Продажи машин с ГБО в Европе перевалили за 200 тысяч в год
Дали газу: продажи машин с ГБО в Европе перевалили за 200 тысяч в год
- Автобизнес
- Другие рубрики
Все рубрики
- События
- Тест-драйвы
- Журнал
- Акции
- Электромобили
- Выбираем б/у авто
- Автозакон
- Автомобили
- Покупаем первый автомобиль
- Самые обсуждаемые автоновости
- Как продать автомобиль
- Тесты
- Конкурсы
- Опросы
- Статьи
- Досье б/у авто
- Что выбрать?
Одержимость европейских автопроизводителей дизельными двигателями, внезапно обернувшаяся для индустрии грандиозными скандалами и потрясениями, отодвинула на второй план альтернативный вариант более доступного и, черт возьми, экологичного углеводородного топлива — автогаза. Впрочем, потребители о нем забывать даже не собираются: согласно информации европейской автомобильной ассоциации ACEA, только за первый квартал 2018 года на рынках Европы были проданы 19 496 автомобилей с агрегатами, работающими на сжатом природном газе (метане, CNG). А тиражи легковушек, работающих на пропан-бутановой смеси, в ЕС перевалили за 25 тысяч. «Європа зубожіє»?
Несмотря на то, что расходы на «стоимость километра» у машины с ГБО примерно на 45% ниже аналогичных затрат при езде на бензине и на 20% — на дизельном топливе, в Украине альтернативное газовое топливо имеет неоднозначную репутацию. По мнению журналистов AUTO.RIA, большая часть негатива связана с высокой стоимостью опции заводского газобалонного оборудования (до 1000 евро за комплект) и, как следствие, отказом от поставок такой техники официальными автодилерами.
Навыков же частных «установщиков» ГБО не всегда хватает для безупречного монтажа и точной настройки современного газового оборудования, а желание автовладельцев мощно сэкономить на «железе» нередко приводит к браку, поломкам и разочарованиям. Тем не менее, популярность «газа» (в основном — пропан-бутановой смеси) в нашей стране постоянно растет — пусть и не за счет первичного рынка, а благодаря «вторичке» и «афтермаркету».
Однако, если в Украине измерить объем рынка ГБО удается разве что по вторичным показателям вроде роста продаж автогаза на АЗС, то в Европе каждая новая машина с «газовой» силовой установкой попадает в отчеты автодилеров и статистику производителей. И сейчас эта статистика свидетельствует о том, что продажи автотехники с газобалонными установками в европейских странах идут в гору. Хоть и не по всем статьям: согласно результатам прошлого 2017 года (данные JATO Dynamics), число новых владельцев автомобилей, адаптированных для работы на метане (CNG), в Европе упало на 15% — практически до 50 тысяч. А вот парк легковушек с заводским оборудованием для работы на пропан-бутане (LРG) увеличился на 32% — и достиг показателя в 154 000 машин.
Главным рынком новых автомобилей с ГБО в Европе неизменно остается Италия: в 2017-м там продали 32 743 «метановых» авто и 129 050 «пропан-бутановых» — это почти 80% продаж всего газифицированного парка новых авто в ЕС! В других странах лидирующей пятерки — Германии, Испании, Чехии, Нидерландах, Швеции — показатели скромнее в разы и измеряются несколькими тысячами, а ближе к концу десятки «передовиков» даже сотнями. Однако для нас наибольший интерес представляют не столько абстрактные заморские рынки, сколько предлагаемые на них автомобили с заводским ГБО, которые имеют высокие шансы рано или поздно попасть в Украину уже с пробегом.
Топ-10 авто, работающих на «заводском» метане (CNG)
(продажи в ЕС за 1 квартал 2018 года)
- VW Golf – 4 518 машин
- Skoda Octavia – 2 775 машин
- SEAT Leon – 2 010 машин
- FIAT Panda – 1 645 машин
- VW Up – 1 356 машин
- VW Polo – 1 198 машин
- VW Caddy – 1 023 машины
- FIAT Punto – 842 машины
- Audi A3 – 809 машин
- SEAT Ibiza – 780 машин
Следует обратить внимание не столько на персональный успех «Гольфа», сколько на доминирование в сегменте легковушек с «метановым» ГБО от группы Wolkswagen: им в десятке лидеров досталось 8 позиций, еще две — за «Фиатом». А вот куда более многочисленная (и интересная украинским автомобилистам) ниша заводских авто с ГБО для работы на пропан-бутане представлена большим разнообразием брендов.
Топ-10 авто, работающих на «заводском» пропан-бутане (LPG)
(продажи в ЕС за 1 квартал 2018 года)
- Opel Corsa – 3 807 машин
- Dacia/Renault Sandero – 3 125 машин
- FIAT Panda – 2 570 машин
- Renault Clio – 2 380 машин
- Citroen C3 – 2 282 машины
- Dacia/Renault Duster – 2 238 машин
- FIAT Tipo – 2 218 машин
- Lancia Ypsilon – 2 191 машина
- FIAT 500X – 2 048 машин
- Opel Mokka X – 1 555 машин
Несмотря на внушительные по украинским меркам показатели (напомним, объем всего украинского рынка новых авто в 2017-м едва превысил 80 000 машин), 200-тысячный рубеж не кажется европейским экспертам чем-то из ряда вон выходящим, поскольку составляет около 1% всех совокупных продаж на рынках Европы в 2017 году. Причина отсутствия ажиотажа (особенно удивительного на фоне нескончаемых «дизельгейтных скандалов») — недостаточное развитие инфраструктуры.
Например, общее количество станций для заправки автомобилей метаном в европейских странах в 2017 году составляло всего 3 408 объектов (по данным NVGA Europe), пропан-бутановых АГЗС — чуть больше 27 000. При этом европейскую сеть АЗК, предлагающих автомобилистам все виды традиционного топлива (включая многострадальное ДТ), составляют примерно 95 тысяч заправок.
В Украине, к слову, пропорции топливной инфраструктуры примерно те же: сейчас в стране, по данным ГФС, работает чуть больше 250 «метановых» АГНКС, около 2 тысяч «пропан-бутановых» АГЗС (без учета полулегальных «бочек»), а также 9 тысяч АЗК, предлагающих бензины и ДТ.
Lada Granta и еще 7 битопливных автомобилей из России
АвтоВАЗ выпустит ограниченную серию такси Largus, работающих на сжатом природном газе (CNG). Готова к сертификации и еще одна газовая модель – Granta. По словам представителей завода, «Гранта» на метане будет стоить на 20% дороже обычной бензиновой машины, но разница должна окупиться после 45 000 км пробега. Газовые баллоны на «Гранте» устанавливаются в нишу для запасного колеса и при их помощи запас хода автомобиля увеличивается до 1000 километров.
Всплеск интереса к газовой теме вызван правительственной поддержкой и намерением «Газпрома» развивать сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). В СССР эксперименты с газомоторным топливом начались еще в конце 30-х годов прошлого века. Некоторые автомобили и грузовики, работающие на сжатом или сжиженном газе, даже выпускались серийно.
Сейчас сжатый природный газ считается более перспективным видом топлива, чем сжиженная пропан-бутановая смесь. Он дешевле, экологичнее и подходит для стран с холодным климатом. Однако перевод на метан пока дорогой и требует установки громоздких баллонов, выдерживающих давление в 200 атмосфер. Кроме того, сеть заправочных станций АГНКС, которую активно начали строить в советское время, по-прежнему развита слабо. Это главным образом и сдерживает переход автомобилей и коммерческого транспорта на метан, тогда как пропан-бутановых заправок в России существенно больше.
Первые эксперименты с газовыми такси начал Горьковский автозавод. С 1977 года и вплоть до начала 90-х он выпускал небольшими партиями «Волги» 24-07 и 24-17, работающие на сжиженном газе. Внешне такие такси ничем не отличались от обычных за исключением дополнительного лючка на заднем левом крыле. Машины были двухтопливными, а из соображений безопасности по территории таксопарка они двигались на бензиновом ходу и переключались на газ уже за пределами парка.
АвтоВАЗ
АвтоВАЗ работал над газовыми автомобилями с конца 1990-х. На Московском автосалоне компания в 2008 году показал версию Priora CNG, работающую на метане: баллоны располагались в подполье багажника. Помимо двухтопливной машины разрабатывалась версия газовой «Приоры» с увеличенным объемом баллонов и уменьшенным до 15 литров бензобаком. Первая газовая Lada должна была пойти в производство в 2012 году, однако этого не произошло из-за низкого интереса к машине.
Ульяновский завод начал выпуск газовых версий своих внедорожников в конце 2010 года. Такая опция стоила 30 тыс. рублей и предлагалась как для модели Patriot, так и для грузовичков «Карго» и 39094 «Фермер». Запаса пропан-бутана в баллонах в зависимости от модели хватало на 320-500 км пробега. Все работающие на пропан-бутановой смеси УАЗы оснащались мотором 4091 мощностью 112 л.с. и итальянским газобаллонным оборудованием Lovato. Главным преимуществом установки ГБО на УАЗе было сохранение гарантии на автомобиль. Но газовые внедорожники пользовались ограниченным спросом и спустя три года их выпуск был прекращен.
Ё-мобиль
Амбициозный проект доступного кроссовера задумывался как гибрид последовательного типа. Роторно-лопастной мотор, который позже заменили на обычный бензиновый двигатель, не был связан с колесами напрямую. Он вырабатывал электроэнергию, которая питала тяговые электромоторы, по одному на каждой оси. Помимо бензина, ДВС мог работать на метане – его запас хранился под полом багажника в легких композитных баллонах шведского производства. Запаса газа и бензина должно было хватить на 1100 км пробега.
Горьковский автозавод стал первым российским предприятием, начавшим серийное производство битопливных автомобилей. В 2010 он запустил в серию «ГАЗель Бизнес» на сжиженном газе (LPG), а спустя три года появилась версия на сжатом газе (CNG). В августе ГАЗ представит серийную «ГАЗель NEXT» LPG, а машина с мотором, работающим на сжатом газе, появится в конце 2016 года. Кроме того, завод работает и над газовым среднетоннажником «ГАЗон NEXT».
КамАЗ
Первый газобаллонный грузовик КамАЗ начал выпускать еще в конце 80-х годов прошлого века и по-прежнему продолжает экспериментировать в этом направлении. В 2013 году при поддержке ОАО «Газпром» и банка ВТБ для команды «КамАЗ-мастер» был построен гоночный грузовик. Машина, созданная для того, чтобы продемонстрировать преимущества природного газа, приняла участие в нескольких ралли-рейдах. Грузовик с 18,5-литровым мотором работает на газотопливной смеси. Запаса одного только метана в баллонах хватает на 350 километров.
Ульяновский завод «БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн», занимающийся сборкой китайских грузовиков BAW, в начале 2015 года запустил в серию малотоннажник 33462 с российским мотором УМЗ, работающим на сжиженном газе. Использование российского силового агрегата позволило значительно снизить цену на машину. Газ в качестве топлива позволил не только сэкономить на заправке: новый грузовик соответствует экологическим нормам Евро-5, переход на которые в России произойдет с января 2016 года.
Евгений Багдасаров
Фото: АвтоВАЗ, DimaPavlov-UL, cecen05, Группа ГАЗ, «КамАЗ-мастер», BAW
Источник http://auto.ria.com/news/autobusiness/237907/dali-gazu-prodazhi-mashin-s-gbo-v-evrope-perevalili-za-200-tysyach-v.html
Источник http://www.autonews.ru/news/58259fc99a79474743120607