, обрамление фар.
PE (Polyethylene) — термопластик
Умеренно эластичный, обычно полупрозрачный пластик.
Полиэтилен имеет высокую ударопрочность и хорошо выдерживает воздействие кислот, спиртов и нефтепродуктов.
Может быть двух типов – полиэтилен низкой плотности ( PE-LD ) и полиэтилен высокой плотности ( PE-HD ).
Применение: Подкрылки, облицовка салона, расширительные бачки, бачки для «омывайки», подкрылки, бензобаки (делаются из полиэтилена высокой плотности PE- HD ).
Совет по ремонту: Нужно помнить, что на это этот вид пластика имеет плохую адгезию к ремонтным материалам и краске.
PP (Polypropylene) — термопластик
Умеренно гибкий пластик, устойчивый к воздействию химически активных жидкостей. Инертен к ультрафиолетовым лучам. Полипропилен имеет относительно слабую ударопрочность.
Применение: бампера (обычно смесь с EPDM ), изоляция проводки, корпуса аккумуляторов, подкрылки, уплотнители салона, облицовка салона, панель приборов.
Совет по ремонту: Перед нанесением грунтов или лакокрасочных материалов требуется предварительно применять специальный грунт для пластика для увеличения адгезии.
PU / PUR (Polyurethane) — реактопласт, TPU (thermoplastic polyurethane) — термопластик
Полиуретан очень износостойкий, гибкий и прочный пластик. Он может быть изготовлен твёрдым, как шар для бойлинга, а также таким мягким, как стирательный ластик.
Этот пластик представляет собой структурную пену, твёрдость и эластичность которой может варьироваться. Эластичный полиуретан может восстанавливать первоначальную форму даже после длительного физического воздействия.
Применение: Бампера, подкрылки, пластиковые накладки кузова, элементы отделки салона, панели приборов, сидения (вспененный полиуретан).
Совет по ремонту: При сваривании ( TPU ) не нужно нагревать и пытаться расплавить ремонтируемый пластик. Расплавленный присадочный пруток нужно помещать в заранее подготовленную V‑образную канавку.
PVC (Polyvinyl chloride) — термопластик
Твёрдый, хорошо шлифуется. Это гибкий пластик, имеет хорошую сопротивляемость к растворителям. Виниловая составляющая даёт хорошую прочность на разрыв, некоторые поливинилхлоридовые пластики эластичные.
Применение: Боковые молдинги дверей, элементы облицовки салона.
Для полноты обзора пластиков, приведу сводную таблицу, имеющую также обозначения других видов пластика.
Виды, назначение и функции панели приборов автомобиля
Во время движения водителю крайне важно знать текущую скорость автомобиля, расход топлива, обороты двигателя и другие важные параметры. Эта информация отображается на панели приборов. Автопроизводители стараются сделать ее все более функциональной, информативной и удобной.
- Функции и назначение
- Устройство и работа приборной панели
- Сигнальные и контрольные лампы
- Виды панелей приборов
- Оптитронная
- Электронная (виртуальная)
Функции и назначение
Через приборную панель осуществляется связь водителя с автомобилем. Главная ее функция – это информировать о главных показателях во время движения: уровень и расход топлива, скорость, обороты двигателя, заряд АКБ и другое.
Как правило, она расположена прямо перед водителем, немногим ниже уровня глаз. В некоторых моделях отдельные приборы вынесены посередине на центральную консоль.
Панель приборов автомобиля
Современная приборная панель представляет собой блок, который объединяет ряд контрольно-измерительных приборов, сигнальные и контрольные лампы, а также бортовой компьютер. В среднем на ней расположено около десяти приборов. Большее их количество будет только отвлекать водителя, а меньшее скажется в худшую сторону на информативности.
Устройство и работа приборной панели
Все обозначения на панели приборов делят на два вида:
- контрольно-измерительные приборы;
- контрольные лампы.
К контрольно-измерительным приборам, как правило, относятся те приборы, которые показывают различные измерения (скорость, обороты, пробег и др.), например, тахометр, спидометр и одометр.
Контрольные лампы загораются на панели и оповещают водителя о работе различных узлов и элементов. Это может быть заряд АКБ, активация стояночного тормоза, работа привода, тормозные диски, ABS, поворотники, ближний/дальний свет и множество других. Все зависит от конкретной модели автомобиля и варианта “приборки”.
В стандартный набор входят следующие индикаторы и контрольно-измерительные приборы:
- спидометр (показывает скорость авто во время движения);
- тахометр (показывает количество оборотов коленчатого вала в минуту);
- одометр (показывает общий и текущий километраж, пробег);
- индикатор топлива (показывает уровень топлива в баке, сигнал поступает от соответствующего датчика);
- индикатор температуры (показывает текущую температуру охлаждающей жидкости в моторе);
- указатель давления масла;
- другие индикаторы.
В современных автомобилях многие параметры контролируются бортовым компьютером, который выводит информацию о неисправностях на экран. Это могут быть неполадки с ABS, тормозными дисками, фарами и т.д.
Сигнальные и контрольные лампы
Данные сигналы призваны оповещать водителя о различных неисправностях или, наоборот, о правильной работе систем автомобиля. Контрольные лампы также сигнализируют о включении различных функций (полный привод, свет и т.д.). Большинство обозначений имеет общий стандарт. Также при срабатывании некоторых сигналов подаются и звуковые.
Контрольные и сигнальные лампы подсвечиваются разными цветами:
- красным;
- желтым;
- зеленым;
- синим.
Некоторые виды контрольных и сигнальных ламп
Каждый цвет информирует об уровне неисправности или просто о работе системы в данный момент. Как правило, красный цвет предполагает серьезную неисправность. Желтый цвет предупреждает водителя об имеющийся проблеме. Например, низкий уровень давления в шинах, износ тормозных колодок, незакрыта пробка топливного бака и многое другое. Игнорировать красные и желтые сигналы нельзя, необходимо сразу обратиться в сервис или устранить проблему самостоятельно.
Виды панелей приборов
Панели приборов можно разделить на два вида:
- аналоговые (стрелочные);
- электронные или виртуальные.
В аналоговой модели используются механические составляющие. Тахометр, спидометр и другие индикаторы показывают значения стрелками, на индикаторах загораются лампочки. Такими панелями оснащены большинство старых и бюджетных моделей авто.
На виртуальной панели используется специальная программа. Все данные выводятся на единый экран. Такой вариант считается более современным, но многие водители предпочитают проверенные старые датчики.
Оптитронная
Среди разновидностей аналоговой панели выделяют так называемую оптитронную модель. Название происходит от английского «Optitron», но это не технический термин, а товарный знак от Тойота. При выключенном зажигании разглядеть приборы практически невозможно. Они активируются при включении зажигания. Загораются стрелки, затем спидометр, тахометр, уровень топлива, стояночный тормоз.
Оптитронная панель приборов
Для нее характерна повышенная затемненность. Благодаря подсветке на панели видны основные показатели, а другие индикаторы практически незаметны. Они загораются по необходимости. Смотрится оригинально и красиво.
Электронная (виртуальная)
Развитие электронной или виртуальной приборной панели проходило постепенно. Это результат современных технологий. Сначала среди аналоговых циферблатов помещали дисплеи бортового компьютера, затем она стала полностью виртуальной. Программа имитирует на экране привычное расположение приборов.
У такой панели есть свои преимущества:
- большая информативность;
- красивый внешний вид, разработчики стараются сделать дизайн как можно ярче;
- индивидуальные настройки, водитель может сам выбирать внешний вид, цветовую гамму и другое;
- взаимодействие с водителем.
На виртуальной панели может отображаться навигатор
Разработчиками цифровых панелей являются многие ведущие автопроизводители (AUDI, Lexus, Volkswagen, BMW, Cadillac и другие. Наиболее прогрессивной считается виртуальная панель Audi Virtual Cockpit. Жидкокристаллический дисплей с высоким графическим разрешением, на котором отображается множество информации, включая информационно-развлекательный комплекс. Управлять системой и настройками можно с рулевого колеса.
Также многие современные автомобили оснащаются функцией проекции приборной панели на лобовое стекло. Проекционный дисплей показывает основные показатели (скорость, навигация и т.д.). Водителю не нужно отрывать взгляд от дороги и отвлекаться.
Приборная панель – это коммуникатор, через который проходит связь автомобиля с водителем. Чем информативнее и правдивее будет информация, тем безопаснее и удобнее будет поездка. Современные панели отличаются не только информативностью, но и ярким дизайном. Различные решения добавляют индивидуальности салону, но все же главное, чтобы водитель в любой момент движения мог увидеть интересующую его информацию.
Источник Источник Источник Источник http://kuzov.info/vidi-avtomobilnih-plastikov/
Источник Источник http://techautoport.ru/elektrooborudovanie-i-elektronika/kuzovnaya-elektrika/panel-priborov.html