Приборы безопасности автокрана: ограничители и датчики
Приборы безопасности автокрана
Работая с крановой техникой нужно быть предельно осторожным. Автокран незаменим во многих грузоподъемных работах и является эффективным помощником. Но также любая машина потенциально опасна для жизни, здоровья окружающих и может нанести материальный ущерб, если ее неправильно использовать. Поэтому конструктивно предусмотрено наличие приборов безопасности автокрана.
Приборы автокрана, отвечающие за безопасность
Крановая установка любой сложности, как правило, имеет комплекс устройств, отвечающих за безопасность эксплуатации автокрана и проведения грузоподъемных операций. Все эти приборы безопасности построены по принципу контроля состояния рабочих органов машины при помощи разных датчиков и систем реагирования, оповещающих оператора о недопустимости действий либо нарушениях в работе. Блокировочные системы не позволяют механическим узлам крана работать неправильно.
Но поверх всех приборов, систем и датчиков безопасности наибольшее значение имеет внимательность и компетентность крановщика и работающей с ним бригады монтажников.
Устройство ограничения уровня подъема крюка
Ограничитель подъема нужен для того, чтобы крюковая подвеска при достижении ею крайнего положения вверху не имела возможности упереться в оголовок стрелы, и не была вырвана. Когда крюк при поднятии выходит на заданный предел, должна отключиться грузовая лебедка. При нормальной работе датчика между элементами конструкции механизма захвата груза и стреловым оголовком должен оставаться определенный промежуток. Для автокрана КС-55713, например, это значение составляет 20 см.
Принцип действия ограничителя подъема состоит в том, что специальный датчик (грузик), привязанный к крюковой подвеске, при достижении ею заданной позиции перестает воздействовать на тягу. Высвобождение последней приводит к срабатыванию выключателя, встроенного в разрыв питания лебедки и ее отключению.
Устройство контроля и ограничения намотки каната
Ограничитель сматывания каната необходим для контроля положения груза внизу. Здесь идет ориентир на разную длину стрелы. Датчик отключает грузовую лебедку при опускании, когда груз достигает конечной нижней точки. По правилам канат должен обвивать барабан полтора, двумя с половиной витками. Система функционирует в следующей последовательности:
- Крюк крана опускается, канат движется вниз;
- Ролик прижимной под силой пружин направляется в сторону барабана;
- Специальная пластина перемещается в зону, где установлен выключатель;
- Управляющий сигнал со сработавшего выключателя воздействует на силовое реле, отключающее лебедку;
- Информация о состоянии индицируется сигнальной лампой.
Устройство ограничения уровня подъема стрелы
Для того чтобы стрела крана при подходе ее в верхнюю крайнюю точку могла автоматически остановиться, существует специальный ограничитель (датчик стрелы). Место его расположения находится там, где стреловое оборудование крепится к поворотной раме на самой этой раме. Устройство представляет собой выключатель оконечного типа, работающий в паре со специальным упором-эксцентриком, который закреплен на самом стреловом оборудовании в его основании.
В исходном положении, когда стрела крана опущена, упор находится вне зоны воздействия на выключатель. При поднятии до заданной высоты, когда наклон стрелы достигает ее предела, упор механически воздействует на шток выключателя. Тем самым разрывается цепь питания лебедок.
Описанная конструкция датчика-механизма ограничения используется на кранах с системой управления подъемом электропневматического, электрического и электрогидравлического типа. При механическом управлении ограничитель выполнен как совокупность тяг и рычагов воздействия на сцепление автомашины.
Датчик контроля и ограничения натяжения троса
Чтобы не был перегружен грузовой трос крана в момент, когда усилие на него превышает допустимые пределы, существует специальный датчик-ограничитель. Его функция состоит в отключении привода подъема крюка.
Автоматическая система функционирует в такой последовательности:
- Натяжение троса обоймы крюка через упоры воздействует на пакет пружин;
- Последние, сжимаясь, дают возможность движению упоров вниз;
- Рычаг двуплечий, за счет упора болта регулировочного в опору стрелового оборудования (его поперечину), совершает поворот против хода стрелки часов;
- Происходит высвобождение сжатого принудительно оконечного выключателя;
- Замыкание контактов приводит к реагированию клапана электропневматического, включающего сцепление;
- Теперь крюк крана можно опускать только вниз.
Устройство ограничения грузоподъемности
Когда масса груза превышает возможную грузоподъемность конкретного автомобильного крана, недопустимо его поднимать. За эту функцию отвечает специальный датчик-ограничитель, который автоматически отключает грузоподъемные механизмы. Краны автомобильные снабжены универсальными приборами ограничения.
Какими бывают приборы безопасности
Работа грузоподъемных кранов регламентируется специальными правилами. В соответствии с ними каждый кран должен быть оборудован приборами безопасности, встроенными в общую систему контроля.
Основной прибор – это центральное устройство, место расположения которого находится в кабине оператора. Он состоит из контроллера, индикаторов и панели управления.
Видео: ОНК140 — учебное пособие
О приборах и устройстве безопасности работы кранов
Естественно без «девайсов», которые помогают нам увеличить безопасность работы кранов, не обойтись! Какими устройствами и приборами безопасности гарантируется безопасность работы кранов?
Их список состоит из:
— ограничителя грузоподъемности;
— ограничителя рабочих движений для остановки устройств подъёма грузозахватного устройства в его крайних положениях (крайнем верхнем или крайнем нижнем) автоматически, передвижения кранов рельсового типа и их грузовых тележек, изменения вылета;
— ограничителя рабочих движений для автоотключения устройств крана на безопасном расстоянии до ЛЭП, что сокращение от понятия «провода линий электропередачи». На стреловых кранах устанавливаются следующая группа устройств, состоящая из;
звукового сигнала;
— координатной защиты для предотвращения столкновения с препятствиями в затруднённых условиях работы. Входит в оснащение стреловых и башенных кранов;
— указателя грузоподъемности, который соответствует вылету креномера крана (другое его название — указатель угла наклона) — входит в оснащение кранов стрелового класса;
— анемометра — указателя скорости ветра, который при достижении опасной величины скорости ветра, которая опасна для работы крана, автоматически включает звуковой сигнал. Входит в оснащение кранов башенных, портальных и козловых типов;
— противоугонных устройств. Входит в оснащение кранов, которые во время работы передвигаются на открытом воздухе по крановому пути. В роли противоугонных устройств применяются клиновые упоры и рельсовые захваты;
— регистратора параметров работы кранов;
ВНИМАНИЕ! При неисправностях или отключенных устройствах безопасности работа крана категорически запрещено!
Какие приборы и устройства безопасности обеспечивают безопасность работы кранов?
Рассмотрим случаи, когда ограничителем грузоподъемности выключаются механизмы крана.
У всех кранов стрелового класса в распоряжении имеются так называемые ограничители грузоподъемности, или как ещё говорят, грузового момента. В их функции входит автоматическое отключение устройства подъёма и изменения вылета. Процесс отключение срабатывает при подъёме груза, при условии, когда его максимально допустимая масса (предусмотренная регламентом) больше грузоподъёмности для данного вылета:
— более чем на пятнадцать процентов для кранов портального и башенного классов с грузовым моментом включительно до двадцати т•м;
— более чем на десять процентов — для кранов башенных и стреловых классов, развивающие грузовой момент более двадцати т•м.
В оборудование кранов мостового класса входит ограничитель грузоподъемности, если их перегрузка возможна по технологии производства. Ограничителем грузоподъемности таких кранов не допускается перегрузка более чем на двадцать пять процентов.
Также, есть существует и режим опускания груза и режим уменьшения вылета после того, как срабатывает ограничитель грузоподъемности.
О принципе работы ограничителя устройства подъема
Ограничитель грузоподъёмного устройства предназначен для автоматической остановки устройства в крайнем верхнем положении грузозахватного механизма.
В роли ограничителя выступает концевой выключатель 3* (а), у которого электрические контакты замкнуты под воздействием веса небольшого груза 2*.Так, подвеска крюкового типа 1*, перемещаясь вверх поднимает груз, помогает размыкать в концевом выключателе электрические контакты, в связи с чем, мотор механизма подъема выключается.
Грузозахватный орган должен на расстоянии не менее двухсот мм до упора останавливаться. После того, как автоматически происходит остановка устройства при работе на подъем, можно его включить на опускание.
Каким образом определяется грузоподъемность стреловых кранов в зависимости от вылета?
Стропальщик должен обладать навыками определять как можно точно грузоподъёмность стрелового крана по указателю согласно производственной инструкции исходя из положения и выносных опор и их вылета.
Указатели грузоподъемности (б*) на кранах, оборудованных гибкой подвеской стрелового устройства, устанавливаются с нижней стороны стрелы 4*. У такого указателя имеется стрелка 6. Последняя всегда устанавливается, несмотря на то, какой угол наклона стрелы в вертикальном положении. На шкале 5* стрелкой указывается значение грузоподъемности, которое соответствует данному положению и вылету выносных опор.
У современных стреловых кранов, оборудованных жесткой подвеской стрелового устройства, имеется указатель грузоподъемности. Он находится в кабине крановщика. Стропальщик в данном случае у крановщика должен выяснить данные грузоподъемности крана на конкретном вылете.
http://avtokrany.guru/upravlenie/pribory-bezopasnosti
Источник http://stroykomtech.ru/cat-gp/o-priborax-i-ustrojstve-bezopasnosti-raboty-kranov