Виды технического обслуживания пожарных автомобилей
Виды ТО пожарных автомобилей
Исправность техники, задействованной при тушении пожара, – одна из составляющих успеха всей операции. Именно поэтому приказом МЧС РФ № 555 от 18.09.2019 утверждена «Инструкция по организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В ней прописан порядок, сроки и виды ТО пожарных автомобилей.
Регулярное техническое обслуживание является важнейшим элементом эксплуатации всех видов пожарных автомобилей. Оно обеспечивает:
- постоянную боеготовность техники;
- безопасность эксплуатации автомобилей;
- обнаружение изношенных деталей;
- продление межремонтных промежутков;
- сокращение расхода горючего.
ТО проводится в пунктах постоянной дислокации автомобилей. Если техника находится на выезде, то ее обслуживание проводится посредством задействования подвижных средств или сторонними организациями, уполномоченными проводить данный вид работ.
- Виды техобслуживания
- Первое ТО
- Второе ТО
- Сезонное
- Ежедневное
- ТО на пожаре и АСР
- ТО в зависимости от вида ПА
- Меры безопасности при проведении техобслуживания
- Виды ремонта
Виды техобслуживания
Техническое обслуживание техники, используемой при ликвидации огня и последствий ЧС, зависит от периодичности ее эксплуатации и типа машин. Это комплекс мер планово-предупредительной системы. Они проводятся по графику. Сколько видов ТО пройдет машина, зависит от условий содержания пожарных автомобилей.
Проводимые в рамках техобслуживания операции делятся по категориям:
- моечные;
- смотровые, или диагностические;
- крепежные;
- пускорегулировочные;
- топливно-заправочные;
- смазочные;
- шинные.
Первое ТО
График проведения ТО-1 составляет начальник технического отдела пожарной части и согласовывает его с начальником гарнизона. Периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже одного раза в месяц или через каждые 1500 км пробега. Специальную технику проверяют строго раз в месяц или при пробеге 1000 км. При этом важно учитывать общий пробег, который составляет расстояние, пройденное на выезде, и работу мотора при активации насоса.
В первом ТО важно соблюсти порядок действий:
- Обслуживание автомобиля в месте постоянной дислокации на специальном техпосту. На этом этапе машину полностью промывают, смазывают все вращающиеся и перемещающиеся детали, подтягивают крепежи.
- Диагностика, включающая в себя оценку работы осветительных приборов, наноса и всех коммуникаций.
- После проверки боевую техническую единицу заправляют топливом и огнетушащими средствами, а также проводят окончательную регулировку деталей.
Все процедуры ТО-1 проводит экипаж машины в свободное от дежурства время. Руководителем назначается старший водитель. Весь комплекс мероприятий в рамках первого технического обслуживания проводится за 2 дня.
Если в ходе диагностики были выявлены неполадки, выполняют текущий ремонт: сварочные работы, замену дисков сцепления, элементов управления и ходовой части. На каждый вид назначают ответственных, которые делают отметки о проведенных мероприятиях в специальном журнале.
Второе ТО
Его проводят раз в год или после каждых 7000 км пробега. Для спецтехники показатель уменьшается до 5000 км. Обслуживание также проводит экипаж, но уже не на месте дислокации, а в пожарно-техническом центре.
ТО-2 полностью дублирует первое, но с более углубленной диагностикой состояния машины. На этом этапе проверяют:
- раму, кабину, кузов;
- мотор;
- сцепление;
- трансмиссию;
- карданный вал;
- рулевое управление;
- передний и задний мосты;
- аккумулятор;
- тормозную систему;
- осветительный комплекс;
- водяной резервуар и емкость для средств пожаротушения;
- насос;
- систему подогрева резервуара;
- место для пожарного расчета.
На ТО-2 для основных ПА отводится 2 дня, для спецтехники – 3 суток, а для машин типа АЦЛ и АЦПК – 5. Пятидневная проверка предусмотрена и для машин, находящихся в эксплуатации более 10 лет.
Сезонное
Технику обязательно готовят к смене сезона. Как правило, стараются совместить СО с одним из ТО, обычно первым. И только в северных регионах СО считается отдельным видом обслуживания ПА. В его рамках проводят:
- прочистку охлаждающего контура;
- диагностику кранов и слива тормозной системы;
- замену смазки всех агрегатов;
- проверку карбюратора и топливного насоса;
- очистку бака горючего;
- тестирование аккумулятора на стенде.
Ежедневное
ЕТО – проверка автомобиля при каждой смене караула. Экипаж обязан убедиться, что принимает технику в исправном состоянии. Ответственным назначается командир отделения. При ЕТО необходимо завести ПА и убедиться в корректной работе его двигателя, насоса и всех агрегатов. Второй этап – заправка топливом, маслом, водой и ОТС.
В момент проведения проверки следует придерживаться регламента работы ДВС:
- ПА общего назначения с мотором с карбюратором – 3 мин.;
- ПА целевого использования на дизеле с многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;
- ПА специального типа – 7 мин.;
- АЛ и АЦПК – 10 мин.
Ответственность за состояние машины лежит на сдающем карауле. Если выявлены неисправности, то их пытаются устранить на месте. В работе принимают участие водительский состав обеих смен. Если требуется ремонт, ПА отправляют в специальный бокс. Все действия фиксируют в журнале учета с указанием числовых данных (уровень масла, напряжения, давление пневмосистемы, люфт руля и т.д.).
Каждые 10 дней при ЕТО проверяют плотность электролита, давление в шинах и фиксацию колесных гаек.
ТО на пожаре и АСР
Во время непосредственной работы машина испытывает большие нагрузки, поэтому даже во время пожара проводят обслуживание основных механизмов системы. Комплекс мер состоит в следующем:
- выведение пожарной единицы из зоны огня;
- устранение перегибов рукавов и всасывающих сопел;
- смазка уплотнителей через каждые 60 минут работы;
- проверка двигателя и наноса на протечки;
- диагностика нагрева охлаждающей жидкости;
- контроль уровня масла в двигателе;
- очистка пенообразователя и каналов от ВМП;
- заполнение резервуара водой после окончания работ по пожаротушению;
- откачка остатков воды из наноса.
ТО в зависимости от вида ПА
При повседневной эксплуатации периодичность и объем работ в рамках ТО зависит от вида пожарных автомобилей и определяется не только приказом МЧС, но и инструкциями предприятия-изготовителя. Оно включает все основные виды обслуживания по заранее утвержденному в подразделении графику.
Автомобили, находящиеся на хранении, обслуживают строго по инструкции производителя. Это может быть ежемесячное, полугодовое, годовое обслуживание и регламентные работы. Обязательно проверяют состояние защитных покрытий и герметизирующей оклейки. Также очищают технику от пыли и грязи.
Меры безопасности при проведении техобслуживания
Независимо от вида ТО и ремонта пожарных автомобилей необходимо соблюдать правила техники безопасности.
- Все операции с машинами проводят на постах и в помещениях, оборудованных естественной и принудительной вентиляцией.
- Работы проводят на смотровых ямах, ширина которых соответствует колее автомобиля. Чтобы избежать сползания и опрокидывания машины в канаву, вдоль движения по ней устанавливают железобетонные или металлические реборды.
- Ямы, не задействованные при обслуживании и ремонте, во избежание падения в них людей накрывают металлическими щитками.
- В помещениях обязательно должны быть газоотводы от выхлопных труб. Они всегда подключаются к выхлопной системе ПА, поступившего на осмотр, и саморазмыкаются с началом движения машины.
- Запрещено выполнять диагностику трансмиссии при работающем двигателе.
- Нельзя выполнять работы с ПА, подвешенным только на подъемных механизмах без дополнительной фиксации.
- Не допускается промывать детали легковоспламеняющимися жидкостями.
Виды ремонта
Если во время диагностики определяют поломку, то ПА переводят в ремонт. В рамках ТО он может быть капитальный, средний и текущий.
- Капитальный предполагает полное восстановление работоспособности агрегатов машины. Их разбирают, меняют изношенные детали, собирают и проводят наладку. Капремонту подвергают двигатель, сцепление, коробку передач, насосы, коробку отбора мощности.
- Средний ремонт – замена двигателя, проверка целостности всего автомобиля и его полная прокраска.
- Текущий – частичная разборка машины с заменой одного или нескольких агрегатов. Проводят крепежные, регулировочные, смазочные, сварочные работы. Текущий ремонт должен гарантировать целостность узлов до следующего ТО-2.
Соблюдение регламента ТО помогает продлить срок эксплуатации машин и повышает результат проводимой спасательной операции.
Виды ТО пожарных автомобилей
Пожарные автомобили, как и любые автомобили, проходят перед сдачей в эксплуатацию ряд обязательных процедур. Здесь постановка на учет, обкатка с последующим техническим обслуживанием и ремонтами. Но обслуживание машин этого типа немного отличается, потому что они относятся к категории «спецтехники». Итак, рассмотрим в статье виды ТО пожарных автомобилей, планирование этих мероприятий и порядок проведения.
Эксплуатация пожарных машин
Организация эксплуатации – это перечень процессов, которые производятся с автомобилем. Здесь четкая последовательность проводимых действий:
- после регистрации автомобиля в автоинспекции его ставят на боевое дежурство;
- внутри гаража машину ставят на свой учет;
- здесь же все время контролируют, какие работы автомобиль проводит;
- техническое обслуживание;
- ремонт;
- перевод техника на зимнее или летнее обслуживание;
- диагностика технического состояния.
Техническое обслуживание
К техническому обслуживанию пожарных автомобилей отношение серьезное. Потому что от ТО зависит эффективная работа техники. Но, как и любое оборудование, со временем детали, узлы и агрегаты изнашиваются. Этот процесс закономерный и естественный. Износ деталей приводит к снижению качественного состояния самой машины. А значит, велика вероятность, что в самый неподходящий момент она выйдет из строя. Это скажется на боевом состоянии пожарной части.
Есть пять эксплуатационно-технических показателя, которые определяют техническое состояние оборудования. Это:
- долговечная эксплуатация;
- надежность техники;
- скорость перемещения должна быть максимальной;
- максимальная должна быть и производительность или мощность;
- экономическая сторона дела не должна быть забыта.
Понятно, что со временем эти характеристики снижаются. Но чтобы увеличить их действие во времени, нужно периодически проводить обслуживание, и при необходимости, выявляя недостатки или поломки, проводить ремонт. Поэтому для пожарных автомобилей производители устанавливают периодичность.
Что должно обеспечивать ТО:
- постоянную готовность выполнять боевую задачу;
- в течение установленного производителем срока обеспечивать надежную службу;
- передвигаться с высокой степенью безопасности;
- находить и устранять причины, которые могут создать условия возникновения отказов в работе;
- не превышать установленный паспортом расход горючего, а также других расходных материалов;
- уменьшить негативное воздействие самого пожарного автомобиля на природу.
Мойка пожарной машины
ТО – это в первую очередь мойка автомобиля, смазка вращающихся и перемещающихся деталей, подтяжка крепежей, диагностика. Во вторую очередь – это заправка топливом и огнетушащим веществом, регулировка деталей и узлов согласно стандартам, ремонтные работы. Эти три операции проводятся только после того, как будет выполнена диагностика. И если она подтверждает, что эти процедуры необходимы.
Техническое обслуживание является системой планово-предупредительной. То есть беспричинно вскрыть автомобиль и начать проведение ТО, никто не позволит. Поэтому на каждый год составляется план проведения этого мероприятия. И его строго по времени придерживаются.
Суть ППС заключается в следующем:
- проводить испытания и обслуживание через установленный производителем пробег, или через определенное время эксплуатации;
- есть два вида (соответственно и периодичность) ТО пожарных автомобилей: ТО-1 и ТО-2, при производстве которых применяется перечень собственных работ;
- оба вида ТО проводят в разных подразделениях.
Итак, из выше сказанного можно сделать заключение, что техническое обслуживание проводится строго по графику, а ремонт по необходимости.
Ремонт пожарных машин делается по необходимости
Как планируется техническое обслуживание
Виды технического обслуживание пожарных автомобилей – это два вида: ТО-1 и ТО-2. График, он же годовой план, для ТО-1 разрабатывает начальник технического отдела пожарной части. Этот документ согласовывается с отделом пожаротушения этой же части. План-график утверждается начальником гарнизона.
Важно! Составляя план-график ТО, начальник техотдела формирует равномерную периодичность вывода каждого пожарного автомобиля из боевого дежурства. При этом он учитывает ТО-2 и другие специфичные условия несения службы пожарной части.
Что касается ТО-2, то план-график его составления производит служба пожаротушения областного или регионального управления, которая все свои наметки согласовывает со службой вышестоящей организации, а также с отделом службы и подготовки. Утверждает этот документ начальник ОГПС или УГПС. То есть составляется он не в пожарной части. А вот выписку из него рассылают всем подразделениям за 15 дней до начала года, то есть 25-26 декабря.
Необходимо отметить, что в некоторых регионах оба вида ТО объединяются в один план-график.
ТО проводится строго по плану согласно инструкции
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
Здесь необходимо учитывать, что на службе пожарных частей есть обычные автомобили и специальные. Так вот периодичность ТО-1 для основных пожарных автомобилей – не реже 1 раза в месяц или при пробеге 1500 км. Для специальных 1 раз в месяц или при пробеге 1000 км.
Но как учесть пробег, ведь автомобиль работает и на пожаре, когда включается насос. Последний работает от двигателя. Поэтому общий пробег учитывает и время работы насоса. Отсюда формула расчета общего пробега:
So=Sпр + Sн, где Sпр – это пробег, измеряемый по спидометру, Sн – пробег, равный времени работы насоса, измеряемый в часах.
Порядок проведения первого ТО заключается в следующем:
- пожарный автомобиль выводят из боевого дежурства максимум два дня;
- проводят обслуживание на посту, к которому машина закреплена;
- само техническое обслуживание производит экипаж в свободное и рабочее время, руководитель – старший водитель;
- за основу ТО берется инструкция обслуживания пожарных машин.
Руководит ТО-1 старший водитель
Второе техническое обслуживание
Периодичность ТО-2 основных пожарных автомобилей – пробег 7000 км или один раз в год. Для специальных машин – 5000 км. Для этого автомобиль выводится с боевого дежурства на два или три дня. Проводят его водитель автомобиля и работники технической службы пожарной части.
Постановка пожарного автомобиля на второе техническое обслуживание производится в пожарно-техническом центре на посту (отдельном для каждой машины).
Сезонное обслуживание (СО)
Этот вид техобслуживания надо рассматривать, как одно из ТО. Чаще, как ТО-1. Поэтому во многих случаях СО подгоняют под график первого технического обслуживания. Сезонное ТО пожарного автомобиля проводится два раза в год (осенью и весной). Основная задача – подготовить оборудование к работе в жаркое или холодное время года. В северных регионах СО является самостоятельным видом технического обслуживания пожарных машин.
Замена шин – сезонное техническое обслуживание
Ежедневное техническое обслуживание
Цель ЕТО – убедиться, что пожарная машина готова к боевым действиям. Это мероприятие производит водитель и члены экипажа, заступающие в караул. Руководит процессом командир отделения. Что делается во время ежедневного ТО:
- заводится автомобиль с целью проверки корректной работы двигателя, насоса, прочих механизмов и агрегатов;
- если появляется необходимость, производится заправка топливом, маслом, водой и огнетушащими материалами.
Техобслуживание на пожаре
К порядку проведения ТО на пожаре подходят с тех же позиций, которые озвучены в инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля. Его чаще всего проводит водитель, но иногда подключаются члены экипажа.
Суть проведения ТО этого типа состоит в том, что во время работы всех агрегатов и механизмов машины она подвергается большим нагрузкам. И цель водителя – отследить, чтобы какой-то из узлов не вышел из строя. Поэтому не существует нормативов, которые касаются времени проведения ТО этого типа. Но в сложной боевой обстановке это делать надо все равно, в независимости от того, что происходит на пожаре.
Главное в проведении ТО этого типа – отслеживать работу мотора автомобиля и насосного оборудования. Если одно из них выйдет из строя, то толку от машины не будет.
После окончания тушения пожара полости насоса необходимо промыть. Это касается и коммуникационных трубопроводов, если тушение огня производилось пеной. Обязательно цистерну заполняют водой. После чего автомобиль направляется в пожарную часть. По дороге проверяют работу тормозов, мотора и других вращающихся деталей.
Обслуживание автомобиля во время пожара
Раньше, после прибытия машины в часть, также проводилось ТО. Сегодня это не делают. Но обязательно автомобиль моют, заполняют топливом и огнетушащим веществом, проверяют агрегаты, детали и узлы. Также проводят осмотр пожарных рукавов на предмет их технического состояния. Если оно неудовлетворительное, то шланги меняют на новые.
Было еще одно техобслуживание, которое проводилось после пробега по спидометру в 1000 км. По сути, это было ТО-1. Сегодня оно тоже отменено.
Технологический процесс технического обслуживания пожарных автомобилей
Есть две причины, почему разрабатывается технологический процесс:
- Рационально проведенный процесс исключает временные затраты непроизводственного типа.
- С его помощью рационально используется оборудование и инструменты, а также персонал поста, участвующего в проведении технических работ.
ТО пожарных машин – это комплекс действий, которые проводятся в последовательном определенном порядке. Все действия, они же операции, объединяются в группы по условиям выполнения или по характеру проводимых операций. Поэтому проводимые во время ТО работы делятся вот на эти категории:
- моечные операции, они же уборочные;
- диагностические, они же осмотровые;
- крепежные, в процессе которых подтягиваются крепежные изделия разного назначения;
- регулировочные;
- заправочные: топливо, огнетушащее вещество, техническое масло;
- смазочные, здесь производится смазка вращающихся узлов и деталей;
- шинные: замена шин, подкачка воздуха и прочее.
В видео показано, как надо проводить техническое обслуживание пожарных автомобилей основного назначения:
Заключение по теме
Итак, в статье рассмотрены виды ТО пожарных автомобилей, сроки, место проведения и их периодичность. В заключении нужно сказать, что техническое обслуживание позволяет обеспечить постоянную боевую готовность пожарной техники, максимальную надежность агрегатов и узлов, а также маневренность машины при выполнении поставленных задач.
При этом техобслуживание дает возможность выявить неполадки и неисправности автомобиля и пожарного оборудование, которое является составной частью машины. А также причины, которые могут за собой повлечь эти неполадки. То есть с помощью ТО «убивается сразу два зайца». Поэтому на каждый вид обслуживания есть инструкция, в которой четко расписано, что надо делать, ставя пожарную машину на то или другое ТО.
Источник Источник Источник http://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnye-mashiny/vidy-to-pozharnyh-avtomobilej.html
Источник Источник Источник Источник Источник Источник http://pozharanet.com/pozharnoe-oborudovanie/transport/vidy-to-pozharnyh-avtomobilej.html