Расширительный бачок системы охлаждения двигателя: где находится, а также принцип работы крышки
Где находится расширительный бачок системы охлаждения двигателя? Принцип работы крышки
Автомобильный двигатель внутреннего сгорания в процессе эксплуатации выделяет огромные объемы тепловой энергии. Для эффективного функционирования мотора, данное тепло нужно отводить, в противном случае перегрев приведет к уменьшению ресурса, проблемам со сгоранием топливной смеси, увеличению токсичности выхлопных газов.
Поддержание оптимальной температуры обеспечивается корректной работой комбинированной системы охлаждения, которая использует для отвода избытков тепла воздух и технические жидкости.
Расширительный бачок системы охлаждения двигателя – один из основных ее элементов. Какие же функции он выполняет? Где его найти? Как он устроен? Разберемся в статье.
Конструктивные особенности
Чтобы увидеть бачок, достаточно просто поднять крышку капота транспортного средства. Конструкция его очень проста. Сам резервуар выполнен на основе пластика с толстыми стенками, прочного и эластичного, устойчивого к ударным нагрузкам, экстремальным холодам, температурным перепадам и контактам с агрессивной химией.
Для удобства заливки охлаждающей жидкости на баке предусмотрена широкая горловина, для соединения с другими элементами системы – специальные штуцеры.
Если говорить о конфигурации бачка, то каких-то строгих нормативов нет, форма зависит от конкретного производителя и оптимизируется для того, чтобы элемент занимал минимум места в подкапотном пространстве.
Аналогично, нет строгих требований и к вместительности. Емкость бачка вариативна, подбирается в соответствии с моделью автомобиля, объемами тепла, выделяемыми его мотором, и прочими техническими нюансами.
В некоторых случаях на бачках можно увидеть и дополнительную горловину, где установлен датчик уровня жидкости.
Если этот показатель отклоняется от нормы, водитель получает соответствующее предупреждение.
Различается по конструкции и пробка, закрывающая горловину. Иногда устройство крышки расширительного бачка подразумевает наличие клапана, сбрасывающего пар и воздух при критическом увеличении давления.
Если же клапана нет, данную функцию выполняет крышка, расположенная на радиаторе.
Особенности расположения бачка и принципы соединения с другими элементами системы охлаждения
Где находится расширительный бачок? Точное местоположение компенсационной емкости зависит от модели машины. Она фиксируется на кузовных элементах, лонжеронах и перегородках, отделяющих пространство капота от салона.
Для крепления используются кронштейны или хомуты. В большинстве случае, бачок находится на стороне, где располагается верхний патрубок радиатора.
В зависимости от типа, бак оснащен 2 или 3 штуцерами. Конструкция второго типа подразумевает соединение 3 шлангами со следующими деталями:
- Самый толстый патрубок, зафиксированный на штуцере, расположенном в нижней части, соединяет бачок с малым кругом циркуляции жидкости. Когда антифриз начинает нагреваться и расширяться, именно по этой магистрали он и поступает внутрь бачка.
- Трубка небольшого диаметра, проходящая между радиатором и штуцером, расположенным в верхней части, позволяет осуществлять сброс пара непосредственно из радиатора.
- Вторая трубка небольшого диаметра, закрепленная на другом верхнем штуцере, крепится на радиаторе печки салона. Основная задача аналогична предыдущей детали, по ней излишнее количества пара и тосола попадают в расширительный бачок.
Если на компенсационной емкости предусмотрено только 2 штуцера, то подключение к салонной печке не выполняется.
Вне зависимости от модели транспортного средства, расширительный бак является наивысшей точкой системы охлаждения двигателя. Только в таком случае полностью сохраняется принцип совмещающихся емкостей.
Чтобы гарантировать полное заполнение тосолом всех элементов системы, его уровень должен быть на несколько сантиметров выше минимальной отметки, указанной на баке.
Зачем он нужен?
Система охлаждения современного авто содержит несколько литров тосола. В процессе работы мотора происходит его нагрев и, как следствие, увеличение объема. Данное увеличение нужно компенсировать, чтобы исключить разрыв охлаждающего контура, повреждение патрубков и элементов радиатора.
Аналогично, компенсировать нужно и охлаждение, которое может иметь место в зимний период. Охлаждение и уменьшение объема провоцирует образование вакуума, сила которого столь же разрушительна, как у повышенного давления.
Все эти колебания и призван компенсировать расширительный бачок.
Если сформировать список его функций, то выглядят они следующим образом:
- принятие увеличенных объемов антифриза, образующихся при его тепловом расширении;
- сброс излишков давления при помощи специальной пробки, оборудованной предохранительным клапаном;
- сброс жидкости в систему охлаждения, когда мотор начинает остывать, с целью исключения формирования опасных воздушных пробок.
Видео по теме, нужен ли ВАЗ расширительный бачок:
Рабочий принцип
Рассмотрим принцип работы данного устройства. Итак, в исходном состоянии половина объема бачка занята тосолом, вторая половина пуста. Вернее, в ней воздух, сжимающийся при повышении давления.
На горловине расположена крышка с клапаном экстренного сброса воздуха.
Функционирует система по следующей схеме:
- Запуск двигателя внутреннего сгорания приводит к постепенному увеличению температуры, жидкость расширяется, ее уровень повышается. Клапан сохраняет изначальную герметичность.
- Когда тосол нагревается примерно до 95 градусов, он достигает максимального объема, клапан срабатывает и начинает сбрасывать лишний воздух. Уровень давления в системе при этом составляет около 1.2 Бар. Если происходит дальнейшее повышение температуры, вплоть до кипения антифриза, то клапан осуществляет сброс воздуха вместе с паром.
- Когда силовая установка охлаждается, клапан работает в обратную сторону, то есть запускает воздух внутрь бачка, компенсируя сжатие антифриза. Такая схема не дает сформироваться в шлангах, патрубках и радиаторе воздушным пробкам.
Для корректной работы всей системы нужно точно знать, сколько антифриза должно быть в расширительном бачке. Точное значение зависит от конкретной модификации авто, но оптимальная отметка – это половина от полного объема.
Посмотрите полезное видео, где рассказывается про рубашку охлаждения, помпу, радиатор, расширительный бачок, термостат, радиатор отопителя, датчик температуры охлаждающей жидкости:
Коротко о поломках
Для расширительного бачка характерны некоторые неисправности, способные помешать его корректной работе. За ними необходимо тщательно следить, чтобы исключить опасность перегрева или попадания воздуха в систему. Как правило, дефекты касаются крышки, как наиболее сложной детали.
Непосредственно корпус бачка ломается крайне редко, лишь в некоторых случаях он трескается сам по себе, вследствие температурного перепада.
Посмотрите интересное видео, почему лопаются расширительные бачки системы охлаждения:
Самая частая поломка связана с клапаном, интегрированным в пробку. Он подвижен, а потому имеет определенный ресурс, после чего теряет работоспособность, не выполняет своих функций. Иногда потеря подвижности спровоцирована засорением, но чистка помогает не всегда.
Нередко деформируется уплотнительное кольцо на крышке. Следствие всех этих неисправностей – потеря герметичности, попадание в систему воздуха. Эксплуатировать машину со сломанным бачком опасно, существенно возрастает нагрузка на двигатель, радиатор и другие агрегаты, восстановление которых – процесс сложный и затратный.
Оптимальное решение в случае обнаружения дефекта – покупка нового изделия, благо, стоимость его невысока, а процесс замены не представляет никаких сложностей.
Если говорить о том, можно ли ездить без крышки расширительного бачка, если она сломалась, то ответ – нет.
Да, непродолжительная поездка никакой угрозы для работоспособности транспортного средства не представляет. Но постоянная эксплуатация приведет к тому, что внутрь бачка могут попасть посторонние включения. В тосоле сформируются пузырьки воздуха, давление в системе окажется нестабильным, а все это негативно скажется на состоянии деталей.
Поучительное видео, принцип работы крышки расширительного бачка:
Подведем итоги
Несмотря на свою конструктивную простоту, расширительный бачок – один из главных элементов всей системы охлаждения двигателя автомобиля.
Следите за его целостностью, работоспособностью клапана крышки, уровнем охлаждающей жидкости и ее качеством. Такой внимательный подход обеспечит, что детали системы проработают максимально долгий срок, эксплуатационный ресурс силовой установки увеличится.
Замена расширительного бачка на автомобилях ВАЗ 2110—2115 своими руками
В состав водяной системы охлаждения автомобилей ВАЗ «десятого» семейства обязательно входит пластмассовый расширительный бачок. Когда объём антифриза увеличивается в результате нагрева, его излишки поступают именно в эту ёмкость. Вторая функция элемента — отведение пара и избыточного давления через пробку с клапаном. Проблема в том, что на «десятках» бачки нередко выходят из строя и владельцам авто приходится их менять. Процедура замены не отличается сложностью и спокойно выполняется своими руками.
Расположение расширительной ёмкости
Пластиковый бачок для излишков охлаждающей жидкости устанавливается производителем в разных местах в зависимости от модели «десятого» семейства:
- в автомобилях серий ВАЗ 2110—12 резервуар находится с левой стороны (по ходу движения) между стаканом стойки и стенкой салонной перегородки;
Расширительная ёмкость на моделях ВАЗ 2110—12 установлена в узкой нише со стороны водителя
В автомобилях серий 2114—2115 бак находится перед стойкой
К элементам кузова расширительный бачок крепится фиксатором в виде плоского резинового ремня с металлическим крюком, зацепляющимся за выступ на лонжероне. К резервуару подключены 3 шланга:
- Снизу присоединяется патрубок большого диаметра, ведущий от термостата.
- Верхняя трубка малого диаметра уходит сквозь перегородку к радиатору салонного отопителя.
- Средняя малая трубка соединяет бачок с верхним штуцером основного радиатора охлаждения.
Резервуар компенсирует расширение охлаждающей жидкости и пара от трех элементов системы — салонного отопителя, радиатора и основной магистрали возле термостата
На некоторых модификациях встречается резервуар с двумя штуцерами и присоединительными патрубками — большой идёт от термостата, а малый — от главного радиатора, подключение к печке отсутствует.
Каждый из шлангов выполняет отдельную функцию. Толстый патрубок служит для расширения охлаждающей жидкости и заполнения системы во процессе заливки тосола через горловину бачка. Две тонких трубки предназначены для отвода в резервуар пароводяной смеси из печки и основного радиатора при нагреве до максимально допустимой температуры антифриза 95 °С.
Расширительный бак (поз. 1) находится в наивысшей точке системы охлаждения на одном уровне с дроссельной заслонкой
Причины поломки бачков ВАЗ 2110—2115
Срок службы данного элемента не ограничивается регламентом. Это значит, что ёмкость следует менять по мере необходимости, а таковая возникает довольно часто. Наиболее распространённая причина замены — нарушение целостности пластикового корпуса во время эксплуатации. Бачок попросту лопается и вот почему:
- Засорение либо выход из строя клапана крышки. Поступающий из радиаторов пар поднимает давление внутри резервуара, поскольку не может выйти наружу через пробку. В результате стенка ёмкости разрушается.
Повреждение пластиковой стенки происходит из-за превышения давления в системе охлаждения
На изделиях низкого качества трещины могут появиться через 3—6 месяцев после начала эксплуатации
Чтобы избежать разрушения расширительной ёмкости, рекомендуется проверять работоспособность клапана пробки перед каждой длительной поездкой. Практика показывает, что проблемы с баком чаще всего возникают именно в пути, когда на улице жарко, то есть, в летний период года. Признак неисправности — резкий скачок температуры охлаждающей жидкости и лужа под моторным отсеком с водительской стороны.
Бывалые водители советуют вместо штатной пробки бачка ставить крышку от предыдущих моделей ВАЗ 2109—099. Они гораздо надёжнее в работе и подходят по резьбе. Только учтите один момент: в некоторых комплектациях авто пробка снабжена датчиком уровня тосола. После подобной замены вы не сможете его контролировать, хотя на работоспособности охлаждающего контура это не скажется.
Рекомендации по выбору
Для моделей ВАЗ 2110—12 в продаже можно найти 2 типа расширительных бачков:
- старого образца с двумя горловинами: в первую вкручивается датчик уровня охлаждающей жидкости, а вторая закрывается пробкой с выпускным клапаном;
На изделиях старого образца сделана вторая горловина под установку датчика уровня тосола
На ёмкости нового образца датчик уровня не предусматривается
Если в вашем автомобиле датчик предусмотрен в расширительной ёмкости, то необходимо подобрать изделие старого образца. Соответственно, для версий без датчика потребуется резервуар в новом исполнении.
Для моделей ВАЗ 2114—15 предлагаются бачки одинаковой формы на 3 штуцера: два из них расположены на одном торце, а третий — на противоположном. Между собой изделия для ВАЗ 2110 и 2114 не взаимозаменяемы, хотя при большом желании закрепить деталь от другой модели вполне реально. Другое дело, что в этом нет нужды — обе разновидности есть в свободной продаже и практически не отличаются по цене.
Резервуар для моделей 2114—15 отличается более широкой формой и разносторонним расположением штуцеров
При покупке расширительного резервуара для любой серии авто «десятого» семейства обратите внимание на такие моменты:
- пластмасса качественного изделия должна быть светлой и наполовину прозрачной;
- трещинки по углам или возле штуцеров недопустимы;
- пластик не должен быть «дубовым» либо иметь тёмные примеси, видные невооружённым глазом;
- отыщите на корпусе оттиск торговой марки производителя и каталожного номера (21083–1311014 для ВАЗ 2114).
Для всех модификаций «десяток», «четырнадцаток» и «пятнадцаток» доступен небольшой тюнинг — установка расширительного бака от системы охлаждения авто «Лада Приора». Зачем и как это реализуется, будет рассказано ниже.
Резервуар системы охлаждения «Приоры» имеет прямоугольную форму и 3 штуцера на передней стенке
Видео: как отличить оригинальную запчасть
Порядок замены ёмкости
Процедуру разборки желательно выполнять на остывшем моторе, поскольку горячий антифриз неизбежно попадёт на руки и вызовет ожоги. Специальное оборудование и какие-то особые условия не требуются, в том числе и смотровая канава. Для работы выберите освещённую ровную площадку или тёплое помещение, если замена производится посреди зимы.
Из инструментов и дополнительных материалов необходимо подготовить:
- крестообразную отвёртку;
- пассатижи;
- набор рожковых ключей;
- ручной либо ножной насос с заострённой насадкой на воздушном шланге;
- тазик для антифриза;
- ветошь.
Для работы понадобится простой набор инструмента, имеющийся в каждом гараже
Также рекомендуется запастись новыми хомутами под размер патрубков, старые лучше не использовать.
Инструкция по разборке и установке новой детали
Чтобы поменять ёмкость, необходимо освободить её от тосола. Полностью опорожнять систему нет нужды, надо слить не более 2 л жидкости. Это можно сделать двумя способами:
- Открутить защитный пыльник под радиатором, подставить таз и вывернуть на несколько оборотов нижнюю пробку основного радиатора. Когда антифриз покинет бачок, заверните пробку обратно.
Пробка с барашком для ручного выкручивания расположена в нижней части радиатора
В первом случае нужно заблаговременно снять пробку расширительного сосуда, а во втором она должна оставаться закрытой.
Дальше работайте в следующем порядке:
- Снимите 2 малые трубки с ёмкости, ослабив хомуты отвёрткой. Отведите их в сторону.
Шланги легко снимаются со штуцеров после ослабления хомутов
Для снятия элемента достаточно отстегнуть резиновый фиксатор
Новая деталь вставляется в нишу на место старой и крепится фиксатором
На автомобилях ВАЗ 2110 и 2114 разборка и монтаж новой детали производятся одинаково. Разница заключается лишь в месторасположении резервуара.
Чтобы долить антифриз до уровня между рисками Min и Max на стенке бака, не создав воздушной пробки в системе, отсоедините трубку от блока подогрева дроссельной заслонки (это высшая точка контура охлаждения). Заливайте жидкость в бачок, пока он не побежит из снятой трубки, после чего наденьте её на штуцер и зафиксируйте хомутом. Добавьте тосола до требуемого уровня.
Перед заливкой тосола в систему нужно снять один из патрубков, подключённых к блоку дроссельной заслонки
В процессе замены следует обратить внимание на состояние шлангов, ведущих к ёмкости. Если их концы раскисли и увеличились в диаметре, а на стенках образовались трещины, такие патрубки лучше поменять.
Видео: замена бачка на ВАЗ 2110
Монтаж расширительного бака от «Приоры»
Ёмкость системы охлаждения двигателя ВАЗ 2170 отличается утолщёнными стенками, благодаря чему «Приора» навсегда избавилась от «детской болезни» лопающегося резервуара, присущей ВАЗ 2110. Есть и другая причина: в штатном бачке «десятки» струя антифриза из патрубка радиатора бьёт изнутри прямо в крышку, отчего последняя протекает. На «приоровской» детали штуцеры стоят под углом к горловине, поэтому жидкость туда не попадает.
Штуцеры ёмкости от ВАЗ 2170 направлены в сторону от заливной горловины
Поскольку деталь от ВАЗ 2170 шире штатного элемента, её установка связана с некоторыми трудностями: в узкое пространство между стаканом и перегородкой бачок просто так не войдёт. Что нужно сделать:
- Снять стеклоочистители, открутив гайки крепления.
- Демонтировать верхнюю кузовную панель.
- Открутить обшивку перегородки со стороны подкапотного пространства.
- Примерить новый бачок, вставив в проём. Затем обрезать по его размеру шумоизоляцию и собрать узел в обратном порядке.
Чтобы широкий элемент от «Приоры» поместился в узкий проём, придётся снять обшивку перегородки
Расширительные ёмкости для «Приоры» бывают двух типов — на 2 и 3 штуцера (первые ставятся на машину с кондиционером). Вам нужна деталь второго типа для присоединения трёх шлангов.
Монтаж патрубков и заливка охлаждающей жидкости выполняется по технологии, описанной в предыдущем разделе. Что касается модификаций ВАЗ 2114—15, где расширительный сосуд размещён в широкой нише перед стаканом стойки, подобная замена трудностей не вызовет.
Видео: бачок от «Приоры» на ВАЗ 2110
Работы по замене расширительного бачка на машинах «десятого» семейства следует выполнять самостоятельно, если вы хотите сэкономить личное время и деньги. Поездка и обращение на автосервис выйдет дольше и обойдётся дороже. По окончании процедуры не забудьте проверить работу системы охлаждения путём прогрева мотора до рабочей температуры и момента включения электрического вентилятора.
Уходит куда-то антифриз. В чем проблема давайте разберемся
Не секрет, что для продуктивной работы силового агрегата необходимо обеспечить ему постоянное охлаждение. Специально для этих целей на современных транспортных средствах устанавливается двухконтурная система циркуляции жидкости охлаждения. Поскольку работа мотора всегда характеризуется большим количеством выделения тепловой энергии, охлаждающая жидкость нагревается до более чем стоградусной температуры, по этой причине применение обыкновенной воды в системе охлаждения силового агрегата абсолютно не пригодно. Поэтому в качестве основной жидкости для охлаждения двигателя сегодня широко применяется антифриз.
Антифриз и его характеристики
Итак, понятием «антифриз» называют охлаждающую силовой агрегат жидкость, которая имеет повышенную температуру кипения и практически не замерзает. Различают три основных цвета антифриза – красный, синий и зеленый. Менее распространен, но все же встречается антифриз оранжевого, желтого и фиолетового цветов.
В основе этой охлаждающей жидкости лежит водно-гликольная смесь, позволяющая антифризу сохранять свое агрегатное состояние при низких температурах.
В основе большинства, производимых у нас антифризов, лежит этиленгликоль, поэтому такой состав «охлаждайки» негативно отражается на состоянии всей системы, и чтобы исправить ситуацию в лучшую сторону, в антифриз дополнительно добавляют различные присадки, которые обладают антикоррозионными, противовспенивающими и очищающими свойствами. Однако с ними стоит обходиться осторожно, поскольку вместо ожидаемой пользы можно получить непоправимый вред в виде полного выхода из строя всей системы охлаждения.
Одна из самых популярных неисправностей системы охлаждения
Почему система охлаждения двигателя работает некорректно? В большинстве случаев, причиной этому является низкий уровень рабочей жидкости. Определить это можно по следующим признакам:
— выхлопные газы имеют белый окрас;
— двигатель начинает дымить;
— не работает или плохо работает печка;
— на панели приборов горит сигнал, оповещающий о перегреве силового агрегата;
— повышена температура и давление масла.
Стоит отметить, что зачастую все описанные выше признаки проявляются одновременно, поэтому не стоит эксплуатировать мотор на неприемлемом для него режиме работы, а лучше сразу заглушить его и заняться диагностическими мероприятиями с последующим ремонтом системы охлаждения.
Почему охлаждающую жидкость необходимо все время доливать?
К сожалению, эта проблема сегодня носит массовый характер, и среди факторов, влияющих на уровень антифриза в системе охлаждения можно выделить следующие:
- При минусовых температурах антифриз теряет часть своего объема. Именно поэтому рекомендовано постоянно следить за уровнем охлаждающей жидкости зимой, и доливать ее в случае необходимости.
- Возможно, на бачке появились трещины, через которые протекает антифриз. Кстати, выявить подобные повреждения практически невозможно, поскольку своим внешним видом они больше похожи на обыкновенные царапины. Но все же, для того чтобы охлаждающая жидкость покинула пределы расширительного бачка достаточно одной незначительной трещины, которую невозможно определить при визуальном осмотре.
- Наличие течей в системе, в результате чего она потеряла свою герметичность. Часто причина кроется в повреждении патрубков и соединительных шлангов системы, поэтому без полной ревизии трубопроводов здесь не обойтись. Может быть и так, что повреждена прокладка термостата, либо в радиаторе образовалась течь.
- Поскольку основной составляющей антифриза является вода, которая имеет свойства испаряться, соответственно объем охлаждающей жидкости в системе уменьшается. Необходимо дополнить, что потери антифриза в пределах двухсот грамм между регламентными сроками его замены принято считать нормой.
Как видно, для уменьшения уровня охлаждающей жидкости вовсе не обязательно наличие течей в системе. Небольшой объем жидкости, попросту может испариться из системы, хотя она и является полностью герметичной.
Однако, если уровень тосола стремительно падает, и самостоятельно не получается выявить причину этого, не стоит грешить на его испарение, а отправиться в ближайший пункт технического сервиса автомобилей.
Самостоятельная диагностика неисправности
Бывает, что не всегда получается обратиться на СТО для диагностики охлаждающей системы и последующего ремонта, поэтому необходимо знать основные признаки ее неисправностей.
Не запуская силовой агрегат, проверяем состояние находящегося в нем масла. Для этого необходимо достать масляный щуп и внимательно его осмотреть. В норме на нем не должно быть никаких следов наличия посторонней жидкости, кроме моторной смазки.
На следующем этапе проверки запускаем мотор, и ждем, пока вентилятор включится в работу. Тем временем продолжаем контролировать состояние системы охлаждения, особенно следует обратить внимание на стыки магистральных шлангов, обычно в этих местах чаще всего образовываются течи жидкости. Возможно, что потек радиатор, но найти место протечки на нем самостоятельно вряд ли удастся.
Переходим к проверке герметичности бачка. Очень часто его крышка прилегает неплотно, из-за чего жидкость покидает его пределы. При этом замечается появление пара из-под капота, а на бачке и в месте его расположения отчетливо определяются следы испарения антифриза.
Различные неисправности, в результате которых нарушается герметичность головки блока цилиндров, также являются причиной утечки большого количества охлаждающей жидкости. Естественно, что сделать здесь самостоятельно вряд ли что-то получится, поэтому идеальным решением проблемы станет посещение ближайшей СТО.
Пожалуй, к самым простым способам проверки утечки антифриза относится следующий: достаточно на ночь положить в подкапотное пространство лист плотного картона, который и соберет антифриз на своей плоскости в случае его утечки.
И, напоследок, не стоит забывать, что антифриз постоянно испаряется из системы, поэтому периодический контроль его уровня с последующей доливкой, должен стать вынужденной необходимостью для каждого автовладельца.
Источник Источник http://avto-i-avto.ru/ustrojstvo-avto/rasshiritelnyj-bachok-sistemy-oxlazhdeniya.html
Источник http://vazweb.ru/desyatka/zamena-rasshiritelnogo-bachka-vaz-2110.html
Источник Источник http://www.moly-shop.ru/blog/coolantlevel