ФЗ № 123 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности
ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
4 составляющих и радиоканал
А.В. Зайцев
Советник президента Ассоциации индустрии безопасности
Следуя букве Закона о техническом регулировании, МЧС России завершило в 2008 г. подготовку Технического регламента, призванного объединить требования пожарной безопасности, которые были рассредоточены в таких нормативных документах, как ГОСТы, СНиП, Правила пожарной безопасности и НПБ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» вступит в силу 1 мая 2009 г. При его подготовке за основу были взяты требования пожарной безопасности, традиционно применяемые на территории Российской Федерации и привычные для специалистов. Вместе с тем закон установил ряд новых понятий. Прежде всего, стоит упомянуть оценку допустимого уровня пожарного риска, а также декларацию пожарной безопасности.
Цели и задачи ФЗ № 123
Цели создания Технического регламента:
- определение на законодательном уровне основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и общих требований пожарной безопасности к объектам защиты;
- формирование принципиально нового механизма реализации требований в области пожарной безопасности и контроля их выполнения.
Основные задачи Технического регламента:
- комплексное обеспечение пожарной безопасности территорий, зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
- установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции;
- внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности (оценка пожарного риска, добровольное противопожарное страхование).
Четыре составляющих закона
Технический регламент охватывает все направления деятельности по обеспечению пожарной безопасности объектов и продукции.
Можно выделить следующие составляющие закона:
- • правовую;
- • организационно-правовую;
- • организационно-техническую;
- • техническую.
Правовая составляющая
Заключается в определении в качестве подзаконных актов, необходимых для практической реализации требований Технического регламента, национальных стандартов (ГОСТ Р) и сводов правил (СП).
Национальные стандарты (ГОСТ Р) можно разделить на две части: одна из них регламентирует требования пожарной безопасности конкретных объектов, а другая — требования к пожарной технике. На момент написания этой статьи на согласовании находились 97 проектов стандартов.
В связи с этим нормы пожарной безопасности (НПБ), касающиеся требований к средствам пожарной сигнализации и оповещения, переходят с нововведениями в формат национального стандарта ГОСТ Р 53325-2009 «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний».
Для определения времени работы технических средств противопожарной защиты в условиях пожара впервые вводится ГОСТ Р «Электрооборудование систем противопожарной защиты. Требования пожарной безопасности. Метод определения работоспособности в условиях пожара».
Для части объектов, имевших ранее свои Правила пожарной безопасности, вводятся национальные стандарты, в частности ГОСТ Р «Объекты образования. Требования пожарной безопасности», ГОСТ Р «Объекты социальной защиты. Требования пожарной безопасности», ГОСТ Р «Сельскохозяйственные предприятия. Требования пожарной безопасности» и т.п.
Если национальные стандарты содержат требования к обеспечению пожарной безопасности конкретных объектов и технических средств, то Своды правил (СП) прописывают пути достижения задач, поставленных ГОСТами. На момент написания этой статьи на согласовании находились 13 Сводов правил.
В частности, практически закончены работы над сводом правил «Системы противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования». Наиболее актуальными для читателей данного журнала являются первые три части этого документа:
- «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические»;
- «Системы оповещения и управления эвакуацией»;
- «Системы отопления, вентиляции, кондиционирования и противодымной защиты».
Организационно-правовая составляющая и декларирование
Организационно-правовая составляющая заключается в введении механизма декларирования факта обеспечения пожарной безопасности собственниками объектов.
Декларирование носит обязательный характер и производится в уведомительном порядке. В декларации пожарной безопасности собственник должен либо привести расчетные величины пожарных рисков, либо перечислить нормативные документы по пожарной безопасности, требования которых он обязуется выполнять. В частности, одним из основных показателей, используемых для управления пожарной безопасностью путем оценки пожарного риска, является расчет индивидуального риска — количественной меры, характеризуемой частотой поражения опасными факторами пожара определенного человека.
«Статья б. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Пункт 5. Юридическим лицом — собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона»
На проектируемый объект декларация должна составляться застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации
«Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности.
Пункт 3. Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации».
Собственник объекта несет административную и уголовную ответственность за полноту и достоверность содержащихся в декларации сведений.
«Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности.
Пункт 4. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному Федеральным законом или договором, или орган управления многоквартирным домом, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Декларации пожарной безопасности на объекты, которые будут эксплуатироваться на момент вступления регламента в силу, должны быть предоставлены не позднее 1 мая 2010 г.
«Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности.
Пункт 7. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу».
«Статья 4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности Пункт 4. На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона».
Организационно-техническая составляющая
В Техническом регламенте впервые сведены требования и отражены все необходимые связи между всеми составляющими системы противопожарной защиты, а именно:
- объемно-планировочными решениями;
- используемыми строительными конструкциями и материалами;
- средствами, ограничивающими распространение пожара за пределы очага;
- эвакуационными путями;
- первичными средствами пожаротушения;
- средствами индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;
- автоматическими системами пожарной сигнализации;
- автоматическими установками пожаротушения;
- системами оповещения людей о пожаре;
- системами вентиляции и кондиционирования, аварийной вентиляции, пожарным водопроводом;
- системами управления лифтами и т.п.
Живучесть систем противопожарной защиты
Одно из существенных отличий от ранее существовавшей нормативной базы заключается в том, что в Техническом регламенте время функционирования всех технических средств систем противопожарной защиты рассчитывается исходя из времени, как минимум необходимого для полной эвакуации всех людей в безопасное место. Из этого требования вытекает необходимость максимально повысить надежность и живучесть указанных средств в условиях распространения опасных факторов пожара, что является одним из основных элементов организационно-технической составляющей Технического регламента.
«Статья 51. Цель создания систем противопожарной защиты.
- Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий
- Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара
- Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности».
Как следствие, в Техническом регламенте отдельной статьей введены требования к кабелям и проводам всех систем противопожарной защиты, которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.
«Статья 82. Требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий, сооружений и строений.
2. Кабели и провода систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортирования подразделений пожарной охраны в зданиях, сооружениях и строениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону».
«Статья 103. Требования к автоматическим установкам пожарной сигнализации.
2. Линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны быть выполнены с учетом обеспечения их функционирования при пожаре в течение времени, необходимого для обнаружения пожара, выдачи сигналов об эвакуации, в течение времени, необходимого для эвакуации людей, а также времени, необходимого для управления другими техническими средствами».
В подзаконных нормативных документах радиоканал наравне с проводными средствами стал одним из вариантов организации линий связи в системах пожарной сигнализации, оповещения и автоматики.
ГОСТ-Р 53325-2009 «Техника пожарная Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний».
«Пункт 3.38: Линии связи: Провода, кабели, оптическое волокно, радиоканал или другие средства передачи сигналов, обеспечивающие взаимодействие и обмен информацией между компонентами системы пожарной сигнализации.
Пункт 7.1.13: ППКП и ППУ, а также иные технические средства противопожарной защиты, взаимосвязь с которыми осуществляется по радиоканальным линиям связи, должны быть адресными и обеспечивать между собой двухсторонний обмен данными. Достоверность передачи информации по радиоканальным линиям связи должна быть обеспечена техническими решениями, определяемыми производителями систем. В качестве данных технических решений могут быть предусмотрены возможности перехода на резервные частотные каналы, использование специальных протоколов обмена и иные способы повышения достоверности и надежности системы связи. При отсутствии связи с любым компонентом радиоканальной системы в течение определенного времени, но не более 300 с, ППКП и/или ППУ должны индицировать информацию о возникшей неисправности».
Свод правил. Системы противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования.
«Часть 1. Автоматическая пожарная сигнализация и автоматическое пожаротушение.
Пункт 13.15.1: В качестве шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий связи могут применяться как проводные, так и непроводные каналы связи.
Часть 2. Оповещение и эвакуация людей при пожаре.
Пункт 2.7: Соединительные линии: Провода, кабели, а также радиоканальные линии, обеспечивающие соединение между компонентами систем пожарной автоматики, в том числе систем оповещения и управления эвакуацией.
Пункт 3.4: Радиоканальные соединительные линии должны быть обеспечены системой автоматического контроля их исправности».
Таким образом, одним из возможных вариантов реализации требований Технического регламента является использование профессиональных беспроводных адресно-аналоговых систем пожарной сигнализации с двухсторонним протоколом обмена.
Техническая составляющая
Заключается в определении требований к техническим средствам пожарной автоматики, включающим отдельные установки или целые системы. Данные требования позволяют реализовать основные задачи систем противопожарной защиты и достигнуть требуемого уровня надежности и устойчивости к воздействию опасных факторов пожара (живучести).
В соответствии с Техническим регламентом автоматические установки пожарной сигнализации не могут управлять пожаротушением, оповещением и пожарной автоматикой и призваны только обнаруживать сам факт возгорания, не более Все остальные функции возложены на приборы управления оповещением, пожаротушением, лифтами, дымоудалени-ем, вентиляцией и т.п.
Согласно пункту 5 статьи 83 Технического регламента автоматические установки пожарной сигнализации должны обеспечивать информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности линий связи и технических средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, управления системами противопожарной защиты, приборами управления установками пожаротушения. Вся информация должна сводиться на приемно-контрольные приборы, использование дополнительных выносных ламп и кнопок, размещенных на стене, исключено.
Статья 84 содержит практически всю первую часть НПБ 104-03 вместе с ранее исключенным пунктом по управлению разблокировкой эвакуационных выходов. Теперь эти требования прописаны в федеральном законе, что еще раз подчеркивает, что обнаружение пожара — лишь малая часть задачи систем противопожарной защиты, а основной задачей является своевременная организованная эвакуация из здания всех людей.
В статье 85 Технического регламента приводятся требования к системам дымоудаления и аварийной вентиляции, которые ранее содержались в СНиП «Вентиляция и кондиционирование». Положения этой статьи также напрямую связаны с организацией своевременной и организованной эвакуации людей в случае пожара, а их невыполнение влечет за собой уголовную ответственность владельцев объектов.
Продолжение следует.
Данный материал — первый в серии публикаций о Техническом регламенте. Он раскрывает лишь часть широкого спектра вопросов, которые затрагивает новый Федеральный закон № 123. Сегодня активно продолжается работа по формированию подзаконной нормативной базы. На официальных сайтах ВНИИПО и МЧС размещаются для открытого обсуждения текущие версии проектов национальных стандартов и сводов правил.
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» — это:
- принципиально новый подход к ответственности юридических и физических лиц;
- инновационный подход к живучести систем пожарной безопасности.
Уже сейчас проектно-монтажным организациям необходимо подготовиться к работе в новых условиях — разобраться в требованиях новых нормативных документов, подобрать типовые технически и экономически обоснованные решения.
Значение Технического регламента как основы для введения в действие новой нормативной базы трудно переоценить, а реализация его требований позволит поднять обеспечение пожарной безопасности в нашей стране на новый качественный уровень.
Источник: Журнал «Системы безопасности» #2, 2009
Документы и законы регламентирующие соблюдение требований пожарной безопасности: 123-ФЗ, ППР 390
О пожарной безопасности
В России требования пожарной безопасности являются неотъемлемой составляющей любого строящегося либо сдаваемого в эксплуатацию здания. Все нормы, определенные для строений, регламентированы настоящим законодательством Российской Федерации. Если будет выявлено не соответствие требованиям пожарной безопасности, то здание не будет принято в эксплуатацию, кроме того на владельца уже эксплуатируемого объекта при нарушениях может быть наложен штраф сотрудниками государственной инспекции.
Документы и законы, регламентирующие пожарную безопасность
Все предусмотренные правила, а также виды ответственности за несоблюдение установленных порядков, регламентируются следующими нормативно правовыми актами:
- ФЗ № 69 от 21.12.1994 года (последняя редакия от 27.12.2019) «О пожарной безопасности». Данный документ о требованиях ПБ устанавливает основные правила эксплуатации зданий, а также порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации (пожара или задымления). Обращение граждан с огнем при отдыхе на природе. Курение в специально отведенных местах.
- ФЗ № 123 от 22.07.2008 года (последняя редакция от 27.12.2018) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В тексте этого нормативно правового акта отражены положения о классификации пожаров, показатели и различные цифры огнестойкости конструкций, а также общие принципы, по которым здания вводятся в эксплуатацию и используются в последующем.
- Постановление действующего Правительства РФ (ППР) № 390 от 25.04.2012 года (последняя редакция от 20.09.2019) «О противопожарном режиме». В тексте нормативного акта присутствует информация о правилах противопожарного режима в Российской Федерации. Все, что связано с действиями граждан, сотрудников компаний, а также иных должностных лиц при противодействии возникновению чрезвычайных ситуаций (пожаров).
- Приказ МЧС № 645 от 12.12.2007 года (в последней редакции от 22.06.2010) «Об утверждении норм пожарной безопасности». Предоставление информации по пожарной безопасности работникам компаний, а также их действия при возникновении чрезвычайной ситуации (пожара).
- КоАП РФ статья № 20.4 (последняя действующая редакция административного кодекса от 24.04.2020) «Нарушение требований пожарной безопасности». В тексте документа отражена информация об ответственности за несоблюдение установленных правил действующим законодательством.
Общие требования пожарной безопасности (правила обращения с огнем, курение в специальных зонах, наличие и доступ к эвакуационным выходам, а также установка пожарной сигнализации в организациях, обращение граждан с огнем) обязательны для соблюдения, как физическими, так и юридическими лицами. При нарушении установленных действующим законодательством правил, граждане или предприниматели могут быть привлечены к ответственности в соответствии с КоАП РФ Статья 20.4 за нарушение требований соблюдения пожарной безопасности.
Если на практике знать все эти руководства, то имеется возможность свести к минимуму возможные чрезвычайные происшествия, которые, как правило, возникают из-за незнания гражданами действующих норм права, а также правил пожарной безопасности. Найти и скачать все актуальные документы относительно установленных правил и порядка действий можно по ссылкам:
Даже поверхностное изучение нормативных актов в значительной мере позволит многим россиянам пересмотреть свое отношение к пожарной безопасности и действиям, связанным с огнем.
Как использовать нормативные акты в повседневной жизни
Действующее законодательство на российской территории, обязывает граждан, а также юридических лиц к тому, чтобы в строгом порядке выполнялось соответствующее соблюдение требований по пожарной безопасности, в противном случае за нарушение предусматривается соответствующее наказание. Рассмотрим более подробно, как руководствоваться нормами права в повседневной жизни:
- знать положения и требования, прописанные в действующем российском законодательстве;
- лично соблюдать правила и при необходимости пресекать любое нарушение требований в сфере пожарной безопасности со стороны иных лиц;
- при необходимости сразу сообщать о выявленном нарушении или чрезвычайной ситуации в соответствующие службы;
- для предпринимателей, а также сотрудников знать основные требования пожарной безопасности при ведении трудовой деятельности;
- не совершать на работе действий (курение в неподходящем месте, загромождение эвакуационных выходов, отсутствие огнетушителей, либо иные нарушения), которые нарушают требования пожарной безопасности в организации;
- также каждый гражданин Российской Федерации должен знать, какие требования по пожарной безопасности нужно соблюдать.
Соблюдение установленных правил в действующих компаниях
В каждой компании трудятся сотрудники, при этом предварительно руководитель учреждения оборудует свои производственные площади, соблюдая нормативные требования пожарной безопасности. Рассмотрим более детально, как соблюсти установленные законодательством требования:
- При открытии и последующей работе компании соблюдать предусмотренные законодательством меры противопожарной безопасности.
- Следить за тем, чтобы установленные законом правила соблюдались всеми сотрудниками компании (при необходимости накладывать штрафы).
- Регулярно поддерживать соблюдение правил безопасности, а не только в те моменты, когда готовится очередной визит ответственного инспектора.
- Брать во внимание основные нормативные документы и их положения, а также руководствоваться ими регулярно.
При соблюдении данных требований, руководителя компании, а также его сотрудников не ожидает какого-либо наказания, что предусмотрено действующим законодательством на территории РФ.
Какая предусмотрена ответственность
Все положения действующих законов, регламентирующие пожарную безопасность, должны соблюдаться физическими и юридическими лицами. Это позволит свести количество чрезвычайных происшествий к минимальному значению. В ином случае при выявлении несоответствия требованиям или не соблюдение правил, грозит тем, что к гражданину или предпринимателю будет применена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности:
- для простых граждан накладывается санкция от двух до трех тысяч рублей;
- если речь касается различных должностных лиц, а также граждан, которые находятся на государственной службе, то размер штрафа составит 15-30 тысячи рублей;
- при условии, что речь идет о нарушении со стороны предпринимателя или учредителей компании, то на них накладывается санкция в размере 200-400 тысяч рублей;
- что касается индивидуальных предпринимателей, то на них за нарушения накладываются санкции в размере 30-40 тысяч рублей;
- при неправомерных действиях в зонах повышенной опасности возникновения пожара, размеры штрафов увеличиваются;
- также существенно повышаются санкции, при условии, что неправомерные действия повлекли за собой возникновение пожара.
Важно. Все штрафы за нарушение требований пожарной безопасности, регламентированы настоящими законами страны, а именно КоАП РФ.
Нюансы противопожарной безопасности
В любом направлении действующего российского законодательства присутствуют отдельные моменты, на которые необходимо обращать внимание. В данном случае особого внимания заслуживают следующие нюансы:
- лишь соблюдение установленных правил всеми гражданами позволит свести чрезвычайные ситуации и пожары к минимуму;
- предприниматели должны ответственно относиться к установленным правилам, а не пытаться откупиться от должностных лиц, так как от этого зависят жизни его сотрудников, а также непосредственно его личная сохранность;
- не добропорядочное отношение к установленным правилам граждан, а также должностных лиц может привести к негативным последствиям;
- любой пожар легче предотвратить, соблюдая установленные правила, нежели бороться с его последствиями.
Если в своей жизни каждый гражданин или юридическое лицо будет заострять на данных моментах внимание, то высока вероятность свести к минимуму число пожаров в стране, а также количество граждан, пострадавших от них.
Нововведения 2020 года
Каждый год в России к действующим нормативно правовым актам применяются поправки и вносятся коррективы. 2020 год не станет исключением. Планируется внесение следующих изменений и нововведений:
- Будет проведено полномасштабное занятие с руководителями образовательных учреждений по пожарной безопасности.
- В Приказ МЧС № 645 будет внесено около 20 нововведений, относительно действий сотрудников, а также взаимодействия с иными службами.
- В 2020 году новых новых редакций Федерального закона 123 не будет.
- 1 июля 2020 года вступит в силу новая редакция КоАП РФ.
- Нововведения затронут методы проверки противопожарной безопасности в частных и государственных организациях.
- Некоторые коррективы будут внесены в нормы пожарной безопасности, которые действуют в стране.
- Дополнительно планируется увеличение санкций при выявлении правонарушений в отношении противопожарной безопасности.
Важно. Сразу после вступления новых поправок в законную силу, каждому гражданину и юридическому лицу рекомендуется ознакомиться с нововведениями, чтобы избежать возможных последствий и нарушений.
123-ФЗ
МЧС РФ завершило подготовку законопроекта по техническому регулированию, объединяющие правила безопасности, ранее указанных в ГОСТах, СНиПах и НПБ. Технический регламент требований пожарной безопасности от 22.07.2008 года объединяет в нормативную документацию и устанавливает новые понятия и требования.
Задачи федерального положения о пожаробезопасности 123-ФЗ
Цель создания 123-ФЗ о пожарной безопасности:
- установление главных положений и общих требований;
- разработка инновационного механизма исполнения и контроля установленных норм.
- гарантирование сохранности территорий, объектов, строений, зданий, сооружений, а также автотранспорта, оборудования и другого имущества;
- формирование минимального уровня требований к защите различной продукции;
- введение оценки рисков и страхование на добровольной основе.
Таким образом, 123-ФЗ содержит сведения о требованиях, подлежащих к выполнению о поддержки минимального уровня риска в качестве предупреждения возгораний на объектах, в т. ч. на производственных площадях.
Пожарная декларация к 123-ФЗ в основном касается застройщиков сооружений и ответственных за подготовку документации и выдается после прохождения соответствующей экспертизы. Если сооружение не будет соответствовать огнестойкости, уровню задымленности, скорости распространения огня и другим параметрам, то в выдаче документа будет отказано. Соответственно, объект не будет допущен к эксплуатации, если иное не предусмотрено действующим Законодательством РФ.
Дополнительно 123-ФЗ с изменениями содержит следующие указания:
- реализовать требования по дополнительному оснащению медицинских и социальных объектов;
- ужесточить требования к электромагнитной устойчивости защитной системы;
- ввести обязательный мониторинг пожарной безопасности на всех социально значимых объектах.
Примечательно, что действующий статус Федерального закона 123 о пожарной безопасности предполагает:
- выбрать владельцу актуальный метод защиты объекта из приведенных в документе классификаций;
- застраховать собственность и имущество третьих лиц.
Согласно комментариям к федеральному закону 123, документ включает условия:
- полное выполнение установленных законом требований к пожарной безопасности;
- риски не должны превышать утвержденные нормы;
- сооружения, к которым не предъявляются нормативы, допускается вводить в эксплуатацию при соответствии минимальному риску возгорания.
Действующая редакция ФЗ-123
123-ФЗ Технический регламент о требованиях пожарной безопасности принят в работу субъектами РФ в 2009 году и до 2020 года неоднократно подвергался корректировками дополнениям. Появление документа привело к административным и техническим последствиям для собственников зданий, т. е. по новым правилам ответственность переложена на владельцев объектов.
В последней редакции 123-ФЗ от 27.12.2018 года претерпели изменения следующие статьи:
- Статья 1 123-ФЗ содержит положения о техническом контроле зданий, сооружений, имущества, а также производственных мощностей и изделий общего назначения.
- Статья 4 123-ФЗ включает требования, отражающие полный перечень документов в 123-ФЗ о противопожарной защите:
- решения о планировке и объемах;
- применение строительных материалов для возведения конструкций;
- способы по ограничению распространения огня;
- эвакуация;
- первичные методы и средства тушения пожаров;
- система индивидуальной защиты лиц;
- пожарная сигнализация;
- аварийное оповещение о возгорании;
- нормативы о вентиляционной и аварийной системах и т.д.
- Обновленная статья 6 123-ФЗ в пункте 1 указывает на идентификацию сооружений, а также условия защиты, разделенные на классы. Классификация учитывает функции и конструктивные нюансы объектов, влияющих на пожароопасность и риск возгорания. Производственные мощности идентифицируются на основании рисков взрыва и возгорания.
- Статья 89 123-ФЗ об эвакуации гласит, что выходы из подвальных и полуподвальных помещений категории с В1 по В4, Г, Д осуществляются в вестибюль здания первого этажа строения типа ф5. Пункт №9 о требованиях пожарной безопасности к эвакуационным выходам упразднен.
- Статья №87 больше не содержит сведений о классе огнестойкости, предъявляемой к зданиям.
Документ также содержит ряд таблиц, указывающие на технические требования об огнестойкости сооружений, расстоянии от резервуаров со взрывоопасными веществами, конструктивные особенности объектов и т. п. Но основное внимание заслуживает таблица 21 «Степень огнестойкости здания из 123-ФЗ», в которой прописаны 5 степеней огнестойкости и пределы строительных конструкций. Примечательно, что пятый класс не нормируется.
Ознакомиться с таблицами из 123-ФЗ можно по этой ссылке на консультант плюс. Для просмотра полного перечня нажмите кнопку со следующей таблицей:
Скачать действующие документы
Федеральный закон №123 о пожарной безопасности – это:
- новый подход к ответственности юридических лиц;
- принципиальное обновление к живучести пожаробезопасных систем.
ФЗ 123 в 2020 году содержит перечень документов добровольного применения к 123-ФЗ (Приказ 474), на основании которого владельцы строений самостоятельно выполняют требования, предъявляемые к пожаробезопасности.
Скачать ФЗ 123 в редакции №11 от 27.12.2018:
ППР 390
В РФ имеются правила противопожарного режима, которые обязательны для каждого гражданина и каждой организации. Соблюдение норм постановления Правительства РФ № 390 (ППР 390), которым эти правила утверждены, гарантирует защиту помещений от возникновения пожаров и возможность избежать ненужных трат, возмещая ущерб, нанесенный огнем.
Описание постановления
Правила противопожарного режима утверждены в РФ постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390-П. Нормативный акт состоит из 21 главы, каждая из которых подробно описывает требования противопожарного режима относительно различного рода объектов.
Кроме этого постановление содержит 7 приложений, в которых имеются не только образцы документов, но и нормы обеспечения и оснащения зданий/сооружения средствами противопожарной безопасности.
Постановление о противопожарном режиме издано во исполнение ст. 16 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-Ф. Сразу же в первой статье постановления законодатель уточняет, что руководитель организации должны утвердить инструкцию о мерах по пожарной безопасности и назначить ответственное лицо за особый противопожарный режим на каждом объекте, который имеется у них в собственности или пользовании.
Какие задачи решает нормативный акт?
Основной задачей данного акта является объединение правил противопожарной безопасности на различных объектах в одном постановлении. Так же ППР 390 с целью обеспечения противопожарной безопасности устанавливают:
- систему поведения граждан на объектах;
- варианты организации производства;
- порядок содержания помещения и прилегающей территории.
Законодатель довольно тщательно прописывает правила организации помещений, в зависимости от количества человек, круглосуточности пребывания работников, наличия/отсутствия предметов интерьера, которые могут затруднить выход из здания и т.д., а также уточняет
Например, в п. 23 содержатся ограничения, которые должны быть соблюдены абсолютно на всех объектах защиты. Нельзя:
- хранить на чердаках, в подвалах или иных закрытых помещениях легковоспламеняющиеся жидкости, порох и т.д.;
- «захламлять» чердаки, вентиляционные люки, подвалы;
- убирать двери эвакуационных выходов, которые были предусмотрены технической документацией;
- проводить уборку здания с использованием легковоспламеняющихся жидкостей;
- устанавливать на лестничных клетках внешние блоки кондиционеров и т.д.
За нарушение требований Пунктов ППР РФ 390 законодателем предусмотрено наказание по статье 20.4 КоАП РФ. Санкция статьи предусматривает штрафы за нарушения противопожарного режима. Градация сумм штрафа связана с категорией правонарушителей; например, для юридического лица его размер значительно выше, чем для гражданина.
Последние изменения
Противопожарный режим 2020 года обусловлен последними изменениями в ППР 390, которые были внесены в 2019 году постановлением Правительства РФ N 16. Документ был опубликован 03.10.2019 и с этого же дня вступил в силу и стал обязательным на всей территории РФ.
Изменения правил вводят следующие новшества:
- Владельцам дачных участков вменяется в обязанность убирать траву и мусор на территории участков, согласно имеющейся документации.
- Запрет на посев колосовых культур в определенных местах, например, в границах полос отвода
- Владельцы угодий должны ограждать свои наделы от зарастания сорняками и производить своевременный сенокос.
- Инструкцию по поведению граждан в период уборки зерновых культур.
- Запрет на хранение в большом количестве сена и дров, которые могут легко воспламениться.
- Правила противопожарного режима на железной дороге.
ППР 390 с изменениями в 2020 касаются в основном, поведения дачников для соблюдения противопожарного режима и вопроса введения особого противопожарного режима для полос отвода и охранной зоны железных дорог.
Скачать и посмотреть последнюю редакцию ППР 390
Последняя редакция правил противопожарного режима ППР N 390 доступна для скачивания:
1) После того, как документ откроется, он будет выглядеть следующим образом:
2) Находим подраздел «Список изменяющих документов» и нажимаем на него.
3) Система выдает список изменений документа с момента его официального опубликования. Нас интересует ППР 390 от 25.04 2012 с изменениями от 20.09.2019 № 16.
4) После того, как нажимаем на № 16, открываются последние правила противопожарного режима в РФ.
Осталось только ознакомиться с последними изменениями.
Для справки! В тексте ППР 390 консультант плюс уже включает все изменения, пользователю достаточно выбрать нужную главу и пункт для изучения. Внизу нормативных положений имеется информация о дате изменения и номере акта.
Как смотреть все редакции закона
Система Консультант плюс допускает возможность сравнения редакций документа для того, чтобы наглядно видеть все изменения. Для этого необходимо на главной странице документа в верхнем правом углу выбрать вкладку «Редакции».
После нажатия на нее откроется еще одно окно, в котором необходимо выбрать нужную редакцию для сравнения и отметить ее галочкой. Далее в левой части страницы выбираем опцию «Сравнить с предыдущей редакцией».
После этого открывается окно сравнения двух редакций. Все изменения, внесенные в документ выделяются цветом.
Скачать бесплатно ППР 390 с изменениями можно также на сайте консультанта, нажав на кнопку «Экспорт в WORD», выделенное гиперссылкой и сохранив его в нужном месте на электронном устройстве.
Таким образом, нарушение противопожарного режима карается законодателем в КоАП РФ, а при наличии большого ущерба от действий граждан или организации им грозит и уголовная ответственность. Для того, чтобы не нарушать нормы законодательства, необходимо знать ппр 390 и следить за последними изменениями в документе.
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.
Источник http://www.aktivsb.ru/statii/fz_123_tekhnicheskiy_reglament_o_trebovaniyakh_pozharnoy_bezopasnosti.html
Источник Источник http://fz-123.com/